Pull to refresh

Американская мечта, или Полгода в топе. Въ Умѣ

Reading time 5 min
Views 3.5K

Вместо предисловия


Прошло уже полгода с момента выхода первой версии нашего приложения «В уме». За эти шесть месяцев в жизни изменилось очень многое, но из Top 10 категории Education мы так и не выпали. Раньше меня это немного удивляло, но в конечном счете свыкся.

Со времени первой заметки об этом уникальном опыте также прошло полгода. К выходу очередной (но не последней) версии приложения приурочим это скромное продолжение истории.

Прошлое


Как это было: коротко

Для удобства читателя напомню, о чем вообще идет речь. В самом конце ноября 2011 года в App Store появилось приложение проекта «Математические Этюды» под названием «В уме». Приложение представляет из себя оцифрованный и оформленный в простенький, но чистенький интерфейс легендарный задачник С.А. Рачинского «1001 задача для умственного счета».

Тогда, шесть месяцев назад, мы вообще ни на что не рассчитывали. Просто занимались своим делом — популяризацией математики. Да и вообще, чего ожидать от приложения с двумя кнопками: проверить и следующая задача? Причем «следующая» тогда означало «следующая случайная». Вот так выглядела первая версия:

image

Содержала она около 400 задач и даже не запоминала решенные, не говоря уж о том, чтобы показывать общий список.

Итак, обреченное на популярность среди пары десятков человек приложение выплевывается на просторы App Store и в считанные дни набирает никем не предсказанную популярность.

Большие числа

Несмотря на непосредственную связь с математикой, как наукой, у меня имеется небольшая проблема с числами. Дело не в том, что я плохо считаю, а в том, что совершенно не умею оценивать порядки. Скажем, 1000 — это много или мало? А 10 000? Я помню, как задумчиво смотрел на статистику, когда мы «пробили» эти самые 10 000 и пытался понять, сколько это. Когда численность пользователей перевалила за население Андорры, я просто перестал об этом думать.

Есть одна простая вещь, которая нам кажется очевидной. Когда у вас огромная база пользователей, значительная часть из которых активна, о ней нельзя забыть, как нельзя забыть об Андорре. То есть можно, конечно, но непорядочно. Выкладывая приложение в App Store, вы берете на себя некоторую ответственность перед людьми, которым нравится ваш продукт. Лично мне тяжело отличить 10 000 от 100 000, но пропустить подобные отзывы просто невозможно:



Обновляемся

На данный момент в App Store находится третья публичная версия приложения (количество внутренних билдов сосчитать я не возьмусь). Каждая из них привнесла что-то новое как снаружи, так и внутри.

Выкладывая очередное обновление, вы уже должны представлять тот новый функционал и улучшения, которые войдут в последующее. Со второй версией все было ясно и напрашивалось как само, так и в отзывах: добавить список задач и запоминать решенные. Самая большая сложность лежала совсем не на мне, а на людях, заполнявших базу, готовивших справку и выверявших ответы.

Тем не менее, пользователей мы слушаем и внимательно читаем. Стали поступать жалобы на отсутствие поддержки iPhone 3G:



Параллельно я открыл для себя неизведанные таинства iOS. Зоркий пользователь может отметить, что у нас все переносы расставлены вручную (если быть точным, проставлены не переносы, а неразрывные пробелы). Так вот, в различных версиях iOS алгоритм отрисовки (в частности, переносов) в UILabel (компонент статического текста) отличается. Маленькая такая невинная и малоизвестная изюминка, которая удваивает количество работы по вычитке. Проблему арифметики с плавающей точкой и новым оптимизатором в Xcode описывать не буду (во-первых, все разрешилось с выходом Xcode 4.1, во-вторых, кажется, это было под NDA), лишь скажу, что убил на нее неделю. Верстка интерфейса упорно ехала на определенных устройствах. Как говорится, век живи — век учись.

И еще раз обновляемся

После первого обновления мы получили очередную порцию благодарностей и критики. Настал момент думать о следующей версии приложения. Так получилось, что несколько задач не ложились в стандартный формат ответа: либо число слишком длинное, либо ответ с выбором варианта (чаще всего барыша/убытка). Это первое, что нужно было сделать.

Чуть ли не с первого дня у нас начали спрашивать о монетизации приложения. По этому поводу сразу хочется выделить пару важных вещей:
  • Приложение было, есть и будет оставаться бесплатным. Мы рады, что оно понравилось стольким людям, и надеемся, что стольким же еще понравится.
  • Весь основной функционал приложения должен оставаться доступным любому пользователю.
  • Мы не хотим и не собираемся пичкать приложение раздражающей рекламой.

Вооружившись этим знанием, мы все же приняли решение сделать некоторый странный и изысканный вид пожертвований:



Можете представить, сколько сил занимает заново обработать и вычитать 1001 задачу, причем в дореволюционной орфографии. Также отмечу, что «подарок» можно сделать только однажды. При любой последующей попытке на любом устройстве с тем же логином Apple ID в App Store мы не возьмем с вас денег, как бы вы этого ни хотели, а сразу откроем обещанный функционал.

Наконец, всвязи со всем вышесказанным, мы смело поменяли название приложения на «Въ Умѣ». На данный момент мне не известно других примеров приложений в App Store со славной буквой ять в названии и множеством твердых знаков внутри!

Сейчас основной экран у некоторых выглядит примерно так:



Настоящее


Немного посовещавшись, мы все же решили раскрыть все пароли и явки (имеется ввиду, конечно, статистика). Анализ и выводы каждый сделает сам, а на любые вопросы я с радостью готов ответить в комментариях.

Картинки

Общее число загрузок и обновлений с момента выхода приложения:



Положение в рейтинге с момента выхода приложения:



Статистика меценатства:



Итоговые числа:



Будущее


«А что, собственно, дальше?» — спросите вы. А дальше нас ждут новые обновления! Потому что многие наши пользователи захотели видеть статистику. Некоторые из них попросили синхронизацию через iCloud. Кто-то возжелал запрятанную аж в общие настройки телефона кнопку «Сброс результатов» увидеть внутри. Еще есть те, кому хочется иметь режим «пропускать решенные». А еще совсем недавно я увидел, как тормозит анимация на 3G. У меня просто не было устройства, чтобы осознать это. Увидел, ужаснулся, срочно поправим!

В конечном итоге все это делается не в погоне за числами, а за такими вот словами:



Лично обещаю, что добавим!

Вместо послесловия


Несколько дней назад мой замечательный друг и начальник спрашивал, покажу ли я ему этот текст до публикации. «Конечно, нет! Пусть это будет сюрпризом», — ответил я. С одной стороны, я представляю единую команду, с другой — пишу исключительно от себя.

Есть такой класс людей, который не может жить без того, чтобы менять мир вокруг себя. У некоторых из них возможностей больше, у других — меньше. Не так важно, изобретаете вы новое устройство, пишете полезное приложение или облагораживаете двор, тратя на это свое драгоценное время. Главное — результат.

Представим на секунду, что одной из навязчивых идей Стива Джобса действительно была мысль дать возможность командам из одного, двух, трех, четырех разработчиков донести свое творение до десятков и сотен тысяч пользователей. Командам без гигантских бюджетов на, собственно, разработку, маркетинг, поддержку. До десятков и сотен тысяч пользователей по всему миру. Дать возможность.

Не буду лгать и признаюсь, что еще полгода назад я в это не верил. В октябре Стив Джобс ушел, а я уже не верил. В ноябре вышла первая публичная версия приложения «Въ Умѣ». Сейчас, глядя на число 230 000, я верю. Это не американская мечта, а мечта одного человека. Я верю и говорю ему спасибо!

Благодарности

От себя я хочу поблагодарить всех тех, кто со мной работал, работает и будет работать. Это наш вечный двигатель, друг и просто замечательный человек Коля Андреев, дизайнер от бога Рома Кокшаров, эстет и главный спортсмен Никита Панюнин (на плечи которого легла большая часть оцифровки и выверки). Спасибо нашим друзьям, на которых испытывались промежуточные версии. Спасибо всем пользователям за добрые слова, справедливую критику и найденные ошибки. В конечном счете все, что мы делаем, — для вас.

Интересующимся

Пока не забыл! Кажется, мы ищем разработчика под iOS. Если вам интересно поработать в маленькой и очень человечной команде, если вы любите качественный код, если вы хотите делать что-то, выходящее за рамки «еще одно приложение в App Store», напишите мне личное сообщение или на почту (мой юзер) на gmail.com. Только не рассматривайте это в качестве работы. Может быть, мы друг другу понравимся!
Tags:
Hubs:
+56
Comments 55
Comments Comments 55

Articles