Pull to refresh
0
Embox
Открытая и свободная ОС для встроенных систем

Mybuild — система сборки для модульных приложений

Reading time 9 min
Views 6.2K
Недавняя статья про новую систему сборки для Qt напомнила мне ситуацию, которая была в нашем проекте несколько лет назад — тогда мы тоже искали подходящую систему сборки. Проект довольно комплексный и ему необходимо иметь гибкую систему конфигурирования. В результате сейчас мы используем и развиваем собственную систему сборки Mybuild.

Кому интересно узнать, что у нас получилось, и что это за проект такой, которому понадобилась собственная система сборки, добро пожаловать под кат.

О проекте


Проект наш называется Embox. Это модульная и конфигурируемая ОС для встроенных систем. Как видите, конфигурируемость изначально заложена в идею проекта, отсюда вытекает и желание иметь гибкую систему сборки.

Изначально проект был маленький (хотя он и сейчас не шибко большой), и нам вполне хватало самописных makefile’ов, в них же мы задавали и все опции конфигурации. С развитием же проекта появились идеи, как бы нам описывать не просто исходники для сборки, а модули, да еще иметь возможность задавать для них параметры, прописывать зависимости и так далее.

Еще одна система сборки


Как это часто бывает, аппетит приходит во время еды. Функциональность (а заодно с ней и костыли) нарастала как снежный ком, поддерживать получившуюся инфраструктуру сборки стало довольно накладно, да и попросту неудобно, и в один прекрасный момент мы решили остановиться и посмотреть сперва на уже готовые решения.

Критику Make и его производных можно посмотреть в статье mapron, о ней я уже упоминал в начале. Добавлю, что в нашем случае рассматривалась еще система сборки Kbuild, используемая в ядре Linux. Позволю себе немного критики в ее адрес.
  • Файлы сборки и конфигурации разделены. Поэтому описывать приходится в нескольких местах (Makefile + Kconfig).
  • Параметры конфигурации задаются директивами #define, что иногда приводит к "#ifdef nightmare" в коде.
  • Отсутствуют пространства имен для опций.

Конечно, есть и преимущества:
  • Kbuild поддерживает указание зависимостей между опциям.
  • Есть несколько графических (и псевдо-графических) средств конфигурирования.
  • Стабильное развитие и поддержка со стороны сообщества.

Так или иначе, на тот момент нам казалось, что такая система слишком сложна для сравнительно небольшого проекта. К тому же, у нас уже были небольшие наработки, и поэтому было принято решение сформулировать требования и попытаться реализовать свою систему сборки.

Итак, хотим, чтобы:
  • Модули приложения описывались на простом, интуитивно понятном языке, желательно вместе с доступными опциями конфигурации.
  • Описание модуля, по возможности, содержало всю необходимую информацию для его дальнейшего использования, включая пользовательскую документацию, доступные unit-тесты и так далее.
  • Система сборки не тянула за собой уйму зависимостей вроде интерпретатора Python или Java-машины.

Так как мы начинали с обычных makefile’ов, то и получившаяся в итоге система сборки написана на чистом GNU Make.

Немного о реализации


Сказав «на чистом GNU Make», я немного слукавил. Если вы хоть раз пробовали написать что-нибудь сложнее примеров из мануала, то наверняка тоже обратили внимание на бедность встроенного языка. Поэтому первое, с чего мы начали, это борьба с убогостью языка. Вообще эта тема заслуживает отдельной статьи в хабе «Ненормальное программирование», здесь я затрону лишь основные моменты (авось кому-нибудь пригодится в своих проектах).

Улучшаем синтаксис Make

Язык Make является line-based, поэтому при написании сложных функций в несколько строк используется обратный слэш. Помимо того, что это просто неудобно, это препятствует использованию комментариев внутри функции, поскольку в Make есть только однострочные комментарии (начинающиеся с решетки и действующие до конца строки).

Исправив это ограничение, теперь мы можем писать многострочные функции без обратных слэшей, используя комментарии внутри функций и индентацию кода (табами или пробелами). Помимо этого мы добавили в язык такие возможности как лямбда-выражения, inline простых функций и другие. Вот как можно теперь переписать, например, функцию переворачивания списка:
Было
Стало
reverse = \
    $(call fold,,$1,__reverse_fold)

# Called with the following args:
#   1. An already reversed list part.
#   2. Next element.
__reverse_fold = \
    $2 $1
define reverse
    # Start from the empty list.
    $(fold ,$1,

        # Prepend each new element ($2) to
        # the result of previous computations.
        $(lambda $2 $1))
endef
Добавляем ООП

Теперь, когда можно писать более или менее читаемый код, добавим еще одну плюшку. В Make нет типизации, любые данные представляются строкой. Однако в любом приложении имеется потребность структурировать данные, так что мы реализовали набор макросов, позволяющий определять классы, а также функции для создания объектов, вызова методов и т.д. К примеру, следующий код при вызове функции greet выводит «Privet, Habrahabr».
define class-Greeter
	$(field greeting,
		$(or $(value 1),Hello))

	# Arg 1: who to greet.
	$(method sayHello,
		$(info $(get-field greeting), $1!))
endef

define greet
	$(for greeter <- $(new Greeter,Privet),
		$(invoke greeter->sayHello,Habrahabr)
		$(greeter))# <- Return the instance.
endef

После этих двух улучшений разработка пошла куда быстрее, позволив нам заняться логикой непосредственно системы сборки.

Думаем над синтаксисом


Для начала нужно определиться с языком для описания модулей и конфигураций. Как правило, для нового языка используют внутренний или внешний DSL. Внутренний DSL — это подмножество какого-нибудь языка общего назначения, обычно того, который планируется использовать для интерпретации. В случае GNU Make и его корявого языка это совсем не вариант, и остается только внешний DSL, то есть самостоятельный язык для описания сборки.

Не буду ходить вокруг да около и сразу скажу, что получившийся в итоге язык сильно напоминает Java. Лично мне нравится синтаксис Java, он хоть и многословный, зато во многом простой и понятный. Как и в Java, в Mybuild DSL есть пакеты и импорты, а описание модуля похоже на описание класса. Файлы, написанные на этом языке, мы называем my-файлами (по их расширению).

/* Our first example */
module HelloWorld {
	source "hello.c"
}

Строим парсер языка


Теперь нужно реализовать парсер этого языка. Тут тоже множество вариантов, начиная от самописного парсера, использующего, к примеру, метод рекурсивного спуска или какую-нибудь библиотеку комбинаторов, и заканчивая различными генераторами парсеров. В результате нескольких экспериментов мы остановились на последнем варианте, как на наиболее общем, а следовательно, удобном для разработки, особенно на этапе активного развития языка. В качестве генератора мы взяли GOLD Parser Builder (http://goldparser.org/), он использует простой язык описания грамматики, имеет встроенный отладчик, а главное, в нем есть возможность гибко настраивать генерируемый парсер (в нашем случае он тоже реализован на Make).

Результат работы парсера — дерево разбора.



Строим объектную модель


Итак, хочется извлекать из my-файлов как можно больше информации, а также иметь к ней простой доступ на всех этапах сборки. Ясно, что нужно иметь какое-то внутреннее представление. То есть теперь нужно превратить дерево разбора в семантическую модель.

Примерно на этой же стадии мы параллельно задумались о поддержке языка со стороны какой-либо IDE. В нашем случае это Eclipse, поскольку более половины разработчиков в проекте использует именно эту среду. Для разработки плагина мы использовали фреймворк Xtext, который по грамматике умеет генерировать полноценный редактор с подсветкой синтаксиса, автодополнением и прочими радостями современной IDE. Здесь стоит сказать, что сам Xtext базируется на EMF — известном фреймворке для моделирования. Это натолкнуло на мысль использовать технологию EMF и для разработки самой системы сборки.

Таким образом, мы получаем EMF модель, описывающую структуру нашего DSL, (ее нам любезно сгенерировал Xtext). Теперь нужно модель превратить в классы на Make. Тут нам на помощь приходит проект Xpand (его разрабатывает та же компания, что и Xtext), который позволяет по шаблону генерировать из модели текст.

Последним шагом является написание glue-кода, создающего объекты модели для необходимых узлов дерева разбора.



Вернемся к требованиям


Зависимости

Одним из первых пунктов в наших требованиях была возможность определения межмодульных зависимостей. В первую очередь это необходимо для упрощения конфигурирования конечного приложения пользователем.

В my-файле обозначение зависимости производится следующим образом.
module Foo {
	depends Bar, Baz
}

Теперь, когда у нас есть полный граф всех описанных в проекте модулей, построение замыкания подграфа требуемых модулей реализуется довольно просто.

Для удобства разработки Mybuild умеет визуализировать граф модулей, используя Graphviz. И как пример, вот визуализация графа модулей для одной из простых конфигураций Embox.


Порядок загрузки в runtime

Имея полное представление о модулях системы и зависимостях между ними, почему бы не использовать эти знания для чего-нибудь помимо собственно сборки проекта? К примеру, на основе этой информации можно определить порядок загрузки модулей во время исполнения системы. Действительно, ведь как правило загружать модуль имеет смысл только после загрузки всех его зависимостей.

Для этого в сборку включается специально сгенерированный исходник на Си, в котором статически задаются узлы и ребра графа зависимостей. При компиляции самих модулей имеется возможность ассоциировать с модулем функцию его инициализации, которая будет вызвана диспетчером загрузчики после разрешения всех зависимостей.



Параметры и опции сборки

Следующей задачей, которую мы решили, стало указание параметров для конкретных модулей. Для описания параметра используется конструкция option, a доступ к значению параметра можно получить по время компиляции, используя специальный макрос.
module HelloWorld {
	source "hello.c"
	option string greeting = "Hello, world!"
}
int main(void) {
	printf("%s\n", OPTION_STRING_GET(greeting));
	return 0;
}
И хотя пока что такой вариант не очень нравится, уже сейчас для модуля можно задавать требуемые параметры, их значение по умолчанию и переопределять эти значения во время конфигурации.
configuration Main {
	include HelloWorld(greeting = "Hello, Habrahabr!")
}

Обработка линкер-скриптов

Следующей проблемой, несколько специфичной для проекта, было то, что мы хотели обрабатывать не только исходные коды (на языках Си и ассемблера) и заголовочные файлы, но и другие ресурсы, в нашем случае это, например, специальные скрипты компоновщика. Makefile для препроцессинга и включения в сборку дополнительного линкер-скрипта в предыдущей версии системы сборки представлял из себя следующее (причем такой код нужно было написать для каждого специального линкер-скрипта).

$(IMAGE): $($_heap_lds)

$($_heap_lds): $($_SELFDIR)/heap.lds.S $(AUTOCONF_DIR)/config.lds.h
	@$(MKDIR) $(@D) \
&& $(CPP) -P -undef $(CPPFLAGS) \
			-imacros $(AUTOCONF_DIR)/config.lds.h \
-MMD -MT $@ -MF $@.d -o $@ $<

-include $($_heap_lds).d

Сейчас это выглядит вот так, а система сборки сама решает, что делать с файлом «heap.lds.S»:
module HeapAlloc {
	source "heap.lds.S"
}

Обработка прочих ресурсов

В предыдущем примере определение типа файла, указанного в source, происходило по его расширению (.lds.S). Иногда же требуется пометить определенные файлы, чтобы они обрабатывались особым образом. К примеру, в нашем проекте это файлы, содержимое которых должно быть доступно во время исполнения.

Тут мы использовали механизм аннотаций, позаимствованный опять же из Java. Первое, что мы реализовали с их помощью, это возможность помечать ресурс как требующий копирования в папку с корневой файловой системой, то есть:
module Httpd {
	@ InitFS source "index.html"
}

Аннотации можно задавать для любого типа объектов в нашем системе, будь то модули, их зависимости, файлы с исходным кодом или параметры, а также другие аннотации. Таким образом, мы надеемся, что заложили в язык хорошие возможности для его расширения.

Наследование и абстрактные модули

И наконец, я опишу одну очень интересную, на мой взгляд, фичу, которую мы не встречали в других подобных проектах, а именно возможность задания интерфейсов и их реализаций.

Поскольку у нас сильно конфигурируемая ОС, то нам нужна простая возможность изменять такие системную алгоритмы как, например, стратегия планирования. Не политика планирования, которая задается для каждого процесса с помощью флагов SCHED_FIFO или SCHED_OTHER, а именно алгоритм, по которому планировщик управляет всеми потоками (возможно, учитывая политику). К примеру, сейчас в проекте реализовано три стратегии планирования. Для самых простых систем можно использовать примитивный планировщик, который не учитывает ни приоритеты, ни другие атрибуты потока. А есть стратегия, которая использует приоритеты и учитывает, сколько уже времени исполнялся поток.

Это было маленькое лирическое отступление. Так вот, появилась потребность хотя бы простого наследования, чтобы можно было описывать требования к системе с помощью интерфейсов, а конкретные ее свойства определять с помощью их реализаций. Ну а раз появилась потребность, мы ее и решили таким вот образом:
@ DefaultImpl(TrivialSchedStrategy)
abstract module SchedStrategy { }

module TrivialSchedStrategy extends SchedStrategy {
	source "trivial.c", "trivial.h"
}

module PriorityBasedSchedStrategy extends SchedStrategy {
	source "priority_based.c", "priority_based.h"
}

Как видите, здесь тоже не обошлось без аннотации (@DefaultImpl), в данном случае, если в конфигурации нет явного указания модуля, реализующего SchedStrategy, то по умолчанию используется модуль TrivialSchedStrategy.

Заключение


Это конечно не все возможности нашей системы, например, еще можно указывать для модуля специфичные флаги компиляции, ассоциировать с ним набор unit-тестов и так далее. Но боюсь, что статья и так получилась перегруженной, поэтому, кому интересно узнать о Mybuild подробнее, возможно, пощупать руками или даже заглянуть в код, тот может найти больше информации на вики проекта.

Конечно, много еще предстоит реализовать и отшлифовать. Как минимум, мы пока не пробовали отвязать Mybuild от родительского проекта Embox, по некоторым кускам не хватает документации и так далее.

Ссылки

Спасибо, что дочитали до конца, буду рад ответить на ваши вопросы и предложения в комментариях.
Tags:
Hubs:
+10
Comments 19
Comments Comments 19

Articles

Information

Website
emboxing.ru
Registered
Founded
Employees
2–10 employees
Location
Россия