7 июня 2012 в 10:49

Джон Кармак делает шлем виртуальной реальности



В свободное от работы время Джон Кармак занимается созданием нового шлема VR. Прототип сделанного вручную устройства он показал на закрытой презентации во время выставки E3, до этого момента шлем Кармака видели только несколько десятков человек.

Внимательные читатели блога Кармака могли заметить, что он явно ведёт какие-то хардварные разработки. В своей заметке «Почему трансатлантический пинг быстрее, чем вывод пиксела на экран» Джон приводит пример огромных задержек при выводе пиксела на экран наголовного дисплея Sony HMZ-T1.

«Кармак настолько умный парень, что на простой вопрос он выдал четырёхминутный монолог с несколькими десятками длинных слов, которых я даже не знаю», — пишет журналист PC Gamer, который опубликовал видеоинтервью с Джоном Кармаком на тему виртуальной реальности.





В первой части интервью Джон показывает сделанный им прототип, рассказывает о задержке восприятия видеоинформации человеческим мозгом и почему игры для ПК восьмилетней давности всё ещё востребованы на приставках.

Наиболее технически насыщенная — вторая часть интервью, где легендарный разработчик игр рассказывает о тех проблемах, которые возникают при создании шлема виртуальной реальности. Он говорит, что «это самая восхитительная демонстрация VR, которую он видел в жизни, хотя где-нибудь в лабораториях НАСА могут прятать нечто ещё более крутое».



Шлем VR от Кармака сейчас больше напоминает очки на резинке с отдельными наушниками, но дисплеи полностью закрывают поле зрения человека.
Анатолий Ализар @alizar
карма
751,5
рейтинг 18,2
Пользователь

Комментарии (32)

  • +4
    Эххх, помню Descent на VFX-1. 320x240, от полёта через 10 минут подташнивать начинало… Ностальгия.
    • 0
      Как я понимаю, вы про полеты с видеоочками?
      • +2
        Шлем VFX-1 (на фото не я)


        Году эдак в 96-м на выставке пробовал, это тогда мечта любого геймера была
        • +1
          Просто я периодически смотрю в сторону видеоочков. В Ил-2 летать. Но хочу пообщаться с теми, кто имел опыт использования. Стоит ли.
      • 0
        С полётами FPV не путаем, щас говорим именно про компьютерные игры
    • 0
      Я тоже, будучи фанатом Десента, попал на Комтеке (ох, давно это было) на десент в шлеме, и как же меня перло на insane играть тогда, жалко шлем отобрали другие фанаты. До сих пор мечтаю о таком шлеме.
  • +18
    Очень странно, но шлемы виртуальной реальности развиваются подозрительно медленно.
    В магазинах их нет, у знакомых нет, хотя первый я видел в 1995 году.
    • 0
      Они, как и очки, иногда появляются иногда опять исчезают. Например я помню, что в 2006 году очками и шлемами было много магазинов завалено. Тогда же nvidia делала специальные видюхи с выходом под очки виртуальной реальности. Но народ не стал покупать, или они не стали пиарить, так что всё на том же уровне и осталось.
      • 0
        Ибо всё это было смешных разрешений и куцым углом обзора.
        А развитию мешает (мешало) отсутствие доступных AMOLED-экранов.
        Сейчас полно нормальных моделей ценой от 2500 баксов и до бесконечности.
    • +1
      Видимо мешают стереотипы с фобиями.
      Даже обыкновенный мотоциклетный закрытый шлем для многих не приятен и противен. Как мото любитель с 12 летним опытом могу сказать, что случайные попутчики без проблем берут каску, но если им предложить полностью закрытый шлем, то многие смотрят на него с опаской.

      Рация, которая у меня встроенная и вовсе вызывает отвращение у некоторых. Пару лет тому назад дискутировали на эту тему с партнёром и пришли к выводу, что люди просто боятся оторваться от реальности. Должно быть у многих есть такой страх — потерять связь с реальностью.
      • 0
        Очень метко, насчет связи с реальностью. Тоже очень некомфортно чувствовал себя в шлеме. Во-первых — серьёзная звукоизоляция (даже мотор слышишь совсем по-другому), во вторых — если шлем недостаточно легкий, уже не получится рывком оглянуться, ибо инерция. Ну и скорость совершенно не так чувствуется. Едешь как симуляторе каком-то.
      • 0
        На самом деле проблема как раз в другом, те шлемы что были и есть (имеются в виду доступные по сравнению с ценой за монитор) убоги и как раз не дают отрыва от реальности :) Геймеры это не те люди что боятся отрыва от реальности :D
    • +1
      Слежу за этой темой со времен VFXов.

      Первопричиной заморозки была высокая стоимость при отсутствии приложений и понятных мотивов покупать девайсы (экзотический контроллер для пары игр за 2000$ — неубедительное предложение для консьюмерского рынка).

      Вторую причину изложил Кармарк в последних интервью (на видео). Он решил разобраться — в чем же причина отсутствия нормальных HMD, раздобыл пяток самых ходовых моделей, разобрал на запчасти и стал пробовать собрать что-то нормальное. Как оказалось, одна из основных причин, в том что никто не производит подходящих дисплеев. Нужны дисплеи с большим разрешением и высокой частотой обновления.

      Чего он добился сейчас — собрал самый совершенный девайс в истории:
      1. С помощью специальных линз сделал доступным широкий угол зрения.
      2. Софтом скорректировал рыбий глаз, который создавали эти линзы.
      3. Опять же хаком софта, увеличил частоту обновления на доступный максимум (фактически убрав vsync)

      Ну и сделал «на коленке» убедительное «кручение головой персонажа».

      Его мета-задача — показать что «настоящая VR» возможна уже сейчас. И убедить больших производителей железа, все-таки начать делать подходящие дисплеи и похожие девайсы. С Этим прототипом у него похоже есть все шансы запустить «перерождение шлемов VR». Ура! :)
  • +3
    Вот уж действительно — мечта любого геймера 90-ых
  • +2
    я так болел этой темой, после того как в 95 поиграл в дум в, что в 2010 не пожалел денег и купил vr920. Остался ими недоволен. Цветопередача отвратительная (или я что-то не настроил, но «из коробки» так), относительно тяжелые, давят на нос и съезжают, даже салфетку подкладывал. Пробовал разные игры, но все как то не то, и продолжил играть на обычном экране.

    От кармака буду ждать хороших очков! В игровой софт индустрии он себя показал, может и в хардваре покажет )
  • 0
    Я двумя, нет, четырьмя(!) пальцами за! разработку enduser-ного девайса компетентными людьми.

    99% гаджетов делаются непонятными академиками.
    Например, из джоев в своей жизни я встретил только модели две, наверное, которые были удобны виртуальным пилотам. Остальные 20 были из дурдома.

    Потому виртуальные каски и тормозят в развитии, что их грамотные люди не пытались делать.
  • 0
    Никогда раньше не юзал такие очки/шлем, но хотелось бы попробовать поиграть в какой-нибудь FPS с ними. Мне что интересно: как будет устроен обзор в таких играх? Мышью будет управляться только положение тела и оружия, и камера от мыши будет отвязана полностью? Ну как в танковых симуляторах — отдельно управляешь корпусом и отдельно башней. Только тут вместо корпуса — тело, вместо башни — голова со шлемом :)
    • 0
      Думаю, что мышку в качестве позиционирования в пространстве заменит голова или тело, а всё остальное — возможно какой-то просто наручный манипулятор, типа геймпада.
      • 0
        В Quake так не поиграешь. Хотя я был бы не против от таких очков, причем чтобы там вышло 2 экрана по 1080p на каждый глаз. В итоге можно достичь угла обзора 180%, а если еще на каждый глаз немного другое изображение давать для получения 3D то играть будет просто чудестно. Ну конечно же рука на клаве и мышке.
        • +1
          Если играть в Quake, как обычно играют, минут через двадцать стошнит, даже если мышкой экран крутить, а если не мышкой, то заодно и шея отвалится. Суть не в том, чтобы больше фрагов набрать, а чтобы уровень погружения в игру был выше. Silent Hill с друзьями ждут не дождутся.
  • 0
    А кто может объяснить, почему эта тема настолько заглохла? Ведь сама идея отличная и в 90-х явно был тренд, но он куда-то исчез. Не смогли достичь приемлемой стоимости или качества? Или, может, физиологические трудности (болят глаза и всё такое)? Почему?
    • +1
      Просто правительства посмотрели газонокосильщика, и решили что опасно, если в мире начнут клепаться такие индивиды в домашних условиях.
  • 0
    Джон, доделай вначале Doom 4, а потом делай что хочешь…
  • –2
    Современный образ жизни не соответствует задуманному природой. Глаз человека устроен как у хищника: он приспособлен для того, чтобы смотреть вдаль. В норме глаз взрослого человека может работать вблизи не более 2-х часов в сутки. Однако человек вынужден постоянно и в течение длительного времени фокусироваться на объектах, расположенных вблизи (на мониторе компьютера, например). Это приводит наш зрительный анализатор к декомпенсации, т.е. к поломке.
    Чтобы не «сломаться» от переизбытка работы на близком расстоянии, глаз начинает «подстраиваться» под непривычные для него условия – а это патология! Цилиарная мышца, на которой подвешен хрусталик, спазмируется. Хрусталик лишается возможности менять свою кривизну, «зависает» на близком расстоянии, и глаз не может воспринимать предметы на дальнем расстоянии, увеличивается в своем размере. Сетчатка так же растягивается и истончается, возникают дефекты на периферии и в центральных зонах. Возникает ложная приобретенная близорукость, так называемый «компьютерный синдром».
    www.zdravitsa.ru/nashi-uslugi/opisanie/spazm-akkomodacii-kompjuternyj-sindrom.html

    А теперь представьте, что экраны располагаются в 3-5 см от глаза. Думаю, пары часов игры хватит, чтобы получить спазм аккомодации и стать близоруким.
    • +2
      Жуть какая, столько настрочить и даже не попытаться узнать как устроны подобные очки.
    • +2
      Почему же тогда существует большое количество людей, сидящих перед монитором днями и ночами, имеющих при этом хорошее зрение?
      • +1
        Потому что мы делаем гимнастику для глаз.

        Вообще, больная тема. Даже с идеальной наследственностью, если просто просиживать за компом по 12 часов в день, то зрение просядет. Просядет хорошо. Если же заставить себя делать перерывы и хотя бы банально смотреть в окно, есть возможность сохранить глаза в норме.

        ИМХО, тут главное — система. Ну и заставлять себя придется, это да.
        • +1
          Тут зависит от человека, в детстве было зрение так себе, сидел за телевизором — улучшилось. Последние наверное года 2 сижу чуть ли не весь день и всю ночь (ну конечно отрываюсь от компа иногда, и бывает с телефона/планшета сижу) так вот зрение улучшается. Сейчас я сижу в полтора метрах от 21 дюймового экрана и лекго читаю шрифт
    • +2
      А теперь представьте, что экраны располагаются в 3-5 см от глаза.

      Если я правильно понял ваше описание, то солнечные очки, даже без диоптрий, постоянно находящиеся на расстоянии сантиметра от глаза, убьют зрение за пятнадцать минут.
    • 0
      Что если создать интерфейс, в котором надо будет фокуссироваться? Например меню будут уходить в глубину и т.д. то есть можно фокуссироваться на ближние и дальние объекты например игры.
    • 0
      есть такая наука, оптика называется, почитайте, что такое окуляр
    • 0
      А разве полувековой опыт военных не годится для применения в таких шлемах?

      Индикатор на лобовом стекле

      При разработке систем ИЛС особого внимания требуют следующие факторы:
      поверхность, на которую проецируется изображение, должна быть совершенно прозрачной и не препятствовать обзору;
      формируемое изображение должно быть коллимировано (спроецировано на бесконечность) — в противном случае лётчику придётся постоянно перефокусировать зрение при переключении внимания с объекта в закабинном пространстве на показания ИЛС. Будучи спроецированным в бесконечность, изображение ИЛС видится всегда в фокусе вне зависимости от того, куда смотрит лётчик, и не требует затрат времени на аккомодацию.

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.