22 июня 2012 в 00:05

Развитие образного мышления

image

Пламенный привет, дорогие хабравчане!

В своей дебютной статье я хочу рассказать вам об упражнениях-играх на развитие образного мышления, которые будут полезны не только людям творческих профессий: в отличие от упражнений на развитие воображения, в которых идет доминирование правого полушария, прокачка образного мышления активно задействует аналитические способности, а это уже симбиоз двух полушарий. Поэтому эти упражнения прекрасно подойдут не только для получения каких-либо плодов для людей, чья работа хоть как-то связана с образной информацией, но и любому человеку, который хочет иметь острый ум и налаженное взаимодействие обоих полушарий мозга.

Упражнения следует выполнять в комфортной обстановке: отсутствие ограничения по времени, отсутствие соревновательной мотивации и критики действий, средняя степень мотивации достижения. В упражнениях ценится не только количество произведенных ответов, но и их оригинальность. Протестировать свое образное мышление можно в одной из глав замечательной методички «Диагностика и активизация творческих способностей».

Приветствуются тренировки на доморощенном по ходу дела сырье (загогулины, кляксы, друдлы и прочее). Приложенные примеры к упражнениям, не имеющие ссылку на автора, выполнены мной.

Каждому упражнению можно посвятить отдельную статью (что я постараюсь сделать в будущем), пока же быстрый обзор основных.

Друдлы
Одна из рекламных кампаний бразильской школы креатива была основана на этом простом упражнении, когда несложную линию или фигуру требуется разрисовать по своему усмотрению:

image

Можете использовать заранее растиражированные несложные фигуры на А4-листе либо отталкиваться от собственных спонтанных линий по ходу упражнения.

Кляксы
В отличие от предыдущего упражнения, где мы использовали линии, в этом требуется вдохновляться сплошными фигурами: кляксами, пятнами, облаками и другими любыми абстракциями:
image

Кляксы не обязательно могут быть монохромными: посмотрите какой цикл работ, основанный на цветных пятнах, получился у замечательного португальского иллюстратора Filipe dos Santos:

image
image

Образное выражение
Суть упражнения в рассказе вербальной смысловой единицы (фразы, предложения) в образном варианте.
Чем-то это упражнение напоминает старые добрые ребусы. И действительно, часто из таких занятий получаются отличные «ребусные» логотипы:

image
image
image
image
Авторы: Richard Fonteneau, Jens Wickelgren, s-farm, Helms Workshop

Если не хочется тратить время на обдумывание фразы, можно использовать афоризмы, пословицы, слоганы, названия и фразы из песен, фильмов и прочие известные выражения:

image

image

image

В сети популярны иллюстрации, в которых отображены словесные выражения-казусы типа «Медведь собирает грибы в лису», «Курицы – не сушки», «Рыба пила» и прочие:

image
Автор werebober

Желающим подробнее изучить соотношение знака и смысла поможет семиотика.

По образному подобию
В этом упражнении требуется найти образные синонимы объекта в целом либо его отдельных частей. Например: cкрипка ~ талия ~ бутылка.

Цепочка может быть либо центрированной (синонимы вытекают от изначального варианта), либо последовательной (синонимы цепляются от предыдущего варианта), либо хаотичной (какая-либо последовательность не соблюдается).

Можно усложнить упражнение и составлять цепочки не только по образному подобию, но и по функциональному, прикладному и прочим. Эта методика называется визуальной матрицей.

Калейдоскоп
Суть этой игры очень простая и основана на соотношении объекта и нашей проекции на него. В этой игре мы просто жонглируем нашими проекциями на наблюдаемое. Избитый пример – стакан наполовину пуст или полон.

Достаточно просто выписывать варианты вербально. Для умеющих рисовать открывается больше возможностей: можно по новому взглянуть на знакомых личностей, привычные процессы, бытовую жизнь и другие аспекты нашей жизни:

image

image
Из дембельского альбома Бритни

Именно поэтому так популярны ресурсы с подобными плодами (демотиваторы, блоги, например, Проснись, группы в соцсетях): свежий взгляд на избитые образы, мнения, процессы всегда удивляет и смешит.

image

На этом мой обзор заканчивается. Буду рад комментариям, в которых вы расскажете о методиках и упражнениях, не упомянутых в этой статье.
Александр Матюх @amatyukh
карма
19,0
рейтинг 7,2
Игровод-хоровод

Комментарии (83)

  • +2
    Тема клякс не раскрыта!
    • 0
      Как и указывал в начале статьи, раскрою в отдельной статье )
    • +59
      Вы про знаменитую картинку?

      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • +2
          Ну как бы значок внизу слева намекает.
          • +1
            Если честно, я только вот сейчас, увидев эту картинку раз в десятый, догадался что здесь нарисовано.
            • +3
              Тогда объясните тем, кто видел эту картинку только восемь раз и пока нифига не понимает)
              • +20
                побуду КЭПом — интимная стижка
                • +1
                  ох, это слишком сложно — в жизни б не догадался
                  • 0
                    хабр версия как отражение креатива не только в умах но и в действиях.
              • +9
                Сразу видно, что тут айтишники сидят)
      • –5
        +
      • 0
        Именно про нее.
  • +15
    Каждый раз смеюсь над картинкой «Медведь собирает грибы в лису»
    А по существу, ждем статьи подробно о каждом. Думаю будет интересно!
    • 0
      Да, каждая техника своеобразна, поэтому исследуем каждую технику в отдельных обзорах
      • 0
        Если честно, то уже сидим с женой и рисуем под нолики картинки. Она художник, у нее преимущество, я так думаю)
        • 0
          Друдлы — занятие для любого человека увлекательное ) В будущем подготовлю шаблоны для распечатки с разными фигурами. Они будут доступны в обзоре, посвященному друдлам
          • 0
            надеюсь это будет первый обзор)
    • +1
      Обратите внимание на прорисовку берез. Это не копи-паст, как сделали бы некоторые художники. Березы разные! Браво!
  • +17
    • +28
      Согласен, добавить нечего.
  • +4
    Отдельный плюс за первую иллюстрацию
    • +1
      Спасибо
  • 0
    «Зв двумя зайцами» — хорошо :)
    Эта картинка определённо пригодится (машинально даже прочитал «фильм Никиты Михалкова»).
    • +1
      Спасибо ) Эта иллюстрация — тренировка к дизайн-игре "Минимализм-постеры отечественных фильмов и мультфильмов". Там много интересных работ
      • 0
        О! Спасибо за ссылку! В последней игре «Что? Где? Когда?» как раз по этим картинкам один вопрос был и я не смог найти их в интернетах. Интересная вещь)
  • +2
    Класс. Каждый раз кажется, что на это нет времени, хотя время на просмотр ютуб и чтение хабра находится стабильно.
  • 0
    Автор слукавил написав, что это его дебютная статья.
    Могу порекомендовать хорошую книгу на тему визуального и образного мышления «Slide:ology. Искусство создания выдающихся презентаций»
    • 0
      Спасибо за ссылку. Я имел ввиду, что статья дебютная на Хабре
  • 0
    Где я могу заказать футболку с овечкой?
    • +1
      Правами на хабра-логотип я не обладаю, поэтому это надо с администрацией обсуждать
      • 0
        А правами на овечку? ;)

        В любом случае, подкинул идею специальным людям
        • 0
          Спасибо большое за репост, не знал о таком конкурсе. Идей хватало, лень было все отрисовывать. Ваш комментарий как раз кстати: хотел узнать об аттрибутике (наклейках, постерах, иллюстрациях) на хабра-тему и как-куда добавлять свои
    • +1
      Согласен, овечка вышла потрясающе. Я бы себе наклейку на комп заказал =)
  • +3
    Между тем, латеральность полушарий мозга — миф.
    • +1
      Я так не думаю, поиграйте в Алфавит
      • +1
        МРТ и ПЭТ Алфавит не интересен :) Я имею в виду, бытовое толкование латеральности мозга, мол, справа все иррациональное и творческое, а слева логика и математика — неверно. Разумеется, в мозге выделяются различные функциональные области, и они неплохо исследованы, но такого четкого разделения по выполняемым когнитивным функциям нет. И математика, и творчество, и вся остальная высшая деятельность размазаны по коре и выделить какие-то конкретные зоны, отвечающие за конкретные проявления высшей психики и мышления, нельзя. Вещи попроще выделяются, скажем, амигдалы, отвечающие за аффекты (частично), гипоталамус, в котором локализована часть системы вознаграждения, и т.п. Но и здесь нет четкого разделения, одни и те же структуры могут участвовать в нескольких процессах, и наоборот, конкретная функциональность может обеспечиваться несколькими областями мозга. Закономерности прослеживаются, но они не настолько четкие, как принято считать.
        • +1
          Мне кажется это как раз тот случай, когда «это даже не неправильно».
    • 0
      Пациенты с афазией Брока и Вернике с вами не согласны.
    • +1
      Ага, но по загадочной причине прямо во многих популярных статьях о творчестве начинается эта муть про «творческое» полушарие, «логическое» полушарие. Видимо авторам кажется, что это добавляет наукообразности и делает статью лучше. На всякий случай, начать знакомство с темой, можно, например, отсюда en.wikipedia.org/wiki/Lateralization_of_brain_function
      • 0
        Согласен полностью :-) Очень удобная концепция: простая, правдоподобно выглядит и позволяет доказать что душе угодно.
  • +1
    Жуть! Меня даже «друдлы» с кружочками в ступор вводят — ничего кроме велика, глаз, ноздрей, розетки, двух кнопок (reset, power), делящейся клетки, яичницы и всяких извратов типа «две ноги слона, вид снизу» на ум не приходит :-( Неважный из меня креативщик… :-(
    • +7
      Хера себе! «Две ноги слона, вид снизу»… Я б до такого никогда не додумался, да и вообше, раза в два меньше идей. А еще дизайнером работал)
    • 0
      Не переживай, практика и наблюдательность все разовьет )
    • +1
      Просто вы никогда не задумывались об этом всерьёз.
  • 0
    Развивает мышление смотреть на вещи под другим углом. Автору спасибо!
  • +9
    Логотип хабра напоминает наушники в моем кармане
  • +1
    Рецепт из детства — рисуем на бумаге произвольную загогулину (не отрывая от листа ручку) аля логотип хабра и передаем партнеру по игре, чтобы он дорисовал что-нибудь интересное. И не надо никаких принтеров и заготовок «друддлов». Нас с сестрой так родители развлекали… Теперь понимаю, что это было весьма полезно.
    • 0
      Как и писал в начале статьи, я сторонник спонтанных загогулин по ходу дела. Но и в распечатанных есть тоже свои плюсы. Коллективное рисование неплохо распространено в вузах на скучных лекциях ) Расскажу о нем в статье о друдлах.
  • +1
    Что делать, если я рисовать не умею?
    • +2
      У каждой из техник есть вербальный вариант, эти подробности будут изложены в отдельных обзорах по каждой технике. Например, вербальные друдлы, где ответы могут быть не только по образному подобию: «Два кольца — пол-Ауди; кольца молодожен; брусья; есть в парашуте; мотоцикл-велосипед; очки-глаза; сережки; ножницы и т.д.»
      • 0
        Как быть с чувством неловкости, когда выписываешь свободные ассоциации?
        • +1
          Правила те же, что и при мозговом штурме: на первом этапе никаких ограничений и стеснений, более-менее удачные варианты сразу записываются и лишь потом на перекуре рассматриваютя и обсуждаются. Важно выйти в своеобразный поток, когда идеи приходят сами собой. Для наработки такого «автоматического» навыка существует ряд упражнений, например, автоматическое письмо или спонтанный танец. Упражнения даются на тот канал, в котором ступор, или на единый поток.
    • 0
      А всё остальное сразу умели? Учиться никогда не поздно. Бывают, конечно, патологическое неумение рисовать (сродни дисграфии, наверное), но чаще люди просто не очень и пытаются. Да, кому-то проще, кому-то тяжелее — так в любом деле.

      А ещё есть вариант не страдать и заниматься тем, что нравится, и к чему есть способности.

      Если нет желания, то просто неприязнь выработается.
      • +1
        Думаю, тут речь идёт о другом: как мне проходить такие тесты и развиваться, если я не умею и не люблю рисовать? Это моя позиция, я с детства не люблю рисование, зато обожаю музыку и сам играю на ряде инструментов. Нельзя всех одинаково воспринимать))
        • 0
          Просто мне кажется, если не умеешь рисовать то варианта 3:
          1. Не рисовать.
          2. Не париться и рисовать как умеешь (можно подумать рисунки на кружочках имеют художественную ценность).
          3. Учиться рисовать.

          Причём 2 может перейти в 3.

          Рисунок в данном случае лишь конкретизация образа «в голове». Закрепление.
          • 0
            Все верно, суть упражнений в генерации идей, а не отрисовке вариантов. Научиться рисовать сможет абсолютно любой человек при наличии желания. Этому посвящена одна замечательная книга
        • 0
          У разных людей по разному развиты отдельные каналы восприятия, поэтому и даются общие вербальные варианты упражнений, чтобы любой человек мог полноценно ими заниматься. Для общего развития очень сильны упражнения асинхронной гимнастики и мелкой моторики, а игра на музыкальных инструментах прекрасно подходит под эти категории
          • 0
            А набор текстов на клаве? :)
            • 0
              Если подключить не связанную с тем, что печатаете речь — замечательное будет упражнение )
    • 0
      Ричард Фейнман здесь будет хорошим примером :-)
    • 0
      Чертить умеете? Круг можете нарисовать? Прямоугольник? Квадрат? Треугольник?
      Если можете, значит и рисовать умеете, только часть техник не освоена или не отработана.
      • +8
        Ваш комментарий напоминает популярную картинку.
        image
        • 0
          Я и кружочки такие нарисовать не смогу для совы :(
        • 0
          Тут на лицо не пропорциональность до и после.
  • 0
    Автору респект! Если доберешься до латерального мышления Де Боно в последующих обзорах, будет вообще замечательно. По его книге «Шесть шляп мышления» мой знакомый педагог в школе с детками удачно провел несколько занятий. При этом она педагог по информатике и сумела подружить и информатику и творческое мышление. Вспоминается фильм «Игры разума». Там у главного героя как раз образное мышление шло в ногу с аналитическим. Вообще говорят, что у гениальных людей образное мышление обычно зашкаливает. У того же Теслы, например. Часто захожу на сайт Развитие творческого мышления и интеллекта Там тоже много любопытных задачек.
    • 0
      Спасибо. Латеральное мышление — вещь интересная, но не совсем подходит к тематике цикла статей. А шесть шляп мышления — расширенная модель упрощенной «мечтатель, реалист, критик». Это уже вопрос позиции восприятия и множественного описания. Для детального знакомства — "Новый код НЛП, или Великий канцлер желает познакомиться". Там же хорошо рассказано о содружестве аналитического и образного мышлений (сознательного и бессознательного).
  • 0
    1) для развития образного мышления и синхронизации полушарий есть обалденная методика
    _http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3999757 в русском варианте она называется «Неужели я гений?»
    в англоязычном «Einstein Factor» (есть и текст, и аудио на Demonoid.com)
    очень интересная методика. Рекомендую прочитать и попробовать хотя бы один раз.
    суть методики в технологии «потока образов».
    _http://www.winwenger.com/imstream.htm
    2) в качестве динамического метода синхронизации полушарий очень хорошо подходит так называемый «Танец Шивы»
    _http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1956749
    и на русском _http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1936157
  • +1
    У проекта над которым я сейчас работаю тоже есть методика развития образного мышления, она еще и на детях протестирована :)
    • 0
      Веселое название проекта ) Вариация упражнений с кляксами
      • 0
        О да! Название досталось по наследству, но привлекает внимание хорошо :)
    • 0
      Добавлю, что проект называется «Брашечка» и делаем мы его с экспертами по детскому творчеству, развитию воображения и визуального мышления.

      Суть похожая, человеку даются кусочки материала (абстрактного или конкретного) и в процессе работы с этим материалом (рисовании и конструировании) воображение очень хорошо стимулируется. И результат выглядит красиво, так что для тех кто не умеет рисовать — самое то!
      • 0
        Это апп или в вебе надо играть?
        • 0
          Пока только в вебе. Приложения еще в разработке
      • 0
        А в чём смысл? Просто рисовать что в голову придёт?
  • +1
    Про медведя и лису — автор вполне известен и, пожалуй, вы можете сказать ему спасибо, ибо он есть на хабре — werebober. Рекомендую обновить топик.
    • +1
      Спасибо за наводку, обновил
    • 0
      На волне популярности впору оставить свой первый комментарий на хабре :) Привет, хабралюди!
      • 0
        2.5 часа искал тебя через лепросерч :)
  • +1
    Сиськи только 26-ые в Друдлах, впечатляет! Вот что значит Творческий Человек
    • 0
      Это смотря как считать :)
    • 0
      Я был удивлён, что ничего другого, более мужского, не нарисовали. Или это только у нас на заборах, стенах да асфальте постоянно рисуют?
  • 0
    Удивительно, что никто еще не вспомнил такую гениальную книгу как Thinkertoys: www.amazon.com/Thinkertoys-Handbook-Creative-Thinking-Techniques-Edition/dp/1580087736
    Не знаю, увы, есть ли она по-русски, но книга обалденная.

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.