Пользователь
0,0
рейтинг
24 июня 2012 в 18:03

Разработка → Краткий обзор корпоративных порталов

   Наличием корпоративного портала у себя в компании уже никого не удивишь. Все больше крупных и средних представителей бизнеса так или иначе сталкивались с выбором и внедрением портала. И тем не менее, многие предприятия еще стоят на пороге принятия решения о запуске проекта внедрения корпоративного портала. Надеюсь, мой краткий обзор поможет Вам сделать первый шаг в этом направлении.
   Итак, все портальные решения, представленные сегодня на рынке, можно условно разделить на три группы:
  • платформы для создания корпоративных порталов;
  • коробочные продукты (готовые решения) на базе платформ;
  • решения, предлагаемые как SaaS сервис (облачные решения).

   Рассмотрим их последовательно.

Платформы для создания корпоративных порталов


   Платформы для создания портальных решений в свою очередь делятся на коммерческие, такие как
Oracle WebCenter Suite, MS SharePoint, IBM WebSphera, 1С-Битрикс
   и открытые, такие как
Joomla!, Jboss, Plone, Drupal, Jive и др.

   Платформы используются для разработки корпоративных порталов под конкретное техническое задание (ТЗ), и теоретически лучше других групп удовлетворяют потребностям заказчиков. Если составлено грамотное ТЗ, если в нем описаны все потребности компании, то в подобном решении они будут реализованы.
   Здесь вспоминается история про неустрашимых спартанцев: Когда Филипп Македонский (отец Александра) подошел к стенам Спарты, он направил спартанцам послание, в котором говорилось: «Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что, если я захвачу Спарту силой, если я сломаю ее ворота, если я пробью таранами ее стены, то беспощадно уничтожу всё население». На что спартанцы ответили: «Если».
   И действительно, очень сложно до начала тестовой эксплуатации системы предусмотреть все возможные способы ее использования. Это может стать причиной срыва сроков по проекту и/или выходу за утвержденный бюджет.

Готовые решения на базе платформ


   Коробочные продукты (готовые решения) делится на решения, построенные на базе коммерческих платформ: IBM WebSphere Portal, Oracle Portal 11g, SAP NetWeaver Portal, DeskWork, Ittilan Portal, WSS Portal, 1С-Битрикс: Корпоративный портал, и открытые решения: Liferay Portal, Alfresco, JomPortal, Jive, Jahia и др.

   Все эти продукты можно разделить на несколько групп:

  • тяжелые коммерческие решения для крупных компаний (IBM WebSphere Portal, Oracle Portal 11g, SAP NetWeaver Portal);
  • коммерческие решения для средних и крупных компаний (DeskWork, Ittilan Portal, WSS Portal, 1С-Битрикс: Корпоративный портал);
  • открытые (бесплатные лицензии) решения для средних и небольших компаний (Liferay Portal, Alfresco, JomPortal, Jive, Jahia).

   Далее я дам краткое описание перечисленным готовым решениям. В описании приведены примерные цены на лицензии, которые не включают проект внедрения портала. Окончательные цены на лицензии и стоимость внедрения узнавайте у поставщиков решений. Из практики стоимость проекта внедрения может значительно превышать стоимость лицензий:

  1. Тяжелые коммерческие решения
    1. IBM WebSphere Portal (www.ibm.com ) — готовое портальное решение на базе платформы IBM WebSphere. Решение с большим количеством функций для размещения материалов, совместной работы и дистанционного обучения. Функционал системы построен на модулях — приложениях, которые могут быть доработаны при помощи WebSphere Portlet Factory. Полноценная автоматизация любых бизнес-процессов, в том числе рутинных операций (заказ визиток, заказ канцелярии, заявки на подбор персонала, резервирование переговорных и др.) и механизмы проектного управления с отслеживанием этапов, сроков и назначением ответственных за задачи пользователей. Из недостатков: тяжёлая система рассчитанная на крупные компании с большим количеством одновременно работающих пользователей, соответственно высокая стоимость владения системой. Примерная стоимость лицензий — 1 500 000 руб. (либо 300 именных лицензий, либо сервер 2 процессора по 2 ядра).
    2. Oracle Portal 11g (www.oracle.com) — полноценное портальное решение на базе Oracle WebCenter. Очень сильно представлены средства бизнес аналитики, полноценная коллективная работа с документами, задачами и проектами. Развитые средства автоматизации бизнес-процессов. Отдельно хочется отметить поиск и индексирование информации, как внутри портала, так и во вне. Идеально подходит для компаний, уже использующих продукты от того же производителя. Из недостатков: Сложная система, о запуске в короткий срок можно забыть, высокая стоимость владения. Если на предприятии уже используются корпоративные системы от другого производителя, придется повозиться с интеграцией. Примерная стоимость лицензий 600 000/процессор.
    3. SAP NetWeaver Portal «Портал предприятия» (www.sap.com) — еще одно портальное решение верхнего уровня. Удобно реализованы функции интеграции различных систем — функция единой точки доступа к информационной системе компании. Основная нацеленность на групповую работу, управление проектами и коммуникации сотрудников. Одна из ключевых компетенций портала на базе SAP — управление базой знаний компании. Позволяет автоматизировать существующие бизнес-процессы и оптимизировать документооборот. Есть возможность получить доступ из портала не только к приложениям SAP, но и к приложениям других разработчиков. Существует возможность доработки портала в среде SAP Portal Content Studio и через набор разработки SAP Portal Development Kit. Из недостатков: сложная в администрирование и настройке система, высокая стоимость владения и масштабирования. Отсутствие открытой информации о стоимости лицензий, но уровень цен соответствует классу.

  2. Коммерческие решения среднего класса
    1. WSS Portal (www.wss-consulting.ru) — готовый корпоративный портал, включает большое количество функций, информация о компании, управление заявками, страницы подразделений и управление проектами. Отлично реализованы: Форумы, фото и видеогалерея, голосования и FAQ. Поиск как по содержимому портала, так и по внешним источникам. Разграничение прав доступа на уровне документов. Полноценная интеграция с продуктами MS. WSS Portal один из лидеров на рынке порталов на базе MS SharePoint. Из недостатков: ограничения связанные с операционной системой — работает только на Windows + MS SharePoint Server 2010, примерная стоимость лицензии 450 000 рублей, стоимость стандартного внедрения (с учетом лицензий) — 895 000 рублей.
    2. DeskWork (www.deskwork.ru) — готовое решение, закрывающее все базовые потребности компаний в корпоративном портале. Структура компании, адресная книга, новые сотрудники и дни рождения, управление заявками и задачами. Совместные календари и др. Из недостатков: ограничения, связанные с операционной системой — работает на Windows. Бюджетный вариант портала на базе SharePoint Foundation, примерная стоимость лицензий 120 000 руб – неограниченное количество пользователей.
    3. Ittilan Portal (www.ittilan.ru) — коробочное портальное решение на базе SharePoint, более 60 готовых модулей. На главной странице выводятся новости и мероприятия компании, информация о последних документах и сообщениях в форуме, дни рождения и новые сотрудники. Отображение основных показателей деятельности компании (KPI). Управление проектами, электронное хранилище документов и модуль работы с заявками. Из недостатков: ограничения связанные с операционной системой — работает на Windows. Удобный телефонный справочник и база знаний компании. Примерная стоимость лицензий 400 000 руб.
    4. 1С-Битрикс: Корпоративный портал (www.1c-bitrix.ru)— коробочный интранет, реализованы функции социальной сети и групповой работы. Управление проектами, функции CRM, ленты новостей, микроблоги и рабочие группы. Автоматизация рутинных операций. Интеграция с продуктами MS (Exchange, AD, SharePoint). Расширенные функции поиска, полнотекстовый, по тегам, по содержанию, с учетом рейтинга документов. База знаний компании и групповые календари с возможностью интеграции с Outlook и ical. Модуль обучения сотрудников и вакансии для сотрудников. Визуальная структура компании. Из недостатков: Сложный в доработке. Примерная стоимость (неограниченное количество пользователей) 300 000 руб.

  3. Открытые решения с нулевой стоимостью лицензий
    1. Liferay Portal (www.liferay.com) — корпоративный портал с открытым исходным кодом, разработанный на базе Java. По мнению Garthner (2009), входит в топ5 горизонтальных корпоративных порталов, вместе с IBM, Oracle, SAP и MS. Организация единой точки доступа к ресурсам предприятия, уникальное отображение страниц для каждого пользователя, удобный пользовательский интерфейс, включены средства социального общения, автоматизация существующих бизнес-процессов, интеграция с MS Office, новости компании и доска объявлений, высокая степень масштабируемости, полноценный поиск информации как внутри портала, так и во внешних источниках. Поддержка бесплатных и коммерческих СУБД. Из недостатков: слабо адаптирован под российские компании, сложный в доработке. Стоимости лицензий базовой версии нет, есть возможность приобрести версию Liferay Portal Enterprise Edition отличается в основном наличием профессиональной поддержки (24х7).
    2. Alfresco (www.alfresco.com) — готовая интранет система для управления контентом предприятия. Система с открытым исходным кодом, основное отличие от Liferay – упор на работу с документами (документооборот), он представлен в Alfresco лучше, чем в других открытых решениях решениях. Поддержка документов MS office, контроль версий и исполнительской дисциплины, журнал документов и др. Также как и Liferay разработана на Java технологиях. Из портальных функций: Новости и мероприятия компании, адресная книга, структура компании, автоматизация бизнес-процессов. Персональная главная страница. Поддержка бесплатных и коммерческих СУБД. Аутентификация LDAP. Из недостатков: при запуске из коробки надо дорабатывать, сложный в доработке. Стоимости лицензий базовой версии нет, есть возможность приобрести коммерческую версию.
    3. JomPortal (www.jomportal.ru)– готовый корпоративный портал на базе CMS Joomla! Система с открытым исходным кодом. Общая информация о компании (история, структура, страницы подразделений). Новости и мероприятия компании, информация о днях рождения и вновь принятых сотрудниках. Проведение опросов и анкетирования сотрудников. Управление проектами и заявками. Электронное хранилище документов, форум и база знаний компании (wiki). Видео и фотоальбомы. Функции социальной сети. Аутентификация LDAP. Интеграция с 1С. Стоимости лицензий нет, есть возможность приобрести тех.поддержку.



Облачные решения


   К облачным решениям относятся:
   Битрикс24 (www.bitrix24.ru примерная стоимость — 9900 рублей/месяц при неограниченном количестве пользователей и 100 Гб места в облаке,
   Простой бизнес (www.prostoy.ru) примерная стоимость — 1000 рублей/месяц при неограниченном количестве пользователей и 10 Гб места в облаке,
   Teamtools (www.teamtools.ru) примерная стоимость — 700 рублей/месяц при неограниченном количестве пользователей и 5 Гб места в облаке, и др.

   Современные облачные решения во многом повторяют базовый функционал готовых портальных решений, за исключением пожалуй интеграции с другими корпоративными системами, используемыми в компании.
   Преимущества облачных решений — сокращение постоянных затрат, связанных со стоимостью владения сервером, системным программным обеспечением, более низкие требования, предъявляемые к ПК (по сути нужны терминалы ввода/вывода информации, а вся логика обрабатывается в облаке), простота масштабирования и скорость развертывания (если мне надо открыть новый офис, достаточно установить ПК и организовать выход в интернет), сокращение затрат, связанных с администрированием ПО, территориальная независимость (доступ в портал из любой точки, где есть выход в интернет).
   Но все эти преимущества (пожалуй за исключением аренды лицензий) можно достичь и за счет развертывания готового решения в облаке при аренде сервера (dedicated server) — примерная стоимость — 3000 рублей/месяц (1 CPU Core i3-2100 (3.1GHz 2 cores), RAM 8GB, HDD 1Tb) или места в стойке дата центра (сollocation) — примерная стоимость 2000 руб/месяц 1 unit.
   Недостатки облачных решений — не готовности бизнеса выносить корпоративную информацию во вне, сложность интеграции с другими корпоративными системами, низкая пропускная способность сетей, отсутствие доверия к поставщикам подобных услуг, три возможные точки отказа (по сути появляется три ответственных: поставщик облачных решений, провайдер, ИТ подразделение или системный администратор), вопросы связанные с безопасностью.

Выводы

   В этом обзоре я впервую очередь старался простым языком описать многообразие портальных решений, присутствующих на нашем рынке, и основываясь на базовых потребностях и размере компаний дать ориентир в направлении поиска подходящего решения.
   На сегодняшний момент любая компания может найти портальное решение по вкусу, бюджету и перечню решаемых задач.
   Разработка заказного портального решения на базе существующих платформ не имеет особого смысла по двум причинам:
  • присутствует большое количество готовых решений и разработка заказного решения вряд ли будет более функциональным или экономически выгодным;
  • поддержка заказного решения может оказаться более дорогой, чем у тиражного продукта.

   Тяжелые коммерческие решения больше подходят для крупных, распределенных компаний с большим количеством работающих пользователей. Идеально подходят для компаний уже использующих продукты от одного из крупных производителей (IBM, SAP, Oracle).

   Коммерческие решения среднего класса больше подходят для средних компаний. Продукты, представленные в этом классе, закрывают большинство потребностей обычного предприятия.
   Ориентирами для выбора являются следующие:
  • количество однавременно работающих пользователей до 3000 чел.;
  • бюджет до 1 000 000 рублей;
  • наличие успешных проектов у поставщика решения;
  • личная симпатия к продукту, наличие профессиональной поддержки.

   Открытые решения по функциональным возможностям близки к коммерческому ПО и покрывают большинство потребностей обычного предприятия. Нулевая стоимость лицензий серьезно удешевляет проект. В последнее время рынок открытого ПО динамично развивается, и проблема отсутствия профессиональной технической поддержки, которая ощущалась еще недавно, уходит.
   Ориентирами для выбора решения в этом сегменте являются:
  • количество однавременно работающих пользователей до 1000 чел.;
  • бюджет до 400 000 рублей;
  • наличие успешных проектов у поставщика решения;
  • наличие профессиональной поддержки.

   Системы предлагаемые как SaaS сервис (облачные) больше подходят рынку небольших компаний. Основные аргументы за: низкие стартовые затраты, территориальная независимость.
В меньшей степени облачные решения подходят среднему бизнесу по следующим причинам: сложность интеграции с другими корпоративными системами, неготовность бизнеса выносить корпоративную информацию во вне.
Олег @oleg20014
карма
0,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (24)

  • +13
    Ожидал увидеть портальные пушки
    • +2
      А я круговые ворота с волнами и Курта Рассела.
    • +2
      Я не в тот Хаб написал?)
  • +1
    Заголовок совершенно сбивает с толку. Ресурс не только о веб-технологиях, внесите ясность.
    • +1
      Исправлено
  • 0
    Я вот одного не могу понять, корпоративный портал, ведь это, прежде всего — интранет? Тогда зачем все эти облачные решения для таких задач?
    • 0
      Что мешает облаку быть частью интранета?
      VPN изобрели уже давно…
      • –1
        VPN — это уже излишние сложности.
        Машинки в сети стоимостью до 30 тысяч — предостаточно (конечно, если у вас не 10000 сотрудников).
        • +1
          Если офисы на 3х континентах, то облако для интранета очень неплохое решение.
          • +1
            Облако не обязательно должно быть публичным, может быть и частным. Вопрос в надежности, я видел мало серверных, на российских предприятиях, где уровень пожарной безопасности и энергоснабжения соответствовал современным дата-центрам. Также к преимуществам публичного облака можно отнести масштабируемость системы — если мне нужно подключить новый офис или площадку, я арендую дополнительное лезвие и в бой. Минусы тоже очевидны: менталитет не позволяет выносить корпоративную информацию за границу забора, слабые каналы связи, да и стоимость надо считать. Если интересно можно посмотреть два примера экономического обоснования перевода в облако 1. — 300 ПК 2. — серверной (ссылка внизу страницы): Облачные решения (Доклад Белые ночи 2012)
    • 0
      1) корпоративный портал это интранет, при этом, если у вас хороший интернет-канал, абсолютно неважно где он хостится;
      2) облако — это лишь тренд, в определенных условиях позволяющий сократить расходы на ит;
      3) неправильный выбор модели хостинга (ondemand, hosting, или «хитрый микс» — может очень серьезно навредить бизнесу (нарушить самое важное Business Continuity)

      • 0
        Когда есть такие фичи как доменная авторизация и прочие интересности в интеграции с внутренней инфраструктурой — это важно.
  • +6
    Если вам дороги нервы, не связывайтесь с WebSphere Portal.
    • +1
      Как и с половиной из перечисленных решений.
      • 0
        Есть альтернатива перечисленным решениям, с которой все будет гладко? Задача ИТ службы — не беречь нервы, а решать поставленные перед ней бизнесом задачи. Для этого — выбирать оптимальное решение за разумную цену. Не нравится WSP, есть решения на базе шарика, битрикс или открытые системы, а то безнадега получается…
    • 0
      SAP Portal тоже то ещё чудо. За последние полгода ниодного положительного чувства не вызвал.
  • 0
    Очень понравился битрикс24, если не то, что он ужасно тормозит. Либо потому что битрикс, либо потому что в амазоне. Файлы открываются секунд по 30, это очень долго. Остались на внутреннем шарепойнте.
  • –1
    А как же TeamLab?
  • –1
    Вы забыли про Drupal.
    Правда ваша разбивка по категориям для друпала не подойдет.
    Drupal это открытое решение для сайтов/порталов любого вида. На нем можно очень быстро реализовать как сайт визитку, так и професиональный портал для крупных компаний.

    Самые яркие представители из корпоративных порталов на друпале:
    http://www.ubuntu.com/
    https://dev.twitter.com/
    http://www.symantec.com/connect/
    http://www.whitehouse.gov/
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Вынужден не полностью согласится.
        Опртимизировать ресурсорасход нужно всегда, не важно что ты используешь.
        В случае друпала это начинается с использования Memcache (для кэша и хранения сессий) и APC.

        Плюс можно использовать php-fpm вместо Apache2. И поставить перед ним Nginx или Varnish.
        Для поиска можно использовать Apache Solr вместо поиска который с ядром приезжает.

        Я не отрицаю что в начале нужно слегка повозится, для оптимизации, но оно того стоит, ИМХО
    • 0
      Добавил Drupal в открытые платформы для создания корпоративных порталов
  • –1
    Из коммерческих я бы еще добавил ХостСмс
    www.hostcms.ru/
  • 0
    И Worklite.Office тоже туда же. Хорошая вещь — а стоит три копейки!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.