Pull to refresh

Пиар на Хабрахабре. Статистика, ожидания, реальность и сюрпризы

Reading time7 min
Views1.7K
23 июня, я писал в «Я пиарюсь» статью о нечаянном детище небольшой группы программистов — еще одном альтернативном цитатнике. Прошел месяц и уже можно подвести некоторые итоги, которые, я думаю, будут довольно полезны тем, кто хочет пиариться через Хабр и небезынтересны тем, кто вообще собирается как-нибудь пиариться.

Ожидания и реальность


image
Основной поток посетителей пошел, разумеется, в день поста — 23го. В следующий день новых посетителей было уже много меньше, и, через 4 дня поток новых посетителей с Хабра практически сошел на нет. Всего с Хабра пришло около 3000 посетителей, из которых осталось периодически посещать ресурс около 150, т.е., всего 5%. Из них зарегистрировалось на сайте — 46 человек, при этом 8 человек через ВКонтакте, 10 через Google, 2 через facebook, 2 через twitter, 2 через yandex. Остальные 22 зарегистрировались обычным путём. То есть, больше 50% зарегистрировавшихся пользователей сделали это через OAuth. Что лишний раз подчеркивает важность этого механизма. Да, через одноклассники и майлру — не зашёл ни один.
Тут была первая неожиданность — я ожидал большего отклика, и большего процента прироста постоянных пользователей. Но если отклик — какой есть, такой есть, то второе число можно немного поанализировать.
Перед началом акции я установил на все страницы сайта счетчик openstat-a. Почему openstat? Нипочему. Да, я в курсе мнения, что это — не самый удобный инструмент для веб-аналитики, и я с этим спорить не собираюсь. Просто с ним у меня был некоторый опыт работы, и я решил воспользоваться тем, что знакомо.

Анализ


image
Как видно, процент отказов оказался очень высок. Причем процент отказов в первый день акции был намного выше среднего. Фактически, 3/4 новых посетителей закрыли сайт, бросив на него один взгляд. Почему?
Я вижу только один ответ — дизайн. Статья, с которой происходил переход на сайт, честно и подробно объясняла пользователю, куда он переходит. Пользователь осознанно и добровольно перешел на сайт, но тут же его закрыл. Разглядеть функционал сайта за 10 секунд нереально, значит — сайт пользователю просто «не понравился.» И это — про дизайн. Наверное, многие просто усмехнутся тому, что они считают прописными истинами, но для меня — хардкорного кодера — это и в самом деле было открытием. Главная задача дизайна — удержать пользователя в те первые секунды, когда он про сайт еще ничего не знает Удобство и функциональность дизайна, качество контента и всё остальное — это уже потом.
Далее — наиболее интересные отчеты. Поскольку исследовал я взаимосвязь различных параметров с количеством отказов, во всех отчетах фигурирует именно этот показатель.

Экранное разрешение.

image
Тут для меня нарисовались сразу два сюрприза:
Во-первых, на лидирующую позицию уверенно вырвалось широкое 1920х1080. Для меня, с моим 1280х1024, это было сюрпризом. (Напомню, я кодер, и рядом не дизайнер).
Во-вторых, обладатели этого разрешения оказались также на первом месте по показателю отказов. Я бросился смотреть сайт, уверенный, что в этом разрешении у него разъезжается дизайн — ничего подобного. Да, на 17" мониторе буквы становятся немного мелковаты, но какой смысл ставить такое разрешение на обычном мониторе? Скорее, тут наблюдается подтверждение уже выдвинутого тезиса насчет дизайна. Обладателям больших широкоэкранных мониторов сайт не нравится с первого взгляда. Не соответствует. Впрочем, задачу избавиться от фиксированных размеров шрифтов я в план поставил.

Браузеры.

image
Хром на первом месте меня не удивил. А вот несомненная нелюбовь к сайту пользователей Оперы — удивила весьма, и даже немного обидела своей безосновательностью. Потратив немало времени на кроссбраузерность дизайна и чаще всего впоминая недобрым словом именно оперу, получить такую черную неблагодарность от её пользователей… за что? Нет, с дизайном сайта под оперой все в порядке — проверялось и проверяется постоянно. Не понимаю.
Удивило наличие среди посетителей аж пятерых пользователей ИЕ6. Фу на них! Боюсь даже представить, как под шестым ослом выглядит наш сайт — заглушку не ставили, полагая, что живых пользователей ИЕ6 уже не найти.

Смартфоны.

image
Показатель отказов по смартфонам вообще выше среднего, что и неудивительно. Но особенно сайт не понравился обладателям Самсунгов. У кого Самсунг — подскажите, пожалуйста, это обоснованная претензия или что-то такое же тонкое и неуловимое, как в предыдущем пункте?

Операционные системы.

image
Я и ожидал и предвидел разброс между отказами по виндам и остальными системами, Но я полагал, что он будет сильнее — по моему мнению, пользователям линукса сайт должен был понравиться заметно меньше, чем пользователям виндов, однако ж нет.

География.

image
Ну и напоследок — рекордсменами по проценту отказов стали две столицы (откуда и шел основной поток). Я полагаю, это тоже — про дизайн. Темп жизни в столицах намного выше, и тратить драгоценное время на изучение сайта, который не понравился с первого взгляда, решаются немногие. Кстати, зря. Из тех ~700 человек, кто не закрыл сайт в первые 10 сек., остались постоянными пользователями ~150, т.е. 21%, а это уже весьма высокий процент.

На этом с аналитикой всё. Остальные отчеты показались мне не заслуживающими особого внимания, либо — сильно завязанными на структуру сайта и неинтересными никому, кроме разработчиков.

Хабраэффект


Категорически рекомендую сей пункт к прочтению всем, кто собирается пиариться через Хабр Термин сей возникал в процессе обсуждения пиар-топика не раз, но всякий раз оказывался ложной тревогой — сервер успешно держал возросшую нагрузку, да и не сказать, чтобы она была уж настолько большой. Сюрприз оказался в другом — стоило только заглянуть в логи fail2ban-а. Подозрительные запросы, попытки подобрать пароль ко всем службам, простукивания всех портов — посыпались градом одновременно с ростом нормального траффика. Стали понятны периодические сообщения о недоступности сайта — файрвол каждый час банил 3-5 подсетей. На 46 зарегистрировавшихся «честных» пользователей было выявлено (и удалено с баном по IP) больше десятка аккаунтов, явно созданных для чего-то нехорошего — с подозрительными ифреймами в реальном имени и других полях профиля (хтмл теги из них у меня режутся только перед выводом), с явными sql-иньекциями и прочими бяками. На сайте разрешена загрузка пользовательских css файлов. Возможностью этой пользователи воспользовались 3 раза, из них два раза вместо стилей был загружен код для дефейса (правда, выполнить его злоумышленникам не удалось).
Ну и так далее.
Вот не лень же людям :)
С одной стороны — спасибо, конечно, за экстремальное тестирование.
А с другой — предупреждать надо :) Ладно, мы не первый день код для веба пишем. А будет пиариться какой молодой-наивный, а его эдак — мордой в землю. Нехорошо :)
Еще желающим пиариться здесь рекомендую в тексте статьи слезно просить ошибки слать в личку. А то будет, как у меня. Большое спасибо alexglue за отклик, но, после того, как он опубликовал небольшой список уязвимостей прямо в комментах — народ ломанулся проверять указанный список с энтузиазмом, право же, достойным лучшего применения :) Ладно еще, там ничего критического не было.
В общем, перед тем, как тут пиариться — уделите особое внимание безопасности.

Обманутые ожидания


Я и не рассчитывал на большой приток посетителей. Но была немаленькая надежда, что среди тысяч прочитавших пост спецов найдется парочка сумасшедших, которые захотят к нам в команду. Хотя бы на полставочки. Увы. Никто даже не намекнул :( А дизайнер бы нам оооочень пригодился — Сергей Бурнаков, автор и старого и нового дизайнов, (выдав-таки на гора обещанный пол-года назад дизайн) объявил, что складывает с себя обязанности дизайнера. Увы нам, горемычным. Придется самим осваивать премудрости Фотошопа и Иллюстратора.

Неожиданности


Номер раз — письма от спамеров, предлагающих проспамить сайт. Причем один предложил проспамить 2миллиона адресов абсолютно задаром. Остальные письма мы с гневом отмели, а над этим всё еще в колебаниях — спам мы люто ненавидим, но… нахаляву же :)
Номер два — нечто неоднозначное. Что окончательно заставило меня вынести все выше- (и ниже-) изложенное на суд общественности. Ибо, хоть все и выглядит благолепно, чую какой-то подвох.
Поначалу было письмо с предложением «заработать на сайте». Я предположил, что речь идёт о размещении вирусоносной и прочей бл###кой рекламы (да никогда!) но все же вступил в переписку. В результате которой выяснилось, вкратце, следующее:
Некое ООО «Софт-Интегратор» с юр.адресом в Новосибе готово платить деньги за уникальный юмористический контент. 300 руб за короткую форму (до 2тыс.знаков), 500 за рассказ и 1000 — за рассказ с уникальным фотоматериалом или за видеоклип. Контент должен быть выбран из не менее чем Х (для каждого вида свое число) претендентов открытым голосованием в инете за не менее чем недельный срок, должен набрать не менее Y уникальных голосов и коэфициент «за»/«против» не должен быть меньше Z. В подтверждение я должен предоставить списки проголосовавших IP — они, де, будут производить контрольные голосования и проверять наличие своих IP в списке. Авторы контента должны быть неанонимны, перед участием в конкурсе, должны поставить галочку под соглашением. Деньги мне выплачивают перечислением, я же волен с ними поступать, как вздумается — енто ООО рекомендует мне, после выплаты налогов и отстегивания себе некоторого % — выплачивать их авторам контента, чем, собственно и привлекать их. Именно так я и думаю сделать, и даже процент себе не забирать — что там, мелочь, а вот народ такая акция привлечь может несомненно. Договор я уже подписал (благо он меня ни к чему не обязывает) и сейчас мы работаем над кодом, но кой-какие сомнения имеются.
Непоняток много. Я конечно, в общении по скайпу с их менеджером по имени Светлана, пытался их прояснить, но до конца не получилось.

Q(Я): Зачем вам этот контент?
A(Светлана): Мы собираемся в скором времени подмять под себя весь юмористический сектор рунета. И поэтому нам нужны (хотя бы на первое время) цитаты, анекдоты, истории, картинки и пр.
Q: Почему никому не известный сайт с десятком посетителей, а не тот же баш — вряд ли б даже они отказались от такой халявы.
A: Во-первых, баш (и остальные столпы юмора в рунете) — наш будущий конкурент. Мы опасаемся недобросоветсного подбора контента раз, не хотим раскручивать конкурента — два и, самое главное, три — нам желательно, чтобы этот контент — когда пойдет в народ — был свежим и народу неизвестным.
Q: Условиями договора я должен упомянуть на сайте название акции «Шути и богатей», упомянуть её внешнее спонсирование, но мне запрещено упоминать самого спонсора. Почему?
A: Мы еще не определились с торговой маркой, основным доменом и пр.
Q: Условиями договора мне запрещено передавать домен, на котором расположен сайт, собирающий контент, другому лицу в течение срока действия договора. Почему?
A: Потому что. Не нравится — не подписывайте.

Мы вчетвером раз сто перечитали договор, пытаясь найти подвох. Не нашли. Вообще, в нем только один пункт, по которому с меня могут что-потребовать — если впоследствии окажется, что контент не уникальный и не авторский, то я должен вернуть полученные за него деньги в двукратном размере. Т.е., перед отправкой контента-победителя к ним я должен убедиться, что он авторский. С картинками и видео вот тут я предвижу проблемы, поэтому, скорее всего, по ним конкурса на нашем сайте не будет. А с текстами-то какая проблема — 10 минут в гугле и всё ясно — авторский текст или копипаста. Да и требование это вполне понятное. Так что как будто всё в шоколаде, работа кипит и, ориентировочно через месяцок, мы начнем платить авторам победивших цитат и анекдотов гонорары :)… но сомнения гложут. Может, кто-то уже сталкивался с чем-то подобным?

p.s. Да, та Светлана просила меня, если у меня есть знакомые, держащие небольшие сайты юмористической тематики, к которым можно прикрутить такую голосовалку, дать ей их контакты. Если есть тут такие — могу дать ваш контакт. На ваш страх и риск :)
Tags:
Hubs:
-3
Comments36

Articles

Change theme settings