Пользователь
0,0
рейтинг
6 июля 2012 в 20:33

Разработка → Торговля знает, когда вы ждете ребенка

Однажды в магазин Target зашел мужчина и потребовал вызвать менеджера. В своих руках он сжимал огромную кипу купонов магазина, полученных его дочерью.

«Моя дочь получила это по почте! – прокричал он. – Она еще в школу ходит, а вы посылаете ей купоны на детскую одежду и памперсы? Да как вы смеете! Вы хотите таким способом побудить школьниц рожать?»

Менеджер посмотрел на пачку купонов на материнскую одежду, детскую мебель – действительно, они были адресованы дочери рассерженного мужчины. Менеджер принес свои извинения.

Через несколько дней он позвонил мужчине, чтобы еще раз извиниться. По телефону голос отца звучал растерянно. «Знаете, я серьезно поговорил с дочерью, и выяснилось, что в моем доме происходило то, о чем я совершенно не догадывался. Она рожает в августе. Примите мои извинения».

Как Target узнал, что дочь беременна до того, как об этом стало известно ее отцу? Ответ прост – благодаря системе прогнозирования беременности (pregnancy prediction system), разработанной аналитиком компании Эндрю Полом. Под катом – обо всем по порядку.


Чудеса прогнозной аналитики, или как это работает

Прогнозная аналитика стала неотъемлемым инструментом маркетинга. Многие западные компании, особенно крупные, имеют отдел прогнозной аналитики, занятый разработкой стратегии эффективного продвижения товаров или услуг. Об этом на Хабре уже есть интересная статья с красивыми графиками.

Возникает вопрос: как компании могут узнать, сколько вам лет, состоите ли вы в браке и есть ли у вас дети, ваш уровень дохода и даже национальность?



Все довольно просто. Прогнозная аналитика сегодня стала точечной, в какой-то степени изощренной. Она работает не только с покупательскими привычками, но и поведением в целом. В расчет принимается каждый совершаемый вами шаг: расплачиваетесь ли вы кредиткой, открываете e-mail с предложением скидки или звоните на линию обслуживания. Все это регистрируется в системе сбора и анализа данных; каждый покупатель имеет уникальный идентификатор в такой системе. Возьмем простой пример. В апреле вы покупаете купальник. Существует большая вероятность того, что в июне вам понадобится солнцезащитный крем, а зимой вам захочется скинуть пару килограммов к весне и лету. Поэтому в июне вы получаете купон со скидкой на солнцезащитный крем, а в декабре – на книгу о диетах. Прогнозная аналитика сформирует вашу потребность в товаре и услуге еще до того, как вы осознаете необходимость в них. На Хабре есть хороший пост с примерами поведенческого таргетинга.

В борьбе за будущих родителей

Вернемся к сети магазинов Target и системе прогнозирования беременности. Ученые доказали, что многие наши привычки (в том числе покупательские) довольно трудно изменить. Проанализировав свой маршрут по супермаркету во время закупки продуктов на неделю, вы поймете, что передвигаетесь по одной и той же траектории, кладете в корзину йогурты от одного и того же производителя, туалетную бумагу одного и того же бренда. Но в нашей жизни существуют моменты, когда привычки поддаются колоссальным изменениям – и именно эти периоды бесценны для маркетологов. Речь идет об окончании университета, переезде в другой город, смене работы или планировании беременности. Ожидание ребенка – период, когда мы не только бессознательно, но и сознательно готовы изменить свои привычки, и если нас правильно «зацепить» – мы превратимся в лояльных клиентов на долгие годы.

Поэтому Target поставил перед отделом прогнозной аналитики задачу: определить, какая из покупательниц ждет ребенка до того, как это станет очевидно. Проанализировав покупательские привычки беременных женщин, аналитиками была разработана система прогнозирования беременности.

Представим себе ситуацию: молодая женщина заходит в магазин и покупает лосьон с кокосовым маслом, сумку для прогулок и ярко-голубой плед. Программное обеспечение в Target выдаст свой вердикт: вероятность беременности этой покупательницы – 87%. Данные поступают маркетологам, и теперь Target начнет формировать ее привычки и управлять ими: пришлет ей купон со скидкой на детскую кроватку, присыпку, детские бутылочки и т.д. Причем это будет выглядеть ненавязчиво, чтобы не вызвать волну негодования за «шпионаж»: скидки на товары для детей помещаются среди скидок на другие товары.

Стоит отметить, что ранее Эндрю Пол, руководитель аналитического отдела Target и создатель системы прогнозирования беременности, с удовольствием давал интервью об использовании глубинного анализы данных (data mining) в сети Target и о своем «детище», но вскоре руководство приостановило его красноречие.

А как же закон?

В действительности, когда потребители осознали, каким количеством их личной информации владеет ритэйлер, начало возникать много вопросов о правомерности использования этих данных. С одной стороны, закон в Соединенных Штатах позволяет компаниям проводить исследования с тем, чтобы лучше узнать своих потребителей и продвигать свои продукты наиболее подходящим способом. С другой стороны, никто не дает гарантии, что Target не станет сообщать личные данные третьим лицам далеко не в маркетинговых целях. Известно, что Target передает информацию другим организациям, не входящим непосредственно в торговую сеть Target: продавцам, бизнес-партнерам и другим компаниям. Помимо этого, на законодательном уровне существует мало препятствий для такой передачи данных, она должна лишь соответствовать политике конфиденциальности компании.

Карьерные перспективы

По некоторым данным, Target ежегодно тратит около 4 миллионов долларов на содержание аналитического отдела из 50 человек, базирующихся в США и Индии. Конечно, далеко не все западные торговые сети могут позволить себе такие команды (да и специалистов не просто найти) и мощные инструменты анализа поведения покупателей. Но вполне можно представить, что скоро появятся (если уже не появились) пионеры подобных методик на постсоветском пространстве.

С одной стороны, это рождение еще одной высокооплачиваемой специальности. Например, по данным интернет-источников, средняя зарплата специалиста по анализу данных на eBay составляет $110 000, что даже по американским меркам неплохо.

Первое время отечественных специалистов будет очень мало и за их таланты будут ожесточенно бороться пара-тройка крупных игроков. Все потому, что для такой работы требуется комбинация навыков и знаний статистика, бизнес-аналитика и программиста, которые смогут проанализировать огромные массивы данных, выявить скрытые паттерны, корреляции (по-нашему, правила и соотношения:) и коммерчески полезные зависимости. Таких «самородков» нечасто встретишь. Что касается образовательных программ в этой области, то западные учебные заведения, отвечая на рыночный спрос, активно разрабатывают и внедряют такие программы. Если кто-то знает о подобных курсах в наших краях – добро пожаловать в комментарии.

С другой стороны, как и соседи на Западе, мы будем недовольны тем, что мы не в курсе, что о нас знает этот самый аналитик и как именно эти знания он использует. В принципе, проблема уже животрепещущая, учитывая пользовательскую базу социальных сетей у нас в стране и космические объемы личных данных, которыми мы с ними делимся, даже не кликнув на пользовательское соглашение.

Хотя если мне пришлют купон на скидку в 20 % на товар, который мне действительно нужен или скоро понадобится – не могу с уверенностью сказать, что мне это не понравится. А вам?

По мотивам статьи в New York Times. Там еще много интересных деталей.
Виталина @Vita_lina
карма
27,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (163)

  • +19
    Какие-то смешанные чувства после прочтения статьи…
  • +7
    Жесть. Я давно уже пишу чушь в анкетах на скидочные карты и прочую маркетинговую чушь.
    • +20
      Чушь не важна. Вас выдаст список ваших покупок по этой карте.

      Но пока это используется только для коммерции, это выгодно обеим сторонам — продавец вам больше продаст, а вы потратите меньше времени на покупки, так как магазин сразу предложит вам нужный товар.

      Что-то подобное есть на Амазоне: как-то мне нужны были пакеты для для мусора в пылесоа, а я без понятия, какие именно пакеты мне нужны — их там две дюжины видов, и мне пришлось бы искать инструкцию к пылесосу и гуглить потом модель пылесоса. Так Амазон сразу предложил мне нужные, сэкономив время и вопросы к жене :)
      • +14
        Не всегда выгодно:(
        Купил пылесос, а потом еще 2 недели тебе в рекламе душу травят более хорошими и более дешевыми моделями:)
        • +19
          А это уже недостаток конкретной реализации. Наоборот, магазин должен немедленно прекратить сообщать об альтернативах сразу после покупки — как раз на предполагаемый срок использования. Зато через некоторое время можно начать предлагать аксессуары, сменные части и т.п. А вот по окончании этого самого «предполагаемого срока использования» можно уже начинать предлагать альтернативы — причем чуть лучше, чем были.
          • +1
            И с акцентом на то, в чём именно лучше.
      • +1
        И что они потом будут делать с этой информацией? Как меня спамить?
        • +3
          При следующем визите в магазин вас задержит служба безопасности и под пытками вы сольете все свои настоящие персональные данные )
        • +3
          Когда спам четко попадает в потребности это становиться здоровой рассылкой :)

          Давно, когда спам только появился, я делал для одного порносайта фильтрацию пользователей и из 10 миллионов адресов отфильтровалось что-то около 35 тысяч. После первой, глупой надо сказать рассылки на все адреса его забанили на хостинге через 4 часа что-ли, после начала рассылки. А отфильтрованный список он пользовал несколько лет в качестве списка для анонсов новой клубничики и посещаемость сайта только росла, а абьюз его не тревожил.
      • 0
        У коллеги с программой лояльности Амазона грустный, даже обидный опыт. Он регулярно покупает на сайте blu-ray диски, а Амазонка в благодарность периодически присылает ему купоны на бесплатную закачку mp3 музыки. А проблема в том, что, когда он проходит по присланной ссылке, чтобы воспользоваться щедрым предложением, его ждет облом — сам же Амазон запрещает скачивание с белорусских айпишников, поскольку справедливо считает, что страна не гарантирует защиту прав интеллектуальной собственности.
        И да, коллега писал в службу поддержки, но до сих пор получает свой бонус, который так и не может реализовать.
        • +2
          Прокси?
          • –1
            У них закачка MP3 производится через специальный софт. Не думаю, что ему можно подсунуть прокси. Так бы давно уже все качали. Хотя попробовать можно…
            • +1
              socks?
      • +2
        В Нидерландах с машинами хорошо поставлено. Забиваешь в интернет-магазине номер машины и говоришь, что нужно, например, левое зеркало. Магазин по регистрационной базе сам находит модель машины, номер кузова и предлагает только то, что подходит. Я бы убился выяснять среди тысяч зеркал, какое подойдет, какое нет.
        • 0
          Например в экзисте можно искать з/ч по VIN номеру. Тоже довольно удобно.
          • 0
            (некропостер)
            По моему VIN для Kia Venga ничего не находит(
      • 0
        не всегда он вам предложит нужный или качественный товар в этом тоже проблема, но у нас это сложнее реализовать пока потому как много магазинов сами не принимают по карте ничего, только нал подавай, а он обезличен имхо ;)
      • 0
        К сожалению (или к счатью) — важна. Порядка 30% точности предсказательной модели завязано на социально-демографические данные. То есть — анкету.

        Только писать там чушь — это обрекать себя на бесполезные и глупые предложения вместо потенциально полезных. С чем боролись, на то и напоролись, как говорится.
    • +5
      Тут ключевой момент в том, что Вы пишите в анкетах, а следовательно — Вы даете информацию.
      Какую бы Вы чушь там не написали — написать ее было Вашим мотивированным решением, которое демонстрирует определённый паттерн поведения, а следовательно предоставляет информацию для выводов. И даже если Вы ошиблись при указании фио и адреса — косвенно Вы предоставите другие данные, которые могут быть использованы для Вашего удобства для того что бы получить о Вас информацию.
      • +1
        Непонятно, за что вас минусуют
        • +4
          Минусуют за то, что подобным системам пофиг, пишете вы анкеты или не пишете. Они идентифицируют вас и отслеживают ваши шаблоны иначе.
          • +1
            Тогда встает вопрос — а нафига они анкеты собирают? В смысле мне тоже кажется более удобным отсекать поведение по самим фактам покупки, но если людям предлагают анкеты, зачем они это делают? Хотя я сам ни разу анкеты не заполнял.
            • +2
              Кто — они? Не у всех есть настолько совершенные системы анализа — это раз. Во-вторых, и это очень важно, нормальная процедура вручения вам карты — это маркетинговых ход, нацеленный на удержание вас в списке лояльных клиентов.
              Ну, а для вас лично — что вам важнее, оставить пару строк сведений о себе и получить скидку или скрывать все (с какой целью?), но не получить ничего?
              • 0
                Если честно, мне параллельно. Я предпочитаю выбирать сам, что мне купить. А тема скидок меня пугает, постоянно возникает ощущение, что меня где то накалывают, возможно наследие моих родителей, они всегда считали, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Допускаю, что глупо, но не хочу что то с этим делать в своей голове.
                • 0
                  Ну, деньги ваши, дело ваше. :) А я не против сэкономить :)
                  Главное в любом случае личный комфорт, всё остальное вторично.
          • +1
            подобным системам пофиг, пишете вы анкеты или не пишете,
            Не по фиг. Даже сам факт заполнения анкеты, пусть даже левыми данными, уже значит что человек ведется… а называть предоставляемую им информацию незначащей на этом фоне — ну не знаем, не знаем.
        • +1
          За «Вы», возможно.
        • +2
          За «пишите» вместо «пишете»
          • 0
            Минусуют неслабо, но все же есть надежда что не за это, очепятка _столько_ не должна стоить.
    • +11
      Ты поосторожнее. Напишешь чушь, а потом выяснится что рожать уже в августе. И деваться некуда, придется рожать.
    • +1
      Я давно уже пишу чушь в анкетах на скидочные карты и прочую маркетинговую чушь.

      А зачем? Я не против если они предугадают беременность моей девушки и пришлют талонов на памперсы. Или предугадают сессию/аврал и дадут скидку на RedBull или кофеварку. Но нет, на деле получается наоборот: вот уже не первый год (пока я регулярно делаю покупки в одном и том же крупном (Tesco — достаточно серьёзная международная сеть) супермаркете, почти всегда предъявляя на кассе «клубную карту» (анкету для которой заполнил честно и добросовестно)) мне присылают купоны на то, что я никогда не покупал и не собираюсь (радует лишь что кроме них они присылают ещё и талон на определённую сумму, которую можно потратить как хочешь).
  • +6
    Пока не замечал на себе каких-то чудес таргетинга. Обычно после того как что-то поищешь (и купишь) начинает валиться реклама об этом же. И нет кнопки «Я уже купил, отстаньте!»
    • +12
      Толковых аналитиков еще нужно поискать. Ваши продавцы их, видимо, не нашли.
      • +1
        Если у амазона нет, то у кого есть? Амазон мне после покупки линзы на сони, пытается втюхать линзы на кенон и никон.
  • 0
    Ну если не расплачиваться кредиткой и не пользовать их карточки — у них никаких шансов.
    • +3
      В Америке оплата наличными уже не настолько широко распространена, как у нас. У них считается нормой $10-20 в кошельке зелеными купюрами, а остальное носить на кредитке. Удобно, практично, но централизовано.

      Target — магазин больших размеров; туда ездят закупаться на неделю и платят в основном карточками — никто же не хочет носить с собой пачку наличности, правда? Поэтому и становится возможным такое слежение.
      • 0
        Даже с пачкой налички это не спасает. Как член клуба покупателей я не откажусь от скидок на отдельные товары, которые я купил. А значит идентифицирую себя на кассе. И список моих покупок осядет в базе данных. Хотя я и заплачу наличкой.

        Если проявить фантазию — над каждой кассой висят камеры — постоянных покупателей можно знать в лицо. Анализировать и их поведение. Если это постоянный клиент — можно попытаться заманить его выгодным предложением.
        • +5
          Такое было в «Особом мнении» — там люди распознавались по сетчатке глаз, а «выгодные предложения» валились со всех стен-экранов. В настоящее время, я думаю, даже съёмка и идентификация людей по видео столкнётся с жёстким противостоянием со стороны законодательства.
          • 0
            Не. Не столкнется.
            Прекрасно работает местами. Не так умно как в фантастике, но это дело времени.
    • +7
      Вспоминается история о парне, который всегда платил наличными в Макдональдсе, чтобы страховая компания не узнала про его нездоровое питание и не увеличила страховку.
      • +1
        Разве это правдивая история? Это было бы огромной брешью если макдональдс или банки дарили страховым компаниям или кому угодно список кто, где и что у покупает… Кому это выгодно кроме страховых компаний? А в случае с Target — так они сами видят кто что купил у них же.

        Хотя помню American Express были одно время очень наглыми и снижали кредитные лимиты если видели платежи в фастфудах и магазинах с дешевыми товарами но им за это вроде хорошо попало…
        • +1
          Насчёт правдивости судить не могу, но история занятная.
        • +2
          Почему «наглыми»? У них точно такие же аналитики посчитали, что после дешевых товаров и фастфуда у 87% юзерской базы наступает некредитоспособность и это всё выливается в потери AmEx, которые можно предвидеть и предотвратить. Не вижу особых отличий с тем, что описано в посте.
        • 0
          Ну например страховая = дочернее предприятие банка, и таким образом известно о фактах и суммах покупок, но я думаю что именно приобретает парень — банку не известно, но с точки зрения паранойи всё правильно сделал.
      • +1
        Макдоналдс до недавнего времени в России карты вообще не принимал, так что платить там приходилось наличкой.
  • +7
    >молодая женщина заходит в магазин и покупает лосьон с кокосовым маслом, сумку для прогулок и ярко-голубой плед. Программное обеспечение в Target выдаст свой вердикт: вероятность беременности этой покупательницы – 87%.

    Какой-то совершенно неправдоподобный способ определения вероятности беременности. Скорее всего ей там просто дырявые презервативы продали.
    • +6
      Всё верно. Сумка и плед нужны для прогулки, а лосьон для предотвращения растяжек когда живот начинает расти.
      • +1
        Тут как бы и так понятно, они бы еще по купленным подгузникам определили беременность. Гораздо более интересно, если бы это определяли по изменению поведения, именно до того, как обнаружится беременность (даже самой женщиной).
        • +5
          Если поведение статистически значимо изменяется, то они и это изменение используют.
      • +2
        Хм, я бы скорее предположил что девушка просто едет куда-то отдыхать.
        • +2
          Это пока у вас жена не забеременела. Потом будете думать и о таких вариантах :)
          • +2
            Ну не всё всегда для себя покупается. Если я жене такое куплю, это ж не значит, что я забеременел… а если не жене? :) Тогда ещё хуже — что я расскажу жене?!
            • 0
              Вам же не одни купоны на подгузники пришлют, а подмешают к другим.
          • 0
            Вот же ж блин!
            Я во время беременности не купила ни одного кокосового лосьена, ни одного пледа и ни одной сумки для прогулок :(((
        • +5
          87% — беременность
          10% — отдых
          3% — патамушто
        • +3
          Всё правильно. Едет отдыхать, значит с некоторой долей вероятности подцепит себе там кого-нибудь. А раз подцепит, то и забеременеть недолго.
      • 0
        Надо тогда в комплект брать еще тампоны, чтобы система не палила.
    • +14
      По мне так все еще более прямолинейно — этот менеджер лично участвовал в процессе, а потом решил отмазаться всякими системами прогнозирования и прочим вуду :)
      • 0
        Именно такие же мысли посетил меня при прочтении данной темы, первое что на ум приходит, это вариант с менеджером, который участвовал в зачатии.
        На месте отца, я бы пошел разбираться кто из них в этом замешан, раз так точно определили. :)
  • +1
    Стало интересно — а каким образом клиент получает свой идентификатор?
    На основе имя\фамилия идентификатор не построишь, не уникальная информация, есть куча однофамильцев. Не привязывается ли этот номер на номер кредитной карты?

    И я так понимаю такая система должна рассматривать покупателя не как одного индивидуума, а как семью в несколько человек, потому что зачастую активный покупатель покупает товары не только для себя любимого. А следовательно система должна содержать в себе личную информацию о социальных связях человека (нет, не тех что доступны в фейсбук)
    • +2
      На самом деле, это не так существенно: на кого именно покупается продукция. Просто если сменился шаблон поведения, значит, произошли какие-то изменения. И на основании этих изменений поведения (смены продуктовой корзины) важно понять, что же именно случилось и как на этом можно заработать можно помочь человеку с выбором в дальнейшем. :)

      А отслеживается скорее всего по номеру кредитки, да.
      • +1
        ну а как можно построить шаблон исходя например из таких покупок: какие нибудь прокладки, дрель, скейтборд, т.е. из различных типов товаров для женщин, мужчин, детей. Анализ ведь основывается на истории, а если всё покупает один человек для других и например покупает товары которые ему не потребуются в ближайшие несколько лет.

        История его покупок получается смешанная, а следовательно не точная по отношению к конкретному человеку.
        • +5
          Но вполне точная по отношению к семье. И если паттерн семьи изменился, значит в семье произошли какие-то изменения.
        • +4
          Если мужчина покупает из месяца в месяца прокладки в определенную неделю, а потом вдруг этого не сделал, то очень логично, что либо от него ушла жена, либо они ждут ребенка. Опять же, если мужчина постоянно покупает женские товары, то вполне можно отправить купон на скидку именно ему — ведь он расплачивается за товары, пусть даже это товары для всей семьи, а значит — будет рад заплатить меньше.

          Ну, и не забывайте самую главную вещь: дата майнинг и выводы из него работают с вероятностями. Определенные переменные влияют на вероятность того или иного события. В комплексе. Поэтому то, что я привожу в качестве примера — это модель, на самом деле всё чуть сложнее (не один товар отслеживается, а несколько, плюс временные закономерности).
        • +2
          Тут вы правы, забавно наблюдать как сходят с ума рекламные системы, когда жена попользуется моим ноутбуком или я её :)
          • +1
            Еще забавнее, когда вам начинают после этого настойчиво предлагать прокладки и духи )
            • 0
              Нее… Это не так забавно, а вот когда гугль и ко начинают крутить духи вместе с патронами — это круто :)
      • +1
        Я думаю отслеживается не номер кредитки, а какая нибудь дисконтная/накопительная карта в
        этом магазине. Тут становится все логично. Владельцы таких карт обычно подписываются на рассылки купонов. Вот у ретейлеров и адрес есть и согласие.
    • +1
      Идентификатор может быть абсолютно абстрактным, но тем не менее систематизированным. Допустим он цифровой, тогда первые три цифры могут означать регион, вторые три цифры могут характеризовывать платжеспособность и так далее. Правда при большом количестве показателей такой ID будет очень длинным.
      • +1
        Да, но ведь под идентификатором нужно хранить всю личную информацию и периодически её обновлять. Например за номером может скрываться адрес доставки, номер кредитной карты, полностью вся история покупок в конкретном магазине с датой\временем и другая личная информация.

        Также адреса доставки со временем могут меняться, например если человек закажет себе что нибудь на работу или переедет в другой город.

        Лично я не хотел бы чтобы магазин накапливал такую информацию обо мне.
        • +1
          В теории статистики это все легко отслеживается. С помощью регрессии и множества параметров. Есть зависимые между собой параметры, есть не очень. Исходя из этого строятся графики, где четко видны разные скачки.

          Если произошел скачок, то значит что-то поменялось и появился дополнительный параметр. Задача аналитика проанализировать данные и найти этот параметр.

          Такие вещи как адрес доставки тут вторичен совершенно.
    • +1
      Скорее всего, в данном случае клиент идентифицируется по номеру скидочной карты. Мы видим, что после анализа данных система отправила рекламные предложения почтой на домашний адрес покупателя, значит этот адрес у них был. Появиться он мог только в случае, если покупательница сама его указала в программе лояльности (и там же согласилась с получением на дом таргетированной макулатуры). Если же вы участвуете в анонимных программах лояльности или ваше поведение привязывается к номеру кредитки, то системы анализа будут обрабатывать данные не персонализированно, а анонимно, пользователь будет представлен как часть общей выборки, и результаты анализа можно будет использовать только для влияния на всю группу пользователей в целом, а не конкретно на вас. Это может быть полезно например для более эффективного мерчендайзинга (взаимного расположения продуктов на полках).

      Разумеется, тут мы рассматриваем оффлайн-покупки.
    • 0
      Насколько я помню, на одной конференции представитель Яндекса рассказывал, что они отслеживают любого пользователя, даже если в семье всего один компьютер, и за ним работают по-очереди мама, папа, сын. Яндекс узнает, что за компьютер сел другой человек.
      Что-то вроде: с этого компьютера могут выходить вот эти трое-четверо человек. У каждого человека свои паттерны действий. Из возможных пользователей данное поведение больше всего похоже на (предположим) маму.
      То есть не обязательно идентифицировать пользователя по номеру кредитки или скидочной карты данного магазина. Можно определять его по манере поведения. Хотя номер карты проще.
      Например, если у нас в семье одна на всех карточка какого-то магазина, то он может идентифицировать нашу семью. А по покупкам уже анализировать кто именно сегодня затаривается. Так, если я пойду и куплю кокосовый лосьон, то я буду идентифицирован как мать. И в данном случае это верно, потому что я куплю не тот лосьон, который МНЕ хочется, а тот, который попросила купить меня мама. Это ЕЕ выбор.

      А идентификатор — это просто номер в базе. Кредитка и прочие данные являются просто данными о клиенте.
  • +1
    Я давно думаю, о глобальной CRM-системе, которая будет распознавать клиента по лицу, и выдавать продавцу ФИО клиента и весь текст, который надо сказать. :) Думаю, что оно или уже существует, или где-то очень рядом.

    Это реально пугает. И это неизбежно.
    • –1
      Скорее об интеграции текущих, как фейсбуки/твиттеры по емылу и асечке со скайпом дают Вам возможность добавить еще тыщупицот друзей, их друзей и друзей их друзей, причем все это собирается и пишется, и таки да, предложения того же фейсбука у меня — вполне релеванты, фейлы начинаются, если общих друзей меньше 2х, но до таких друзей я список возможных друзей должен пролистать минут за 40 а то и больше.
      Про интеграцию основных соцсетей в ms live аккаунте я вообще молчу, у меня там подключено почти все места где я есть, кроме myspace'а, который уже не актуален.
    • +12
      • 0
        Мультипаспорт!!!
    • 0
      да, приходит время работорговли!
  • +2
    Представим себе ситуацию: молодая женщина заходит в магазин и покупает лосьон с кокосовым маслом, сумку для прогулок и ярко-голубой плед.

    Можно троллить такую систему. Заходить и брать всю эту радость. Ну это, конечно, если есть деньги на такой тонкий и безсмысленный троллинг)
    • +38
      Получите купон на товары для начинающего тролля.
    • +4
      Есть вариант бюджетнее: просто меняться с кем-нибудь дисконтными картами.
    • +1
      Вам не хватает купонов на памперсы? :)
  • +3
    Блин, офигеть. Это ведь реально должно работать.
    Я даже не предполагал о такой магии.
    Короче, у меня теперь тоже смешанные чуства :)
  • 0
    У меня куча желаний, но никаких предложений я не получаю. Хреново работает таргет — есть еще куда совершенствоваться.
    • +4
      Вы живете в Штатах и закупаетесь в сети магазинов Target?
  • +4
    Я просто оставлю это тут: Гарри Гаррисон «Только не я, не Эймос Кэйбот!»
  • +9
    Удивлен видеть столько комментов о страхах, видать правду говорят, что люди бояться абсолютно всего нового. Всегда приятно, когда в местах где часто бываешь персонал уже знает твои вкусы и угадывает твои желания. Не вижу ничего плохого, если так будет везде, другим человеком это вас не сделает, не решит за вас, когда вдруг захочется чего-нибудь новенького. А облегчить предсказуемую рутину никому еще не мешало.
  • +1
    Это что-то новенькое…
    • +4
      это что-то старенькое, просто примененное в новой области.
  • +2
    Дык почитайте тут статьи про машинное обучение — предсказание беременности на основании покупок покажется невинным фокусом для детей :)
  • +12
    Я бы совсем не удивился, что байку про беременность придумали маркетоиды target-а.
    Потому что все это выглядит уж очень надуманным.
    • +1
      А обоснование?
      • +1
        У меня так же большие сомнения по поводу «предугадывания», и они основная на личном опыте. Скорее всего потенциальная утечка информации идет от медиков и из специализированных магазинов с товарами для беременных. Ибо трудно найти причину того, почему две крупнейшие кампании-производители детского питания прислали нам свои образцы
        • +1
          Никто не утверждает, что так делают все продавцы. В статье речь идет о Target.com. Пример с беременностью лишь пример, но даже для него — обратите внимание! — они говорят о предсказывании беременности на ранних стадиях, иногда еще до того. как сами будущие родители это узнают. На самом деле, это скорее исключение пока. Для многих действительно проще (особенно в РФ) получить сведения в женских консультациях. Но так может быть не со всеми товарами. Пример просто такой… очень очевидный.
        • 0
          Через два часа после подписания ипотечного договора мне позвонила какая-то левая страховая компания и предложила застраховать жизнь. Совпадение? )
          На вопрос откуда они взяли мой телефон и какие у них связи со %bank_name% как-то сдулись и, пожелав хорошего дня, распрощались…
          • 0
            Погодите, так в наших же краях без страховки жизни ипотечный договор заключить и не дадут?

            Или они хотели второй раз?
            • 0
              Разумеется не «после» подписания. После подписания я вообще ничего кроме денег им больше не должен :(( — поспешил написать комментарий и невольно ввел вас в заблуждение.
              Конечно предложение о страховании было в момент между одним из первых визитов (скорее всего, когда договор уже составлен, но еще не подписан) и окончательным подписанием.

              Кстати со страховкой тоже бывают разные интересные вещи. Например «страхование титула» — когда мне знакомые страховщики рассказывали, как это происходит в России, я был немного расстроен.
    • +3
      Нет, не надуманным. Конкретно с беременностью у таргета был эпик фейл. Определить то они ее определили, но вот показав, что «Они знают» они вызывали кучу паранои и негатива в свой адрес, чуть ли не до судебных исков дело дошло.

      • +1
        Надуманным мне кажется вот это:

        Представим себе ситуацию: молодая женщина заходит в магазин и покупает лосьон с кокосовым маслом, сумку для прогулок и ярко-голубой плед. Программное обеспечение в Target выдаст свой вердикт: вероятность беременности этой покупательницы – 87%.

        Мне все-таки более верится в вариант с болтливым менеджером и грамотным маркетингом =)
        • +2
          Вот это да, чушь. Но многие будущие мамы, узнав про беременность и намереваясь рожать, начинают более тщательно подбирать продукты, начинаю покупать косметику без запаха (т.к. от резких запахов тошнит), налегают на пищевые добавки с витаминами, больше едят свежей зелени, наваливаются на кальцийсодержащие продукты, избегают разных химических продуктов аля кока-кола и тыды.
          • 0
            На этот паттерн система тоже реагирует. Плед, лосьон и сумка — это всего лишь один из примеров.
          • 0
            Ещё причудливо меняют пищевые предпочтения. Покупают то, что никогда раньше не покупали. Возможно, даже не осознавая это. Но система статистически это ловит.
      • 0
        Да, именно после этой волны недовольства они начали помещать «нужные» купоны среди «ненужных», чтобы клиенты думали, что это случайность.
  • +5
    Мне рассказывал коллега, у которого жена работала кассиром в крупном супермаркете.
    Говорит, у них там незамужние кассирши почти потоковым методом выходят замуж за постоянных покупателей, которых они цепляют прямо на работе. Потому как при кажущейся необъятности людского потока а) многие лица примелькались б) по покупкам легко понять семейный статус человека.
    • +2
      У меня есть такая продавщица. Клеит. Я же с своими покупками как открытая книга.
    • +2
      Ну так, кто умеет считать, считает :)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      Тут используется регрессия, вероятность высокая.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +8
    У меня городской сайт объявлений. В прошлом году позвонил нервный мужик и на полном серьезе завил, что, если мы не перестанем за ним следить, он приедет и разъебош.. разнесет нам весь офис. Через пять минут расспросов выяснилось, что он искал на нашем сайте какую-то достаточно редкую фигню, после чего весь интернет всбесился и начал ее предлагать на всех сайтах, куда бы он не зашел. У мужика мнгновенно выросла паранойя размером с Останкинскую телебашню. Он уже представил, как всемирная сеть взяла его в свои цепкие руки.

    Стоило реально немалых трудов объяснить человеку, как работает движок отслеживания поисковых запросов Яндекса с учетом предпочтений и как его вырубить. Как вкратце объяснить наивному человеку, что на сайтах с установленым Яндекс Маркетом или Директом его запросы попадают в централизованную базу и после чего он на мушке? Он реально считал, что мы слили инфу о нем и теперь Большой брат не спустит с него глаз.

    А ведь он не был так уж далек от истины. Хорошо, что пока есть возможность удалить свой идентификатор (ха-ха, кто-то поверил?), но нужно понимать, что это хлеб поисковых систем, и так просто они его не отдадут. Все ваши пристрастия от нового айпадика до Саши Грей симфонического оркестра Поля Мориа — учтены.
    • +2
      Замечательное расширение для браузера есть — Ghostery…
      • +3
        Или adblock, если вы уже на крючке :)
        • +3
          Adblock был бы полезен даже тем лицам, которые ещё не ощущают себя на крючке.
          • 0
            помимо кукисов еще как-то могут отслеживать предпочтения?
    • +2
      Кстати, не только поисковые системы, но и социальные сети со всеми этими «лайками» и «виджетами для комментариев» могут следить за вами. Причем часто имея очень много другой информации о вас (друзья, сообщения, профиль).
  • +3
    В принципе не вижу ничего плохого чтобы они были в курсе моих привычек и присылали скидочные купоны и прочее. В некоторых случаях я сам с удовольствием им все расскажу. В большинстве случаев это удобно.
    Единственно что (в моем личном случае) это все хорошо ровно до тех пор пока мне никто не названивает. Вот звонков от их маркетологов я терпеть не могу и сразу сообщаю куда надо (живу в Канаде — тут есть куда сообщить).
    А так — пусть присылают. Порой реально что-то интересное попадается.
  • +2
    открываете e-mail с предложением скидки
    Все это регистрируется в системе сбора и анализа данных
    Я чего-то не знаю об электронной почте?
    • +1
      Зависит от клиента. Могут по картинке узнать (если ваш почтовый клиент их не блочит) или есть возможность присылать отправителю уведомление о прочтении (удалении и т.п.) — опять же, если почтовый клиент вас не предупредит.

      Возможно, есть еще какие-то способы…
  • +8
    Статист — это актер массовки, видимо имелся в виду специалист по статистике?
    • 0
      Спасибо, исправлено.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +15
    — Мам, Пап, а как я появился?
    — Нууу, тебя нам предсказали в супермаркете, сынок!
  • +3
    Эту историю рассказывала мне мой партнёр. Она работает на компанию Nectar. И для их аналитиков эта история является одной из поворотных в истории. На большинство людей, у них достаточно информации, чтобы предсказывать покупки с вероятностью выше 1/2 и подсовывать вовремя купоны и предложения.

    Кстати, большая часть команд, это статистики и математики. Менеджеров и клерков почти нет, всю рекламу шлют роботы, пользуясь выводом программ тех же статистиков.
  • +3
    Вспомнил забавный эксперимент. Когда мы переезжали, то я сделал новую карту Нектар, не оставив никакой информации о себе. Когда на новой квартире использовал её для скидок на поставки газа и электричества, то система Нектар поняла через два месяца, что в квартире живут двое и, скорее всего, это мужчина и женщина. Статистически женщины используют больше энергии.

    Такие системы могут собрать данные с чего угодно. На сомом деле, я порой пугаюсь, когда захожу на сайт Амазон и вижу предложения именно о том, ради чего я на туда зашёл.
  • +2
    Лет 5 назад, в одном крупном операторе связи наблюдал похожее. Был составлен портрет клиента, подумывающего над сменой оператора. «Желающим» уйти звонили и предлагали больше услуг за меньшие деньги.
    • +2
      Провайдеры такое любят, очень простой анализ ведь, достаточно лишь статистики использования.
    • 0
      Тут на хабре была статья про такой анализ в онлайн-игре, читал про точность предсказания в 99% реально как про волшебство какое-то.
  • +1
    После прочтения, почему то вспоминается книга Айзека Азимова «Академия»…
  • +3
    Ваша статья выгодно отличается от указанного источника выносом интриги в начало. Еле нашел этот пример в оригинале.
    • 0
      Спасибо :)
  • +1
    Да, бехавиоральный анализ очень помогает в продажах. Однако, я сам обычно в супермаркетах беру, наоборот, всегда все разное. Интересно же все попробовать :)
    • +1
      Есть что-нибудь почитать фундаментальное по теме?
      • +2
        Я так ничего толкового и не встретил. Buyology — неплохо, но все равно не то. Так что руководствуемся здравым смыслом, пишем детальнейшую статистику по посетителям и делаем upsell.
    • 0
      Зато когда решите остановиться на каких-то конкретных продуктах, это легко будет отследить по изменению поведения. Так что будут присылать купоны на товары, которые вы еще почему-то не попробовали.
  • +1
    > молодая женщина заходит в магазин и покупает лосьон с кокосовым маслом, сумку для прогулок и ярко-голубой плед.

    > вероятность беременности этой покупательницы – 87%.

    Откуда такая логика?
    • +3
      всё меньше вещей в программном обеспечении основывается на логике. Возьмите хоть коллаборативную фильтрацию.
  • +2
    Совершенно непонятно зачем на это тратить миллионы долларов. Давайте посудим.
    Получить хороший прогноз возможно только для постоянного клиента, ведь чем больше данных о покупках, тем выше качество прогноза. А если клиент постоянный — почему вы вдруг решили, что он не купит без скидочных талонов то, что ему вскоре понадобиться? На примере из статьи, почему Target вдруг решил, что та девушка сама позже не купит детскую одежду и памперсы. А если добавить к такой покупке потерю % на скидке + средства потраченные на аналитический отдел — где профит?
    • +2
      клиент становится постоянным как раз благодаря тому, что скидки отлично отвечают его потребностям. Мне кажется, что тут тактическая потеря 20 процентов на памперсах компенсируется стратегической лояльностью клиента.
      • +2
        На примере супермаркетов чаще всего клиент становиться постоянным из-за удобств, близкой расположенности и т.д. Если ты 2 раза уже пришел в этот маркет — ты с большой вероятностью уже постоянный клиент.
        • +1
          Есть специализированные магазины, и всегда существует риск, что именно за детской коляской или средствами для загара клиент пойдет именно в них. Или в другой супермаркет. Или вообще решит не покупать. Мест, где можно купить, в Штатах много. И лояльность клиента крайне важна.
          • 0
            Вполне возможно, но зачем тогда придумывать такие архисложные системы и тратить на них столько денег? Гораздо проще спросить об этом у клиента. Например пока выбивается чек кассир, спросит на какую группу товаров или товар он хочет получить скидку в следующий раз. И клиент рад, что за ним не следят и супермаркет уверен, что клиент вернется.
    • +1
      Совершенно согласен. Система должна работать наоборот, повышать цены на товары, вероятность покупки которых возрастает. Какой смысл давать скидки на то, что у так купят.
      • +2
        Вал. Продать много лучше, чем сидеть с задранной ценой и ждать покупателя. А он вполне может зайти в соседний магазин.
      • 0
        Увеличить оборот.
        В америке скидки очень часто не выглядят, как минус сколько-то процентов. Чаще я встречаю, когда за туже цену предлагают больше товара. Например чипсы в среднем стоят 3.5 долл. На есть магазины, где переодически за эту же сумму можно взять две пачки. И так почти всегда в продуктах, редко дают потратить меньше денег, чаще тратишь столько же, но получаешь больше.
    • 0
      В магазине 100500 моделей памперсов. И каждый хочет выделиться и пролезть в корзинку. Именно производители и спонсируют эту скидку.
    • 0
      Может ключевое слово «позже»? Стимулируют сделать покупку именно сейчас?
    • +1
      Это осознанная стратегия Таргета — инвестировать в семьи, ждущие ребенка. Потому что если они начнут к ним еженедельно приезжать за памперсами, бумажными полотенцами и т.п., то очень велика вероятность, что во время этого же визита они закупят йогурты, печенье, шампуни, моющие средства и так далее. И даже когда история с памперсами закончится, у семьи прочно войдет в привычку совершать покупки в Таргете.
      Поэтому они и делают столько усилий, чтобы подловить людей на этом важном этапе жизни, когда можно изменить их привычки.
  • +1
    Так вот на кого Нострадамус работал!
  • +4
    Надо только добавить, что рекламная деятельность Target по предугадыванию беременности провалилась и привела к куче недовольства и заметному оттоку покупателей. Т.к. многие подумали, что за ними явно следят, а беременность это такой секрет который далеко не каждая женщина готова раскрывать вот так сразу.
  • +4
    The Google Toilet



    Google: we're way up your ass!
  • +2
    Вообще, это практически выдержка из книги «Сила привычки» Чарльза Дахига. Я сначала подумал, что плагиат, но нет автор статьи в NYT – именно он. По поводу недовольства людей в книге тоже написано и даже как это спокойно обходят. Вообще, рекомендую – книжка хорошая.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Что купон на скидку пришлют — я только за. Но вот как бы им запретить шарить мои данные с левыми организациями. Где-то оставил свои данные, так мне теперь настойчиво взять кредитку. «Специально для вас» и «Спешите, только до 30 июля! Отправляйте прямо сейчас». Тьфу, достали, сволочи. И главное ж непонятно, какая сволоч подарила мои данные левой конторе.
  • +1
    Не понимаю негатива, когда-то давным давно, когда супермаркетов было еще мало и все ходили в магазины шаговой доступности, то никто не паниковал по поводу того, что продавщица знает ваши вкусы и в курсе, например, каждой вечеринки у вас дома.
    • 0
      Тут два варианта — это продавщица вам практически хорошая знакомая и плохого не посоветует и второй — вам попробуют продать то, что выгодно магазину, а не вам.
      • 0
        Тонкий момент — могут продать то, что выгодно и магазину, и вам. :)
  • 0
    Прочитав статью, я так и не понял — каким образом Target узнает место жительства покупателя (в данном случае — забеременевшей девушки)?
    Единственное, что приходит на ум — если девушка платила кредитной картой. Да и то — платят картами далеко не все, да и конфиденциальность банковской информации никто не отменял.

    Объясните мне, пожалуйста, жутко интересно!
    • 0
      И еще — как этот Target привязывает определенную покупку к определенному человеку? И на ум опять же приходят только кредитные карты — неужели я прав?
      • 0
        Есть такое явление — член клуба. У меня есть VISA которая обычная VISA, но в определенных продуктовых магазинах она дает на некоторые товары 5% скидку, которая одновременно является и членской картой. Кроме того раз в месяц домой приходит пачка талонов с скидками на разные товары — как ты думаешь, откуда они знают мой адрес?

        И кроме того наличкой пользуются совсем мало — ну 5% покупателей. Все идет безналом — налички просто неоткуда взяться. Зарплата из бухгалтерии на счет в банке или чеком и опять на счет. Смысла «вынимать» в банке наличку нет — это обойдется дороже платежа кредиткой. Это даже без учета того, что куча народа сидит у банка в минусе и платит «в долг до зарплаты». У них фактически вообще в данный момент нет денег.
        • 0
          Неужели в США электронные терминалы действительно во всех магазинах и всюду можно картой расплатиться за газету или пакетик сока?
          • 0
            Я в Израиле и это так. Думаю в Штатах все продвинуто в этом направлении еще сильнее.

            В реальности мне наличка нужна для случайных поездок в автобусе (хотя можно взять раз карту и потом ею расплачиваться) и совсем мелких покупок в ларьке — им совсем мелкие платежи не выгодны и они считают каждую копейку.

            Более того — мобильный, интернет, городской телефон, телевидение невозможно оплачивать наличкой или вообще или можно, но с больной головной болью.
            • 0
              Как я был бы рад, однако, если бы в России все было именно так…
              • 0
                Живу в крупном городе и в ларьках покупаю очень редко. Наличкой расплачиваюсь в 95% случаев только в такси и в транспорте — когда заканчиваются деньги на электронном кошельке. В прочих местах почти везде пластик.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.