Основы программирования для детей и гуманитариев — никаких компьютеров на уроке!

    Уби Де Фео ведёт курсы по программированию Arduino для начинающих в голландской творческой мастерской «Hello, savants!». Основная аудитория — дизайнеры, художники и другие далёкие от компьютеров люди, которые хотят научиться использовать технологии для создания интерактивных презентаций, прототипов, арт-объектов — то что называют «creative coding». Его ученики не имеют проблем с образным мышлением и креативностю, зато абстрактные концепции математики и программирования часто становятся непреодолимым препятствием. Поэтому Де Фео решил для начала вообще отказаться от использования компьютеров. На вводных уроках курса «From 0 to C» используются только блокноты, ручки, шарики для пинг-понга, картонные коробки, конфеты M&M's.



    Ученики совместно выполняют простые операции, перемещая предметы по определённым правилам и записывая промежуточные результаты на бумаге. Шарик для пинг-понга — один бит. Картонная коробка с четырьмя ячейками для шариков — один шестнадцатиричный разряд, пара коробок — байт. Такое представление позволяет очень быстро освоиться с двоичной и щестнадцатиричной системами, понять как компьютер работает с памятью и данными.

    Ученики вовлекаются в игру, в которой они, сами того не осознавая, становятся моделью работающего компьютера. Память, регистры, стек, ветвления, циклы превращаются из абстрактных понятий в конкретные действия и образы. Всё, что остаётся сделать — записать последовательность этих действий. Только на этом этапе вводится синтаксис языка программирования. Для абсолютного новичка вообще всё, что происходит внутри компьютера — магия. А поверхностное знание синтаксиса какого-нибудь языка даёт лишь «заклинания» для управления этой магией, без малейшего намёка на реальное понимание сути. Наглядные уроки разоблачают эту магию лучше любых книг и объяснений.

    Курс "From 0 to C" не привязан исключительно к Си, в качестве базовых можно будет использовать другие языки. Де Фео плнирует адаптировать этот курс для детей, чтобы его можно было использовать в школах. Он полон энтузиазма сделать этот курс доступным для широкой аудитории и создать на его основе курсы для других научных дисциплин.

    UPD: В письме Де Фео сообщил, что в ближайшее время планирует провести в Амстердаме несколько уроков специально для технических специалистов и преподавателей, которых заинтересовала его методика. Он уже получил неофициальное предложение поддержки от одной из краудфандинговых площадок и несколько предложений работы от разных компаний, однако пока его главная цель — придать курсу законченный вид, и только потом искать способы его распространения. Он подчёркивает, что для него это проект — некоммерческий и любая спонсорская поддержка будет направлена прежде всего на развитие и распространение методики.

    Метки:
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 18
    • +3
      конфеты M&M's

      Ненадолго же, наверное, реквизита хватает…
      • +9
        А на этом примере можно рассказать про утечки памяти
      • +4
        На примере этого рассматривают необходимость в помехоустойчивом кодировании.
        • +10
          Ага, «во время передачи сообщения, 2 произвольных бита были съедены...».
        • +1
          — Вот сейчас в этих восьми ячейках памяти проставлены следующие биты
          (...)
          — А теперь мы выключаем свет, и — оп! (закидывает всё в рот) — значения сбрасываются!
        • +6
          Когда мы проходили информатику и основы программирования — даже этого не было. Только мел и доска, только хардкор.
          • +4
            Да, я помню Norton Commander на доске…
            • +1
              У нас-то и доски не было, только методичка, только задания по MS Office… Так, что вам еще повезло :)
            • +2
              На моём первом уроке программирования, в 10ом классе, что-ли, учитель сказал: «За компьютеры вы сядете не раньше 2ой трети учебного года(у нас учебный год на 3 части делится, а не на 4). Мы сначала были немного в шоке, потом пришлось учиться писать и дебажить программы на листиках. Но этот учитель дал мне такой фундамент знаний, что я до него до сих пор опираюсь.
              • +4
                Я бы врядле стал программистом при таком стечении обстоятельств.
                • 0
                  «Яростно плюю» (с)

                  Первые полгода изучения бейсика в 93-м году, я выполнял домашние задачи на бумаге, дома компа не было. Где-то лежат даже архивы.
                  По аналогии с музыкой, вождением авто или стрельбой — сначала должна быть теория и матчасть, и только потом уже с правильными мозгами надо браться за «инструмент».
                  • 0
                    «плюсую» конечно же.
                • 0
                  Туда же — деревянный сумматор www.youtube.com/watch?v=GcDshWmhF4A
                  • 0
                    Случай с M&M's чем-то напоминает Чапаева и картошку: «Смотри, Петька — вот это будут танки.».
                    • –2
                      Гмм…
                      Интересно было бы этого неодидактика прогнать через наш ЕГЭ по Информатике 2012, а заодно и по ЦТ образца 2006 года.
                      Как популяризация ИТ эти уроки могут быть интересными, но вот какой код напишут потом эти «голландские программисты» на Android?
                      • +1
                        Это подход к обучению для людей, а не для статистики и отметки как в ЕГЭ или в любом совковом институте.
                        Я бы не стал считать школьное образование эталоном.
                        Приходя сюда (на курсы Arduino), людям действительно интересно учиться, соответственно и запоминание-понимание во много раз выше.
                        Мне кажется так и нужно обучать. Не нужно стесняться доносить это как до детей.

                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.