Пользователь
0,0
рейтинг
28 июля 2012 в 17:50

Разное → Программная инженерия в НИУ-ВШЭ, абитуриентам


Приветствую молодую часть Хабрахабра.

Как вы можете догадаться из названия топика, речь пойдёт об абитуриентах, кто в эти выходные делает выбор — МГУ или ВШЭ, а может между чем-то ещё.

Я успешно отучился 2 (UPD: 4) курса на факультете программной инженерии ВШЭ, давно хотел написать небольшой рекламный пост.
Рекламщик из меня плохой, да и вопросов для обзора придумать самостоятельно не смог.

Зато в эти дни меня часто стали спрашивать примерно так
Привет! Ты с ПИ ВШЭ? Если да, то можешь ответить на несколько вопросов по поводу ПИ (я абитуриент, надо определиться окончательно в ближайшие дни).


И я подумал, почему бы не ответить подробно и не выложить на хабр. Вопросы довольно специфичные и относятся к первым двум курсам.
Предполагается, что вы уже знакомы с НИУ-ВШЭ и, в частности, с факультетом ПИ.
Данная статья была актуальна пару лет назад, сейчас многое изменилось в лучшую сторону, а ещё Яндекс и Высшая школа экономики открывают факультет Computer Science.



Правда ли, что примерно половина студентов ПИ на конец сессии имеет 1 или более долгов? Если да, то в чём причина такого положения вещей?


Под конец года будет ещё больше.

Причина проста — народ не знает, куда идёт. Кто-то подумал, что ВШЭ это илитный™ ВУЗ для богатеньких и тут не надо ботать.

Кто-то подумал, что ПИ это то же самое, что Менеджмент или Логистика, только ближе к компам (а значит, ближе к Dota2).

Кто-то банально не умеет программировать. Зубрят, конспектируют, списывают… ПРОГРАММЫ НА C#!

Кстати, некоторые девочки конспектировали код на C#, а потом удивлялись, почему у них ничего не работает.

Class MainClass
{
    Public Static Void Main (string[] args)
    {
        console.writeline("hello");
    }
}


На каком уровне даются языки программирования? Дают ли углублённое понимание паттернов и антипаттернов, ООП, стандартных библиотек?


На первом курсе только C#, обучают с нуля и до очень хорошего уровня, включая GUI.

Поверхностно не проскочить никак, тесты будут сверлить глубоко.

На втором курсе у нас первое полугодие голландец из TU/e по Skype (телеприсутствие) вёл лекции по Java.
Software Construction for Higher School of Economics (версия 2012-2013).

Обучил Jave’е и Swing’у очень грамотно и мы на протяжении нескольких недель пилили Большой Проект, в принципе довольно годная прога получилась, уж можешь поверить.

Стимулируют ли писать серьёзные проекты (особенно – в команде) либо такое будет только по собственной инициативе?


Да, это поощряют и к этому всё ведётся. На третьем курсе будут даваться командные задания, а на четвёртом курсе у нас насильно будет командный проект.
Куча дисциплин, которые направлены на создание командного духа и на развитие способностей формировать такие команды.

В этом году (2011-2012, на 2 курсе) мы делали командный проект — создание Android приложения в рамах курса по UI/UX от TU/e.

Какия ЯП проходятся?


  • C# — весь 1 курс, основа основ и главный фильтр против не-туда-поступивших;
  • Java — половина 2 курса;
  • С++ — весь второй курс. В основном базовые алгоритмы и контейнеры STL, ничего продуктивного;
    Домашние задания и экзамен в рамках курса SSD5 (iCarnegie) от Carnegie Mellon;
    После C# и Java это скучнее, хотя теперь я знаю, чем отличается умножение матриц по Винограду от Штрассена.
  • F# — по желанию, вторая половина второго курса;
  • Python — по желанию, летняя практика на первом курсе;
  • LaTeX — дискретную математику лучше в техе сдавать, да и летняя практика легче пойдёт;


Я видел пример командного проекта студентов ПИ — программа «чтение для слепых» или что-то вроде того.


Был ли этот проект чистой инициативой студентов, либо же это делалось как курсовик или ещё что? Как часто у вас на факультете делают такие вещи (т.е. реально полезные, которые можно даже продать)?

Всё зависит от людей. Много курсачей в этом году можно было бы продать, кто-то даже делал фриланс для реальной компании, а потом защищал как курсач.

Командная работа — штука специфическая, этому учатся не сразу. Поскольку на первых курсах командная работа означает, что кто-то один работает, а остальные получают зачёт.
Это мешает отчислять балбесов, поэтому практика командных проектов начинается со 2 курса.

Кто преподаёт всё, что связано с программированием? Работали ли эти люди в серьёзных компаниях когда-либо?


По-разному. Всё меняется, как повезёт. Лекции по C# читает сам Подбельский В. В., я его уважаю например.

F# преподаёт Дмитрий Сошников shwars, евангелист из Microsoft.
У него хорошо получается агитировать людей, поэтому все, кто изучали F# в этом году — очень довольны.

Java ведёт опытнейший Гринкруг Е. М.

Построение и анализ алгоритмов — Ульянов М. В.

А заведует факультетом (и ведёт математическую логику) Авдошин С. М., можете оценить его вклад в науку по ссылке.

Вообще, с кадрами в ВШЭ всё отлично, я не знаю ни одного преподавателя, кто бы не фанател от свего же предмета.

Если человек ведёт экономику, то это обязательно доцент с факультета экономики ВШЭ.
Если программирование — то какой-нибудь профи со стороны.

В чём реально заключается «партнёрство» с Эйндховенским университетом?


Реально? О чём пишут на hse.ru, в том и заключается. После первого курса магистратуры людей забирают в TU/e на второй курс, причём оплачивают общежитие и кучу денег а-ля стипендия на еду. По окончанию человек получает два диплома, и очень высоко ценится на рынке. Кстати, заодно можно поработать в R&D отделении Phillips.

Подробности могут поменяться, я в общих чертах описал. Мне до этого ещё два полных года, но человек 10 в этом году (2011-2012) уже успешно улетели «туда».

Уже сейчас преподаватели из TU/e по скайпу ведут у нас лекции. Первое полугодие второго курса, как я уже говорил, голландец вёл Java, давал и проверял домашки, проводил тесты и контрольные через их местную систему типа ejudge.

Software Construction for Higher School of Economics (версия 2012-2013).

Второе полугодие — интерфейсы и создание приложений под Android (делали прототип термостата с базовой функциональностью).

«Партнёрство» с компаниями, перечисленными на сайте se.hse.ru — в чём оно заключается, какая студенту от этого польза?


Я разглядел там два логотипа компаний, которые предлагали в этом году летнюю практику у них (читай — стажировку). Ещё есть логотип компании, я знаю оттуда сотрудника, кто вёл у нас предмет.

У ВШЭ сотрудничество с Microsoft — например, на все продукты Microsoft кроме Office у нас есть бесплатные полные лицензии — Visual Studio хоть Ultimate, любые Windows, даже Server 2008 R2, и многое другое, около 100 наименований (подписка MSDN AA).

Учебный план с сайта se.hse.ru — соответствует ли действительности?


http://www.hse.ru/standards/rup/archive/?fid=24262 — план.

Соответствует, это есть фактический план (некоторые дисциплины по выбору могут и не быть, зависит от вас). Тем не менее, план меняется в лучшую сторону — добавляютс новые интересные дисциплины.

Два года назад всё начиналось с базового плана 231000.62 Программная иженерия ВШЭ. Он немного намекает на суть, но фактический план успешно развился в нечто более крутое.

На ДОД было заявлено, что в ВШЭ стараются «не давать» студентам работать до окончания учёбы. Что ты можешь сказать по этому поводу?


Здесь нужно уточнить. ПИ — это факультет ВШЭ, но я бы не стал обобщать слухи и принципы про ВШЭ в целом на этот факультет. Тут своё руководство, свои планы и даже отдельный кампус.
Извнте, у нс здс свяо атмсфреа...

Так вот, это заявление к ПИ не относится совсем. У нас наоборот, уже со второго курса на летнюю практику засылают студентов в крупные компании на стажировку. Делается всё возможное, чтобы развить у студентов навык командообразования и бизнес-навыки, чтобы мы к третьему курсу уже могли придумать свой стартап и запустить его при поддержке ВШЭ.

У нас тут инкубатор успешных людей, ты видимо не так понял суть фразы. Может имелось ввиду, что ВШЭ не даёт студентам околачиваться в офисах как планктон? :)

Летние практики — где, как долго, была ли польза, что делали?


Первый курс в этом году (2011-2012) проходил практику на факультете — LaTeX, Matlab, их обучали грамотной научной работе.
Когда я был на первом курсе, мы строили UML диаграммы и описывали процессы взаимодействия (для наших же курсовых).

Второй курс в этом году проходил стажировку в компаниях, самой популярной была PingWin Sofware, это компания выйграла тендер на создание Российской ОС на базе СПО. Нам довелось пособирать RPM-пакеты в ABF от ROSA. Исправляли ошибки в .spec файлах, познавали дзен мейнтейнера.

Я думаю, чем дальше, тем больше компаний будет доступно. Тот факультет ПИ, который создан по направлению «231000.62 Программная инженерия» существует всего 3 года (раньше ПИ был под-факультетом БИ и цели были другие).

Дисциплины по выбору. Действительно ли твой выбор – закон?


Закон. Если на дисциплину никто не записался — её отменяют (ха-ха-ха).

У нас в этом году не было диффуров по выбору, ибо минимум 15 человек.
В прошлые года ограничивали по рейтингу, отобрав тех, кто выше. Но после кучи жалоб в учебку с этого года кто первый успел выбрать — того и тапки.

Курсовые?


Что ты делал в качестве курсовой работы (все курсы по порядку)?
Какие полезные программы ты написал за каждый год обучения и на каких ЯП?

Каждая курсовая это законченный продукт. Есть постановка задачи (волен выбрать сам или даже предложить), затем в рамках Введения в программную инженерию ты составляешь с научным руководителем ТЗ по ГОСТу, а затем комплект документов по ГОСТу — руководство оператора, пояснительная записка и другие.

Когда я был на первом курсе, нам рассказали про Microsoft Project и научили строить диаграммы Ганта, мы даже ресурсы распределяли. Всё в рамках курсовой.

К курсовой обязательно презентация и защита. Сложность курсовой определяшь сам — можешь сделать что-то банальное и никому не нужное, а можешь реально создать продукт, запатентовать, написать научную работу на базе проделанного и много другое.

На первом курсе писать можно только на C# (не важно, под что), на остальных — на чём хочешь.

Для справки мои курсовые:

1 год — Эмулятор Машины Тьюринга, задача была поставлена в связи с тем, что в интернете не было программ, которые бы удовлетворяли потребностям факультета. Сейчас этот эмулятор перваки гоняют. Помимо этого эмулятора, другие ребята делали курсовые, которые в последствии стали использоваться на факультете.

2 год — Попросил научного руководителя выдать мне тему по-хардкору. Получил, как просил. Мы даже название придумали не сразу, да и то что получилось, оказалось далеко от терминологии, которая используется на западе для описания таких вещей.
  • Computing operations in idempotent semiring on cone-constrained sets program;
  • Что можно отнести к Algebraic Tools for the Performance Evaluation of Discrete Event Systems;
  • Материалы: Документация (на первой странице заглушка) и Презентация с защиты;
  • Программа на Java, из двух частей, практического применения пока не имеет.


Список литературы для курсовой за второй год (примерно 20% от прочитанного и осмысленного)
  • F. Baccelli, G. Cohen, G.J. Olsder, and J.P. Quadrat. «Synchronization and Linearity». Wiley, 1992.
  • E. Le Corronc «Développement d’outils de calcul garantis et efficaces pour les systémes (max, +) linéaires», LISA Angers, 2008
  • Stéphane Gaubert «Symbolic computation of periodic throughputs of timed event graphs», INRIA, 1992
  • Jörg Raisch «DES in a Dioid Framework – Modelling and Analysis», TU Berlin, 2008
  • B. Cottenceau, L. Hardouin, M. Lhommeau «MinMaxgd, une librairie de calculs dans MinMax[g, d]», LISA Angers 2006
  • B. Cottenceau, L. Hardouin, M. Lhommeau «Data Processing Tool for Calculation in Dioid», Workshop On Discrete Event Systems, 2000


В общем, прикладного линала выше крыши, я надеюсь развивать тему и в конце концов накатать какую-нибудь статью и опубликоваться в журнале. Это один из кирпичиков для поступления в магистратуру, например. А всё почему? Потому что научный руководитель, это в первую очередь коллега и он заинтересован в вашем становлении.

Кстати, в обоих случаях я использовал лишь знания, полученные во время обучения C# и Java в университете. Вернее, я зачёты сдавал и обязан был иметь эти знания, контроль 100%.

На каком уровне даются не связанные с программированием вещи (гуманитарщина)?


Зависит от профиля гуманитарщины. Я был крайне возмущён тем, как нам долбили мозги микроэкономикой. К счастью, для меня это позади.

Другое дело — психология. Вообще, многие гуманитарные вещи нам пытаются рассказать применительно к IT. В случае с психологией, это был крайне полезный опыт, поскольку у нас вела IT-подкованный профессионал Мандрикова Е.Ю. с полным пониманием наших интересов.

Кстати, гуманитарщины на первом курсе мало, что не может не радовать.

Можно ли сдавать дисциплины заранее?


Нет. За редким исключением можно написать экзамен чуть раньше, особенно перед зимними праздниками. Или летнюю практику заранее пройти. Ещё есть вариант получить автомат, хорошо отработав в течение года. Но для этого нужно работать в течение года, да.

Вообще, у нас тут учатся, а не корочки получают. Это я про ПИ конкретно.

Следят ли за посещаемостью занятий? Если да, то в каком виде?


Каждый преподаватель следит по-своему, но есть и общие принципы. Есть лекции, а есть семинары — на семинарах заполняется ведомость, в которой отмечается активность студентов (и посещения, ага). На лекциях отмечают обычно в начале года, потом надоедает всем.

Предметы разные. Я на первом курсе старался не прогуливать ничего лишний раз. На втором курсе почти все начинают забивать лекции и ходят только на семинары (я про маловажные предметы). Вам ещё расскажут, что семинары пробивать никак нельзя, поскольку на них рассказывается сама суть и материал для экзаменов и контрольных. Это действительно так.

У нас тут такой принцип, что на экзамене нет никакого «wtf?! O_o», все задачи разбираются вдоль и поперёк, главное не терять интерес.

Кстати, на гуманитарных предметах (психология, типа) оценивают именно посещаемость и работу на семинарах.

Какие предметы можно спокойно пропускать?


На первом курсе не стоит забивать вообще. На этом факультете с первокурсниками особое обращение. Сначала набирают излишек, а затем отчисляют половину.

Отчисление – при каких условиях?


Отчисление это просто как два пальца в песок. Год делится на 4 модуля.
Таким образом, в году 4 сессии. Оценки десятибалльные, ниже 4 — незач.

Жизненный цикл незача
  1. Собственно экзамен
  2. Пересдача (тому же преподу)
  3. Комиссия (строго другим преподам)


Способы получить незач
  • Запоздать с подачей документов — например, вовремя не заявить тему курсовой или ВКР;
  • Получить незачёт по формуле (см. ниже).


Итоговая оценка может складываться из кучи критериев, обычно она взвешанная.
ОЦЕНКА = 0,2 * 1МОДУЛЬ + 0,7 * КР + 0,1 * ЭКЗ

По такой формуле сразу видно, что экзамен может быть написан на отлично, но это даст всего 1/10 оценки. Да, были и такие неудачи.

Теперь простая арифметика — если в сессию получил 3 незача или больше, это отчисление на автомате. Без исключений. Деньги не берут.

Незачи можно пересдавать. Пересдачи идут зимой после зимней сессии и осенью. То есть весенние незачи нельзя пересдать до осени, поэтому 4 модуль это такой экстрим, ибо если два хвоста уже висит… Не завидую.

Как бороться с незачами, если много денег
  1. Купить справку о болезни
    • Дёшево;
    • Могут спалить, тогда держись;
    • Можно покупать справки постфактум (если уже конвейер и связи :)).

  2. Купить индивидуальный план
    • Сначала нужно перевестись на платное;
    • План можно только в том случае, если незачей 2 или меньше;
    • План отодвигает пересдачу на 1 год, но хвост висит.


У нас есть люди, в которых стреляют, а они ещё живы. Ходят, понимаешь, по два плана, лучше бы машину купили.

Сколько человек осталось от первоначального состава к данному моменту?


После первого курса оставалось 49 из 97. Вот так, да.

Математика, не связанная с программированием напрямую (матан, линал, дифуры и пр.)


Линал у нас был первые три модуля. Матан у нас был первый год. Дифуров нет вообще.
Как-то так.

Линал преподавал Чубаров И.А., замечательный мужик. Он из МФТИ, а ещё на МехМате МГУ линал ведёт. Судя по сайту, походу он уже штатный доцент ВШЭ.

Матан вела Чубарова Е. И., они вместе. :)

На матане и линале рассказывают самую-самую базу, разъясняют максимально, дают типовые задачи и потом проверяют на экзамене.

На экзамене обычно берут количеством задач. Разрешаетя пользоваться всем — я заранее прорешивал образцовый вариант и составлял план прорешивания задач в тетради, времени не хватает обычно.

Больше фундаментальной математики нет. Точнее, её можно получить по желанию — курсач придумать жёсткий, на втором курсе будет ещё вычгем по желанию, дифуры по желанию, защита информации по желанию и так далее.

Короче говоря, у нас учёба с расчётом на самообучение по мере необходимости, насильно не пихают «фундаментальные» штуки.

Математика, связанная с программированием напрямую?


Её было сполна. Дискретная математика, вёл Лазарев А. А. — доктор наук из МФТИ. Математическая логика, теория автоматов и формальных языков, вычислительная геометрия…

Все математические предметы, связанные с программированием есть, и будут, смотрите учебные планы.
С этим всё в порядке.

Вместо заключения


Надеюсь, эти ответы помогут вам с выбором ВУЗа, в котором вам предстоит сидеть 4 или 6 лет.

Что касается обстановки — мы учимся в недавно построенном здании. 6 лифтов и 9 этажей. Все стулья — мягкие (такие, чёрные). Все доски — маркерные белые, Все парты — целые (голодные студенты питаются в столовой, а не древесиной). Все туалеты — чистые. Все работы по уборке помещений, ремонту помещений делаются на аутсурсе, это влечёт хорошее качество таких работ. Вот это здание на карте: goo.gl/maps/h54w3 (Кирпичная, 33/5).

В общем, подумайте, каким должен быть ваш IT ВУЗ мечты и сравните с ВШЭ ;)

UPD. Alex_sik дал очень хорошую ссылку, что же такое программная инженерия — о различиях между ПИ и другими IT специальностями.

UPD 2. Пост обновлён 27 июня 2013 — поправил текст, добавил ссылок и уточнений годов. Перечитывать не стоит, но новеньким будет чуть лучше.

UPD 3. Умельцы смонтировали первый в истории факультета фольклорный видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=o-29QTcQ3Lk.

UPD 4. 4 апреля 2014 снова вернул пост из черновиков, так как Яндекс и Высшая школа экономики открывают факультет Computer Science и эта статья будет полезна для ознакомления с ПИ. Опять же, всё описанное было давно. С новыми вопросами лучше к новым второкурсникам. ;)
Максим Куприянов @Xlab
карма
22,5
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разное

Комментарии (77)

  • +9
    Было бы лучше, если бы эта статья появилась раньше хотя бы на неделю.
    • 0
      Увы, вопросы я получил сегодня ночью от абитуриента.
      Мне правда жаль, но до 30 числа ещё есть 2 дня.
    • +5
      Да, вот это тоже. Прием документов закончился 25.
      • 0
        Статья вроде рассчитана на тех, кто поступил в несколько вузов и находится в процессе мучительного выбора.
        • +2
          Верно, но как Вы понимаете ВШЭ, в области обучения будущих программистов никогда не была в лидерах, у абитуриента на слуху и «на глазах» МГУ, МФТИ, Бауманка, ИТМО, и т.д. Многие абитуриенты, которые хотели бы заниматься программированием, не слышали, а замечательном с ваших слов факультете ПИ в ВШЭ.
          • 0
            ВШЭ вообще не занимается пиаром ПИ.
            Я даже сам не знаю, правильно ли я поступил, что агититрую поступать на ПИ.

            Бюджетных мест на факультете — ограниченное количество, по-моему 40. Вышка берёт всех, кто проходит по условиям набора. Придут 80 — возьмут 80, причём за лишних 40 человек будет платить сама, без государства.

            Поэтому я не уверен, хорошо ли это, если все толпами рванутся на ПИ и устроят мясо.
          • +1
            Они вроде с МИЭМ объединились, может это еще усилит обучение IT
            • +1
              >обучение IT
              Наверное добавит разнообразия, поскольку ПИ это чисто «софтовый» факультет. А в МИЭМ есть схемотехника и прочие прелести.

              • +2
                Там в принципе и до этого многие преподаватели на два института работали, тот же подбельский.
          • +1
            хм… учась в МАИ, еще на первых курсах был наслышан от друзей, сокурсников, пересекающихся со студентами ВШЭ на олимпиадах и еще может где, что они оч сильны в плане программирования
  • 0
    Такой вопрос, что думаешь/знаешь о факультете бизнес-информатике?
    • +1
      Ничего не знаю, это другой факультет совершенно.

      Слышал, что многие вылетевшие с ПИ поступают туда. Там вроде как проще учиться, там 200+ человек, там не учат программированию и там в основном мажоры.

      У нас мажоров 0.
      • 0
        Не знаю, как сейчас обстоит дело, но в моё время мажоры были явным меньшинством. Я поступал в 2007-м году.

        Программирование преподавалось на первых двух курсах.
      • –1
        Программирование я хочу оставить на самообучение. Тем более сейчас появляется/существует огромное количество ресурсов для этого. Поэтому хочется совсем другое образование.
        А кто-нибудь из ваших однокурсников в НМУ ходит?
        • –1
          ВУЗ только направляет вас и снабжает контролем ваши знания. Всё программирование вы будете учить всё равно самостоятельно, никто ложкой пихать не будет.

          >А кто-нибудь из ваших однокурсников в НМУ ходит?
          Нет, загрузки знаниями хватает.
          • 0
            То есть времени на НМУ не остается? Просто математики такой как в НМУ больше нигде нету, а без сильной математики не вижу хорошего развития в любой области.
            • 0
              Я думаю, что время на НМУ можно найти. Его ведь находят студенты мехмата, а студенты программной инженерии тем более смогут найти.

              Однако, высшей математикой Вас не обделят, мне кажется.

              Также, возможно, Вам стоит посмотреть в сторону отделения прикладной математики и информатики факультета бизнес-информатики. ami.hse.ru/index.html
              • 0
                Проблема в том что, в плане математики мне на первом курсе(возможно и на втором) делать нечего, ибо все преподавалось в школе. На счет прикладной математики и информатики может быть стоит посмотреть, но уже поздно ибо все документы уже отданы, а добавлять факультеты к сожалению нельзя.
                • 0
                  Точно. Забыл, что все сроки уже прошли.

                  Ну тогда у Вас точно появится дополнительное время. На первых двух курсах я бы по этому поводу не волновался. Другое дело, что закончить НМУ будет трудно, если Вы ещё и работать захотите курсе на третьем.
                • 0
                  Оно и на МехМате МГУ всё «школьное» на первом курсе. Только вот под конец года паника начинается, ибо всё похоже, да уже далеко впереди.

                  Кстати, типичная болезнь первокурсников, советую не вспоминать про школу вообще.
    • 0
      Первые два курса программа обучения практически не отличается от ПИ. Далее идёт разделение.

      На БИ существуют три основные кафедры: кафедра корпоративных информационных систем, кафедра бизнес-аналитики, кафедра моделирования и оптимизации бизнес-процессов. Также существует кафедра электронного бизнеса, где дают знания в области интернет-коммерции, но она стоит особняком.

      Таким образом, предполагается, что выпускники бизнес-информатики будут работать либо в ИТ-консалтинге, либо руководить ИТ-инфраструктурой предприятия, либо в интернет-проектах (в старпах в том числе).
      • 0
        >Первые два курса программа обучения практически не отличается от ПИ. Далее идёт разделение.
        Инфа устарела, у них совершенно другие приоритеты, распределение нагрузки, формы контроля и прочее.

        Кстати, на ПИ сейчас только одна кафедра — «Кафедра управления разработкой ПО», что намекает.
        • 0
          А как же кафедра архитектуры программных систем с Назаровым и Кириченко? Судя по инфе на сайте она всё ещё существует.
          • 0
            Я не в курсе, значит нет.
            Кафедра нам приписана по-умолчанию, когда поступили в 2010 и 2011.

            На сайте много старой информации.
            • 0
              Глянул учебные планы.

              Действительно, все специфические предметы на ПИ преподаются от кафедры УРПО. Всё программирование на БИ преподаётся кафедрой архитектуры программных систем. Тем не менее, эта кафедра закреплена за отделением программной инженерии.
      • 0
        Мне тут подсказывают, что на БИ в порядке вещей курсовая «перемножатель матриц».

        А у нас за веб-сайт человека обругали, сказали что веб-сайтами занимаются уже в школе.
        (ну, там было на достаточно школьном уровне выполнено)
        • +1
          Вполне верю. Однако стоит помнить, что на БИ не готовят программистов. Поэтому спорить тут не о чем.
    • 0
      Окончил магистратуру БИ на 3-4 годах жизни факультета. На мой взгляд однозначно того стоило. Там упор скорее на управление IT: консалтинг, построение процессов, оценка эффективности инвестиционных проектов и т.п. Спрашивайте, если что интересно.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      GUI во втором полугодии, после изучения всей базы C# и устройства CLR.
      Программа просто нацелена на прикладные навыки.

      Что касается WinForms — в 2010 году мы кодили в MS VS2008 и под .NET 2.0
      Что сейчас — не знаю, но скорее всего ум уже рассказывают WPF и LINQ.

      >На первом курсе сразу ООП
      Предполагается, что процедурно программировать к первому курсу умеют все.
      На хабре было много статей за и против ООП, я придерживаюсь нейтральной точки.
      • 0
        Ничего не хочу сказать плохого, мне вообще нравится что в вышке в отличии от того места где я учился это преподают… Вообще преподавания современного языка- это хорошо.

        просто общаясь с студентами, понимаешь что ну не учат там программистам, там учат других людей. Тех кто в целом будет понимать программистов, тех кто могут быть там менеджерами, аналатиками и тд и тп… но сами после вуза код писать не будут. Вы как студент куда лучше знаете, но я год назад поступал на программную инженерию(не поступил по этому в этом году попробую в аспирантуру пройти) и много общался со студентами и преподавателями, кто был на зимней школе… не учат там программистов в принципе
        • 0
          >не учат там программистов в принципе

          Разумеется, программная инженерия это нечто большее, чем просто программирование.
          Просто программирование — это считай готовый раб-исполнитель.

          Из wikipedia:
          Инженерия программного обеспечения (англ. Software Engineering) — приложение систематического, дисциплинного, измеримого подхода к развитию, оперированию и обслуживанию программного обеспечения, а также исследованию этих подходов; то есть, приложение дисциплины инженерии к программному обеспечению.


          Приоритет — дисциплина, вот. Но программный инженер должен уметь программировать, поэтому два первых курса программированию учат, уж поверьте. Забивают очень эффективно. Разумеется, если экзамены на 9-10 сдавать, а не на 4/10 со второй пересдачи.
          • 0
            Советую немного поработать программистом и может к фразам ваших преподавателей вы будите относиться по другому, пока вы цитируете именно преподавателей которыевам втирают что вы будите лучше этих жалких людешей рабов программистов.

            про просто раб исполнитель-это классно мозг промывают… у самого было такое мнение когда начал вокруг вышки бывать часто. Потом изменилось обратно после понимания многих вещей. Особенно если учесть что те кто это говорят сами программистами уже давно не являются а многие ни когда и не были. Раб- это их субъективное восприятие или их мнение.

            Ссылку на вики можно не давать, как человек побывавший на 2 зимних школах вышки, побывавших на школах типа microsoft research summer school in software verification and computer science я тоже могу долго и нудно втирать про SE.

            Кстати по поводу экзаменов.

            Оценка еще не показатель знаний, лично мне влепели 4 по экологии и менеджменту, хотя до этого я был круглым отличником. Тут вопрос приоритетов на 3 курсе я переживал за оценки, на 4 курсе перестал. Просто сменилось отношение- я получил знания для себя, а оценка — это показатель знания для преподавателя. У меня знания есть, но тратить время на доказывания что я не верблюд у меня не было не времени ни желание. И то что я не вижу смысла доказывать свои знания преподавателю-это конечно мои проблемы, но час моего рабочего времени стоит денег а оценка в моем вузе на 1 балл выше ни стоит ничего. Я просто не боролся за оценки. Наверное по этому у меня было время получать знания а не доказывать их наличие
            • 0
              Кстати я после первого курса перестал следить за оценками, так как пользы от них никакой.
              Просто очень легко схватить незач именно на программировании, я сам часто переживал, поскольку статистика — не показатель и всё может обернуться плохо в один лишь миг.
      • 0
        Всей базы C#- это вы готовы идти работать в JetBrains? C# на столько многогранен, что изучить его за семестр в любом вузе- это сильно.
        • 0
          Во-первых два семестра, тонкости c# изучаются параллельно с GUI.
          Во-вторых .NET 2.0 менее многогранен, чем, скажем, .NET 4.0
          В-третьих, есть язык, а есть библиотеки классов. На язык нужно мненьше времени, чем на изучение всего инструментария.

          > любом вузе- это сильно.

          Хех, вы недооцениваете наши формы контроля :)
          • 0
            Я предрался к формулировке «Всей базы». Правильней было бы «Базовые вещи из C#»

            я знаю множество студентов из вышки, и мое мнение про их уровень программирования мягко говоря не высок. Как видел я и курсовые которые в конце сдавали, как наслышан я как писали методическое пособие в этом году для первокурсников.

            По повод контроля и уровня преподователей- не обольщайтесь, какой бы контроль ни был, за 2 семестра с нуля научить до серьезного уровня нельзя.
            • 0
              > Я предрался к формулировке «Всей базы». Правильней было бы «Базовые вещи из C#»

              Делегаты и события, которые недавно освещались на хабре, назвать базовой вещью язык не поворачивается.

              Да, всякие предикаты для сортировки и поиска — это тоже выносило мозг поначалу.

              Хрен с регулярными выражениями (группировкой совпадений и т.п.), но System.Reflection уж точно нельзя посчитать базой C#!

              А в тестах вот такие вопросы на совсем базовые вещи:
              image

              Я бы взял вас на слабо, но вы нагуглите же.

              > как наслышан я как писали

              Извините за предирания, но коллега, если вы спорите, хотя бы пишите разборчиво, а то я даже не знаю, что и ответить.

              >По поводу контроля и уровня преподователей — не обольщайтесь, какой бы контроль ни был, за 2 семестра с нуля научить до серьезного уровня нельзя.

              Ещё бы, никто не будет давать книжку «C# за 2 семестра». Нужен упорный труд и желание, как во всём остальном. Я уже говорил, что половина студентов не смогли осилить C#? Так что вы правы, обольщаться не стоит.
              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                • 0
                  > Это наипростейшие вопросы, и ошибиться в них может ну только совсем бестолковый программист.
                  То есть вы готовы дать свой вариант ответа?

                  > Я понимаю, если бы там вопрос про то, в какой момент исполнения программы он вызывается.
                  Если присмотреться, в этой картинке два вопроса про то, когда он вызывается. И это не единственный вопрос про статический конструктор в тесте, я не буду вам сливать другие картинки, но обещаю там ещё штук 5+5 вопросов (по 5 на картинке).

                  >А документацию можно? Между прочим, (sic!) является частью языка
                  Я говорил про System.Reflection в ответ на «Базовые вещи из C#», только ошибся с формой слова.

                  >Но 99,9% что о ней даже не заикаются.
                  Надо было ставить на белое. Нам рассказывали и показывали XML-комментарии, правда особо не журили за их отсутствие (журить начали на 2 курсе, см ниже).
                  • 0
                    Xlab, я бы посмотрел, как бы ты взял на слабо в вопросах шарпа парня, который сейчас на стажировке MS в Редмонде тусит :) Игорь правильно говорит. В вышке нормальных программистов не делают. Они тут есть, но только потому что их это прёт и они тратят на это всё свободное время. Никак не коррелирует с преподаванием

                    Программистов не делают. Менеджером проектов, который понимает программистов, ты не станешь, пока не поработаешь программистом. Вот такой круг замкнутый. ПИ — хорошая тема для магистратуры, когда опыт программиста есть и набираешь скилы выше, чем тупокодить. Для бакалавриата — оч. странное образование. И холиваров не разводи. Поучись еще хотя бы 2 годика. Появится новый взгляд на то, кто из тебя вышел. Вот потом философствуй.

                    И молодец, что статью написал. Глазами второкурсника всё примерно так :)
                    • –1
                      Действительно, что-то я разошёлся x)
                    • 0
                      Меня на слабо взять можно, я в msr пишу на C++,powershell.
                  • 0
                    По поводу xml комментариев и их отсутствие.

                    Есть много холивара на эту тему.
                    Одно мнение говорит что они должны быть везде, другое что если они есть значит сигнатура метода хреновая и не понятная и только публичные методы внешних sdk должны быть ими покрыты. Практика и рецепты лучших собаководов очень сильно отличаются ибо это лучшие люди многие уже по 10 лет код не писали.

                    Я видел граманаци, которые убили комментарии, чтобы люди называли функции понятно.

                    Могу сказать, что в многих продуктах больших не везде есть комментарии, но об этом Вы узнаете когда начнете смотреть исходники больших проектов.
              • 0
                То что Вы не считаете что-то базовым- не означает что оно таким не является.

                Взять меня на слабо можно, я с 1 курса на .net пишу и считаю что ни черта его не знаю. Я конечно просто идиот и медленно учусь, но думаю что многие учатся не быстрее меня.

                Обещаю писать разборчиво, когда найду русскую клавиатуру.
  • 0
    >> Делается всё возможное, чтобы развить у студентов навык командообразования и бизнес-навыки, чтобы мы к третьему курсу уже моли придумать свой стартап и запустить его при поддержке ВШЭ.

    Примеры уже запущенных стартапов?

    Как проходят лекции по скайпу? Народ просто приходит на лекции и пялится на экран монитора/проектора? А как спросить лектора о чем-нибудь?
    • 0
      И еще: как решается проблема обмана при удаленной проверке домашек и тестов?
      • 0
        Тесты «хостит» ВШЭ, мы писали тест в наших аудиториях и нас контролировал наш семинарист.

        Домашки проверяются как и любые другие домашки, опытный препод заметит списывание, тем более программы.

        В конце курса было многонедельное Большое ДЗ, там даже списывать нечего — оно очень большое и получается конечный продукт.
    • 0
      В аудитории есть микрофон и можно задать вопрос преподу.
      • 0
        Его для этого нужно прервать. То есть есть камера, направленная в аудиторию и лектор видит как какой-либо студент поднимает руку, а потом он подходит к микрофону?
        • 0
          Нет, микрофон специальный, можно говорить с места. Обычных лекторов тоже нужно прерывать :)
          Всё как на обычной лекции, только человек мягко говоря далеко.
          • 0
            Понятно, спасибо)
    • 0
      Проектор разворачивает презентацию и лицо препода в квадратике на большое полотно, стоит микрофон и можно свободно общаться. Единственный враг — эхо в аудитории, надеюсь пофиксят.
    • 0
      Вроде welcome.timepad.ru/ делали ребята вышкинские. Но врать не буду.
    • 0
      http://inc.hse.ru — сам бизнес инкубатор. Они проводят тренинги и поддерживают идеи материально (точнее, помогают привлечь инвестирование).
      • 0
        Я так и не понял, как они поддерживают идеи. На сайте написано, что помощь осуществляется на ВОЗМЕЗДНОЙ основе, 120к в год. Причем надо еще пройти конкурс. Бесплатно какий-то консультации по мелочи.
        • 0
          Это HSE{Pro} — программа для резидентов.
          «Статус резидента, образовательная программа HSE{Pro} и офис в Бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ»

          Я слышал о чём-то другом, беспланом и доступном.
          Не берусь обсуждать подробности, я не в теме.
          • +1
            Я могу ответить на вопросы про бизнес-инкубатор вшэ =)
  • +1
    Учусь в Бауманке на ПИ. Задавайте вопросы. Сразу скажу, что разачаровался в МГТУ и в российском образовании в принципе.
    • +2
      Ха, я видел ваши учебные планы год назад (в вышке ПИ было первым, в МГТУ ввели через год).

      Тоже разочаровался в МГТУ, такое направление испортили…
      • 0
        Ну, собственно, и было лоховски сделано.
    • 0
      C АСУ (СМ5) такие же проблемы =( А с модульно-бальной-рейтинговой-что-то там, так совсем труба. Ищу куда пойти на что-то а-ля БИ.
      • +1
        Надо валить в ВШЭ или МГУ
    • 0
      Это ИУ-5, да?
      • 0
        ИУ-7
        • 0
          А, понятно. Ваша кафедра у нас на первом курсе Информатику вела, было весело %)
  • +1
    Отличное описание ВУЗа. Я хоть и далек уже от этого, но прочитал с удовольствием.
    Спасибо.
    Удачи вам в обучении.
  • +1
    А я поступил в магистратуру МИЭМ, мы ведь теперь один ВУЗ, да? Какой профит я могу из этого извлечь? Стажировки в компаниях, программы обмена, еще что-то? Можно ли дополнительно получить эконом. образование? Чего вообще у вас интересного творится? :)
    • 0
      Я на третьем курсе, мне до магистратуры далеко и в эти дела я пока стараюсь не лезть, потому что всё меняется капитально.

      Советую найти людей на форумах и спросить у них %)
  • 0
    В своё время не пошёл на ПИ, когда его только создали, хоть и прошёл по собеседованию на последнее оставшееся бюджетное место… Не спрашивайте, куда я пошёл. Тоже на программерскую специальность, но слов Java и C# не слышали. Начинали с мезозоя (Assembler, операционка VM, ...), как и некоторые другие предметы.
    • +3
      Дружище, вот уже 6 лет я твой фанат. На последнее бюджетное место в наборе 2006 пошел я :)
  • 0
    Хорошее описание, я думаю многим пригодится.

    Хорошо, что в программе восполнена стандартная дыра с ведением проекта (не мешало бы вместе с гостами и стандарты IEEE давать) и плохо, что в отдельную дисциплину или курс не выделено конструирование ПО, из-за этого многие моменты ребята долго будут либо упускать полностью, руководствуясь интуицией, либо воспринимать как данность не понимая, почему это так. Взять хотя бы дизайн классов, организацию переменных или стилистическое оформление кода.
    • +1
      >и плохо что в отдельную дисциплину или курс не выделено конструирование ПО

      Да как же так, в плане дисциплина так и называется, слово в слово.

      Как раз вместе с Java нас учили грамотно составлять классы, писать javadoc (со всеми pre и post условиями), покрывать свой код junit-тестами. И это не было упомянуто вскользь, постоянно журили за домашки и контрольные, которые не были покрыты тестами и джавадоками.

      Разумеется, держать код в чистоте голландец тоже призывал и запрещал сдавать работы, которые не проходили авто проверку по правилам Code Conventions for the Java Programming Language.

      Кстати, вот страница курса Java (курса конструирования ПО, обобщённо говоря):
      Software Construction for Higher School of Economics
      • +1
        Ух ты, джедаев растят.
  • +1
    О различиях между ПИ и другими it специальностями можно почитать тут.
    • 0
      Спасибо, апнул в пост.
  • +1
    Я правильно поняла, что в конце 4 курса вы сдаете на сертификат CSDA?
    К вашей сдаче может кто-нибудь со стороны присоединиться или это только исключительно для своих студентов?
    Хочу в след. году поступать в магистратуру, наличие сертификата дало бы отличные шансы.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.