13 августа 2012 в 12:47

Pixar отдаёт в Open Source программу Open SubDiv и отказывается от патентов

Анимационная компания Pixar создавалась как софтверная компания. В первое время она даже не думала производить мультфильмы, а разрабатывала и продавала ПО. Собственно, что и делает до сих пор. Тем неожиданнее объявление, которое сделала Pixar на конференции Siggraph 2012. Компания опубликовала исходный код библиотек Open SubDiv, а также пообещала, что разрешит свободное лицензирование некоторых своих патентов, чтобы любой желающий мог без проблем использовать эту разработку.



Программа Open SubDiv осуществляет детальный рендеринг поверхностей (subdivision surface) на основе уменьшенных моделей. На скриншоте показана модель (справа) и результат рендеринга с помощью Open SubDiv (слева). Программа оптимизирована для высокопроизводительной работы параллельными потоками на CPU и GPU.

На конференции Siggraph выступил Мануэль Кремер (Manuel Kraemer), технический директор Pixar. Он рассказал, каким образом студия Pixar использует эту технологию, начиная с 1978 года и заканчивая последними мультфильмами.



В данный момент Open SubDiv опубликована как бета-версия под лицензией Microsoft Public License. По понятным причинам, Pixar не мог использовать GNU GPL, ведь Open SubDiv входит в состав Maya и других программных продуктов.

P.S. Как компетентно разъяснил в комментариях пользователь ScuFF, Open SubDiv — это реализация Catmull–Clark subdivision surface с быстрым аппаратно-ускоренным делением геометрии. Написано в сотрудничестве с Microsoft Reserch. Это библиотеку можно будет подключать к своим программам. Показан пример плагина для Maya, использующего этот код. Открывая эту библиотеку, Pixar продвигает своё проприетарное программное обеспечение PhotoRealistic RenderMan.
Анатолий Ализар @alizar
карма
751,5
рейтинг 146,2
Пользователь
Самое читаемое Разработка

Комментарии (29)

  • +9
    Стив Джобс наверно перевернулся бы в могили узнав о обказе от патентов
    • +2
      компания человека который всю жизнь боролся за патенти теперь отказывается от них
      • +5
        Запятые для слабых? Во времена Стива не было того, что творится сейчас — Apple просто превратилась в патентного троля.
        • 0
          я бы сказал что Apple просто тормозит революцию, этим самим выигрывая себе время
          • +5
            Вы путаете революцию и эволюцию.
            Революция это дизруптивный продукт который показывает то чего нет у других,
            а свобода использования фич которые есть у конкурентов это совсем не то.

          • +10
            Вы несете бред.
        • +5
          >Во времена Стива не было того, что творится сейчас — Apple просто превратилась в патентного троля.

          О-о-о, начинается…

          Извините, что ломаю красивый и чистый образ, но патентный троллинг Эпплом был начат ещё при Джобсе, а значит с его ведома, а значит и с одобрения, т.к. и мне, и вам хорошо известно, что даже несмотря на то, что Джобс «отошёл от дел», ничто в компании просто не могло происходить вопреки его желаниям.
    • +3
      Ох, ну как будто Apple не при Джобсе Darwin опубликовывала.
  • +1
    Разрабы молодцы — сделали свой вклад в копилку open source проектов.
  • +2
    Будет круто если эту фитчу запилят в Blender.
    • 0
      Рано или поздно все-таки запилят. Но, думаю, пройдет не менее полугода до стабильной работы в качестве модуля Blender.
    • +2
      Скорее всего не будет, т.к. есть проблемы с лицензиями, под которыми данные проекты опубликованы.
  • +3
    Ну, здорово, собственно!
    По понятным причинам, Pixar не мог использовать GNU GPL, ведь Open SubDiv входит в состав Maya и других программных продуктов.
    BSD License?
    • +1
      Как в статье отмечено, Miscrosoft Public License, с кучей своих ограничений и костылей. Увы.
      • +3
        Так в этом и вопрос, какого-ж?
        • +1
          Walt Disney, кстати, так же недавное открыли код некой утилиты для BRDF-графиков под той же MPL.
          Может они просто не знаю про BSD? (:
          • +4
            MPL — Mozilla Public License
            Miscrosoft'овская сокращается до MS-PL.
      • 0
        Microsoft Public License вообще не опенсорс!
    • +2
      LGPL, опять же. Которая, кстати, обязывает открывать изменения, сделанные в самой либе, а значит способствует её развитию. Т.е. если кто-то что-то улучшил/пофиксил, то воспользоваться этим смогут все остальные.
  • +57
    Так мало текста и столько фактических ошибок. Автор топика явно не разбирается в теме. На самом деле практически каждое предложение не верно или не точно.

    Pixar принадлежит патент на en.wikipedia.org/wiki/Catmull–Clark_subdivision_surface Catmull–Clark subdivision surface. Они охотно лицензируют эту технологию. Но это не единственная схема, многие программы используют другие схемы. Pixar-овский вариант самый продвинутый. Позволяет управлять процессом сглаживания, делать острые грани без добавления дополнительной геометрии, например. В этой презентации не говориться что они отказываются от этого патента.
    Open SubDiv это имплементация Catmull–Clark subdivision surface с быстрым аппараратно ускоренным деление геометрии. Написано в сотрудничестве с Microsoft Reserch. Это библиотеку можно будет подключать к своим программам. Показан пример плагина для Maya, использующего этот код.
    Это никакая не благотворительность. Это продвижение их PRman. en.wikipedia.org/wiki/PhotoRealistic_RenderMan Представте вы сделали в Maya работу, которая использует все прелести новой технологии. И как это рендерить? PRman отрендерит один в один. Остальные не факт… Вывод очевиден, нужно использовать PRman. Вот тут можно посмотреть сколько он стоит renderman.pixar.com/view/commercial-pricing А вот например есть www.3delight.com/en/index.php?page=3DSP_pricing — аналог совместимый с prman но по ценам совсем другим.
    Реально сегодня мало кто использует продвинутые функции Catmull–Clark subdivision surface из-за совместимости между собой разных 3d- пакетов и рендеров. Теперь будет соблазн их использовать.
    Это просто бизнес стратегия не имеющая ничего общего с идеями свободы…
    • +18
      Вот за это я люблю хабр:)
    • +2
      Я ожидал увидеть цены от $10 000… Тех, кто занимается фотореалистичным рендерингом в рекламе и кино, $2000 за сервер не испугают.
      • +1
        Согласен, цены далеко не космические. Одни Майя и 3дс Макс стоят по 4К евро. Цены не для каждого, конечно, но и настолько качественной анимацией занимается не каждый.
  • +3
    Похожая технология от nVidia: www.youtube.com/watch?v=YXYeNiXHWmc
    • 0
      Тесселяция — это фича ДайректИкса, а не нВидии, не?
  • +2
    Почему не LGPL?
    • 0
      За вирусность, например. Я свой опен-сорс не заражаю, например.

      Другой вопрос, почему не BSD или MIT.
      • 0
        LGPL можно использовать без заражения.
        • 0
          Контактирующий софт не заражает, форки заражает.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.