Пользователь
102,0
рейтинг
19 августа 2012 в 00:58

Разработка → Белорусы сделали беспилотник под управлением Linux

Минский авиаремонтный завод начал сборку беспилотных летательных аппаратов «Стерх-БМ» под управлением операционной системы Linux. Пока собрано несколько экспериментальных экземпляров, в 2013 году планируется запустить серийное производство до 10 самолётов в год, сообщил директор завода.



Авиационный комплекс разработан белорусскими инженерами, он включает в себя пункт управления, пункт технического обслуживания и непосредственно беспилотный летательный аппарат «Стерх-БМ». Аппарат работает под управлением оператора (через туннель SSH) или в режиме автопилота, в обоих случаях используется операционная система Open System UAV на базе Linux. Карты местности подгружаются через Google Maps.

На скриншоте показан интерфейс модуля управления с наземной станции (Ground Control Unit), раздел ввода полётного задания.


увеличенная копия

Телеметрия:


увеличенная копия





Визуализацию движения БЛА можно осуществлять даже через Google Earth, указав в программе IP-адрес аппарата:

http://:9080/



Информационное сообщение агентства БелТА:
Белорусский беспилотник весит 65 кг и развивает крейсерскую скорость 120 км в час. Максимальная скорость летательного аппарата составляет 200 км в час, максимальная дальность — 240 км. Размах крыльев «Стерх-БМ» достигает 3,8 м, максимальная высота полета — 3 км. Стоимость беспилотника $250 тыс. Правда, приобретая комплекс с несколькими аппаратами, итоговая цена может достигать $1,5 млн.

Беспилотник оборудован бензиновым поршневым двигателем. Он получает данные с помощью системы GPS. Также при необходимости аппарат может управляться с помощью системы ГЛОНАСС. Кроме того, если возникнут проблемы с GPS, то можно будет установить наземный модуль, который сымитирует сигнал.

В разработку белорусского летательного аппарата вложено около $500 тыс., капитальные затраты заложены в калькуляцию и учтены при оценке эффективности проекта.

Белорусский беспилотник рассчитывают продавать на белорусском рынке. Прежде всего он может быть интересен министерствам обороны, внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям. В эти ведомства Минский авиаремонтный завод уже направил соответствующие предложения. Кроме того, беспилотник планируют продвигать на рынки стран СНГ и ОДКБ. Также самолет рассчитывают поставлять в страны Африки и Южной Америки.

Основное преимущество белорусского беспилотника заключается в том, что он мобилен, может автоматически взлетать, двигаться по маршруту и садиться без участия оператора. Кроме того, летательный аппарат может взлетать практически с любой поверхности.

В настоящее время в сборке белорусского беспилотника участвуют 15 человек. На создание одного экземпляра уходит 6 месяцев.

Технические данные БЛА (pdf)
Официальный сайт проекта Open System UAV
Анатолий Ализар @alizar
карма
744,5
рейтинг 102,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (94)

  • +1
    А пароль root'а — у лукашенко?
    • 0
      главное чтобы не за DDoSили ато толго ждать телеметрию придется )
    • +9
      Не работайте под root'ом.
    • +2
      У Тони Стерха
  • +7
    Всего лишь 250к долларов понадобилось. Конечно, для военных целей его еще пилить и пилить, но результат уже хороший
  • –3
    А повторять 1-в-1 конструкцию Predator-а обязательно было?
    • +2
      Пардон, не предатора, а mq-9 reaper
    • +22
      Наличие 2х крыльев и толкающего пропеллера у обоих аппаратов уже копипаст?
      • –8
        Вот не нужно этого паясничества.
        Это уникальный дизайн General Atomics, который они используют во всей линейке своих песпилотников, с небольшими различиями (у первых предаторов килевое оперение смотрело вниз, сейчас — два вверх и один вниз).
        Точнее, он был уникальным до этого стерха.
        • +9
          Вас не смущает, что у General Atomics все БПЛА снабжены толкающими винтами (задняя компоновка), а у Стерха — тянущий (передняя компоновка).
          • +9
            Простите, был глуп, исправлюсь.
            Забыл, кто атвор статьи и опрометчиво решил, что картинка в начале — есть схема «стерха».
            Теперь вижу, что ничего общего между ними нет.
            • +1
              Ага. Ализар ни одной картинки, относящейся к этому БПЛА, не привел.
              Я вначале поприкалываться из-за координат на скринах решил и поразоблачать очередные шмарупции. Там отлично видно, где он летает.
              • 0
                Наверное просто Инсбрук уже в Беларуси находится.
        • +6
          Все дизайны самолётов спёрты у братьев Райт, это же очевидно.

          Не вижу ни одной причины, почему чужие успешные идеи нельзя заимствовать.
        • –1
          Блондинка с айфоном?
  • +14
    Главное- шведам не рассказывать
    • –12
      Швейцарам
      • +4
        Днём он — швейцар, ночью — авиаконструктор. «Полёт швейцара» — смотрите в кинотеатрах страны.
    • +2
      Они будут сбрасывать на шведов плюшевые бомбы
      • 0
        да, это месть Лукашенко))
    • 0
      А, я думал ваш комментарий отсылал к GmbH UAVOS Switzerland )
  • +2
    Вот тут видео есть, испытаний и подробностей.
    by.belaruselections.info/archive/2012/08/09/media_bpla/
    Походу завод сделал только саму радиомодель, которая использует открытую забугорную систему автопилота.
    Но как бы в наше время для этого много ума не нужно, а вот сделать коммерчески успешную модель уже значительно сложнее. достаточно вспомнить сколько моделей забраковали российские военные.

    Вот к примеру, в киевском авиаунивере тоже сделали.

  • –6
    на скринах гугл.мапс?
    • +8
      Да, а вы пост по всей видимости не читали?
  • +5
    Разрыв шаблонов, это больше похоже на студенческий проект, но никак не на проект для оборонки
    • 0
      Все равно лучше, чем как россия у израиля закупать.
      А по сути да. Пока проект класса диплом.
      • +5
        Россия и свои закупает, имеет на вооружении, а так же и финансирует разработку новых ударных (по планам испытания должны будут начаться в 2014). Сейчас проходят гос. испытания Эникс и Элерон, готовятся Тахион и Зала. Сертификацию проходят Чибисы (предназначены для радиоразведки и противодействия ей). Вот только прошел испытания Орлан-10 и после мелких доработок он будет принят на вооружение.
        • 0
          Это радует. А то совсем несолидно выглядело.
    • 0
      Этот проект концептуально не вписывается в концепцию оборонки. Карты — внешние неточные (зарисованные фрагменты снимков, различное качество съёмки), открытый протокол связи и «вражеские спутники» никак не могут дать плюсов проекту как военному. А вот контроль сельскохозяйственных почв (загрязнение, родючість), логистика и прочие гражданские функции — это да, плюс.
      • +1
        Это всё можно отработать на гражданских технология и допилить до военных.
        • 0
          С военной точки зрения, проблема не в технологии, а в источниках данных. Тут важно не то, что он хорошо летает, а то, что он летает по данным американской геосистемы, опираясь на данные неконтролируемых спутников связи по протоколу. который открыт по спецификациям. Я про систему говорю. Чтобы такой продукт мог использоваться военными для своих целей нужно построить сеть геостационарных спутников свызи, сделать свой протокол связи с аппаратной реализацией и отмониторить свою систему карт, высот и привязок.
          Пусть лучше используют в гражданских целях. Аграриям ок как нужны подобные аппараты для мониторинга.
          • 0
            Пока у Белоруссии есть возможность использовать только GPS или GLONASS, ну и военные других стран от них не далеко ушли, так что выбора тут мало.
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • 0
              Вот и я об этом, собрать всё и запустить, а версию 2, 3 и т.д. можно хоть с собственной группировкой спутников сделать, когда она подоспеет.
  • +2
    Что-то 500 тысяч на разработку мне кажется очень мало…
    • 0
      если не пилить…
      • 0
        … а отламывать …
        • +2
          … то сэкономить а пилах можно
  • –4
    Глядя на первую фотографию, решил что белорусы будут ставить линукс на «кукурузники» и назовут это беспилотниками. Интересное решение было бы.
  • 0
    Ждем 2й попытки от гугла?
  • +3
    World of Warplanes выходит на новый уровень.
  • –1
    И ни слова о функциональности. Разведка/наблюдение?

    Авиационный комплекс разработан отечественными инженерами

    Неоднозначно выглядит на российском ресурсе.
    • +2
      1. Русскоязычном ресурсе.
      2. Такие слова как «абориген», «патриот», «гражданин» у вас тоже вызывают неоднозначность?
      • –4
        1. Пускай русскоязычный, но большинство носителей русского проживают, как ни странно, в России.

        2. Причём тут эти слова? Большинство пользователей из России и, наверное, слово «отечественное» ассоциируется у них со словом «российское».

        Читаем: «белорусы сделали» (ни намёка на «мы», скорее «они»), «Минский… завод начал сборку» (ни намёка на «наш») и, внезапно, «комплекс разработан отечественными инженерами». Лично у меня реакция — российские инженеры разработали, а собирают в Белоруссии. И только увидев автора понял, что он имел в виду всё-таки белорусских инженеров. Или всё же российских? Ведь в посте ни единого слова о том, что автор из Белоруссии.
        • +1
          А еще «отечественный автопром» тоже неоднозначно воспринимается.
  • 0
    Теперь можно забросать всю Швецию плюшевыми медведями.
  • –2
    Как раз недавно в Wired читал о том как беспилотники выходят на консьюмерский рынок и как легко можно купить/собрать такой для себя. А вот тут уже и Беларусь проснулась… не прошло и полгода.
  • +7
    Открываем вашу спецификацию
    ОС – Операционная система САУ-7.0
    однако
    Сайт поддержки — wiki.uavos.com
    В посте уже правда — Open System UAV.

    А где данные о электронике? На скрине у вас красуются непонятные надписи apbox и т.д. Как оказалось это кастомная док плата для модулей от gumstix. Сделанная кем? — Швейцарией. Славянские имена в Швейцарии не считаются.

    Американский модуль, на вроде как швейцарской плате, с ОС адаптированной иностранцами, программа управления также не славянского происхождения. Какие выводы прикажите делать?

    Белорусы сделали беспилотник. Умерьте свой пыл, господа, вы его собрали.

    P/S Сам самолёт и крыло не в счёт, я в этом ничего не понимаю, положим там всё сделано самостоятельно.
    • +4
      Молодцы, собрали, сделали, выводят на рынок. Можем за них порадоваться!

      Или Швейцарцы для своего модуля микросхемы разрабатывали и на своих заводах печатали? Вроде они тоже плату просто собрали, хотя тут тоже ничего сложного, подумаешь самолёт собрать, печатную плату развести.
      Кстати, система Open System UAV открытая, это значит, что они так же могут вкладываться в её разработку в программном плане.
      • 0
        Кто против? Кто говорит немолодцы? Пользуйтесь опенсорсом.

        Есть такая привычка: непросвещённым выдавать чужое за своё.

        Почему комплектующие не описаны явно? Мне в первую очередь, как и многим, интересна электронная начинка. Как сделана связь? Wifi тот что на overo? И к чему это информация о ssh. То что там стартует линукс никого не удивить.

        Я ничего не имею против таких разработок, если что-то было заимствовано\использовано, нужно об этом написать явно.

        p/s на счёт собрали почитайте тех процесс изготовления ПП для подобных компонентов. Это не вилку в розетку вставлять.
        • +2
          ПП я думаю тут не сильно отличаются от обычных ПП для промышленного использования, которые можно заказать у соответствующих производителей вместе с распайкой деталей.
          И я нигде в статье не заметил, что сказано, что у них всё своё. Они или автор статьи не обязаны раскрывать полностью все сведения о составе аппарата.
          Да, мне тоже интересно узнать технические подробности, но фраза Умерьте свой пыл, господа, вы его собрали. пытается занизить достижения участников проекта, на мой взгляд не обоснованно.
          • 0
            Дискуссия заходит не в ту сторону. Обсуждаем только умную начинку. Фюзеляж, крылья, шасси — да наверное сделаны хорошо, не мне это подвергать сомнению. Пусть система управления заимствована, но и ПО ведь то тоже. Почему так, а не иначе не ясно.
            пытается занизить достижения участников проекта, на мой взгляд не обоснованно.

            Выше я привожу факты. Инженеров участвующих в проекте, я ничем не принижаю, они делают всё что могут на своём месте.
            • 0
              Зачем брать готовое ПО и электронику? Потому что это эффективно, т.е. результат получаем быстро, стабильность выше, ибо проверено временем, стоимость ниже… Продолжать можно долго.
              Результат — ситуация вин-вин, потому что конечный потребитель может получить проект раньше и дешевле.

              Это как вопрос, почему взяли готовую систему управления сайтом, а не написали свою. Зачем велосипедить, если уже есть подходящее готовое?
              • 0
                Зачем брать готовое ПО и электронику?

                Может быть потому что нужно иметь свой взгляд на проблему? Так же поступают множественных производители домашних маршрутизаторов. Качество их работы не всегда удовлетворительное. Копируя мы заодно копируем и ошибки.

                Неподходящие сравнение для военной техники с системой управления сайта. В данном случае считаю допустимым использование частей (например ядра линукс и других хорошо сделанных стандартных вещей), он не все же целиком. Если бы какой-то мировой вендор держал в открытом доступе свою систему управления самолётом, то возможно и можно было бы доверять ей в слепую.
                • 0
                  Это коммерческая техника, которая лишь может быть интересна военным. Для военных можно будет полностью переработать и ПО и электронику, когда будет такой заказ.
                  Качество их работы не всегда удовлетворительное. Копируя мы заодно копируем и ошибки.

                  Когда вы пишите свой код, вы тоже делаете ошибки. Тут же код, который уже отлажен и может быть проще исправлять ошибки в нём.
                  Это рыночный продукт и рынок рассудит, подходящее ли у него качество.

                  Множество домашних маршрутизаторов обладают низкой ценой и делают для вас аппарат доступным. У вас всегда есть выбор — купить дешевле домашний или взять дороже корпоративного уровня. Тут тоже самое. Можно попытаться купить беспилотник у других производителей, просто сравните стоимость.

                  Я думаю, кому нужно, смогут после покупки поставить и свою электронику и своё ПО, так же, как и на роутеры допаивают оперативку и ставят кастомные прошивки DD-WRT, Open-WRT.
                  Вот, кстати, показатель качества — открытые прошивки, которые разрабатывает сообщество, чаще лучше, стабильнее и функциональнее чем
                  свой взгляд на проблему
                  • 0
                    Это коммерческая техника, которая лишь может быть интересна военным.

                    Это ваши догадки, перечитайте новость от белта.

                    Вы не поняли меня, своё мнение подразумевает способность анализировать, сравнивать — мыслить критически. А не хвалить свой огород.

                    Дешовые китай роутеры, это лишь пример. Вы мыслите как менеджер целю которого является сделать\продать продукт, с минимальными затратами. Но сами по себе вы не получите опыта при всецелом копировании, чтобы когда-нибудь претендовать на разработку чего-то передового.

                    Откуда взяться сообществу у систем управления самолётом? Это не популярная вещь как минимум. Оставим этот самолёт в покое, он есть и летает, это не большое событие, спрос на него все равно не мы с вами формируем :) рынок рассудит.

                    • 0
                      Перед прошлым комментарием перечитал:
                      Прежде всего он может быть интересен министерствам обороны, внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям. В эти ведомства Минский авиаремонтный завод уже направил соответствующие предложения.


                      Чтобы иметь возможность вести разработки и создавать передовое нужно хорошее инвестирование. Банально, чтобы получить деньги на будущие разработки, нужно продавать что-то сейчас. Так что тут они движутся правильно. Да и от реализации проекта они получат не только деньги, но и опыт, который им очень пригодится, если они решат развивать «мозги» аппарата сами.

                      Я понимаю вашу позицию, но она, как бы, несколько забегает вперёд. Сначала нужен фундамент.

                      Я сам веду разработки и вкладываю в них свои деньги, когда могу их выделить, но пока возможность на них заработать это далёкая перспектива. А если бы я на них уже зарабатывал, то смог бы значительно увеличить инвестиции и сроки выхода на рынок. Поэтому я тоже ищу готовые реализации модулей, которые у меня используются.
                      • 0
                        Не думаю, что очень далеко. Давайте посмотрим, цена разработки — 500к, отпускная цена 250к (с зилом до 1.5 ляма). Планируют выпустить и продать 10. Выходит что после 2ого самолёта начинается profit! К сожалению я не знаю порядки цен разработки подобных проектов, но меня смущает, что 3ий уже приносит доход. Выходит два вывода: или поскупились на разработке, или цена определённо завышена. Что вы говорите на счёт инвестиций верно, в масштабах государства 500к небольшие деньги, можно и больше потратить даже на «попробывать», ведь это не продукт какой-нибудь частной компании.
                        • 0
                          По новости не видно, кто вложил деньги на создание и на каких условиях.
                          Кроме того, это же хорошо, что можно быстро начать получать прибыль, получить известность, оттестировать технологии. И, дорабатывая в соответствии с пожеланиями заказчиков, делать свою версию. Ну тут тоже зависит от заказчика, нужно ли им это будет.

                          Кстати, стоимость разработки как раз такая низкая именно из-за готовых компонентов. Иначе всё было бы дольше, и дороже в конечном итоге, а значит было бы сложнее продать.

                          Я считаю, что для старта они приняли отличное решение.
                          • 0
                            Человек, не желающий разбираться в деталях, представит инженера который думает о том как летит самолёт и пишет код. Или увидит процессор omap и сразу представит как кто-то оптимизирует алгоритмы, чтобы переложить тяжелые вычисления на DSP сопроцессор или приладить видео захват на том же сопроцессоре (в overo есть вывод для камеры) и фиксировать всё на видео. Но на практике похоже, что выполнялась только доводка механики и т.п. Вы правильно называете это — «стартап», идея о том что самолёт может лететь сам проверена. До продакшена в тех приложениях в которых его позиционируют, ему ещё далеко, много работы предстоит проделать. Ордена и медали вешать рано :)
                            • 0
                              Совершенно согласен, более чем рано.
                              Я в начале подумал, что они только сам IMU взяли, а они взяли всю систему.
                              Если не начать разрабатывать свою, то так всегда и будет на чужой, без особого понимания. Это очень печально.
                        • +1
                          Выходит что после 2ого самолёта начинается profit!

                          Неверная арифметика, это не не софт написать или фильм снять, а потом практически бесплатно его копировать. Это материальное производство, причём не конвейерное. Порядка цен я тоже не знаю, но вполне может быть такой расклад: 500 000 разработка (опытный экземпляр, изготовленный вручную, не для продажи), а 200 000 себестоимость при мелкосерийном производстве. Продав 10 штук лишь выйдут в ноль и только на 11-м пойдёт прибыль.
                          • 0
                            Признаю, себестоимость не учёл.
          • +1
            Немного введу вас в курс дела и причин моей резковатой критики. Как писал выше Anton_from_Amber, на мой взгляд так же проект ещё не созрел для военных применений, как его активно позиционируют в СМИ. Плюс освещается это как «большое событие». А для гражданки да, можно считать его пригодным.
            • 0
              Тогда может стоить критиковать именно СМИ? Хотя возможно вы понимаете, что PR очень важен и полезен для продвижения проекта.
              Кроме того, чем это событие не большое? Особенно для Белоруссии? Хороший коммерческий проект, разработанный у них в стране, который планируется вывести на мировой рынок, разве это мало?
              • 0
                Пиариться активно нужно на конференция и специализированных выставках. Мне так кажется. На сколько он успешен покажут продажи, а пока об этом заявлять рано. И почему «особенно»? Вы непрозрачно намекаете, что в этой маленькой стране разные специалисты не способны на что-то большее. Не обижайте мою Родину и её население :)
                • +1
                  О, я говорю об экономической ситуации в вашей стране, о которой, признаюсь, знаю по слухам. Грамотных технических специалистов из стран восточной Европы и России хватает, так что, тут сомнений нет.
    • 0
      image
    • 0
      Из спецификации:
      Разработчик ПО САУ-7.0:
      Республика Беларусь, Минск ООО «КВАНД ИС» http://www.kvand-is.com/

      Тот же адрес указан и в ролике про полет БЛА.

      Далее идем на данный сайт производителя, тут тоже, как и в спецификации, раздел поддержка ссылается на сайт wiki.uavos.com. Странно.
      Смотрим контактную информацию на обеих сайтах: там указаны имена одних и тех же людей.

      Вывод: модули делает в белорусская компания с операционкоц, которую разрабатывают те же люди как швейцарская компания.

      • 0
        Разобрался. Резкий комментарий беру обратно. Но с первого взгляда всё выглядело именно так как описал выше. Тут очевидно есть и другой гражданский заказчик под которого и была организованна швейцарская компания.
      • 0
        А, так это они и организовали этот опенУАВ? Ну тогда совсем другое дело! Действительно молодцы, нашим НИИ стоит поучится у них.
  • +2
    Надо все это поставить на старый советский кукурузник, США не за что не догадаться что это супер современный беспилотник!
    А еще он на радарах не виден, дерево и фанера! Технология Стелс начала ХХ века!
    • +3
      Зря вы так про радары :) или двигатель у кукурузников тоже деревянный?
  • 0
    А что он может делать, кроме того что летает? (=
  • 0
    Похоже не зря в перечне профессий РБ появилась — «Оператор БПЛА».
  • +1
    Интересна его полезная нагрузка. Все-таки для самолетов такого типа важно не только умение летать, но и умение возить с собой что-то полезное. Практически вся конкурентность проекта зависит от того, какую начинку смогут предложить в комплекте с самим самолетом.
    • 0
      Достаточно лёгких камер и датчиков. Не бомбить же с него афганские аулы, как США делает. Ведь согласитесь: легче сделать на халявных ресурсах (карта и ГЛОНАСС) серию беспилотников для аерофотосъёмки, чем запускать свою армаду спутников в космос.
  • 0
    KDE+Qt… Красота!
  • 0
    Ну хоть IMU поставили, и на том спасибо(хоть и чужого производства).
    А то наши до сих пор не верят в их существование и ставят механические гиро огромного размера, требующие питающего трехфазника, адских систем съема данных и жрущие по 30 ватт…
    • 0
      IMU бывают и на MEMS и на обычной механике, так что и там и там IMU. Но системы на MEMS значительно менее точные, в них легко вносятся погрешности. Например они очень чувствительны к температуре. Кроме того, в системах на их основе легко накапливаются ошибки, и для исправления таких минусов используется несколько приборов, чем больше тем лучше. Например платы с гиро, акселем и магнитометром.
      Думаю, что наши военные могут не принять системы на MEMS, а у нас в первую очередь похоже думают о военных, а не о коммерческом рынке.
      • 0
        >The term IMU is widely used to refer to a box containing three accelerometers and three gyroscopes and optionally three magnetometers. The accelerometers are placed such that their measuring axes are orthogonal to each other.

        У нас не ставят акселерометры. И не ставят магнетометры. Ставят один механический гиро (настоящий, а не датчик угловой скорости) и берут с него сразу углы. Я прекрасно знаю недостатки IMU на MEMS, все они компенсируются грамотной пост-обработкой. Не говоря уж о том, что там и так дофига чувствительных к температуре вещей стоит, для чего у нас банально прогревают плату, включая в нее «нагревательные элементы».

        >Например платы с гиро, акселем и магнитометром.

        Это и есть IMU.

        Зарубежные военные системы уже давно строятся на них.
        • 0
          IMU — An inertial measurement unit.
          Есть IMU 3 DOF, IMU 6 DOF, IMU 9 DOF (эту я привёл в пример), но всё это в общем IMU, совсем не обязательно это комплект из нескольких датчиков.
          • 0
            Обязательно. Если датчик один, и измеряет только ускорение, это называется акселерометр. Если угловую скорость — гироскоп. IMU это система, в которой комбинируются измерения хотя бы двух датчиков.
            3 DOF = две оси гиро, одна ось аксель, например.
            • 0
              Вы совершенно правы.
              • 0
                image
                • 0
                  Никакого сарказма, я просто внимательнее перечитал определение IMU :)
  • –1
    А, так они еще и чужую электронику всю взяли, ппц…
    Я-то решил что они только IMU-блок стащили. Печально.
  • –3
    Очевидный прогресс технологий! Всего 4 года назад был представлен высокотехнологичный белорусский комбайн для сбора огурцов (также может использоваться для поиска плюшевых медведей в районах их предполагаемого десантирования), а теперь спутник запустили и беспилотник сделали.

    Что из вышеупомянутого изображено на фото — спутник, комбайн или беспилотник, — уточнять не буду в интересах государственной безопасности Республики Беларусь, тут с этим строго.

    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    >операционной системы Linux
    а мужики то не знают…
  • +3
    Белорусы — рулят.
  • 0
    Какая разная реакция на новость на хабре и на онлайнере. http://bit.ly/NZjrRa
    Мне очень стыдно за своих соотечественников.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.