1 октября 2012 в 13:49

Инструмент выбора правильного решения: Six thinking hats из песочницы


Очень часто, когда требуются принять ключевое решения, мы садимся за стол и начинаем обсуждать все плюсы и минусы, умные мысли, позиции и пр. Для того, чтобы обсуждение было наиболее продуктивным используются различные инструменты, основанные на психологии человека. Одним из таких инструментов является «Six thinking hats». Для чего он предназначен и как им пользоваться читайте под катом.

Совсем немного истории


Метод «Шести думающих шляп» был впервые опубликован еще в 1985 году, автором его является Edward de Bono (о данном методе на википедии).

Основа метода


В основе метода лежит допущение, что человеческий мозг способен мыслить в нескольких (не во всех сразу) направлениях и что эти направления можно задавать. Техника позволяет отстраниться от привычного нам направления мысли для того, чтобы оценить ситуацию более объективно и принять выгодное решение.
Автор метода определил 5 направлений, которые привязал к цветам:
  • Белый — информация, сбор фактов по проблеме/вопросу
  • Красный — эмоции, интуитивное отношение к проблеме/вопросу
  • Черный — логика, обнаружение слабых мест
  • Желтый — оптимистическая логика, обнаружение выгод
  • Зеленый — креатив, разработка нестандартных решений

Отдельным сегментом идет синяя шляпа. Синий — управление, направление мыслей в нужное русло.

Использование метода


Итак, каким образом все это поможет при выборе решения?
Метод, как я уже упоминал, позволяет оценить ситуацию/идею/проблему практически со всех точек зрения.
Решение обсуждается по очереди всеми направлениями, как указано выше.
Во-первых, собирается вся доступная информация (белая шляпа), проиизводится попытка найти/уточнить всю недостающую информацию, принимается во внимания информация по схожим проблемам, которые присутствовали в прошлом.
После того, как закончена работа с информацией, переключаемся на красную шляпу: подключаем эмоции и интуицию, пытаемся определить как будут относится к нашему вопросу заинтересованные люди на уровне эмоций, какие эмоции испытываем мы сами.
Закончив работу с эмоциями, переходим к негативному мышлению (черная шляпа): пытаемся найти то, что может не сработать, все «узкие» места, все надочеты и недоработки.
Поняв, что решение имеет много слабых моментов, переходим к желтой шляпе: ищем все положительные стороны, весь профит, который нам может принести данное решение, все сильные стороны.
Определив все сильные стороны, переключаемся на зеленую шляпу: ищем нестандартные решения и выходы из положения. Наиболее вероятно, что после обсуждения всех предыдущих сторон проблемы, найдётся еще минимум пара интресных решений.
Ну и конечно, во всем этом процессе не забываем про синюю шляпу. Периодически мысли начинают уходить от заданного направления и их нужно возвращать в выбранное русло.

Заключение


Мой опыт показывает, что наиболее эффективным данный инструмент будет, если количество участников больше 2х. Для синей шляпы желательно выделить отдельного человека, который поддерживает обсуждение в рамках выбранного цвета. Теоретически же, Вы можете использовать эту технику и в команде из одного человека.
При правильном использовании, этот инструмент очень эффективен и полезен, особенно, если у вас есть много равнозначных на первый взгляд вариантов.
Удачи Вам в принятии решений!
Denis Berchuk @7otus
карма
1,0
рейтинг 0,0
Самое читаемое Управление

Комментарии (5)

  • 0
    Прочитал об этом способе в книге «Серьезное творческое мышление» (Эдвард де Боно) — книга кстати замечательная!
    Попробовали полгода назад в офисе, распечатали на карточках и раскрасили маркерами. Не скажу, что опыт удался, но все определенно отметили что холиваров не по теме стало поменьше. А потом забили как-то или не до этого было :(
    • 0
      Чем дольше практиковать этот способ, тем эффективнее он будет использоваться. Буду надеяться, что Вы еще к нему вернетесь!
  • 0
    При прочтении текста создается ощущение, что «шляпы» нужно использовать в описанном порядка. Это не так.

    Кроме того, совершенно незачем выделять отдельного человека в синей шляпе — Вы путаете синюю шляпу с обязанностями модератора. Это не то же самое. Перечитайте в книжке про синюю шляпу.

    Что до количества участников — эта схема эффективна даже для единственного участника.
    • 0
      В заключении я описал свой опыт. Наиболее эффективным мне видится использование именно в таком виде, вероятно, это и внесло в текст такое ощущение. В любом случае, спасибо за комментарий!
  • 0
    «Шесть шляп» — действительно, интересная методика разрыва шаблонов мышления. Мне, впрочем, не удалось применить её на практике, что требует не только серьёзных личных усилий, но и наличия понимания среди коллег. Что касается самой книги, как, впрочем, и прочих трудов де Боно, то здесь я могу сказать больше негативного, чем хорошего. В книгах слишком много воды: многие мысли автора можно было бы изложить без вреда для понимания в несколько раз короче.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.