Пользователь
0,1
рейтинг
30 декабря 2012 в 03:50

Администрирование → Плейн- и радарспоттинг, или я болен авиацией

*nix*
Я болен авиацией. Да, именно так и никак иначе. На моем ноутбуке хранится куча мануалов к различным самолётам от Boeing и Airbus, пособия по радиообмену, фильмы по авиационной тематике. Помимо всего этого я слушаю авиадиапазон с помощью портативной радиостанции (которая, кстати, не имеет возможности передавать на этих частотах, только слушать!). И плюс ко всему я регулярно, раз или два в месяц выбираюсь к аэропорту Шереметьево и фотографирую самолёты, заходящие на посадку. В этом посте я расскажу, как докатился до такой жизни. Может быть кто-то из вас, уважаемые читатели, тоже заболеет авиацией.
Кому интересно — прошу под кат.


Предыстория


Так получилось, что живу я в относительной близости от аэропорта «Шереметьево», а если быть точнее, то в городе Лобня. Помню, как в детстве, услышав рокот турбин, выбегал во двор и искал глазами на небе источник. И, находя, провожал взглядом. Со временем интерес к этому делу у меня пропал. Ну летит и летит самолет, чего уж там. Но, однажды полетав, я вновь заболел авиацией и, думаю, надолго.
Первый раз я летел в небольшом Аэробусе Чешских Авиалиний. Сел в кресло, запихнул рюкзак под сиденье спереди и стал смотреть в окно. Это было не менее интересно. Ведь вся инфраструктура аэропорта спрятана за трехметровым бетонным забором. Оказалось, что помимо самолётов еще куча всего шныряет по аэродрому: грузовые машины с надписью «Аэромар», маленькие Шевроле Нивы, автобусы, машины, высотой, примерно, в полтора метра, и еще другие, о назначении которых я мог только догадываться. Вон на заднем плане пронесся самолет, а через пару секунд он показался над лесом стремительно набирая высоту и убирая шасси. От наблюдения всего этого меня отвлек небольшой предполетный инструктаж. Стюардессы показывали, где находятся аварийные выходы, как пристегивать ремни и как надевать кислородную маску (мне безумно нравится фраза «дышите нормально»). Но вот раздался звук «динь» и зажглось всем известное табло «Пристегните ремни». Стюардессы прошли по салону, проверяя, все ли пассажиры пристегнулись или есть особо смелые, которые этого делать не желают. Самолет начал движение. Почему-то задом. Он подрагивал и ехал медленно-медленно. Я думал:«Ничего себе шумоизоляция! Двигателей вообще не слышно.» Но вот мы остановились. Мгновение тишины и в уши ворвался гул двигателей, но мы еще стояли. Гул усилился и самолёт покатился. Однако, это был еще не взлет. Самолёт ехал к взлетно-посадочной полосе. Через несколько минут мы развернулись на 180 градусов и остановились. Спустя несколько минут бортпроводница сообщила по громкой связи «Наш самолет готов к взлету». Я увидел, что женщина, сидевшая через проход от меня, украдкой перекрестилась. И вот рев двигателей во много раз усилился и воздушное судно начало разбег. Скорость была все больше, и вдруг я почувствовал, что моё тело вдавило в кресло, и увидел, как стремительно удаляется земля. Всё, я летел. Это было незабываемо!
Ну что, %habrauser%, ты почувстовал себя на борту самолёта? Тогда добро пожаловать на крейсерский эшелон, мы продолжаем наш полёт!

Плейнспоттинг или просто споттинг


Что же такое споттинг? Споттинг (от слова spot — наблюдать) — это вид хобби, при котором люди (споттеры) наблюдают за самолетами. Существует две разновидности споттинга: плейнспоттинг и радарспоттинг. О втором виде я расскажу чуть позднее. Обязательно советую посетить крупнейший и старейший плейнспоттерский сайт http://airliners.net/
Лучшие кадры получаются обычно с взлетно-посадочной полосы, и это логично. Но для этого надо как-то попасть на территорию аэропорта. Ниже будет описано как это сделать.
Вне аэропорта самые хорошие фотографии получаются вблизи глиссады. Глиссада — это такая часть траектории движения самолёта, на которой происходит непосредственное снижение перед посадкой. Самолет на ней двигается уже очень низко и поэтому его проще снимать. Если брать «Шереметьево», то глиссада проходит приблизительно по этой точке. Находиться в этой точке интересно, поскольку самолёты пролетают точно над головой, но для фотографирования она не особо подходит. Лучше пройти несколько десятков метров в сторону путей «Аэроэкспресса». Их видно с этой точки. Тогда можно получить вот такие кадры:

Это Airbus A320.

А это уже Falcon Aviation Services Embraer ERJ-135BJ Legacy 600.

Boeing 737. Следовал из Ростова-на-Дону в Москву.

Это всё, конечно, зашибись, но ни в какую не сравнится со споттингом внутри аэропорта. И этой осенью моя мечта сбылась! Я попал на такое мероприятие. И, причем, очень просто: всё, что я сделал, это вовремя заполнил и отправил анкету. А когда увидел своё имя в списке аккредитованных, то прыгал до потолка. И я не шучу.
Так почему же это так круто? Достаточно увидеть вот такой снимок.

Вот это настоящая красота! В десятке метров от тебя садится вот такая железная птица… Где еще такое можно сфотографировать?
Вот еще пара изображений с осеннего споттинга в Шереметьево.

A321 убирает шасси после взлёта. Рейс – AF 1145, Париж.

И в аэропорту бывают пробки. :)

Радарспоттинг


Для затравки — небольшой скриншот сайта flightradar24.com.

Да, это реальные самолёты. Их положение изменяется в реальном времени. Вот именно столько самолетов в данный момент находится в воздухе над Европой и центральной частью России.
На карте показывается положение всех судов, оснащенных передатчиком ADS-B.
ADS-B — Automatic dependent surveillance-broadcast. Это такой программно-аппаратный комплекс, который установлен сейчас в почти в каждом самолёте и передает информацию о координатах, скорости, эшелоне (высоте полета), курсе, коде самолета ICAO и идентификационном коде (squawk) воздушного судна.
Есть два режима работы ADS-B передатчиков.
  • Mode-A. Частота вещания — 1030 MHz. Передаются данные о высоте, squawk и ICAO коде самолета. А вот координаты не передаются.
  • Mode-S. Частота тоже 1030 MHz. Но используется другой тип передачи данных. В этом режиме передаются еще и координаты судна.

Вот как раз второй режим нам наиболее интересен. Как раз из-за координат. А иначе какой нам прок от знания скорости судна и незнания того, где он находится? Да никакого.
Отлично. Самолёт передает эти данные. Но как же нам их получить? А вот тут-то как раз всё просто и выезжать никуда не надо. Достаточно зайти на сайт, к примеру, flightradar24.com и увидеть всё своими глазами. У этого сайта, кстати, есть официальные клиенты под Android и iOS.
Достаточно открыть этот сайт в браузере, чтобы придти в шок от того, сколько самолётов в данный момент находятся в воздухе.
Заметьте, что не все самолётики одинаковые. Некоторые больше, а некоторые меньше. Помимо карты еще можно просмотреть информацию о самолете. Достаточно просто кликнуть на какой-нибудь самолётик и на карте появится его маршрут (цвет траетории меняется в зависимости от высоты полёта), также следующие данные.
  1. Название авиалинии
  2. Номер рейса
  3. Точка отправления
  4. Точка назначения
  5. Тип воздушного судна
  6. Номер воздушного судна
  7. Высота полёта
  8. Вертикальная скорость
  9. Горизонтальная скорость
  10. Шестнадцатеричный код
  11. Код ответчика (squawk code)
  12. Текущие координаты
  13. Текущий радар, в зоне действия которого находится судно
  14. Cockpit View

Cockpit View — очень интересная опция. Она загружает плагин Google Earth и отображает на ней то, какой был бы вид из кабины пилота. Но, к сожалению, такая опция работает только под Windows и Mac OS X. Выглядит это вот так:

Взято с doctaron.wordpress.com/.

Внимательный читатель спросит:«Скажи, автор, а как сайт получает сигналы с ADS-B передатчиков?».
А с помощью ADS-B приемников, уважаемый внимательный читатель. И купить можно абсолютно без проблем на ибее и ему подобных сайтах. Но, если честно, я бы не рекомендовал их брать, потому что такие донглы дороги и узконаправлены. А тут на хабре в конце лета было две замечательных статьи о тв-тюнерах с широченным диапазоном приема. С помощью таких штук и футбол можно посмотреть, и любимую песню послушать на радио и получить ADS-B сигнал.

В подобных тюнерах используется связка Realtek RTL2832U + Elonics E4000. По проскакивающей в интернете информации, E4000 выпускать перестали. Поэтому появилась аналогичная конфигурация Realtek RTL2832U + R820T, работающая не хуже первой. Для того, чтобы получить данные с ADS-B передатчиков, нам понадобятся две утилиты — gnuradio и gr-air-modes.
После покупки приемника и правильной настоики софта, можно получить следующую картинку: http://80.69.146.146:3490/VirtualRadar/GoogleMap.htm

Автор, а зачем тебе радиостанция?


Как я уже писал в самом начале, я живу рядом с АП Шереметьево. А там действует огромное количество станций. Моя любимая — Шереметьево Старт/Посадка (Sheremetyevo – Precision), вещающая на двух частотах — 120.7 Мгц и 131.5 Мгц.
Послушав её, понимаешь, насколько интенсивно воздушное движение и какая нервная работа у диспетчеров.
Можно услышать следующее:
-Нордвинд 1563, занимайте 25 левая.
-Занимаю 25 левая. Пересекаю 25 правая. Нордвинд 1563.
-К взлету готов. Нордвинд 1563.
-Нордвинд 1563, взлет разрешаю.

-Нордвинд 1563, набирайте дедум 25 еко.
-Набираю дедум 25 еко. Нордвинд 1563.

-Нордвинд 1563, работайте с Москва-подход на 129.8 Мгц.
-Понял вас. Спасибо, досвидания. С новым годом вас. Нордвинд 1563.
-Спасибо, и вас.
-Благодарю.


Описание аэропорта Шереметьево, со всеми частотами, можно найти на здесь — http://www.radioscanner.ru/airbase/1.html.
И все частоты можно слушать онлайн в реальном времени тут — http://live.radioscanner.net/audio/32159.
А радиостанция мне нужна, потому что у меня не всегда есть интернет, а слушать хочется всегда.

А я слышал, что можно погоду точную получить… Это так?


Да, это так. Есть две такие штуки — METAR и TAF.
METAR, (METeorological Aerodrome Report) — метеорологический код для передачи сводок о фактической погоде на аэродроме. Этот код содержит данные о скорости и направлении ветра, дальности видимости, атмосферных явлениях, облачности, температуре воздуха, точке росы, атмосферном давлении, плюс состояние взлетно-посадочной полосы. Обновляется один раз в 30 минут.
TAF — Terminal Aerodrome Forecast — прогноз на 24 часа или меньше. Действителен для 8-км зоны вокруг аэропорта.

Получить коды METAR и TAF можно из командной строки Ubuntu Linux, если установить из репозитория приложение «metar».
А затем ввести в терминале
metar UUEE

Здесь UUEE — код аэропорта Шереметьево. Вывод приложения будет примерно таким:
UUEE 292300Z 29006MPS 9999 OVC011 M05/M07 Q1014 NOSIG RMK 25420227 75450527

Я не знаю, кто может это понять. Ну кроме пилотов и диспетчеров. Поэтому нам следует запустить приложение с ключом -d. И код METAR будет автоматически расшифрован и представлен в таком виде:
UUEE 292300Z 29006MPS 9999 OVC011 M05/M07 Q1014 NOSIG RMK 25420227 75450527
Station       : UUEE
Day           : 29
Time          : 23:00 UTC
Wind direction: 0 (N)
Wind speed    : 0 
Wind gust     : 0 
Visibility    : 9999 M
Temperature   : -5 C
Dewpoint      : -7 C
Pressure      : 1014 hPa
Clouds        : OVC at 1100 ft
Phenomena     : 


На этом хочу откланяться и пожелать всем счастливого Нового Года! Надеюсь, вам было интересно читать мою статью и вы также заболеете самолётами, как я. :)


Ссылки
http://pilotseye.tv/ — нереальные фильмы о полетах!
flightstats.com — статистика. Самолеты, аэропорты, авиалинии. Задержки, расписания прилетов-вылетов.
www.radarspotters.eu/forum/index.php — форум по радар-споттингу
Снежко Кирилл @argz
карма
67,0
рейтинг 0,1
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Администрирование

Комментарии (84)

  • +5
    Спасибо большое за статью. Очень интересное занятие, наверное, тоже скоро смогу присоединиться к радиотрансляции нашего аэропорта как освобожу время для этого, да и живу совсем рядом. Часто по пути на работу, во время посадки или взлета (особенно люблю смотреть на посадку), останавливаюсь и любуюсь и всегда поражаюсь этим зрелищем, хотя прекрасно понимаю «что да как» еще со времен когда увлекался авиамоделизмом (тогда мы вроде говорили авиамоделированием :)
    • +2
      Конечно интересное! Обязательно присоединяйтесь
      • +2
        Есть интересная книга летчика гражданской авиации lib.ru/MEMUARY/ERSHOW_W/zapiski_ezdowogo_psa.txt
        Всем рекомендую
        • 0
          У него целый ряд книг — записки, рассказы. Отличный рассказ «Страх полета» еще есть.
  • 0
    Очень классная статья, вы молодец, я тоже очень люблю самолёты…
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +5
    Трансляцию можно включать «на фоне» и работать/отдыхать/готовить оливье. Мимоходом сочувствуешь тем кто жалуется на сильное обледенение и пытаешься расшифровать иностранные фразы которые в спокойной обстановке не за секунду осознаешь, а тут еще это «пш-пшшш» и «эээ, мммм» :) И постоянно гадаешь что это за «25 правая» и «25 левая».

    Чудесное развлечение!
  • 0
    по поводу метеорологических данных для авиации — www.milmeteo.org/
    можно поглядеть данные с нескольких метеорологичесих радиолокаторов (МРЛ установленные в аэропортах), спутниковые данные, ветер, особые метеоявления и прочее
    любопытно бывает )
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +5
    Вот оно, оказывается, как по-научному называется, это моё внутреннее чувство, которое заставляет периодически сажать Боинги во FlightGear и искать «landing, cockpit view» в YouTube :-)

  • 0
    Спасибо за статью! Давно увлекаюсь авиа-симулятором (FSX), а недавно вот и реальный споттинг попробовал. В Токио около аэропорта Ханэда есть неплохое место, организованное прямо в виде парка. Для трекинга использовал flightradar24, правда почему-то отображалось всего 30% самолётов…
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Текущие данные о погоде из аэропортов можно получить на карте
    openweathermap.org/Maps?zoom=10&lat=55.45975&lon=37.5744&layers=BTFFFFT
    — синие метеостанции с самолетиком это аэропорты
    или зная ID станции
    так вот openweathermap.org/station/7323
    Или в виде json
    openweathermap.org/data/2.1/weather/station/7323?type=json
    или по координатам
    openweathermap.org/data/2.2/find/station?lat=55&lon=37&cnt=10
  • 0
    А как можно попасть на территорию А/П с фотоаппаратом?
    Какой фототехникой вы пользуетесь? Камера, оптика, что-то еще?
    Мечта — Кубинка, в дни тренировок Витязей, но и Шрм с Внуково вполне сгодятся :)
    • +1
      На территорию АП можно попасть во время проведения официальных споттингов. Об этом обычно пишут на сайте аэропорта за несколько дней до мероприятия. Вот, к примеру, на сайте Домодедово написано
      По вопросам участия в регулярном споттинге в аэропорту Домодедово обращайтесь по телефону: +7(495) 642-88-26.

      Моя такая техника:
      Фотоаппарат — Olympus E-510 и два объектва — обычный китовый и теле (Olympus Digital 70-300 mm 1:4-5.6)
    • +1
      Если Вы фотографируете и ведете интересный блог, можно попасть на мероприятия, которые проводятся для блогеров в столичных аэропортах и не только в них, например, я таким образом побывал на военном аэродроме в Дягилево в рамках мероприятия, проводимого Министерством обороны накануне празднования 100 лет ВВС.
  • +3
    У меня только один вопрос — почему вы сами не стали пилотом и до сих пор не летаете через Атлантику? :)
    • 0
      Вот тоже всегда интересно, есть еще люди примерно в такой-же степени болеющие железной дорогой. А ведь если желание так сильно, то можно наверное просто пойти и стать пилотом/машинистом, ну или там бортинженером каким )
      Накрайняк уверен что есть куча менее ответственных специальностей, аля заправщики, там и потрогать самолет можно =)
      • +2
        Кстати, есть еще трейнспоттинг.
    • 0
      Это интересный вопрос. :)
      А ответ прост: когда я выбирал место учебы, самолётами еще не интересовался. Поэтому теперь делаю роботов, а самолёты — как хобби.
      • +1
        А не было желания просто пойти и скажем там на полгода поработать в аэропорту кем-либо рядом с самолетами?
        • +4
        • 0
          Было.
          Я б фотографом поработал. Но не особо аэропортам фотографы-любители нужны. :)
          • 0
            Если быть совсем точным, то съемка полетов является обязательной частью так называемого объективного контроля в авиации. Касается это учебного процесса пилотов и штурманов, а съемка ведется на видео. (Репетиции пилотажных групп, по идее, тоже должны фиксироваться таким образом.) Это нужно для подробного разбора действий при взлете и посадке, например.
      • +1
        Продолжая каверзные вопросы, — а почему роботов, а не авиамоделирование?
        • 0
          Специальность у меня такая просто
    • 0
      Тоже не понимаю этих споттеров :) Почему бы не пойти в аэроклуб и не освоить там свой первый ЛА. А потом, в складчину, с друзьями, «завести» себе свой самолет. Выбор аппаратов — огромный. От тряпколетов, до реактивных.
      • +1
        Наверно разные бюджеты
        • 0
          Б/У Цессна стоит как современный автомобиль. Обучение на пилота гражданской авиации сравнимо со стоимостью АвтоВАЗа.
          • 0
            Я если честно совсем не в теме авиации, но есть знакомый, который учится на пилота гражданской авиации, так там суммы точно не сравнимы с автовазом, скорее с ценами на квартиры. Но это конечно не полет на ЯК-52, это понятно, но все же и люди тут не их фотают.

            А если не секрет сколько стоит полетать на чем-нибудь небольшом? там ведь сначала явно лётная подготовка, медкомиссии, полёты с инструктором или как это там называется и так далее, вообще даже в этом случае слышал что керосин не дешевый или бензин высокооктановый на которых они летают.
            • +2
              По поводу цессны — 50 тыс долларов, 20 лет, пригнана из штатов. Полтора миллиона — цена машины. И уж точно позволительная цена для мечты ;)
              Многие авиадвигатели переваривают автомобильный бензин. Планеру вообще топливо не нужно.
              По поводу обучения — вы не путайте коммерческую и малую-частную авиацию. Ценники совершенно разные. Обучение на Кипре на пилота-частника с получением лицензии (без права коммерческой перевозки) — около 400 тыс р. Тоже адекватно.
              Начать можно и с параплана, если мечта — небо.
              Если же интересны технические детали и управление коммерческой техникой, тогда конечно и сроки и ценники другие.

              • 0
                Спасибо :)
  • 0
    Казалось бы, и причём тут *nix*?!

    За статью — благодарствую!
    • 0
      Ну там же есть в конце небольшое описание консольной утилитки.
      Или лучше убрать статью из *nix?
      • 0
        Аааа… а я-то и не приметил;)))
  • +5
    Господа, можно не только наблюдать, но и самостоятельно летать. Пускай не на транспортных самолетах, а на маленьких. Но это намного интересней чем наблюдать. Могу дать ссылку на Киевский планерный клуб — gliding.com.ua, где я летаю.
    По самолетам проконсультирую в личке.

    Заранее скажу по поводу цен — что бы летать самостоятельно достаточно иметь свободных 250у.е./мес
  • +5
    2.5 года служил на базе, находящейся на территории Бен-Гуриона (самого большого аэропорта Израиля). Моя «спальня» находилась в 50 метрах от взлётной полосы. Очень было весело выходить из душа и идти в полотенце до «спальни», махая попути рукой туристам из какой-нибудь Швейцарии, рассматривающим меня в иллюминаторы :)
  • +1
    смотрел как-то передачу про увлечение споттингом, на западных аэродромах оборудованы даже специальные площадки для споттеров, а у нас их гоняют службы безопастности… хотя многих споттеров они уже знают в лицо и негласно им сказано — если что — мы знаем с кого спросить…

    только сегодня в новостях объявили, что у следствия по делу гибели авиолайнера появилась любительская фотография при посадке самалета, бортовые номера совпадают… Следствие выесняет, сделана ли она в день аварии. Если да, то эта фотография сможет прояснить на некоторые делали причины аварии. На мой неопытный взгляд, по фотографии можно определить — высоту в данной точке, угол наклона, и возможно даже — скорость полета (если знаем выдержку? то по размытости пикселов можно определить скорость тела)
    возможно, имея эти данные можно спроецировать траекторию полета до места столкновения…

    так что, это увлечение возможно сможет раскрыть некоторые темные пятна
  • +2
    А послушать радиообмен можно вот тут: live.radioscanner.net/
  • 0
    Невероятное спасибо за статью, читать было очень интересно!
    Один момент, может быть я просто пропустил где-то в статье, но все же: как можно заполнить соответствующую анкету и попасть в группу фотографов, которых водят на территорию аэропорта, в самое святая святых, так сказать?
    Я хоть и в гораздо меньшей степени увлекаюсь авиацией (хоть и учусь в МАИ), но зато я обожаю фотографию, поэтому был бы очень рад такой возможности!
  • +3
    Вот вы заболели авиацией, и это здорово )) А у меня это наследственное, в крови… Еще оба моих дедушки, оба родителя работали и работают в авиации, так что мне передалось)
    К сожалению, не удалось закончить авиационный институт, закончил другой и по другой специальности, но от авиации уже никуда не денешься, поэтому сейчас работаю админом в Airbus.
    Самые лучшие моменты в работе когда командировки на завод, где собирают этих красивейших птиц и можно подойти и потрогать тот же А380 ))) или во время работы посмотреть в окно, а там всего в несколькихсотнях метрах они взлетают и садятся…
    • 0
      Завидую вам :)
  • +1
    Мне вот интересно, почему радиосвязь до сих пор не избавилась от помех? Реально тяжело некоторых понять.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Возникла пара вопросов после прослушивания трансляции по ссылке:
    1. Я правильно понимаю, что международные рейсы координируются на английском языке?
    2. Почему одновременно много разных диспетчеров. Пилот слышит только своего диспетчера?
    3. Они слышат такое же качество связи?
    • +1
      Понимаю, что вопрос адресован Автору, но попробую ответить я :)

      1) Вообще, официальный международно закрепленный язык переговоров по радиосвязи при управлении воздушным движением — английский. В том числе и экипажи самолетов, по инструкции, должны общаться между собой на английском (даже если все пилоты — русские): например, когда выполняются контрольные карты, пилоты не говорят «Шасси выпущены», а говорят «Gears down».
      Однако, правда, у нас это не всегда соблюдается, и при ведении национальных рейсов используется русский язык.
      Международные рейсы, откуда бы не летели, ведутся исключительно на английском.

      2) Наши каналы при вещании в интернет, к сожалению, объединяются по несколько частот в один поток. Поэтому, часто, сообщения накладываются и слушать очень сложно… Все это ради удешевления, потому что вещают в сеть зачастую не аэропорты (это большая редкость), а простые граждане или авиаклубы.
      В реальности, диспетчеры «передают» пилотов с одной частоты на другую, говоря, примерно, «Альфа-123, работайте с Домодедово-Руление, частота 123 запятая 41». Соответственно на каждой отдельной частоте вещает отдельный диспетчер или группа диспетчеров, но их голоса не накладываются друг на друга.
      Можете посмотреть в сторону зарубежных каналов, там есть довольно много каналов, где один поток вещания равен одной частоте. Можно даже переключаться вместе с пилотом :)

      Мне вот очень интересно слушать переговоры, зная частоты аэропорта и основных точек, во время полета на самолете. Это незабываемое ощущение, когда знаешь о маневрах самолета еще до собственно их свершения :) Правда, стюардессы могут очень испугаться, если у Вас в руках будет рация. Однако, ничего страшного в ней нет — гражданские рации не могут передавать в данных диапазонах (некоторые, правда, можно разлочить — но это уже преступление). Но лучше все же не доставать, а слушать через наушники и переключаться в рюкзаке :)

      3) Качество связи в реальности лучше, потому что либо самолеты находятся на земле близко от передатчика, либо находятся в воздухе, а АМ частоты на высоте отлично распространяются.
  • +2
    Этим летом проходил военные сборы, пришлось бывать на военном аэродроме, там в первый раз увидел вживую взлет и посадку боевых самолетов. Очень впечатляет, особенно когда они над тобой летят на форсаже.
    Немного даже пофоткал:
    image

    image
    • 0
      Это был больше учебный аэропорт, я не ошибаюсь?

      Объект то режимный, фотографировать, наверное, нельзя было… Так что Вы поаккуратнее.
      • 0
        Я фоткал только то, что не является гос тайной. Видео с полетами наших истребителей, запусками тополоей и С-400 сейчас несложно найти на ютубе.

        Скрытый текст
        90-тонный ИЛ-76 с хвостовыми пулеметами
        image
        • 0
          Действительно, я, наверное, преувеличил сильно.

          По последней фотографии: не знаете, как управляется (наводится, стреляет) такой хвостовой пулемет? Из кабины пилота по камерам (или как-то еще) или в хвосте отдельный солдат находится?
          • 0
            Я думаю, обычной механикой наводится, т.к. там есть окошки для стрелка (отдельный солдат в хвосте). Возможно, трассирующие патроны для такого пулемета удобно использовать. Но, мне кажется, эффективность такого орудия невелика, т.к. такой самолет отличная мишень — его легко сбить.
  • 0
    Спасибо за статью! Много раз видел людей, фотографирующих самолёты у аэропортов.

    У меня, наверное так же как вы, отец в молодости болел авиацией, служил в авиации, правда, в пилоты его, к сожалению, не взяли… Flighradar24.ru — очень интересный сайт! Отошлю ему ссылку, пусть посмотрит! Спасибо!!!
  • 0
    Очень интересно, спасибо за статью, не знал что такими вещами увлекаются. Особенно интересно радиовещание переговоров, думал их нет так то просто услышать из соображений безопасности.
  • 0
    Спасибо за столь интересную статью. Прям подарок на новый год :)
  • 0
    Очень неожиданно было увидеть пост про споттинг на хабре, спасибо. Я тоже неожиданно для себя самого оказался среди споттеров. Сначала просто приехал на официальный споттинг, затем затянуло, иногда бываю несколько раз в неделю в Домодедово, познакомился со многими интересными людьми, регулярно встречаемся на официальных мероприятих, также организуем собственные, приезжайте летом в Домодедово на подзаборинг.
    • 0
      А в Шереметьево не бывали?
      А когда подзаборинг (прикольное название:) ) проходит?
      • 0
        Фотографировать не ездил туда, мне территориально DME ближе. Подзаборинги проходят несколько раз в год, в основном по погоде и по настроению, но бывают и приуроченные к событиям, например, первому прилету Boeing-787. У меня в одноименном жж много репортажей с тегом споттинг.
      • 0
        Присоединяйтесь! Я познакомился с массой замечательных людей, в том числе и с zhzhitel
  • 0
    Подскажите пожалуйста где найти коды аэропортов для METAR и TAF?
  • 0
    Последнее фото доброе:)
  • +1
    Йес! Наши люди :)
  • 0
    flightradar клиент для windows phone
  • 0
    А если кто будет в Лос Анжелесе, то советую посетить небольшой парк, прямо в начале ВПП — goo.gl/maps/w3Bsm. Рядом можно взять бургер в In-n-Out и наслаждаться самолетами.
  • 0
    «Адьёс амиго» ушел и теперь практически ничего интересного в эфире(
  • +1
    Фото с пробкой в аэропорту — это schiphol?

    За статью — спасибо, пусть я не так болен, как вы, но тоже увлекаюсь ;)
    • 0
      Это всё в Шереметьево заснять :)
  • 0
    Почему-то над Китаем очень мало самолетов нарисовано. Ведь их же наверняка сильно больше.
    • 0
      Потому что чтобы они были «нарисованы», сигнал с них надо еще принять. А еще он должен вообще передаваться.
  • 0
    Споттинг Домодедово (Москва).
    maps.yandex.ru/?um=vEyfceoRj6VAYAf_OjJDXkn49zlEiqu0&l=map
    • 0
      Точка под глиссадой, куда можно добраться на автомобиле. Оттуда, как правило, заходят на посадку. Среди споттеров популярнее другая полоса, место как раз напротив точки отрыва.
    • 0
      Если переключится на спутниковый снимок то рядом с вашей можно увидеть белое пятно похожее на разбитый самолет.
  • +1
    Напомнило замечательную книгу Артура Хейли «Аэропорт»
  • 0
    Стоит еще отметить «Украинский Споттерский Сайт Аэровокзал» www.spotters.net.ua.
    Самый большой украинский сайт споттеров, огромная база фотографий.
    Одним из огромных плюсов является тот факт, что иногда ребята организовывают споттерские фото-туры для желающих. Возят в аэропорт, там возят по перрону, по самолетам без паксов :), и т.д. Месяц назад всех желающих пригласили в Борисполь (пришло человек 40).
  • –1
    Теперь я знаю благодаря кому в Шереметьево на фр24 самолеты видны даже на Впп ))
  • 0
    болен авиацией


    Тогда вот эта книжка — для Вас (сам я только что ее дочитал).
  • +3
    самая лучшая точка для споттинга — пляж Махо-Бич:
    image



    Ну или Остров Самуи, Таиланд:
    image
    • 0
      Не, первое место однозначно круче :)
      • 0
        первое место напомнило Пхукет, там тоже есть пляж подобный, правда чуть выше летят, но все равно — очень советую!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.