Pull to refresh

Плейн- и радарспоттинг, или я болен авиацией

Reading time 7 min
Views 78K
Я болен авиацией. Да, именно так и никак иначе. На моем ноутбуке хранится куча мануалов к различным самолётам от Boeing и Airbus, пособия по радиообмену, фильмы по авиационной тематике. Помимо всего этого я слушаю авиадиапазон с помощью портативной радиостанции (которая, кстати, не имеет возможности передавать на этих частотах, только слушать!). И плюс ко всему я регулярно, раз или два в месяц выбираюсь к аэропорту Шереметьево и фотографирую самолёты, заходящие на посадку. В этом посте я расскажу, как докатился до такой жизни. Может быть кто-то из вас, уважаемые читатели, тоже заболеет авиацией.
Кому интересно — прошу под кат.


Предыстория


Так получилось, что живу я в относительной близости от аэропорта «Шереметьево», а если быть точнее, то в городе Лобня. Помню, как в детстве, услышав рокот турбин, выбегал во двор и искал глазами на небе источник. И, находя, провожал взглядом. Со временем интерес к этому делу у меня пропал. Ну летит и летит самолет, чего уж там. Но, однажды полетав, я вновь заболел авиацией и, думаю, надолго.
Первый раз я летел в небольшом Аэробусе Чешских Авиалиний. Сел в кресло, запихнул рюкзак под сиденье спереди и стал смотреть в окно. Это было не менее интересно. Ведь вся инфраструктура аэропорта спрятана за трехметровым бетонным забором. Оказалось, что помимо самолётов еще куча всего шныряет по аэродрому: грузовые машины с надписью «Аэромар», маленькие Шевроле Нивы, автобусы, машины, высотой, примерно, в полтора метра, и еще другие, о назначении которых я мог только догадываться. Вон на заднем плане пронесся самолет, а через пару секунд он показался над лесом стремительно набирая высоту и убирая шасси. От наблюдения всего этого меня отвлек небольшой предполетный инструктаж. Стюардессы показывали, где находятся аварийные выходы, как пристегивать ремни и как надевать кислородную маску (мне безумно нравится фраза «дышите нормально»). Но вот раздался звук «динь» и зажглось всем известное табло «Пристегните ремни». Стюардессы прошли по салону, проверяя, все ли пассажиры пристегнулись или есть особо смелые, которые этого делать не желают. Самолет начал движение. Почему-то задом. Он подрагивал и ехал медленно-медленно. Я думал:«Ничего себе шумоизоляция! Двигателей вообще не слышно.» Но вот мы остановились. Мгновение тишины и в уши ворвался гул двигателей, но мы еще стояли. Гул усилился и самолёт покатился. Однако, это был еще не взлет. Самолёт ехал к взлетно-посадочной полосе. Через несколько минут мы развернулись на 180 градусов и остановились. Спустя несколько минут бортпроводница сообщила по громкой связи «Наш самолет готов к взлету». Я увидел, что женщина, сидевшая через проход от меня, украдкой перекрестилась. И вот рев двигателей во много раз усилился и воздушное судно начало разбег. Скорость была все больше, и вдруг я почувствовал, что моё тело вдавило в кресло, и увидел, как стремительно удаляется земля. Всё, я летел. Это было незабываемо!
Ну что, %habrauser%, ты почувстовал себя на борту самолёта? Тогда добро пожаловать на крейсерский эшелон, мы продолжаем наш полёт!

Плейнспоттинг или просто споттинг


Что же такое споттинг? Споттинг (от слова spot — наблюдать) — это вид хобби, при котором люди (споттеры) наблюдают за самолетами. Существует две разновидности споттинга: плейнспоттинг и радарспоттинг. О втором виде я расскажу чуть позднее. Обязательно советую посетить крупнейший и старейший плейнспоттерский сайт http://airliners.net/
Лучшие кадры получаются обычно с взлетно-посадочной полосы, и это логично. Но для этого надо как-то попасть на территорию аэропорта. Ниже будет описано как это сделать.
Вне аэропорта самые хорошие фотографии получаются вблизи глиссады. Глиссада — это такая часть траектории движения самолёта, на которой происходит непосредственное снижение перед посадкой. Самолет на ней двигается уже очень низко и поэтому его проще снимать. Если брать «Шереметьево», то глиссада проходит приблизительно по этой точке. Находиться в этой точке интересно, поскольку самолёты пролетают точно над головой, но для фотографирования она не особо подходит. Лучше пройти несколько десятков метров в сторону путей «Аэроэкспресса». Их видно с этой точки. Тогда можно получить вот такие кадры:

Это Airbus A320.

А это уже Falcon Aviation Services Embraer ERJ-135BJ Legacy 600.

Boeing 737. Следовал из Ростова-на-Дону в Москву.

Это всё, конечно, зашибись, но ни в какую не сравнится со споттингом внутри аэропорта. И этой осенью моя мечта сбылась! Я попал на такое мероприятие. И, причем, очень просто: всё, что я сделал, это вовремя заполнил и отправил анкету. А когда увидел своё имя в списке аккредитованных, то прыгал до потолка. И я не шучу.
Так почему же это так круто? Достаточно увидеть вот такой снимок.

Вот это настоящая красота! В десятке метров от тебя садится вот такая железная птица… Где еще такое можно сфотографировать?
Вот еще пара изображений с осеннего споттинга в Шереметьево.

A321 убирает шасси после взлёта. Рейс – AF 1145, Париж.

И в аэропорту бывают пробки. :)

Радарспоттинг


Для затравки — небольшой скриншот сайта flightradar24.com.

Да, это реальные самолёты. Их положение изменяется в реальном времени. Вот именно столько самолетов в данный момент находится в воздухе над Европой и центральной частью России.
На карте показывается положение всех судов, оснащенных передатчиком ADS-B.
ADS-B — Automatic dependent surveillance-broadcast. Это такой программно-аппаратный комплекс, который установлен сейчас в почти в каждом самолёте и передает информацию о координатах, скорости, эшелоне (высоте полета), курсе, коде самолета ICAO и идентификационном коде (squawk) воздушного судна.
Есть два режима работы ADS-B передатчиков.
  • Mode-A. Частота вещания — 1030 MHz. Передаются данные о высоте, squawk и ICAO коде самолета. А вот координаты не передаются.
  • Mode-S. Частота тоже 1030 MHz. Но используется другой тип передачи данных. В этом режиме передаются еще и координаты судна.

Вот как раз второй режим нам наиболее интересен. Как раз из-за координат. А иначе какой нам прок от знания скорости судна и незнания того, где он находится? Да никакого.
Отлично. Самолёт передает эти данные. Но как же нам их получить? А вот тут-то как раз всё просто и выезжать никуда не надо. Достаточно зайти на сайт, к примеру, flightradar24.com и увидеть всё своими глазами. У этого сайта, кстати, есть официальные клиенты под Android и iOS.
Достаточно открыть этот сайт в браузере, чтобы придти в шок от того, сколько самолётов в данный момент находятся в воздухе.
Заметьте, что не все самолётики одинаковые. Некоторые больше, а некоторые меньше. Помимо карты еще можно просмотреть информацию о самолете. Достаточно просто кликнуть на какой-нибудь самолётик и на карте появится его маршрут (цвет траетории меняется в зависимости от высоты полёта), также следующие данные.
  1. Название авиалинии
  2. Номер рейса
  3. Точка отправления
  4. Точка назначения
  5. Тип воздушного судна
  6. Номер воздушного судна
  7. Высота полёта
  8. Вертикальная скорость
  9. Горизонтальная скорость
  10. Шестнадцатеричный код
  11. Код ответчика (squawk code)
  12. Текущие координаты
  13. Текущий радар, в зоне действия которого находится судно
  14. Cockpit View

Cockpit View — очень интересная опция. Она загружает плагин Google Earth и отображает на ней то, какой был бы вид из кабины пилота. Но, к сожалению, такая опция работает только под Windows и Mac OS X. Выглядит это вот так:

Взято с doctaron.wordpress.com/.

Внимательный читатель спросит:«Скажи, автор, а как сайт получает сигналы с ADS-B передатчиков?».
А с помощью ADS-B приемников, уважаемый внимательный читатель. И купить можно абсолютно без проблем на ибее и ему подобных сайтах. Но, если честно, я бы не рекомендовал их брать, потому что такие донглы дороги и узконаправлены. А тут на хабре в конце лета было две замечательных статьи о тв-тюнерах с широченным диапазоном приема. С помощью таких штук и футбол можно посмотреть, и любимую песню послушать на радио и получить ADS-B сигнал.

В подобных тюнерах используется связка Realtek RTL2832U + Elonics E4000. По проскакивающей в интернете информации, E4000 выпускать перестали. Поэтому появилась аналогичная конфигурация Realtek RTL2832U + R820T, работающая не хуже первой. Для того, чтобы получить данные с ADS-B передатчиков, нам понадобятся две утилиты — gnuradio и gr-air-modes.
После покупки приемника и правильной настоики софта, можно получить следующую картинку: http://80.69.146.146:3490/VirtualRadar/GoogleMap.htm

Автор, а зачем тебе радиостанция?


Как я уже писал в самом начале, я живу рядом с АП Шереметьево. А там действует огромное количество станций. Моя любимая — Шереметьево Старт/Посадка (Sheremetyevo – Precision), вещающая на двух частотах — 120.7 Мгц и 131.5 Мгц.
Послушав её, понимаешь, насколько интенсивно воздушное движение и какая нервная работа у диспетчеров.
Можно услышать следующее:
-Нордвинд 1563, занимайте 25 левая.
-Занимаю 25 левая. Пересекаю 25 правая. Нордвинд 1563.
-К взлету готов. Нордвинд 1563.
-Нордвинд 1563, взлет разрешаю.

-Нордвинд 1563, набирайте дедум 25 еко.
-Набираю дедум 25 еко. Нордвинд 1563.

-Нордвинд 1563, работайте с Москва-подход на 129.8 Мгц.
-Понял вас. Спасибо, досвидания. С новым годом вас. Нордвинд 1563.
-Спасибо, и вас.
-Благодарю.


Описание аэропорта Шереметьево, со всеми частотами, можно найти на здесь — http://www.radioscanner.ru/airbase/1.html.
И все частоты можно слушать онлайн в реальном времени тут — http://live.radioscanner.net/audio/32159.
А радиостанция мне нужна, потому что у меня не всегда есть интернет, а слушать хочется всегда.

А я слышал, что можно погоду точную получить… Это так?


Да, это так. Есть две такие штуки — METAR и TAF.
METAR, (METeorological Aerodrome Report) — метеорологический код для передачи сводок о фактической погоде на аэродроме. Этот код содержит данные о скорости и направлении ветра, дальности видимости, атмосферных явлениях, облачности, температуре воздуха, точке росы, атмосферном давлении, плюс состояние взлетно-посадочной полосы. Обновляется один раз в 30 минут.
TAF — Terminal Aerodrome Forecast — прогноз на 24 часа или меньше. Действителен для 8-км зоны вокруг аэропорта.

Получить коды METAR и TAF можно из командной строки Ubuntu Linux, если установить из репозитория приложение «metar».
А затем ввести в терминале
metar UUEE

Здесь UUEE — код аэропорта Шереметьево. Вывод приложения будет примерно таким:
UUEE 292300Z 29006MPS 9999 OVC011 M05/M07 Q1014 NOSIG RMK 25420227 75450527

Я не знаю, кто может это понять. Ну кроме пилотов и диспетчеров. Поэтому нам следует запустить приложение с ключом -d. И код METAR будет автоматически расшифрован и представлен в таком виде:
UUEE 292300Z 29006MPS 9999 OVC011 M05/M07 Q1014 NOSIG RMK 25420227 75450527
Station       : UUEE
Day           : 29
Time          : 23:00 UTC
Wind direction: 0 (N)
Wind speed    : 0 
Wind gust     : 0 
Visibility    : 9999 M
Temperature   : -5 C
Dewpoint      : -7 C
Pressure      : 1014 hPa
Clouds        : OVC at 1100 ft
Phenomena     : 


На этом хочу откланяться и пожелать всем счастливого Нового Года! Надеюсь, вам было интересно читать мою статью и вы также заболеете самолётами, как я. :)


Ссылки
http://pilotseye.tv/ — нереальные фильмы о полетах!
flightstats.com — статистика. Самолеты, аэропорты, авиалинии. Задержки, расписания прилетов-вылетов.
www.radarspotters.eu/forum/index.php — форум по радар-споттингу
Tags:
Hubs:
+185
Comments 84
Comments Comments 84

Articles