Обзор сервисов для корпоративного обучения

    Тема онлайн-обучения регулярно поднимается на Хабре. Но проблема организации дистанционного образования актуальна и для бизнеса, причём в масштабах тысячекратно превышающих потребности обычного студента. Представьте, например, задачи сети магазинов одежды, у которой более 200 точек по России: при выходе новой линейки одежды необходимо обучить директоров филиалов по всей стране – как ее продавать, какие использовать техники, как лучше расположить в магазинах, про какие тенденции рассказывать продавцам и т.д. Очное обучение – это долго, логистически сложно и, как следствие, дорого. Впрочем, не мне вам рассказывать про преимущества онлайна. В этом обзоре мы расскажем вам про современные российские онлайн и коробочные сервисы для организации корпоративного обучения онлайн.



    Для начала немного терминологии: в российском законодательстве понятие дистанционного обучения существует с 1992 года. Однако понятия электронного обучения в нём нет до сих пор, поэтому существует обычный для таких ситуаций небольшой разнобой в понятиях. Мы будем пользоваться определением ЮНЕСКО: «E-learning – это обучение с помощью Интернет и мультимедиа». Классификация решений для электронного обучения следующая:


    Пойдём по порядку:

    Вебинары, онлайн-конференции


    Это решение подходит для решения самых простых задач (вроде примера выше – презентация новой линейки продуктов руководителям филиалов). Но для полноценного учебного процесса требуется ещё целый ряд компонентов — таких, как возможность проверки знаний, контроля усвоения слушателями материала. Поэтому представим основных игроков на рынке коротко:

    • Webinar и Comdi компании «Вебинар-Комди»

    Два сильных игрока рынка, компании Webinar и Comdi объявили в сентябре о своём слиянии. Теперь это фактически один сервис, под брендом Webinar работающий на российском рынке, а Comdi ориентирован на зарубежных потребителей. Сервис представляет собой SaaS-решение, возможности которого позволяют соединять дистанционно удаленных друг от друга людей в онлайн-конференцию, проводить простейшие опросы и демонстрировать документы во время конференции.

    Стоимость подписки зависит от количества участников вебинара и начинается от 3 тысяч рублей за 25 человек до 20 тысяч за 500 человек максимально.

    • iMind компании Mind Labs

    Один из основных конкурентов для Webinar и Comdi в области именно веб-конференций. iMinds позволяет проводить вебинары и поддерживает основной функционал (запись, трансляция рабочего стола, демонстрация документов, чат и т.д.).
    Действует два основных тарифных плана: «Вебинар» (только один выступающий, можно приобрести разовый дневной пакет за 15 рублей и ниже за участника или арендовать его на месяц) и «Видеосовещание» (неограниченное количество выступающих, помесячная аренда стоимостью 500 рублей и ниже за участника в месяц).


    Адобовский сервис является на сегодня одним из лидеров в области качественных видео-конференций. Connect Pro отличается тем, что позволяет с любого устройства в любой момент получить доступ к мультимедийным материалам без дополнительных надстроек (на основе Adobe Flash Player). При этом она имеет достаточно сложный административный интерфейс. Но самое главная особенность – это дороговизна. В основном предлагается как коробочная версия, но также Adobe предлагает два варианта подписки: Premium Basic (10 документов в PDF и до 5 участников через ConnectNow, цена $15 или 350 руб. в месяц) и Premium Plus (без ораничений по сохраняемым документам и до 21 участника, $39 или 1200 руб. в месяц). В специальном решении для обучения предусмотрена возможность управления учебными материалами, отслеживания успеваемости обучающихся, создания новых курсов и т.д.

    • Mirapolis Virtual Room компании «Мираполис Информационные Технологии» и выбинары от WebSoft

    Обзор был бы неполным без этих двух сервисов, но на рынке вебинаров они не являются ключевыми игроками, и уступают перечисленным выше сервисам.

    Коробочные сервисы с закрытым исходным кодом


    На российском рынке существует достаточно много решений, позволяющих организовать процесс обучения он-лайн, при этом большинство из них требуют установки специального программного обеспечения. Несмотря на то, что общемировой тенденцией является движение к предоставлению ПО как услуги (saas), рынок платформ для он-лайн обучения насыщен коробочными версиями.

    Эти сервисы шире используют возможности компьютера и онлайна – включая в себя контроль успеваемости, проверку знаний (различные тесты и т.д.), поэтому их уже можно считать полноценно пригодными для задач корпоративного обучения.

    В настоящий момент крупнейшими из них являются сервисы компаний Websoft, Гиперметод и Прометей


    Компания Websoft начала работать на рынке платформ для организации он-лайн обучения одной из первых, и сейчас является лидером российского рынка.

    Сильными сторонами сервиса WebTutor являются наличие готовых онлайн-курсов (эффективная презентация, маркетинг и пр.) и поддержка формата SCORM.

    Изначально система развивалась исключительно как коробочная версия (и большую часть продаж сейчас составляет именно коробочная версия), но с недавних пор появились предложения SaaS, которое, тем не менее, используется по большей части для демонстрации возможностей всё того же коробочного софта.

    Недостатками системы WebTutor являются высокая стоимость; продолжительный процесс внедрения системы (от 3-6 месяцев); неудобный интерфейс; слабая кастомизация сервиса, требующая дополнительных затрат со стороны клиента; сложная система выгрузки отчетов; основной модуль не включает возможность проведения веб-конференций (виртуальный класс Websoft стоит от 6900 руб.) и пр.

    Ценообразование коробочной версии не зависит от количества пользователей, а определяется только перечнем требуемых модулей. Стоимость SaaS-версии зависит от количества пользователей, требуемых модулей и срока подписки (75 000-115 000 руб. за полгода при аренде базовой комплектации системы). Существует также SaaS-версия системы с ограниченными возможностями по администрированию (от 4900 руб. в месяц).


    eLearning Server предназначен для организации полного цикла дистанционного и смешанного обучения (включая подготовку курсов, тестирование и оценку обучающихся, управление материалами и пр.). iWebinar является инструментом по организации видео-конференций в сети Интернет в режиме реального времени, он может быть интегрирован с учебным центром, созданным на базе eLearning Server. Все представленные продукты поставляются только в коробочной версии.


    СДО «Прометей» является исключительно коробочным программным продуктом, который позволяет организовать процесс дистанционного обучения (с помощью функций управления контентом, тестирования, планирования учебного процесса и пр.). При покупке СДО «Прометей» заказчик оплачивает покупку лицензии на сервер, количества пользователей не ограничено.

    Разумеется, есть и бесплатные варианты коробочных решений. Это:

    Коробочные сервисы с открытым исходным кодом


    Самым популярным является достаточно давно известный сервис Moodle, на базе которого любая компания может развернуть собственное elearning-решение.

    Мы в дальнейшем ещё будем рассуждать на тему использования moodle, поскольку это действительно самая популярная площадка в мире. Но хотим отметить, что многие, предпочитая moodle в силу того что он бесплатен, не задумываются о косвенных тратах — таких как собственная тех поддержка, работа своих специалистов по настройке и допиливанию сервиса. А это на самом деле немаленькие деньги и немаленькие сроки.

    • Moodle компании Moodle Pty LTD

    Это фриварный софт, разработкой и дополнением функционала которого занимаются программисты на добровольной основе, а также сотрудники компании-разработчика, которая получает доход от официальных партнеров, занимающихся установкой и поддержкой системы. Система переведена русский язык и имеет более 600 подключений в России. В функционал системы входит стандартный набор модулей, обеспечивающих управление дистанционным обучением (создание курсов, экспорт/импорт оценок и текстов, отчеты по курсам и пр.). По типу это коробочное решение, требующее установки специального программного обеспечения.

    SaaS-сервисы




    • Teachbase.ru компании «Интернет-школа»

    — российский интернет-сервис дистанционного обучения, обзор в блоге которого вы и читаете. Принципиальное отличие сервиса от перечисленных выше образовательных продуктов заключается в том, что Teachbase изначально разрабатывался как SaaS, что означает снижение затрат на установку и настройку сервиса, сокращение времени запуска проекта и отсутствие необходимости дополнительного обучения персонала по сравнению с коробочным софтом.

    Сервис строго ориентирован на рынок корпоративного обучения, поэтому предоставляет максимально разнообразный набор инструментов e-learning, позволяя реализовывать различные сценарии образовательного процесса — например, создать интерактивный курс для сотрудников, следить за процессом прохождения, после чего провести тестирование и выявить слабые стороны. Затем провести вебинар и разобрать например ошибки, или организовать тренинг с приглашенным экспертом. И так далее — от сохранения и редактирования учебных материалов, до контроля за процессом обучения и успеваемостью и возможностью тестирования и оценки результатов обучаемых.

    Стоимость сервиса зависит от количества пользователей, и меняется от 4200 р. на тарифе до 20 пользователей — это предложение рассчитано на частных тренеров или репетиторов, которые могут быстро перевести свои занятия в онлайн — до 35000 р./месяц за 1000 пользователей для крупных компаний.

    • LMSOnline компании «Мираполис Информационные Технологии»

    SaaS-версия упомянутой выше системы Mirapolis Knowledge Center. LMSOnline обладает большим функционалом, но отличается не самым дружественным, перегруженным интерфейсом. Как показывает практика, для организации онлайн обучения в отдельной компании действительно необходимы лишь 20% функций, тогда как остальные 80% не используются. Остальное ложится тяжким грузом на юзабилити проекта.


    Competentum.ONLINE — ещё одна SaaS-версия «коробочного решения» — на этот раз марки Competentum. Это инструмент организации дистанционного обучения на основе принципа аренды ПО (Saas). Функционал системы позволяет управлять образовательным процессом (в том числе проводить тесты с различными типами вопросов и режимами прохождения), однако в нём отсутствует модуль организации вебинаров. Стоимость аренды ПО зависит от количества пользователей и составляет от 3600 до 25000 руб. в месяц. Максимальное количество обучающихся 400 человек. Программа Competentum.ИНСТРУКТОР является коробочным вариантом ПО, существует в стандартной и расширенной версии.

    Сервисы без русскоязычной поддержки


    В отдельную категорию выделим зарубежные сервисы. Мировые лидеры в области проведения онлайн конференций обладают безусловным преимуществом на рынке в плане проработанности приложений, широты функционала, размера клиентской базы, однако отсутствие русскоязычного интерфейса и поддержки на русском языке делает их малоприменимыми для внутреннего рынка – это, скорее, вариант для международных компаний с обязательным английским на всех уровнях.


    Более трех миллионов пользователей. В систему интегрирована возможность проведения опросов и тестирования во время сеансов связи. Голосовая связь производится по технологии VOIP или с помощью телефонного моста. Технически возможно единовременное участие до 5000 пользователей, в стандартных решениях предлагается только до 3000 (WebEx Events Center), 1000 (WebEx Training Center) и 500 пользователей (WebEx Meeting Center). С недавних пор WebEx стал предлагаться исключительно как сервис от 1500 руб. в месяц за 25 пользователей. Существует специализированное решение для обучения — WebEx Training Center – c возможностью управления контентом, проведения тестов, отслеживания успеваемости и пр. Ключевым недостатком решения является отсутствие интерфейса на русском языке.


    Предлагается три варианта продукта, различающихся по функционалу и максимальному количеству пользователей. GoToMeeting – до 15 участников, существенно ограничена возможность интерактивного взаимодействия во время конференции. Стоимость от $49 в месяц (1500 руб.) GoToWebinar – до 1000 участников, ориентировано на проведение массовых мероприятий. Стоимость от $99 в месяц (3000 руб.) GoToTraining – до 200 участников, наиболее близкое разрабатываемой системе решение, ориентированное на образовательные процессы. Помимо возможностей вебинара, предлагается функционал по хранению материалов, проведению тестов и пр. Стоимость от $149 в месяц (3500 руб.). На российском рынке данный продукт не представлен и не имеет интерфейса на русском языке.

    Резюме


    Такова небольшая вводная в рынок e-learning в России. Спасибо хабраюзеру donline, по совместительству — директору по развитию Teachbase, за предоставленную информацию и помощь в подготовке публикации.

    В следующих постах мы расскажем больше о том, как выбирать e-learning сервис для бизнеса, новостях рынка и о том как эффективнее организовать обучение в компании, так что нажимайте кнопочку «Подписаться» вверху справа. Ну и как всегда буду рад услышать предложения по темам новых постов в комментариях. Всем спасибо (:
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 29
    • +3
      Было бы интересно почитать о сервисах обучения не только для корпоративных клиентов, но и для простых смертных, например для создания своего семинара. Человек на 10-100 с проверкой знаний. Мне было бы очень интересно. Если такое на хабре уже рассматривалось, то скиньте ссылку.
      • +2
        Да, в дальнейшем мы и про эти сервисы тоже будем подробно рассказывать. Отвечая на ваш вопрос, наш сервис (Teachbase) рассчитан как на корпоративный сектор, так и на тренеров или репетиторов. Собственно, наш первый тариф так и называется: «Тренер». Вы можете и вебинары проводить, и тест организовать, и создать красивый курс, который назначите вашим клиентам. При этом у вас всегда есть возможность следить за всем процессом обучения и видеть успеваемость ваших пользователей, как всех в целом, так и по каждому отдельно.
        • +3
          В этой же статье и упоминалось — Moodle (открытая и свободная):

          Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения (http://habrahabr.ru/post/139629/)
          Обучение на расстоянии или Немного о Moodle(http://habrahabr.ru/post/56697/)
          Быстрая установка и публикация на сервер открытой электронной платформы обучения Moodle(http://habrahabr.ru/company/microsoft/blog/141157/)
        • 0
          Странно, что в списке нету решений от компании Lumesse, недавно купившей компанию Edvantage и продукты Learning Gateway и CourseBuilder. Lumesse один из лидеров в области управления талантами.
          • 0
            P.S. Да и про компанию KeneXa и их решения в области Learning Management'a тоже ни слова.
            Весьма странный обзор
            • +1
              Зато ваш комментарий в полном порядке (: Когда я нажимал кнопочку «Отправить», то ждал, что будут упрёки, что то не обозрели, это не обозрели и вообще оборзели.

              Правда в том, что таких сервисов, тем более за рубежом — море, и все охватить нереально. Я намеренно сконцентрировался на тех, что представлены у нас на рынке, и даже написал об этом в посте — почему. Иностранцев упомянул скорее для общего развития.

              Вы можете написать в комментариях об этих сервисах подробнее — чем они хороши, для каких задач предназначены, сколько стоят, и тогда они не останутся незамеченными.
          • +3
            Стоить сказать, что Moodle используется не только в корпаративной среде, но и в образовательной: Международная Украинская Школа (для украинских учеников заграницей) пользуется именно Moodle как платформой для дистанционного обучения.
            • +2
              В этом особенность опенсорносго софта — каждый может приспособить его под свои нужды. Поскольку обзор посвящён именно корпоративным решениям, то и рассматривали всё в этом ключе. Но при этом практически любой из перечсиленных сервисов можно использовать и для образовательных нужд. Будут ещё посты, разбирающие отличия корпоративного софта от учебного.
              • +1
                Еще пример: moodle.epfl.ch/
              • 0
                Раньше был шикарный сервис dimdim.com, но потом его купили salesforce и закрыли возможность им пользоваться для всех, у коого аккаунт не был предоплачен на годы вперед.

                Т.е. у нас аккаунт был на месяц предоплачен, и продлить оплату было никак невозможно.

                К сожалению, после этого сервиса так и не нашли ничего похожего для проведения вебинаров.

                Webinar.ru кажется неоправданно дорогим после димдима, и каким-то неудобным.

                Попробуем iMind, спасибо за обзор
                • 0
                  Мы (ВУЗ) приобрели хостинг AdobeConnect на 1 год (5 одновременных комнат, до 100 участников) за 77т.р., но это первый год, следующие года по $750
                  Тоже как один из вариантов, но имеет смысл если у вас постоянные вебинары (10 и более в месяц)
                  • 0
                    у нас 1-3 вебинара в месяц, поэтому дороговато получается
                  • 0
                    В статье далеко не полный список сервисов для вебинаров. Посмотрите еще тут.
                    • 0
                      Статья не посвящена вебинарам как таковым, поэтому и перечислены основные игроки.
                      • 0
                        К статье претензий не имею вообще. Мой комментарий предназначался хабровчанину rednaxi.
                  • 0
                    У COMDI и Webinar.ru есть коробочные варианты своих сервисов, вы об этом не написали
                    • +2
                      Moodle устанавливается за 5 минут, и примерно столько же займет разворачивание готовой виртуалки для организации вебинаров BigBlueButton. Все бесплатно, нужен только хостинг.

                      Кому интересно, можете поиграться на моей тестовой установке.
                      Заходить сюда.
                      Логин: test
                      Пароль: Habr_0711
                      Там есть курс Test, а в нем вебинар и контрольная.
                      • +1
                        Если руководствоваться принципом «похер как, лишь бы подешевле», то тогда уж лучше скайп, чем тормозная связка Moodle+BBB.

                        нужен только хостинг

                        VPS или облако — пускай будет косарь в месяц (чтобы более-менее работало, а не как в примере выше); плюс сервер надо мониторить, ибо red5 имеет свойство «утекать», надо перезагружать… А этим кто-то должен заниматься… А это уже другие деньги (даже если это ваше личное время, его тоже можно измерять рублями). Короче, вариант для гика-одиночки, но не для корпоративного сектора.

                        • 0
                          Ну я не супер-специалист по СДО, но могу сказать точно, что:
                          а) у меня лично никаких тормозов на этом BBB нет даже на компе на атоме
                          б) пока нет никаких признаков, что память течет
                      • 0
                        Мы на hexlet.ru рассматриваем копроративные курсы и похожую бизнес-модель как один из вариантов развития. Если хотите присоединиться – пишите на freetonik@hexlet.ru

                        Спасибо!
                        • +1
                          Интересно. Проект ваш очень похож на проект lore.com/ Вы в ту сторону движетесь?
                          С удовольствием пообщаемся!
                          • 0
                            Возможно, мы пока на распутье.
                            Напишу вам в личку.
                        • 0
                          Приходила реклама от софтлайн — предлагают свой сервис видеоконференций deskwork.ru. Цены низкие, но информации о них очень мало, может кто-то уже пользовался, есть отзывы?
                          • 0
                            Последние 7 месяцев вынужден пользовать Moodle (указание сверху, nachalka.seminfo.ru/).
                            Людии, какая же это неудобная штука… Прям плеваться хочется… Никакой эргономики и куча ограничений. К примеру, чтобы вставить 11 картинок в материал, надо _для каждой_ сделать минимум 11(!!!) кликов в разных областях экрана.
                            Покажите мне этих разработчиков.
                            • 0
                              Вы, похоже, пользуетесь версией 1.9, релиз которой был 3 марта 2008 года.
                              Кстати, а количество кликов сколько-нибудь принципиально отличается от любой системы, где WYSIWYG редактор используется?
                            • 0
                              Joomla — 6 кликов
                              WordPress — 5 кликов, можно сразу все картинки
                              Gmail — 4 клика, можно сразу все картинки

                              Ощутимо. Так что есть куда стремитсья.
                              • 0
                                Помнится MIT собирался в сентябре(?) опубликовать свою платформу MITx. Ничего не известно по этому поводу?
                                • 0
                                  Запустили. Называется edX.org. Внутри очень похоже на Coursera. Исходников нет.
                                • 0

                                  Обзор устарел немного, на мой взгляд. Если говорить про СДО для корпоратива на конец 2017, то теперь стоит выделить 5 ключевых: iSpring Online, Mirapolis LMS, ShareKnowledge, Teachbase и WebTutor. Здесь, например, всё пять упомянуты: https://lmslist.ru/sdo/


                                  Или вообще можно поискать сервисы через ссылки на похожие: https://startpack.ru/application/virtualroom/alternatives

                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.