Pull to refresh

Разработка веб-системы, «тут» и «там»

Reading time 5 min
Views 16K
Я намеренно пишу, скрывая лица. К сожалению, мой небольшой опыт написания отзывов про работу предприятий говорит про то, что на некоторых лучше не «светить». Они, с одной стороны, начинают суетиться, радуясь, что их заметили. А с другой — делать обиженный вид. Оно мне не надо, читать обидные комментарии, которые могут появиться. Поэтому, единственное, что я укажу про фигурантов — что в статье сравнивается крупная фирма в США и крупное предприятие, принадлежащее большой, можно даже сказать — государственной корпорации в Украине. Предприятия имеют крупные обороты, количество сотрудников схожее, количество работников, завязанных на мою систему — сравнительно похожее, около десяти. Работаю я с ними не первый день, сделал не один проект.



Для начала — очерчу немного задачи, которые я решал «тут» и «там».

Постановка задачи

«Задача Тут»: Система учета клиентов и отгрузки товаров. Система учета возврата документов фактически. Интеграция с центральной базой корпорации, лежащей в Интернете и не имеющей «концов» для подключения

«Задача Там»: Система учета клиентов и выставления им предложений. Фактически это — генератор ПДФ документов с возможностями подсчета разнообразных комплектаций и т. п. вещей.

В обоих случаях, программировал лично я, использован стиль программирования — «с нуля», инструмент — LAMP/FAR/Chrome. Разработка велась практически параллельно, разве что, система «там», в объеме всего задания, была немного больше.

Итак, начиналось все с задания. Немного расскажу как оно делалось «тут» и «там». Задание мне необходимо, так как я очень загружен, и просто так, «на коленке» делать рабочую систему не смогу. Выйдет непонятно что.

Подготовка задания
  • Там, на уровне разработчика проекта был (проф. дизайнером) сформирован ПДФ-документ, причем в двух или трех версиях, а также документ для  презентации для клиента. После того, как это все утрясли, мне дали готовый ПДФ и спросили про сроки выполнения и мои замечания. Я, где-то в течении 2-3 дней, написал все вопросы про вещи, показавшиеся мне непонятными, уточнил сроки выполнения проекта. Все утвердили в течение пары дней.
  • Тут, мне в личном разговоре сказали, что на предприятии Х есть проблема. Им надо печатать бумажки, которые клеять на коробки с товаром. А они, по причине безобразной лени и тупости работников, не могут этого сделать в Экселе, и мучаются поэтому. Да, база клиентов есть в этом самом „екселе“. Тысяч так на 7-мь записей. И они, все данные туда скопом вносят, а как сделать страничку для печати, или не приведи господи — макрос, не догадываются.В итоге я накидал, „пробоно“, системку для печати этого дела, для импорта данных из „ексела“, и для генерации ПДФ, все в Интернете на своем хостинге. Далее народ „поцыкал“ в эту штуку, оказалось, что оно работоспособное и удобное. Далее мы сели за кавой с знакомым, который работает на этом самом предприятии, и сформировали задание, часа 2-3 где-то заняло.

Я не знаю как у вас, но то, что мне тут попадалось, из фирм-заказчиков, практически никогда не умел сделать задание. То есть вообще — никогда я не встречал нормального задания. Идиотизм, вроде, — сделать чтобы было класно и уже — и дай 50% отката — было такое. Но я, как последний дурак, не участвую в этом. Вопрос принципа. А опыт разработки у меня намного больше нескольких лет, которые достаточны по мнению руководства некоторых крупных компаний, для работы в качестве руководителя АйТи подразделений. В много раз больше. Почти на порядок больше.

Хостинг-провайдеры 

Понятно, если  разрабатываю веб-систему, мне нужен хостинг-провайдер. Тут я могу честно и смело назвать кем пользовался и их достоинства и недостатки
  • »Провайдер там" — ракспэйс, план хостинга вроде «рс-сайтс» называется, доступа к панели не имел (мог получить по первому запросу)
  • «Провайдер тут» — мирохост, план хостинга не знаю какой, я доступа к панели не имел (не смог бы получить, у них активация каждого логина в панель с мобильного, а телефон указан не мой).

В плане скорости подключения, «мирохост» мне подходил гораздо больше. По моим субъективным ощущениям он раз в десять быстрей был чем аналогичный иностранный «ракспейс». Я уточню, меня больше всего волныет операция копирования с ФТП. Мирохост же не допускает длинных пауз между сеансами получения или отправления файлов. Однако в плане работы, всю эту скорость омрачал системный администратор клиента, который так и не смог подключить крон-задание. В итоге я был вынужден делать его исполнение удаленным, со своего хостинга, на котором добавил все, что надо.

На ракспэйсе, крон задание ставил клиент, но у него, что-то не выходило, он дал мне концы и я его отредактировал самостоятельно, заняло пять минут. Тут, — администратор не мог установить крон-таск более месяца. В итоге — я лучше буду работать с медленным ракспейсом там, чем с быстрым мирохостом тут.

Ход разработки, общение с заказчиком
  • Заказчик «там» - каждодневные отчеты, и просто общение в скайпе — были нормой. Причем беседовали мы по много часов, иногда. Виноват мой английский, который я совершенствую только в общении, обучаться не хочу идти. Все нюансы выверялись настолько, что было под конец уже весело и интересно, — когда это все дело окончится. Заказчик интересовался каждой мелочью и помогал в каждой задаче, которую я просил сделать. То есть, — надо ввести данные, пожалуйста, уже делаем;
  • Заказчик «тут», — ну скажем так, первые две недели я сделал одну форму, попросил ее заполнить. Заполняли еще две недели. Отдел, — семь человек, просто тупо сидел и ничего не делал в этом плане. Далее еще две недели плевали в потолок, потому, что я не спеша делал интерфейсы. Потом заказчик спросил когда, и я через выходные закончил всю систему. После чего, недели две — опять насиловали его команду. Даже сделал им вкладочку «баг», чтобы они писали, что не так. За первый день что-то там написали, за второй написали, и все. Я решил все это дело мгновенно. После этого — прошло около 15-ти дней. Работа в системе не ведется вообще — уже около недели. Не интересно видимо. При этом я точно знаю, что у заказчика проблема, — с данными, которые могла бы дать эта система.

Дизайнерская поддержка 
  • «Там» — прикрепленный к проекту дизайнер, который в случае необходимости правил с моих слов, знал мою систему;
  • «Тут» — дизайнера нет, я дизайнер, я программист, вообще вопросы дизайнов интерфейсов не ставились.

Последующие проекты. Качество.

Ну вы понимаете, вся работа фрилансера поставлена на  том, что клиенты должны приводить  клиентов. То есть «халява», в плане качества  не допустима. А если клиент что сказал, — надо сделать бегом и уже.
  • «Там» — контроль качества проводил еще один ведущий программист моего уровня, подсказал пару нюансов, я поправил — забрал индийский код, забрал пустые шаблоны, сделал мусоро-собиратель для файлов. В итоге очень все приятно вышло. Быдло кода — минимум;
  • «Тут» — всем плевать вообще, вопросов про то, как и что сделано внутри ни у кого нет. Индийский код я собирал по своей инициативе. Мусоросборщик сделать — вообще сложно, кирилица в именах файлов. Ну и объема такого нет.

Контроль за исполнителями
  • «Там» — систему ведения логов, я сделал где-то через год после начала разработки, чтобы отловить «глюки».
  • «Тут» — до начала работы было оговорено сделать систему полного логирования, чтобы контролировать действия пользователей. Было подозрение про то, что могут пакостить (!).

В окончание

Я не хочу никого обидеть. Мол «там» лучше. «Тут» хуже. Да ничего подобного! Мне работать лучше — тут, с быстрым хостингом, с русскоязычным клиентом, с которым мы на коньяк ходили не раз, и знакомы не один день. Но жизнь распоряжается — иначе. И я понимаю, что приходиться выбирать, далекое, но более стабильное.

Где бы я хотел работать, в следующий раз? Конечно с иностранным заказчиком. Он, обычно, не постесняется сказать «спасибо» за сделанное. Причем иногда мне задавался вопрос, — неплохо было бы сказать «спасибо» за вот эту часть проекта, и неплохо — вот за ту. У «нас», хоть заказчик и хороший знакомый, но оплатил он систему. насколько я понимаю самолично, конечно энтузиазма это ему не прибавило. Вышестоящее начальство, просто забило на работающий инструмент, и заставило пользователей вести учет дальше в екселе. В котором 10+ тыщ строк и который на моем «восьмиядернике» открывается до 30-ти секунд времени.

ПС. Вот пара слов про систему, сделанную «тут». Немного скриншотов, чтобы вообще понять, про что идет речь. Про «ихнюю» систему не писал, мы ее правим и правим, да и нету времени немного. Надеюсь, что когда-нибудь я добавлю немного слов и про нее. Но, вообще, сильно оно не отличается.

Вообще интересно очень, как у сообщества хабра складывается работа тут/там. Для того, чтобы как-то это понять, осознать и скорректировать свои методы и пишу это все.

update1,2,3: Хочу сказать спасибо пользователям «хабра» под никамим Goder, side2k, mytribune, которые потратили усилия время на исправление моих грамматических ошибок.
Tags:
Hubs:
+19
Comments 26
Comments Comments 26

Articles