Пользователь
0,0
рейтинг
15 ноября 2012 в 20:56

Разработка → Как превратить свой хобби-проект в основной источник дохода

Начну с того, что я уже больше 8 лет живу исключительно с продажи своих программных продуктов. Были спады, были подъемы, но в целом — полет нормальный. Ну и уж точно я не жалею о том, что в свое время перешел с услуг на продукты.

В этой статье я постараюсь максимально подробно рассказать о том, что бы я сделал прямо сейчас, если бы начинал все с нуля. Лучше поздно, чем никогда :)

1. Итак, самое главное: ты не сможешь продавать то, в чем не уверен, чем не гордишься. Проекты «чисто ради денег» — удел менеджеров в галстуках и шелковом нижнем белье. Увлеченный программист не должен брать на себя «классический» бизнес.

Твой удел — один (один!) продукт, которым ты живешь. Которым с радостью занимаешься, который с радостью и гордостью показываешь людям.

Моей первой ошибкой был поиск «бизнеса» — в то время я почему-то считал, что мое хобби бизнесом стать не может. То есть те проекты, которые я делал чисто для себя, я почему-то откидывал.

Соответственно, первый шаг: выкинуть из головы все бизнес-планы, все мега-идеи. Оставить только то, чем ты УЖЕ занимаешься «в кайф». Не «да, мне прикольно было бы сделать какой-то инструмент», а «вот у меня уже что-то есть, сделанное на коленке в свободное время». У каждого увлеченного программиста это есть, просто покопайтесь в архивах.



2. Итак, что-то «откопано» из архива. Ты это делал чисто под себя, под свои текущие задачи. А теперь подумай, кому это может быть еще интересно. Не «полезно», а «интересно» — люди покупают то, что им интересно, а не полезно. Иначе продажи пива и компьютерных игр были бы гораздо меньше продаж спортивной одежды и овсяной каши.

А теперь — второй по важности шаг, который я в свое время пропустил. И который стоил мне добрых пару лет впустую потерянного времени и несколько сотен часов работы впустую: общение с потенциальными клиентами еще до девелопмента. Ты НЕ должен садиться и «допиливать» продукт. Ты должен идти и рассказывать (а там, где уже есть, что показать — и показывать) свой будущий продукт.

По хорошему, лучше не показывать. Показав, ты убиваешь в клиентах креативность. Рассказывая о чем-то, ты пробуждаешь их фантазию. Заставляешь их генерировать новые идеи. Создаешь у них в голове тот образ продукта, который им по душе. А не тот, который ты считаешь привлекательным.

На этом этапе стоит таскать с собой диктофон и записывать. Не надейся на свою память. Дьявол — в деталях. Многие важные вещи в момент разговора ты не поймешь, пропустишь мимо ушей. Какие-то детали ты посчитаешь сейчас не важными. Но, прослушивая раз за разом эти разговоры, ты уловишь что-то общее. И то, что казалось «мелочами», окажется чрезвычайно важным.

В этот момент ты должен быть «ушами», а не ртом. Если человек говорит что-то, с чем ты не согласен — не спорь. Задавай больше вопросов, не обижайся на критику, не оправдывайся и не защищай свою идею. Возможно, в процессе общения клиенты подскажут тебе еще более интересную идею. Но только в том случае, если ты дашь им говорить.

Где искать потенциальных клиентов? Да где угодно, главное чтобы это было живое, непосредственное общение. Этот человек может не быть твоим потенциальным покупателем (допустим, бухгалтер в твоей конторе), но он будет пользователем твоего продукта. Это — и есть «клиент».

3. Итак, по итогам разговора с десятком-другим потенциальных клиентов у тебя в голове сформировался образ продукта. И опять же — не торопись кодить. Начни с краткого описания твоего будущего продукта. Не «начинай с начала», начни с середины — со списка основных его характеристик и вариантов применения. Выгод для пользователя.

Не старайся быть «креативным» — пиши так, как будто ты все еще разговариваешь со своим потенциальным клиентом. Живым, человеческим языком. Без формализма и bullshit вроде «данная система», «высокая эффективность», «оптимальная структура».

Для начала стоит переписать туда все, о чем упоминали клиенты в разговоре с тобой. Даже если какие-то пункты тебе покажутся не важными — проще спросить об этом, чем гадать. Потом — дополнить от себя теми вещами, которые ты считаешь важными.

Когда список пунктов готов, «причеши» его, отсортировав их от самых важных к самым незначительным по твоему мнению. Теперь — краткое вступление. Суть продукта в 2-3 десятках слов. Чтобы любой твой клиент понял, что ты ему предлагаешь.

4. Итак, у тебя готово описание продукта. Теперь иди с ним по второму кругу по своим клиентам и смотри на их реакцию. Реакция вида: «да, круто» — ты их не заинтересовал, твой продукт им не нужен. Реакция должна быть: «о, а когда это будет готово?»

Параллельно попроси их подчеркнуть важные пункты, вычеркнуть не важные и добавить что-то, чего не хватает. Диктофон опять же не помешает.

Теперь, по итогам нескольких дней плотного общения с клиентами, у тебя есть краткое описание продукта, в котором присутствуют большинство важных для клиентов пунктов, фич, выгод продукта. И, самое главное: первые реально заинтересованные в твоем продукте люди.

5. Теперь — черед интерфейса. Сорри, кодирования опять не будет. Интерфейс стоит набросать в любой удобной для тебя программе, распечатать скриншоты и принести твоим клиентам на критику. Почему распечатать? А чтобы они могли черкать, писать, добавлять свое. Желательно, конечно, цветной принтер — так оно больше «цепляет». Ну и диктофон не забываем включать.

Постепенно дорабатывая «бумажный» интерфейс, ты придешь к точке «мелочей». И, хотя в бизнесе «мелочей» не бывает, самое время сесть и «допилить» свой продукт. Теперь это будет очень просто — интерфейс уже почти готов, а внутренний код, как правило, составляет не больше 10-15% работы.

На этом этапе ты должен «кодить» максимально быстро, не увлекаясь. У тебя еще будет время реализовать все свои самые смелые и интересные идеи, но первую версию нужно выпустить за неделю. Максимум — три недели. Иначе — перегоришь, наблюдал это не раз.

6. Итак, у тебя есть первая версия. С багами, «сырая» — просто неси ее своим клиентам. Но не просто «неси», а попытайся заставить их ее попробовать. Установить, запустить или открыть браузер и начать вводить данные. Опять же внимательно следи за реакцией.

Твоя цель — «подсадить» людей. «Допилить» продукт так, чтобы хотя бы пара человек стала его реально его использовать. Теперь — бери с них отзывы. «Разбавь» ими описание своего продукта, теперь у тебя в руках — мощный сейлз-леттер.

7. Итак, у тебя есть пара «домашних» пользователей твоего продукта. Теперь пришел черед массовой рекламы. На этом этапе я бы сконцентрировался на поиске похожих на «домашних» пользователей людей. Если среди них есть бухгалтер — пообщайся на бухгалтерском форуме. Не спамь, задавай вопросы. Не пытайся продать, пытайся получить совет, отзыв.

На этом этапе давай бесплатно свою программу всем, кто только об этом попросит. Программа должна быть платной, но в личном общении не «жабься» — давай. Дополнительные, даже бесплатные, пользователи на ранних этапах ой как упрощают рекламу в будущем.

С этих пользователей собирай отзывы, «допиливай» свой продукт.

Важно: если человек задает какой-то вопрос (ну не понятно ему — есть что-то в продукте, или нет) — сразу отвечай на него и «вплетай» его в свой сейлз-леттер. Допустим: «А какой размер дистрибутива?» превращается в строчку «Размер дистрибутива: 150 мегабайт» в твоем сейлз-леттере.

Это — один из самых важных шагов для начала рекламы. Ты должен добиться того, чтобы люди приходили к тебе и просили у тебя продукт без дополнительных вопросов. Причем не выкладывай его просто на сайте. Ты должен требовать того, чтобы люди именно посылали тебе письмо, звонили — любой личный контакт.

Зачем? Ты получишь ОЧЕНЬ много важной информации, если продолжишь с ними общение. Просто спроси через пару дней после скачивания или первого логина: впечатления, может что-то улучшить. Ты получишь идеи не только по продукту, но и по рекламе.

Общение — наше все.

8. Итак, ты стал получать людей, которые просто просят продукт без дополнительных вопросов. Самое время переводить продукт из «беты» в платный вариант. Те люди, которые получили его «на халяву» изначально, пусть останутся бесплатными пользователями навечно — они могут стать твоими «евангелистами» — я это видел на своей практике.

9. Реклама. А не нужно о ней думать вообще. По моей практике каждый раз выходило, что к седьмому этапу вопросов «где рекламироваться» уже не было. Когда у тебя есть несколько десятков реальных пользователей, с которыми ты регулярно общаешься, рекламных идей возникает — просто море!

10. Профит :)

На этом этапе постепенно расти цену продукта, каждый раз объявляя о его грядущем подорожании — это подстегивает тех, кто сомневался. Дедлайны работают очень эффективно.

Со временем ты достигнешь той точки, в которой дальнейшее увеличение цены будет заметно снижать прибыль — значит, пора остановиться. Но эта точка будет гораздо дальше, чем ты считаешь :)

Увеличение цены в 10 раз уменьшает продажи не в 10 раз, а гораздо меньше — проверено не раз.

PS: Не откладывайте свой продукт «в долгий ящик». Я часто жалею о том, что какие-то вещи можно было бы сделать гораздо раньше. По деньгам, может, это и не было бы существенно больше. Но зато гораздо больше интересных задач и настоящей свободы.
Макс Пастухов @MaxPastukhov
карма
37,0
рейтинг 0,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (103)

  • +9
    А можно увидеть ваши примеры работ? Какой продукт, сделанный вами для себя пригодился другим?
    Разрабатываете просто десктопные приложения?
    • +2
      Первым продуктом был TheDowser — программа для исследования ключевых слов, сделал ее «под себя», когда пытался «бизнес» запускать.
      Потом — базы поисковых запросов, в профиле указаны. Тоже — проект изначально исключительно «под себя» делался.
    • +3
      TheDowser — «мертвый» уже проект, скончался когда открытые API стали закрытыми или платными.
      Но его «останки» до сих пор гуляют по интернету.
      Это я тем, кто попытается его скачать :)
    • 0
      Загуглите «база Пастухова».
      • +3
        Максим, наслышан о Вашей базе.
        Позвольте лирическое отступление: все таки пятница, добавьте хоть какую-то картинку в топик;)

        Например:

        • +1
          Спасибо, что добавили :)
  • +3
    Очень клёво изложил, особенно про «слушать и слышать»
  • 0
    Спасибо, именно это меня долго «тормозило». По большому счету, по-настоящему прибыльными мои продукты стали именно тогда, когда я:
    1. Стал больше общаться с клиентами. Не с позиции «продавца», а с позиции «слушателя».
    2. Стал больше прислушиваться к тому, что творится вокруг.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +3
    Не скромный вопрос: какой в итоге уровень дохода после 8 лет работы над своими идеями?
    • +30
      Я на своем блоге четко пишу, что бизнесом — не ради денег занимаюсь, а ради свободы, ради интересных задач.
      Так что «писькомерка» в виде доходов — не ко мне.
      Если все-таки интересно, то я купил все, что мне нужно: большая квартира, свой офис в 10 минутах пешком от дома, хорошая машина, доход «выше среднего», сейчас вот дом под офис собираюсь строить со своим бассейном.
      Если по деньгам, то примерно столько же вышло бы, если бы я занимался фрилансом.
      Только я им уже занимался и не хочу туда снова :) Мне нравится реализовывать свои половые фантазии, а не чужие.
      • +9
        Красивый ответ, про фантазии, зацепило.
      • 0
        а что на счёт совмещения Вашей идеи и идеи открытых исходных кодов [если создавать какой-то массовый продукт]?..

        Я, например, мечтаю создать открытую хардварно-программную платформу, с помошью которой каждый желающий сможет смастерить умный дом конкретно под себя (без типовых решений, но с некими рекомендациями и неким «основным» (универсальным) набором софта).
        Но хотелось бы и как-то кормиться с этого :)
        Any ideas? :)
        • +3
          Делайте и продавайте готовые наборы + установка, настройка и доводка. Желающих много, но не у каждого руки растут откуда нужно или банально нет времени.
        • 0
          • 0
            ну, частично их опыт может пригодиться. Спасибо за ссылку, попробую пообщаться с ребятами :)
            Алсо, сейчас тебе в ирце стукну :)
  • +5
    Простите за вопрос, а Вам действительно нравится заниматься тем, что у Вас на сайте написано? Я не про блог.
    Просто не верится…
    • 0
      Да, конечно. Иначе бы не занимался.
    • 0
      Уточню, наверное предыдущий коммент оказался слишком кратким :)
      В этом проекте у меня есть очень много реально интересных девелоперских задач и решений:
      — работа с большими объемами данных — реально увлекательно, я написал свой NoSQL движок под эти вещи
      — Amazon S3, синхронизация больших объемов данных через интернет
      — аутлайнер на DevExpress — красивый интерфейс, удобный инструмент
      — сам использую для «белой» работы (не доры, не пугайтесь)
      По большому счету, любой проект становится интересным, если им плотно заниматься.
      А «спустя рукава» даже самая интересная задача превращается в рутину.
      Творчество — в деталях, а не в стратегии.
      • +1
        А Вы себе не противоречите?
        Скажем, если много вплотную заниматься «бизнесом» в Вашей терминологии (т.е. не «любимым» делом, а тем, что по расчету принесет прибыль), то проект станет интересным. ;)
        • 0
          Да, но зачем себя со старта-то насиловать, если любимый проект уже есть?
          «Бизнесом» стоит заниматься, если вообще ничего нет.
          • 0
            Вообще не стоит себя насиловать :) никогда. Достаточно совершенствовать дух.
  • +7
    Отличный пост. Я почти год назад тоже занялся своим продуктом (RedmineCRM). Я бы еще добавил, что интернет позволяет продавать продукт по всему миру, а это существенно увеличивает профит, и просто громадно расширяет круг общения и соответственно новые идеи и знакомства, заодно позволяет выучить язык.
    • 0
      а у вас каждый плагин по 46$ стоит или все вместе? :P
      А то я уже давно поглядываю на них, а жаба всё и душит душит…
      • 0
        Сейчас так:
        * CRM — $46
        * Helpdesk — $156
        * Invoices — $46
        * Остальные — free

        Для всех есть light версия кроме Helpdesk. Потестить можно тут demo. Если нужно специальные условия, то пишите в личку.
        • 0
          ну, helpdesk, конечно, штука интересная, но пока не те масштабы [хотя в будущем, скорее всего, пригодится, как минимум для проекта умного дома своими руками]. А так — я косился на CRM и Invoices (по крайней мере, для одного из проектов).

          Ну, в общем, попробую собраться с мыслями и написать Вам :)

          P.S. вот бы ещё придумать какой-нибудь способ заставить пользователей создавать задачи на редмайне вместо обращений через E-Mail и IM…
          • 0
            Кстати, ещё заинтересовал (в качестве полезной функции (а то и дополнения к CRM)) плагин «people», но он, я так понял, пока только разрабатывается и не имеет не-light версии, да? :)
            • 0
              Да, People бесплатный. В дальнейшем там появится rate и что-то типа корпоративного твиттера
          • 0
            Ну можно настроить редмайн, чтобы он с email создавал задачи. IM это зло конечно, если надо что-то потом найти
            • 0
              не, настроить-то можно. Но они-то, редиски, пишут на личный E-Mail и ждут личного ответа :)
              • 0
                Я для этого использую Helpdesk. Личные email/cell давать опасно :) Мне часто среди ночи американцы звонят, спрашивают, а есть ли такая функция…
    • 0
      Error executing the twitter macro (can't convert String into Integer) (на главной)
      :)
  • +2
    Макс, очень правильные мысли. Я к этому пришел чуть с другой стороны. От фриланса. Когда есть большой поток заказов (на уровне пожеланий клиентов, не обязательно выполненных), то можно вычленить то общее, что их объединяет. Это даст 3-5 идей продукта. Из них выбрать самую перспективную и из своих наработок сделать продукт, который покрывает 80% запросов по этому направлению.
    После этого продукт можно выпускать. И бывшие клиенты на него соблазнятся, и люди, которые решают аналогичные задачи этим инструментом, тоже найдутся.
    Тут появляется и другой источник дохода — кастомизация под заказчиков. У меня было время, когда до 50% продаж шло с дополнительным расширением функционала. При этом, люди понимают, что такие работы стоят дороже, чем тиражное решение.
    Мой проект это Биллинг для Joomla — компонент по приему платежей и продаже контента по подписке. Сейчас, правда, оброс уже и другими фишками типа партнерок, системы баллов и т.п.
    • +2
      Это — вообще идеальная модель, поскольку позволяет обойтись без периода переключения с услуг на продукты. Просто в моей ситуации с аутсорсом такое было нереально — один заказчик с NDA.
    • 0
      Еще рабочая модель когда продукт разрабатывается под заказчика, а потом продается как коробка. В моем случае мы сразу договорились об этом. Ему получилось дешевле решить для себя проблему, а мне больше заработать на решении и инвестировать в развитие. Это был проект Helpdesk для Redmine.
      Хотя конечно изменять свои продукты под клиентов не хочется
      • 0
        Мы использовали обе схемы которые описали вы и Captain, и обе уже начали работать и приносить свои плоды.
        Но проблема пока в том, что мы не можем обслужить всех желающих по допиливанию продуктов под их задачи из-за банальной нехватки рук — многие покупатели отваливаются, а расширяться до офиса/студии не хотим.
        Может что посоветуете из личного опыта?
        • 0
          Проблема роста и кадров самая актуальная. Ищите вменяемых фрилансеров, обучайте стажеров, берите удаленных помощников. Ну и поднимайте цены.
          Я одно время сильно застрял на низких ценах на доработки. Заказов валится много, времени не хватает. Потом прописал на сайте, что цена доработок начинается с такой-то цифры. И стал придерживаться этого принципа. Клиентов сильно меньше не стало, но доработки стали более рентабельными.
          • 0
            У нас с ценой на доработки все в порядке, проблема пока только в кадрах — как ее решить пока не поняли.
            Стажеры учатся и уходят, фрилансеры долго над подобными проектами работать не хотят, т.к. нет разнообразия и роста. Может со временем что-то вырисуется, пока продаем без доработок тем, у кого есть свой программист — меньше продаж, но и меньше проблем.
        • 0
          Я выбрал для себя просто не расширяться.
          Мне дороже комфортный для меня стиль ведения бизнеса, чем больше денег.
          • 0
            Да, мы тоже пока выбрали не расширяться — чем больше людей тем дальше на второй план уходит качество и все становится на конвеер. Спасибо за ваш пост.
        • 0
          Согласен, что низкие цены доработки все убивают, потому что стоимость менеджмента такая-же остается. Еще есть клиенты, которые просто уверены что их фича непременно должна войти в основную версию.
          Я считаю, что надо соблюдать баланс между идеями клиентов и своим видением продукта, любой перевес будет вреден
          • 0
            Проблема не в низкой цене на доработки, у нас они высокие. Проблема во времени которое уходит на эту кастомизацию под проект для каждого клиента отдельно и профресурсах, которыми мы распалагаем.
            На обновление интерфейса/дизайна, на доп модули и фичи под конкретный проект порой может уйти до одного человеко месяца.
            Да и баланс тут не причем потому как эти доработки в основном не входят в продукт, они просто предназначены для того, чтобы клиен получил готовый web-проект, а не полуфабрикат. Пока у нас больше тех, кто готов купить полуфабрикат и доработать с другими программистами.
  • +3
    Что-то вы несколько идеализировали пользователей — и идеи дарят и функционал подсказывают и дизайн дорисовывают (!), только успевай записывать за ними. Общий подход может и правильный, но по моему опыту далек от реальности. Вероятно вам сильно повезло с пользователями :)
    • +3
      Значит, просто «неправильных» пользователей выбрали.
      Если человеку действительно что-то интересно — он готов помогать.
      Если нет — стоит поискать себе других клиентов.
      «Продавать» невозможно, можно «обслуживать покупателей».
    • +2
      А как, по вашему, свободные проекты живут и развиваются? Там пользователи не только функционал подсказывают и дизайн дорисовывают, но и контент с патчами несут.
      • 0
        Свободные, это opensource? Финансово они не очень развиваются, если честно :)
        • 0
          ну, не скажите. И финансово тоже развиваются.
          Qt, KDE, RedHat, Ubuntu, да тысячи их…

          Главное — *ПРАВИЛЬНО* (!!!) выбрать модель подачи OpenSource-продукта.

          Даже на том же кикстартере (да и в других местах) OpenSource стартапы частеньео срывают на пару десятков порядков больше бабла, чем проприетарные.
          • 0
            Не могу удержаться: пара десятков порядков — это 10 в степени 20 как минимум. Даже если проприетарный проект собирает 1 доллар, то 10^20 это чтото выше уровня ВВП всей планеты…
            Либо на порядок больше собирают (т.е. в 10 раз больше), либо на пару десятков чего-то, но не порядков.
            • 0
              ну, да, пардон, очепятка.
              Сначала писал «в несколько десятков раз», потом отчего-то мозг решил про порядки сказать. Так и вышло :)
  • +36
    Максим, посмотрел на ваш сайтец. Я — человек с другой стороны баррикад, работаю в том числе и над фильтром поискового спама.

    Удивительно, это действительно удивительно! Люди действительно готовы платить только за то, чтобы иметь возможность легко и быстро напарить поисковик? И разработчик потом будет гордо писать статьи о том, что продает, по сути, инструмент генерации безбрежных океанов, простите, д***ма?

    Вот уж забавно! Народу, скажем, десяти баксов за легальную музыку любимой группы отвалить в лом, но за инструмент нае… обмана, то бишь, готовы отсчитать не меньше трех бумажек.

    И на сайте, среди положительных отзывов, гордая такая надпись: «очень удобно для дорвеев». Ну это было бы смешно, не знай я, что доля подобного спама в среднем индексе — не меньше 20%, в зависимости от страны.

    • –4
      Да, действительно дорвейщики были основными клиентами примерно в 2006-2008 годах.
      Тогда «дорвей» звучало круто. Как победа человеческого разума над компьютерными алгоритмами.
      Этакая борьба «холодных» поисковых машин с живыми людьми.
      И, да — я тогда общался вживую с дорвейщиками. И никакого отторжения, в отличие от спамеров, они у меня не вызывали.

      В последнее время дорвейщики составляют не больше пары процентов клиентов — мы это видим по количеству тех, кто просит базы в текстовом виде.
      • +16
        … при превышении критической массы в индексах лавочку дорвеев в общем и целом прикрыли, не так ли?

        Давайте так. С точки зрения поиска и, что намного важнее, рядового пользователя как дорвейщики, так и, эм, «спамеры» это мусор. Поисковый ли, просто лохоловка… Обман есть обман. И вы вполне конкретно участвуете в этом, создавая узкоспециализированный middleware.

        Или вы всерьез предполагаете, что ваши заявленные миллионы слов используются для построения нового, красивого и ухоженного Интернета?

        • +2
          Если бы Вы занимались созданием сайтов или PPC-рекламой, Вы бы почувствовали потребность в этом инструменте.
          В онлайн-интерфейсах вроде Google AdWords реально неудобно работать с большими количествами слов, мой инструмент же позволяет это делать гораздо проще. Ты можешь подобрать и разделить слова по группам, причем делать это отталкиваясь от реально больших списков и «фильтруя» их.

          Или Вы всерьез предполагаете, что я бы смог прожить с «серого» рынка?
          Вместо того, чтобы голословно обвинять в чем-то собеседника, лучше бы статью обсудили.
          Если не нравится мой бизнес — напишите мне лично, обсудим.
          Вы же превращаете обсуждение реально хорошего материала в срач.
          • +15
            Проблема в том, что Ваш инструмент не делает Сеть (да и в целом окружающий мир) лучше. Примерно как ларек с бухлом и сигаретами — спрос стабильный, бизнес вполне легальный, максимум иногда продадут ночному алкашику очередные поллитра. Вот только пользы от такого ларька реально никакой и никому, кроме хозяина, да и то — плюс бабло, минус карма (не та, что здесь). Для некоторых (вроде меня и автора треда) это важно.
            • 0
              То есть, нужно закрыть все рекламные агенства по вашему?
              • –1
                Все — не все, но, глядя на 90% рекламы (особенно если выключить AdBlock), я думаю, что Ваш риторический вопрос не такой уж и риторический.
                • 0
                  ок, хабр перестает продавать рекламу (промохабы — это ведь тоже реклама), дальше что?
                  • –2
                    Человечество неминуемо вымрет, это очевидно.
                    • 0
                      У меня сформировался отличный план, спасибо :)
            • 0
              Платон Щукин, перелогиньтесь!
          • +11
            Лично? А смысл? Мнение выражаю публично сознательно, чтобы принять участие в дискуссии. Реально же интересно, что вы сами и окружающая публика думает по данному поводу.

            Ну а насчет самого бизнеса я довольно просто думаю: с момента появления денег в рунете такого рода вещи стали неизбежностью. Народ вполне сознательно идет на всякого рода «серые» приемы. В конце концов, деньги есть деньги, а законодательства на этот счет нет в принципе.

            Статья же сама по себе, должен сказать, неплохо написана и, быть может, кому-то окажется полезна. Я потому и захотел выяснить, что же за софтина столько гордости вызывает :)

            • +1
              Гордость вызывает не софтина, а бизнес, построенный около нее.
              Вопрос — вовсе не в продукте, а в клиентах, в ежедневной работе.
              Подобный продукт любой школьник сможет сделать (и делают), только вот конкурентов серьезных я почему-то не вижу.
              У меня в статье упор — не на девелопмент, а на работу с клиентами, если Вы обратили внимание.
              • 0
                Упор статьи мне понятен, конечно же, я как минимум дочитал ее до конца, да еще и по ссылкам не поленился походить. Вам в любом случае профит, что бы я здесь ни писал, и что бы средняя хабровская публика ни думала.

                Если же абстрагироваться от спорных моментов, то остается сказать только следующее. У вашего продукта довольно узкая ниша; и есть ненулевая вероятность, что в голубом океане вам плескаться еще минимум несколько лет — до перехода поиска в какую-нибудь очередную фазу. С одной стороны, рынок не настолько большой и вкусный, чтобы начали плодиться серьезные конкуренты; с другой — в Рунете SEO и спам развиты достаточно, чтобы у вас всегда были клиенты.

                Благо вы вроде как обращаете на клиентов немало внимания, что важно.
                • +1
                  Так вопрос-то — в клиентах, моя клиентская база никуда не денется.
                  Будут новые продукты, а клиенты уже есть.
    • –3
      Тут не разработчик виноват, а потребности клиента. Если клиентам выгодно юзать дырки поисковика, то это генерирует спрос. А спрос должен быть удовлетворён.
      И само собой, это может интересовать разработчика не только с позиции бабла, потому что это технология, а мы любим технологии, пусть и «аморальные»
      • +9
        Да нет в этом софте особых технологий! Давайте писать честнее: «деньги не пахнут». Тем более, что мораль в интернетах — вопрос еще не вполне оформившийся. Це ж не пиво из магазина вынести.

        Просто, скажем так, спорный момент.
    • +1
      Сеть испортилась в большей степени по вине самих поисковиков, предлагающих деньги за размещение рекламных блоков. Сотни миллионов сайтов делают исключительно ради прибыли с директа и адсенса, а вовсе не для того, чтобы предоставить какую-то полезную информацию пользователю. Бесконечный рерайт с рерайта.
      • +2
        Сеть не испортилась. Это не то слово. Поисковики предложили работающую бизнес-модель. То есть сделали возможным существование контентных сайтов вроде того же Хабра. Они же привели деньги в Инет.

        Разумеется, с деньгами пришли проблемы в виде любителей срезать дорогу…
  • +3
    Максимум — три недели. Иначе — перегоришь
    — золотые слова. Я думал это у меня одного так!

    Спасибо за вдохновение.
  • –3
    Спасибо. Отличная статья, побольше бы таких, их так не хватает.
  • 0
    может, большая доля рационального в этом есть, но несколько утверждений вызвали удивление:
    Где искать потенциальных клиентов? Да где угодно...

    Опыт и кэп подсказывают, что если не знаешь — лучше не начинать
    Реклама. А не нужно о ней думать вообще.

    Надо. Причем постоянно искать источники эффективной рекламы и вовремя прекращать финансировать неэффективную.
    Увеличение цены в 10 раз уменьшает продажи не в 10 раз, а гораздо меньше — проверено не раз.

    Даже в учебнике кривая спроса и предложения имеет свою эластичность для каждого продукта, а тут универсальная формула! Но в реальности — это не в учебнике, невозможно поиграть ценой в одну сторону для изучения кривой а затем обратно — в эффективную точку
    • 0
      Лучше начать, а там разберемся :)
      Я — человек действия. Мне проще пойти «потыкать палкой», чем думать и планировать.

      По поводу рекламы — а что такое «финансирование рекламы». Вы когда-нибудь продавали свой свой софт? Скажу по секрету, что основные продажи отнюдь не с платной рекламы идут. Платная была эффективна на заре, когда был одноцентовый трафик.

      Для примера, возьмем Google AdWords. В 2005-2006 годах цена клика у меня была около $0.08-$0.10. Я тогда тратил около $10-$15 на каждого клиента. Сейчас — подбирается к доллару. Как Вы считаете, я готов тратить $150 на привлечение одного клиента?

      По поводу «кривой эластичности» — только не надо мне подсовывать академические учебники. Я по своей практике вижу, что отлично можно играть и в ту, и в другую сторону. И повышал, и снижал цены — ни хрена это не вредило будущим продажам.

      Если Вы хотите более предметно поговорить — давайте тогда обменяемся конкретными цифрами. Если они у Вас, конечно, есть.
      • +2
        По поводу рекламы — а что такое «финансирование рекламы».

        регулярная оплата рекламы в различных источниках

        Вы когда-нибудь продавали свой свой софт?

        да

        Скажу по секрету, что основные продажи отнюдь не с платной рекламы идут.

        Любая реклама платная. Либо вы платите деньгами и точно знаете сколько, либо вы целенаправленно работаете на репутацию, консультируете и рассказываете про свой продукт в сообществах потенциальных клиентов, что в деньгах выражается трудно. Оптимально обычно где-то посередине.

        Платная была эффективна на заре, когда был одноцентовый трафик.

        Вы говорите о контекстной рекламе в поисковиках, но платная и самая эффективная реклама бывает не только в них.

        Для примера, возьмем Google AdWords. В 2005-2006 годах цена клика у меня была около $0.08-$0.10. Я тогда тратил около $10-$15 на каждого клиента. Сейчас — подбирается к доллару. Как Вы считаете, я готов тратить $150 на привлечение одного клиента?


        Если клиент приносит $150+x, то смысл есть. А ниже будет означать, что источник неэффективен

        По поводу «кривой эластичности» — только не надо мне подсовывать академические учебники

        Извините, не хотел вас обидеть

        Я по своей практике вижу, что отлично можно играть и в ту, и в другую сторону. И повышал, и снижал цены — ни хрена это не вредило будущим продажам.

        Если Вы хотите более предметно поговорить — давайте тогда обменяемся конкретными цифрами. Если они у Вас, конечно, есть.

        Нет, цифр конечно нет, так как я считаю, что один такой эксперимент убьёт всё, что я делал до этого. Я больше предпочитаю изучить рынок схожих продуктов и выбрать среднюю, не высокую и не низкую цену. Так что ваша позиция, подтвержденная экспериментом конечно тверже моей, основанной на досужих домыслах, но я и не говорил, что не верю вам или что вы неправы, просто меня это удивило
        • 0
          Сорри, если грубо ответил — показалось, что разговариваю с теоретиком.
          С такими уже достаточно наобщался на своем блоге :)
  • +1
    Очень похоже на запуск моего производства, только тут софт, а у меня производство электроники. Тут именно, что главное пруха и скорость. А желающие сами штурмом возьмут.
    • 0
      Про «желающие сами штурмом возьмут» — это работает весьма хреново, и только до момента первых конкурентов. Поэтому из личного опыта — надо браться за рекламу сразу, особенно если продукт новый. Иначе все так и останется на уровне кухонного бизнеса.
      • +1
        А надо сделать так, чтобы конкуренты тут не смотрелись. Ведь чем дальше работаешь тем конкурентам сложней взять эту планку. Т.к.у тебя имя и реальный продукт с уже решенными проблемами которые им еще предстоят.
        • 0
          В теории да. На практике — у тебя реальный продукт с решенными проблемами, о котором никто не знает. Поверь мне, «word of mouth», т.е. распространение по слухам, работает только в очень узких кругах. Если ты целишься на аудиторию больше 50-100 клиентов — начинай рекламную кампанию. Иначе продаваться будет твой конкурент, у которого ни решенных проблем, ни нормального продукта — но они громче кричат.

          P. S. Как технарю — самому противно, но это факт.
  • 0
    Спасибо, вдохновенная статья. Немного не хватает жиых кейсов, вроде
    thefoundation.io/sam-ovens-case/
  • 0
    Задумался, автор ведь прав…
    Но возникает вопрос, а как продавать свою систему за границей?
    Есть ли какие-то агрегаторы пейпала в тот же «пайонир»?
    Ведь у «нас» — ну сделаешь ты систему. ну посмотрят, даже купят одну или две. и… все. :(

    Вот есть у меня склад на «екстджиэс», хочу переделать его на русский/английский, сделать печать форм, и учет склада по позициям. как бы такое преподнести? Оно кому-то надо у «нас»?
    • 0
      Во-первых: деньги в рунете есть, и немалые.
      Во-вторых: 2checkout.com — это для приема денег от буржуев.
      • 0
        C приемом денег могу помочь и проконсультировать. Помимо Paypal (который отлично выводится через payoneer), есть Skrll, 2checkout и куча агрегаторов.
        У нас покупают инструменты для бизнеса, если инструмент хороший, то да, «надо». Тут только правильно надо выбрать позиционирование. Например, понять, какие задачи не решает тот же инструмент от 1С, который монополист, и спозицинироваться в этой нише. Типа наш склад для того-то и того-то. Больше никто это не умеет. Ну и оценить объем этого рынка.
        «Еще один склад» конечно же никто не купит.
        • 0
          1С имеет беду с транзакциями в «прошлом», которые не проверяются по всей базе. Я даже делал примочку, чтобы все хранилось в параллельной к 1С MySQL, для контроля. Работало, на большой фирме, со скрипом правда, ибо расширение 100% не отрабатывало все ситуации, да и start transaction ума не было сделать на тот момент

          Кончилось все сменой руководства и стандартной связкой модифицированный ТИС + БУХ.
          • 0
            Ну тут уже нужно смотреть достаточное ли это конкурентное преимущество или нет. Как-то же люди с этим работают ;)
        • 0
          А что за вывод через payoneer? Можно об этом поподробнее?
          • 0
            Наверно наиболее полное описание вот тут

    • 0
      Я пользуюсь Avangate.com. Он выводит на любые счета, в том числе Сбер и ТКС
  • 0
    Только одно уточнение: это относится к «тривиальным» продуктам/проектам. Тривиальным в смысле технологий и алгоритмов, где не нужно изобретать что-то новое, а просто взять и склепать имеющееся. Иначе будут свои тонкости. А так все верно.

  • 0
    Макс, каркас Вашей истории, это как первые несколько глав книги Джеффри Мура — «Преодоление пропасти». Только на своем опыте.
    +100
  • 0
    Отличная статья, но сама суть бизнеса, что описан на Pastukhov.com просто отвратительна. Не могу представить, как можно получать удовольствие, думая о смысле такой работы, а не о её технической части. дорвейщики, манимейкеры… фу, какая гадость.
    • 0
      Блин, ну что Вы к этим дорвейщикам прицепились?
      98%+ текущих моих клиентов — обычные «белые» конторы, которые рекламируются через адворды.
      Интернет-магазины, маркетинговые исследования и прочее.
      Я вообще эту базу собирал под открытие конторы под оптимизации адвордов, если что.
      Дорвейщики там просто «прицепом» были, хотя в свое время и составляли значительную часть клиентов.
      • 0
        Хорошо. Берём статью с многообещающим названием pastukhov.com/articles/google-adwords-promo
        Думал сейчас покажут как полуавтоматом добавить 1000 фраз с точным или фразовым вхождением, сравнят увеличение CTR и снижение расхода в n раз. Расскажуют что 100 фраз с точным вхождением будут дешевле чем одна общая фраза. А хрен там, ни слово про это не сказано, тупо «создаём объявление по фразе страхование автомобилей». Зачем тогда на первом скриншоте 100 уточнённых ключевиков? Для такого «тупого» блондиноного похода и база не нужна.
        А где пример использоваения в SEO? Тупо взять 100 найденных ключевиков и вставить их на страницу товара — это снова какой-то дорвей получается.
        • 0
          Эта статья — вводная для тех, кто еще не имеет адвордового аккаунта.
          То есть для полных ньюбов, усложнять ее 1000 фраз — только во вред.
          • 0
            Это то понятно, но ньюбам обычно и не нужны базы, они даже подсказаме google suggest в адворде не будут пользоваться и не будут создавать по 100 уточняющих фраз, потому как открыто об этом ни гугл ни яндекс не говорит.
            Что я хочу сказать: нужен инструмент/аггрегатор контекстной рекламы, который сам будет для общей фразы (используя минус слова) составлять сотни таких уточняющих объявлений для снижения цены клика на основе и вордстата и этой базы, автоматически следить за пересечениями, добавляя минус слова в конкурирующие объявления, и автоматически будет корректировать ставки. Вот то что есть всякие еламы/блондинки для последнего пункта, это я знаю, а вот первый пункт в природе существует?
            • 0
              Автоматическое создание объявлений — «кнопка бабло», в природе ее быть не может.
              Пример из моей практики: слова «free web template» и «download web template» подразумевают два абсолютно разных объявления, хотя разница — всего в одном слове.
              • 0
                Поэтому я и уточнил — с учётом первоначальных минус-слов. «download web template -free». Это первое что всегда делаю, исключаю все слова «бесплатно» и так далее.
                Речь о том, зачем нужны эти базы в PPC. Я вижу только одно применение — для снижения цены клика, с помощью создания сотен отдельных объявлений с минимальной ставкой вместо одного. Руками это сейчас делаю, но медленно и неудобно.
              • 0
                и кстати, забыл спросить, LI парсится при создании базы? «Связанные запросы» например. Много видел статей о случаях когда там были фразы которых не было в базе.
  • +2
    Общение наше все это факт.
    Я бы сформулировал весь ваш пост в одной фразе:
    «Стройте комьюнити вокруг вашей идеи и в процессе девелопайте продукт»
    • 0
      Да, люди — в первую очередь. Будут пользователи — будет продукт.
      Основные провалы — когда человек сначала делает продукт, а потом ищет под него пользователей.
      Получается очень неуклюже: в голове образ «идеального пользователя», а в реальности таких людей не существует.
  • 0
    Проблема только в том, что из сотни стартапов выстреливает один, как это ни прискорбно. С вероятностью 99% процентов стартап не выстрелит — независимо от того, кративный он и разрабатывался по-кайфу или изначально делался под влиянием всякого буллшита типа Кови, Кавасаки, Мура или Траута.
    • 0
      Такое впечатление, что бизнес — какой-то случайный процесс, от основателя вообще не зависящий.
      «Выстрелит»/«не выстрелит» — это в казино, а реальном бизнесе ежедневная работа с клиентами гарантирует его развитие.
      Реальные, а не вымышленные, клиенты не дадут тебе залезть в те дебри, в которых бизнес «не выстрелит».
      • 0
        безусловно. Вопрос в марже — она будет 30% или 9000%.
        • 0
          Это уж самому решать — на какую маржу «замахнешься», такая и будет.
          Если же не получается «замахнуться» на ту маржу, ради которой готов работать — ищи себе других клиентов, пообеспеченнее. И опять же — вопрос не в продукте, а в клиентах. Будут клиенты — будет продукт. А не наоборот.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.