Пользователь
23 ноября 2012 в 18:45

Разработка → Размещение товаров на Яндекс.Маркете. Типичные проблемы и их решение из песочницы

Нужно сказать, что меня, как автора, прежде всего интересует практика (польза в практическом применении). Соответственно, я стремлюсь описывать только те вещи, с которыми сталкиваюсь лично. Сейчас я занимаюсь развитием интернет-магазина очков, и решила поделиться своим опытом размещения товаров на Яндекс.Маркете.

image

Статья предназначена для менеджеров, веб-разработчиков и владельцев интернет-магазинов, планирующих размещение товаров на Яндекс.Маркете. Материал содержит информацию о типичных проблемах, специфике отсортировки товаров по категориям Яндекс.Маркета и связанных с последним неурядицах. Любопытно, что наличие и техническая корректность Прайс-листа (в специальном формате YML), совершенно не гарантирует, что весь перечень товаров, представленный в нём, будет показываться пользователям при поиске. Владелец интернет-магазина может долго не догадываться, что энная часть его товарных предложений скрыта от потенциальных покупателей. Данный материал поможет получить представление о том, какие подводные камни могут ожидать на пути размещения товаров в Яндекс.Маркете, и как с этим справляться. В статье фигурируют некоторые цены по размещению товаров в Яндекс.Маркете и обсуждаются варианты сотрудничества (обслуживание тех.поддержкой или персональным менеджером). В статье присутствуют небольшие фрагменты кода по отладке YML-файла.


Часть 1. Регистрация интернет-магазина, проверка прайс-листа и устранение ошибок


Для размещения в системе Яндекс.Маркета нужно заранее подготовить Прайс-лист в формате YML (vs XML), для трансляции товаров, представленных в вашем интернет-магазине. Спецификацию такого YML-файла можно найти на страницах Яндекса, в разделе Маркета. Если в основе интернет-магазина лежит CMS, не адаптированная для нужд размещения товаров на Яндекс.Маркете (как правило, это именно так), скрипт генерации YML-файла потребуется писать вручную. Примером практической и пошаговой разработки такого файла может послужить статья из моего блога YML-файл для трансляции товаров на Яндекс.Маркете (скрипт для osCommerce 2.3). В данной статье я буду периодически ссылаться к этому скрипту при написании кода.

После того, как мы имеем готовый скрипт YML-файла на своём сайте, понадобиться заполнить ряд полей — т.н. «параметры размещения». Ссылка для регистрации нового магазина находится здесь: partner.market.yandex.ru/pre/index.xml (не путать с Яндекс.Вебмастер — Товары и цены). Параметры размещения включают: прайс-лист (ссылка на YML-файл со своего сайта; возможна загрузка YML-файла со своего компьютера, но его придётся обновлять раз в 15 дней); информацию о доставке (регионы, стоимость); юридическую информацию (юр. инфо должна быть размещена на вашем сайте — придётся указать адрес страницы), действующий телефонный номер по приёму заказов (на этот номер будут отзваниваться сотрудники Яндекса с попыткой заказать у вас какой-нибудь из товаров) и др. После этого отправляем Прайс-лист на проверку.

Возможные ошибки в YML-файле

Даже если сам скрипт написан правильно, могут возникнуть ряд ошибок, связанных, например, с адресом картинки товара, или с дублями товара. Был случай, когда мне звонили (по-видимому, руководствуясь материалами моего блога и используя представленный контактный телефон) с просьбой подсказать, что может быть неправильно с изображениями, т.к. именно эту ошибку указали в тех.поддержке Яндекс.Маркета.

Ошибка с выводом изображений чаще всего связана с тем, что в названиях загружаемых на сайт изображений могут использоваться недопустимые символы (например, пробел). Для того, чтобы преобразовать такие названия в удобоваримый для Яндекса URL, достаточно использовать соответствующую php-функцию rawurlencode. Ищем фрагмент кода, в котором производится вывод URL картинки каталога. В моём скрипте для OsCommerce 2.3, это следующий отрезок:

$src_file = $csite."catalog/images/".$tovar['picture'];
$ppy = "".$src_file."";


Дописываем функцию url-кодирования rawurlencode. Т.о., код для вывода картинки из каталога будет иметь примерно следующий вид:

$src_file = $csite."catalog/images/".rawurlencode(($tovar['picture']);
$ppy = "".$src_file."";


Что делать с дублями? Ошибки с дубликатами товаров значительно менее критичны. Они появляются из-за того, что вы используете одинаковое название / одинаковую основную картинку в представлении 2-х (и более) товаров. Так, если у вас одна и та же модель, но разных цветов, достаточно в её название приписать цвет (синий, чёрный) и тд., а также заменить основное изображение такого товара на соответствующее фото.

Часть 2. Цены Яндекс.Маркета и варианты сотрудничества. Что даёт персональный менеджер


Оплаты на Яндекс.Маркете осуществляются по кликам. Цены за клик — 1,5 руб.(0,05 у.е) для книг и 3 руб. (0,1 у.е.) для всех других товаров. Однако для работы с Яндекс.Маркетом нужно внести предварительный взнос. Здесь Яндекс.Маркет предлагает 2 варианта сотрудничества:

  • Вариант 1. Стандартный. Взнос 300 руб. Внесённые средства остаются на вашем счёту и идут исключительно на оплату кликов. Обслуживание — тех. поддержка (отвечает на вопросы в течении нескольких дней).
  • Вариант 2. С «прикреплением» персонального менеджера. Взнос 9000 руб. Внесённые средства, также как и в 1-м варианте, остаются на вашем счёту и идут исключительно на оплату кликов. Обслуживание — персональный менеджер (отвечает на вопросы в течении нескольких часов по почте, или, по мере необходимости, по телефону в реальном времени, что очень удобно). Все проблемы обнаруживаются и решаются достаточно быстро.

Т.о., можно сказать, что при обслуживании персональным менеджером вы ничего не теряете (вся сумма взноса идёт только на клики), однако получаете хорошие преимущества для старта, а именно на этом этапе возникают основные вопросы и неурядицы. Нужно отметить, что работа с персональным менеджером возможна на более длительный срок, чем первый месяц, однако, при этом, ваш месячный расход должен превышать 21 тыс. руб., что специально «нагонять» (напр., завышенными ставками за клики), на мой взгляд, нет смысла.

Будучи людьми довольно скрупулёзными (если не сказать дотошными), — как я, так и владелец сайта (Заказчик), — мы долго и обстоятельно переспрашивали насчёт того, куда пойдут эти 9 тыс., и, наконец, убедились в рациональности работы с персональным менеджером, расчитав, что эта сумма вполне оправданна, даже если просто взять навскидку трату за 100 кликов в день (300 руб. в день = 9000 в мес). Пользуясь случаем, хотелось бы заранее поделиться общим впечатлением о команде Яндекс.Маркета (которое осталось весьма положительным), и похвалить нашего персонального менеджера, Наталью Малахову, за профессионализм и внимание.

Часть 3. Я имел в виду ежа, а не слона. Чем грозит неправильное определение категории на Яндекс.Маркете, и как попасть в нужную


Итак, вы прошли проверку Прайс-листа, с фотокарточками товаров у вас всё в порядке, оплатили взнос, и ваш интернет-магазин оказался в статусе «включен». Вам даже доступен обзор «Опубликованных предложений». Вы были бы готовы расслабиться, кабы не угораздило вас сделать пару-другую ключевых запросов на Яндекс.Маркете в надежде увидеть свои товары. Однако по большинству запросов они вовсе отсутствуют, а по другим представлены в мизерном количестве. Кроме того, почему-то все ваши очки для зрения, которые выдаёт поиск, оказываются в солнцезащитных очках (что само по себе неправильно). Дальше — удивительнее. При общении с менеджером, выясняется, что бОльшая часть ваших товаров попала в такие категории, как «Сандалии», «Мужская обувь», «Трусы» и др. По резонному предположению менеджера, именно эти товары отсутствуют в поиске по ключевым запросам. Такие несообразности вполне типичны. Например, Наталья рассказала историю, как корзины попадали в категорию «Бассейны», — по тому признаку, что они круглые.

Разберёмся, что же происходит.

Как поведала наш персональный менеджер, отсортировку товаров по категориям Яндекс.Маркет осуществляет автоматически по ряду признаков. Причём, поиск в Яндекс.Маркете осуществляется по тем же признакам, а не единственно по названию товара. Названия наших товаров имели примерно следующий вид: «Купить мужские очки Emporio Armani 9730 ATG». Использование слова «купить» в названии — для Маркета неприемлемо, и Наталья удивилась, как мы вообще прошли контроль качества (СКК). Суть в том, что названия следовало срочно переправлять. Переписать их на сайте вручную было бы задачкой эпопейной (речь о сотнях позиций). Намного проще исправить их в самом YML-файле путём замены стабильных сочетаний (у нас это — «Купить мужские очки...», «Купить женские очки...», «Купить детские очки...» и т.д.). Кроме того, мы должны фигурировать при поиске оправ, поэтому нужно будет дописать слово «оправы». Ищем фрагмент кода, отвечающий за вывод названия товара. В моём скрипте это следующие строки:

$tovar['name'] = htmlspecialchars($tovar['name']);

...
$tovar[name]


Производим замену стабильных сочетаний с помощью php-функции str_replace:

$tovar['name'] = htmlspecialchars($tovar['name']);
$tovar['name'] = str_replace('Купить мужские очки', 'Мужские очки (оправа)'), $tovar['name']);
$tovar['name'] = str_replace('Купить женские очки', 'Женские очки (оправа)', $tovar['name']);
$tovar['name'] = str_replace('Купить детские очки', 'Детские очки (оправа)', $tovar['name']);
$tovar['name'] = str_replace('Купить очки', 'Очки', $tovar['name']);
$tovar['name'] = str_replace('Купить очковые линзы', 'Очковые линзы', $tovar['name']);
...
$tovar[name]


В итоге, все названия вида «Купить мужские очки Emporio Armani 9730 ATG» заменены на вид: «Мужские очки (оправа) Emporio Armaеi 9730 ATG». Впоследствии наши товары были успешно отнесены Яндекс.Маркетом в нужные категории: Оптика — Очки — Оправы. При поиске по ключевым запросам тоже всё отлично.

Рекомендации напоследок. Для того, чтобы попасть в нужную категорию на Яндекс.Маркете, а также успешно фигурировать в поисковой выдаче Яндекс.Маркета по ключевым запросам, заранее сверьте названия своих товаров с уже опубликованными предложениями конкурентов, участвующими в выдаче по нужным запросам. В нашем случае, это были предложения вида «Оправа для очков [бренд] [модель]...». Не обязательно полностью копировать такие названия, достаточно соблюсти типичность сочетаний.

От автора. Всем комментаторам заранее выражаю благодарность и уважение за отзывы. Всем молчаливым минусующим: словесная критика куда более полезна и конструктивна, чем немое занижение поста. Пожалуйста, оставляйте свои коррективы, чтобы можно было более тщательно проработать тему.
Нина Володина @codda
карма
4,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (11)

  • 0
    В yml можно указывать код категории по дереву категорий яндекса, и вы скорей всего попадете туда…
  • 0
    Спасибо. Не знала или забыла. В любом случае, информация актуальна и может пригодиться веб-разработчикам.) Если можно, подскажите, пожалуйста, где можно найти список кодов категорий Яндекс.Маркета (id категорий, если я правильно понимаю?).
      • 0
        Спасибо) Покопаюсь. Может, скоро применю на практике. Есть ли в разделах самого Яндекса информация о таких кодах? Есть ли подобная ссылка?.. Если не затруднит, конечно)
  • 0
    Самая главная проблема маркета — фактически отсутсвующая поддержка.

    Смотрел вчера транляцию с Web Standards Days и поражался тому, что Яндекс, делающий столько всего позитивного для гиков, совершенно плюет на рекламодателей платящих ему немалые деньги.

    Когда «служба поддержки коммерческих сервисов» отвечает на письма через неделю или две, это можно воспринимать только как издевательство.

    • 0
      Спасибо за отзыв, kot_lex. Да, всё верно. Позже, после написания статьи, я смотрела на Хабре по запросу «Яндекс.Маркет», чтобы узнать, нет ли аналогичных статей и не является ли данный материал уже кем-то отработанным. Большинство найденных мной постов как раз содержали глубокое недовольство службой поддержки, которая отвечала в течение нескольких дней, и ответы которой порой оставляли желать лучшего. В то же время, если у Яндекс.Маркета есть такая возможность, как «прикрепление» персонального менеджера, который отвечает в течение нескольких часов и к которому можно дозвониться в реальном времени, то почему бы не воспользоваться такой услугой — по крайней мере, на первый месяц, когда возникает большинство неурядиц? Именно на эту возможность, часто игнорируемую веб-разработчиками и владельцами интернет-магазинов, я попыталась осветить в своём посте и оградить от ненужных «граблей». Надеюсь, что кому-то поможет. По крайней мере, до тех пор, пока стандартная служба поддержки Яндекс.Маркета не выйдет на более качественный уровень (если выйдет).
      • 0
        Спасибо. Я всегда думал, что персональный менеджер только для директа. Надо разузнать поподробнее, т.к. наш бюджет видимо позволяет пользоваться им постоянно.
        • 0
          Мы отсылали письмо вида: «Прошу перевести магазин staroptic.ru [название вашего магазина] на работу с персональным менеджером». После этого вам выставят счёт в Яндекс.Маркете на условленную сумму.
  • 0
    Спасибо за помощь с пробелами в картинках
    Если надо экспорт в яндекс для виртуемарта — можете брать отсюда (мой блог)
    fobfreeman.pp.ua/123/virtuemart-yml-export-script
    Автору: если поместите в тело поста буду благодарен
  • 0
    Я тоже сделал свой плагин для Woocommerce. Если интересно — берите searchengines.guru/showthread.php?t=856980

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.