Pull to refresh

Мобильные операторы Испании запустили Joyn для Android: отрасль пытается вернуть пользователей Whatsapp и Viber?

Reading time 6 min
Views 29K
image

Тучи над Whatsapp, Viber, iMessage и их аналогами начинают сгущаться?
Союз 3х крупнейших мобильных операторов Испании запустил сервис Joyn.
Под этим брэндом продвигается глобальная программа "Rich Communications Services". Только вот в смартфонах социально активных абонентов давно и прочно пустили корни приложения-лидеры вроде Whatsapp и Viber, и с ростом их распространения абоненты по всему миру тратят всё меньше денег на SMS и MMS. С 2013 года Joyn будут массово встраивать в телефоны, но не опоздала ли платформа, которую так долго вынашивали?

Постоянно растущая популярность Whatsapp во всём мире оценивается в 100...200 млн пользователей (до 500M по данным Google Play), а его азиатского аналога, WeChat, в 200 млн. Не исключено, что в будущем сервисам вроде Whatsapp и Viber грозит блокировка?


Joyn


Наконец, он пришёл: спаситель мобильной отрасли, Joyn, в профессиональных кругах известный как «Rich Communications Services», или сокращённо «RCS». В феврале этого года на Mobile World Congress, отраслевой регулятор GSMA сказал, что все крупные мобильные операторы внедрят его, и вот — вся большая тройка Испании – Movistar (Telefonica), Orange и Vodafone – начали предлагать его своим клиентам.

Joyn позволяет пользователям обмениваться мгновенными сообщениями, и «обогащать» голосовые звонки, обмениваясь видео и другими файлами прямо во время разговора. Это независимый сервис, не привязанный к оператору, так что в этом плане нужно лишь чтобы ваш оператор поддерживал его, независимо от страны. И Испания стала первой страной в мире, где все крупнейшие операторы внедрили его одновременно.

В других странах сервис уже доступен в Vodafone (Германия), а также в Deutsche Telekom, начиная с декабря, а также в США в MetroPCS.

GSMA говорит, что VoIP и IP-видеозвонки также будут реализованы в будущем. Вот немного рекламных слов от Майкла О-Хара (Michael O’Hara), директора по маркетингу GSMa:

“Это первое внедрение новой технологии совершенно очевидно потребовало больших усилий и сильного лидерства в выравнивании действий экосистемы производителей, разработчиков, интеграторов и операторов. Три оператора Испании стали пионерами, и пользователи по всему миру выиграют от этих усилий.”

Не очень поняли, о чем тут идёт речь? Посмотрите глянцевый видеоролик, который демонстрирует, как можно обмениваться файлами в Joyn:



Все эти возможности реализованы глубоко на уровне сетевой инфраструктуры, как и Voice over LTE. Сейчас, чтобы пользоваться им, требуется специальное приложение для Android, но вскоре (в начале 2013) должны появиться устройства со встроенным Joyn. Так как сервис работает поверх IP, конечно, он должен работать и через Wi-Fi.

Упомянутые смартфоны со встроенным Joyn должны будут пройти тщательные тесты на совместимость, и после этого вы узнаете их по яркому желтому логоготипу Joyn, который появится при включении телефона. Такой же логотип будет показан рядом с именем контактов в адресной книге.

Зачем?


Если вы еще не поняли, это, пожалуй, самая впечатляющая попытка мобильных операторов отрасли сделать что-то совместно. Почему? Потому что операторы хотять остаться востребованными.

image

Вопрос в том, может, они уже опоздали?

За последние 2 года крупные операторы выпускали самые различные приложения, обречённые на провал – Bobsled от T-Mobile (США), Tu Me от Telefonica и, оним из последних, Libon от Orange. Каждое из этих приложений позволяло бесплатно звонить и обмениваться сообщениями, и их могли установить абоненты любой сети.

В каждом из этих случаев преследовалась одна и та же цель: чтобы пользователи перестали думать о WhatsApp и снова начали думать о своем операторе. Мобильные операторы запоздало проснулись, поняв, что пользователи все чаще думают о них как о провайдере безлимитного мобильного интернета, и что от этого у них бегут мурашки по коже. Потому что больше нечем выделиться.

Теперь, все представители индустрии пытаются объединиться. Уже один этот факт показывает отчаяние – ведь раньше некоторые из них уже пробовали сделать что-то подобное.

Ключевая проблема — в том, что у пользователей уже есть такие сервисы. Пользователи уже доверились WhatsApp, Viber и Skype. Операторы теперь рассчитывают, что Joyn станет таким повсеместно распространённым, что, те, что самая инертная масса пользователей разом перейдет на него, и он станет новым стандартом как в плане пользовательской базы, так и поддержки устройствами «из коробки».

Верят ли они в это сами? Возможно. Если взглянуть на упомянутые Tu Me, Bobsled и Libon и связанные с ними дополнительные услуги, можно увидеть, что у операторов не очень-то много веры в то, что Joyn «взлетит».

Это не говорит о том, что Joyn не станет успешным. Его внедряют монстры отрасли, и если им удастся сохранить единство союза «дружим против», удар будет сильным. В худшем (для них) сценарии, мы наблюдаем последнее издыхание.

Источник: GigaOM: Spain’s carriers unite on Joyn – is this the future of mobile? (David Meyer)
Фото: Getty Images

Послесловие


Для тех, кто думает, что мобильные мессенджеры — это ерунда, стоит обратить внимание на такие факты, чтобы приблизительно понять объем рынка смс:

В России, пожалуй, единственным примером похожей попытки является Мультифон от Мегафона. Его запустили несколько лет назад и с тех пор не особенно продвигают. Мультифон фактически гораздо шире, чем попытка просто сделать альтернативу мобильным IM. Он позволяет принимать звонки на свой сотовый номер Мегафона через SIP, и совершать исходящие через SIP по более гуманным междугородным-международным тарифам, чем с SIM-карты (хотя в последнее время сервисы вроде Youmagic предлагают намного более привлекательные расценки, для некоторых направлений в 3-5 раз ниже, чем в Мультифоне).

Мультифон — открытый сервис, которым можно пользоваться либо через (не очень удобный и тяжеловатый) официальный клиент Мультифон, либо через любой другой понравившийся SIP-клиент для компьютера или мобильного, а также с аппаратных SIP-телефонов. Мегафон вовсе не против, чтобы пользователи подключали Мультифон как транк к IP PBX (виртуальной АТС), и гибко управляли звонками так, как им удобно (например, переадресовывали входящие на любые другие номера, втч. мобильные в других странах — что в ряде случаев сильно помогает экономить на роуминге).

Поэтому можно предположить, что благодарные абоненты Мегафона пользуются им именно для голосовых звонков, и что, возможно, его создавали как конкурента Skype, а не Whatsapp. Почему такой хороший (и удачный!) сервис не развивается — непонятно.

Ранее появлялись сообщения о том, что "Сотовый оператор «Вымпелком» намерен создать собственную программу для IP-телефонии, по функционалу способную заменить Skype", но, похоже, больше намерений дело не продвинулось.

Не является ли такое затишье признаком того, что наша большая тройка готовит внедрение Joyn?

Whatsapp, Viber, iMessage и их аналоги могут быть заблокированы?


Еще более интересный вопрос — в случае, если пользователи Whatsapp, Viber, iMessage и подобных не захотят переходить на Joyn, грозит ли этим сервисам блокировка, например, для «ускорения популяризации сервиса» или «в целях защиты интересов абонентов»?

Ведь практика последних лет показывает, что корпорации мнением пользователей не очень-то интересуются, и предпочитают в одностороннем порядке блокировать сервисы конкурентов или делать «предложение, от которого нельзя отказаться».

upd: Оказывается, такие меры уже рассматриваются, согласно CNews:
Одна из проблем, которую предстоит решить операторам мобильной связи – это внедрение голосовых услуг на сетях 4G и защита своих доходов от базовых услуг. По оценкам Informa Telecom & Media, снижение доходов сотовых операторов от использования их абонентами сторонних IP-сервисов (OTT), таких как Skype, достигнет в 2012 г. для Западной и Восточной Европы 3,9 и 1,6% соответственно. Ovum оценил потери от OTT-сервисов передачи сообщений в $13,9 млрд или 9% от общей выручки от передачи сообщений в 2011 г.

Ответные действия мобильных операторов лежат в четырех основных плоскостях:
  • блокирование и запреты OTT-сервисов;
  • снижение привлекательности OTT-сервисов за счет их тарификации;
  • совместные проекты в области мобильных IP-коммуникаций (пример – европейский проект Joyn в рамках концепции Rich Communication Services, RCS);
  • самостоятельное внедрение OTT-сервисов.

Интересно, что в таком случае Blackberry Messenger, скорее всего, получит дополнительные преимущества в битве экосистем.

Что думаете?
Tags:
Hubs:
+13
Comments 44
Comments Comments 44

Articles