Пользователь
4,9
рейтинг
12 декабря 2012 в 11:21

Разработка → Тонкие моменты в договоре на разработку сайта

Привет, хабр! Продолжаю свой цикл материалов про маркетинг, продажи и клиентский сервис веб-студий и агентств. Сегодня хочу рассмотреть такую локальную тему, как заключение договора на создание сайта, и поговорить про его тонкие места.

Я не буду касаться общих разделов, структуры договора и прочих глобальных вещей, нормальный шаблон можно найти без особого труда.

* Сразу надо оговориться, я не юрист, поэтому приведенные мной формулировки можно считать рекомендациями по смыслу, но не форме.

Итак, я подготовил некий список неочевидных моментов, с которыми мне неоднократно приходилось сталкиваться на практике. Начнем:

Установка копирайта и публикация в портфолио


Очень часто при общении с заказчиком при запуске нового проекта конфликтным моментом становится размещение «марки» студии на сайте («Сделано в XXX » и пр.). Если данный момент никак не обозначен в договоре, то убедить заказчика прислушаться к вашим доводам бывает сложно. Часто проблемы возникают в самый последний момент, даже если изначально лейбл присутствовал и на макетах, и на тестовой зоне: «Ой, а мы не думали, что так и пойдет на основную версию сайта». Итак, что рекомендуется сделать:

  • Право поставить знак на страницы выпущенного сайта. Можно зафиксировать в договоре следующий пункт «Торговая марка Исполнителя (если есть – номер свидетельства о регистрации) устанавливается Исполнителем на разработанных дизайн-макетах. Этот элемент должен быть сохранен в дальнейшем без изменений, и присутствовать на сайте, разработанном по результатам работ по данному Договору. На торговой марке должна присутствовать гиперссылка на сайт xxx.ru. Внешний вид и положение торговой марки Исполнителя на сайте Заказчика определяется сторонами на этапе приемки дизайн-макетов»

  • Право публично упоминать авторство работы и разместить в портфолио. Даже если по тем или иным причинам вы не смогли пробить первый пункт, вам лучше заранее заложить в договор возможность хотя бы публично заявлять о факте произведенных работ. Возможная формулировка: «После завершения работ и публикации Заказчиком результатов работ Исполнитель имеет право публиковать информацию о произведенных работах, не являющуюся конфиденциальной информацией Заказчика; а также публиковать результаты работ в качестве образца своей деятельности, а именно (далее перечень)».

Одним из возможных вариантов исключения этих пунктов может стать повышение цены контракта. Только обозначить это заказчику надо заранее, а не по факту возникновения разногласий. Например, имеет право на существование следующая модель: «Мы размещаем на наших сайтах свой лейбл. Соответствующий пункт будет прописан в договоре. Если вы категорически против, цена на контракт будет повышена на 10%, чтобы мы могли компенсировать недополученную маркетинговую выгоду, которая была заложена в смету по умолчанию».

* Конечно, эти пункты далеко не всегда удается сохранить в договоре. Многие крупные западные компании имеют определенную политику работы с поставщиками, которая запрещает им анонсировать факт осуществления работ, и тут уж ничего не поделаешь.

И все же дам пару рекомендаций по неюридической аргументации вашей позиции. Во-первых, нужно объяснить заказчику, что такая практика является распространенной в России (привести примеры сайтов крупных компаний с установленными лейблами). Конечно, он может в ответ привести сайты, на которых они не установлены. Во-вторых, нужно мягко объяснить, что ценообразование строится таким образом, что учитывается факт размещения и последующего эффекта в виде притока новых заказчиков, поэтому, если лейбл не устанавливается, вы недополучаете выгоду.

И, конечно, если вы публикуете работы в портфолио и релиз во внешние СМИ, правилом хорошего тона является согласовать предварительно этим материалы с PR-службой заказчика. Я видел несколько примеров, когда из-за такой мелочи портились отношения с крупным клиентом.

Сроки – нахлест этапов


Часто в договоре или приложении, где указывается план работ, ряд этапов внутри крупных блоков, закрываемых актами, идет внахлест. Об этом надо писать прямо, чтобы заказчик не имел возможности обвинить вас в затягивании сдачи результатов по промежуточному этапу или началу старта работ по нему же. Для этого в плане необходимо дать поясняющие подписи вида «Работы по этапу 1.2 начинаются после завершения этапа 1.1 и идут параллельно с этапом 1.3» или «Этап 4.5 начинается после завершения работ по этапам 4.4. и 4.3…»

Срыв сроков по вине заказчика


Очень распространена ситуация, когда заказчик задерживает те или иные этапы работ (предоставление материалов, согласование макетов). Если не прописано обратного, вы получите ровно столько дополнительного времени, на сколько заказчик задержал этап. А это может сломать ваш производственный план. Например, заказчик находился в спячке по материалам месяц, и вдруг всплыл. А вы через неделю должны предоставить дизайн-макеты, но по понятным причинам весь ваш план по отделу дизайна уже давно занят другими проектами.

Поэтому рекомендуется внести в договор следующий пункт (по смыслу): «В случае задержки сроков по любому из этапов работ по вине Заказчика (на N рабочих дней), план работ сдвигается на 2xN рабочих дней». Понятно, что коэффициент может варьироваться.

Время на согласование результатов работ и подписание актов


Часто при составлении плана менеджмент студии забывает заложить время на согласование этапов работ или подписание актов. В результате общее «рабочее» количество дней сокращается на одну-две недели за счет этих задержек. Согласование и подписание актов должны быть вынесены отдельными пунктами в плане, причем с указанием в ответственных обеих сторон.

Приемка результатов, акты


Нередко в процессе работ возникают проблемы с точки зрения фиксации результатов, приемки и подписания актов.

Во-первых, каждый крупный блок работ должен фиксироваться актом сдачи-приемки, и это должно быть указано в договоре и в плане работ. Это позволит подтвердить факт их выполнения в случае судебного разбирательства (да и на уровне решения конфликта с руководством тоже помогает).

Во-вторых, можно прописать следующий механизм на случай, когда заказчик просто пропадает с радаров: «Заказчик обязан в течение 10 рабочих дней с момента получения Акта, произвести окончательную оплату и направить Исполнителю подписанный со своей Стороны экземпляр Акта. В случае несоответствия выполнения работ согласованным условиям Заказчик направляет Исполнителю мотивированный отказ с указанием несоответствий. В случае неподписания Заказчиком Акта, без мотивированного отказа от приемки работы, в течение вышеуказанного срока, работа считается принятой».

Понятно, что для такого «автоматического» приема вам потребуется свидетельство, что акт был доставлен – отметка о доставке заказного письма или отчет курьерской службы с подписью представителя заказчика.

Претензии третьих лиц


Иногда возникает ситуация, когда заказчик передает вам материалы, которые вызывают у вас сомнения. Например, небольшая региональная компания дает вам фото Киану Риввза и просит разместить на главной странице как лицо бренда. Тут все ясно, а как быть, когда вы не уверены в происхождении материалов и наличие у заказчика соответствующих прав? Как обезопасить себя от исков и претензий со стороны третьих лиц?

Можно прописать в договоре следующий пункт: «Заказчик гарантирует (и несет полную ответственность за нарушение данного обязательства), что все предоставленные им Информационные материалы свободны от претензий третьих лиц и факт их передачи Исполнителю не нарушает патентных, авторских и смежных прав, а также прав на коммерческую тайну третьих лиц». Факт передачи материалов можно закрывать отдельным актом.

Пени


Часто заказчик настаивает на указании пени за срыв сроков. Это нормальная практика. Главное, указать «рыночный размер» пени (в нашем случае – 0,1%-0,5% за рабочий день просрочки), а также границу: «общая сумма санкций не должна превышать 10% от стоимости работ». Процент может варьироваться, зависит от ваших навыков переговорщика.

Привлечение третьих лиц


Иногда у вас возникает необходимость привлечь на работы по проекту третьих лиц, не числящихся в штате компания (и, соответственно, не обязанных соблюдать коммерческую тайну). Например, фрилансера, или субподрядичка. Понятно, что с ними нужно подписывать соответствующие документы (NDA и пр.). Но как указать саму эту возможность в договоре с заказчиком? Можно написать следующую формулировку: «Исполнитель имеет право от своего имени и за свой счет привлекать к проведению работ третьих лиц, при этом Исполнитель несет полную ответственность за действия/бездействия таковых в отношении настоящего Договора, как если бы эти действия/бездействия производились непосредственно Исполнителем».

Ходовка с саппортом/хостингом


И последний пункт, который является не совсем тонким моментом, а скорее превентивной мерой, способной упростить жизнь после запуска проекта.

Очень часто, особенно с крупными компаниями, возникает следующий момент. Сайт открыт, размещен на ваших серверах, вы оказываете какую-то минимальную поддержку. А приложение на хостинг и поддержку зависло между многочисленными юридическими и финансовыми департаментами клиента. И провисеть оно там может месяцы. А поскольку сайт работает, поддержка оказывается, менеджер со стороны заказчика особо и не форсирует эту задачу. Вы не получаете деньги в срок, а кроме того, если через 3-4 месяца такого замыливания темы заказчик решит перенести проект на свой хостинг или поддержку, вы вообще этот бюджет можете не увидеть.

Поэтому можно внести в договор на разработку следующую формулировку: «В общую стоимость работ входит техническое и информационное обслуживание сайта в течение одного календарного месяца в соответствии с этапом XX. По истечении одного календарного месяца с момента открытия сайта в свободном доступе, техническое сопровождение сайта подлежит оплате в размере YYY за каждый календарный месяц, если иное не будет согласовано Сторонам в договоре на техническую поддержку и обслуживание сайта».

Она всем хороша – заказчик видит месяц обслуживания бесплатно (конечно, его надо заложить в изначальную смету), а вы получаете передышку и подстраховку на период подписания саппортного приложения.

— На этом, наверное, все, очень надеюсь, что материал окажется полезным и поможет избежать неприятных инцидентов. Статья основана на моем опыте работы со стороны исполнителя в ADV/web-engineering (большей частью), со стороны заказчика – в Мегаплане, ну и на общении с представителями большого числа различных студий и агентств, конечно.

Почти уверен, что обсуждение этих и других тонких моментов в комментариях может оказаться даже более содержательным, чем то, что я уже описал =)

Терехов Андрей

Другие материалы из хабра-цикла:

Типовые ошибки на собственных сайтах веб-студий
Участие в тендере на разработку сайта (часть 1)
Участие в тендере на разработку сайта (часть 2)
Организация активных продаж в веб-студии
Классический треугольник “Sales-PM-Account” в интерактивном агентстве
Терехов Андрей @Terekhov
карма
94,2
рейтинг 4,9
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (57)

  • +1
    Спасибо, отличная статья!

    А как лучше осуществлять поддержку проекта после сдачи? Следующие способы кажутся неудобными:

    N рублей в месяц за M изменений, остальные за L рублей/изменение — тут минус в том, что изменения могут быть очень и очень разными — как изменить половину сайта, так и сменить цвет фона. Как вариант — указывать типы изменений, входящих в плату. Выглядит немного запутанно.

    N рублей за изменение без абонентской платы, где N рассчитывается на основе сложности изменения — вроде бы хороший вариант, но прибыли от него меньше, чем от варианта с абонентской платой (в среднем).

    Скидка в N% на изменения за M рублей в месяц — совмещение двух выше указанных способов. Очень запутанно, на мой взгляд.
    • +1
      Мы обычно указываем, сколько ежемесячно выделяется человекочасов. При этом, размеется, указываем, что сроки выполнения работ определяем сами.
    • 0
      Сорри, ответил ниже — промахнулся кнопкой.
    • +1
      Продавайте время в часах.
  • 0
    Можно поступить следующим образом. Есть абонемент с на фиксированную ставку. В него входят базовые услуги (хостинг, менеджер и пр.) и определенное число часов специалистов саппорта (например, по blended rate). Есть прайс на типовые услуги (точечные правки, размещение новости, разработка коллажа, разработка баннера и пр.). Есть услуги нетиповые, для них зафиксированы в договоре почасовые ставки. Все типовые услуги оказываются в рамках абонемента простым подтверждением/запросом клиента на email. Edckeub нетиповые быстро осмечиваются саппортом по ставкам — и подтверждаются клиентов. В случае выхода за рамки абонемента клиент предупреждается, выставляется отдельное доп.соглашене и счет. После 2-3 месяцев работы получается понять, какая сумма абонемента будет правильной. Схема тоже не очень простая, зато нормально работает. При прочих равных — всегда выгодно продавать абонемент. даже и со скидкой на часы.
  • 0
    В случае задержки сроков по любому из этапов работ по вине Заказчика (на N рабочих дней), план работ сдвигается на 2xN рабочих дней

    Интересно, законна ли такая формула?
    • 0
      Не вижу оснований ей не быть законной… Хотя, если есть сомнения — всегда лучше уточнить у юристов ))
    • 0
      Как раз хотел (как юрист) сказать, что не вполне. Точнее, речь не о том, что сам такой коэффициент противоречит закону: ради бога, свобода договора. Но в итоге получается, что конечный срок не согласован. В некоторых случаях (зависит, в числе прочего, от содержания договора и от этапа его исполнения, на котором такой вопрос возник) это может являться основанием для признания договора незаключённым. Последствия, опять же, во многом зависят от зафиксированных договорённостей и от того, что сделано. Вполне может быть так, что студия не только не получает денег, но и, наоборот, остаётся должной.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      Абсолютно согласен насчет нормальных деловых отношений. И в рамках данного материалы не перечислено никаких «перекосов» — это нормальная страховка, просто указание или уточнение реальной ситуации. Указывать этапы внахлест перекос или заранее честно прописывать формулировки про копирайты? Перекосы — это другое, они как правило связаны с форматами оплаты, расторжением договора и следованию ТЗ (шаг влево-шаг вправо) + количеством итераций по этапам. Перечисленные пункты (в разных формулировках, но по смыслу) пробивались мной и моими коллегами десятки раз через юротделы самых крупных корпораций.
    • 0
      Совершенно верно… Но скурпулёзно прописанный договор, это как ядерное оружие, отличный сдерживающий фактор, и часто сам по себе определяет нормальные деловые отношения.
    • +1
      Занимаясь фрилансом, я выступаю в роли как исполнителя, так и заказчика. Чаще — исполнитель. Хочется прокомментировать вашу фрау про нормальные деловые отношения.

      Мне поступает много предложений о работе. На стадии обсуждения я оценивать проект и заказчика — если по обоим критерием меня все устраивает — работаю.

      Большинство моих заказчиков — профессионалы, способные заранее четко сформулировать мысль, работать в соответствии с договоренностями и соблюдать их. Результат работы полностью устраивает обе стороны. Даже немножко грустно, когда их проекты заканчиваются.

      Но есть определенный процент, который пытается сесть на шею. К сожалению, распознать их заранее получается далеко не всегда. Подобные заказчики не идут на компромиссы — они требуют, чтобы безпрекословно выполнялись их требования, даже противоречащие договоренностям. В работе с ними очень важно иметь на руках письменно оформленные условия работы, в которых прописаны все нюансы — иначе возникает патовая ситуация.

      Если не найти из нее выход, заказчик теряет предоплату и время, исполнитель теряет рабочее время и получает сумму, гораздо меньшую, чем стоимость проделнной работы. Проигрывают обе стороны.
    • 0
      Я занимаюсь разработкой ПО на заказ, и мой договор с значительными перекосами в мою сторону. Теоретически я готов двигаться, но пока ни один клиент даже не просил это сделать :) Максиум — вносят какие-то ерундовые и незначительные правки, а по делу не возникал никто.
  • +1
    Большое спасибо за статью :) теперь договор будет выглядеть на много посерьезнее.
  • +2
    Я бы еще добавил пункт по смыслу примерно такой: Исполнитель осуществляет разработку и тестирование сайта на своей технической площадке до полной оплаты стоимости работ. После 100% оплаты работ Исполнитель в течение Х дней осуществляет перенос сайта на хостинговую площадку Заказчика (либо его уполномоченных представителей), а также передает Заказчику всю информацию, необходимую для дальнейшей эксплуатации сайта (администраторские логины, пароли, копию БД и пр.)
    Это поможет избежать кидалова при оплате, когда сайт работает, заказчик им пользуется, а выплату денег все оттягивает.
    • 0
      Да, так тоже можно. Просто вопрос в том — что делать, если заказчик не переносит сайт к себе. Не открывать и ждать подписания соглашения на саппорт — не всегда возможно, бывает, что дедлайн жесткий, а сроки согласования реально от менеджера клиента не зависят…
      • +1
        У нас ввод в эксплуатацию сайта это отдельная услуга, со всеми вытекающими последствиями… При разработке сайт обычно доступен только разработчикам и заказчику для review…
        Сайт и/или ПО при сдаче работ передается на носителе CD cо всеми открытыми исходниками и рабочей документацией и передача оформляется актом. Если документация в более-менее приличном виде, то можно её даже распечатать и переплести. Стоит это гроши, а психологически очень положительно влияет на заказчика. И с точки зрения бухгалтерии легко принять к учёту и в случае чего есть, что продемонстрировать налоговой…
      • +1
        если оговоренные Х дней прошло, сайт бекапится и площадка освобождается. Жестко, но эффективно — обычно после этого заказчик активно шевелится.
  • +1
    Очень хороший текст, крайне рынку необходимый!

    Мы в первой части своей статьи тоже немного писали про часть с договорами, может что-то оттуда тоже будет полезно.
    • 0
      Да, отличный материал, спасибо, Алексей!
  • +1
    Насчет логотипа исполнителя — есть хорошее сравнение — «Вы же не выковыриваете шильдик на новокупленном авто»
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +1
      Эту метафору надо чуть по другому использовать. Аппелировать не к тому, что «не выковыриваете», а к тому, что «все ездят — и никого не смущает».
  • +2
    Пост действительно классный, он уж по крайней мере помогает для «прочищения мозгов». Лично мне вот он пригодился прямо сейчас.
    Но я не соглашусь с первым пунктом, который про копирайт на сайте. Огромное количество компаний, к которым приходят действительно крупные клиенты, даже вопрос об этом не ставят — нет, и всё.
    Мне кажется, тут надо а)адаптироваться под ситуацию и клиента и б)сначала спрашивать, а потом уже писать. А то порой складывается ощущение, что не клиенты, а враги какие-то, с которыми этим самым договором вступаете в противоборство.
    А надо сотрудничество.
    • 0
      Да, некоторые клиенты себя так ведут. Но не все, а некоторых можно уговорить. И, конечно, не надо просто молча заносить пункты в договор — надо предварительно обсудить это с клиентом.
      • 0
        Клиент, который молча подпишет договор, не читая, сам себе дурак. Но и исполнитель, после того, как ему прямо скажут, что (скажем) «ваше лого на своем сайте не хотим», попробует вписать пункт про обязательное размещение лого в договор, ведет себя нехорошо — а потому пусть не обижается, если к нему странно станут относиться: клиента уважать все же надо.

        Вы, Андрей, правы, что тонкости надо учитывать. Но, мне кажется, тонкости приходят с набитыми шишками. Редко кто, поработав на рунке, договора не умеет еще писать, а сайты делают так на заглядение, что прямо все ахают :) А если и так, то это уникумы, побольше бы таких!
        • 0
          То, что пункты в договор нельзя пописывать вслепую, не обсуждая с клиентов — конечно, так, я сделал несколько ремаров об этом в тексте. А насчет второго вы не совсем правы — есть много молодых команд с приличным качеством работ, которые с точки зрения юридических аспектов очень слабы — не хватает компетенции, просто не задумывались пока, набили мало тех самых шишек (я то набил их вдоволь, пытаюсь снять с голов студий хотя бы парочку), просто думают, что с заказчиком всегда получается дружить в с100% случаев и надо доверять людям безоглядно.
  • 0
    Казалось бы, зачем ссориться, заранее друг друга унижать подозрениями в договоре? Все же (вроде) хотят сделать работу хорошо и получить/оплатить ее вовремя.

    Но это — в теории. На практике, часто, исполнитель:
    1) затягивает сроки
    2) работает без энтузиазма (а это чувствуется по качеству готового сайта)
    3) при этом денег все равно получит минимум 90% от стоимости работ (10% вычтем как максимальный штраф, да)
    4) на видном месте лепят свой логотип

    На выходе — заказчик ругает исполнителя на чем свет стоит, деньги потрачены, логотип при каждом заходе на сайт «напоминает» заказчику. Естественно, что заказывая еще один сайт, заказчик уже будет и про лого вспоминать, и штрафы стремиться не в 10% прописать, а в 50 или 100.

    «Навыки переговорщика» и прочие милые радости — это все хорошо, но это как у Гришковца — «выходит капитан на палубу, ожидая увидеть свою команду — этаких молодцов в белом, а там его ждем такие конкретные мы» — не всегда ожидания заказчика о том, что профи за деньги сделают сайт хорошо и без косяков, становятся явью.

    Причины просты — дефицит спецов, желание «взять заказ, а там решим», желание продать не то, что заказчик хочет, а то, что уже есть (скажем, готовый типовой сайт вместо тщательно продуманного).

    Кстати, размещение лого студии на сайте считаю не «по умолчанию» разрешенным, а именно запрещенным. Как поощрение — да, «вы хорошо работу сделали, мы с гордостью указываем на вас», но чтобы по договору и обязательно — наверное, надо сначала себя показать, чтобы крупная контора, которую удачно упомянуть в портфолио, разрешила на своем сайте вашу рекламу размещать. С портфолио то же.
    • 0
      Александр, почти все, что вы написали — имеет место быть. Только это имеет мало отношения к тонкостям договора. Если студия не умеет работать, не умеет налаживать отношения с клиентом и оказывать качественный клиентский сервис — то никакие договора и «тонкости» ей не помогут. Я постарался обозначить довольно специфические моменты работы, а то, что на рынке общая ситуация с качеством не очень и с кадрами швах — никто не спорит, но речь не про это.
  • 0
    >>небольшая региональная компания дает вам фото Киану Риввза и просит разместить на главной странице как лицо бренда
    Причем эта фотография стенда с его лицом, снятого на мобилку, в разрешении 240х320.
  • 0
    Право публично упоминать авторство работы и разместить в портфолио.

    Насколько я помню, данное право обсуловлено действующим законодательством: авторское неимущественное право. Оно является неотчуждаемым.
    Т.е., если не было договоренностей о том, что работа не попадает в портфолио, исполнитель имеет полное право разместить ее в портфолио, а заказчик не имеет права требовать, чтобы работа была убрана.
    Если я в чем-то заблуждаюсь, поправьте меня, пожалуйста.
    • 0
      Ну лучше ведь прописать, на всякий пожарный.
      • 0
        Чтобы не пришлось постфактум доказывать заказчику, что данное требование обусловлено законом — да, конечно. Лучше прописать.
    • 0
      Только если факт работы не подпадает под определение коммерческой тайны или не регулируется отдельным NDA, т.е. почти всегда.
    • 0
      Не совсем так.

      Во-первых, неотчуждаемые права, о которых Вы говорите, принадлежат автору, а не студии. Автор — это по определению гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Поэтому студия не имеет ни права на имя (о нём дальше), ни права авторства (это право признаваться автором произведения).

      Во-вторых, в отношении имени автора нет никаких «по умолчанию». Это право (см. ст. 1265 ГК РФ). Предполагается, что в договоре будет явно зафиксировано: должно ли быть опубликовано произведение
      а) под настоящим именем его творца,
      б) под псевдонимом или
      в) анонимно.
      Если на этот счёт ничего не сказано, то… чёрт его знает, что тогда.

      В-третьих, неотчуждаемого права размещать свои работы в публичном портфолио у автора нет.
  • 0
    Спасибо за статью, многие моменты освежили в памяти. Интересует никак не обозначенный нюанс, в некоторых случаях очень болезненный. Если по договору привлекаются третьи лица, например, фрилансер для отрисовки дизайна, создания логотипа или фирменного стиля, то как обстоят дела с авторскими правами на работу? Получается, вы отдаете готовый сайт заказчику, а права на дизайн принадлежат фрилансеру. Как правильно прикрыть эту дыру?
    • 0
      Надо правильно прописать договор с фрилансером, указать, особенно разделение прав. И можно подписаться с ним же NDA, что он не имеет права публиковать факт работы на вас.
      • 0
        А является ли законным требование работодателя скрывать факт работы на него? Как на это смотрит ГК РФ и Федеральный закон РФ о коммерческой тайне?
    • 0
      Это не дыра, а фича. Вы отдаете готовый сайт заказчику, а авторское право на дизайн принадлежит фрилансеру, то есть создателю дизайна. Это нормально и правильно.
      • 0
        Объясните, пожалуйста, что здесь правильного. Взаимосвязь заказчик — фрилансер отсутствует, заказчик считает, что права на его сайт полностью ему принадлежат, особенно, если пункт передачи прав есть в договоре со студией, но студия не потрудилась оформить передачу прав от фрилансера себе. В итоге сам факт существования сайта заказчика нарушает авторские права фрилансера. Или я чего-то не понимаю?
        • +3
          Если студия не потрудилась оформить передачу прав от фрилансера себе, то она не может гарантировать заказчику, что потом фрилансер не затаскает этого заказчика по судам за незаконное использование результатов творческого труда.

          Например, по-умолчанию (если это не оговорено в договоре) автор может требовать от заказчика упоминания о нем в том виде, как сам автор захочет, может требовать недопустимости искажений своего произведения, может требовать дополнительной оплаты, компенсации морального ущерба, или вообще может требовать прекратить использовать свое произведение, и т.д. И закон будет всецело на стороне автора.

          Большая часть этих проблем решается договором между студией и фрилансером. Вот пример. Кому в здравом уме может быть нужен дизайн сайта, в который будет невозможно вносить изменения в будущем? А ведь по-умолчанию это именно так, фрилансер может это требовать, и это право оговорено отдельной статьей в ГК РФ. Поэтому нужно получать разрешение автора на модификацию произведения. И там много подобных тонкостей.
          • +2
            Спасибо. Я, собственно, это и хотел увидеть в статье отдельным пунктом.
  • –2
    Все написанное — перепечатка пунктов всем известного договора, который Лебедев выкладывал в своем блоге и который на Хабре перетерли уже на 10 раз. У него нет только про хостинг.
    • +3
      Ну это просто неправда. К слову, договор лебедева я не видел ни разу. Приведенные формулировки — выжимки и корректировки из договоров других компаний, с которыми я рабтал.
      • –2
        Тогда ссылка для ознакомления, датированная 2009 годом, а то на хабре как обычно минусов сразу накидали ни за что tema.livejournal.com/337226.html?page=5
        • +4
          Коллега, вы правы: «это уже было в Симпсонах». Но, во-первых, далеко не все ребята читают блог Темы, и, если внимательно ознакомиться с документом по ссылке, становится очевидно, что первоисточник тем, поднятых автором, — далеко не эта «РИББА». Во-вторых, сам по себе документ, скучный договор, плохо воспринимается без развернутых комментариев, которые автор не просто сформулировал, но подтвердил весьма наглядными примерами из практики. Надо признать, что ваше обвинение в плагиате не имеет под собой достаточных оснований :)
  • +2
    У нас в договоре есть еще два пункта

    3.5 Если в процессе выполнения работ выясняется неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работ, Исполнитель обязан приостановить ее, поставив об этом в известность Заказчика в 3-дневный срок после приостановления работы. В этом случае стороны обязаны в 7-дневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности и направлениях продолжения работ.

    4.6 В случае немотивированного отказа Заказчика от продолжения разработки интернет-представительства, Исполнитель возвращает Заказчику предоплату за вычетом суммы пропорционально выполненной работе согласно техническому заданию.

    Вот пункт 4.6. нас однажды конкретно спас.
    Когда сайт уже был готов к запуску и тестировался на сервере. Пришел заказчик и сказал что фирма закрывается, сайт им больше не нужен, акт они подписывать не будут и хотят чтобы мы вернули все 100% предоплаты.
    Пришлось ткнуть носом в этот пункт и записать им сайт на диск.

    По пункту 3.5. тоже примерчик имеется
    Официальное письмо руководителю компании с ссылкой на этот пункт. Отрезвляет истерикующих в нашем офисе менеджеров, которым некая фирма предложила прекрасный откат, но уже после подписания с нами договора и начала работ

    • +1
      Чисто с юридической точки зрения непонятно, что такое «неизбежность получения отрицательного результата». То есть, в чём заключается «неизбежность» и что такое «отрицательный»?
      • 0
        Гм…
        Я не юрист. Этот пункт не вызывал сомнения у юристов наших клиентов. Но Ваш вопрос заставил задуматься.
        Ответить к сожалению не могу.
        Может кто из хабраюристов мог бы помочь. Оставив смысл изменить формулировку…
        • 0
          Чтобы исправить эту проблему, нужно конкретно указать, что при этом считается отрицательным результатом и в каких случаях продолжение работ считается нецелесообразным. Насколько я понимаю, нецелесообразность имеется тогда, когда отношения с заказчиком разруганы в хлам и безвозвратно.

          Своим клиентам я рекомендую просто писать в техзадании или в другом приложении к договору верифицируемые, измеряемые показатели оценки качества сайта. (При желании это может быть даже соцопрос, проведённый по определённой методике; хотя ни разу с таким не сталкивался.) Если сайт этим критериям отвечает, то он нормального качества; если нет — то нет. Тогда отношения с заказчиком вообще не имеют никакого значения: нужно просто выполнить некую процедуру и её результат передать клиенту. Если же отношения нормальные, ничего не мешает «подстраивать» создаваемый сайт под «обновлённые» (или «уточнённые») запросы заказчика.

          Конечно, такой вариант доставляет дополнительные неудобства. Но в итоге, если, конечно, правильно составлен договор :) есть реальная возможность и рыбку съесть, и квасом её запить. И от необходимости использовать такие, непонятные формулирвки — избавиться.
    • 0
      можно при 3.5 и откат подробнее? Не увидел как менеджер может это применить, чтобы все испортить.
      • +1
        Менеджер не может.
        Мы можем отказаться от проекта пока обычная работа не превратилась в третью мировую.
        Любой разработчик знает, что есть проекты от которых лучше бежать в первые пару дней.

  • 0
    Еще можно отдельно указать, что не входит в разработку сайта. Например, не входит наполнение сайта контентом, поисковая оптимизация, и т.д. Некоторые заказчики это не понимают, по-своему трактуя фразу «сайт под ключ».
    • 0
      согласен, надо хотя бы коротко упомянуть: «поисковая оптимизация выполняется по отдельному договору и не входит в стоимость данных работ» и «при непредоставлении Заказчиком текстовых, графических и мультимедийных материалов Исполнитель в целях демонстрации работоспособности заявленной функциональности сайта оставляет за собой право наполнять такие разделы по своему усмотрению».
  • +1
    По работам ИМХО правильнее всего осметчивать все этапы в часах работы и умножать на стоимость часа по каждому виду работ
    А по тонкостям — сроки, копирайты и прочее — чем больше пропишешь в договор, тем лучше!
    Доводить до суда если всё это будет явно прописано врят ли кому захочется и на компромисс пойдут с большей вероятностью.
    • 0
      Да, совершенно верно. Чем больше деталей прописано в договоре, тем больше вероятность, что спорные моменты решатся в вашу пользу еще до суда.
    • 0
      На чем больше пропишешь в договор, тем лучше могу заметить, что это применимо не всегда. Вряд ли жевательной резинке или туалетной бумаге нужна 50-страничная инструкция с правилами эксплуатации. С сайтами подробность договорных положений тоже должна возрастать пропорционально стоимости проекта.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.