13 причин не быть управленцем

Так уж сложилось, что последние несколько лет я занимал самые разнообразные руководящие должности в полудюжине компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения разного рода. Довелось побывать и тимлидом, и менеджером проекта, и группы проектов, руководителем отдела и руководителем технического направления; подопечных бывало от двух до ста пятидесяти человек, да и размеры компании варьировались от трёх до двухсот тысяч работников. Неизменным оставалось только одно: чисто управленческая работа, постепенный и окончательный отход от технических задач.

А сейчас, в период между Рождеством и Новым Годом, когда особенно обострена склонность к углублённой рефлексии, приходит понимание того, что, знай я некоторые «инсайдерские» подробности управленческой деятельности заранее – сделал бы совсем другой выбор лет эдак семь назад.

Вот поэтому и родился этот немного хаотичный и очень разнокалиберный список моментов, которые очень хотелось бы передать куда-то обратно, примерно в 2005 год – дайте знать, если кто-то вдруг уже научился это делать! А пока, может быть кто-то найдёт некоторые из перечисленных ниже пунктов не до конца очевидными, или даже полезными для себя; было бы приятно осознавать, что удалось помочь кому-то сделать более осознанный выбор профессии – или просто о чём-нибудь важном задуматься.


  1. Это тупик
    Как ни смешно, но одна из причин, по которой я в своё время перешёл от технической к управленческой работе – это как раз тот самый пресловутый «стеклянный потолок», то есть гласный или негласный предел финансово-карьерного роста, который рано или поздно начинает замечать каждый разработчик. Казалось, стоит только абстрагироваться от технологий, избавиться от необходимости каждые два года чуть ли не стопроцентно переходить на что-то совсем новое, как можно будет взять, да и довести одно конкретное умение – вот, скажем, менеджмент – до умопомрачительного совершенства, а там… меня ждут безграничные перспективы! Как же. Практика показывает, что перспективы безграничны именно у разработчиков: можно поменять технологию, попробовать разные роли в проекте, можно работать в штате или быть контрактником, фрилансером, шароварщиком — или стать архитектором, например. Единожды став менеджером, увы, остаёшься им навсегда. Пропустив очередную большую смену технологий, не становясь при этом моложе, обзаведясь семьёй, внезапно понимаешь, что вернуться в техническую/программистскую деятельность будет либо крайне тяжело, либо может и вообще невозможно – особенно учитывая, что это, в связи с потерей актуального на рынке опыта, не сможет произойти без существенного понижения в доходах. Так что чем дольше остаёшься на нетехнической должности, тем дальше уходит условный «поезд».

  2. Стеклянный потолок возвращается
    Да-да, есть и второй стеклянный потолок, эдакий невидимый ограничитель роста, который с позиции разработчика мне лично был не сильно заметен – наверное, его маскировали «отблески» на первом стеклянном потолке, кто знает. Если вкратце, то в относительно реалистичной ситуации – то есть без радикальной смены индустрии (например, из айтишного менеджера — в вице-президенты какого-нибудь сферического «Газпрома» в вакууме) и страны проживания – у управленцев в области разработки программного обеспечения есть довольно узкий финансовый и карьерный коридорчик, в котором можно «расти и развиваться». Потолок – это всевозможные директора и их замы, которые часто оказываются основателями и/или совладельцами компании, или же их ставленниками. Проще говоря, это те управленческие позиции, до которых не получается «дорасти», а можно только «попасть»; интересно, что это в равной степени относится и к большим транснациональным корпорациям, несмотря на то, что те активно пиарятся как лишённые таких досадных недостатков (см. слова вроде «transparency», «honesty», и т.п. в mission, vision, values – и тому подобных текстах).

  3. Что делать?
    Несмотря на всю пафосность подзаголовка, тут речь не о философских материях, а о вполне конкретном вопросе – чем следует заниматься управленцу с 9 до 18 часов в рабочий день? Для технических специальностей и должностей это более менее понятно и хорошо определено: люди анализируют требования, пишут программы, тестируют их – много всего разного. Переходя в менеджмент – особенно после довольно длительного существования в «инженерной» Вселенной, где всё относительно чётко определено – неизменно сталкиваешься с ошеломляющим непониманием того, а чем собственно следует заниматься весь день? Если на эту тему и бывает какая-то документация, должностная инструкция или описание, то она как правило крайне размыта, неконкретна и переполнена штампованными фразами и терминами, давно потерявшими всякий смысл из-за чрезмерного употребления, и годными теперь только для «bullshit bingo». Но обычно нет даже её! Более того, попытки выяснить хотя бы высокоуровневые цели своей менеджерской деятельности наталкиваются на тот же самый поток нерасшифровываемых пустых слов: обеспечить, наладить, поддержать, достичь, создать и т.п.

  4. Цейтнот
    Как только ты попадаешь на самую маленькую менеджерскую позицию, со всех сторон начинают сбегаться люди, которым ничего не нужно – кроме маленькой толики твоего времени. Спустя пару недель ты обнаруживаешь, что более 80% рабочего времени недели расписаны на различные совещания и телефонные звонки/конференции, и в итоге не остаётся совершенно никакого времени на то, чтобы к этим самым совещаниям хоть сколько-нибудь подготовиться. Это выматывает. Как ни крути, всегда оказываешься тем, кто либо не успел, либо не подготовился, либо и то, и другое… и выхода, наверное, нет – по крайней мере я видел людей, живущих в таком режиме годы, а они вряд ли выбрали такой стиль жизни сознательно. Зато они вырабатывают кучу разных приспособленческих механизмов: например, зная, что ни подготовиться к совещанию, ни поработать над каким-нибудь документом по его итогам не получится всё равно, они закладывают это время в само совещание. Так ты и проводишь потом весь день на двух, трёх, четырёхчасовых совещаниях, где присутствуют до дюжины человек, 90% которых там вообще ни к чему. Но только попробуй не поприсутствовать! И в один прекрасный день ты ловишь себя на том, что отмечаешь в аутлуке обеденное время как очередное совещание, иначе просто не получится пообедать, коллеги-управленцы сожрут весь день без остатка. Как вышло на прошлой неделе.

  5. Рваный день
    Не секрет, что для любого работника умственного труда – например, для программиста – для продуктивной работы необходимо «два f»: focus & flow. То есть – умение и возможность сконцентрироваться на работе, которую надо сделать, и окружающие условия, способствующие поддержанию этой концентрации в течение сколько-нибудь продолжительного промежутка времени. Не секрет, что каждый эпизод, когда что-то (телефонный звонок, разговор, просто громкий звук за окном) вырывает тебя из «потока» сконцентрированной работы, стоит примерно 15 минут времени – столько необходимо, чтобы в этот поток концентрации вернуться обратно. Именно потому разработчики и инженеры так не любят звонки, письма, «стуки» в скайпы/мессенджеры/аськи… а когда ты переходишь в стан управленцев, твой рабочий день внезапно начинает состоять на 80-90% из таких вот разрывов! Совещания, на которых украдкой пытаешься ответить на… дцать свежих писем, телефонные разговоры по пути с одного совещания на другое, а также коллеги, которым всегда чего-то надо срочно, вот прямо сейчас! И пока ты вникаешь в суть проблемы, в инбокс свалилось ещё три письма, на телефоне нарисовалось ещё два неотвеченных звонка, и ты осознаёшь, что только что окончилось то время, что ты себе отвёл на обед – и следующее совещание через четыре минуты. И если всё-таки (несмотря на пункт 3 этого списка) ты осознаёшь, что тебе необходимо сделать какую-то конкретную, осязаемую работу – ну, скажем, написать некий документ, слайды для презентации, или нарисовать диаграмму, то найти для этого сколько-нибудь продолжительный непрерывный период рабочего времени просто нереально!

  6. Ненормированный день
    Собственно, наличие совещаний, заполняющих весь рабочий день (см. пункт 4), входящей корреспонденции в количествах, достаточных для заполнения того же несчастного дня (см. пункт 7), а так же периодическая необходимость всё же что-то реальное поделать, приводит к тому, что регулярно обнаруживаешь себя работающим вечером из дома, задерживающимся в офисе. Интересно, что такое положение вещей считается вполне нормальным! Скажем, в одной компании, где мне довелось работать, техническим специалистам без вопросов оплачивали переработки в двойном размере, а менеджерам — нет. То есть все знали, что постоянные переработки имеют место и без них никак, за них просто не платили! Так вот и получается, что доход разработчика при определённых условиях может запросто превысить доход его непосредственного начальника. Другой пример: в одной компании было так, что нерабочее время разработчика – это святое, зато вот назначить совещание полдюжине управленцев на 20:00 – это была просто нормальная практика и регулярное явление. Резюме – внезапно, твоё личное нерабочее время перестаёт принадлежать тебе; поскольку вся окружающая менеджерская «тусовка» считает такую ситуацию нормальной, то каким-то безболезненным способом «соскочить» не получиться, только ценой перманентного помещения себя в список «нелояльных», «немотивированных» или просто ленивых негодяев…

  7. Инбоксовое переполнение
    В те времена, когда я тихо и спокойно занимался разработкой, за день ко мне в инбокс сваливалось с полдюжины электронных писем. Каждое из них немедленно получало моё безраздельное внимание, бывало тщательно прочитано и максимально быстро отвечено – так было правильно, хорошо, и так создавалось ощущение того, что я сделал всё, от меня зависящее, чтобы помочь другим успешно сделать их работу – ответил на вопросы, переслал какие-то материалы, и т.п. Но когда у тебя появляются подчинённые, количество ежедневно входящих писем начинает очень быстро расти. У меня оно месяцами держалось в районе сотни, что приводит к весьма неприятным последствиям: даже задействовав все возможные «примочки» почтового клиента – фильтры, папки, метки, и т.п., даже применяя все мудрые и не очень приёмы организации времени, даже пропадая в аутлуке по вечерам в ущерб семье и отдыху – всё равно нету никакой реальной возможности даже вдумчиво прочесть всю корреспонденцию, не говоря уже об осмысленных ответах всем. В сухом остатке имеем неуклонно растущее количество разнообразных «факапов» (письма не тем, не о том, или не так написанные, забытые приложения – и прочее в таком же духе), растущая за пределы даже теоретической «разгребаемости» куча низкоприоритетных и несрочных писем – выливающаяся в забытые дела, невыполненные обещания, ну и также зудящее ощущение того, что со своим потоком входящей корреспонденции ты не справляешься, а, скорее, он «справляется» с тобой. Пережёвывает и выплёвывает.

  8. Чистая, незамутнённая ответственность
    В менеджерских кругах очень любят раздавать ответственность за что-либо. Делается это как правило с огромным пафосом, преподносится как невероятный позитив и счастье для того, кто такую ответственность получает, однако есть парочка подводных камней. Во-первых, отказаться от такого счастья практически невозможно – ну то есть без попадания в список нелояльных, неблагодарных негодяев-саботажников. Во-вторых, практически никогда не сообщаются никакие детали о том, за что, собственно надо будет «ответить» (см. также пункт 3). Понятно, почему: ведь весь этот ритуал суть перекидывание головняка от вышестоящих менеджеров нижестоящим, причём таковое перекидывание происходит либо потому, что перекидываемое «попахивает», либо потому, что изначальный счастливый «ответственный» просто не поспел разобраться, что же это вообще такое. Ну руки не дошли, бывает, только ведь признаться в этом никак нельзя, правда? В-третьих, конечно же, ответственность раздаётся только в чистом виде, то есть без какой-либо власти или ресурсов, позволяющих реально повлиять на подотчётную ситуацию. По сути получается завуалированное назначение виновного за неминуемый будущий «факап», а назначенный должен рыдать от гордости, что выбрали именно его. Что в итоге? Привычное уже ощущение того, что успеть надо ещё больше, времени ещё меньше, смысла вообще уже никакого не осталось, а провал неминуем.

  9. Никаких «not my job»
    Что будет, если разработчика попросить, скажем, вымыть пол в офисе? Покрутит пальцем у виска и объяснит, что не его это работа, и, соответственно, делать её не будет – и это будет воспринято совершенно нормально, поскольку все понимают, в чём заключается работа программиста, и потому очень легко определить, что ею не является. Так вот огромным сюрпризом для меня было то, что в управленческих кругах это не так! Поскольку сам менеджмент (как специальность, профессия) – это есть что-то мутное, нечёткое, сильно зависящее от контекста организации, где всё происходит, каковой контекст как правило остаётся неопределённым (см. пункт 3), то у управленцев практически нету никакой возможности сказать, что это не входит в его обязанности – без (конечно же!) внеочередной записи себя любимого в список ненадёжных предателей, подрывающих сами устои компании. В итоге среднестатистический менеджер периодически обнаруживает себя занимающимся закупкой офисной мебели, поиском работников, написанием маркетинговых материалов и кучей разных других вещей, слабо поддающихся какой-либо внятной категоризации. Просто потому, что… ну не разработчиков же напрягать, верно?

  10. Феерический контингент
    В начале 1990-х, когда я учился в университете, нас, программистов, было 4 группы. А параллельно с нами вгрызались в гранит науки 19 групп экономистов-управленцев, и наивно было бы предполагать, что они исчезнут с лица планеты, только лишь получив свой диплом. Как ни странно, они все куда-то пошли работать, и какая-то их часть оказалась в итоге в организациях, занимающихся разработкой ПО – разумеется, не на позиции программистов! Эти ребята, они же по определению умнее и хитрее всех на свете – они сразу в менеджмент идут. Как и почему людей с нулевым опытом и образованием «ни о чём», но с заветными буковками «MBA» берут на сколько-нибудь руководящие должности – это так и осталось за гранью моего скромного понимания, но факт остаётся фактом: если среди разработчиков встретить случайного человека довольно сложно (ну как минимум интерфейс от абстрактного класса все же отличают), то среди менеджеров – запросто! Толпы народа со странным опытом работы и без каких-либо полезных навыков хаотично мигрируют от продаж стирального порошка к разработке программного обеспечения, при этом они искренне не видят разницы – не всё ли равно, чем руководить? Соответственно, и разбираться в тонкостях индустрии им некогда и неохота, они делают карьеру – что, собственно, и является их основной и, подчас, единственной истинной «специализацией», так что, внезапно оказавшись в этом милом кругу, за пару-тройку месяцев я лично насмотрелся на такое количество наглого вранья, подстав, истерик, хитрых планов захвата власти, «дружбы против» и разного рода альянсов – за предыдущие лет 10 неменеджерской работы и половины не набрать! То есть если говорить коротко – в менеджерской прослойке царит своя, особая, ни с чем не сравнимая атмосфера; кто-то будет в ней как рыба в воде, а кому-то может очень быстро сделаться очень и очень противно.

  11. Пищевые цепочки отчётности
    Один мой коллега изобрёл (или позаимствовал откуда-то) забавный термин – «reporting food chain». Это когда большой босс требует предоставить ему какой-нибудь отчёт, и даёт распоряжение нижестоящим менеджерам, которые начинают в свою очередь дёргать своих подчинённых и требовать с них какие-нибудь данные, а те – бегут к своим подчинённым… ну и так далее. Образуется цепочка (если точнее, то дерево) из людей и их действий, конечный результат которых – некий красочный отчёт для кого-то очень важного, и такая цепочка может насквозь пробивать все уровни иерархии организации, до самого низа. Излишне и говорить о том, что на 3-4 уровня ниже большого босса уже никто и не пытается понять, зачем изначально нужна была вся эта суета. Занятно другое: в больших организациях, где существует несколько уровней менеджмента, неизбежно заводятся эдакие паразитические элементы – менеджеры, которые только и делают, что участвуют в одной или нескольких таких цепочках. Формально они могут иметь какую-то весьма звучную должность, но по сути они находятся в спячке, покуда не бывают разбужены началом сбора данных для одного из тех отчётов, что традиционно проходят через них. В этот момент лучше не попадаться им на пути: понимая, что эти отчётики – единственное, что оправдывает их существование в организации, такие ребята сметут всё и всех на пути к заветным цифрам и графикам! Они остановят критические проекты, вырвут из команд важных людей, созовут десятки бессмысленных совещаний, устроят несколько скандалов – но добудут свои драгоценные циферки, а потом — обратно в спячку. Страшнее, чем попасться на пути такого сборщика данных, может быть только перманентная интеграция в отчётную цепочку на самом её последнем этапе – что зачастую и случается с новоиспечёнными, неопытными управленцами; того несчастного, кто попался, ожидают нескончаемые таблицы никому не нужных цифр, которые обязательно нужно раздобыть к такому-то сроку, а не то…

  12. Тёплое человеческое общение
    По мнению PMI (Project Management Institute), менеджер проектов примерно 90% своего рабочего времени обычно тратит на «коммуникацию», то есть – на общение; в живую, по телефону, по переписке в том или ином виде. Возможно, это прозвучит смешно и наивно, но мне кажется, что это очень и очень много. До начала своей активной карьеры в менеджменте я вёл обычную тихую жизнь среднего интраверта-программиста, которому куда больше «в кайф» пообщаться с компьютером, нежели с коллегами; и поэтому я и представить себе не мог, что могло бы лично для меня означать такое количество общения с разными людьми, без передышки, изо дня в день — это катастрофически выматывает. По-хорошему, ты можешь эффективно общаться примерно с дюжиной людей – удерживая в голове всю историю взаимоотношений с ними, помня о всех данных и полученых обещаниях, зная что кому интересно и что кем движет. Когда людей вокруг становится больше, качество общения предсказуемо падает: пара дюжин – неизбежно начинаешь терять что-то из полезной информации, полсотни – с трудом удержишь в голове хотя бы имена людей, их лица и кто чем занят на данный момент, а если их количество переваливает за сотню, то… не знаю, как у кого, а у меня не выходило даже запомнить имена всех своих подчинённых, и общение с ними превращалось в непрекращающуюся пытку, вереницу из неловкостей и натужных попыток вспомнить, этот ли чувак что-то спрашивал у меня на прошлой неделе, или он вообще здесь только с понедельника работает. Очень скоро я обнаружил, что стал попросту прятаться от коллег! В те редкие минуты, что оказывались свободны от совещаний, я предпочитал находится где угодно, но только не на своём рабочем месте, где меня могли бы найти подчинённые, и (о ужас!) завязать какой-нибудь ещё разговор, о работе или нет. Но есть тут и позитивный момент: я понял, отчего же в бытность мою разработчиком так нереально трудно всегда было «застать» где-то своего начальника, не говоря уже о том, чтобы обсудить с ним что-то животрепещущее!

  13. Больше не свой
    В любом рабочем коллективе складываются какие-то свои круги общения, и если член коллектива не совсем уж нелюдимый бука, хотя бы в одном из них он да будет участвовать. Тут не идёт речь о дружбе семьями и совместных пикниках по выходным, всё куда прозаичнее – обменяться парой фраз ни о чём, пошутить о начальстве, клиентах, послать или получить ссылку на какую-нибудь смешную фигню… эти маленькие частицы чего-то не совсем рабочего позволяют отвлечься и не сойти с ума за один отдельно взятый рабочий день. Однако, как только ты из старшего разработчика или тимлида становишься каким-нибудь менеджером – хотя бы проекта, ты начинаешь потихоньку замечать, что при твоём появлении у кофейного аппарата или в курилке затихают оживлённые разговоры, меняется интонация и/или тематика разговора, а потом ты случайно узнаёшь, что помимо официального проектного чата где-нибудь в скайпе, есть ещё и неофициальный, для шуток-прибауток. Только тебя туда забыли пригласить; и в этот момент ты осознаёшь, что для коллектива ты – уже не совсем свой. А в тот момент, когда в твоей власти оказываются решения о найме, увольнении и зарплатах – ты становишься совсем не своим. Кажется, дело тут даже не в личности и не в коллективе, просто такая вот существует стандартная динамика, и, предполагаю, изменить её было бы довольно сложно – если возможно вообще. Однако в сухом остатке мы имеем ещё один негативный фактор, активно воздействующий на психологический комфорт новоиспечённого менеджера...

Вот и всё, что с ходу пришло в голову. А чёртова дюжина – наверное, самая подходящая длина для этого списка.
Метки:
Поделиться публикацией
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама
Комментарии 339
  • +38
    Ужас какой-то :( Никогда не думал в таком ключе о жизни управленцев. Терпения вам, и побольше
    • +24
      Cпасибо :) Вообще я сам был в шоке, когда со всем этим впервые столкнулся… подумалось, что кто-то ещё может быть не в курсе, как и я — отсюда и этот пост.
      • +19
        Наверное, первая статья за месяцы, которую мне захотелось поплюсовать.
        Я сам столкнулся с бытием менеджера среднего пошиба и, увидев в себе изменения, решил не задерживаться на этом пропащем местечке. Если честно, у меня даже в мыслях не было, что всё это болото можно так красиво разложить по полочкам.
        Я бы добавил, как мне кажется, важный (под)пункт: невозможность более отводить сложным вопросам достаточное количество времени, постепенно вырабатывающаяся привычка брать нахрапом и нутром или «чистым опытом» вещи, которые при более внимательном рассмотрении решились бы иначе.
        • +2
          Я бы добавил, как мне кажется, важный (под)пункт: невозможность более отводить сложным вопросам достаточное количество времени, постепенно вырабатывающаяся привычка брать нахрапом и нутром или «чистым опытом» вещи, которые при более внимательном рассмотрении решились бы иначе.


          Да-да-да! Просто не остаётся возможности и времени сделать как надо, приходится гадать, полагаться на чьи-то суждения и, условно говоря, пользоваться гугловской функцией «мне повезёт»… вкупе с осознаваемой важностью вопроса, это страшно унетает такого старого перфекциониста, как я.
          • +1
            Да, потому что ваша работа теперь — не углубляться в разработку, а решать задачи.
            А углубляться вы можете теперь только в менеджерские вопросы. SRS например написать :)
            Просто нужно понять что вы больше не разработчик. Это тяжело, но без этого менеджером не стать. Или возвращаться обратно.
            • 0
              Написание SRS — это не работа менеджера, а бизнес(системного) аналитика. Хотя, конечно, эту роль может брать на себя как менеджер, так и разработчик.
        • +10
          Замечательный пост.
          От себя замечу, что самый хороший пешеход тот, у которого в кармане лежат водительские права.
          Разработчик побывав в шкуре менеджера становится суперазработчиком. Он начинает понимать мотивацию поступков менеджера и может эффективно приоритезировать собтвенные задачи и заниматься управлением рисками на своем уровне. Наличие в команде такого человека, заряженного на результат проекта, существенно повышает вероятность успеха, так как он является членом команды (в отличие от менеджера) и говорит со разработчиками на одном языке.
          Будучи менеджером регулярно приобщал ведущих специалистов в проблематику менеджмента. Вернувшись в технические специалисты — понимаем с менеджером друг друга с полуслова, не отвлекаю своего руководителя по пустякам, довожу до него информацию своевременно и в понятной для него форме.
          Так-что обязательно попробуйте конфетку с дугого конца, хотябы для того чтобы стать увереннее и успешнее в своей любимой деятельности.
          • +1
            Вот этот комментарий в точку. Судя по посту вам просто не подходит работа менеджера, а нужна та, где вы сможете работать в удобном вас режиме (focus & flow), а 90% менеджерского общения вам не в кайф. Чем мучить себя лучше смените профессию, думаю именно там вас ждет и успех, и новые горизонты.
      • +19
        Выбор был сделан неверный в жизни автор сказать пытается?
        • +7
          Примерно так, да. То есть в жизни, конечно, нету ничего однозначно чёрно-белого, но… знал бы прикуп :)
          • +7
            Что значит знал бы прикуп.

            Вы бы еще в хирурга конвертнулись, а потом бы удивлялись, что работа-то сложная оказывается.

            Хорошего менеджера днем с огнем не найти. А ситуацию накаляют еще все те, кто считают, что быть начальником более престижно, чем клерком. Вот и результат:
            Вместо оптимальной системы управления предприятием в большинстве компаний царит бюрократия и чинопочитание (в России по крайней мере).

            Представьте, что будет если менеджер станет программистом:
            — Программа будет писаться без системы контроля версий
            — Не будет бэкапов
            — Код и база будут правиться прямо на продакшене
            — Не будет мониторинга
            и т д

            И через месяца 2-3 он скажет вам 13 причин БЫТЬ управленцем.
            • 0
              «Знал бы прикуп — жил бы в Сочи.» — старая карточная поговорка про преферанс и не только…
              • +2
                Вы не правильно поняли мою фразу. Это не вопрос (и кстати там нет знака вопроса). Это нотка возмущения.
                • +7
                  BTW «Граждане отдыхающие! Не играйте с местными в карты! Они таки живут в Сочи!»
                • +2
                  Потолок – это всевозможные директора и их замы, которые часто оказываются основателями и/или совладельцами компании, или же их ставленниками. Проще говоря, это те управленческие позиции, до которых не получается «дорасти», а можно только «попасть»

                  Вместо оптимальной системы управления предприятием в большинстве компаний царит бюрократия и чинопочитание (в России по крайней мере).

                  Взаимосвязь? (!)
              • +4
                Почему то вспомнился фильм «Москва слезам не верит»
                Было там пару цитат
                — И сколько же у тебя людей-то в подчинении?
                — Почти 3 тыс.
                — Батюшки! Как же ты с ними справляешься? Трудно небось?
                — Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения.
                — Из вас мог бы стать хороший руководитель!
                — А ты думаешь, все должны быть руководителями?

                Было там еще парочку, не смог найти слово в слово, ну вы и так поняли о чем это я.
              • +19
                При всех минусах работы управленца, не стоить забывать и о плюсах.
                Скажу лишь о психологической стороне: человек, которому приходится управлять другими людьми, изменяется — становится более решительным и целеустремленным. Человек начинает грамотнее изъясняться и формулировать свои мысли, лучше налаживает контакт с другими людьми.
                Это очень полезные жизненные навыки.

                • 0
                  Но примененение эти навыки находят в основном в той же работе. Хотя не спорю, и в жизни вне работы эти навыки, наверное, иногда полезны.
                  • +5
                    Согласен! Ещё (если брать не только психологический аспект) денег больше платят — в сравнении с большинством неуправленческих должностей, конечно. Но тут как всегда вопрос в том, что перевешивает, плюсы или минусы… это для всех индивидуально, но полезно о потенциальных минусах хотя бы знать заранее.
                    • +7
                      Вот! От вопроса вы теперь точно не уйдете) Вы поработали в разных компаниях на менеджерских позициях… менеджерам бонусы/премии солидные платят? в среднем по больнице
                      • +4
                        Ну вот например за прошлый год мой бонус составил почти годовую зарплату после налогов. Но это такой максимум за всю карьеру пока… в больших конторах часто бонуса вообще нет или он чисто номинальный — менее месячной зарплаты. К слову — неденежные «плюшки» я вообще не считаю, но часто их много всяких, по мелочам.
                        • +1
                          Про премию, очень интересно — за что? Потому что менеджер, компания такая или был какой-то личный эпический win?
                          • 0
                            Ничего эпичного, просто по итогам года.
                      • +5
                        ну, в It это далеко не всегда так. да, совсем высший менеджмент больше получает, но обычны ситуации когда тимлид, или даже редкий хороший спец, получает больше менеджера среднего и выше него стоящего звена. не в макдаке же, в конце концов.
                        еще плюс в том, что почти все тех спецы имеют не один источник доходов. у них обычно есть свои проекты, либо какой-то фриланс, который обеспечивает неплохой доход. в менеджменте это очень сложно.
                        • +7
                          почти все тех спецы имеют не один источник доходов
                          Почти все это — это не более 20%, по моим наблюдениям. Физически сложно отдавать себя нескольким проектам одновременно и везде хорошо успевать. Более того, те разработчики, о ком я знал что они имеют регулярный левак, на основной работе частенько делали все спустя рукава, и/или регулярно нарушали дисциплину, прогуливая работу по уважительным и не очень причинам. Подозреваю, что и левак делался с таким же качеством.
                          • +1
                            С «оптимальным» качеством…
                    • +13
                      Да, здоровый менеджмент в компаниях — редкость большая. Это редко встречается в маленьких компаниях, и крайне редко — в крупных. Корпорации вообще меня пугают этой бесконечной игрой в царя горы среди менеджеров среднего звена.
                      • +7
                        Вот вы аккуратно написали — «редкость». А у меня есть серьёзные сомнения относительно того, что такое вообще бывает… то есть скажем так: сам я подтверждений существования здорового менеджмента не наблюдал пока. Наверное, всё у меня ещё впереди :)
                        • +2
                          У меня такие — гендир и ПМ в небольшой компании. Пока читал пост — поглядывал на их аватарки и думал «только не меня!».
                          Вообще интровертам тяжко на таких должностях. У экстравертов мышление очень другое.
                          • +4
                            * в смысле нормальные и адекватные гендир и ПМ)
                            • +1
                              Это большая удача и залог приятной работы — держитесь за это место!
                            • 0
                              Лично мне только один раз тимлидом побывать — не понравилось очень. Собрания, треп постоянный. ПиЭм еще был не в теме программерской части — я его перед собраниями по технической части просвещал… Вернулся в программисты, жизнь стала поприятней.

                              Да и пара друзей моих, побывав в менеджерах проектов в крупных компаниях, с удовольствием вернулись позже к разработке и техническим вопросам.
                          • +29
                            Вспоминается анекдот про большую корпорацию и главного босса который холел узнать является ли его адултьер с секретаршей работой или нет. В итоге самый низкоуровневый менеджер заявил — если бы это была работа — то это бы делал я
                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                              • +1
                                Адюльтер
                              • +8
                                Забавный материал. Мне кажется, что часть описанных проблем характерна для больших (от 3к человек персонала) и не самых толковых организаций. Совещания по 4 часа и интриги в коллективе — это явные признаки плохой компании, где люди не знают, что делать. На мой взгляд, таких лучше сторониться как менеджерам, так и разработчикам.

                                А у вас был опыт работы в ит-компаниях на руководящих должностях? По материалу у меня сложилось впечателние, что вы пишете о компаниях, где ИТ было неприоритетным направлением.
                                • +3
                                  Во всех компаниях, где мне довелось работать, разработка софта была основным или даже единственным направлением… одно исключение: компания выпускала железо + софт к нему тоже, то есть тут разработку ПО можно считать вторичным направлением.
                                  • +6
                                    Хм, а мне кажется всё описанное справедливо для любой ИТ-компании больше 100 человек.
                                    • +4
                                      Поверьте, не только ИТ-компании.
                                      • +3
                                        Работаю в IT компании на 100 человек. Описанных проблем не наблюдается или есть в зачатке. Подозреваю, дело в том числе в том, что при адекватном подходе к управлению выяснится, что связь менеджер программист горизонтальная, что позволяет минимизировать описанные менеджерские проблемы, перекладывая их на очень ограниченное количество людей «в теме», большей частью на тимлидов.
                                        • 0
                                          В вашей компании планированием фич и продуктов тим лиды занимаются или пм?
                                          • 0
                                            Планированием должен заниматься ПМ, это его работа, но основываясь на данных полученных от тим лидов. Тут я полностью согласен с antarx. И в маленькой команде, действительно, ПМ — это роль на проекте, а не «руководящая должность», что, разумеется, теряет свою актуальность с ростом команды/проекта/компании.
                                            • 0
                                              Есть разные фичи (например, доработка глубокого бекэнда непосредственно не влияет на проект (т.е. не является фичей для CPO), но при этом может быть важной и долгой), и разный уровень планирования: долгосрочный, краткосрочный, распределение между исполнителями, etc. Всё это распределяется между разными людьми.
                                        • +4
                                          Я работал в компании из нескольких десятков человек, где через год после моего прихода (я технический специалист) взяли нескольких менеджеров, которые вместо того чтобы самостоятельно разбирать наши довольно подробные отчёты всё время пытались спихнуть составление сводной статистики на наш отдел. Так что «хитрожопые» бездельники в любой организации найдутся.
                                          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                          • +7
                                            Больше похоже на невезение с работодателями… имена «героев» не выйдет огласить?..

                                            Следующий шаг карьерного роста управленца среднего звена без перспективы топа — свой бизнес
                                            • +11
                                              «Свой бизнес» — это «каждый из пунктов помножить на 10».
                                              • +5
                                                Не согласен. Спорить не буду. :)
                                                • 0
                                                  Имеете свой бизнес или не согласны в теории?
                                                  • +3
                                                    свой
                                                    • 0
                                                      ммм… Больше одного сотрудника, если не секрет? В смысле, фриланс или ...?
                                                      • +1
                                                        Больше одного сотрудника.
                                                        • 0
                                                          Ок, спасибо. Действительно рад что так бывает.
                                                          • +3
                                                            Могу еще одну такую забавную штуку сказать — в налоговой мне ни разу не нахамили и не нагрубили, и всегда помогали, и в мелочах и в серьезных моментах шли на встречу — с самого начала в 2009 году. Историй слышал много жутких, видимо мне повезло. Киев.
                                                            • 0
                                                              Ну, с налоговой такое дело — тут действительно как повезёт. :)
                                                • 0
                                                  Так там и доходы другие в своем бизнесе
                                                  • +1
                                                    Деньги — фантики. Нервы бесценны.

                                                    У меня есть и родственники, и знакомые, которые в погоне за деньгами в буквальном смысле гробили себе здоровье (инфаркты, в отдельных случаях смертельные, изредка прямо на рабочем месте, и куча всего другого). А смысл? Оно того не стоит. Лучше получать меньше, но не лишать себя удовольствий от работы и от жизни в целом.
                                                    • 0
                                                      Никто не говорит тратить свое здоровье в обмен на фантики. Но скажем зачастую с теми же напрягами работая на себя можно больше получать, чем работая на дядю. Вот и все.
                                                      • 0
                                                        В подавляющем большинстве случаев (рассматривая высококлассного специалиста-технаря, а не очередного вчерашнего выпускника, специалиста по созданию сайтов-визиток или переустановке винды) это — миф. И по части денег, и по части напрягов.
                                                        • 0
                                                          В большинстве случаев речь идет о фрилансе, а не о ведении своего бизнеса )
                                                          • 0
                                                            Редкий «бизнес» не прогорел в первый же год. Фриланс как раз наименее геморройный способ «не работать на дядю», если это вызывает какие-то конфликты с религией.
                                                • +4
                                                  Думал о таком, много… правда, боюсь, что не для меня затея: будучи категоричеси «risk averse person», вряд ли смогу управиться с неопределённостями своего бизнеса. А если и управлюсь, вряд ли смогу получать от этого удовольствие.
                                                  • +12
                                                    Мир выглядит совсем иначе по другую сторону зарплаты
                                                    • +2
                                                      Но и стресса в «не сезон» хватает на год вперед.
                                                      • +2
                                                        Эпичная фраза. Как говорится «Отлить в граните!».
                                                    • +6
                                                      Когда «полюдижины работодателей» сменено за несколько лет — то проблема, имхо, не в работодателях, а либо в неумении выбирать работодателя, либо собственных компетенциях.
                                                      И в целом для управленца-менеджера полгода-год — это крайне небольшой срок на одном месте работы. Первые пол года он только вживается в процессы внутри компании, процессы вокруг компании, налаживает формальные и неформальные связи — заводит знакомства с руководством, подчиненными и другими отделами, набивает шишки, и т.д. и т.п.
                                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                      • +4
                                                        Угу.
                                                        Ну да, в своём-то бизнесе всё, конечно же, само будет разруливаться и самоуправляться, приумножая ваши инвестиции.
                                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                          • 0
                                                            Даже умные люди — это команда.
                                                            Вектора если расфокусированы… знаете, про лебедя, рака и щуку.

                                                            Пример из практики. У вас Бдшник, архитектор и веб-программист. БДшник всю логику хочет в БД засунуть, архитектор думает над выбором готовых компонентов, веб-программист рад все сделать на своей стороне.

                                                            Нужно решение, одно из трех.

                                                            И таких вещей — принятий решений — сотни в проекте.
                                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                              • +5
                                                                «Предпочитаю не «управлять» умными людьми, а направлять их деятельность» — это демагогия.

                                                                Если вы выстроите команду, которая будет полностью без вашего участия приумножать ваши инвестиции, рано или поздно возникнет конфликт интересов. И тогда не удивляйтесь, что рядом с вашей компанией возникнет другая и что в этой компании окажутся все ваши сотрудники, а вы останетесь с носом.
                                                                А зачем вы им? Им и без вас хорошо.
                                                                И разрулить эту ситуацию вы не сможете. Вы ведь не руководитель. У вас не останется ничего: ни людей, ни технологий, ни процесса, ни связей и заказчиков. Боюсь, даже инвестиций у вас не останется.
                                                      • +17
                                                        Спасибо огромное за пост!
                                                        Как раз перед НГ решил из управленцев (путь и небольших) вернуться в программирование. И никак не мог отчетливо сформулировать причины. И тут Ваш пост как послеНовогодний подарок от Дедушки Мороза =)
                                                        • +5
                                                          Рад, что пост пригодился :)
                                                        • +8
                                                          TheR, если можно добавить в статью опрос, кем бы хотели стать хабравчане, управленцем или остаться разработчиком?
                                                          Добавьте, интересно было бы посмотреть на результаты.
                                                          • +3
                                                            Обязательно с пунктом «После прочтения статьи желание изменилось». :)
                                                            Я бы точно его выбрал.
                                                            • +1
                                                              изменилось с разработчика на управленца или с управленца на разработчика?
                                                              • +1
                                                                Думаю, останусь инженером
                                                          • +33
                                                            Первое и главное: умейте говорить «нет». Иначе на вас так будут ездить, спихивая всякую дрянь и паразитируя на вашем времени. Очертите свой круг ответственности сами, не стесняйтесь требовать специалистов, когда они нужны и т.п. Вас же потому и привлекли, что владелец бизнса не может всё делать сам, и чтобы вы принимали решения. Дают ответственность без ресурсов? Требуйте ресурсы и т.д. Если вы всё безмолвно принимаете, то вы не менеджер, а функционер.

                                                            Второе: задача бизнеса — делать деньги. Соответственно надо понимать, кто и что делает деньги, работать над этим и избавлятся от лишнего.

                                                            В-третьих, можно двигаться не только по вертикали, но и по горизонтали: достигли потолка в компании? Можно перейти в другую. В Америке засиживаться больше двух лет в одной компании так вообще не принято.
                                                            • +3
                                                              Я с вами согласен во всем, кроме последнего предложения. Можно вспомнить например Стивена Синофски и Эрика Липперта, которые по 20, а то и больше лет проработали в одной компании.

                                                              Это я к тому, что не стоит сильно обобщать. И у нас есть люди, которые меняют работу каждые два года, и у них.
                                                              • +1
                                                                В компаниях типа Интела или МС рекомендуют не заниматься 2года одним и тем же.
                                                                1) 2 года это довольно усреднённая величина, цикл выпуска продукта тут сильно влияет (а он может быть больше)
                                                                2) Опять же в таких крупных компаниях можно кардинально сменить род деятельности, компанию не покидая (хотя в той же мс, переход от команды к команде часто проходит через увольнение)
                                                              • +1
                                                                > В Америке засиживаться больше двух лет в одной компании так вообще не принято.
                                                                Возможно. Но я знаю про карьеру Джека Уэлча, 20 лет до CEO и 20 лет CEO.

                                                                Вопрос, кто к чему стремится.
                                                                • 0
                                                                  Безусловно, бывают разные случаи. Но в подобных ситуациях вряд ли говорят о «13 причинах не быть менеджером» ;-).
                                                                  • 0
                                                                    Джек Уэлч начал работать в GE в 60-ых, а когда стал СЕО (в его автобиографии, кстати, описано противостояние нескольких кандидатов — весьма интересно) поднял компанию до небес, избавившись от всех неприбыльных бизнесов корпорации. Причем, по его же собственному мнению, он был не самым умным человеком.
                                                                    • 0
                                                                      да, я читал
                                                                      очень крутой Уэлч.
                                                                  • 0
                                                                    с остальным согласен на 200%
                                                                    • +1
                                                                      Небольшой совет: ныне комментарии можно редактировать.
                                                                  • +1
                                                                    даже задействовав все возможные «примочки» почтового клиента –… – всё равно нету никакой реальной возможности даже вдумчиво прочесть всю корреспонденцию
                                                                    А что если нанять сотрудника на эти обязанности?

                                                                    А ещё обычного менеджера легко уволить и поставить нового (с меньшей зарплатой/послушного), — как работа выполнялась сотрудниками, так и с новым менеджером, она будет выполнятся сотрудниками, имхо.

                                                                    Ходит ещё такое выражение, что в России начальник (управленец) — это социальный статус, а не должность.
                                                                    • +1
                                                                      Ходит ещё такое выражение, что в России начальник (управленец) — это социальный статус, а не должность.

                                                                      Не знаю, велика ли разница, но вся моя рабочая деятельность протекала и продолжает проекать вне России…
                                                                      • +1
                                                                        А сколько Вам лет, если не секрет?
                                                                        и в каких странах Вы работали?
                                                                        • +1
                                                                          «В начале 1990-х, когда я учился в университете» расчитаем, 90-95 начало 90х, на тот момент ему было около 20и, если сразу после школы поступил. Сейчас 2013й на дворе, итого прошло примерно 18 лет с описываемых событий. Отсюда вывод, автору примерно 36-38 лет или еще больше, если он учился в универе, не сразу после окончания школы.
                                                                          • 0
                                                                            Ну отчего же секрет, вовсе нет… 35. Страны — Дания, Швеция, Финляндия, Латвия.
                                                                            • +1
                                                                              У вас, должно быть, хорошие скиллы, если вы работу, которая не нравится особо, делаете и хорошо себя продаете.

                                                                              Быть может, роль технического лидера, где меньше болтовни и больше технической стороны, попробовать?

                                                                              А можно какие-нибудь ваши проекты, кстати, глянуть? Или все под NDA?
                                                                              • +1
                                                                                Быть может, роль технического лидера, где меньше болтовни и больше технической стороны, попробовать?

                                                                                Наверное можно бы, только это сопряжено с двумя моментами: во-первых, реализовать эдакий «дауншифтинг» в рамках текущего работодателя проблематично, «не поймут-с». Соответственно, надо искать новую работу — вполне реализуемый проект, но пока что я всё же воздержусь от такого шага. Второй же момент выглядит вообще не очень преодолимым: по деньгам я потеряю, чтобы не соврать, раза в два сходу — это при хорошем раскладе. А вот на это я пойти категорически не готов.

                                                                                А можно какие-нибудь ваши проекты, кстати, глянуть? Или все под NDA?

                                                                                Где-то NDA есть, но суть не в нём — просто проекты все энтерпрайзные, суть внутренние системы, которые так вот просто «посмотреть» не получится. Твиттеров и фэйсбуков я не создавал :)
                                                                                • 0
                                                                                  если не секрет, когда вы за отметку топа вышли ($120k/year)?

                                                                              • +2
                                                                                Как руководили? На английском? Тогда подозреваю, что были очень большие компании. Там да, какой-то свой особый мир.

                                                                                Работаю в Финляндии. У нас в компании меньше 100 человек, описанные проблемы имеются, но в довольно легкой форме. Здесь совсем иное отношение к личному времени и никто не заставит даже менеджера работать по вечерам, если он сам этого не хочет. Каких-то особых интриг нет, все честно и открыто, даже рядовой разработчик имеет доступ к финансовым данным, руководство регулярно отчитывается о работе и состоянии компании. Менеджеры есть разные, и я всегда был о них не лучшего мнения, но осенью довелось работать над проектом с замечательным менеджером, это сильно изменило мое отношение. Совещаний порой многовато, но если четко заявить свою позицию (не хожу на них часто, стараюсь решать там конкретные проблемы), то тоже вполне нормально.
                                                                          • 0
                                                                            Если про управление проектами

                                                                            1. Без менеджера часто не бывает так называемого доведения до конца. Сложное понятие.
                                                                            «Почти», «99%» не считается

                                                                            2. Внедрения. Программист, внедряющий свой софт = инди разработчик, это отдельная группа талантов и гениев.

                                                                            3. Управления ресурами

                                                                            4. И всем остальным, всякими плюшками в офисе и вне офиса. Атмосфера и тд
                                                                            Тысячи их, мелочей работы. Помимо основных компетенций по управлению проектами.
                                                                          • +17
                                                                            Вы судите с точки зрения технаря на гуманитарную специальность. Было бы забавно прочитать наоборот ))

                                                                            А в целом, хочу сказать, что Вы просто насилуете себя работой, для которой не подходите. Кто-то чувствует, как управлять людьми, кто-то нет. Кто-то понимает, как работает компьютер, а кто-то не отличит его от кофеварки.
                                                                            • +2
                                                                              Да, создаётся такое стойкое ощущения насилия над собой! Отсюда мучительные раздумья на тему о том, что же делать дальше… правда, пока что безрезультатные, увы. А то бы куда более интересный пост получился бы!
                                                                              • +3
                                                                                Надо заниматься тем, что нравится. Жизнь у нас одна.
                                                                                Главное, чтобы за это ещё и платили )))
                                                                                • +2
                                                                                  Всё верно. Научите, как этого добиться? :)
                                                                                  • +2
                                                                                    А на должности TeamLead вам комфортно? Вернуться туда? Не быть PM. Там можно быть девелопером и при этом заниматься и управленческой работой (которую вы то уже полюбили, а?).
                                                                                    Будет у вас управление, но управление техническое, и возможности помогать команде тоже будут и манагерские в том числе.
                                                                                    • +1
                                                                                      Эххх… увы, и денег будет сильно меньше. Ну то есть в разы.
                                                                                    • 0
                                                                                      Я для себя пока выбрал девелопинг на фрилансе. Но, по деньгам, конечно, по разному получатся. То густо, то пусто.
                                                                                      Зато счастлив от того, что не надо ни под кого подстраиваться. Сам выбираю, где и как работать. И в дневное время есть возможность решить повседневные дела, ни у кого не отпрашиваясь.

                                                                                      Но, каждый человек должен сделать свой выбор.
                                                                                      • +1
                                                                                        То густо, то пусто.

                                                                                        Вот это отпугивает меня лично, например. В своё время довелось сделать пару мелких заказов фрилансерских — в роли разработчика. Однако, чтобы туда полностью уйти — учитывая «то пусто» — надо откуда-то взять довольно внушительную финансовую подушку, чтобы амортизировать такие падения активности. Потому как семья, и т.п. А я вот, скажем, не буржуй, свободных средств в таких объёмах, чтобы комфортно и безопасно уйти во фриланс, не имею…
                                                                                        • 0
                                                                                          Спрошу из любопытства, каков лично для вас размер необходимой подушки скажем в прожиточной норме на месяц (в деньгах у меня наглости не хватит спрашивать)? Иными словами, на сколько месяцев вперёд вам нужно денег, чтобы вы могли уйти во фриланс?
                                                                                          • +2
                                                                                            Скажу честно, что с какой-то особой точностью расчётов не вёл, так что этот срок имеет чисто психологическую подоплёку. То есть имея такую подушку я мог бы ощущать себя относительно комфортно, начиная фриланс (ну или вообще какую-то другую непривычную для себя деятельность, которая кажется рискованной) — зная, что у меня будет время, чтобы выйти на необходимый уровень доходов на новом поприще, а также и время найти работу, если вдруг совсем ничего не получится… такой срок для меня — 1 год.
                                                                                            • 0
                                                                                              Скажите, если конечно это не секрет, хотя бы на какую сумму ежемесячного дохода Вы ориентируетесь и считаете приемлемой в принципе. Не «чем больше — тем лучше», а в абсолютных величинах. С учётом семьи, детей и т.д.
                                                                                              • 0
                                                                                                Вы выше говорили, что был бонус с годовой зарплатой… Ждать TheR Consulting в следующем году?;-)
                                                                                    • 0
                                                                                      Уверен, у Вас получится вернуться в программисты, если решитесь!

                                                                                      Технологии все-таки не каждые 2 года меняются, основые и полезные навыки (что делать и что не делать, представления о правильной архитектуре и решениях) все равно остаются. Зарплата может и будет какое-то время меньше, но ведь жить на улице и голодать не придется. Экономия тоже ого-го как просветляет, если это временное явление.

                                                                                      У меня случился немного другой опыт — переход из гуманитария (IT-журналиста) в программиста. Все возможно, даже если начинать с нуля.
                                                                                      • +1
                                                                                        Увы, но быть хорошим программистом это как быть хорошим спортсменом, нужна регулярная непрерывная практика. Вернуться можно но работать получится хорошо если на 30% от соседа.
                                                                                  • +5
                                                                                    Кроме 10, 11 и 13 — прямо про системное администрирование.
                                                                                    • +1
                                                                                      Особенно про почту >__<
                                                                                      • +1
                                                                                        Должен отметить, что это — офигенно занятное наблюдение! Сам я с системным администрированием вообще не сталкивался, так что это не приходило в голову, однако же каков процент совпадения… удивительно, на самом деле :)
                                                                                        • +1
                                                                                          Да ничего удивительно. Всё же часть работы админа — сугубо манагерская.
                                                                                          • 0
                                                                                            Только зарплата обычно ниже, чем у девелопера. А «менеджерскость» работы — да, выше.
                                                                                            • 0
                                                                                              Да не, у хорошего админа — не ниже, чем у разработчика аналогичного статуса. Даже местами чуть побольше (если full-time администрирование, а не «поработал 2 часа в день и плюешь в потолок»).
                                                                                      • +4
                                                                                        Это не баги, это фичи. Опыт руководства over 10 years.
                                                                                        • 0
                                                                                          Этого и опасаюсь, думая о том, что тут (в менеджменте) мне скорее всего и куковать следующие лет 30…
                                                                                        • 0
                                                                                          А хорошие-то моменты есть? Опишите хоть вкратце, ради чего вы себя так.
                                                                                          • +2
                                                                                            Вообще из этого, может быть, мог бы получится отдельный пост… но по сути всё очень банально: деньги, жажда какого-то разнообразия, странная (навязаная кем-то идея) о том, что это естественная и единственно правильная последовательность: джуниор — миддл — сеньор — тимлид — менеджер — менеджер — менеджер — …
                                                                                            • +1
                                                                                              если последовательность неверна, то после тимлида остается свое дело?
                                                                                              никак по-другому?
                                                                                              • +4
                                                                                                Можно стать звездой.
                                                                                                • +2
                                                                                                  Подумываю написать на эту тему отдельный пост :) Вкратце вариантов куча: независимый консалтер, фрилансер, шароварщик… и необязательно даже до тимлида дорастать, вполне можно и раньше уйти в свободное плавание. Или остаться на зарплате и пофти по архитектурной части. Или учить — податься в тренеры/коучи, и т.п. Куча вариантов, на самом деле! Это гнусная обманка, что путь только один. Но я всерьёз в это раньше верил!
                                                                                                  • 0
                                                                                                    если не уходить в свободное плавание — то да, остается архитектор (при нужной доле везения и знаний).
                                                                                                    единственно меня пугает то что архитектор со временем слишком отдаляется от технологии, а какой толк от архитектора который только умеет говорить? вот тут отлично описан этот момент.

                                                                                                    в некоторых больших компаниях если тимлид/архитектор еще и программирует — это считается дурным тоном!? но тут видимо похожая ситуация как с управленцем который может стать бюрократом/функционером в огромной машине
                                                                                                • +5
                                                                                                  В времена своей «прыщавой» молодости, работая джуниором, я с некой завистью смотрел на этих чисто выбритых парней в пиджаках и галстуках, которые с важным видом заходили к ген. диру. Главный разработчик был уже не молод, а руководил им более молодой директор. Блин, думал я, так и буду до старости кодить… Амбиций ого-го из обоих штанин рвутся. Карьеру нужно делать. Оставаясь разработчиком получил в подчинение пару сотрудников. Ох и на мучился я с ними — «Услужливый дурак хуже врага». В итоге свой бизнес: полная гармония, директор, менеджер, работник — я… все друг друга понимают =)
                                                                                                  • 0
                                                                                                    А ничего что медианная зарплата нормального тимлида больше медианной зарплаты пиэма (Москва)?
                                                                                                    Где тут рост? Это переход в совсем другую специальность.
                                                                                                • +5
                                                                                                  Я хочу сказать, что еще никто так подробно, детально и, что самое важное, ТОЧНО не описывал здесь всю ситуацию с работой менеджера! Я считаю, что это нужно выдавать каждому новоиспеченному менеджеру как памятку, на что он подписался.
                                                                                                  • +2
                                                                                                    А лучше — ДО того, как кто-либо на что-либо подписался :)
                                                                                                  • +11
                                                                                                    Вы не управленец и уж тем более не проект-менеджер в IT. Вы функционер, шестерёнка в машине организации. Проект-менеджер это в первую очередь лидер, если проект-менеджер слабохарактерный и без силы воли он становится как и вы — функционером. Ещё один немаловажный момент — хороший менеджер всегда экстраверт, что позволяет ему поверхностно воспринимать множество задач и успевать решать их, интроверт же в данном случае будет концентироваться на одной из множества задач и в итоге завалит и её и все остальные. Все хорошие разработчики — интроверты, за всё то время, которое я работаю в IT, я ни разу не встретил хорошего девелопера, который был бы при этом экстравертом.

                                                                                                    Вам не место в PMIT, вы разработчик, который имеет совершенно другие взгляды на окружающую действительность. Они не хуже и не лучше, они попросту другие. Все совещания, переработки и прочие моменты легко обходятся, но только если вы действительно PM. Один из самых ярких представителей менеджмента в IT — Стив Джобс, если вы не можете быть как он или не хотите, то вам нечего делать в IT менеджменте, где человек должен быть как технарём, так и гуманитарием.
                                                                                                    • +3
                                                                                                      Сделали тут из менеджера просто афигенного специалиста. Все как раз таки так (наверное в 95% случаев), как написал автор. Не может менеджер оставаться техническим специалистом и действительно они погрязают в куче дерьма, но это их проблемы.

                                                                                                      2TheR, а есть ли свет в конце тоннеля, по вашему есть нормальный менеджмент? Или спасет отца русской демократии разбивка на самостоятельные более мелкие единицы?

                                                                                                      П.С. Пример со Стивом неудачный. Это исключение. И с чего вы взяли что он хороший менеджер?
                                                                                                      • 0
                                                                                                        ПМ в IT это просто афигенный специалист, потому как должен работать на грани двух мировоззрений — технического и гуманитарного. Менеджеры не погрязают в куче дерьма, в куче дерьма погрязают функционеры.

                                                                                                        Если один человек говорит, никто не может сделать что-то, это просто говорит о том, что это человек сам не способен на это и проецирует свою никчёмность на других людей.

                                                                                                        Пример со Стивом Джобсом наиболее удачный из всех, похожих людей на него в высшем топ-менеджменте IT компании сотни. А вы посмотрите на конечный продукт, который был создан под его руководством, посмотрите на то, как хорошо он продаётся и какие прекрасные отзывы получает не смотря на огромную кучу недостатков.
                                                                                                        • +9
                                                                                                          Стив Джобс? А когда Джобс вообще был технарем, напомните..?
                                                                                                          • 0
                                                                                                            В молодости. В книге iКона всё прекрасно описано, можете почитать.
                                                                                                            • +8
                                                                                                              В биографии Айзексона еще лучше написано — не был он технарем, если школу не считать. Вовремя подружился с Воз'ом. :)
                                                                                                          • +2
                                                                                                            То что вы описываете — это какой-то идеал из книг по менеджменту. Сами верите в свои слова? На практике даже если хочешь сделать правильно тебе не дадут так сделать. Занесут «в список «нелояльных», «немотивированных» или просто ленивых негодяев…». Систему невозможно сломать. Увы это так. Тоже самое можно сказать и про общество в целом.

                                                                                                            Касаемо Apple и Стива не будем поднимать холивар.
                                                                                                            • +7
                                                                                                              Это исключительно ваше мнение, ничем не подкреплённое и не обоснованное. Систему можно и нужно менять под ваши нужды, те кто этого не делают не обладают необходимыми навыками, качествами да и просто мозгами для работы на руководящей должности в IT сфере. Систему строят менеджеры, а не кто-то другой и если менеджер не может её поменять, то либо ему нечего делать в менеджменте, либо он пока не дорос до такой системы.

                                                                                                              Какой может быть холивар на тему Apple? Их продукты успешно продаются, а это главная задача менеджера — сделать компанию прибыльной и Джобс со своей задаче справилс яна отлично. Какие методы он использовал для этого и что за продукт получился — к делу не относится.
                                                                                                              • +1
                                                                                                                «Какие методы он использовал для этого и что за продукт получился — к делу не относится.»
                                                                                                                Вам бы не понравилось работать под его руководством. Мне тоже. Значит, уже что-то не так.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Мне бы не понравилось только потому, что я достаточно давно работаю в IT на ролях ПМ, а и у меня очень сильно выроботались лидерские качества. Если бы у меня их не было, я бы не задумываясь начал работать под его началом, потому что он реально мог сделать так, чтобы команда сделала невозможное.
                                                                                                                  • +8
                                                                                                                    Вы про его методы управления читали? Про истеричность? Про до**истость по любой мелочи?
                                                                                                                    Для рядового сотрудника важен не успех проекта, а кайф от работы. Это не всегда одно и то же. Первое без второго зовется «кошмарные условия труда».

                                                                                                                    «у меня очень сильно выроботались лидерские качества»
                                                                                                                    Ну и завышенная самооценка — куда же лидеру без этого? :)
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      Не пойму, что мешает придираться к каждой мелочи, и при этом вдохновлять?
                                                                                                                      Не прямой пример, но все же: однажды препод так поставил на экзамене 2, что после этого захотелось выучить все на 6. Вот вам и придирки.
                                                                                                                      • +1
                                                                                                                        Вам не попадались вот какого рода преподаватели: вы всю ночь что-то там чертили по начерталке, результат вам кажется идеальным, наутро сдаете ему, он видит какую-то мелкую и несущественную помарку, всё перечеркивает и велит рисовать заново?

                                                                                                                        (нет, у меня такого не было, но у знакомого было, причем до этого момента ни у кого из них не было личных счетов друг к другу)

                                                                                                                        Вот Джобс очень похожий подход использовал.
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Не берусь судить, как именно делал Джобс. Управление людьми — вещь тонкая и сейчас мы не сможем выяснить, где он был прав, а где ошибался.
                                                                                                                          • +1
                                                                                                                            Ну, приблизительно понять можно, по отзывам его сотрудников, друзей и знакомых. Почитайте биографию Джобса (Уолтер Айзексон «Стив Джобс»), весьма интересная книга.
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            > Вам не попадались вот какого рода преподаватели: вы всю ночь что-то там чертили по начерталке, результат вам кажется идеальным, наутро сдаете ему, он видит какую-то мелкую и несущественную помарку, всё перечеркивает и велит рисовать заново?

                                                                                                                            У меня когда-то такой научный руководитель был, человек настроения. До сих пор его за это ненавижу.
                                                                                                                    • +5
                                                                                                                      Понравилось бы или нет — не важно. Его задача была — создать успешный продукт. Он с ней справился. Все. Задача рядовых разработчиков, в принципе, аналогична, только на другом уровне. Если что-то не нравится — меняй работу.

                                                                                                                      Осознание что ты — не примадонна и твоя задача не абстрактный код написать, а продукт выпустить неплохо так помогает и в работе программиста.

                                                                                                                      Деньги на зарплату появляются не из воздуха, а с конкретного результата. А вот насколько качественно девелопер выполнил свою часть работы — это уже вопрос его профессионализма.

                                                                                                                      ЗЫ: На всякий случай: сам я работаю разработчиком.
                                                                                                                      ЗЗЫ: И фанатом ни Apple, ни Джобса не являюсь.
                                                                                                                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                              • 0
                                                                                                                2TheR, а есть ли свет в конце тоннеля, по вашему есть нормальный менеджмент? Или спасет отца русской демократии разбивка на самостоятельные более мелкие единицы?


                                                                                                                Света, если честно, пока не вижу. Руки опускаются периодически — а разбивке мешает моя личная боязнь к более широкому делегированию, наверное… есть над чем поработать, но даже при условии успеха в этом, я, пожалуй, остаюсь пессимистом.