9,0
рейтинг
14 января 2013 в 20:52

Дизайн → Психологический тест для оценки IT-продукта, или в чем Habrahabr уступает Facebook из песочницы

Пробовали ли вы оценивать свой IT-продукт с психологической точки зрения? Такая оценка может основываться на общей психологии и включать эргономическое тестирование, может основываться на когнитивной психологии и задействовать теорию познания и принятия решений, может основываться на теории деятельности и анализировать пользовательские сценарии, может основываться на психологии научения и бихевиоризме и анализировать продукт с точки зрения геймификации…

Но отдельный очень важный раздел психологии – это психология личности, включающая теории личностных потребностей и психологических защит. Из-за сложности и большого количества иногда противоречащих друг другу концепций, эту область редко используют в качестве источника идей и ограничений при разработке IT-продуктов. Однако психология личности дает очень много возможностей для понимания и предсказания поведения пользователей.

Предлагаю вариант методики для оценки IT-продукта, созданный на основе компиляции различных теорий личностных потребностей.
Тест оценивает, насколько продукт может удовлетворить 10 наиболее распространенных потребностей личности.
Этот тест можно использовать не только для оценки продукта, но и как чек-лист при поиске идей в разработке IT-продуктов.

Описание теста.
Для каждой потребности предложено по 5 вопросов о продукте. Положительный ответ на вопрос +1 балл, отрицательный ответ 0 баллов. Подсчет баллов ведется для каждой потребности отдельно и в сумме по всем 10-ти потребностям. Соответственно, в итоге продукт может получить максимум 50 баллов (эта оценка, скорее всего, будет у продуктов, которые предоставляют наилучшие возможности для удовлетворения ведущих 10-ти личностных потребностей пользователя).
Потребности для удобства анализа объединены в 3 блока: социальность, эмоции и деятельность.

Блок «Социальность»
1. Потребность в принадлежности и боязнь быть отвергнутым
1) Создана ли возможность для объединения пользователей продукта в группы (реальные или виртуальные)?
2) Защищает ли продукт от ощущения одиночества или отверженности другими людьми?
3) Позволяет ли продукт узнавать новых людей, заводить или возобновлять контакты с другими людьми?
4) Позволяет ли продукт получать поддержку и одобрение от других людей, почувствовать себя в центре внимания?
5) Защищает ли продукт пользователей от неодобрения или агрессии других людей?

2. Потребность во власти
1) Создает ли продукт условия для проявления власти над другими объектами (людьми, животными, растениями, предметами, виртуальными персонажами и т.д.)?
2) Создает ли продукт возможности для влияния на чужое поведение, эмоции, судьбу или развитие?
3) Защищает ли продукт от ощущения собственной беспомощности и зависимости от воли других людей или программы?
4) Предоставляет ли продукт возможность показать другим пользователям свое интеллектуальное, финансовое или иное превосходство?
5) Создает ли продукт возможности для выстраивания социальной иерархии его пользователей?

3. Потребность в опеке и заботе над более слабым (желание быть полезным)
1) Создает ли продукт условия для проявления заботы над другими (людьми, животными, растениями, предметами, виртуальными персонажами и т.д.)?
2) Создает ли продукт условия для благотворительной деятельности?
3) Позволяет ли продукт почувствовать себя ответственным за чье-то развитие и благополучие?
4) Создает ли продукт возможности для волонтерства и помощи другим?
5) Позволяет ли продукт увидеть результаты помощи другим (в виде их благодарности, проявления эмоций или информации о их развитии)?

Блок «Эмоции»
4. Потребности в подкреплении и быстрой обратной связи
1) Предоставляет ли продукт поощрения и награды за различные действия пользователей (от программы или других пользователей)?
2) Защищает ли продукт от неопределенности и неизвестности после совершенных действий?
3) Предоставляется ли пользователю немедленная обратная связь о результате каждого его действия? (результат действия сразу виден).
4) Предоставляет ли продукт визуализацию результатов действий пользователя с указанием результата каждого действия (например, статистику)?
5) Предусмотрены ли в продукте награды с вариативным соотношением или вариативным интервалом (например, неожиданный выигрыш)?

5. Потребность в эмоциях и острых ощущениях
1) Помогает ли продукт почувствовать яркие эмоции (положительные или отрицательные)?
2) Помогает ли продукт пережить эмоции или ощущения, сложно доступные пользователями в реальной жизни?
3) Позволяет ли продукт испытать острые ощущения, подобные ощущениям при занятиях экстремальной деятельностью или совершении опасных, аморальных или противозаконных действий?
4) Способен ли продукт вызывать новые интенсивные эмоции, к которым сложно адаптироваться и привыкнуть?
5) Способен ли продукт вызывать у пользователей сочетание эмоций радости и возбуждения (удивления)?

6. Потребность в познании, любопытство
1) Помогает ли продукт узнать что-то новое о мире и о других людях, получить новые знания?
2) Помогает ли продукт узнать что-то новое о себе (своей личности, характере, состоянии здоровья, и т.д.)?
3) Способен ли продукт вызывать удивление за счет предъявления чего-то принципиально нового, неведомого ранее?
4) Создает ли продукт условия для мысленной активности (решение задач, ребусов, прохождение тестов, ответы на вопросы и т.д.)?
5) Предоставляет ли продукт возможности для личного исследования, игрового поиска намеренно скрытой информации?

Блок «Деятельность»
7. Потребность в деятельности, активности и производстве
1) Помогает ли продукт чем-то «занять руки», заняться какой-то простой деятельностью, не требующей серьезных усилий и специальной подготовки?
2) Помогает ли продукт избежать «мучений совести», создавая иллюзию занятости и совершения полезной деятельности?
3) Позволяет ли продукт сохранять результаты своей активности, получать к ним доступ в дальнейшем и демонстрировать их другим людям?
4) Позволяет ли продукт сохранять результаты своей активности в материальном виде (на физическом носителе), получать к ним доступ и передавать другим людям?
5) Предоставляет ли продукт для своих пользователей дополнительные способы мотивировки использования продукта (объяснения «Ради чего» и «С какой целью»)?

8. Потребность в завершении начатого
1) Помогает ли продукт чувствовать завершенность (субъективно выражаемую как «дело сделано») после совершения какого-либо действия?
2) Использует ли продукт «чувство незавершенности» для стимулирования его дальнейшего использования или использования его новых версий (уровней)?
3) Является ли завершение начатого при использовании продукта достижимым для пользователя (субъективно воспринимается как достижимое)?
4) Предоставляется ли пользователям статистика действий с указанием оставшихся этапов до достижения цели (за счет использования планов, чек-листов, таблиц достижений, поощрения и т.д.)?
5) Предусмотрена ли награда от программы или других пользователей за завершение какого-либо этапа в использовании продукта?

9. Потребность в накопительстве и сохранении
1) Предусмотрена ли возможность что-либо собирать и накапливать при использовании продукта (составлять коллекцию)?
2) Созданы ли специальные инструменты, информирующие пользователя о полноте его коллекции?
3) Созданы ли специальные условия, побуждающие к коллекционированию и накопительству (виртуальные шкафы, «полки славы», списки и т.д.)?
4) Предоставляет ли продукт дополнительные товары или сервисы, составляющие вместе с продуктом коллекцию (полную версию)?
5) Защищает ли продукт пользователя от потери коллекции или накопленных результатов своих действий?

10. Потребность в достижениях и боязнь неудач
1) Создает ли продукт условия для развития и личных достижений пользователя?
2) Используются ли методы визуализации и подтверждения личных достижений пользователя?
3) Предусмотрена ли «профилактика неудач» (возможность обучения, подсказки, тренировки на легких уровнях и т.д.)?
4) Предоставляется ли пользователю подкрепление и поддержка в случае неудачи?
5) Защищает ли продукт пользователей от неудач и падения в статусе?

Обработка теста: подсчитываются баллы и рисуется «психологический профиль» продукта, на котором видны пробелы в удовлетворении потребностей. Наложение матриц продуктов позволяет сравнивать их и делать гипотезы о причинах успешности каждого.

Примеры профилей разных IT-продуктов:

1. Facebook (синий, 31 балл) и Minesweeper (игра Минер) (зеленый, 17 баллов), где явно видно существенное отставание Минера в удовлетворении социальных потребностей.


2. Facebook (синий, 33 балла) и Habrahabr (красный, 38 баллов), где видно отставание Хабрахабра в удовлетворении потребности в принадлежности (скорее – боязни быть отвергнутым) и боязни неудач, но превосходство по 5-ти другим потребностям.


3. Habrahabr (красный, 38 баллов) и Minesweeper (зеленый, 17 баллов), где явно видно отставание Минера в удовлетворении почти всех потребностей, кроме боязни неудач.


NB:
1. Оценка продукта по формулировкам производится субъективно, на усмотрение оценщика (желательно, чтобы оценщик имел дополнительное представление о теории потребностей), поэтому итоговую оценку можно использовать только приблизительно, так сказать, для начала разговора. Достоверность оценки повышается при использовании экспертных оценок.
2. Стоит ли оценщику хорошо знать оцениваемый продукт? — Это зависит от того, оценку какого пользовательского восприятия вы хотите получить.
(Например, представленные здесь оценки Habrahabr отражают пользовательский опыт новичка и могут отличаться от оценок опытных пользователей. Но именно эта разница в оценках может стать предметом для изучения пользовательского опыта и адаптации)
2. Это самый простой вариант теста, в нем нет повышающих коэффициентов для разных видов потребностей у разных групп продуктов (например, насколько важнее пользователю удовлетворить потребность во власти по сравнению с потребностью в завершенности), поэтому его можно применять для начальной приблизительной оценки самых разных IT-продуктов.

Очень пригодятся ваши дельные комментарии и дополнения, чтобы сделать тест более адекватным и понятным.

Если вам захочется больше узнать о личностных потребностях и о том, как они определяют поведение людей, можно посмотреть классические книги на эту тему.
Вот некоторые:
1. Х. Хекхаузен. Мотивация и деятельность
2. Д. Макклелланд. Мотивация человека
3. Е. П. Ильин. Мотивация и мотивы
Тамара Кулинкович
Кулинкович Тамара @TamaraK
карма
21,0
рейтинг 9,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Дизайн

Комментарии (64)

  • +3
    Идейно — классно, ловите плюс. По делу — ИМХО не хватает веса вопросов, для усиления влияния на оценку более «сильных» вопросов, как выделить сильные вопросы: которые ближе к более основным инстинктам, тоесть вопросы безопасности (в т.ч. жажда власть например, как проявление желания быть в безопасности), и т.п. Не поручусь за правильность оценки более сильных / слабых вопросов, но факт — что она не учитывается выше =)
    • 0
      И да,
      в нем нет повышающих коэффициентов для разных видов потребностей у разных групп продуктов

      прочитал, я имел в виду что нужно ввести эти коэфициенты более менее универсальные / адекватно посчитанные, без них затруднительно практическое использование теста.
      • +1
        В психологии я еще не встречала попыток количественного ранжирования потребностей.
        Только у Маслоу, да и то только умозрительное, без цифр.
        Если и есть такие попытки, для IT нужно будет делать заново, так как среда здесь вторичная, то и порядок приоритетов может меняться
    • 0
      Спасибо. Да, я это упомянула в NB в последнем пункте. И тут большая тема для работы еще, для обнаружения и доказательства этих «весов». Уж если Маслоу признал, что порядок важности удовлетворения потребностей может нарушаться, то тут надо осторожно.

      Так что этот тест скорее работает как чек-лист по принципу наличие-отсутствие. А чтобы глубоко исследовать, почему, например, Twitter так выстрелил при начальном минимализме — нужно доказать, что он удовлетворяет меньше потребностей, но более дорогих.
      • 0
        Меня это скорее заинтересовало как тест для экспресс-оценки социальных и психологических качеств онлайн игр для оценки недостатков проектов, приходящих на рассмотрение, спасибо за идею =)
      • 0
        Тест весьма интересен. Что касается «весов», то тут все же от категории проекта должно плясать, ведь веса вычисляемых категорий должны принципиально отличаться у научных и медийных проектов.
        • 0
          Да, полностью согласна. Это и затрудняет разработку весов. Грамотнее, наверное, будет разработать какой-то удобный инструмент по разработке весов для отдельных категорий проектов. Алгоритм.
  • +4
    Я бы не стал сравнивать проект для всех с проектом, заточенным для IT-сообщества, разница велика. Тем более что Ваш тест нужно переделывать под каждое конкретное сравнение, не говоря уж о том, что есть резон сравнивать только очень схожие проекты.
    • 0
      Вы имеете в виду сравнение Хабра с другими?
      • +12
        Я имею в виду, что хабр и фейсбук слишком разные, чтобы можно было объективно их сравнить, тем более используя шаблонный набор вопросов.
        • +3
          Зато онлайн-игры — весьма хорошо ложатся под этот тест, если немного модифицировать некоторые формулировки =) Плюс на них можно провести масштабное исследование, т.к. их а) 100500, б) есть явные лидеры/лузеры среди известных проектов, в) они внутри своих ниш отлично между собой сравниваются (та же самая аудитория, заточка на одно и то же, просто где-то хорошая, где-то плохая). Прям непаханное поле для дипломной работы психолога =)
          • 0
            Да, непаханное. Но чтобы использовать его в науке, его нужно будет не только адаптировать под предмет исследования, но и дополнительно валидизировать (я провела первичную валидизацию, но считаю, что нужно больше). А это ответственная работа, так сказать :)

            Мне интересно реально сопоставить баллы с популярностью продукта. Частично это и будет валидизацией

            И из этого, кстати, можно будет вычислить «веса» потребностей
            • 0
              И именно поэтому я говорю об онлайн играх, т.к. успешность продукта (через которую предлагается валидность/невалидность теста определить) известна, при этом у аудитории этих продуктов — совершенно одинаковые интересы (если усреднить их статистически). Ну тоесть это готовое поле для проведения исследований. Если показатели теста на большой выборке продуктов четко выделяют успешные (а мы знаем какие успешны)… ну собсно чего я рассказываю, и так все понятно же =)
            • 0
              Баллы не будут иметь прямой корреляции с популярностью. К примеру, FB и ВК. Предоставляют примерно одинаковые возможности, но имеют совершенно разную количественную аудиторию.
              Теоретическая удовлетворенность продуктом это один из сотни пунктов, влияющие на его популярность.
              • 0
                Все верно. Параметров тысячи. Но любая оценка позволяет зафиксировать хоть один параметр и дальше наблюдать его в динамике. Начинать с чего-то надо.
                Идеальную термометро-барометро-линейку сделать сложно
        • +1
          Конечно, продукты разные. Но пользователи у них — люди. Предложенный здесь метод ориентирован на личностные потребности пользователя.

          Другими словами, пользователями могут использовать продукт с разными целями, иметь разное образование и профессию, но их личностные потребности — это то общее, что может влиять на удовлетворенность этим продуктом, на привязанность к нему и т.д.

          При этом, иногда бывает очень полезно сравнить на одних координатах совершенно разные продукты, чтобы получить идеи для развития продукта. Та же геймификация — хороший пример.

          шаблонный набор вопросов
          — если его не использовать, просто придется использовать методы глубинных качественных исследований. Это тоже вариант. Выбор метода зависит от цели и ресурсов.
  • 0
    Продукт/проект не должен удовлетворять всем подребностям и сразу. Это получится эдакий агрегатор всего, а все охватить не получится все равно. Да и потребности у всех разнообразные. Разные проекты удовлетворяют разные потребностям, исходя из этого и получается список 4-6 самых посещаемых сайтов человеком. Из которого можно определить какие потребности для него наиболее актуальны в данный период времени.
    • +1
      Не поспоришь. Ответила про девушек внизу.
      Иногда продукту какой-то мелочи не хватает (например, плюшек, или статистики), чтобы мгновенно увеличить аудиторию, а не жить только за счет гиперлояльных пользователей. Этот тест как бы помогает навести на мысли, что можно докрутить
      • 0
        Ютуб, к примеру. Он не удовлетворяет множеству из пунктов выше, но очень популярный. Потому, что на нем классно смотреть видео.
        • 0
          Да, мы там выше писали про Твиттер и про «вес» некоторых отдельных потребностей.
          Но насчет Ютуба — я поспорю. У него есть очень много примочек, начиная от подписки на канал, кнопок, звездочек, лайков, статистики и т.д. Чуть позже попробую его оценить и вывесить здесь мое мнение по тесту
          В том-то его сила. Кажется, что пришел только видео посмотреть, а он при этом тешит еще несколько потребностей и делает счастливым.
          • 0
            Все фишки Ютуба направлены на получение человеком интересующего контента и денежной прибыли, а не власть, общение и страхи — это все вторично тут. Я считаю, что ваша методика вообще не применима к IT-сайтам. Пример — сайт госуслуг.: уж точно не удовлетворяет никаким из предложеных признаков, но выполняет цель и поэтому посещаем.

            Ваш метод применим к соцсетям и онлайн-играм.
            • +1
              Вынуждена не согласиться. Потому что потребности по роду профессии изучаю уже 12 лет.
              Когда речь идет о том, что сайт «выполняет цель», я смогу вам много перечислить потребностей, которые он при этом удовлетворяет под видом удовлетворения этой самой цели. Эти потребности скрыты и требуют дополнительного знания, чтобы их обнаружить.

              Но этот спор бессмысленный, так как этот инструмент я предложила людям, которые занимаются изучением потребностей IT-пользователей. Я таких людей много консультирую по разным IT-продуктам и знаю, что им инструмент будет полезен.
            • 0
              Поставил "+1" — проявил власть, выложил свой ролик не опасаясь минусов — не пришлось преодолевать страх «не заминусуют ли карму» и далее в таком же духе.

              А сайт госуслуг так это вообще чистая власть — сидишь дома, кнопочки нажимаешь, мышкой клацаешь, а государство работает на тебя. В теории по крайней мере.
              • +1
                Ну да, вкратце так.
                Например, епгу. госуслуги.ру довольно-таки заточен под разные потребности. Если в нем еще добавят плюшек в виде личной статистики пользователя по использованию услуг, какие-нибудь бонусы и спецпредложения с возможностью высказать личное мнение, оценить эффективность сервиса и внести свои предложения — будет уже почти под завязку.
                UPD: обратная связь у них есть, оказывается. Может, и статистика личная есть.
              • 0
                +1 это не власть. Власть — это выбирать, кого удалять из списка друзей, кому показывать что-то, с кем говорить, с кем нет. Заминусовать ролик могут легко, а если он совсем глупый — то и по инету на мемы растащить — не отмоешь.

                А госуслуги это не власть даже близко. Власть — это то, к чему ты обращаешься на госуслугах. А потребитель — холоп в данном случае. Да и одной власти недостаточно — во оно, сколько пунктов-то.
  • +2
    а кто вообще сказал что Хабр уступает FB?
    для меня показателем является то, что у меня нет Аккаунта в Фейсе, а на Хабре есть. При этом получить акк в Фейсе — дело 5 кликов а на Хабре его нужно заслужить.
    • +4
      Все верно. Формулировка была «в чем Хабр уступает», а не «почему».

      Девушки ведь тоже не всем одинаковые нравятся. Кому-то важнее красивые, кому-то важнее приветливые. А вот если красивая будет приветливой, она получит +1 целевую аудиторию мужчин.
      • 0
        Хорошая аналогия)
  • –3
    А где лицензия на использование?
    Меня например ни устраивают ни фейсбук, ни в контакте в этом плане и дальнейшее сравнение уже выглядит бесмысленно.
    • 0
      Отвечу на вопрос, если поясните, что имеете в виду. Что значит лицензия на использование в этом контексте?
      • –3
        Имеется ввиду отношение к «privacy».
        • –2
          Судя по оценкам, всем плевать на это… Чтож… Ваше право.
        • 0
          пп. 1.5, 2.3, 10.5
  • 0
    А где лицензия на использование?
    Меня например ни устраивают ни фейсбук, ни в контакте в этом плане и дальнейшее сравнение уже выглядит бесмысленно./blockquote>

    Имеется ввиду отношение к «privacy»./blockquote>

    Теперь ответить на вопрос стало еще сложнее. Поясните, пожалуйста, подробнее, что имеется в виду.
  • +1
    Хоть теоретическая база и старовата, но для экспертного интервью или шторма это чудесный материал. Респект! Опубликовано или это и есть публикация? Подробностей хочется про валидизацию, про практику применения.
    • 0
      Присоединяюсь и к похвалам и к вопросам =)
      • 0
        Спасибо. Этот тест — результат и инструмент моей практической работы с IT-командами в исследовании пользователей. Это только один из методов, простой и довольно поверхностный. Но для идей и первичного тестинга «а что мы упустили» подходит

        Сейчас я собираю эти знания в книгу, так как много преподаю про исследование пользователей. Я уже написала и выпустила в открытый доступ (без печати) первую часть книги, в которой описываются потребности (еще +9) с точки зрения их удовлетворения IT-продуктами.
        Этот тест, когда будет апробирован и серьезно валидизирован, войдет во вторую часть этой книги, посвященную разным методам исследования IT-пользователей.

        У теста нет ни характеристик стандартизации, ни валидизации (я упоминала в примечаниях и в комментариях). Пока валидизация была только конструктная и экспертная, без кросстестов, например.

        Я считаю, что для научного использования (или для использования в финансовых расчетах и предсказании успешности продукта) в этом тесте точно должны быть добавлены веса потребностей. Без них тест больше похож на чек-лист или на умозрительное сравнение. Что на некоторых этапах разработки тоже неплохо.

        Для научной публикации, на мой взгляд, пока мало информации об использовании и стандартизации.

        Теоретическая база, данная в конце статьи, — это рекомендуемая литература для начинающих. А потребности я выбирала из большого числа классификаций (в свое время преподавала курс «Мотивация» в университете), но выбрала те, с которыми слишком часто встречалась в разных научных работах и которые реально встречаю в своих практических исследованиях.

        P.S. По правилам Хабра, материал не должен быть ранее нигде опубликован. Я отнеслась к этому ответственно. Это моя первая публикация и на Хабре, и этого текста.
        • 0
          Тамара, можно ссылку на опубликованную часть книги? Не смог найти.
          Планируете издаться в электроном виде? Я бы купил.

          Пока не вижу перспектив данной модели как измерительного инструмента. Хотя бы потому, что в психологии потребительского поведения адекватных потребностных моделей нет до сих пор.

          Но для структурирования данных качественного исследования — это чудесный фреймворк.
          • 0
            Спасибо. Книга размещена в интернете в свободном доступе. Она не коммерческая. Пока в авторской редакции. Прямая ссылка на пдф в моем профиле здесь (я не уверена, что в комментариях можно размещать ссылки)
            Есть страница в ФБ — там можно задавать вопросы, и там будут обновления публиковаться
            • 0
              Супер! Не помню я пароль от ФБ, поэтому напишу тут.

              Первый раздел меня как-то обманул. Нету там объяснения для чайников, что такое «мотивация», «мотив», «потребность» и чем они различаются.

              А примеры и картинки классные.
              • 0
                Спасибо.
                Первый раздел меня как-то обманул. Нету там объяснения для чайников, что такое «мотивация», «мотив», «потребность» и чем они различаются


                Тут вы меня подловили. Определение мотиву и потребности я там не дала, это правда. Очень не хотелось.
                Я собираю отзывы (их можно и на сайте с книгой оставлять), чтобы дописывать книгу под потребности тех, кто ее будет использовать в работе.
                Добавлю вашу рекомендацию добавить определения, так?
                • 0
                  Говоря айтишным языком, у вас есть код, где переменные не объявлены, но активно используются. При компиляции ошибки будут :)

                  На сайт зайду, спасибо!
  • 0
    Спасибо! Очень интересно, с удовольствием попробую применять в своей работе, а возможно ли тест как-то автоматизировать и пропускать через него профили пользователей, а не привлекать экспертов из области потребностей (NB1). Было бы интересно, к примеру, данный тест применять в комплексе с A/B тестированием.
    • 0
      Конечно, можно. Это один из примеров его применения. Например, там, где у игры основной отток, сравнить, как оценивают продукт те, кто остался, и те, кто был до того, как уйти. Гипотеза: остались те, у кого продукт удовлетворял какие-то особые потребности, не такие важные для тех, кто ушел.
      • 0
        Проблема в том, что те, кто уходят вряд-ли уже захотят еще отвечать на вопросы, проходить тесты. Поэтому хорошо было бы уже по имеющимся данным о поведении пользователя в приложении (игре) составить его психологический профиль (т.е. некий бихевиористский подход).
        • 0
          Да. Я имела в виду такую организацию исследования: например, у нас есть приложение, которым в течение месяца пользуется n человек, а через три месяца n/2 человек. Так вот, сравнить пользователей-новичков и пользователей, которые остаются с приложением после трех месяцев. Явно, раз есть отсев, что-то новички не находят в приложении. А сравнение пользователей поможет выйти на это что-то

          А составить профиль — это вообще красота.
          • 0
            ИМХО для того, чтобы опрашивать пользователей — тест в таком виде не подходит, а группе из 3+ специалистов (чтобы сгладить субъективность оценки количеством) — вполне подойдет. Для опроса пользователей же надо сильно модифицировать вопросы чтобы они серьезно отнеслись к их заполнению, причем под конкретный продукт.

            Вообще придется сильно голову поломать над формулировками и формой теста, чтобы получить на выходе именно от пользователей релевантные данные =) Например, возможно стоит его разбить по частям в таком случае, и одной группе пользователей — показывать только 1 блок, другой — другой блок, среди прочих вопросах о качестве продукта, так чтобы пользователю максимум 5 вопросов досталось из этого теста.
            • 0
              Хороший вариант.
              Конечно, его надо кастомизировать. И для вида пользователей, и для категории продуктов.
              Болванка есть, дальше можно дорабатывать.
        • 0
          По поведению юзера в игре составить психологический портрет юзера… ох, ну не знаю, кто из девелоперов станет заниматься реально такими вычислениями, в реальности можно только очень поверхностно отнести игрока например (если речь про игру) к 1 из 4х категорий к примеру если категоризировать их по Ричарду Бартлу ( dtf.ru/articles/read.php?id=44593 — кто не в курсе, лучше ничего не видел по практическому анализу психологии игроков ) Это даст какую-то разницу в результатах теста для разных категорий игроков, но пока они не получены масштабно — сложно сказать будет ли у них хоть какое-то практическое применение, может оказаться просто бесполезной работой =)
          • 0
            Кхм. Поведенческий профайлинг — это маст-хев как для игр, так и для прикладного софта.

            Почему анализ статистики посещений сайта (воронки, маршруты, тепловые карты, сегментация и т.д.) — это норма жизни, а эффективность такого же анализа поведения игрока/пользователя вызывает сомнение?

            Перед тем, как «залезть в голову» игроков, изучить их мотивацию, нужно хотя бы иметь объективное представление о том, как они себя ведут.

            Выделив по поведенческим признакам специфические для вашего продукта (!) сегменты пользователей, уже можно проводить с ними интервью, давать тесты и строить психологический портрет.
            • 0
              Можете привести примеры игр, в которых это делается? =)
              (юзеры разделяются на отдельные сегменты и затем интервьюируются, тестируются и т.п.)

              Я не спорю что это было бы здорово, наверное, теоретически. Но факт — что никто (или почти никто) этого не делает на практике.
              • 0
                Скайрим и Масс Эффект
  • 0
    Что-то не получается нагуглить что же такое Miner Windows…
    • 0
      Игра «Минер» в базовом комплекте игр в Windows. Возможно, у нее есть какое-то другое официальное название. Но так понятнее.
      • 0
        Ааа… Я подозревал что речь идет о Minesweeper, но закрались сомнения что возможно мимо меня прошел релиз социальной сети от Microsoft со странным названием :)
        • 0
          Так вот, как он называется! Спасибо. Я исправлю.
  • 0
    «10. Потребность в достижениях и боязнь неудач
    1) Создает ли продукт условия для развития и личных достижений пользователя?
    ...»

    Хабр хуже фейсбука? Не верю.
    • 0
      Обратите внимание на вторую часть: «боязнь неудач». Она довольно сильно парализует многих даже для того, чтобы начать писать в Хабр.
      В фейсбуке в принципе нет кнопочки «Не нравится» и нет понятия «дислайкнуть». А какая система наказаний на Хабре — мммм.

      Если хотите подробнее — в книжке я описывала каждую потребность с определением и примерами. Тогда понятнее становится, что имеется в виду в тесте и как его применять.
  • 0
    Некоторые пункты сильно коррелированы между собой. Например, 2.2 vs 2.3 — фактически взаимоисключающие параграфы, я не могу себе представить продукт, где за оба стоят плюсы.
    • +2
      Вы имеете в виду:
      2) Создает ли продукт возможности для влияния на чужое поведение, эмоции, судьбу или развитие?
      3) Защищает ли продукт от ощущения собственной беспомощности и зависимости от воли других людей или программы?

      Для того, чтобы понять п. 2, нужно больше узнать о психологии власти. Влиять на эмоции, поведение и т.д. других людей можно незаметными для них и вполне благородными способами. Совет, обучающая стать, красивая песня — все это способы повлиять на чужие эмоции, развитие и т.д. При этом объекты влияния не будут чувствовать себя беспомощными

      В теории потребности во власти есть исследования, которые показали, что наибольшей потребностью во власти обладают психологи, актеры, учителя, доктора… Их власть не всегда явно заметна. И не оставляет, например, у зрителя в театре ощущение беспомощности и зависимости

      Продукт, в котором может быть 2 плюса: например, обучающие порталы без страха оценки и исключения
      • 0
        Ну хорошо, действительно, я неправильно понимал пункт 2.2. Но всё равно есть ощущения, что многие вопросы сильно связаны друг с другом. Или для психологических тестов это не очень важно? Просто в статистике, например, сильная корреляция между параметрами может привести к очень странным эффектам, поэтому параметры стараются выбирать независимыми.
        • 0
          Я скажу так. Этот тест надо тестировать на понимание теми, кто будет его использовать. Поэтому я и написала, что для его использования нужно разбираться в потребностях и том, как они проявляются.

          К этому тесту прилагается книжка, где каждая потребность обсуждается подробно в примерах для уменьшения ошибочного использования.

          Тем не менее, вероятность высокой корреляции возможна и ее, действительно, лучше стараться минимизировать. Я пока не вижу, но буду внимательно следить — вдруг, найду. Спасибо.
  • 0
    Тамара, один момент: у Вас в тексте указано считать «да» как +1 балл, «нет» как -1 балл, но, судя по результирующим графикам, «нет» необходимо считать как 0 баллов (при 5 вопросах и оценках ±1 балл Вы никогда не получите оценку 4).
    • 0
      Точно. Это опечатка. Действительно, я считала нет как 0. Спасибо большое за то, что заметили. Сейчас исправлю.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.