Пользователь
22 января 2013 в 20:08

Разное → «Синетология» — заметки о китайском интернете



Привет дорогой 哈博儿! С 1999 года я живу Китае, а где-то с 2007 более-менее активно работаю с китайским интернетом (а это не только ваше любимое Таобао, уж поверьте).

Все слышали про интернет-цензуру в Китае, беспощадную конкуренцию, сверхзвуковое копирование технологий, но на практике из российских компаний с этим мало кто сталкивался. Стоит только послушать подкасты и интервью на «Эхе Москвы» или Финам FM, в которых топ-менеджеры крупных российских интернет-компаний комментируют какие-нибудь события из китайского интернета и при этом выдают столько «лулзов» и фактоидов, что мне пора бы собирать их на цитаты и рассказывать в передаче «Эти русские» на CCTV.

Тем не менее, я не мог этого больше терпеть и решил публиковать свои заметки о китайском интернете под названием "Синетология". Уже вышло две статейки, начал с базовых вопросов, но в будущем собираюсь копнуть глубже (особенности китайского веб-дизайна, интернет-бизнеса и e-commerce в Китае и т.п.). В общем, добро пожаловать, или 欢迎光临!

Небольшой отрывок


Выбор запоминающегося домена для китайцев

Для начала простая истина — китайцы очень плохо знают и запоминают латиницу. Вообще в Китае ситуация с иностранными языками не лучше, чем у нас. Нас спасает только то, что у кириллицы сравнительно больше общего с латиницей, чем у китайских иероглифов. Добавим к этому, что в среднем русские хоть как-то могут читать латиницу и складывать «а бэ цэ дэ» в созвучные слоги. Китайцам же латиница кажется совсем инопланетной и нечитабельной. Это означает, что для китайцев запомнить какой-нибудь латинский домен, может быть, чуть проще, чем вам запомнить несколько незнакомых иероглифов.

Поэтому неудивительно, что в Китае так популярны домены состоящие целиком или частично из цифр, ведь цифры удобно продиктовать и запомнить.

Другое подтверждение этой простой истины — реклама, в которой часто вообще не указывается сайт рекламодателя, а показывается/говорится что-то вроде «ищи в поисковике…» и далее название, или слоган рекламодателя.

Лирическое отступление

Забавный случай был на моей практике, когда некая компания потратила не мало денег, чтобы завесить своей рекламой все такси Пекина. В рекламе крупно указывался адрес сайта, яркий слоган и список услуг. Но конкурент этой компании подсуетился, сделал поисковую оптимизацию на своем сайте и купил рекламу в Байду2, используя слоган первой компании, украв таким образом у них большую часть клиентов. Ведь когда пассажир садился в такси, заинтересовывался рекламой, он запоминал яркий слоган, а не малопонятный адрес сайта, а уже потом искал больше информации на смартфоне или в компьютере через Байду, где первая пятерка результатов принадлежала конкурентам нашей незадачливой компании.



Предвещая некоторые вопросы скажу: формат (параграфы) и название — небольшой трибьют Теме Лебедеву и Максиму Спиридонову, чьи «Ководства»/«Рунетологии» я давно читаю и слушаю.

Спасибо за иллюстрацию Алексею Иоршу!
Александр Мальцев @mayuxi
карма
104,2
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разное

Комментарии (28)

  • +22
    Прочитал статьи и не понял где читать. Думал под катом первая статья. А оказывается это только линк на ваш сайт.
    Хотя бы одну статью для затравки можно было и на хабр выложить целиком.
    • 0
      Извиняюсь если непонятно, просто почитал правила («нельзя копипаст»), стало страшно.

      Ссылка ведет на место где опубликованы и будут публиковаться статьи из этой серии. Там сейчас вышло две заметки "Предисловие" (небольшой обзор китайского интернета вообще) и "О китайских доменах".

      Спасибо.
      • +1
        Хабр — не ЖЖ и не центр мирового кросспостинга. Не нужно копировать посты из других блогов и сайтов, указывая, что ранее они были опубликованы в другом месте.

        Сейчас правила гласят вот это. Раньше вроде как было уточнение про свои личные блоги.

        Очень интересно. Особенно удивила популярность цифровых доменов. Хотя наглядно(на картинке в статье) видно, что я при всем желании не запомню домен из иероглифов.
        • 0
          Ох, не хочется углублятся в споры про правила Хабра (там про хаб «Я пиарюсь» отдельно оговорено), тем не менее, рад что вам пост понравился и нашли что-то интересное.
      • 0
        Магазета, как я понял, клон хабра (даже по дизайну) про китай?
        • 0
          А почему сразу клон? может просто на том же движке
          • 0
            Этот движок и есть клон, насколько я знаю.
            • +1
              А и правда. Думал хабр на LS работает…
              • +2
                Это вы хорошо пошутили.
      • +1
        Отличное введение в китайскую синетологию!

    • 0
      Добавил небольшой отрывок по просьбам трудящихся ;)
      • +1
        Спасибо. А цикл очень познавательный. Хотя мне вот, не как разработчику сайтов, больше интересна сторона вопроса с точки зрения юзера. Как устроена сеть, какие сайты популярные, выход в другие страны и т.п.
        • 0
          Пока отдельной заметки на эту тему не планировалось, но эта информация будет всегда проходить фоном или в «лирических отступления», как-то так.
  • +2
    Спасибо за интересный и нужный проект. Будем следить.
  • +5
    только я начал читать казалось бы многообещающий пост от интересного автора, а тут-то все и закончилось.

    /me в растерянности.

    но как очередной пиар магазеты — зачтено.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Отвечу цитатой из последней заметки, надеюсь это полностью ответит на ваш вопрос:
      Конечно, ситуация с латинскими доменами улучшается по мере того, как растет процент образованного населения в Китае. Если ваш будущий проект рассчитан на людей «18-29» из крупных китайских городов (Шанхай, Пекин), то уже сейчас можно выбирать любой нормальный латинский домен (не забывая о моих рекомендациях).

      Есть также многочисленные исключения из правил и огромное количество популярных ресурсов с абсолютно некитайскими названиями: ctrip, tmall, eastmoney и другие. Но знайте, что все эти компании вкладывают десятки миллионов долларов в год на маркетинг и поддержку узнаваемости бренда. Например, очень мало китайцев знают про сайт ctrip.com, но все покупают билеты на 携程 (xie cheng), что вообще-то одно и то же.
    • 0
      Они не только плохо запоминают, но и забывают её, что печально.
  • +1
    Очень интересны впечатления из «другого» мира, да.
    Вопрос по существу, что у китайцев заменяет Ютьюб? Куда заливать свое видео, в надежде на китайский рынок?
    • 0
      вот такие аналоги:

      http://www.youku.com
      http://www.tudou.com
    • 0
      Спасибо.

      Про видео: к ответу denv можно добавить «тысячи, тысячи их!». Во-первых, YouKu и Tudou это на самом деле уже одна компания (слились в 2012-м). Во-вторых, им с разной степенью успешности пытаются составить конкуренцию видео-хостинг от главного поисковика Байду (QiYi) и от главных медиа-портала Sina и Sohu.
  • 0
    Хм. И тебе привет из станы обезьян китайцев.
    Я очень разочарована что ты не выложил эти статьи сюда. А если прочитал правила, мог бы убрать в черновики, исправить и уже потом открыть.

    Или уж отдельно их на хабре публикуй…
    • 0
      Не буду скрывать, что писал их специально для Магазеты и для ее аудитории. А уже потом пришла мысль опубликовать ссылку в «Я пиарюсь» на Хабре. У нас же там все-таки аудитория другая (кому Китай интересен), тема эта специфическая, не всем интересна. Будут параграфы такие дремучие и околокитайские, что вообще на Хабре бы заминусовали :)
      • 0
        Я вот подумала, можеть собрать всех Хабраюзеров кто живет в китае, и сделать одну, большую статью о технике и прочем?
        Может люди оценят. Никакой пасты, только хардкор. Я бы даже фоточки попробовала достать из их «дата центров».
        • 0
          Ну, если соберете, то готов буду поучаствовать по мере сил.
        • 0
          Это можно, готов помочь.
          habrahabr.ru/users/?country=98
          • 0
            Только вот как нас всех вместе то собрать?

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.