Руководитель компании
0,0
рейтинг
30 января 2013 в 09:19

Разработка → Интеграция 1С:CRM и Asterisk с помощью PHP-AGI и веб-сервисов 1C tutorial


В качестве IP АТС мы используем Askozia — это один из дистрибутивов широко известного Asterisk, про Askozia я писал в этом посте.
В качестве CRM системы используется продукт 1С: Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами 8 в режиме клиент-сервер. Давно зрел вопрос, можно ли встроить в диалплан Asterisk обращение к 1С:CRM системе для выполнения каких-либо управляющих действий и можно ли из 1С управлять IP АТС?

Схема работы простейшая — при входящем звонке спросить у 1С что с ним делать, и если 1С ответила, то выполнить команду или продолжить стандартное выполнение маршрута вызова.
Попробуем выполнить простейшее действие — установить название клиента по номеру телефона из CRM системы и записать это значение в CDR базу Asterisk.


Исходные данные


1С: Предприятие 8.2 (8.2.17.143)
“Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами” ( CRM + УТ )
Около 10000 контрагентов.
СУБД MS SQL
Web сервер IIS

АТС Askozia CFE 2.1:
Asterisk 1.8.4.4
PHP 4.4.9
AGI phpagi.php,v 2.14


В Askozia уже имеется механизм установки CallerID на основании данных “записной книжки” во внутренней базе данных Asterisk. Для реализации этого варианта мы использовали “SDK компонента связи 1С и Asterisk”.

Пример функции, позволяющей записать данные в AstDB:
// Записывает в базу данных Asterisk контактную информацию
// 
Функция ЗаписатьПараметрВБД(dbFamily, dbKey, dbValue)
	Если НЕ Компонент = Неопределено Тогда
		ActionID	= Строка(УИД);
		Результат	= "";
		Попытка
			Если Компонент.DBPut(dbFamily, dbKey, dbValue, ActionID, Результат) Тогда
				Возврат Истина;
			КонецЕсли;
		Исключение
			Сообщить("Ошибка при попытке записиконтакта");
		КонецПопытки;
	Иначе
		Сообщить("Компонент не подключен");
	КонецЕсли;
	Возврат Ложь;	
КонецФункции // ЗаписатьПараметрВБД


Пример вызова функции, применимо к текущей задаче:
// dbFamily - “cidname” // наша “записная книжка”
// dbKey - Ключ переменной помещаемой в семейство, номер телефона строкой, содержит только цифры
// dbValue - Имя контакта латинскими буквами 
ЗаписатьПараметрВБД("cidname", “74952293042”, “OOO MIKO”);


Это первый вариант реализации. Мы запустили его в работу в нашей организации. После синхронизации контактов на всех телефонах офиса при звонке видно с кем мы разговариваем (конечно, если есть номер в базе).
Разумеется CallerID возможно видеть только на телефонах с дисплеем :).

Недостатки:
Необходима периодическая синхронизация данных AstDB и 1С. Данные устаревают.
Askozia — ReadOnly система. В этом ее преимущество и недостаток. После перезагрузки AstDB приводится в “Исходное” состояние — до записи списка клиентов из 1С.

В силу перечисленных недостатков мы отказались от этого варианта реализации. Но для голого Asterisk этот вариант вполне рабочий.

Вариант онлайн взаимодействия через AGI и Web сервисы 1С: Предприятия 8


Создаем веб-сервис 1С


При поступлении звонка на наш внешний номер в маршруте вызова Asterisk возможно вызвать AGI скрипт. В скрипте обратиться к веб-сервису 1С и установить значение CallerID(name).

Разработан простой web сервис 1С:
Имя — MIKO_identify_number


пространство имен: wiki.miko.ru/doc:1cajam:identifynumber
имя файла публикации: 1C_MIKO_identify_number.1cws


У сервиса будет только одна простая операция (функция),


свойства операции:


содержит один входной параметр «Number», собственно в него и будет передаваться номер звонящего клиента.

тип параметра и возвращаемого значения “string (http://www.w3.org/2001/XMLSchema)

Публикуем веб-сервис (отдельная тема, как это сделать, не будем на ней останавливаться, можно почитать здесь). После публикации проверим работу сервиса с помощью веб браузера, откроем wsdl описание по ссылке:

IP_WEB_SERVER_1C/TestComponenta/ws/1C_MIKO_identify_number.1cws?wsdl

Если все правильно, то результат будет таким:


В модуле объекта сервиса пропишем простейший обработчик операции:
Функция identify(Number)
	Результат = "";
	Возврат ПолучитьИмяКонтатаПоНомеруТелефона(Number);
КонецФункции

// примитивный пример получения имени контакта, 
// реальный код зависит от конкретной информационной базы

Функция ПолучитьИмяКонтатаПоНомеруТелефона(Number)
	ОтветСервера = "OOO MIKO " + Number+ "";
Возврат ОтветСервера;
КонецФункции


Возьмем cURL и проверим работу нашего WEB сервиса «в лоб».

В общем случае команда будет выглядеть следующим образом:
curl --header <заголовки> -d '<XML структура>' <адрес сервиса>

Отправляем запрос:
curl --header "Content-Type: text/xml; charset=utf-8" -d '<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?>
<soap:Envelope xmlns:soap="http://schemas.xmlsoap.org/soap/envelope/"><soap:Body><m:identify xmlns:m="http://wiki.miko.ru/doc:1cajam:identifynumber"><m:Number>74952293042</m:Number></m:identify></soap:Body></soap:Envelope>' IP_WEB_SERVER_1C/TestComponenta/ws/1C_MIKO_identify_number.1cws


В этом примере не используется аутентификация (в базе 1С нет пользователя).

Пример ответа сервера:
<soap:Envelope xmlns:soap="http://schemas.xmlsoap.org/soap/envelope/">
	<soap:Header/>
	<soap:Body>
		<m:identifyResponse xmlns:m="http://wiki.miko.ru/doc:1cajam:identifynumber">
		<m:return xmlns:xs="http://www.w3.org/2001/XMLSchema"
			xmlns:xsi="http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance">OOO MIKO 74952293042</m:return>
		</m:identifyResponse>
	</soap:Body>
</soap:Envelope>


Работает!

Создаем AGI скрипт


К сожалению, в Askozia очень примитивные возможности PHP, нет даже cURL расширения, да и PHP используется достаточно древней 4.4.9 версии. Тем не менее, мы попробовали победить все ограничения, потому просьба сильно не ругаться на код описанные ниже.

Развернуть код
#!/usr/bin/php -f
<?php

require('phpagi.php');
// получение переменной канала
// AGI phpagi.php,v 2.14 get_variable содержит только один параметр и возвращает массив

$start_found = false; $end_found = false;
$ret_value = '';
function tagStart($parse, $name, $attribs){
  global $start_found;
  if($name == 'M:RETURN'){
    // echo($name);
    $start_found = true;
  }
}
function tagEnd($parser, $name){
  global $start_found;
  global $end_found;
  if($name == 'M:RETURN'){
    $end_found = true;
  }
}

function dataGet($parser, $data){
  global $start_found;
  global $ret_value;
  global $end_found;
  if($start_found&&!$end_found){
    $ret_value = ''.$data;
  }
}

function parse_response($response){
  // создаем xml парсер
  $xml_parse = xml_parser_create();
  xml_set_element_handler($xml_parse, 'tagStart', 'tagEnd');
  xml_set_character_data_handler ($xml_parse, 'dataGet'); 
  xml_parse($xml_parse, $response);
  
// освобождаем память, занятую парсером
  xml_parser_free($xml_parse);
}

function GetVarChannnel($agi, $_varName){
  $v = $agi->get_variable($_varName);
  if(!$v['result'] == 0){
    $agi->verbose($_varName.' ---> '.$v['data'], 10);
    return $v['data'];
  }
  else{
    $agi->verbose($_varName.' not set', 10);
    return "";
  }
} // GetVarChannnel($_agi, $_varName)

// объект класса agi, его описание содержит файл phpagi.php
$agi = new AGI();

// базовые переменные, параметры подключения к сервису
$path   = '/TestComponenta/ws/1C_MIKO_identify_number.1cws';
$server = 'IP_WEB_SERVER_1C';
$port   = 80;
$number = GetVarChannnel($agi, "CALLERID(num)");;
$user_1c= "1C_USERNAME";
$pass_1c= '1C_PASSWORD';

$auth = base64_encode($user_1c.':'.$pass_1c);
$crlf = "\r\n"; 

// данные для передачи - непосредственно сам SOAP запрос
$xmlDocument = (
'<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?>
<soap:Envelope xmlns:soap="http://schemas.xmlsoap.org/soap/envelope/">
  <soap:Body>
    <m:identify xmlns:m="http://wiki.miko.ru/doc:1cajam:identifynumber">
      <m:Number>'.$number.'</m:Number>
    </m:identify>
  </soap:Body>
</soap:Envelope>');
$contentLength = strlen($xmlDocument);
  
// создаем сокет
if (($http_soket = @fsockopen($server, $port, $errno, $errstr,1.5)) == false) 
  return;
$query  = "POST $path HTTP/1.1"                  .$crlf;
$query .= "Host: $server"                      .$crlf; 
$query .= "Content-Type: text/xml; charset=utf-8"    .$crlf; 
$query .= "Authorization: Basic $auth"            .$crlf; 
$query .= "Content-Length: $contentLength"          .$crlf;
$query .= $crlf; 
$query .= $xmlDocument; 
    
// устанавливаем таймаут на поток 1секунда
stream_set_timeout($http_soket, 1, 0); 

// отправляем запрос
fputs($http_soket, $query); 
    
$result = '';

// считываем ответ
while ($line = fgets($http_soket)) 
  $result .= $line; 
  
// отсекаем заголовки ответа
$result = substr($result, strpos($result, $crlf.$crlf) + 4); 
fclose($http_soket);

// разбор ответа

parse_response($result); 

if($ret_value != ''){
  $agi->set_variable('CALLERID(name)', $ret_value);  // Если 1С вернула значение, то записываем это значение в таблицу CDR
} 
?>​



Подключим скрипт к Askozia, для этого в веб -интерфейсе перейдем на закладку приложения и добавим новое PHP приложение.


В поле “Логика приложения” устанавливаем текст скрипта.
Обратите внимание “#!/usr/bin/php -f” — строка должна быть опущена. Askozia сама ее допишет. Устанавливаем имя и номер для приложения.
Теперь необходимо узнать имя файла скрипта.  Для этого командной консоли (CLI) Asterisk выполним команду:

# dialplan show 1334444@internal

[ Context 'internal' created by 'pbx_config' ]

  '1334444' =>	1. NoOp(internal calling application: AGI_App_CallerID) [pbx_config]
				2. Set(CDR(InternalCalleridNum)=1334444)      [pbx_config]
				3. Goto(DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9,${EXTEN},1) [pbx_config]

-= 1 extension (3 priorities) in 1 context. =-


Мы выяснили, что в номере 1334444 вызывается контекст DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9

Выведем этот контекст, чтобы понять как называется наш PHP файл:
# dialplan show DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9

[ Context 'DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9' created by 'pbx_config' ]
'h' =>	1. Hangup()
's' =>	1. AGI(DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9.php)
		2. Hangup()
'_[0-9a-zA-Z*#]!' =>1. AGI(DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9.php)
					2. Hangup()

-= 3 extensions (5 priorities) in 1 context. =-


Искомый файл найден: DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9.php

Перейдем к редактированию входящего маршрута вызова и добавим в начало маршрута блок универсальной команды:


в поле команды установить AGI(DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9.php)
в итоге мой маршрут вызова выглядеть следующим образом:


При входящем звонке, направленном на этот маршрут, происходит выполнение AGI скрипта с обращением к серверу 1С, сервер по переданному номеру возвращает название контрагента, и это название вписывается в поле CallerID.

В результате до внедрения история выглядела так:


После запуска web-сервиса в истории появились названия клиентов из 1С:CRM системы:


Помимо этого все нотификации Askozia о пропущенном звонке или полученном факсимильном сообщении на электронную почту стали более информативными, в заголовке письма есть название клиента, раньше был просто номер.


Заключение

Этот простой пример позволяет продемонстрировать возможность онлайн интеграции IP АТС и 1C, которая естественно не ограничивается только установкой имени клиента. Мы можем влиять на маршрутизацию звонка, отправлять звонок, минуя IVR сразу на менеджера, установленного в карточке клиента, воспроизводить различные рекламные сообщения в зависимости от вида деятельности клиента и многое-многое другое.

Полезные ссылки:
Николай Бекетов @jorikfon
карма
30,0
рейтинг 0,0
Руководитель компании
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (3)

  • 0
    У меня вопрос, а что в php том самом древнем нет модуля soap? А то руками разбирать xml это mad skillz
    • 0
      Модуля SOAP там нет, потому сделали таким образом. Если использовать открытую сборку Asterisk, то естественно можно упростить взаимодействие с веб-сервисом.
  • 0
    Мы поступили проще.

    АТС у нас облачная. Выгружаем клиентов с телефонами в нормализованной форме на веб-сервер в интернете. АТС при входящем вызове дергает наш скрипт, скрипт ищет в справочнике соответствия. Если находит, вызов перенаправляется нужному человеку.

    Директорию со скриптом и данными закрыли логином-паролем.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.