Pull to refresh
139.55

300 экранов, один админ — как работает Digital Signage

Reading time 5 min
Views 36K


Вы едете в лифте. Перед вами экран с информацией. Присмотримся к нему повнимательнее. Для начала проверим, куда идёт кабель. Если открыть люк сверху, то можно увидеть, что прямо на крыше лифта лежит системный блок в специальном исполнении с некоторой дополнительной защитой. И без вентиляторов. Там стоит какая-нибудь довольно простая Windows (возможно — embedded-версия, поставленная ещё на заводе) и Wi-Fi модуль. Где-то неподалёку в шахте найдётся и роутер, подключённый кабелем к локальной сети.

В кабине лифт может быть ещё и камера, картинка с которой обрабатывается специальным софтом. Что, в свою очередь, позволяет распознать если не лицо, то по крайней мере, пол и возраст зашедшего, а затем выбирать и показывать информацию с учетом этих данных.

Это — часть системы дистрибуции контента. Конкретно этот узел может ездить вместе с лифтом во Владивостоке, а админить его может человек, сидящий где-то далеко, например, в Москве.



Но начнём сначала


Сначала все расписания и объявления делались на бумаге. Максимальную интерактивность обеспечивал стенд со специальным кармашком, куда можно было вставить новую бумажку. Если нужно было поменять что-то в расписании пар, например, то человек из деканата подходил и правил карандашом.

Понятно, что это очень мешало делать что-то более-менее регулярно обновляющееся, вроде табло с расписанием прибытия поездов. Следующим шагом эволюции систем оповещения стало появление табло с меняющимися числами и буками (листающимися карточками), которые управлялись достаточно простыми схемами или вообще вручную.

Сейчас используются экраны, плазменные панели, светодиодные табло и подобные штуки, которые могут показывать что угодно. И они стали настолько распространёнными, что возникла другая проблема: нужно было перестать бегать с болванками и флешками от экрана к экрану, а построить централизованную сеть управления информацией на них и распределении данных.



Как это работает?


Итак, представьте, что вы банк с кучей отделений, розничная сеть с магазинами по всей стране, аэропорт, вокзал, ВУЗ или что-то ещё. У вас есть куча панелей, видеостен и экранов, на которые выводится разная информация.

Каждый экран снабжается либо простой железкой с возможностью приёма информации и декодирования картинок-видео, либо почти обыкновенным системным блоком с Win на борту и установленной сетевой картой или Wi-Fi модулем. Этот компьютер умеет несколько вещей:
  • Принимать контент;
  • Декодировать разные форматы изображений и видео (иногда — даже флеш);
  • Показывать всё это на экране в зависимости от скриптов и расписания;
  • Обновлять виджеты по запросам к источникам в базах данных в сети или на локальном диске;
  • Отправлять специальные отчёты о неполадках;
  • Ну и просто работать как Win-машина, когда админ подключается для настройки или других работ.

Если на устройстве несколько видеовыходов, то оно может работать с таким же количеством близко расположенных экранов.



Для чего это вообще бывает нужно?


Это интерактивная навигация (особенно важная на конференциях, в торговых центрах и так далее), это расписания, разные рекламные ролики и другие штуки, плюс информация, которая просто интересна пользователям — например, у нас в офисе около лифтов показывается погода и уровень пробок, а ещё истории успеха по выполненным проектам, видеоролики о системах, которые мы внедряем и тому подобное. Ещё такие системы умеют показывать дни рождения сотрудников, порядок очереди в банках и многое другое. Но чаще всего речь идёт о рекламном видео или анимации.

Если вы были в киевском метро или ездили в маршрутках с собственным телевидением в Москве, то, наверное, видели эти экраны, на которых крутится развлекательная информация и реклама. Они тоже часть такой системы.

Понятно, что это просто удобнее бумаги, но есть ещё ряд плюсов. Например, проводились исследования для розничных сетей (источник – отчёт компании Nielsen), по которым 77% людей обращают внимание на динамическую информацию (это куда больше, чем в случае со статикой), а продаж с такой рекламы от 3 до 10 раз больше.

Более редкие возможные использования — передача персональной информации, например, напоминание о текущих задачах после распознавания конкретного сотрудника. Мы уже разрабатывали для одного банка систему персонализированной рекламы, когда экраны показывали именно те предложения, которые потенциально интересны подходящим к ним людям (софт анализировал данные с камеры и передавал выводы про пол и возраст).



Как это всё управляется?


В центре «паутины» — менеджмент-сервер, на котором стоит приложение, позволяющее загружать и раскидывать контент по всей сети, составлять расписание, управлять виджетами и так далее. Конкретных реализациий софта несколько сотен, из более-менее готовых для использования в нормальной крупной инфраструктуре — десятки точно. В зависимости от задачи выбирается конкретное решение. Кому-то нужно «один раз настроил, загружаешь новые ролики — и показывает», а кому-то хочется сложных скриптов и тонкой настройки. Также уровень системы зависит от количества узлов — например, на 1000 и более нужен софт, позволяющий удобно работать с группами и политиками.

Грубо говоря, основная задача менеджмент-сервера — передавать контент и его источники каждому узлу. Вторичная задача — сообщать о неполадках и вести мониторинг в целом.

Как правило, для менеджмент-сервера не нужно какое-то специальное железо: например, задача переконвертации форматов почти не стоит. Поставщики контента загружают видео уже в нужном формате и разрешении.

Также менеджмент-сервер и его софт умеют решать разные сервисные задачи, плюс, например, выключать узлы на ночь для экономии питания.

Как это связывается с другими системами?


Поскольку все данные на экранах могут быть интерактивными, достаточно просто указать в качестве источника вывод какого-нибудь датчика или базу данных, куда складываются какие-то данные. Например — показывать план на день сотруднику, прошедшему через турникет (и авторизовавшему по своей личной карте), детализировать информацию по мере приближения человек к экрану и так далее.



Что с негомогенностью железа?


Экраны разные, и софт это должен учитывать. На практике для каждого разрешения делаются собственные версии отображения. Если речь о видео — записывается отдельный файл, оптимизированный под конкретное разрешение, если речь об информационном контенте — верстается специальная версия именно под такие экраны. Плюс важно учитывать не только разрешение, но и физические размеры экрана: под разные диагонали тоже можно накатывать разные версии контента, чтобы на маленьких экранах текст не казался мелким, к примеру. Когда мы внедряем такие штуки у заказчиков, то всегда делаем измерения — удобно ли с конкретных мест, где будут стоять зрители, читать данные на экране.

Сами «железки» на местах тоже бывают разные. Если есть возможность, мы предпочитаем ставить небольшие системники с пассивным охлаждением, защищённые от вибрации, влажности и так далее. Они прячутся за панели потолка и т.п. Сейчас появляется много подходящих под эти задачи небольших устройств, например, на Андроид, стоимостью до 100 долларов, которые будут очень полезны в этой сфере в ближайшем будущем.

Что делает админ?


Админ один раз настраивает систему распределения контента (что, когда, кому, по каким правилам). Это же делается при внедрении, то есть можно полностью аутсорсить управление на внешний саппорт. Если речь о стандартных задачах, то чаще раза в несколько месяцев никакие настройки не требуются, главное — научить пользователей самостоятельно грузить контент или указывать источники.

Админ нужен в момент тревоги мониторинга: чаще всего кто-то перенастраивает сеть и забывает об этом уведомить (падает связка с менеджмент-сервером), железо выходит из строя и так далее. Всё что связано со стандартным администрированием решается удалённо, но если вышло из строя оборудование — нужно звонить на место и просить сделать замену, с чем справляются службы АХО.

Какие самые масштабные примеры Digital Sisgnage бывают?


Пожалуй, это розница, которая крутит рекламные ролики по всей стране, крупные компании с информационными стендами на каждом этаже, аэропорты и вокзалы, а также, конечно, банки, которые имеют представительства по всей стране. При этом, например, всей банковской системой доставки контента управляет всего один админ, что очень и очень удобно.

Собственно, вот и всё, что я хотел рассказать про эту, казалось бы, достаточно очевидную тему, в которой, при хорошем таком масштабировании, всё же, есть масса нюансов. Если у вас остались вопросы по технике – с удовольствием отвечу в комментариях или по почте RTarabrin@croc.ru. На вопросы о стоимости, внедрении и подобным вещам ответит мой коллега Алексей AVolkov@croc.ru.
Tags:
Hubs:
+7
Comments 55
Comments Comments 55

Articles

Information

Website
croc.ru
Registered
Founded
Employees
1,001–5,000 employees
Location
Россия