Пользователь
0,0
рейтинг
15 февраля 2013 в 13:18

Управление → Экономическая эффективность от внедрения ERP-системы

Как посчитать экономическую эффективность от внедрения ERP-системы. Таким вопросом задаются очень многие. Изложу свою точку зрения.

Не так давно был на конференции по Теории Ограничений. Там среди прочих выступал ирландец, который рассказывал про босса одной крупной компании. Рассказывал про его подход к принятию решения по внедрению различных проектов. Не помню, что за компания, да это и не суть.

«Давай внедрим то, давай внедрим это». Предложения внедрить что-то звучат для него регулярно. Оно и понятно. Инициатива, так сказать. Однако очень скоро он приучил всех, что первый вопрос, который сотрудник услышит в ответ на свое предложение что-то внедрить, будет звучать так: «Насколько компания будет больше зарабатывать или насколько меньше она будет тратить, если мы сделаем это?»

Это удивительно простой метод, который, несомненно, нужно взять на вооружение. Цель бизнеса – зарабатывать деньги. Зачем в бизнесе делать что-то, что не увеличит прибыль компании или не сократит ее расходы?

Внедрение ERP-системы тоже можно и нужно рассматривать в этом же ключе, если вы, конечно, не собираетесь ее внедрять для того, чтобы «мериться с пацанами в бане размером…бюджета, потраченного на ERP-систему».

Эффективность внедрения должна быть измерима.
Есть несколько показателей, которые можно измерить довольно точно. И есть показатели, которые точно измерить нельзя. Остановлюсь поподробнее на первых. Про вторые вы и без меня знаете. Разумеется, оценку стоит проводить по пессимистичному варианту.

Измеримые показатели


Складские запасы

Например, вам предлагают заплатить за внедрение условную 1000р. Ваши запасы равны условным 10 000р. Если после внедрения ваши запасы станут 8000р, значит, все удалось. Внедрение ERP-системы принесло совершенно конкретный эффект, компания высвободила совершенно конкретные 2000р. оборотных средств.

Разумеется, перед началом внедрения стоит поинтересоваться, за счет чего и почему запасы сократятся и насколько? За счет каких именно применяемых методик, алгоритмов, ноу хау или чего там еще.

Потенциал для снижения запасов можно посчитать. Это чистая математика и просчитывается это за неделю (учитывая всю бюрократию), если знать как. Ну, и, конечно же, люди, внедряющие ERP-системы знают как. Я надеюсь.

Ну, а если кратко, то:
  • текущие запасы известны? Известны.
  • сроки поставок и производства известны? Известны.
  • алгоритмы системы управления закупками и производством известны? Известны.
Значит, можно все смоделировать и понять, каков потенциал снижения запасов.

Поставки в срок

Сколько процентов заказов на сегодняшний день выполняются в положенный срок? 50? 60? Не удивляйтесь этим цифрам, я ничего не приукрашиваю. Это цифры из реальной жизни, когда, например, речь идет о производстве или выполнении проектов.

А вот люди, работающие по Теории Ограничений, говорят о 90%, некоторые даже о 99%. Вот вам еще один измеримый показатель.

За просрочку поставки могут начислить пени. Понятно, что обычно не начисляют. Но даже, если и не начисляют, то вашему имиджу пени точно грозят.

Точно в срок – лучшее средство для того, чтобы обезопасить себя не только от пени, но и от более серьезной проблемы. Это лучшее средство, чтобы клиенты не уходили. Клиент в любом случае предпочтет получить заказ «точно в срок», чем получить с вас пени.

Не важно, что чаще не начисляют, посчитать все равно надо. Потому что на эту сумму, как минимум, пострадал ваш имидж (остальные имиджевые потери просчитать трудно). Возьмите все просроченные заказы и посчитайте пени по ним. А затем просто посчитайте размер пени, который вы сэкономите, если поднять этот показатель на пессимистичное количество процентов. Сколько клиентов ушло от вас из-за просроченных поставок? Любой менеджер знает таких клиентов поименно. Возьмите их средний оборот за последний год и тоже приплюсуйте.

Да, опять же, не забудьте поинтересоваться у внедряющих, за счет каких именно методов этот показатель будет поднят.

Если вышеперечисленные показатели перекрывают стоимость внедрения системы, то ответ на вопрос «внедрять или нет» очевиден.

Люди, внедряющие ERP-системы, на вопрос «за счет чего мы увеличим свою эффективность?» должны в ответ не «мычать», а давать внятные и ясные ответы. Потому что такие алгоритмы должны быть заложены в их решения. А как иначе? А если не заложены, то почему тогда после внедрения ситуация должна измениться?

Неизмеримые показатели.


О них подробно писать не буду, потому что, как раз, они то и звучат повсеместно и традиционно в качестве ответа на вопрос об экономической эффективности внедрения ERP-системы.
  • прозрачность бизнеса
  • имидж
  • меньше ошибок
  • скорость оформления сделок
И т.д.
Александр Попов @erp_shnik
карма
67,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (4)

  • +2
    Обычно сначала задаются вопросом как оптимизировать или сэкономить, или улучшить, а потом находят решение, и лишь потом считают его эффективность. Не?
    Просто странно было бы услышать предложение " — ээээээммм, у меня идея! Давайте перенесем коллцентр на аутсорс! Упс. Стоп. У нас же нет коллцентра. — ".
    Проблема — это и есть место экономической неэффективности в бизнес-процессе, которую можно исправить решением.
    Идея внедрения решения (решения проблемы) — появляется только после её обнаружения.
  • +1
    Вообще говоря, этот ирландец, задавая такой вопрос, фактически просит «обмани меня, но сделай это убедительно».

    Эти измеримые показатели — они измеримы весьма условно.
    Вот пару реальных примеров.

    1 Одна производственная компания совместно с управлением запасами внедряет управление активами (ТОиР).
    По идее, тут есть (для примера) 2 измеримых показателя:
    а) уровень запасов
    б) время простоя оборудования и/или стоимость обслуживания

    На эти показатели можно было бы закладываться если бы не:
    в) они не имеют сейчас информации ни о простоях, ни о стоимости обслуживания (без системы — это черный ящик)
    г) с помощью системы (т.е. в процессе внедрения) они хотят перейти на другую стратегию обслуживания, что требует, скорее всего, увеличение страховых запасов. И если они (запасы) останутся на текущем уровне — это будет очень даже неплохо.
    Т.е. экономический эффект тут неизвестен. Но учитывая пункт (в), систему внедрять просто жизненно необходимо.

    2. Один крупный дистрибьютор внедряет ERP-систему и, в том числе, систему управления закупками и планирование потребности.
    Поставки в срок, говорите? Параллельно с внедрением у них реализуется стратегическое решение закупать больше товаров в Китае. Учитывая необязательность китайских поставщиков, будет счастьем, если поставки в срок останутся хотя бы на прежнем уровне.

    И это — повсеместно. Фактически, если кто-то говорит, что после внедрения системы вы получите Х% улучшения некоторого показателя, скорее всего, это неправда.

    Основная цель внедрения любой системы — это контроль деятельности компании «из первоисточников» (это та самая неизмеряемая прозрачность, уменьшение ошибок и т.п.) После внедрения систем, обмануть руководство будет сложнее. Сложнее устраивать футбол (я-то подал заявку в ОМТС вовремя, а они… !), уже сложнее становится подтасовывать отчеты (руководитель берет информацию сам непосредственно в BI) и т.п. Это — возможность легко (ну относительно, конечно) тиражировать эти решения в филиалы (бизнес-процессы-то стандартизируются во время внедрения) и так далее.

    Если кто-то без серьезного анализа (а обычно это — месяца 3-6 работы профессиональных консультантов) вам озвучивает будущие цифры — скорее всего, это — лукавство.
    • 0
      Согласен, пример «в) они не имеют сейчас информации ни о простоях, ни о стоимости обслуживания (без системы — это черный ящик)» замечателен. Просчитать только стоимость потерь уйдет не один месяц работы аналитиков.
      А уж говорить о положительном эффекте вообще пальцем в небо.
  • 0
    Хорошее ERP внедрение не подстраивается под нужды компании, а наоборот меняет ее политку заставляя меняться персонал, есть так же и задачи, которые приносят ощутимы результат долгосрочно, напр. корпоративный портал, мобильные агенты, оптимизация бизнесс процессов, контроль действий менеджеров, если же продукт не соответствует затратам или же компания начинает его «отвергает», то убытки будут конечно.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.