Пользователь
0,0
рейтинг
28 февраля 2013 в 12:42

Разработка → Практические советы по составлению портфолио для тестировщиков

Когда я решила попробовать себя в удаленном тестировании, зарегистрировалась на нескольких freelance-биржах и не получила ни одного предложения о работе, то задумалась о том, что же со мной не так. Немного подумав, я поняла, что для полного счастья мне не хватает портфолио. Я прочитала определенное количество статей, содержащих советы для новичков в этом деле. Некоторые из них были довольно неплохими, как, например "Фриланс — практика", но ни одна из них так и не помогла мне в составлении портфолио тестировщика.

image

Для дизайнеров и фотографов все просто: выставляешь примеры изображений/логотипов/баннеров или фотографии. И для программиста понятно — написал себе на досуге кусочек кода и выложил где-нибудь на github — все портфолио. Копирайтеру/рерайтеру, переводчику тоже не сложно — любой текст, написанный или переведенный тобой, расскажет заказчику о твоих способностях.
Но как же все-таки быть тестировщику? Очевидно же — показать результаты своего тестирования!

Шаг 1 — Определяемся с объектом тестирования

Для начала нужно решить, что именно — какой сайт или продукт — вы будете описывать в своем портфолио. Учтите, что баги могут указывать как на проблемы с безопасностью, так и, скажем, на некомпетентность отдельных работников компании. По ряду причин — и не только по этим — ваши бывшие работодатели (или кто еще ответственен за появление жучков на свет) могут не хотеть придания багов огласке. Здесь против вас выступает NDA, или Договор о неразглашении. Если вы что-то подписывали, но давно и забыли содержание, или просто не вчитывались, то забудьте об использовании багов в коммерческих проектах, на которых вы работали.
Я была готова взять любой заказ почти бесплатно — только ради портфолио. Но желающие, как ни странно, не нашлись. Да и зачем ждать желающих, если продукт можно выбрать самостоятельно?
Так что предлагаю осмотреться и выбрать объект тестирования среди того, что можно найти самому. Это может быть что-то распространенное — типа, вебсайта для web testing, или популярное — mobile testing, любое приложение на iOS или Android, или классика — desktop software. Выбор зависит от ваших способностей и предпочтений. Поскольку портфолио, состоящее из одного бага, будет выглядеть странно, рекомендую выбирать продукты, появившиеся недавно — так вероятность того, что еще не все баги в нем исправлены, значительно выше. Лично я остановила свой выбор на вебсайте, проверку которого проводила на iOS устройстве.
Когда же вы определились, не лишним будет поинтересоваться через форму обратной связи на сайте выбранного продукта, не будут ли владельцы против вашей затеи. Есть несколько вариантов: либо они не ответят, либо не будут против при условии, что вы поделитесь с ними результатами, либо же откажут, что наименее вероятно. У меня был второй вариант — спасибо DOU.

Шаг 2 — Язык, формат и оформление документа

Мое портфолио написано на двух языках параллельно в одном документе. Вы можете последовать моему примеру, а можете выбрать один язык, или несколько, но разделить их на разные документы. С моей точки зрения, сочетание двух языков (русского и английского) в одном портфолио было наилучшим вариантом, так как заказчики бывают как русскоговорящие (предпочитающие, как ни странно, все же русский вариант), так и англоговорящие — сюда относятся жители любых стран от Америки до Китая. Если вы знаете еще какие-то языки, рекомендую их использовать отдельно от этих двух достаточно универсальных (в нашей местности) вариантов.
Составлять текст удобно в документе формата .doc, который потом нужно пересохранить в .pdf. На мой взгляд, этот кроссплатформенный формат электронных документов в данном случае будет наиболее подходящим и вызовет меньше проблем с совместимостью. При тестировании web или desktop приложения удобно использовать стандартный portrait orientation, а вот для скриншотов с мобильного устройства я решила использовать landscape, для чего в Microsoft Word 2007 нужно перейти в меню Page Layout, секция Page Setup и выбрать Landscape в выпадающем меню Orientation. Также я решила визуально разделить каждую страницу на две части: скриншот и текст/описание бага. Для этого в том же меню Page Layout, секции Page Setup выбираем Columns -> Two. Теперь все страницы разделены на две колонки, чего я и добивалась.

image

Необходимо также создать оглавление по документу, чтобы любой человек, который будет читать ваше портфолио, сразу представлял а) что именно находится в документе, б) есть ли в нем то, что его интересует. Мое портфолио получилось на 15 страниц. Было бы некрасиво заставлять заказчика просматривать их все, чтобы в итоге узнать, что, например, баги по безопасности там не описаны. Лучше сразу давать оглавление каждому разделу и багу, используя различные заголовки (Heading 1, 2, etc.). Либо же можно добавить их на последнем этапе, после чего сразу создать оглавление. Для этого идем в меню References, в секции Table of Contents нажимаем на кнопку с таким же названием и выбираем Automatic Table 1 или 2.

Шаг 3 — Тестируем! Чем наполнить документ?

В самом начале работы над портфолио я задавалась вопросом, что же буду писать, а ближе к концу уже думала, как остановиться. Первым делом нужно найти в вашем объекте тестирования как можно больше багов и запомнить, а лучше сразу записать шаги для их воспроизведения. Было бы хорошо найти разнообразные проблемы, например, не только поплывшую верстку, а именно разные виды багов: Functional, GUI, Spelling/Grammar, Usability, Security и т.д. В моем портфолио есть такие пункты, как Negative cases и Intermittent issues.
По каждому багу расписываем Шаги воспроизведения, Фактический и Ожидаемый результат. Я была ограничена одной колонкой для описания бага на двух языках — это помогло избежать воды. Текст должен быть кратким, но емким. Все по существу и, главное, грамотно. Для тестировщика грамотность — не последнее качество.
Разумеется, необходимо по каждому багу добавить скриншоты. Если это тестирование на мобильном устройстве, как в моем случае, можно обойтись просто снимком экрана, в определенных ситуациях нужно в графическом редакторе выделить цветом (люблю использовать красный, чтобы сразу было понятно — неправильно!) область, в которой находится проблема. Если вы делаете снимки экрана компьютера при тестировании сайта или desktop приложения, не рекомендую вставлять все изображение, даже если вы используете нетбук с маленьким экраном. Гораздо лучше будет в том же графическом редакторе (кстати, я пользуюсь стандартным Paint, встроенным в Windows 7; можно поставить Paint.NET) вырезать проблемную область и также цветом обратить внимание на баг.

Шаг 4 — Последние штрихи

Самое время навести красоту в документе. Добавляем:
— Cover page, Insert → секция Pages → нажимаем Cover Page, выбираем предпочитаемый стиль, меняем текст, можно удалять/добавлять элементы, размер и цвет текста и т.д.
— Номера страниц, Insert → секция Header & Footer → нажимаем Page Number, выбираем расположение на странице и предпочитаемый стиль
— Footer/Header – я создала верхушку и написала в ней название документа + свое имя, Insert → секция Header & Footer → нажимаем Footer или Header, выбираем расположение на странице и предпочитаемый стиль, вписываем текст
И последнее: сохраняем документ в формате .pdf. Save As -> PDF or XPS. Готово!
Это портфолио — ваше лицо. Убедитесь, что текст написан без ошибок в правописании или грамматике, что технически все соблюдено; что скриншоты не перепутаны, форматирование одинаково во всем документе.

Послесловие

Я считаю, что портфолио — это способ показать будущему клиенту свои умения, способности, а также их практическое применение. Это не резюме, в котором вы описываете опыт работы, навыки, а также много других интересных, но, порой, пустых слов. Это не должна быть летопись, по которой можно проследить всю вашу долгую и насыщенную карьеру. Но это один из документов, который поможет заказчику выбрать именно вас среди других. Помните об этом.
В то же время, я не считаю, что сказанное мной — истина в последней инстанции. Просто если бы мне встретилась эта статья, когда в ней была необходимость, думаю, мне было бы чуточку легче.
И — ссылка на мое портфолио в ознакомительных целях и для поиска вдохновения: ссылка (никакой саморекламы, контактов, опыта работы — только портфолио).
Екатерина @e_skorokhodova
карма
9,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (7)

  • 0
    Я бы к описанию каждого бага добавил заголовок. Сейчас просматривать документ в режиме: «баг 1.2. str...» очень не комфортно.
    И еще момент — при просмотре pdf с портфолио прямо в браузере на заглавной странице видна сетка таблицы. Не знаю, соответствует ли это задумке, но опять-таки, почистил бы.
    • 0
      Добавить заголовки для каждого бага есть в планах. Учту, что пока просматривать не комфортно.
      А сетка была частью стандартного шаблона — даже не приходило в голову ее убрать. Но теперь убрала, спасибо за подсказку :)
  • +2
    Не могу согласиться, что портфолио должно состоять из дефектов. Объяснюсь, портфолио требуется для того, чтоб незнакомый человек мог быстро получить понятие об уровне работы исполнителя. В случае списка дефектов, человек (заказчик) должен сначала разобраться с объектом теста, потом оценить важность и корректность дефектов. Зачем ему это надо? У него свой продукт, свои требования к оформлению дефектов и порядок работы. Мне кажется, что портфолио тестировщика должно состоять из указания продукта, который тестировали, плюс краткое описание проведенных работ. Т.е. типы тестирования, артефакты которые в финале получились. Примерный отчет тоже можно показывать, часто спрашивают. Но называть отчет портфолио я бы не стал.
    • 0
      >> портфолио тестировщика должно состоять из указания продукта, который тестировали, плюс краткое описание проведенных работ
      А мне кажется, что информация о проектах и описание работ указывается в CV. Я встречала резюме, которые содержали в себе мало правды, но при этом привлекали огромное внимание заказчиков…
      Портфолио дает меньше шансов нанимаемому обмануть нанимателя именно потому, что показывает пример работы, а не ее описание.
      Кроме того, описание проектов и так было у меня в профиле, но работа нашла меня именно после добавления ссылки на портфолио. Возможно, совпадение :)
      • +1
        Давайте разделим понятия. Я говорил, про работу тестировщика-фрилансера, которому надо самому искать заказчиков. Тут портфолио имеет смысл, с моей точки зрения. Заказчиков много, работы разные, а отчеты делаем типичные, ну и просто дополнительный контент на сайте не повредит. В случае с устройством на работу в компанию, опять же лично я, не вижу особого смысла в портфолио. Поскольку с большой вероятностью форма и вид отчета в новой компании будет отличаться от предыдущей. Я не умаляю достоинств вашего портфолио, просто мне кажется, что хороший список навыков и проектов даст работодателю больше информации, чем список дефектов некого третьего продукта.
  • +1
    Это скорее пригодится для кандидатов на должность junior/middle SQA. Сейчас же больше смотрят на опыт работы и навыки, а не на то, как человек оформляет баги, тем более на новом месте скорее всего будут свои требования к оформлению. Сразу смотрим на то, в каких командах и проектах участвовал кандидат, есть ли опыт бизнес аналитики, Agile, автоматического тестирование и CI. Например, мы экспериментировали, когда в небольшой команде, SQA специалист был одновременно и скрам мастером, получилось вполне успешно. Это будут основные критерия предварительно отбора, а такое портфолио было бы приятным дополнением.
    Если уж и смотреть на портфолио, то скорее хотелось бы увидеть тест план, описание/расчеты рисков etc.
    Кстати, могу сразу сказать, что всяко лучше сделать отдельное резюме на каждом языке, когда в день просматриваешь ряд кандидатов и это превращается в рутину, то большие объемы текста и чередование языков вызывают только раздражение. Тем более для иностранных заказчиков, для которых кириллица выглядит не намного понятнее арабской вязи. А лучше оставить только на английском.
  • 0
    Идея замены резюме портфолио замечательная. Резюме проще всего обновлять. Портфолио нужно всегда держать в тренде. Мотёрый кадровик (специалист по резюме) конечно не станет читать ваше портфолио, так как он не привык к подобному формату презентации персонала, для него будет важна сухая статистика: образование, стаж работы, сертификаты. Если на фоне общей статистики вы будете выделяться согласно его критериям, то он отметит вас. Единственным, что мне показалось, неудачным моментом — это то, что с первого раза не известен объём портфолио. Думаешь, что будет страниц 11, а на самом деле их 15. Как правило, фрилансеров нанимают те кто желает съэкономить, поэтому можно добавить пункт 6. Резюме или вообще убрать страницы с 12 по 15.
    Я бы еще добавил в самом начала фразу типа: «made himself». Самое ценное я считаю во всех резюме и портфолио — это то, когда оно сделано своими руками, а не заказано в кадровом или рекламном агентстве за деньги.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.