Пользователь
14 марта 2013 в 11:55

Дизайн → Главные особенности китайского веб-дизайна и их истоки


Cравните: популярный новостной сайт на Западе и в Китае

Я уже неоднократно писал на Хабре о специфике китайского интернета, так в прошлой статье мы затронули покупку хостинга в Китае, а сегодня предлагаю рассмотреть особенности китайского веб-дизайна и их истоки.

Сразу скажу, что в моем понимании «веб-дизайн» это нечто большее, чем красивые картинки и крутые спецэффекты. Прежде всего это правильная подача и оформление информации. Поэтому в этой статье я буду много рассуждать о китайской ментальности и различиях в восприятии информации.

Для чего нужен китайский веб-дизайн?


По роду моей деятельности ко мне часто обращаются иностранные компании за консультациями, аналитикой и другой помощью в сфере китайского интернета. Нередко дело доходит до локализации сайта или приложения, тогда же встает вопрос об отдельном дизайне под китайскую аудиторию. Вопрос правильный, так как современный подход к дизайну напрямую связан с конверсией, где незначительные изменения в интерфейсе могут принести к увеличению (или падению) прибыли (и других показателей) на десятки процентов. (Спросите веб-мастеров, которые работали в «адалте»: в начале 2000-х они такие передовые вещи вытворяли с конверсией, до чего некоторые e-commerce сайты дошли только через 10 лет.) То же самое и в китайском интернете: некоторые интерфейсы и «западные» решения китайцам будут просто непонятны и не будут работать. Поэтому простой перевод сайта с одного языка на китайский дело недостаточное. Нужно принимать во внимание специфику китайского мышления, привычки китайцев и устоявшиеся практики китайского интернета, чтобы интернет-проект был успешен в Китае. Вот один наглядный пример.

О новых окнах и пример из практики


Один мой знакомый несколько лет назад занимался запуском интернет-магазина для китайских домохозяек из городов второго порядка. Вначале сделали современный магазин в западном стиле, чисто и ярко, JQuery, AJAX и другие навороты. Но несмотря на агрессивный маркетинг с продажами было все плохо. Посмотрели статистику: люди дальше главной страницы или страницы товара не проходят, кнопку «купить» жмут неохотно, количество регистраций близко к нулю, при этом в feedback-формы о проблемах никто не пишет. Решили провести акцию «расскажи о проблемах на сайте и получи подарок или 10 юаней на счет» и началось… Отзывы сыпались не переставая. Первое, что сделали мои коллеги — убрали весь Ajax с сайта, все ссылки сделали по-умолчанию открывающимися в новом окне, для регистрации оставили только сотовый телефон или QQ, прикрутили BBS (форум) и… еще через пару редизайнов проект завелся и продажи пошли вверх.

Многие пользователи так описывали одну и ту же «проблему»: кликаю на регистрацию или «купить» — страница не реагирует (или не меняется). Начали изучать кейс и оказалось — народ просто игнорировал красиво всплывающие js-формы, или думал, что это реклама или разводка.

А вот еще один частый случай: «хочу вернутся на предыдущую страницу, жму крестик — а у меня рабочий стол или вообще другой сайт показывается. На других сайтах все работает нормально!». Данный кейс (а подобных было много) наглядно говорит об уровне интернет-грамотности аудитории данного проекта. У китайцев за период плохого, но доступного интернета (когда на всех сайтах ссылки открываются в новых окнах) успело закрепиться ложное понимание, что кнопка «закрыть окно», это нечто возвращающее пользователя на предыдущую страницу. В это трудно поверить, но незнание этого «шокирующего» факта стоило компании немало потерянных пользователей.

Мораль: хорошенько проанализируйте свою потенциальную аудиторию на готовность к вашим дизайнерским экспериментам. Одни и те же интерфейсы могут хорошо работать на сайте для шанхайских хипстеров и вообще не работать на сайте для провинциальных домохозяек.

Стереотипы китайского веб-дизайна




Теперь попробуем собрать самые распространенные признаки (или стереотипы) типичного китайского сайта:
  • Большие и перегруженные информацией веб-страницы, длиной с простыню. Создается ощущение, что китайские веб-мастера пытаются уместить всю информацию сайта на одной странице.
  • Огромное количество ссылок, практическое отсутствие обычного (некликабельного) текста.
  • Огромное количество рекламы, в том числе gif/flash-анимации и «летающих» по экрану блоков.
  • Несколько чат-окон на странице (с технической поддержкой): одно окошко чата слева, три справа и одно прямо посередине экрана.
  • Непонятная и запутанная навигация: горизонтальное меню сверху, два вертикальных по краям, одна навигация с выпадающими блоками, еще одна из 10 колонок в самом низу сайта.
  • Страница обо всем и ни о чем конкретно: отсутствие какого-то определенного фокуса (задачи) у данной страницы.
  • Яркий дизайн, разнообразная цветовая схема (не меньше 10 различных цветов).
  • Блок с прокручивающимся текстом. Желательно несколько таких блоков.


Почему китайский веб-дизайн так плох?


Особенность китайского веб-дизайна №1: Перегруженные информацией страницы


Главная страница крупнейшего китайского портала Sohu.com (adblock включен)

Пожалуй, с этим пунктом согласятся все. Сюда же можно отнести и другие отличия, например: «нереальное количество ссылок», «куча графики, анимации и рекламы», «отсутствие фокуса у страницы» и т.д. Все эти пункты связывают с двумя причинами:

1. Во времена «модемного» и лимитированного интернета, создатели первых китайских сайтов (обычно разнотематических порталов) пытались на главной странице поместить как можно больше информации и ссылок, чтобы пользователь мог загрузить эту страницу один раз, [отключиться от интернета] изучить ее и открыть нужные ему ссылки. Естественно все ссылки открывались в новых окнах по умолчанию, чтобы было удобно возвращаться на главную и путешествовать по сайту дальше. Со временем все привыкли к такому положению дел и подобный «дизайн» стал эталонным. И по-прежнему главные страницы основных медиа-гигантов Sina, Sohu, Tencent QQ, а также популярных торговых площадок не отличаются минималистичностью. Все эти сайты, которые входят в ТОП-10 или ТОП-50 самых посещаемых сайтов Синета естественным образом влияют на молодых китайских сайтостроителей.

Уточнение №1: Стоит заметить, что зачастую внутренние разделы и спецпроекты перечисленных выше китайских интернет-гигантов более «человечны», чище и эстетически приятны. А интерфейсы крупнейшей C2C/B2C-площадки Taobao отточены до нанометра, что показывает работу UX-специалистов над повышением конверсии.



Главная страница китайского интернет-гиганта Sina. Adblock отключен, popup-баннеры закрыты.

2. Вторая причина, с которой я не совсем согласен, но она довольно популярна у западных обывателей, что у китайцев отличается способ восприятия информации. Подробнее ее описал в своей статье "Why Is Chinese Web Design So Bad?" Ник Джонсон (Nick Johnson), русский перевод статьи читайте на Хабре "Почему китайский веб-дизайн так плох?". В частности Ник так описывает свою теорию:
На Западе мы ожидаем нечто вроде просвещения, понимания, даже развлечения (независимо от тематики сайта). У жителей Востока все не так. Вначале они получают информацию, а уже потом ее осмысливают. То есть суть моей теории в том, что при посещении сайта китайцы находятся в режиме сбора данных. В нем они не реагируют, не размышляют, не взаимодействуют с сайтом. Мозг занят лишь впитыванием информации [...]

Другим аспектом китайской культуры является их привычка ходить вокруг да около. В отличие от жителей Запада, китайцам не нравится сразу подходить к сути разговора. Для них такой способ общения наиболее приемлемый. И неудивительно, что эту привычку переняли сайты.

Да, китайское мировосприятие может отличаться от западного, особенно если мы пытаемся его измерить своей западной линейкой. Но на практике и по результатам многочисленных тестов и опросов китайцы все-таки выбирают удобство и чистоту интерфейса, а не засоренные сайты с непонятной навигацией. Вот один из таких опросов, где китайцы оценивали два сайта о недвижимости: один с «классическим китайским» дизайном, другой — сделанный на западный манер. 45 человек из 50 выбрали чистый интерфейс, сделанный «по-западному». Из этого опроса интересны доводы тех людей, которые все-таки выбрали засоренный дизайн «по-китайски»:
— Этот сайт имеет много информации на странице, что создает впечатление его полноты и серьезности. Другой сайт выглядит слишком простым и непривлекательным. И как связаться со службой поддержки также неясно.

— «Западный» сайт выглядит слишком простым. С главной страницы кажется, что там не так много информации. Компании явно не хватает встроенного live-чата, чтобы с ними можно было быстро связаться.

Отсюда можно сделать два вывода:
  1. Многим китайцам свойственно оценивать «серьезность» сайта наличием на главной странице большого количества информации. Это напрямую связано с доверием к данному сайту.
  2. Китайцы активно пользуются встроенными чат-окнами для связи со службой поддержки. Причем, как показывает практика, доверие к электронной почте минимальное. Намного эффективнее работают онлайн-чаты (livechat-технологии) или поддержка через мессенджер QQ.

Совет тут один: правильно оценивайте аудиторию вашего будущего сайта. Я уже приводил пример с «шанхайскими хипстерами» и «провинциальными домохозяйками». Если вы делаете сайт для более взрослой аудитории, то вам нужно соответствовать не перегибая палку. На сайтах для молодых и продвинутых можно не бояться экспериментировать и использовать западные практики. Одно точно: если у вас свой интернет-бизнес, то позаботьтесь о том, чтобы пользователи могли с вами связаться в один клик и получить ответ на свой вопрос в течение нескольких минут. Китайцы этим пользуются чаще других.


Сравните: google.cn и google.com в 2010 году

Уточнение №2: Жадность некоторых китайских вебмастеров приводит к тому, что пользователя заставляют как можно чаще кликать на ссылки, чтобы добраться до нужной информации. Например: новость, которую можно было бы разместить на одной странице, разбивают на три. Китайским терпеливым пользователям давно уже приходится мириться с такой практикой, но это не означает, что это их устраивает. Они с удовольствием сменят такой сайт на какой-нибудь получше, если о нем узнают.


Китайский веб-дизайн: от имитации к инновации, или Свет в конце тоннеля



Страница хипстерской соцсети Douban

Все ли так плохо на самом деле с китайским веб-дизайном? Нужно ли иностранной компании пускаться во все тяжкие и делать китайский сайт по всем канонам: с летающими по странице блоками, парой всплывающих окон и музыкой на заднем фоне?

Однозначного ответа на эти вопросы не существует. Но я склонен к мнению, что «золотая середина» существует и необязательно полностью уподобляться громоздким китайским сайтам. Наоборот, можно пойти от противного и сыграть на отличии от серого большинства. Не стоит также задирать нос и глупо, под копирку переделывать иностранный сайт на китайский. Стоит почитать материалы про китайскую эстетику, их понятие красоты и попытаться совместить яркость, динамичность, живость (что безусловно любят китайцы) с простотой и доступностью. Тут я не могу не удержаться и привести в пример мои любимые китайские сайты Douban и Guokr (но не забываем, что эти сайты сделаны для продвинутой молодежи).

Еще один довод в эту пользу, как ни странно: китайская любовь к копированию. Вы, наверное, знаете, что в Китае очень быстро появляются клоны на западные интернет-стартапы (на Groupon в 2010-11 гг. в Китае насчитывалось около 2000 клонов). Первые копии здесь обычно появляются в течение 1-2 месяцев. Благодаря этому безудержному клонированию в Китае появляется огромное количество западных интерфейсов, часть из которых приживаются или подвергаются местной обработке напильником. Все это (а) обучает китайских веб-девелоперов быстрыми темпами, (б) приносит новые практики и инновации в китайский интернет, (в) в целом улучшает качество китайской разработки и современных сайтов.

Мой скромный вывод: свет в конце туннеля есть. Вкус у китайских интернетчиков постепенно улучшается, запросы растут, на это и реагируют разработчики. Тем не менее, большой приток к китайским интернет-пользователям составляют малограмотные люди, из-за чего основные китайские порталы и новостные сайты еще долго будут оставаться в начале 90-х.

Дополнительное чтиво


Ниже привожу ссылки, которые помогут вам лучше понять отличие предпочтений китайского интернет-пользователя от западного, а также подробнее узнать об особенностях китайского веб-дизайна. Не пропустите также комментарии к этим статьям.


Как обычно жду ваших комментариев, дополнений и вопросов о китайском интернете вообще и о китайском веб-дизайне в частности.

За правки спасибо Goblinoid
Александр Мальцев @mayuxi
карма
104,2
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Дизайн

Комментарии (54)

  • +14
    Неделя Китайского интернета на хабре! Полезно почитать.
    • +1
      По крайней мере я теперь знаю, почему они так прилипли к шестому интернет эксплореру.

      www.ie6countdown.com/ — у них четверть населения сидит на шестом ослике.
  • +35
    Ваша статья как окно, словно в неземную цивилизацию!
    • +3
      Спасибо! Рад, что понравилось. Надеюсь она привлечет внимание коллег, китаистов, веб-дизайнеров, и здесь получится хорошая дискуссия ;)
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • 0
          присоединяюсь, корейские сайты точно такие же.
          • 0
            Корейцы еще любят пихать на каждую страницу огромное количество графики, так, что страница грузится несколько минут на моем среднем соединении.
            • 0
              Китайцы тоже могут засунуть 50 мегабайт флеша, но т.к. внутренние скорости и у корейцев, и у китайцев высоки, то это несильно заметно пользователю внутри этих стран.
            • 0
              О да. А еще повесить вместо 50 jpeg-ов один, но огромный — тысяч под 30 точек в высоту
      • +3
        Так а о чем тут дискутировать. Вы — один из немногих иностранцев (их всего три), к мнению которых о Китае я прислушиваюсь. И как-то так получилось, что все они заняли свою специфичную нишу. Один — юрист, владелец фирмы по оказанию помощи в вопросах регистрации фирм\ликвидации\экспорта\импорта. Освоить китайскую( да и русскую) юридическую терминологию — задача нетривиальная. Второй инженер-металлург. Я его речь и на русском не всегда понимаю, аналогично юридической. И вы третий — интернет-стыковщик Синета и зарубежа.
        Надеюсь, у меня тоже получится влезть в свою узкоспециализированную нишу…
  • +1
    Спасибо большое! Очень давно задавался этим вопросом, и в этой статье нашел замечательный всесторонний обзор!
  • +29
    Оказывается та кучка говносайтиков на укозе, которая существовала там лет 5-6 назад, была идеалом китайского сайтостроения.
  • +3
    Все что было описано в статье, в принципе, можно отнести ко всему азиатскому Интернету.
    • +2
      Ну я бы всех под одну гребенку не стал валить. Японский, например, довольно сильно отличается от китайского и западного.
      • +1
        Страницы магазинов Rakuten столь же ужасны, как и в Китае. По-моему, тот же китайский вариант, плюс-минус.
    • +8
      Хм, мне эти сайты чем то напоминают азиатскую рекламу(да-да, ту которая выносит мозг европейцу, где все весело, мигает, движется и играет неземная музыка).
  • +4
    Почему перегруженные главные страницы не прижились в России? У нас ведь тоже был модемный интернет с повременной оплатой.
    • +2
      Исторически так сложилось, что в России перенимают европейские технологии как единственно верный вектор развития. Китайцы же ищут свой путь Дао.
    • +4
      Хороший вопрос. Думаю причин можно насобирать много. Одна из них: мы стали раньше учиться, копируя западные сайты, т.к. языковой барьер нас не так сильно ограничивает как китайцев. Потом у нас появились свои звезды дизайна, которые делали дизайн для основных стартовых страниц рунета и они начали задавать тренд.
      • 0
        Спасибо.
    • +5
      В начале девяностых годов у нас появился не только интернет, но и новая страна, модель рынка и куча зарубежной информации и вещей. Эдакий культурный взрыв. Поэтому интернет с самого начала у нас не просто появился, а появился и начал беспрестанно меняться и развиваться вместе со всей нашей жизнью, стараясь отвечать на все её запросы. Добавьте к этому отсутствие изоляции от внешнего мира, и примерно станет понятно, почему у нас всё получилось.

      В Китае же интернет появлялся медленно и плохо (да и что-то мне подсказывает, что он и сейчас там в основном не ахти), изоляция от внешего мира там до сих пор имеет место быть, ну и никакого особо сильно духа конкуренции там тоже явно не видать.

      Плюс ко всему этому, я считаю развитие дизайна сайтов явлением, которое возникает по умолчанию в нормальных условиях. Просто что-то мне подсказывает, что условия в Китае не совсем нормальные.
    • 0
      У нас вроде как прижились оффлайн-браузеры.
  • +2
    Спасибо, теперь из дизайна китайских сайтов — мне понятен дизайн рекламы нашего местного китайского рынка! :) они свои технологии на нас пытаются отработать, похоже!
  • 0
    Заметил, кстати, что в некоторых китайских сайтах можно разобраться, даже если по-китайски ни в зуб ногой. Особенно это касается сайта baidu. Да он ведет себя весьма по-западному, но он стоит тех 10 минут, чтобы изучить его интерфейс. Согласен с вами, что китайские сайты меняются. Особенно это заметно на тех сервисах, которые занимаются торговлей китайскими товарами. Они еще содержат китайскую нагруженность, массу ссылок, но при этом имеют некоторое количество логичных элементов для сортировок товара и т.п. Это очень интересно наблюдать. Особенно в сравнении с тем же taobao
    • +3
      У меня есть мысли написать серию статей про китайское SEO, возможно и до Хабра они доберутся. Много узнаете о Байду, например, что до 10 первых результатов в выдаче (50%) могут быть оплачены.

      Про Таобао: верно, я об этом же и писал выше. Над конверсией там работают профессионально.
      • 0
        Будет очень круто! Я хоть сам и не SEOшник, но интереса это добавит точно! :) А можете еще поподробнее рассказать про китайские клоны западных сервисов? Там, наверное, есть масса клонов гугл-докс'а, тимлаба и зохо. Знать бы как их найти. Может быть Вы в курсе?
        • 0
          Вроде интернет-гиганты QQ и Sina разрабатывали что-то похожее на гугл-докс, но я не пользовался. Про коллаборейшн, CRMы и прочее даже говорить не хочется, тысячи их. Т.к. сам не пользуюсь, кто из них сейчас "№1" — не знаю.
  • +1
    Что еще забавно — поиск на большинстве китайских сайтов тоже открывает новое окно с результатами. Вот принято так.
  • 0
    Жду рассказа про мобильный интернет :)
    • 0
      Может быть когда-нибудь до этого руки тоже доберутся. Мобильный интернет занимает большую часть от всего интернет-трафика, поэтому китайцы мобильным вебом озаботились давно и, кажется, даже раньше нас.
  • +5
    Этот сайт имеет много информации на странице, что создает впечатление его полноты и серьезности. Другой сайт выглядит слишком простым и непривлекательным.


    Ох как часто я это слышу от заказчиков из России! :(
  • +1
    У вас случаем не найдется ссылки на каноничный китайский сайт, но на русском или английском языке? Хочется ощутить на своей шкуре этот кошмар.
    • 0
      Условия задачи противоречат друг другу :) Можно посмотреть на русские сайты китайских СМИ, например Жэньминь Жибао и Агентства Синьхуа. Конечно, можно использовать Google Translate, но этим эффект и специфику языка/дизайна не передашь.
  • +6
    Лично я полностью разделяю позицию тех китайцев, которые ненавидят ajax-«ссылки», не позволяющие юзеру решить, как их открывать — просто так, в новом окне или в новой вкладке. Ajax приемлем только в тех случаях, если результатом активации элемента заведомо является раскрытие части страницы (например, разворачивание отдельного раздела) или выполнение каких-либо других действий над ее структурой. Но если в результате будет всего лишь открыта такая же страница с контентом, то тем, кто реализует ссылку на нее не через тег A, а как-то еще, огромнейший фак, хоть я и не китаец.
  • 0
    Забавно!
  • 0
    Сижу в Шэньчжэне уже год и тихо умиляюсь китайским интернетом.
    Добавлю, что многие сайты тут просто закрыты фаерволом.
    Спасибо за отличную статью!
  • 0
    Статья открыла мне глаза, последние несколько дней всё понять не мог почему на Алибабе любая ссылка открывается в новом окне? Теперь всё встало на свои места.
    Спасибо.
  • –1
    Хотел бы еще добавить, что самый популярный браузер у китайцев на движке IE6, поэтому можно смело забыть о HTML5, CSS3 и прочих радостях.
  • –1
    Для неподготовленного глаза и израильские сайты выглядят как инопланетные. А уж про фарси какой-нибудь я промолчу.
  • 0
    Корейский интернет недалеко ушел от своего большого брата. Еще у корейцев огромное количество сайтов построеных с использованием ActiveX, якобы у них когда-то на правительственном уровне протолкнули такую инициативу, мол ActiveX must have иначе не безопасно. В результате без IE многие сайты просто невозможно использовать, например, ничего не купишь в интернет магазине, не поставив пару-тройку ActiveX плагинов и какой-нибудь очередной мини-файервол, но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. В Синете нет такой беды?
    • 0
      В Китае такое в банковском и ecommerce-секторе еще живо, но потихоньку движутся к кросс-браузерности и кросс-платформенности. Еще спасает телефон и всякие мобильные приложение, т.к. ими можно сделать большинство операций, которые иначе можно сделать только в IE.
      • +1
        Что-то это потихоньку как-то и вообще никуда не движется. В моем случае 建行 еще два года назад заявил о поддержке Firefox в своем 网上银行, но при попытке провести любую транзакцию с использованием USB-ключа(не люблю я пароли по смс) заканчиваются крашем Firefox.
        И еще вопрос, как у вас получается открывать китайский 谷歌? Когда я захожу на google.cn, у меня просто картинка, при клике на которую происходит редирект на google.com.hk
        • 0
          Аналогично.
          И ещё копирайт 2011 года заставляет улыбнуться. Ну гугле-то!
        • 0
          Ну 建行 или какой-нибудь 农行 не самые «молодежные» банки. В Merchant's (招商银行) все намного лучше. У ICBC и 交通 также ситуация улучшается. Конечно, о 100% кроссплатформенности говорить не приходится. Но кое-что наклевывается. Будем оптимистами.

          Проект китайского Google закрыт, вы сами знаете почему :) У меня в статье скриншоты за 2010 год, что написано под иллюстрацией.
    • 0
      Вроде-как в прошлом году вышло постановление эту практику искоренить до конца 2013. Но пока особых сдвигов не видно.
  • 0
    Я вас так понимаю(с)
    У меня на саппорте один проект где бОльшая часть пользователей с компьютером на «Да, мой господин», есть даже некоторые пересечения с китайцами.
  • 0
    Глядя на китайские сайты, я понял, почему китайцы обычно ставят не стандартное разрешение экрана, а поменьше. Например, если экран 1376х768, то ставят 1024х768. Раньше думал, что это от узости взгляда, а сейчас вдруг понял, что так иероглифы можно разобрать.
  • +1
    Ваш пример популярного новостного сайта на Западе (The Huffington Post) не сильно лучше — девять кнопок фейсбука на одной странице с новостью.
    • 0
      Прокрутка основной страницы «The Huffington Post» у меня прошла за 14 нажатий Space, прокрутка страницы с новостью — за 9. Итого, в среднем — меньше одной фейсбучной кнопки на экране, — это немного.
  • +1
    Нильсену не показываейте — последние волосы себе повырывает :)
  • –3
    Хм. Дни китайского интернета на Хабре.
  • +1
    Благодарствую, как раз занимаюсь сейчас адаптацией одной китайской веб-софтины под российские реалии, кое-что прояснилось.
  • +4
    image
  • +1
    Понял, что портал власти Чувашии делали китайцы, типовой сайт выглядит так:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.