Проектировщик интерфейсов
0,0
рейтинг
28 марта 2013 в 22:03

Дизайн → Юзабилити Facebook. Часть 1: Масштабы бедствия из песочницы

image

Я всегда считал, что сайты из мирового топа могли бы быть и поудобнее, учитывая их грандиозную посещаемость. С тех пор как я узнал о существовании Facebook, раз пять честно пытался стать пользователем этого ресурса и по сей день обхожу его стороной, совсем позабыв пароли от старых учеток. Путешествуя по миру, я часто встречал людей, для которых иметь аккаунт в Facebook было столь же естественно, как и мобильный телефон. А вот в России предпочтение отдают отечественным аналогам. Чем же наших не устраивает признанная во всем мире соцсеть? Зачем идти путем создания местных социальных ресурсов наперекор процессу глобализации? Я зарегистрировался в Facebook в шестой раз и хочу поделиться своими мыслями относительно юзабилити этого прославленного ресурса.


Первые шаги

Легенда такая: меня зовут Вася Пупкин, и я решил завести себе аккаунт в Facebook по совету друга. Поехали.

Форма регистрации пестрит разнообразием типов элементов пользовательского интерфейса и отпугивает количеством полей. Откровенное удивление вызывает столь трепетное отношение к правильности эл. почты: Вася должен подтвердить свой email повторным вводом, в отличие от скрытого под точками пароля, в котором из-за этого куда проще ошибиться:
image

И вот Василий заполняет все поля и в предвкушении тыкает в большую зеленую кнопку — но не тут-то было. Ничего не происходит, реакции на кнопку не видно:
image

Если бы Вася пришел на сайт с монитора с большей диагональю, он бы увидел спрятавшееся за границей браузера предупреждение:
image

Вообще, Вася уже немного раздражен, но ведь многие его друзья уже там, а он еще нет, поэтому Вася не сдается и методично выбирает из огромных выпадающих списков дату своего рождения (вероятно, datepicker изобрели зря). Посмотрите, этот злобный выпадающий список уже почти зажил своей отдельной от браузера жизнью:
image

Но настоящее разочарование настигает Васю только сейчас: Facebook отказывается признавать его имя настоящим:
image

После недолгого перебора вариаций имени, Facebook наконец разрешает Васе стать своим пользователем, но только с именем Васек. Далее, нашего зарегистрированного героя перебрасывают в пошаговый мастер. Васек бы и рад уже посмотреть на людей, послушать музыку, но интерфейс строго заявляет, что до победного конца нашему герою остается “каких-то” четыре шага:
image

Импорт контактов отовсюду и массовая рассылка приглашений — это очень полезно для развития сервиса и терпимо для пользователя, пусть и реализация, на мой вкус, чересчур навязчива. Нетерпеливый Вася нашел еле заметную кнопку “Пропустить этот шаг” и перешел на страницу своего профиля.

Очень важно найти друзей

Стартовая страница — это просто рассадник функций поиска друзей. Facebook настолько хочет помочь Васе найти друзей, что у нашего героя почти нет шансов пойти каким-то другим путем: в поиск друзей можно перейти из пяти(!) разных мест на странице:
image

Но Вася не поддался на провокацию: он хочет сначала просто попробовать сервис и, если ему понравится, тогда он и пригласит друзей.

Навигация

Наш герой решил, что левая панель навигации — это верный способ исследовать интерфейс, ведь на странице нет больше ничего похожего на меню. Но и тут соцсеть расставила свои ловушки: панель навигации совершенно непредсказуемо пропадает или появляется на разных пунктах. Например, на экране “Найти друзей” панель внезапно пропадает, а на следующем пункте меню “Пригласить друзей” снова появляется:
image
image

Вернуть панель можно по клику на логотип Facebook. Видимо, многие не догадывались или просто не знали, что по логотипу можно кликать, но разработчики не растерялись и продублировали эту функцию кнопкой “Главная”, спрятанной в верхнем правом углу страницы:
image

Но Васе нет дела до проблем разработчиков. Вася даже не осознает, что навигация спроектирована как-то неправильно. Просто чувство внутреннего дискомфорта не уменьшается, и наш герой борется с очередным порывом закрыть вкладку и перейти в старый добрый Вконтакте. Но Вася снова сдерживается и продолжает исследовать интерфейс. Надо ли говорить, что подумал наш герой, когда на пункте меню “Центр приложений” вся панель навигации не просто пропала, а еще и заменилась на другую, похожую:
image

Васю искренне удивляет чат в Facebook. Видимо, сначала был чат, а потом сделали поиск друзей в чате. Очень хорошо, но почему если чат справа, поиск друзей в чате должен быть слева?
image

Вася боится нажимать на кнопки, потому что не знает, чего от них ожидать: даже кнопки с неоднозначными пиктограммами не сопровождаются всплывающими подсказками
image

Зато текстовые кнопки щедро пояснены таким же текстом:
image

В какой-то момент Вася обратил внимание на кнопки с изображением карандаша, которые появляются около каждого пункта меню при наведении:
image

Вася решил, что сейчас он нажмет на этот карандашик и настроит свой плейлист. Но нет. В этом и других пунктах меню карандашик вызывает контекстное подменю, содержащее один единственный пункт — не поверите — “добавить в избранное”:
image

Прослеживается работа над этой панелью навигации не одного поколения проектировщиков. Но Вася уже устал исследовать интерфейс своей страницы и решил посмотреть на профиль кого-нибудь из пользователей. Наш герой уже был готов к странностям интерфейса, поэтому его не удивило, что профиль пользователя встретил его предложением “помочь усовершенствовать эту страницу”:
image

Вася уже привык к панели навигации слева, поэтому не сразу догадался, что вот именно эту страницу надо прокручивать. Во всяком случае, необходимость куда-то переключиться, чтобы побольше узнать о человеке, появилась сразу, а из вида страницы по умолчанию удалось узнать немногое. Продвинутый пользователь бы нажал кнопку “подробнее”, но Вася — не продвинутый пользователь и этой кнопки попросту не заметил:
image

Вася начал прокручивать страницу и читать хронику. Ему понравилось необычное дизайнерское решение — располагать статьи слева и справа от некой линии, идущей снизу вверх, но он не переставал испытывать дискомфорт. Дело в том, что наш герой привык читать все сверху вниз (бумажная книга, вконтакте, rss-лента), либо снизу вверх (twitter для iphone). Но чтобы прочитать хронику в фейсбуке, Васе приходилось постоянно дергать колесо мыши туда-сюда. Т.е он дочитывает статью слева, а статья справа уже уползла под верхнюю границу браузера, и наоборот. В итоге, движения колеса мыши были примерно такие: вниз-вниз-вверх, вниз-вниз-вверх, и т.д:
image

В итоге, Вася совсем утомился и решил больше себя не мучить.

Возможно, я был слишком субъективен и критичен к проектировщикам Facebook. Да, при таком трафике нужно очень осторожно вводить интерфейсные обновления, ведь даже если из-за этого уйдет 0.1% пользователей, то компания фактически потеряет миллион клиентов. То ли эта осторожность, то ли консервативная политика руководства в итоге привели к чудовищному наслоению в интерфейсе трендов из разных десятилетий. Повсюду в интерфейсе расставлены “костыли”, рассчитанные на то, чтобы покрыть сразу все возможные ментальные модели пользователей. Я искренне верю, что в один прекрасный день открою Facebook и увижу долгожданную заветную кнопку “Переключиться на новый интерфейс”. Но, видимо, всему свое время.

В следующей статье я покажу, как можно было бы с относительно небольшими затратами существенно улучшить интерфейс Facebook, привлечь миллионы новых пользователей и не растерять старых.
Климентий Булыгин @Klimentij
карма
28,0
рейтинг 0,0
Проектировщик интерфейсов
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Дизайн

Комментарии (133)

  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +25
      А почему не любишь ВК? Просто интересно услышать новую точку зрения
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • +67
          вы сами выбираете свой круг общения, разве нет?
          • +16
            На самом деле не совсем. Если читаете к примеру Форбс, то у него есть возможность оставить комментарии. Если комментарии пользователей фейсбука релевантные и насыщены статистическими данными или здоровой критикой, а иногда отвечают и сами участники статьи, то комментарии сообщества вконтакте чаще всего содержать сообщения, «интересно», «хочу так же», «зачетная статья».
            • +51
              Интересно, зачетный коммент.
            • –4
              И все это благодаря тому, что у фейсбука относительно вконтакте высокий порог вхождения.
              Не надо делать фейсбук проще.
              • +20
                На западе на ФБ все, от детей до пожилых. О каком пороге вхождения вы говорите?
                • +2
                  Выше описаны проблемы интерфейса, да и на западе любовь к фейсбуку у масс обусловлена историческими причинами, у нас в нем сидит «элита» — журналисты, политики, творческие люди разных профессий, которым «западло» сидеть со всеми «простыми обывателями» во Вконтакте. Станет ФБ чуть массовей и вас не порадуют комментарии в нем.
                  • +5
                    Я не знаю, возможно в комментах фейсбука журналистов и политиков России дискутируют исключительно аристократы, но такого ада, злобы, черной зависти, эгоизма, мата, такой желчи, как в комментариях к постам украинских журналистов или политиков, тяжело найти даже в самих злачных местах интернета.
                • +6
                  Без русских, которым интерфейс неудобен
                • –3
                  Я говорю о пороге вхождения относительно вконтакте, как и писал в предыдущем комментарии.
                  На западе вконтакте нет, так сложилось исторически.
                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                • +1
                  О том, что девочка на свой день рождения пригласила тысяч 50 человек незнакомых.
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • –1
              Я лично оградил весь свой контент VK от друзей друзей (а тем более, от мира). Хотя, пришлось повозиться с интерфейсом, чтобы достичь этой цели.
            • +4
              Ко мне не лезут. ЧЯДНТ?
        • +5
          С учетом того, что всем контентом вашу ленту, комментариями к вашим записям и фотографиям наполняют соц.сеть ваши друзья, переезд в Фэйстбук ситуацию не изменит. :)
        • +7
          Всё зависит только от вас. Сравните комментарии к записям Лебедева на различных соц. сетях — везде совершенно одинаковый бред.
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          • +8
            А не нужно ни на кого гнать, пытаясь понравиться другим пользователям. Одноклассники тоже хорошая сеть, для определенного круга лиц, мой 57-ти летний дядя ей пользуется, общается со своими одноклассниками и вполне доволен.
            • –3
              не говорите чушь, одноклассники лютый говносайт, который уже ничего не спасет… крайне неудобный интерфейс, бабло вымогают на каждом шагу, но так уж исторически сложилось, что все 45+ лет регистрировались именно там и это стало их аудиторией и на другую соц. сеть если сам сможешь перейти, то друзей уже не перетянешь, вот и сидят там все…

              А ваш дядя я думаю с большими удовольствием юзал вконтакт, если бы в нем был тот же круг друзей, что и в ОК…
              • 0
                При этом у ОК постоянный рост аудитории в последние пару лет, они почти догнали ВК по посещаемости, последний раз когда я смотрел отставание было процентов на 10-15.

                Мне лично сеть не нравится, но неудобный интерфейс еще не значит, что продукт будет непопулярен — Фэйсбук, ОК, Крэйглист и многи другие сервисы тому примером.
        • +4
          А зачем вы добавляете их в друзья?
          Я вот постоянно чищу список друзей и ленту обновлений от людей, которые мне не интересны. А на то, что там творится во всяких пабликах мне плевать.
          Уж если все уйдут в FB, там будет то же самое. Придётся вам в G+ бежать =)
          • +3
            В ВК очень удобные стредства для чистки Ленты кстати. Можно убрать пользователя, а можно убрать источник репостов, какую-то дурацкую групу. Переодически рублю групы с идиотскими постами, помогает )
        • 0
          Только я вспомнил про правило 95%?
      • +4
        А можно просто не любить соцсети и заходить туда раз в неделю-две? Или это нынче не в моде?
    • –3
      Я уже бросил это дело — перевожу всех на гугл+ и на другие сервисы гугла. Как по мне, там все более менее логично.
      • +24
        Согласен, правильная борьба с социальными сетями — перетащить всех в Гугл+, а потом Гугл его закроет и социалки умрут;)
      • +4
        Стоит мне зайти на google+, как я вижу:
        Вот это
        image

        Может это и нормально, но лично мне не очень нравится, так же как и «Вы можете их знать» на facebook'е
        • +2
          G+ вообще странный местами…
          Скрытый текст
          image
          • +1
            ну вообще-то чат справа не столько для чтения статусов, сколько для — сюрприз — чата.
        • +3
          Гугл+ бесполезен если у тебя нет знакомых. Ну хотя можно читать сообщества сторонние… но там же есть кнопка пропустить. Мне кажется это не так назойливо как в фейсбуке. гугл как то узнавал когда мне нужно было то или иное уведомление.
          Roler а вот тут я с вами не соглашусь. Сделайте текст на бумаге узким или широким. Узкий текст намного легче воспринимается, глаза идут только вниз, а не бегают влево-вправо.
          Слева четкое разделение меню(которое кстати не уезжает и всегда доступно) и контанта. Справа новые добавленные фото с телефона — бывает видишь и вспоминаешь, что хотел запостить. Ниже часто интересные сообщенства. Ну а мероприятия просто не использовали. Чат тоже полезен.
          • 0
            Почему этот список мероприятий и фото должен занимать столько же, сколько занимает лента? Мне вообще только она нужна!
            Фотографии — опять же, смотрим на ВК, они решили вопрос очень грамотно.

            И что значит широкий? На 25 дюймах растягивать на всю ширину — это фигово. А на 15-ти дюймах занимать треть пространства — так же плохо.
          • 0
            В G+ можно читать Торвальдса и прочих товарищей. Что есть гуд. Да и коллег моих там хватает. Еще там сильное сообщество фотографов, есть музыканты. И очень часто видео-конференции для разработчиков. Я бы сказал g+ это то, каким должен быть твитер.
      • +4
        Я чем дальше тем больше тоже склоняюсь к тому, чтобы бросить этот Фейсбук ко всем чертям.
        Не понимаю я, как, имея столько талантливых людей, работающих на них, имея многомиллионную компанию, можно иметь такой бездарный интерфейс. И ладно бы только интерфейс. Настройки приватности — раскиданы и отнють не интуитивны.
        Еще они любят добавить новые фишки (как к примеру то, что я лайкнул в интернете теперь отображается на моей странице) и даже не оповестить меня об этом, чтобы я принял решение нужна ли мне конкретно эта фича. К примеру в Гугл+ все настройки собраны в одном месте и я могу вообще отключить слежение за моими лайками в свободном интернете.
        В фейсбуке я не всегда понимаю с кем я делюсь новостью и это очень странно. А иногда я вообще не знаю, что я этой новостью с кем-то поделился.
        Это все мелочи, но из них рождается ощущение удобства от сервиса.

        Единственное, чем фейсбук берет — количество моих знакомых на нем.
        • 0
          У меня уже года полтора идея сделать адаптивный интерфейс. Всмысле можно менять по своему набор менюшек, убирать лишние функции добавлять новые как плагины. Система собери сам. А для тех кому лень — монжо выбрать шаблон. Но как то никак не соберусь такое делать, да и слишком уж сложна задача все угодить. (насчет количества друзей я тоже думал, можно например парсить всю ветку новостей, сообещния и т.д. в другой дизайн)
          • +1
            Лично я против адаптивного интерфейса. Основной помощник пользователя при работе с интерфейсом — это привычки пользователя, его опыт. Как только интерфейс очередной раз «адаптируется», про сформировавшиеся привычки можно забыть и привыкать заново. Вообще, в истории юзабилити, все попытки сделать интерфейс адаптивным заканчивались неудачей. К тому же такой интерфейс очень дорого поддерживать.
            • 0
              Адаптивный он в том смысле, что пользователь может собрать себе свой интерфейс как ему нравится и какие у него привычки. Также можно включить режим тестирования, когда фичи новые сами прицепляются, но это уже тем кому хочется чего то новенького.
              + шаблоны. Выбрал наиболее подходящий и не надо все это вручную собирать. При этом добавление новых функций может быть выключено, т.е. у вас никогда не уйдет ваша любимая старая лента. Впрочем вы всегда можете прочитать в новостях о новой ленте и использовать их параллельно привыкая к новой и используя старую.
              • 0
                Идея конечно прикольная и можно развить ее в общую соц.сеть вообще, чтобы на одном сайте сидеть и в вк, и в ОК, и в ФБ и всё отовсюду парсится, но:
                1) Будет крайне сильно тормозить при большой аудитории, т.к. весь траф будет проходить через ваш сервер
                2) Стоит ФейсБуку забанить ваш ИП и вы потеряете всё…
                3) Много аякса и очень сложно быть граммотно «на лету» менять адреса на свои, чтобы ява-скрипты в вашем веб-прокси работали
                • 0
                  Мне, почему-то, кажется, что эти проблемы высосаны из пальца:
                  1. Можно сделать и просто локальный клиент, да и вся статика отдаваться будет напрямую.
                  2. Забанить за работу с официальными API? За что? Ну, сменим IP, будем работать через прокси/TOR/whatever.
                  3. Что там вообще менять, если интерфейс полностью свой, да ещё и аггрегирующий с разных СС?
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +13
    Я недавно тоже заходил на facebook и пытался разобраться, из-за чего там некомфортно. Ещё 1 фактор: во вконтакте большинство кнопок состоит из 1-2 слов (и 1 слово очень часто — личное местоимение). В фейсбуке названия длинные, непонятные пиктограммы, а после нажатия на непонятно что (ведь мы познаём мир, нажимая кнопочки и разбирая объекты), тебя радостно оповещают, что теперь все твои друзья узнают о %действие непонятной кнопочки%.
  • 0
    Может просто целевая аудитория фейсбука — … скажем так, компьютерно безграмотные люди, и им плевать на айтишников?
    Так зачем уделять ему внимание?
    • 0
      Именно по этому сейчас выкатывют полный редизайн Фэйсбука (можно записаться на включение нового дизайна), более простой и легкий.
      • 0
        А можно поподробнее? Где, куда, как?
        • 0
          Вот есть статья на Хабре про новую ленту новостей.

          А вот описание на самом FB, там же можно подписаться, чтобы для вашего аккаунта это обновление выкатили раньше.
          • 0
            Спасибо. Просто это не сильно афишировано
  • +7
    Фейсбук делали студенты и это видно из всего: дизайна, эргономики, наполнения, рекламы. Сначала сделали простой проект, потом прикрутили дополнение, потом добавили плюшек, потом добавили рекламы, потом добавили ленты друзей-друзей чтоб больше общались и тд и тп.
    ФБ абсолютно точный пример современной модели: все находится в бета-тесте, ошибки правятся на ходу, дополнения прикручиваются на работающий движок. :)))
    • +3
      Ну какой-нибудь вконтакте тоже этим отличается, по большому счету. Где-то с полгода назад была очень характерная проблема — почти все новые функции в нерусских локализациях работали как угодно, но не так, как нужно. Зачастую нужной ссылки просто не было, было пустое место. Сейчас с этим лучше, но ввод фишек по живому — в порядке вещей.
      • 0
        ВК не боится переделывать старые вещи. Не так давно убили самое старое что было — аудиозаписи, теперь и они офигенны.
      • 0
        Уже год минимум использую английский интерфейс везде, а возможно и больше. От мобильника до десктопа. Все отлично.
    • 0
      Ну вы не совсем правы на счет эрогономики, взгялните на дизайн и логику расположения элементов в фейсбуке образца 2006-2007 годов — собтвенно именно ту модель вконтакте и позаимствовал, фб потом начал непонятные для меня метания в плане интерфейса, разработчики контакта видимо тоже не совсем понимали что происходит и не стали продолжать копировать интерфейс фб. Так что, понятный интерфейс контакта (и как многие считают канонический даже), который нравится большинству русскоязычных пользователей — это интерфейс как раз от тех самых студентов из фб. дальше подозреваю подключились уже не студенты, а какие то гуру интерфеса и понеслась…
  • +6
    Там вообще моря проблем. Непойми как разбросанные настройки приватности, непойми как составляетмые группы друзей, совершенно непонятно, по какому признаку в какой ленте появляются или нет события друзей… Ну то есть полный бардак, ИМХО.
  • +29
    Я довольно поздно добрался до Facebook и так же как и «Вася» был просто поражен нагромождениям и неинтуитивностью интерфейса. Так понимаю западные пользователи погрязали в болоте постепенно и для них такое положение вещей не кажется странным. )

    Я не очень часто пользуюсь ВК и Фейсбук, но мой голос в сторону Вконтакта по интерфейсу и юзабилити.
  • –2
    Неужели Вася не знает, что его полное имя — Василий?
    • +1
      Вася пробовал имя «Василий», но Facebook его тоже не признал
      • –3
        Я только что попробовал зарегистрировать нового пользователя с именем «Василий» — получилось.
        • +1
          Пупкин?
          • –16
            Нет, но автор же указывал на невозможность регистрации имени, а не фамилии. И в конце концов зарегистрировал «Васек Пупкин».
        • +2
          Разумеется, в сочетании с фамилией «Пупкин». Вот пруф
          • 0
            Забавно :)
          • +1
            Серьезная защита.
  • +2
    Все дело, предполагаю, в приоритетах… они меньше потеряют, если не будет юзабилити, чем если не будет функционала
    • 0
      Вообще, они типа занимаются юзабилити и даже без наращивания функционала. Вот, например, так они проектировали новую ленту новостей. Проблема в том, что кусочное юзабилити никому не нужно: продукт либо удобен, либо нет.
  • +7
    Забыли упомянуть навязчивые рассылки типа: «Вернитесь в фейсбук». И отключаются они не в один клик…
    Самое смешное — в письмах подпись что я сам захотел получать эти рассылки.
    • 0
      Да, я еще хотел написать про интерфейсные беды, которые появляются при постоянном использовании Facebook, но вовремя остановился: там материала, по-хорошему, не на один десяток статей.
  • 0
    В следующей статье я покажу, как можно было бы с относительно небольшими затратами существенно улучшить интерфейс Facebook, привлечь миллионы новых пользователей и не растерять старых.

    Учитывая, что уже сделан и тестируется в закрытом режиме новый интерфейс Фейсбука, будет интересно вскоре сравнить его с рекомендациями :)
    • 0
      Известно, когда начнется открытое тестирование?
  • +5
    Я как-то пытался найти человека в фейсбуке, но был разочарован, фейсбук умеет искать людей только по имени, городу и месту учебы/работы… увы. А у меня было только имя с фамилией и дата рождения :( Контакт помог.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +2
    >вероятно, datepicker изобрели зря
    да как-то и datepicker'ом не очень удобно выбрать дату типа 15 октября 1985г.
    • 0
      Datepicker предполагает взаимодействие с ним в том числе и как с обычным полем ввода, т.е. можно и не вызывать выпадайку с календарем
      • +1
        Тогда зачем он нужен, если как поле вводе только использовать? Тогда уж просто поле ввода. С 3 селектами вполне удобный и привычный вариант везде.
        • 0
          • +1
            Те же 2 селекта для месяца и года. Зачем отображение дней недели при выборе ДР?
            • +2
              • 0
                Слишком сложный, никто к такому не привык. Считаю, должно быть поле ввода с поддержкой разделителей ".", "-", "/" и иконка для вызова выпадайки с таким календарем
                • 0
                  Про этот я и говорю: каков смысл в нём, если так и остаётся 2 селекта. Зачем при выборе дня рождения дни недели?
                  • 0
                    С днями недели вместо занудного бесконечного списка получается компактная удобная табличка. В списке человек вынужден пробегать глазами все 30 записей, чтобы найти всою, в таблице — найти неделю примерно + найти день в неделе
                    • +1
                      Я не против разбить по 7 дней в строку, но смысл указывать названия дней недели и учитывать сдвиг?
                      Пока самый удачный вариант для меня www.eyecon.ro/bootstrap-datepicker/ «Start with years viewMode».
                • +1
                  А мне нравится предложенный Borro. Он сложным только кажется, потому что вы его видите наверное в первый раз. Я когда видел его в первый раз — тоже испугался, и начал действовать чисто интуитивно… и все получилось. А на второй-третий раз — это самый удобный датапикер. Из улучшений пожалуй — я бы дал возможность щелкнуть по году сразу, чтобы перейти к выбору года.
              • +1
                Такой мне нравится, выбор года не идеальный, подумать можно еще.
  • +2
    Очень все знакомо. Примерно такой же экскурс проделала моя жена, после чего благополучно забила на фейсбук, ибо, по ее словам «это какая-то непонятная перенавороченная хрень с кучей ссылок».
    Но куда больше удручают заказчики, которые при запросе указать нравящиеся сайты, непременно указывают фейсбук (хотя сам заказчик, к примеру, занимается поставкой цветов и совершенно далек от бизнеса социальных сетей, и дизайн фейсбука для его сайта ну никак не годится). Тогда я резонно задаю вопрос заказчику: а вы разобрались с фейсбуком, вам вообще там нравится? Обычно следует ответ вроде «ну… не знаю, не все понятно, конечно, но ведь круто же, ведь все же пользуются фейсбуком, ведь это модно и вообще — УСПЕШНАЯ СИСТЕМА». Вот здесь, как правило, и кроется корень зла. Заказчики дизайна сайтов зачастую не дизайн или удобство воспринимают, а УСПЕШНОСТЬ проекта, потому и приводят в качестве примеров Facebook, Yandex, Google, Microsoft, Apple и т.п., хотя как инспирироваться от этих примеров для дизайна сайта какого-нибудь машиностроительного завода — совершенно непонятно.
  • –1
    Почему-то нигде нет упоминания, о том, что фейсбук обновил дизайн и большинства из перечисленных проблем уже нет.
    • +1
      Пока обновил мало для кого, у меня пока старый, хотя я и подал заявку сразу после анонса.
    • 0
      Скриншоты делал вчера. Если за день они решили «большинство» проблем, то низкий им поклон.
      • +1
        Ну как за день :-) скоро этот дизайн будет у всех, как «хронику» всем вводили поочередно. Вот, о новом дизайне ссылка.
  • 0
    Скоро таймлайн будет клевая: newsroom.fb.com/News/584/Improvements-to-Timeline
  • +1
    Мне почему-то кажется, что появление непонятных пиктограмм, абсолютно необоснованное поведение менюшек и тому подобное, возникает лишь из-за того, что все, кому facebook был нужен, уже зарегистрировались на нём, поэтому они постепенно привыкают ко всем изменениям. Наверное, у тех, кто пользуется facebook'ом не возникает проблем с вечным закрыванием поиска новых друзей или же разгадыванием значения пиктограмм. Другое дело, что они до сих пор хотят расширяться, а, допустим, у России есть своя социальная сеть, причём не одна, которая значительно ближе по духу людям, да и проще в использовании, поэтому никто не стремится переходить на facebook, кроме тех, кто, например, хочет поддерживать отношения с людьми, живущими за границей, которые по каким бы то ни было причинам не используют vk, или же хочет попонтоваться.
  • 0
    «We heard from you that the current timeline layout is sometimes hard to read. Starting today, all posts are on the right side of your timeline, with photos, music and other recent activity on the left. » — не уверен, что это полностью решит проблему. Неужели так сложно просто выводить контент последовательно?
    • 0
      «Главная» вам в помощь, конечно, если вы хотите читать только посты, предназначенные вам(те, на которые вы подписаны).
      P.S. Не уверен, что она полностью заменяет, но это остаток из старой версии интерфейса
  • 0
    А я дрожу от ужаса каждый раз, когда гугл говорит мне «Дружище, давай попробуй мой новый интерфейс!»
    • +1
      Да, гугл тоже славен и прельстив в этом плане. У них, правда, обратная сторона — чрезмерно примитивно все и жутко уродливо в большинстве случаев. Этакое безальтернативное пугало.
  • 0
    Пилили недавно функционал с использованием FB API, не знаю почему, но чуть не пришлось жребий бросать — кто же станет гуру Фейсука :) API там не без нареканий, но в целом удобен, а вот с UX ребята жгут напалмом.
  • –5
    Вы меня хоть тресните,
    но когда я должен пользоваться вконтактом (найти пользователя, посмотреть профайл, словом составить впечатление о человеке), то через две минуты проклинаю создателей интерфейса вконтакте.
    Более нелогичного интерфейса для меня и придумать нельзя. Любимая моя ошибка — когда открыв чужой профайл, я кликаю по боковому меню на слово фотографии, полагая что увижу фотографии пользователя. Ан нет. Вижу свои.

    Когда выполняю похожую работу на фейсбуке, таких проблем не возникает.
    • +12
      Любимая моя ошибка — когда открыв чужой профайл, я кликаю по боковому меню на слово фотографии, полагая что увижу фотографии пользователя. Ан нет. Вижу свои.


      Это Вы про кнопку, которая называется «Мои Фотографии»?
    • +6
      Там написано «Мои фотографии», не понимаю, как у вас такой конфуз мог случиться.
      • +4
        Да я знаю что там написано.

        страницу пользователя я ассоциирую с ним лично. Я как будто бы общаюсь лично с пользователем посредством его профайла. И видя слово — мои фотографии, я воспринимаю это так — как будто бы он мне говорит — иди сюда вот тут лежат мои фотографии.
        • +1
          Тут есть такой плюс — у Контакта слева всегда есть ссылка «Мои Фотографии», которая всегда ведет на фотографии пользователя, независимо от того, что пользователь смотрит — свой профиль, чужой профиль, страницу группы или новости.

          Если бы было по вашему — левое меню всегда бы относилось к открытому профилю или странице, то к этому тоже все бы привыкли. А вот если меню то есть, то нету, и при этом еще и ведет себя по разному, то это usability fail
          • 0
            Я ожидаю, что попав в профайл пользователя я имею в руках ровно тот же инструмент исследования его профайла, как и своего.
            А в результате мне нужно напрягаться, и искать — а как же это сделать.

            Возможно, если бы я плотно пользовался вконтактом, то обнаружил бы что наличие в боковом меню ссылок которые ведут всегда ко мне, это очень удобно. Удобнее чем сделать лишний клик на своем логине, для того чтобы вернуться из чужого профайла в свой.

            Но как человек, который использует эту соц сеть не чаще раза в неделю, и именно для изучения какого-то человека, мне подобное поведение кажется нелогичным, и крайне меня раздражает.

            • 0
              При этом ВК именно так и поступает. Это я к тому, что посмотрите внимательно на свою страницу и страницу Вашего друга. Сама страница и есть профайл человека. На ней есть все: фотографии, видео, аудио, друзья, группы, стена, информация. А самое главное, что вся эта информация располагается одинаково для Вас и для любого из ваших друзей или вообще для любого пользователя на страницу которого Вы зайдете. При этом меню слева всегда статично и руководит Вашей страницей. Ведь именно на нем весят счетчики. При этом в ФБ все уведомления повесили на 3 пиктограммы, а в ВК каждое новое событие отображается там, где ему место.
        • 0
          Да, понимаю, это конечно не usability fail, но проблема. Постараюсь изложить свои идеи решения в следующей части статьи.
  • 0
    Создавать интерфейс стартапам, который по юзабилити схож с facebook'ом все равно, что создавать мертворожденный продукт. Увы, но на такое нахальное отношение к своим пользователям имеют право единицы компаний, благодаря накопленной лояльности миллионов пользователей, поэтому выпускать продукт ниже среднего они могут еще долго. Но не зря facebook не вошел в этом году в список инновационных компаний. Да и правы гуру ит бизнеса, что facebook'у и ему подобным нужно боятся таких же молодых компаний, какими они сами были пол десятилетия назад.
    • 0
      Точно. Лояльность пользователей (причина которой — не более чем многолетние привычки и историческое первенство ресурса) — враг юзабилити.
  • 0
    А знаете зачем все это? На каждую кнопку наверняка у них по 50 листовому отчетку с графиками и статистикой. Захочешь, не докажешь.
    Ну или фейсбук занятся развитием мозгов пользователей, приучает к интерфейсам вне шаблонов.
  • +4
    Сейчас как-то пропало, а недавно FB регулярно встречал надписью: «Что происходит, Михаил?» Тот еще перевод.
    • +7
      Что происходит, Михаил?
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    Если у вас есть свой хостинг с почтовым сервером — то зарегистрироваться в фейсбуке на эту почту нельзя. Во всяком случае у меня писало, что не валидный e-mail
    • 0
      У меня почту на личном домене принял без проблем.
      • 0
        Только что перепроверил: screenup.org/51551ff3b703d
        • 0
          Какой-то непонятный фильтр у них там:
          Пруф

          • 0
            cahek@devel1:~ $ nslookup -type=MX aydarbelyaev.com
            Server:		127.0.1.1
            Address:	127.0.1.1#53
            
            Non-authoritative answer:
            aydarbelyaev.com	mail exchanger = 10 mail.aydarbelyaev.com.
            aydarbelyaev.com	mail exchanger = 20 mail.aydarbelyaev.com.
            
            Authoritative answers can be found from:
            aydarbelyaev.com	nameserver = ns2.foxlaboratory.ru.
            aydarbelyaev.com	nameserver = ns1.foxlaboratory.ru.
            mail.aydarbelyaev.com	internet address = 91.221.40.100
            
            cahek@devel1:~ $ telnet mail.aydarbelyaev.com 25
            Trying 91.221.40.100...
            telnet: Unable to connect to remote host: Connection refused
            
            cahek@devel1:~ $ telnet mail.aydarbelyaev.com 587
            Trying 91.221.40.100...
            telnet: Unable to connect to remote host: Connection refused
            


            Почтовый сервер извне недоступен.
            • +1
              Какое отношение это имеет к регистрации на фейсбуке?
              • 0
                Кхмм… извиняюсь, я перепутал, я думал это автор ветки выложил.
                • 0
                  у меня screenup.org, и сервер снаружи виден
  • –4
    Чем больше пользуюсь Фейсбуком, тем больше утверждаюсь в одной мысли. Да, он неудобен, он чертовски неудобен. Зато ним неудобно пользоваться подросткам,«закидывающим» ленту странными статусами и картинками. Как по мне, здесь неудобство может быть оправдано.
  • –2
    «Глупость» фейсбука — далеко не глупость. Фейсбук выполняет две конкретные задачи:
    1. Точная идентификация человека (дата рождения обязательна, емейл важнее пароля).
    2. Максимальный сбор данных об его окружении (навязчивое предложение поискать «друзей», затрудненность вернуться в меню из окна поиска).

    На Земле всего 7 млрд. человек. Если каждого учесть, понять с кем он общается, выявить инициаторов, изучить сети, которые активисты строят вокруг себя, то в руки попадает мощный инструмент.

    Фейсбук как пендосская корпорация подчиняется определенным правилам сотрудничества с правительствеными службами. База используется в социальной инженерии. Вспомните недавние события на Ближнем Востоке. Те, кто (осознанно или неосознанно) способствуют развитию событий, выгодных разведке, получают поддержку. А те, кто вредит интересам интервентов, подавляются разными способами (обычно тихими и незаметными).

    То, что фейсбук сфокусирован на указанных двух задачах, и пренебрежительно относится к другому (зачастую полезному) функционалу, прекрасно иллюстрирует основное назначение этой сети.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    А мне еще очень не нравится переключатель на Ленте новостей, который выбирает как сортировать новости — Top stories (не пойми как) или Most recent (как хочу я) при этом ФБ почему-то иногда забывает мои настройки и показывает мне Top stories.

    А будет Часть 2?
    • 0
      Обязательно. Вот сижу, рисую.
  • 0
    Вы абсолютно правы!
    Ещё муторный говнодизайн и говносайт у одноклассников, но там легко объяснить это разворовыванием денег на каждом шагу, а у Мордокниги нет таких отмазок, сайт с такой аудиторией и таким бюджетом должен быть просто идеальным…
  • 0
    >Форма регистрации пестрит разнообразием типов элементов пользовательского интерфейса и отпугивает количеством полей.
    Зато у контакта придурошный неудобный мастер (по одному/двум полям на шаг) и обязательное поле для ввода номера мобильного.

    >Откровенное удивление вызывает столь трепетное отношение к правильности эл. почты: Вася должен подтвердить свой email повторным вводом, в отличие от скрытого под точками пароля, в котором из-за этого куда проще ошибиться

    Разумеется. Пароль легко можно восстановить на почту, а вот если почта неправильная, то вся регистрация насмарку.

    С остальными претензиями полностью согласен, однако за одну лишь обязательную привязку к мобиле котнакт терпеть не буду (и вам советую не терпеть это неуважение к пользователю), и лучше потерплю неудобства фейсбука.
    • 0
      Насчет пароля и эл. почты логичное замечание, но мой аргумент такой: пользователи в основном и так копируют эл. почту во второе поле, так что в итоге получается не проверка, а дополнительное препятствие. Пароль должен сопровождаться флагом «Показать пароль», чтобы можно было проверить скрытые символы. Вся регистрация насмарку — от этого никто не застрахован, всегда есть процент, который ошибается в почте и не получает письмо. Этими отдельными пользователями можно пренебречь ради повышения общей конверсии посетителей страницы регистрации в зарегистрировавшихся.
  • +1
    Я тоже там так и не «зажил» (как и вообще в соц сетях). Несколько раз заходил. Но сложилось такое мнение «слишком сложно для общения». Появляется такое ощущение, что ты пробираешься к требуемому месту через громадные и густые заросли. На каком-то шаге плюешь на это дело, разворачиваешься и уходишь.

    Только уходя, нужно не забывать отписываться от ненужных оповещений. Иначе задолбают ненужной информацией.

    Только что зашел на FB, чтобы вспомнить, почему я на него не захожу:
    image

    Какой-то штурм на мозг, а не интерфейс.

    Красное — это то, что я вообще не хочу видеть (нетематическая для меня реклама очень много места занимает, а «создать группу» должно быть в «группах»).
    Зеленое — добавить друзей. Как видно на картинке, в левой колонке «Найти друзей» вообще 2 раза поставили :)
    В правом верхнем меню есть загадочная иконка с замком. При наведении так и не выдало пояснения, что она делает. Кликнул — «Быстрые настройки конфиденциальности». Я бы поставил иконку с глазом. или юзера в очках.

    Не хватает еще всплывающих окон с громкой рекламой и почти не будет отличий от radikal.ru. Фейсбук уже работает не для пользователей и похож на сайт в стиле 90-х с пародией на хорошее юзабилити.

    П.С. Васям Пупкиным не повезло. Сочувствую.
    • 0
      Нижнее меню стажер, наверное, делал:

      image

      Если уменьшить окно, то из-за «Помощи» появляется горизонтальная прокрутка, а самой кнопки не видно. Не ожидал такого увидеть.

      Про сетку молчу :)
    • 0
      Кстати, я тут потестил, Владимирам Путиным и прочим известным личностям тоже не повезло. Но они через раздел справки могут подать заявку и, ее, возможно, когда-нибудь рассмотрят.
      • 0
        Самое смешное, что специалистов, которые могли устраивать мозговые штурмы по юзабилити и улучшению сервисов, посадили разрабатывать такую бесполезную и даже приносящую вред пользователю штуку. :)

        Как я писал в своей статье, многие интерфейсы сейчас скатываются вниз по уровню в плане удобства.
  • +1
    Я уже думал, что я один такой, кто не может принять этот жуткий интерфейс. У меня та же история. Все пытаюсь там разобраться, но каждый раз руки опускаются.
  • –4
    Статья ни о чем, особенно улыбнуло — дату рождения не указал и возмущается, почему Фейсбук кричит. Очевидно, вы слишком стары сто бы разобраться с Фейсбуком. Или глупы.
    • 0
      Я специально не указал дату рождения, чтобы показать, что на маленьком мониторе не видно причины, по которой кнопка «не нажимается» и многим пользователям в таком случае кажется, что она «сломалась».
  • +1

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.