Пользователь
0,2
рейтинг
9 апреля 2013 в 17:15

Управление → Дорога в облака: SaaS vs desktop

В конце 2012 года на Хабре промелькнул небольшой опрос «Почему вы не используете облачную инфраструктуру/сервисы в своей компании?» Его результаты весьма показательны для российского рынка SaaS в целом: большинство респондентов считают облачные сервисы либо дорогими, либо небезопасными для хранения коммерческой информации. Тем не менее, количество игроков на рынке облачных сервисов растет и в теперь как сервис предлагаются даже такие «консервативные» и, на первый взгляд, десктопные сервисы, как 1С.

Трудности терминологии

Несмотря на существующие предрассудки и боязнь пользователей, облачные сервисы наращивают свою долю на рынке, активно развиваются и день за днем предлагают частным клиентам и бизнесу новые решения и услуги: создание и хранение заметок, полноценных документов, хранение ссылок, организацию корпоративных порталов, настоящие CRM в облаке и т.д…
Прежде, чем попытаться дать ответ на вопрос, в чем же причина нарастающего успеха, разберемся с понятиями «облако» и «SaaS». Сегодня в России облачные сервисы подвержены двум основным тенденциям:
  1. неполноценное понимание самой сущности облачных сервисов
  2. многочисленные мифы о стоимости, опасности, нестабильности сервисов.

image
Источник изображения: www.computerra.ru

Начнем с первого пункта. Нередко пользователи под терминами SaaS и «облако» понимают облачные виртуальные АТС, реализованные посредством IP-телефонии. Однако такое понимание значительно ограничивает функционал и урезает сущность самого понятия. На самом деле, облачной технологией является и электронная почта Яндекс или Google, и популярные файлохранилища, и Google Docs.

Википедия дает достаточно запутанное пояснение, что есть SaaS, понятное, в основном, техническим специалистам. Между тем, решение о внедрении облачной инфраструктуры зачастую принимают именно коммерческие специалисты. Именно для них хочется объяснить с точки зрения понятийного аппарата менеджера. В принципе, вся сущность облака (SaaS) кроется в самом названии — software as a service — софт как услуга. То есть человек получает не программу, установленную на свой компьютер, а некоторый сервис, который для него является утилитой для работы/учебы/иных целей и в то же время «живёт» в браузере, то есть виртуален. Для такого программного обеспечения не нужен собственный сервер, не требуются какие-то особенные конфигурации «железа» и операционной системы. Пользователь открывает браузер, заходит в приложение, логинится и работает.

Выбор решений для работы в облаках, действительно, достоин и представлен рядом именитых компаний. К весне 2013 года на рынке обозначилось несколько крупных игроков, предлагающих корпоративные облачные решения. Попробуем разобраться, кто есть кто и что готовы предложить бизнесу разработчики.


Облака в лицах: удобные и простые

Прежде всего, как целый класс инструментов, работающих в облаке, можно выделить небольшие онлайн-приложения, позволяющие сохранять пользовательские данные на внешнем сервере (для пользователя — на виртуальном диске). Из наиболее интересных можно отметить, например:
  • My Task Helper — набор готовых шаблонов для заказов, приглашений, опросов и даже для багтрекера
  • One Note от Microsoft — удобный блокнот, позволяющий размещать заметки в масштабных Share Point или Sky Drive
  • множество онлайн-приложений, таких, как Crocodoc (просмотр и комментирование документов, дисковое пространство), Asana (система постановки и управления задачами), Moovia (инструмент совместной работы над проектами).
Большинство вышеперечисленных приложений реализованы на иностранных языках и мало распространены в России. Однако ситуация совершенно меняется, когда речь заходит о более крупных игроках, поставляющих на рынок полнофункциональные и зачастую недешевые решения. Такие предложения хороши для любого бизнеса — от нескольких человек до крупной компании, когда приходится работать с клиентами и необходимо реализовывать внутрифирменную коммуникацию.

Облака в лицах: сильные и функциональные, но чужие

Сегодня в России на рынке облачных решений для управления проектами и документами представлено несколько сильных приложений, позволяющих управлять процессами и даже документооборотом. Условно их можно разделить на две крупные группы. Первая — это известные западные сервисы, некоторые из которых даже не имеют полной русской локализации:
  • Basecamp, продукт компании 37 Signals — популярная SaaS-система. Позволяет управлять файлами и разграничивать права доступа, проводить дискуссии и обсуждения в блогах, включает календари и CRM, дает возможность ставить задачи и сроки выполнения этих задач. Нет встроенного редактора документов. Basecamp может интегрироваться с Google Drive, Dropbox, Evernote и некоторыми иными сервисами.
  • Zoho — еще одно популярное облачное решение, в отличие от предыдущих, имеющее встроенный редактор документов, таблиц, презентаций. Zoho предлагает пользователям самый широкий функционал: совместная работа, управление проектами и задачами, мгновенные сообщения, внутрифирменные коммуникации, файлохранилище. Продукты Zoho интегрируются с Google Apps и Microsoft Projects.
  • MS Office 365. Название говорит само за себя — это, прежде всего, возможность создавать и совместно редактировать документы в облаке прямо из браузера, сохранять подготовленные файлы и назначать права доступа. Кроме того, Office 365 предлагает возможность создания корпоративного сайта, электронную почту, календари, видеоконференции групп пользователей. Управление проектами как таковое не реализовано, возможность интеграции с другими сервисами отсутствует.
  • Google Apps — комплекс веб-приложений для бизнеса от Google. Это электронная почта, возможность создания корпоративного портала по готовым шаблонам, календарь с функцией создания задач, Диск Google, архивирование документов. В Google Apps реализованы Google Docs — уже привычный многим онлайн-редактор документов, таблиц и презентаций.

Облака в лицах: сильные, функциональные и свои

Однако не только зарубежные разработчики готовы предложить SaaS-решения. В России в последнее время наблюдается активный рост облачных сервисов и это позволило выделиться на рынке очевидным лидерам, некоторые из которых успешно начали экспансию в страны Западной Европы и США, создав жизнеспособный и актуальный для любого рынка продукт:
  • Мегаплан. Приложение с богатым функционалом: ведение базы сотрудников, контроль работы сотрудников и оценка эффективности труда, CRM, ведение проектов, совместная работа, система хранения файлов, ведение операционного учета. Нет встроенного редактора документов. Интеграция с другими сервисами (1С, клиент-банк), Google календарем, социальными сетями, интернет-магазином, с сайтом через API.
  • Битрикс 24. Анонсирует создание единого рабочего пространства внутри фирмы, с чем успешно и справляется: задачи, календарь, лента, файлы, мгновенные сообщения, оповещения. Вполне себе достойный корпоративный портал. Клиентов вполне может устроить предлагаемая оперативная CRM и система управления задачами и проектами с отчетами и диаграммой Ганта.
Тут стоит остановиться и сказать, что «Мегаплан» и «Битрикс» принадлежат 1С, отсюда есть несколько особенностей, которые могут привести к диаметрально противоположным результатам:
1. 1С не пойдет на развитие «чужой» CRM вопреки своей, уже развитой, поэтому, скорее всего, хорошую облачную CRM ждать не приходится;
2. при наличии двух таск-менеджеров очевидно скорое слияние их в один, удобный, функциональный и сильный. Так что, возможно, на рынке в скором времени появится еще одно интересное облачное решение, объединяющее в себе корпоративный портал и систему управления проектами.
  • amoCRM. Система учета клиентов и сделок с элементами управления задачами и анализа продаж. В amoCRM возможно разделение прав доступа к сделкам и клиентам — каждый менеджер отвечает только за свою часть. Система в штатной поставке интегрируется с Google Apps, интеграция с бухгалтерией и IP-телефонией — опциональная услуга.
  • Evernote — блокнот для записей для частных пользователей и база знаний — для корпоративных. Имеет приятный интерфейс, позволяет обмениваться записями в облаке, разграничивает права доступа. Один бизнес-блокнот (заметки) — фактически форма организации работы с проектами в бизнес-группе. Такие блокноты объединяются во внутрифирменную систему знаний. Evernote интересен возможностями работы с рукописными и печатными заметками, это отличный инструмент для менеджера, мерчендайзера, креативщика, фотографа — тех, кто нуждается в постоянных небольших записях.
  • TeamLab. Можно сказать, что это универсальное решение, объединяющие в себе набор наиболее необходимых для бизнеса инструментов: управление проектами, простая и удобная CRM, совместная работа с файлами и документами, корпоративная Wiki, блоги, опросы. Ключевое преимущество TeamLab — это уникальный онайн-редактор документов, реализованный на HTML5 и максимально приближенный по функционалу к десктопным аналогам. TeamLab интегрируется с Google Drive, Dropbox, Box, SkyDrive.

В принципе, можно выделить еще одну группу облачных решений — это операторы IP-телефонии, уже заявившие о создании полноценных виртуальных офисов. Из российских можно выделить Mango Office, предлагающий наряду с облачной АТС и центр обработки вызовов, интегрированный с CRM Манго-Офис. CRM обладает обычным функционалом: инструмент управления клиентами и продажами, постановка задач менеджерам, ведение сделок.

Облака — плюсы для девелопера и для клиента

Плюсы для клиента:
  • нет затрат по установке обновлений, простота развертывания. Однако не всегда гарантирована работа хардверного оборудования с предустановленным программным обеспечением, аппаратными платформами, некоторые сервисы не работают с мобильными браузерами
  • быстрота внедрения (период внедрения практически отсутствует), которая ценна как для маленьких, так и для больших команд. Небольшие смогут быстро развернуть свою деятельность с использованием качественного ПО, а масштабные — не терять рабочее время на установку и настройку приложений для каждого рабочего места
  • коммунальность приложения — полноценное многопользовательское решение, широкие возможности совместной работы над проектами и/или совместного редактирования документов
  • зачастую существует делимость ПО и возможность покупки по отдельным модулям
  • гибкие решения при оплате: шкала, зависящая от количества пользователей, необходимого функционала, объема виртуального дискового пространства. Это так же удобно, как платить абонентскую плату за сотовую связь
  • доступ по сетевым каналам через web-интерфейс практически из любой точки света, с различных типов устройств
  • простой, привычный интерфейс для пользователей — все привыкли к своему браузеру и просто продолжают в нем работать
  • простое, быстрое и частое обновление, всегда доступна последняя версия системы
  • единое программное ядро — меньше ресурсов и финансовых затрат.

Плюсы для разработчика:
  • простота развертывания на стороне клиента
  • непрерывное поступление платы за сервис, надежный поток платежей
  • легкая интервенция на рынок — пользователь может в несколько кликов начать использовать бесплатную демо-версию и оценивать продукт
  • постоянное развитие продукта вслед за web и конечными терминалами пользователей.

Экономика облака

Стоит признать, что любая современная компания не может существовать без определенного набора программного обеспечения общего назначения и специфического для рода деятельности. Лицензионное программное обеспечение стоит достаточно дорого, требует определенного уровня «железа», сотрудника (-ов), обслуживающего парк компьютеров пользователей и установленное на них ПО, платного внедрения, обучения и зачастую платной поддержки. Таким образом, построение оптимальной программной инфраструктуры компании требует значительных как единовременных, так и постоянных затрат.

Переходя на «облако», компания получает очевидные финансовые преимущества:
  • Заранее известные и стабильные затраты на поддержание облачной инфраструктуры
  • Экономию на обслуживании серверов, начиная от самого оборудования и заканчивая оплатой труда специалистов, в чьей компетенции находится обслуживание
  • Экономию на установке, внедрении, развертывании
  • Гибкую систему оплаты в зависимости от реальных потребностей (объема необходимого дискового пространства, количества пользователей, а иногда даже набора модулей)
  • Лицензии на «облачное» ПО не нужно ставить на баланс

Однако, стоит учитывать, что часто при внедрении облачных технологий клиент сталкивается с высокими ценниками на доработку под свой бизнес или просто невозможностью доработки. В то же время, эта проблема легко решается — рынок не монополистичен и всегда можно найти достойные альтернативные решения.
Каждая компания, принимая решение о внедрении облачного ПО, находит свои дополнительные преимущества. Но однозначным остается одно: при использовании такого типа ПО значительно повышается ROI — показатель возврата от инвестиций в бизнес, к которым, безусловно, относится IT — инфраструктура.

Критика облака

У любой медали две стороны. Когда речь идет о новинках в IT-сфере, обе стороны медали очень выражены: лицевая блестит и привлекает, обратная — пугает неизвестностью и оставляет открытыми многие вопросы. Так и с SaaS — в конце статьи стоит поговорить о критике таких решений.

Наверное, самым ярым критиком облачных технологий является Ричард Столлман. Он занятно говорит о шпионаже, незащищённости данных, невозможности следить за всеми операциями программы. Если в случае корпоративного программного обеспечения есть копия программы, которую трудно и незаконно изменять, то «в случае программ-услуг… вы пользуетесь копией, которой у вас нет». Столлман утверждает, что облака — это «наплевательский подход» к вычислениям клиента и традиционно в заключение предлагает использовать свободное ПО, создавать альтернативу серверам и т.д… В принципе, он критикует с точки зрения своей философии и его доводы мало весомы для российского малого и среднего бизнеса, однако профессионалам будет интересно и полезно почитать его статьи.

Итак, несмотря на очевидные преимущества, облачные технологии имеют ряд аспектов, если не негативных, то значительно препятствующих росту тренда популярности. Они не столь глобальны, как критика Столлмана, но более практически направлены.
  • Вопрос безопасности сервисов так и остается открытым. С одной стороны, вендоры и держатели серверов дают определенные гарантии безопасности, с другой — информация попадает в слишком большое число «рук», пусть и к не заинтересованным лицам. К тому же, ПО в облаках опасно тем, что сотрудники могут легко заходить в программы и хранилища документов с других терминалов, в том числе своих собственных, которые могут попасть в чужие руки.
  • Риск отказа разработчика от дальнейшего развития продукта. В случае, если поставщик ПО сочтет свой продукт нерентабельным, он может отказаться от поддержки ПО и через некоторое время доступ к корпоративной системе будет достаточно проблематичен.

Следующие два негативных момента более актуальны для России, Белоруссии и Украины:
  • Жесткая привязка облачного ПО к Интернету. Качество и скорость работы, как, впрочем, и доступ к корпоративной системе в целом, зависит от скорости Интернета и стабильности соединения, которые зачастую оставляют желать лучшего.
  • Недоверие к IT-аутсорсингу и общая техническая отсталость предприятий, на которых внедряется ПО. Противниками внедрения облачных технологий могут быть как консервативно настроенные владельцы и директора компаний, так и персонал, избегающий какой бы то ни было автоматизации и виртуализации ввиду общей технической «неподкованности» или возраста.

Перспективы облака в России

Согласно исследованию кампании Gartner, мировая экспансия облачных технологий в секторе корпоративного программного обеспечения продолжится и вырастет в валовых объемах с 12млн.$ в 2011 году до 21млн.$ в 2015 году, достигая, таким образом, 16,3% CARG (среднегодового темпа роста) ежегодно.

Сложно сказать, что облачные технологии в России взорвут рынок и полностью вытеснят десктопные решения. Однако они уже влияют и будут оказывать еще большее влияние на развитие пользовательских приложений. Это связано с тем, что частный пользователь чувствует себя в облаке хозяином, корпоративный — стремится к экономии; и им обоим просто удобно работать в облачных приложениях. Именно поэтому такие технологии точно не останутся без внимания и будут развиваться дальше в следующих возможных направлениях:
  • Сращивание различных приложений в единый «офис»: редакторы, хранилища, IP-телефония, бухгалтерия, CRM. Впрочем, именно бухгалтерия и склад будут резко тормозить облачную экспансию. Именно склад наиболее критичен с точки зрения безопасности и отказоустойчивости ПО, поэтому очень долгое время предпочтение торговых компаний, имеющих серьезные масштабы склада, будет отдаваться десктопным решениям.
  • Создание новых редакторов (заметки, фото и проч.) и активное развитие существующих — вплоть до стирания граней между десктопом и облаком
  • Активное наращивание возможностей совместного редактирования
  • Стремление к снижению затратности внедрения SaaS и переходу экономики облака полностью на абонентскую систему

Облака будет выбирать малый и средний бизнес, небольшие группы фрилансеров и серьезные рекламные агентства. Облака будут работать, расти, порождать новые формы существования IT-инфраструктуры кампаний. Они буду конкурентами для десктопа, но в ближайшее время так и не займут его место. Нельзя сказать, что будущее за облаками, но и будущее без них уже тоже сложно представить.
@Analitik_Telecom
карма
25,7
рейтинг 0,2
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (8)

  • +1
    А разве нельзя реализовать SaaS без облака?
    • +1
      Теоретически, конечно, можно :) Но модель SaaS предполагает сервис как услугу, то есть изначальное ее размещение на удаленной (виртуальной) для клиента площадке — и в современной терминологии SaaS и облако стали неотделимыми понятиями.
      Модель SaaS предполагает практически нулевые затраты на поддержание «железной» инфраструктуры — соответственно, потому облако и необходимо — это универсальный канал доставки услуги.
  • +3
    Облако VS десктоп — вопрос уже давно решенный, очередной виток эволюции. Приватные или публичные облака — все там будем.

    Позволю себе добавить немного иронии, поскольку в очередной раз многие компании потратятся на новый buzzword не особо заботясь о реальной экономической выгоде.

    image

    отсюда
    • 0
      Отличная картинка, спасибо. Очень передает суть.
      • 0
        Иногда так и есть. Бывает проще воспользоваться опытом и схемой, заложенными в SaaS-решении, чем изобретать свой велосипед.
  • +1
    Спасибо, что упоминули MyTaskHelper (MTH).
    Хотелось бы отметить, что «набор готовых шаблонов для заказов, приглашений, опросов и даже для багтрекера» — это очень маленькая часть того, что на самом деле предлагает MTH.

    Подробно, мы рассказывали на Киевской хабравстрече.
    Вкратце, MTH — это инструмент для создания баз данных и веб-форм.

    По сути, реляционная база данных в облаке, где не требуются знания программирования и БД. Много вещей можно сделать подобных Megaplan и Zoho.

    На счет самой статьи, в целом, со всем согласен. Хотя, о «жесткой привязке к интернету» можно и поспорить. Например, у нас есть Android приложение, вы можете выкачать ваши данные на телефон и работать оффлайн, а потом, когда вернетесь онлайн — синхронизировать.
    Также есть экспорт в Excel и PDF.
    В наших странах, по сравнению с США, да, интернета как такового не хватает. Но, в будущем, это решится, а сервисы можно строить уже и сейчас.

    Также, для нас не секрет, что пользователи используют сервис, даже год, но потом отказываются, аргументируя удобностью прежних решений и тем, что «не прижилось у сотрудников». Но, все равно, говорят что могут вернуться в будущем и возвращаются.
    Некоторые, месяцами думают нужно ли это им, очень сложно решаются, рассматривают переход в облако, как большой риск. Но потом все равно решаются и платят на годы вперед.
    Но это относится нашего рынка.

    Мы также работаем и на англоязычную аудиторию и там с этим все намного проще, там людям не нужно обьяснять, что такое облако и какие преимущества. Но, повторюсь, мы (наш рынок) к этому также прийдем, а работать над этим будем уже сейчас.
    • 0
      Спасибо за такой развернутый комментарий. Приятно читать мнение профессионала! Надеюсь, облака прочно войдут в жизнь бизнеса. Да, за рубежом с облачными сервисами все проще, там уже сильна конкуренция и, соответственно, сильнее решения. Однако и российские компании там активно конкурируют и занимают неплохие позиции, что не может не радовать.
  • +1
    Слово хорошее придумали, «облако». Но как по мне, так эти самые «облака» ещё до термина, задолго, начали проявляться. У меня давно затаилась мысль переносить часто используемые, необходимые задачи на удаленные серверы. Естественно я размышлял лишь в рамках личной пользы, а никак не о корпоративном решении. Тем не менее уверен, что за облачными технологиями будущее, и я рад за это будущее!
    Огромное спасибо за статью! Читал с упоением!

    P.S. Так же имею небольшое волнение, на случай падение сервиса или отсутствия интернета (далеко ходить не приходится. мною любимый сервис «моеместо.ру» сегодня целый день недоступен) и потому часто делаю резервные копии (паранойя на должном уровне может быть и полезна!).

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.