Пользователь
0,0
рейтинг
22 апреля 2013 в 10:24

Управление → Управление временем на личном примере: 10 тезисов

GTD*
Одним из самых дорогих и невосполнимых ресурсов, которым обладаем мы все, является время. В среднем у нас есть 66,29 лет, что эквивалентно 24212 дням, или 34865280 минутам, или 2091916800 секундам. Учитывая, что треть времени человек тратит на сон, а у большинства читателей этой статьи целая треть этого ресурса уже потрачена, драгоценного времени не так уж и много остаётся, чтобы им разбрасываться. Время — это деньги, время — это жизнь.

Не бывает избытка и недостатка времени — его лишь надо ценить и уметь пользоваться его течением, словно потоком рек — благодаря которому человек перемещается на судах и использует силу воды в мельницах. Делать это следует также правильно, чтобы не грести против течения. Даже самые маленькие потоки точат скалы, и секунды могут складываться в года полезных дел и успехов.



Я сам в процессе обдумывания и написания этой статьи часто сетовал на нехватку времени. От задумки до исполнения прошёл не один месяц, и, чтобы эта статья не показалась переписыванием очередных тезисов из тайм-менеджмента, я потратил не так уж и мало минут, часов, дней и перепробовал разные идеи, которыми хочу поделиться. Итак, если вы хотите заняться тайм-менеджментом, то займитесь им, а не читайте о нём! Это раз. Если вас интересуют практики, методы, приёмы — обращайтесь к первоисточникам: С. Кови, Г. Архангельскому, Д. Аллену — от управления собой, личным пространством, трюкам. Это два. В моей же статье пойдёт речь о собственном опыте, о потоке времени и о том, как в нём находится.

«Помните, что ваше собственное решение добиться успеха важнее, чем сотни других» — Авраам Линкольн

Итак, всё началось с того, что в один из майских дней моя жизнь изменилась, и вместо стандартного графика с восьми до пяти и следованию roadmap мне самому стало необходимо раздавать, создавать графики и следить за их исполнением. С технической точки зрения это несложно: выделяем задачу, устанавливаем сроки, назначаем ресурс. Так как ресурсы у нас живые — люди, а также изменяющийся код, для поправки внесём риски и затраты на чаепития, на лобзание ляжки няшки в столовой, на сложность и заковыристость проблем и требований — что даже проще, т.к. требует оценки исполнения того или иного алгоритма, или применения технологии. Берём задачку в Jira, щелкаем и… С технической точки зрения… А на практике это не совсем так. Вместо того, чтобы усесться в кресло и передвигать ресурсы, приходится быть вовлечённым во весь процесс, не только своего куска кода, а всего проекта, или даже нескольких проектов, не совсем друг с другом пересекающихся. Т.е. отвечать на вопросы, принимать решения, объяснять… и, собственно в этой мышиной возне, в постоянном переключении с задачу на задачу и с человека на человека стал проходить мой день…

Я задумался над этим и решил, что здесь, наверное, что-то не так, т.к. моё время мне нужно и самому, а не только моим подчинённым и проектам. А раз так – то, значит, надо научиться им управлять.



Для начала стоит понять, что мы сами хотим. Это принципиальный вопрос. Не только в работе, но и в жизни. У каждого из нас есть роли в жизни. Моими ролями, к примеру, можно назвать: работник, друг, учитель, ученик, сын, муж и т.д… Стоит выделить главные и принципиальные именно для вас. У всех они будут отличаться, конечно, но, скорее всего, нам всем хотелось бы иметь и хорошую карьеру, и быть хорошим другом, и отличным супругом, и как-то проявить себя в обществе — своим талантом или общественным признанием. И тем проще и лучше будет жить, чем гармоничнее и более равномерно (конечно, с учётом внутреннего коэффициента важности) эти области будут развиваться.

Во вторую очередь, надо составить список всех дел, проектов, желаний, которые в данный момент имеются и классифицировать, к какой области они будут относиться. Вполне может быть и так, что некоторые желания или дела, которые мы зачастую откладываем, которые давят на нас, окажутся и вовсе не важными для наших ориентиров. Здесь следует выбрать самое важное и не размениваться на мелочи. Что именно будет влиять на наши ключевые сферы жизни? Когда это важно? Будет ли это важно в будущем?



Для себя, для простоты, я выделил всего-навсего четыре сферы:
  • Карьера
  • Саморазвитие
  • Общество
  • Семья

На практике каждую из категорий можно было бы моём случае так же разбить:
Карьера — список того, что отвечает за успех в профессиональном плане — шагов, действий, свершений, приобретаемых навыков. Сюда же я отнёс и профессиональное (и корпоративное в том числе) обучение (себя в роли ученика), так и роль учителя и ментора — обмен опытом, тренинги.
Саморазвитие — т.к. одна из неприятнейших для меня вещей в жизни — это прозябание в существующих условиях. Мне важна тяга к развитию — знаний, навыков. Так, например, сюда я включил занятия языком, чтение литературы (профессиональной и художественной), занятия спортом, получение прав, тайм-менеджмент, хобби.
Общество – как общение с коллегами, друзьями, так и налаживание и поддержание связей с людьми, в том числе и какие-то публикации.
Семья — это и взаимоотношения с родными и с любимыми. Как включая рутину, дела, материальные взаимоотношения, так и нематериальные взаимоотношения.

В итоге, после тщательного разбора/анализа, я оставил 28 задач, требующих моего пристального внимания и исполнения. Это третий тезис: зная, чего и когда вы хотите — начните это делать!



«Мы – это то, что мы делаем постоянно. Совершенство – это не действие, а привычка» — Аристотель

Обязательно попробуйте,- и вам понравится! В моём случае, помимо должностных обязанностей на работе, нахождения в курсе новых тенденций и технологий, совершенствования навыков, мне надо было ходить в автошколу, заниматься английским, поддерживать физическую форму, читать книги, журналы, смотреть фильмы, встречаться с друзьями, родителями, дарить комплименты любимой и баловать её время от времени кулинарными шедеврами. Так, через несколько дней у меня появилось чувство времени. Точнее, чувство нехватки времени. И время стало жалко терять на рассматривание котиков в интернете. Кроме того, возникла проблема, состоящая в том, что, несмотря на то, что важная задача висела в списке, она упорно не хотела выполнятся.

Четвертым тезисом будет типичный совет из тайм-менеджмента: формулируйте в задачах не цели, а действия. В моём случае “поддерживать физическую форму” преобразовалось в “записаться в фитнес-клуб”, “сходить в фитнес клуб”, “делать зарядку”. Цель стала разделимой и измеряемой, а значит – исполняемой. Если следовать терминологии Глеба Архангельского, то, чтобы съесть слона, надо его проглатывать по бифштексам, хотя бы ежедневно (еженедельно). Результатом переработки моего списка бифштексов и лягушачьих дел (маленькие, но неприятные дела, которые ежедневно откладываются на завтра) стало приведение списка целей к списку повторяемых и измеряемых дел — недельное планирование.



Конечно, согласен, это странно звучит, что семь раз следует “сделать комплимент” — и отметить за день галочкой “выполнено”, но вполне измеряемый подход, позволяющий оценить качество той или иной выбранной сферы жизни. Вряд ли я скажу, что это для меня менее важно, чем проверить отчёты от своих подчинённых.



В результате этих поисков и выводов, у меня образовалась следующая электронная таблица, в которой следовало ежедневно отмечать прогресс и отслеживать показатели успешности. Вопреки моим ожиданиям, за первые две недели результаты против поставленных для меня целей оказались не просто хуже, а катастрофически хуже. Конечно, не каждое дело в таблице обязательно к 100% исполнению, но если она окрашивается в красный цвет вместо зелёного — это тревожный сигнал. Поэтому я немножко усложнил excel-книгу, собирая статистику по дням недели, по неделям, по сферам. Определил для себя, что такое «продуктивный» и «эффективный» день и неделя.

Эффективность\продуктивность по дням недели:




Продуктивность:





Эффективность (плановая):





Эффективность (актуальная):



В итоге повторного анализа, я, конечно, сделал выводы, что некоторые дела можно совмещать (например, читать можно по пути на работу, как, впрочем, и смотреть фильмы), художественную литературу можно достать и в виде аудиозаписи, а потому послушать как по дороге, так и в том же фитнес-клубе. Вместо просмотра новостных порталов можно настроить нужную выборку, rss-фиды, и/или брать с ресепшена тематический журнал, распечатки и читать их во время обеда. Дело сдвинулось с мёртвой точки, но не слишком уж и хорошо. Я перечитал наставления Любищева и старался им следовать, но, увы, всего не удавалось достигнуть. Что же отнимало моё время?



Пятый тезис: знайте время в лицо: куда и на что вы тратите время. Проще всего начать со статистики: сколько и на какие сферы оно уходит. Большая часть будет ожидаемой — это сон, дорога, какая-то рутина — сборы с работы и на работу, приготовления ко сну, быт и тому подобное. На мой взгляд, самым эффективным методом оценки является запись своей занятости в журнал. Мне удобным оказалось использование тетради формата А4, куда я вносил время начала какого-то действия обычной шариковой ручкой. Это не значит, что каждые пять минут надо туда записывать, что вы делаете в это время — вносите записи при изменении вашей деятельности. Таким образом, можно отследить, какие дела составляют полезное время, а какие — нет. Главное – записывать, как есть: отвлеклись на вопрос коллеги — запишите. Отвлеклись на интернет — запишите. Как вернётесь к делам, так снова внесите следующую пометку. В итоге должен получиться достаточно рваный график, в котором то и дело будут дыры из “мусорного времени”. Как с ним бороться — дело исключительно ваше. Что полезного сделаете в ожидании транспорта и как отнесетесь к отвлекающему вас коллеге. В моём случае большую часть мусорного времени составляли именно эти две категории. С первым понятно — слушаем аудиокнигу, а со вторым – вместо тенденции быть универсальным справочником, я решил, что вопросы лучше накапливать и разбирать во время летучек скопом. Обычно, до 99% информации находится в гугле или собственном мозге у человека (стоит лишь его встормошить) за короткое время. Кроме того, с точки зрения дисциплины и ответственности, такой подход также предпочтительнее. Не буду останавливаться на этом подробно, скажу лишь, что такая “по-пятиминутная” оценка своего времени сильно увеличила и мою эффективность и производительность, и моих ребят — оценить паразитические срочные дела (телефонные звонки, вопросы, е-мейлы, горящие реакции на баги, а так же на стороннее и не очень важное для проекта украшательство и вылизывание кода, прилепливание фич — код должен проходить проверки, и ревью против стандартов и спецификаций). Постоянные отвлечения и переключения внимания выводят из состояния потока и просто заставляют ещё лишние минуты, а то и десятки барахтаться, чтобы войти в прежнее русло.



«Вы можете делать что угодно, но не все» — Дэвид Аллен.

Однако, оставалась плавающая, третья, категория мусорного времени — когда под конец дня этот установленный самим собой режим хотелось нарушить и сидеть в интернетах вместо чего-то полезного. Хотя это и странно звучит, но одним из подходов было заставить себя вместо траты этого времени на безделье тратить его в более продуктивном ключе — на тот же просмотр фильмов — но время от времени я не мог сам себя перебороть, прокрастинация брала надо мной верх, а в некоторые дни на меня скатывалось безрассудное отчаяние от того, как всё распланировано, и какие рамки и несоответствия им есть у меня. Как бы такой локальный “пинарик” не пинал меня, он время от времени меня и демотивировал и требовал выключиться из жизни на день-другой. День. Два дня. Неэффективных и безрассудных.



«Причиной всякой неудачи являются необдуманные действия» — Алекс Маккензи.

Тогда я снова начал рассуждать и анализировать, как же так стало получаться. Пусть и раз в месяц или два, но такие дыры были, и были стабильной тенденцией. Меня они не устраивали. Отсюда шестой тезис: эффективность управления временем не в количестве поддерживаемых дел, а в их качестве. Я стал понимать, что чем дальше, тем хуже могу вести параллельные дела в день. Грубо говоря, если мне за день следовало написать код, подготовить тренинг, заняться английским, посетить бассейн и прочитать несколько глав из профессиональной литературы, то эффективными из этих дел, продуктивными оказывались 2-3, а остальные — формально начатыми, как-то наспех сделанными, что влияло на ощущение от результата, что, в конечном итоге, отражалось и на моей подсознательной оценке своих действий. Да, конечно, я мог время от времени, как и раньше, сразу выполнить эффективно и 5 и 7 и больше таких ресурсоёмких и требующих концентрации проектов, но на протяжении каких-то непродолжительных интервалов времени, после которых и следовал срыв. Мой вывод стал таким, что следует планировать не только недельный список лягушек, но иметь план на день, в котором чётко будут обозначены не более трёх ключевых дел. Кстати, это наблюдение объяснило мне и просадку производительности в понедельник, когда зачастую оставались хвосты от выходных. Ведь отдых — это тоже активность, дело, занятие, а не довесок в «оставшееся время».



Тезис седьмой: переключайтесь полностью. Отведите своим делам ровно столько времени и те рамки, коих они заслуживают. Другими словами: не думайте о работе дома, а, приходя на работу — работайте. Не пересиживайте на работе, но и не сбегайте с неё. Уважайте свой выбор и дома, и на работе. Неожиданное “лишнее время”, на чём-то сэкономленное, всегда можно заполнить важными делами. Установите правило: «Ваши рабочие часы — это ваше время, а не время вашего начальника и табельщика». Научитесь его ценить больше, чем другие — т.к. только вы знаете его истинную ценность, инвестируйте в себя. Если работа у вас 8 часов в день, то посвятите это время тому, что наиболее коррелирует с вашими делами из сфер, связанных с работой. Если вы проводите время с семьёй, то и проводите его с семьёй, а не с общением с телевизором или рюмкой коньяка, а тем более не занимаясь параллельно подготовкой к предстоящему рабочему дню. Ищите возможности. Переключайтесь. Разграничивайте.

Тезис восьмой: проводите ревизии время от времени. Сбор статистики и планирование — это хорошо, но недостаточно. Т.к. ваши цели и ценности могут меняться, рано или поздно придётся вносить изменения в таблицу, список целей и желаний. То же самое и насчёт коэффициентов. Тем не менее, всё равно будьте честны с собой, не подгоняйте цифры под результаты.



Тезис девятый: имейте всегда под рукой список дел. Если у вас нет такого списка, обязательно заведите. Я говорю не о списке регулярных дел, не о списке лягушек, а о каких-то одноразовых целях и задачах. Они могут быть как привязаны ко времени, так и нет. Он могут быть как привязаны к месту, так и нет. В любом случае, всегда держите его перед глазами и/или под рукой. Сейчас не так уж и мало инструментов, которые позволяют управлять такими списками задач, и тот же Outlook вполне сгодится для этих целей, хотя мне ближе по душе простой, но доступный для любой платформы RememberTheMilk. Вносите задачу, если надо, указываете время и место, определяете сферу, приоритет. И время от времени просматриваете. Главное, делайте это регулярно: формулируйте цели и дела как действия.

Добиться успеха — полдела; главное — это его удержать — Орисон Скотт Марден.

Тезис десятый: будьте в потоке! После появления чувства времени, ощущения его ценности (особенно ценности минут, проведённых с любимыми и/или с любимым хобби), вам непременно захочется следовать своим целям, ценностям, планам и быть при этом более гибким. Снова по аналогии с водой — поток имеет огромную мощь, движущую силу и направление, при этом он не разбивается, а огибает препятствия и скалы. Для достижения этого можно пробовать разные методики, можно учиться на ошибках — в любом случае, у вас больше будет получаться успевать сделать это эффективно. Это будет приносить удовлетворение и освобождать время на новые дела. Чем больше вы делаете, тем больше вы успеваете. Так что под конец просто желаю удачи и желания поймать свою волну в управлении собой и своим временем. И, если вы ещё не вспомните мой первый тезис, то вспомните вечно актуальную китайскую поговорку:

Путь длиной в тысячу ли начинается с одного шага — Лао Цзы.

Верещагин Илья @wwakabobik
карма
138,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (38)

  • +45
    Все эти графики и системы, зачастую, демотивируют еще больше.
    За много лет понял секрет продуктивности — нужно активно отдыхать, а не воспитывать из себя робота.
    Не найдёшь время на отдых, придётся найти время на болезни.
    • 0
      Можно наотдыхаться до того, что придется еще долго входить в рабочий ритм.
      • +9
        Я про «неперебарщивание» в изнасиловании собственного мозга. Проходили — сначала 2 недели активной работы, в том числе и по ночам, а потом месяц депрессии и нежелание что-либо делать.
        • 0
          Да, этим опасно заигрываться. Обязательно надо давать себя окна «спонтанного ничегонеделания», и как минимум не укорять себя за то, что «я же планировал десять раз прокатиться на лыжах с горки, вечером в кино, и два раза ночью» — лучше тогда вовсе без отдыха, чем такое насилие и принудиловка. Мозг не обманешь.
          • +2
            Точно. Часто программирую в выходные.
            Наблюдаю 2 варианта:
            1. Если проснутся и посидеть 20-30 минут за кодингом, а потом отвлечься, то весь день можно программировать с перерывами.
            2. Если сначала пойти завтракать у планшета или телика, или, например, купаться с книжкой, то весь день будет отвращение к вдумчивой работе с компьютером.

            А вот чтение, не мешает программированию, а даже помогает. Иногда читаю художественную литературу в перерывах.
    • +3
      И главное — не начинать день с «почитать фб, g-reader, прочее». Хорошо отдохнули, и сразу за работу утром.
      А закончился трудовой день — делай что хочешь. :)

      Я раньше выделял пять минут на «почитать», и через несколько часов с минимальной продуктивностью начинал, и так толком ничего и не делал. Потом в отсутствия света начал работу утром, после тренировки — и вуаля — целый день в фокусе, не заметил как батарейка села. :) Так и стал практиковать.
      • +1
        Тезис 100500: не читайте топики про управление временем.
    • –2
      Истину глаголите. Когда тема с тайм-менеджментом в России только всплыла, я тоже начал графики, схемы и карты памяти рисовать. Потом понял, что вместо работы занимаюсь планированием и красивыми картинками. Теперь календарь и задачи. А цели, приоритеты и прочее — в голове.
    • 0
      Одно другого не исключает. Почитайте Архангельского «Время на отдых».
    • 0
      Цитата из Скотта Янга:
      «Одна книга изменила всю мою жизнь. У нее было относительно необычное название, „Сила полной вовлеченности“. В ней авторы показали, почему, по их мнению, управление временем является преотвратным способом справляться с делами. Взамен они предложили альтернативу: управление энергией».
  • 0
    Отличная статья, давно хотел провести подобный опыт с собой.
  • +9
    ОМГ. Очередной тайм менеджмент. Его столько, о нём так часто пишут, за него столько споров, столько предположений и выводов, что я уже готов поклясться что его не существует.
    • 0
      А также это вечный пересказ мыслей из книг написанных 50 лет тому назад по тайм-менеджменту. Автор приводит русского писателя, который на самом деле перевел и дополнил, а потом издал под своим именем.
  • +3
    Нашел подтверждение некоторых своих мыслей. Спасибо!
    • 0
      Вот тут много подтверждений ваших мыслей.
  • +6
    Тяжелый труд — это лишь скопление простых задач, не сделанных вовремя.
    • 0
      Ничего особенно не трудно, если разделить работу на небольшие части.
      Генри Форд.
  • +11
    Мне кажется — это создание самому себе персонального ада.
  • –3
    если вы хотите заняться тайм-менеджментом, то займитесь им, а не читайте о нём!

    Зачем?
    Заниматься им реально, только когда ты делаешь что то хорошее для себя. А в болоте ТМ никчему.
    • +1
      Состояние болота тоже в той или иной мере зависит от самого человека. Тут банальные слова про проактивность и управление собой. В конце концов если состояние болота не нравится, можно и нужно менять что-то кардинально, чтобы как-то навести порядок в своей жизни, а не быть плавучей и болтающейся на волнах субстанцией, которую поток бьёт о берега и скалы.
      • +2
        Согласен. Просто мне кажется что на тайм менеджмент должны подтолкнуть какие то события в жизни, смена ритма. А до тех пор это ненужный инструмент, который можно купить и никогда не использовать. Поэтому все должно начинаться как раз с выхода на позицию, в которой ХОЧЕТСЯ что — то делать. А там уже вопросы как применять ТМ не встанут, максимум спросит человек на SE
  • +2
    Всё дело в химии мозга, зоне комфорта и банке с огурцами, в которой мы сидим. Поэтому — банку разбиваем, зону комфорта меняем, а мозговую деятельность направляем в вычислительное русло, чтобы много не думал.
  • +4
    • +2
      На мой взгляд, не это лучший мотиватор. Более интересным мотиватором, опять же на мой субъективный взгляд, является долгосрочная цель, которую при своей жизни не достичь. Но которую сможет достичь сын\дочь\ученик\приемник, которого необходимо подготовить и который должен превзойти тебя, продолжить и свершить начатое тобой или в свою очередь подготовить следующего. Иначе получается всё как то грустно и безысходно, чем бы ты не занимался, независимо от успешности.

      Кстати, с автором во всём согласен. Америка не открыта, но человек проделал над собой титаническую, как мне кажется работу за что был вознагражден. Графики и списки лишь инструменты, которые призваны структурировать нашу кашу в голове, выбросить всё лишнее. Увы многие из нас сваливаются в туже бессознанку и получается как сказали выше «рисую красивые картинки».

      А по сути все ведь сводится к тому чтобы быть осознанным и действовать осознанно, не просто бодрствовать, а осознанно и эффективно выполнять те или иные задачи. Хочу спросить у wwakabobik, скажите, а стали ли вы себя чувствовать лучше физически и эмоционально, есть ли прилив, т.с. жизненных сил?
      • 0
        Поначалу все эти графики удивляют, т.к. даже в 70-80% поставленных перед собой целей не попадаешь. Позже — начинают угнетать, что, возможно, проблема во мне? Потом приходит понимание, что надо либо переформулировать задачи, отбросить цели, либо уже что-то взять и делать. Так я долго возился с автошколой, но в итоге заставил себя выбрать вариант, который бы полностью меня устраивал.

        Да, безусловно чувствуешь себя лучше. Не сразу, а где-то спустя, пожалуй, месяца два. Вырабатывается режим, привычка, и каждое вычёркивание дел приносит удовольствие. Появляется уверенность, ощущение времени и стабильности. Нагрузка распределяется не скачками, а равномерно, т.к. ты начинаешь понимать, что завтра пойдёшь на курсы по английскому, а сегодня в бассейн. До этого надо успеть протестировать новый модуль на новом устройстве. Физически — регулярные нагрузки, силы перестали кончаться случайным образом. Я всегда знаю, что они закончатся после тренировок вечером. Эмоционально — безусловно, т.к. я стал видеть прогресс, изменения в себе, ощущение потока, уверенности, находить время на людей, что тоже приносило радость и давало именно жизненные силы. Как ни странно, стал более общительным и весёлым, что никогда за собой не замечал. Легче стало. Что даже самое тяжелое и плохое можно откусить и разрезать по кусочкам, и сделать самые сложные вещи, поставленные перед собой.
      • +1
        > Более интересным мотиватором, опять же на мой субъективный взгляд, является долгосрочная цель, которую при своей жизни не достичь. Но которую сможет достичь сын\дочь\ученик\приемник, которого необходимо подготовить и который должен превзойти тебя, продолжить и свершить начатое тобой или в свою очередь подготовить следующего. Иначе получается всё как то грустно и безысходно, чем бы ты не занимался, независимо от успешности.

        Осознание того, что существуют цели, которых при дефолтной жизни не достичь, в свое время стимулировало меня заинтересоваться трансгуманизмом и биогеронтологией (или наоборот — первичный интерес к этим темам начал пробуждать мысли о сверхдолгосрочных целях и по-другому воспринимать фантастику о далеком будущем), а затем заняться более активным их продвижением, когда я осознал, как мало людей вокруг допускают хотя бы мысль о том, чтобы вырваться за пределы текущих ограничений. В этом плане нужно уже не преемников готовить, а соратников, прямо сейчас и как можно больше. Представления об «успешности» тоже желательно перетряхнуть, но по-другому: материальные ресурсы — это не ложный путь, не тщетность, а один из ресурсов, который нужно учиться использовать на благо главной цели вместе с другими ресурсами. В моем случае главная цель — это жизнь, возможность через 100 или сколько угодно лет быть живым, общаться с живыми важными для тебя людьми, менять мир к лучшему, открывать новые возможности.

        В таком контексте стандартные рассуждения типа «выполнить жизненную миссию, подготовить преемника и сдохнуть» лично меня скорее демотивируют. Зато мотивирует, помимо работы по основной цели, открытие любых интересных альтернативных видов деятельности, которыми хочется заниматься независимо от их отношения к популярным или лично моим целям. Отчасти это психология, отчасти мировоззренческая позиция: таким образом я на практике опровергаю распространенное предубеждение о том, что жизнь без биологических рамок и обусловленной ими отрицательной мотивации оказалась бы совершенно бессмысленной. Это не так — есть мотивация иного рода, самоподдерживающаяся, и наряду с материальными и информационными ресурсами это важный ресурс для повышения заинтересованности людей и в задачах сохранения человеческой жизни, и в других достижениях, например космических, экологических или социальных. Помню, на одном из семинаров 3d6 (разработчик многих интересных проектов в сфере ИИ) спорил со студентом, который утверждал, что ему никогда ничего не интересно делать просто так, а лишь из страха не успеть и сдохнуть раньше, чем это будет реализовано. Хотя тактически этот страх может быть ресурсом, стратегически это баг, демотивирующий людей от реально важных мыслей и действий по дальнейшему осмыслению реальности за пределами преодоленных ограничений.
  • +1
    wwakabobik:
    У меня есть вопрос в связи с концентрацией внимания. Как вы останавливаете поток мыслей в голове и настраиваете себя на выполнение дела? Приведу пример, еду в метро\электричке и достаю эл. книгу. Открываю ту техническую книгу которую наметил почитать. Я отчетливо осознаю для чего мне нужны знания из этой книги. Книга написана очень хорошо, не особо скучно. Но при чтении то и дело ловишь себя на мысли, что сейчас голова обдумывает не вопрос или описываемые знания из книги, а где-то далеко(дома, на работе, в прошлом выходном и т.д. и т.п.). Можно было бы сослаться на усталость и необходимость отдыха, но что если это происходит регулярно?
    • 0
      Это хороший вопрос. Полностью переключится не так легко, как этого хотелось бы.
      Во-первых, отсутствие незаконченных дел, висящих над душой. Вполне возможно что-то новое появилось за день, или кусок «слона» не был съеден. В таком случае надо попытаться правильно отнестись к ситуации, классифицировать этот грызущий фактор, жеалтельно максимально просто и легко, как у того же Дэвида Аллена — либо взять и решить, либо записать к исполнению на следующий день. Это уже будет обработанный и сделанный пункт. Ну и психологически такое надо принять. Всё сделать невозможно.
      Во-вторых, режим. В организме есть биоритмы, свои внутренние биологические часы, и они при должном к ним внимании и уважении к ним отвечают за привычки, такие как: ложиться вовремя, просыпаться без будильника, чувствовать чувство голода и выделять желудочный сок, так и время для отдыха, чтения. Поэтому график, соблюдение режима — постоянного и регулярно очень хорошо помогает. Рваный же график сильно портит и отвлекает, хочется спать или что-то успеть, и одно за одно цепляется.
      В-третьих, советуют использовать якоря: музыку, запахи, обстановку. В том же транспорте всё сравнительно привычно, и это неплохое место для чтения и\или сна. Есть метод меток: поставьте пометку на полях книги там, где ваше внимание отвлеклось. Вернитесь к тому месту, которое вы запомнили, и продолжите чтение. Когда вы дойдете до конца страницы, мысленно повторите то, что вы только что прочитали. Если вы не можете вспомнить основные идеи, вернитесь к началу страницы и перечитайте ее заново. Проявив настойчивость, вы вскоре заметите, что ваш уровень восприятия повысился, а отметок на полях стало меньше. Лично я считаю это стрессовым методом, но чтобы достигать достаточного комфорта организм и мозг может это принять во внимание и стараться не терять внимание во избежание «наказания».
      Хорошо так же помогает дыхание, и переключение внимания. Когда надо расслабиться и перенести внимание на себя или какой-то статичный предмет, так скажем, созерцать сакуру, и только её. А затем возвращаться к запланированному.

      Вообще это защитные механизмы организма, защищающие от чрезмерной нагрузки или непривычных, некомфортных вещей. Так что можно это регулировать введением в комфортную зону регулярностью или введением гармоничностью — через спокойствие и расслабление, очистку сознанию. Вначале сознательную, а затем привычку.
      • +1
        Простите, что вклиниваюсь в диалог, но чувствуется Ваш, wwakabobik, mad skill в контроле над собой. Снимаю шляпу
        • 0
          К сожалению, это бесконечная тема. Совершенствоваться и расти есть куда. У меня всё началось ещё на прошлой работе, когда на полноценный сон из-за дороги оставалось по 4-5 часов в день. Я пробовал многофазный сон в том числе. Хотя ничего сильно путного из этого не вышло (хотя легче было жить), я научился любить и уважать своё время и мне его стало ещё тогда очень жалко. Поэтому быстро выключаться и переключаться на тот же сон пришлось учиться, отключаться от работы, проблем, забот и созерцать сакуру, и сохранять чёткость мыслей и концентрацию вниманию. Что было важно в создании отказоустойчивого софта.

          Сейчас от этого всего лишь остался список дел, недельное, календарное планирование, список своих принципов, и ценностей, от которых стоит танцевать при классификации дел. А раз есть режим — то последние месяцы встаю без будильника вовремя, и если что-то надо делать, делаю. Хорошо помогают физические нагрузки. Плавание, очень расслабляет и тренирует. Рекомендую.
    • 0
      ИМХО свойство быстро переключаться можно натренировать. Во всяком случае у меня так получилось. Я переключаюсь с работы на следующие дела минут за 10 после окончания рабочего дня. Точно так же вхожу вв режим утром перед началом рабочего дня. Я преднамеренно старался переключить внимание и поначалу очень трудно было это делать, но месяца через два заметил, что вполне так получается уменьшить инертность. Самое главное чтобы было на что переключаться. Т.е. Должен быть план
  • +1
    Судя по себе — у меня бывают всплески активности, бывают какие-то спады настроения, когда хочется двигаться как можно меньше… Иногда хочется доделать какие-то дела, иногда хочется ничегонеделать. В общем — вполне стандартный набор)
    Графики и запись дел на день сразу отмёл — ибо начать очень сложно и результаты будут сильно демотивировать.
    Список дел — тоже, ибо как только записываю что-то, то в голове сразу откладывается и забыть сложно, и в итоге к списку не обращаюсь.
    Итоги дня разве что подвожу, но только в форме — молодец или так себе.
    Как борюсь с прокрастинацией — выше верно указали, нужно начать рабочий день с работы, это очень важно (сегодня так не получилось, увы). В этом случае приходится заставляю себя делать, думать и прочее. В ином случае день проходит легче.

    А вообще в самом начале очень верно отмечено:
    если вы хотите заняться тайм-менеджментом, то займитесь им

    совсем нечего добавить
    • 0
      Графики — это для исследования и анализа. Сейчас я их тоже не веду. Так активно, по крайней мере.
      А вот с итогами дня, увы, у меня ни разу не складывалось. Календарик-пинарик на меня действует угнетающе. Гораздо приятнее иметь какой-то коэффициент производительности за неделю — основанный на списке вычеркнутых дел. Это гибкое планирование — список дел и непосредственное их выполнение.
      • +1
        Ну как я говорил — у меня с записью так себе дела обстоят. Разве что по работе какие-то напоминалки есть, да и то не все…
        А итог за день — перед сном, либо за чаем (в одиночку), либо перед засыпанием (если милая уже спит) — просто прокручиваю день, примерно вспоминаю что сделал, что недоделал и т.д. А также — как мог бы потратить время эффективнее)) По крайней мере мотивирует меньше заниматься ерундой в будущем, пусть и не так эффективно как коэффициенты.
        Признаться, они меня очень впечатлили! (не читал ни один труд по тайм-менеджменту)
  • +1
    wwakabobik:
    Прошу простить. У Вас есть дети? Ведь своего рода «немаскируемое прерывания», т.е. много что связано с детьми желательно обрабатывать сейчас. Как у Вас с этим?
    • 0
      Нет, пока у меня нет детей.
      А что вы имеете в виду? Если вы о личной жизни, то не жалуюсь, у меня есть любимая девушка. И ей нахожу время всегда. И часто в ущерб «правильным и полезным» планам и вещам, т.к. не могу отказать себе в удовольствии «хочу с девушкой тёплой в постели валятся». С другой стороны, это окупается замечательными эмоциями и мотиваций на дальнейшие подвиги в последствие.
      Если о каком-то планировании семьи, и конкретно детях, то сейчас больше материальная сторона имеет приоритет — чтобы к детям было всё готово и комфортно.
      О непосредственно прерыванием детьми — я не так давно нянчился с грудным племянником, и ему находил время. И сейчас нахожу, по музеям ходим и играем не редко.
      • 0
        Как появятся свои, отпишитесь об управлении времени в течении 1-1.5 года отцовства ;)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.