Пользователь
0,0
рейтинг
22 апреля 2013 в 05:15

Разработка → «Сверкающие кинжалы» или как мы арабский проект делали

**внимание, эта статья обрывается так же внезапно, как и проект в ней описываемый**

Начало


Начиналось всё более чем оптимистично: заказчики из ОАЭ (новый для нас рынок), презентабельный внешний вид представителей, обещания других контрактов, «деньги не проблема». Всё это в сумме сыграло с нами злую шутку и, на свою беду, мы подписались на эту разработку. Хотелось попробовать. В итоге это обернулось расторжением контракта в одностороннем порядке, но не со стороны клиента, а нами — компанией-аутсорсером.

Сам проект был несложным – это был аукцион по продаже автомобильных номеров (по $80,000-$90,000 за штуку), верблюдов и прочих атрибутов обыденной жизни Арабских Эмиратов. Необходимо было создать iOS апп, оглядываясь на уже существующую (но не работающую пока) веб-версию. На этапе первого послепродажного общения клиента вел я, и уже тогда начала появляться первая тревога, потому что клиент предоставил очень мало информации о проекте. После этого управление передали нашему проект-менеджеру. Забегая вперёд, скажу, что по итогу он не только не уехал в жёлтый дом, но даже не полностью поседел, за что ему большой респект.

Итак, особенность первая, упомянутая выше – очень мало информации, и, как оказалось, это не особенность отдельного клиента, а черта всех региональных компаний, которые размещают заказы напрямую, а не через западных партнёров. Дело в том, что культура менеджмента и управления в арабском мире сильно отличается от западной да и от нашей тоже. Она очень вариативна и одни и те же условия могут приводить к разным результатам. В качестве примера можно привести «устные соглашения»: в Лондоне (а проект, к слову, был продан через наш лондонский офис) устное соглашение – это юридически признанная форма заключения сделки и относятся к ней соответственно, однако оформлять договоры предпочитают всё-таки на бумаге. В арабском мире дела обстоят немного сложнее – контрактами пренебрегают, а вот как раз устная форма договорных отношений доминирует. Из-за этого очень многое никогда не описывается на бумаге, если проект не выходит за рамки региона, т.к. считается, что обо всём можно договориться лично. В нашем случае было именно так, проект практически полностью для локального рынка и единственной международной его «фичей» была возможность выбрать английский язык интерфейса. Из-за отсутствия хоть сколько-нибудь ценной информации на первом этапе, стадия анализа проекта была очень важной. Кто бы мог подумать, что уже на этой стадии мы начнём чувствовать на себе всю силу удара от столкновения двух разных стилей управления проектами.

Сбор требований


Первое, что было замечено нами – это очень агрессивный стиль общения буквально с первого дня, когда проект поступил в офис разработки. До того мы думали, что экс-советские заказчики самые агрессивные, но нет. Эта агрессия проявлялась даже тогда, когда мы пытались уточнить абсолютно безобидные вещи, вроде того, когда же будет демка API. Это можно назвать второй особенностью – если вам платят деньги, то для арабского заказчика вы просто наёмный работник, но никак не партнёр. В нашем случае ситуация усугублялась тем, что учредителями компании-заказчика были люди довольно молодые. Предлагаю вам самим представить смесь восточного темперамента, молодого возраста и больших денег. В итоге, выход был найден в том, чтобы задавать им минимальное количество вопросов и самим предлагать максимум. Работало это не всегда, т.к. при более чем трёхчасовом молчании сразу начинали сыпаться письма-пинги, но жить стало немного легче.

Заказчиком был запрошен прототип. ОК, это наша работа. Прототип делался в Axure и получился очень детализированным, если учесть то количество информации, что было на руках. Сквозь постоянные письма возмущения — «чего так долго» — прототип удалось завершить. Проект-менеджер познал дзен и все нюансы приобретения автомобильных номеров в Абу-Даби. Клиент начал вносить правки в расположение элементов и прочие мелочи – это нормально, рабочий процесс. С горем пополам этот этап мы прошли, потеряв по пути «всего лишь» неделю на общении с клиентом. Параллельно шло написание технической спецификации, которое давалось очень тяжело в силу полного отсутствия содействия. Напор претензий к нам усиливался из-за того, что мы, затягиваем сроки уже на первых этапах, а о причинах задержки (читайте выше) слышать, разумеется, никто не хотел. Тут мы столкнулись с еще одной особенностью, третьей. По условиям контракта, мы подписались на определенные сроки выполнения работ, одновременно с этим, в контракте присутствовал и пункт, что заказчик обязуется предоставить нам данные, необходимые для разработки. И вот здесь они смогли уцепиться за то, что в контакте не было указано, что именно они должны нам предоставить. Оказалось, что по их мнению, API нам не нужен в принципе. Далее выяснилось, что API предоставлять никто не собирается, просто потому что его нет, и когда он будет, сказать никто не может, однако, это не мешало заказчикам постоянно напоминать про наши дедлайны и сроки в целом. Т.е. любые документы и договорённости извращаются в пользу заказчика и это было на каждом из 4-х моих арабских проектов.

Особенность четвертая – никакие претензии к заказчику не принимаются, точка. Попытки объяснить, что сроки затягиваются, т.к. клиент не отвечает на вопросы или не предоставляет достаточно информации в своих ответах, а так же из-за отсутствия документации по API или живой демки — всё это игнорировалось, а если и удостаивалось ответа, то было это в духе "занимайтесь проектом, не стоит нас учить, у вас есть контракт – вы обязаны нам к такому-то числу предоставить уже бета-билд, выполняйте" — это цитата из одного из телефонных разговоров. И это, замечу, еще до того как был согласован интерфейс. Как так можно общаться и вести совместный проект, пусть мы всего лишь исполнитель, у меня в голове не укладывалось. Проект уже превращался в муку, и у нас начали появляться первые мысли, что хорошо это не закончится.

Дизайн


Когда началась стадия дизайна, клиент попросил, чтобы приложение было похоже на веб-сайт аукционов дабы соблюсти преемственность. Вступать в спор по поводу дизайна их сайта не хотелось, потому решено было выжать из того, что есть максимум. Мы подготовили «два с половиной» варианта дизайна, заказчик выбрал один, еще 2 недели шли переделки и уточнения, при том до такой степени, что нам говорили, какой элемент куда подвинуть и какую фоновую фотографию использовать. Ладно, вроде бы закончили, дизайн принят. В этот момент статистика проекта показывала, что он точно не будет прибыльным для компании, т.к. затраченное время уже составляло 50% предполагаемого. Приняли как данное, что маржа по проекту будет минимальной, если вообще будет.

image

Тем не менее, дизайн принят, повод радоваться, но не тут-то было. Начался шквал звонков и писем по поводу того, что буквально завтра уже должен быть бета-билд по оригинальному контракту, а вы только сегодня прислали нам финальный дизайн. Слушать о том, что сроки майлстоунов отодвигаются соразмерно времени простоев по вине заказчика, никто не хотел, разумеется. И тут случилось неожиданное – в наш лондонский офис «Пришли». Я написал слово «Пришли» с большой буквы, потому что по рассказам сотрудников это было настоящее зрелище. На бизнес-встречу явились представители наших заказчиков в очень агрессивном настроении и при кинжалах, которыми они не преминули блеснуть и угрожали воспользоваться. В дело пришлось вмешаться директору офиса, который указал этим людям сперва на контракт, а затем на дверь. Особенность пятая – часто арабские заказчики стараются перенести конфликт как можно ближе к вам (физически). На наш английский офис эта история, безусловно, произвела двоякое впечатление: с одной стороны, бесплатное представление, а с другой как-то невесело совсем.

Финиш


Давление усиливалось, и мы приняли решение не начинать разработку, пока не будет готов API. Какую реакцию это вызвало у заказчика, вы можете представить. Начались угрозы судом, давление на английский офис и менеджера проекта возросло максимально. Посовещавшись, мы приняли решение разорвать контракт в одностороннем порядке, т.к. условия, создаваемые клиентом, оказались для нас за гранью. Все материалы: прототип, дизайн, спецификация на 30+ страниц были высланы клиенту вместе с формальным уведомлением о разрыве контракта. Разумеется были дальнейшие угрозы, звонки, письма, но это было уже совсем неважно. В суд они так и не пошли, т.к. выиграть шансов у них не было.

Так для нас закончился один из арабских проектов – даже не дойдя до стадии, собственно, разработки. Какая компания в итоге закончила проект я не знаю, но судя по тому, что доступно в App Store (ссылка удалена), дизайн был взят наш, логика соответствует нашему же прототипу.

Это был очень тяжелый, но крайне полезный опыт. Его стоило получить не только ради тренировки стрессоустойчивости, но еще чтобы оценить степень своей защищенности. После этого мы пересмотрели свой подход к заключению контрактов, описанию взаимных обязанностей в их рамках и расчету рисков при работе с клиентами из этого региона. Стоит еще сказать, что арабские заказчики, имеющие свои офисы в Европе и работающие через них – это совершенно другой подход в силу того, что между оригинальным клиентом и исполнителем есть тот самый интерпретатор – европейский офис, который необходим как воздух для успешного ведения проектов с представителями этого региона.

За всю карьеру у меня было 4 арабских проекта: 2 мобильных, один телеком и один веб. Один из них удалось довести до конца. Разумеется, судить вообще обо всём регионе нельзя ни по этой статье ни по 4-м проектам, тем не менее, опыт пока негативный. Возможно, работая локально, в Абу-Даби или Дубае ситуация видится вовсе иначе. Отсюда просьба. Расскажите в комментариях о своём опыте работы с заказчиками из арабских стран.
Max @MennyCalavera
карма
106,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (125)

  • +28
    Ха. Арабы это мелочи. Вы попробуйте поработать с клиентами индусами. Не скажу что вот прямо все-все-все они такие уж странные, но культруные различия вот именно с их методом ведения бизнеса хочется переехать на танке попутно постреливая в сторону клиента.
    • +23
      С уроженцами Кавказа был подобный опыт однажды, после которого сразу начал отклонять предложения при типичных именах и фамилиях.
      Понимаю, что не все такие, но лучше уж перестраховаться и уменьшить риски.
      • +28
        При просрочке поставки оборудования клиентам-чеченцам на три дня (при условии прописанном в договоре общем сроке в 11 недель) следовали угрозы поджечь машину транспортной компании с этим самым оборудованием в пути. Совсем вот невесело (
        • +34
          Какая мощная логика у товарищей была, однако.
          • +17
            А логика простая. Машина горит — товар не доставлен. По договору при просрочке более чем на 2 недели — расторжение в одностороннем порядке. Оборудование было импортное, его перепоставить за 2 недели нереально. Таким образом при выполнении угрозы они расторгают с нами договор, мы в заднице и жутком минусе (оплата по факту поставки), они на понтах и с авторитетом законченных неадекватов людей, с которыми «за слова (договора) отвечать надо».

            P.S.: разумеется, поджог машины предполагается как нераскрываемое преступление, никак к заказчикам не ведущее.

            P.P.S.: почему-то тег зачеркивания у меня не работает. Если что — он на словах «законченных неадекватов»
            • +8
              Карма меньше нуля, вот и не работают теги. Когда ж перестанут редактор отображать при недостатке кармы — загадка, это ж пару строк кода.
    • +12
      Вы попробуйте поработать с клиентами индусами

      Индусские аутсорсеры поняли, что дешевле отдавать полученные проекты на аутсорс русским?
      • +1
        у них небось политика прокачана, вот они и получают проекты, а выполнение у них не прокачано — пусть русские делают.
      • +2
        В это сложно поверить, но да. Совсем недавно закрыли проект в котором главными заказчиками были индусы. С нашей стороны все хорошо, но у индусов очередная реорганизация-ребрендинг-разгон народа и суд над бывшим CEO, индусом. Проект здесь, в России, разрабатывался 2 с лишним года силами от 3 до 15 человек, в зависимости от фазы и требований.
    • +7
      Цигане вообще все на словах решают, а жест договоренности обычное рукопожатие. Не раз с ними работал и наверняка не раз еще придется.

      Главная особенность работы с ними — заранее увеличить все цены в два раза. Если не уступить им ровно столько, они откажутся работать совсем. Эти обязательно должны думать что развели тебя еще на этапе договоренности. И тогда всякие мелочи в ходе работы их почти не будут интересовать.

      А что касается отсутствия уровня образования, то в данном случае это только на руку. С циганями нужно самому быть циганом :)
      • +20
        цы цы цы
        • +13
          На «циганях» я остановился и заплакал.
          • 0
            Автор сам признался:
            А что касается отсутствия уровня образования

            Так что не удивительно.
        • 0
          Так слить карму из-за глупой ошибки? А сами никогда не ошибались?

          Ну, не буду тогда мешать вам всем в вашей благородной миссии сортировки людей.
          Аккаунт оставляю хабру для статистики, статьи в корзину.

          Разрешите откланяться.
          • 0
            Вы не поленились откопать из могилы двухгодовалый комментарий? Вы — маньяк. Я вас боюсь…
          • 0
            Кися обиделась? Только не плачь…
          • 0
            Как говорится «не могут докопаться по существу — будут пилить из-за мелочей» )
          • 0
            Я смотрю этот слезливый крик души адресован ко мне.
            Я, к сожалению, не могу никак повлиять на вашу карму, даже если бы и хотел.
            А если это вы, из-за шести безобидных букв присунули мне в карму, то вы подлец.
            • 0
              Не в карме счастье
    • +6
      Работал с турками. С кинжалами не приходили, и вели себя не агрессивно, но в остальном похожи — на вопросы не отвечают, на компромиссы не идут, нервы выматывают. И торгуются, веллик аллах над ними, как они торгуются!

      К счастью, я понял этот подход быстро, а поскольку оформил составление ТЗ отдельным (первым) договором, то сразу после составления дело закрыл, от контракта на разработку отказался. Их растерянные лица немножко компенсировали мне потраченные нервы. Не отставали еще долго, расписывали прелести дальнейшего сотрудничества; я посылал их без гнева и без страха :)
  • +4
    Это мрак. Как они там живут с таким подходом к делу?
    • +33
      Вы не поверите, но и в России такое не редкость. За 13 лет работы на рынке web сталкивался с подобным подходом. Последний раз это было с «владельцем» большого количества недвижимости в Рязани, который после 3х недельных просьб согласования дизайна через третьи руки утвердил макеты, они пошли в верстку и программирование и под конец проекта, когда мы все дружно выдохнули, начались серии звонков с требованием «переделать все или приеду и застрелю»…
      Чем моложе и богаче клиент и чем ниже уровень образования (настоящего, а не проплаченного) – тем выше риски. И за них должен отвечать менеджер, который на стадии продажи проекта их не распознал.
    • +12
      Я араб, и мне за этих ребят, честно говоря, стыдно.
    • 0
      Нефть, сэр. Если у вас будет неограниченный бюджет и вся жизнь впереди, вы сможете закончить любой проект.
  • +8
    Какой-то непрофессиональный подход к делу у них. «Я плачу — значит я прав» — ущербная логика какая-то.
    • +3
      к сожалению, заказчики из России в 50% случаев считают также(статистика личная за последние 6-7 лет)
      • 0
        заказчики в России таким чаще страдают, если представитель заказчика — ничего не представляющий из себя сотрудник на низшей должности, зарплату которого бюджет проекта превышает в несколько раз.
        Бороться с этим достаточно легко, если связаться с руководителем.
        • +1
          А если руководитель не один?
          Работали с ночным клубом из 11-ти учредителей в прошлом году. Вот из последнего месяц назад связались с организацией по утилизации отходов где вроде бы руководитель один, но его никогда толком нет и по своим замам он кидает и говорит что каждый компетентен, а на деле та еще каша из топора получается. Работали еще с сетью спа-салонов, тоже несколько учредителей и каждый «компетентен», хотя заранее договор шел с одним лицом а уже потом лицо то уедет в отпуск то просто пропадет.
          Тут очень сложно заранее угадывать.
  • +41
    Тактических ошибок две:
    1. Надо было рубить проект на две фазы, одна — прототип, дизайн, кнопочки и вторая — все остальные работы после получения API.
    Ну, знали бы куда соломку стелить, так не стали бы падать.

    2. Взявшись за проект так как вы взялись, надо было написать свой API, сделать сервер-заглушку самостоятельно и прикручивать приложение к нему.
    Логика простая: вы заплатили нам за приложение и согласовали интерфейс? вот приложение, все работает. На этом претензии бы закончились, а проблема интеграции вашего API с API сайта была бы уже по большей части проблемой разработчиков сайта.

    Классическая стратегическая ошибка допущенная вами (too many assumptions) в том, что вы все в деталях, в мельчайших мелочах и всевозможных вариантах не проговорили проект по десять раз с заказчиком. Разным тоном, под разным углом и в разных вариациях все надо проговаривать по десятку раз, никаких assumptions. Это надо делать с любым заказчиком, особенно с тем, с которым у вас есть разница культур и менталитетов.

    В общем, заказчик все равно всегда прав и вы сами дураки. :-)
    Надо было закладывать три цены и тогда проект не стал бы убыточным так быстро и все было бы у вас хорошо.

    Надеюсь, вы сделаете правильные выводы, набъете шишек и либо научитесь работать с такими заказчиками либо откажитесь от рынков с которым работать не получается. В любом случае, больших вам успехов!
    • +1
      Согласен полностью. История эта случилась в 2011-м году и с тех пор подход наш к заключению контрактов изменился кардинально. Сейчас наш типовой контракт нравится мне намного больше.

      По теме API — мы предлагали им забрать разработку API к себе, но то ли они не хотели складывать все яйца в одну корзину, то ли были еще какие-то причины — каждый раз они отказывались.
      • 0
        Еще одна есть. Я в контракт вписываю простойки по вине заказчика. И день простойки = день разработки.
  • –7
    1. Почему у недвижимости бейджик справа, а у остальных категорий слева?
    2. Ссылка приведена плохих отзывов для? :)
    • 0
      В наших утверждённых макетах, кстати, было справа у всех категорий, но арабам привычнее размещать их слева. Почему они забыли сделать это у недвижимости не знаю. :)

      Ссылка приведена для того, чтобы это не был совсем уж абстрактный рассказ. Зла на них никто не держит, все живы, все здоровы. Спасибо им за опыт.
  • +4
    Emirates Auсtion, кстати, работает уже не один год.

    Либо вы не смогли объяснить им что такое API, либо его вообще нет, так как нет уже разработчика сайта, либо они предполагали (assumption) что вы сами расковыряете их сайт и сделаете к нему мобильное приложение.
    • +3
      Склонен считать, что разработчика уже не было на тот момент (в живых ли, не знаю) и API должен был переписывать кто-то другой. Аукцион действительно респектабельный и именно потому у нас не возникло подозрений, что будут какие-то проблемы. По поводу предположений, был всё-таки контракт, где был описан объём работ. Даже намеков на подобные мысли «расковырять самим» с их стороны не было.
      • +1
        Да что там «расковыривать-то»? Участвовал как-то в проекте, где надо было примерно аналогичные вашему аукциону данные выковырять примерно из 30-40 публичных сервисов, где только сайт, без всяких API. При этом сервисы все были разные, некоторые из них активно сопротивлялись тому, чтобы из них тырили инфу. И ничего, за пару месяцев написали (чего там писать-то: HTTP, Fiddler2, XML, JSON, XPath, Regexp — всё)

        А у вас сервис:
        -Дружественный, не вставляет палки в колёса
        -Неизменный во времени (ну если разработчика уже не было на тот момент)
        -Теоретически в будущем имеющий API

        Это просто подарок, а не проект.

        • 0
          Кто же спорит, что это можно сделать. :) Но прочитайте мой комментарий выше — мы предлагали всё сделать самим.
    • 0
      Вы, как мне показалось, достаточно хорошо владеете русским языком. Зачем вставлять в русский текст английские слова? Это символ того, что вы знаете английский или более яркое выражение эмоций? На мой взгляд, слово «предположение»выглядело бы ничуть не хуже. Кроме того, удивляюсь, как вам не лень переключать раскладку клавиатуры.
      • 0
        В русском языке слово «предположение» ближе к понятию «гипотеза», чем к пониятию «аксиома». В английском наоборот. Разница незаметна, но принципиальна.
        • 0
          Да, конечно, я нисколько не сомневаюсь, что все читатели хабра уловили разницу в смысле, это же так очевидно.
          • 0
            Ну, как бы, да.
        • +3
          Hint: в русском языке для этого используется глагол «полагать».
  • +8
    MennyCalavera, скажите сколько времени прошло между моментом как вы отказались от сотрудничества с ними и публикацией приложения на AppStore? Если время вышло продолжительным, то они сами себе злобные буратины. Если не очень, то получается, что API уже было готово, и они не сообщили о нем умышленно.

    Все материалы: прототип, дизайн, спецификация на 30+ страниц были высланы клиенту вместе с формальным уведомлением о разрыве контракта.

    Была ли предоплата у проекта? Или оплата по этапам? Арабы хоть что-нибудь заплатили?
    Или просто помотали вам нервы и нахаляву срубили вышеизложенное.
    • +2
      Судя по всему, прошло где-то 4-5 месяцев. Точнее сказать затрудняюсь.
      Была предоплата, которая покрыла затраченное время, но без прибыли, разумеется.
  • –1
    а как думаете, стоит применять такой метод:

    оплата за каждую фазу после выполнения по лицензии «as is»
    рассчет стоимости лицензии происходит на основе затраченных часов (как почасовая оплата)
    если какие заморочки с клиентом, то просто все останавливается, т.е. фактически как наемный работник(и), а формально лицензиар по безопасному лицензионному договору и никакого ТК

    постоплата, хорошая защита проги ес-но (обфускация с потерей инфы, виртуализация и т.п.), если что-то не нравится в какой-либо фазе стороны прощаются друг с другом, вот собственно и все, иначе оплата по лицензии и потом предоставление исходников по той же лицензии

    при разладе максимум, что может потерять разработчик — время на последнюю фазу, фазы желательно держать в пределах 2-4 недель, но при этом заказчик останется только с результатом с предыдущей фазы, а не с текущей
    в среднем проект занимает от 6 мес. до неск. лет, поэтому попытки abuse просто бессмыслены, если только специально украсть немного времени разработчика, но проект то точно не пойдет дальше с ним без оплаты

    мне кажется метод прекрасно работает при удаленке, заказчик почти не рискует, разработчик мало чем рискует, применять конечно можно только к обеспеченным заказчикам — компаниям, а не vasya_incorporated_enterprise@gmail.com
    • 0
      Тут такой метод почти не работает в силу менталитета.
      А обеспеченные заказчики это в основном гос организации, и они обязаны работать только по заранее определенному бюджету (по тендеру)
      • 0
        могут быть подрядчики гос, за границей же денег намного больше, для удаленки самое оно
        им какая разница нанимать за 100K/year или за лицуху заплатить, тем более, что локально не всегда удается найти нужную квалификацию, а в индии более менее спецы тоже от 40-50К/year
        • 0
          не все так просто! Во-первых и бюджеты не всенда большие, во-вторых подрядчики львиную долю суммы себе заберут, а между ними и разработчиками всегда есть риск ситуации, описанной в после
          • +1
            ну какая разница сколько они себе, главное чтобы разработчику заплатили по рынку (см. dice.com)
            если большего хочется — это к успешным шароварщикам, но тут нюх нужен дай бог каждому

            можно же все заранее обговорить и бюджеты и по какой лицензии будет каждая фаза, если условия «as-is» — то ведь все риски на основном (не на суб) подрядчике остаются? в крайнем случае можно еще одну прослойку — юр. с номиналом.
      • +3
        Работает такой метод, только через посредника.
        Посредник выигрывает тендер, берет бабло за риски и невменяемость заказчика, формирует вменяемые требования и нанимает субподрядчиков за три копейки.
        • 0
          и в итоге мы получаем ту же проблему, что описана в посте — между посредником и субподрядчиком, в которую еще и постоянно сует нос заказчик (хотя по идее всеми требованиями уже владеет подрядчик, но последнее слово-то за заказчиком). У меня есть такой проект :(
          • +3
            Бабло побеждает зло. За хорошие деньги, как показывает практика, все готовы терпеть и подстраиваться под все что угодно.
            Заказчик невменяем? Пусть платит за это посреднику. Посредник не в состоянии оградить разработчика от глупости заказчика? Пусть тоже за это платит разработчику.
            • +1
              Согласна. Но много нюансов.
              Иногда заказчик даже согласен выделить еще денег, но правилами организации это ограничено (например так: апгрейд системы не может стоить дороже 21% стоимости разработки). Вот и получается замкнутый круг
    • –9
      хоть бы мнение выражали минусующие, а то как-то «за спиной» изпоттишка минусуют :(
      • +12
        > изпоттишка

        А слабо в каждой букве по ошибке сделать?
        • –12
          к чему бы еще придраться кроме смысла
  • 0
    Пользуюсь этим приложением :)
    Спасибо за опыт, наш первый был примерно таким же. А как у вас была построена схема оплаты?
    Заказчики по национальности — местные или какие-то другие арабы?
    • 0
      Если не ошибаюсь, то с этим проектом схема была обычная — 30-40-30% (предоплата — начало кодинга — релиз). Заказчики были местные и общались мы как с Абу-Даби так и с лондонскими представителями.

      А дальнейший ваш опыт был более позитивным?
      • 0
        Значит вы еще легко отделались. Хорошо, что разорвали контракт!

        В целом — да, но успех тут зависит от миллиона факторов. Которые действительно редко подходят нам: и в силу менталитета, и вообще.
  • +11
    Они понимают только язык силы — нельзя показывать, что на вас можно давить. Особенность менталитета такая, что они забирают от «партнера» всё, что тот физически способен выдать — продвигая свои условия они не остановятся пока вы не пойдете вспять. Я не говорю про то, что нужно с кинжалами бежать в их офис, но прогибаться и идти на уступки нельзя в принципе — здесь не может быть диалога.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +3
        Я пару раз прогнулся, сделав срочные фиксы, когда уже проект был закончен, и я над ним не работал. Сделал в выходные, так как клиент просил срочно, хотя я планировал отдых. В итоге он за каждый час по сотне добавлял.
        С высказыванием не согласен, правильнее оно звучало бы так: надо прогинаться только по мелочам. Это не сильно затратно, но даст большой прирост лояльности, которая наверняка будет вознаграждена.
    • +5
      с кинжалами бежать в их офис — залог успеха проекта и выплаты контрибуций
  • +3
    Узнаю Ближний Восток (: Там все такие.
  • +2
    в очень агрессивном настроении и при кинжалах, которыми они не преминули блеснуть и угрожали воспользоваться

    В Лондоне?! И их никто не засудил?! Мало верится.
    • +11
      Как раз из-за того, что это Лондон никто никого не судил. Лондон — это не Англия, это страна в стране и город, который Британии уже не принадлежит. И именно там такое возможно как нигде в Европе. Только Париж, наверно, может еще такими историями блеснуть.
      • +1
        Не понял, а полицию вызвать?
        В UK же даже за просто складышок в кармане принять могут, не то что за размахивание кынжалом в сторону мирного населения.
        • +2
          И да, и нет. Полицейский не может просто так остановить человека и обыскать на улице, нужен хороший повод и основания. Это серьёзное вмешательство в личное пространство и даже, если у вас найдётся автоматическое оружие, но оно будет транспортироваться по правилам при действующей лицензии, то полицейского можно засудить.

          Если полисмен уверен, что вы вооружены и можете представлять опасность, то он вызывает подмогу. Патрульные только бомжам одеяла приносят…
      • +8
        Париж, Марсель, Мальмо… Европа активно исламизируется.
        В Марселе мусульмане превышают 25% численности населения.
        В пору самому кинжал покупать!
        • +6
          Нигде так некомфортно себя не чувствовал, как в Лондоне. Кругом сплошной Ближний Восток, арабы в халатах и бабы в паранджах, в общественных местах шмонают на предмет всякого колюще-режущего, никаких аргументов нельзя, даже баллончик нельзя. На каком-нибудь московском строительном ара-рынке куда комфортнее, чем в центре Лондона :) И всякие девайсы можно.
          • +1
            Теперь понятно, почему половина самолетов на флайтрадаре — рейсы Дубай-Лондон. Халаты возят…
        • –5
          Они меняются. И меняются очень быстро. Второе поколение и вовсе вырастает нормальными европейцами. Так происходит со всеми. И с нами, русскими, та же история.
          • +5
            Ню-ню, всё ещё верим в сказки про толерантность и большую дружную интернациональную семью? :)
        • 0
          белому человеку скорее пристало купить огнемёт или ракетную установку
  • +2
    Нечто похожее у меня было на русском проекте: клиент требовал бета версию финансовой системы, и только после этого собирался разрабатывать учётные принципы, учётную политику, набор отчётности и т.д. Без кинжалов, правда, по офису бегали, но орали знатно.
    • +2
      Был похожий опыт с одной всем известной нефтяной компанией в России. ТЗ на программу менялось постоянно и в процессе работы. В том числе те части, которые только что были реализованы (!). На претензии к посреднику он отвечал «Ну это же г******м!!! Он не хочет увеличивать сроки, он хочет изменять требования.» Там вообще в проекте много было веселого…

      Хорошо что я во время уволился из этого болота и занялся своим стартапом.
      • +4
        > Ну это же г******м!

        Мне не расшифровать звёздочки. Гном? Горком? Гедонизм? Гиппопотам?
        • +1
          Газпром.
          • 0
            Спасибо.
          • 0
            Ну зачем же так сразу, всю интригу испортили :(
  • +21
    контракт не читай на тз забивай исполнителя наклоняй! асса1
  • +6
    Одногруппник работал программистом в Дубае около двух лет. Всем был доволен и таких диких историй не слышал от него. Наоборот говорил, что всё было очень цивилизовано и культурно. Организиции в основном очень богатые и могут позволить баловать сотрудников. Не говоря уже о потребностях. Нужен новый сервер? Сейчас закажем два!

    Единственная проблема у него была с исламом. Если с католиком или протестантом можно поспорить на тема существования бога и отпустить анекдот про адепта, то с местными мусульманами такое не пройдёт. Как он утверждал, лучше просто не говорить о религии совсем, а если в компании заходит разговор, то не мусульманам лучше всего держать язык за зубами.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +2
        нет, дикарство начинается, когда шиит встречает суннита.
    • +5
      >Как он утверждал, лучше просто не говорить о религии совсем, а если в компании заходит разговор, то не мусульманам лучше всего держать язык за зубами.
      В чужой монастырь…
    • +5
      На работе вообще религиозные вопросы обсуждать не стоит. Тут дело такое, никогда не знаешь кого и чем заденешь.
      • +22
        На работе вообще религиозные вопросы обсуждать не стоит

        Особенно, вопросы схемы именования, расстановки скобочек и лучшего редактора текста, это архиопасно.
      • +9
        У нас относительно острым является конфликт касательно табуляций и четырёх пробелов.
        • +3
          Да нет никакого конфликта: просто 4 пробела и точка. Так сказал Аллах.
        • 0
          За что мне полюбился Go, так это за наличие строгого стандартного стиля именования, расстановки скобочек (неправильный вариант не скомпилится!) и соглашения табы vs пробелы.
          go fmt практически не оставляет места для холиваров.

          P.S. Хотя, особо желающие похоливарить всегда найдут повод. Некоторые покусанные Денисом Поповым коллеги обеждены, что комменты, видите ли, надо обязательно писать на русском, а то саппорт не осилит.
  • +2
    Работаем с Катаром. Та же фигня.
    Но у нас ситуация хуже — fixed price с оплатой поэтапно по факту приемки. Cейчас подвисло что-то около 100 000 EUR. C октября.
  • 0
    где бы более системно узнать про опыт с арабами? у нас сейчас назревает консалтинговый проект с эмиратами, нужно быть готовым:)
    • 0
      смотря на каком уровне проект. большие и хорошие компании тут в основном нормальные))
  • 0
    «На бизнес-встречу явились представители наших заказчиков в очень агрессивном настроении и при кинжалах, которыми они не преминули блеснуть и угрожали воспользоваться.»

    Мдаа… В UK ОЧЕНЬ строгое законодательство в плане оружия и ношение ножей очень сильно ограничено. Исключение есть только для сикхов, им можно носить небольшой нательный ритуальный нож. Т.е. кинжал, да ещё и размахивание им может запросто вылиться в 2 года тюрьмы. (полиция тут к этому очень серьёзно относится)
    • 0
      Не могу говорить о размере кинжалов\ножей, т.к. в тот момент меня в офисе не было, и про размахивания я не писал, а лишь про их открытую демонстрацию и обещания ими воспользоваться, но подобный инцидент имел место. Ну а бросания фраз про «dirty infildels» — это мелочи. :)
      • +4
        Несмотря на мой upper-intermediate, пришлось загуглить (вдруг я не один такой непонимающий):

        «Dirty Infidels» = «грязные неверные».
        • 0
          Спасибо. :)
      • +1
        Я не пойму, у руководства вообще чтоли чувства собственного достоинства нет? Деньги деньгами, но терпеть оскорбления это перебор. Кстати христиане (будем считать англичан в целом христианами) не являются «infidel»ами для мусульман, так что те арабы еще и в своих же понятиях не разбираются.
        • 0
          Как раз из-за того, что чувство собственного достоинства есть контракт и был разорван.
      • +2
        Странные вы. Сейчас сижу и думаю, что если бы к нам вошли вооружённые люди и вели себя агрессивно, то лично точно бы набирал 999. И что-то мне подсказывает, что подавляющее большинство коллег тоже бы это сделали…

        Хотя нет, вру! Началась бы паника и все старались бы убежать, при этом орали бы и визжали. Мы же совсем не привыкли к оружию, его нет даже у полицейских на улицах.
        • +1
          Вы сильно преувеличиваете опасность. Это как со школьниками средних классов — много слов и мало дела. В конце концов, они отлично понимали, что находятся не в пустыне, а в деловом центре Лондона. Потому никто из наших с парашютом из окна не эвакуировался.

          А паниковать — это никогда не выход.
      • –1
        Неужели ваши коллеги в Лондоне из-за денег были готовы терпеть унижения?
        • 0
          Вы какой-то слишком черный свет наводите на ситуацию с митингом, и перегибаете. Разве я говорил, что они терпели унижения? Терпеть — это процесс постоянный. В нашем случае был единичный инцидент, который положил конец работе над проектом. Пожалуйста, не нужно выставлять ситуацию более драматичной, чем она есть. :)
          • –2
            Текст-то ваш, я просто спросил. Из текста не ясно, сразу ли вы прекратили работу или еще общались.
  • +8
    image
  • +1
    Выполнял небольшой проект (сайт) для компании из Абу-Даби. Даже не заметил какой-либо «дикости». Пара правок, как это обычно бывает при работе с любым другим заказчиком.
  • +1
    Я работаю в Саудовском универе уже почти год, могу отметить медлительность арабов и не умение ждать, на агрессию не попадал.
    • 0
      А как в них сочетается медлительность и неумение ждать?
      • +1
        Ясное дело:
        — когда от них что-то требуют, то они тормоза;
        — когда они что-то требуют, то начинают прыгать как макаки.
      • +2
        Очень просто, медлительность когда нужно выполнить свою работу, но дождаться выполнения чужой работы у них часто не хватает терпения.
        • 0
          Вот это-то и странно. Психовать за такое же поведение, как и ты б себя вёл на его месте.
          • +1
            Это еще не самая большая странность в человечском поведении. Для арабов конечно важен личный контакт, по телефону с ними бывает сложно дела вести. Да и при личной встрече нужно правильно себя подать, вероятнее всего араб со страны залива статусность поведения поставит выше профессионализма.
          • +1
            я конечно не знаю условия контракта этих ребят из статьи, для них возможно было бы легче посылать грамотного переговорщика в Эмираты раз в какое-то время. За чашкой коффе или за shisha их можно было бы убедить что дела идут хорошо и нечего волноваться.
  • +2
    не знаю как в арабских странах, но в России большинство клиентов на рынке СЕО руководствуются принципом «Понтов не жалеть, денег не платить».
  • +4
    арабам муслимам нужно говорить иншаллах все будет сделано вовремя, и если сроки срываются они вас поймут :D
    • +3
      Полез искать что же это такое и что значит, и наткнулся вот на такую гениальную штуку:

      Выражение восходит к Корану, где в суре Аль-Кахф 23, 24 написано: «И никогда не говори: „Я сделаю это завтра“, (а говори:) „Если только этого не пожелает Аллах!“».

      Это многое проясняет.
      • +4
        Разговорились латиноамериканец, турок и араб о самых популярных словах их языков, используeмых на работе.

        Латиноамериканец:
        — У нас очень популярно слово «маньяна». Это значит — сделаем завтра, послезавтра, короче — скоро…

        Турок:
        — Мы используем выражение «яваш-яваш». Смысл — сделаем через неделю, через две. Одним словом — не торопитесь…

        Араб:
        — А мы говорим «иншалла». Это приблизительно тоже самое, что и «маньяна» и «яваш-яваш», но отсутствует ваш элемент поспешности…
  • 0
    Да такие истории и у нас в РФ не редкость, надо заметить. Клиент не дает API — встречалось. Клиент говорит, что «нужно завтра, а вы только дизайн согласовываете» — тоже видел. Проблема в том, что эти «товарищи» из статьи еще не созрели для проектов, которые они хотят делать.
  • 0
    У автора отличный слог и манера повествования. Одни только:
    при более чем трёхчасовом молчании сразу начинали сыпаться письма-пинги
    и
    Проект-менеджер познал дзен и все нюансы приобретения автомобильных номеров в Абу-Даби
    достойны умиления!
  • +2
    Работал я в одной израильской компании (в Тель-Авиве) и вот поступил к нам заказ от условного «Эмираты Телеком» (точное название не помню). Тогда еще действовал арабский бойкот Израиля (собственно, сейчас он тоже действует… теоретически… т.к. соблюдают его, по-моему, только Сирия и Ливан) и туда-обратно приходилясь звонить через Лондон (хотя в Эмиратах прекрасно понимали, кто «на том конце провода»).

    Было у заказчика два странных требования:

    1. «Хoтим source code. А конкретно, хотим все файлы с окончанием.с. Мы хотим убедиться, что в программе нет закладок и что нет комментариев на иврите. Ведь мы, того, как-бы бойкотируем Израиль».

    Ну, получили они все файлы с окончаниями.с без сохранения source tree (а все остальные файлы, естественно, не получили). Комментарии тоже были вычищены, все до одного. На опасения одного менеджера «а не выдаем ли мы злобным арабам коммерческую тайну» был получен ответ «мы тут сами, со всеми комментариями в своем же коде нихрена понять не можем». Парочка файлов была показана какой-то шишке в тамошнем ведомстве по экономическому бойкоту Израиля, комментариев на иврите никто не увидел и было дано «добро» на установку.

    2. «Нужно, чтобы ваша система выдержала попаднаие ххх-тонной бомбы»
    На вопрос «какого хрена, вы серьезно думаете, что мы (т.е. Израиль) будем бомбить ваши системы (бывшие военные лётчики прикинули стоимость полета нескольких самолетов из Израиля к Эмиратам и обратно плюс стоимость авиабомб и сравнили с общей стоимостью контракта)» был получен вполне адекватный ответ «в то, что вы будете бомбить, мы не верим, а вот Иран — может».
  • –2
    www.youtube.com/embed/RtgbvotqVFE?rel=0
    Британскoe военноe кладбище, Ливия. Mожет кто-то из них студенты ИТ, cвободныe от преследований полковника Каддафи. Пожалуйста, это нe paзжигaниe, тyшeниe
  • 0
    А как же с ними работают европейские посредники?
    • 0
      Как правило, это компании, которые на этом регионе специализируются и знают всю его специфику. Персонал для таких заказчиков выбирают из числа коренных жителей региона, эмигрировавших или получивших европейское образование. Стоят подобные посреднические услуги достаточно дорого, но уж серьёзные арабские заказчики могут себе позволить это. Например, в Лондоне подобным консалтингом и посредническими услугами занимается престижная организация — Mace Group — www.macegroup.com, но их, разумеется, не одна и не две.
  • +4
    Мой опыт — был один крупный заказчик из арабского мира. Сделали им несколько программ и в принципе работали бы дальше но у меня просто не было желания особо продолжать сотрудничество в таком стиле, благо заказов других хватает. По сути все проекты что мы делали: (1) отсутствие чёткого тех задания. только общее видение вопроса. — по идее для нас это не проблема т к мы работаем на почасовке на всех наших проектах. И хотя были попытки узнать финальную сумму и держаться в её рамках в процессе работы — я им предявлял вопрос — а где «финальное техзадание, которое никто менять не будет». Т к ответа не следовало, работали по agile. В общем это показало себя хорошо для борьбы с бардаком в спецификациях. (2) Очень арабы любят торговаться. Это большой минус для меня т к я торговаться не люблю. Т е нашла коса на камень — по идее хороший менеджер должен бы поддержить «игру» и поторготоваться о сроках, цене и много другом, у меня же был разговор простой — «не нравиться» — ищите того кто нравиться. Мы работаем на почасовке и никуда не торопимся. Если требуется «срочно» — цену умножаем на 2, на3, на 4. и работаем. В принципе иногда так и делали и по цене в в4 раза выше обычной почасовки работали по ночам. (3) Когда надо срочно — и деньги, и обещания золотых гор присутствует. Когад работа сделана и сдана можно годами добиваться оплаты. Потому — единственный способ борьбы — если надо «срочно и вчера» — деньги вперёд. При отсутствии предоплаты после пары задержек за предыдущие проекты мы просто отказываалсь работать. В общем работать можно, но уж очень на нервы действуют эти все тонкости. Ритм работы не тот — то срочно и всё пропало, то тишина и отстуствие ответов на важные для проекта вопросы. Учитывая то что работа в таком ритме плохо вписывается в нормальный ритм жизни проектов больше не брали, даже когда очень просили. Да и тупость или недалёкость менеджеров иногда поражает. Вроде умный человек и много чё знает, но умудрился поставить пароль на одну админку с базой в пару сотен тысяч закачиков — как он считает «достаточно защищённый» — своё имя с большой буквы. Когда «злобные хакеры» взломали систему и положили сервер, лишив части арабского мира очень важного сервиса, он вначале гнал на то что программа нресекюрная, когда докопались до деталей «взлома» чё то замолчал. Деньги по результатам «инветигейшна и фикса» нам так и не выплатили. Короче нафиг таких заказчиков. Появлялся потом через год с новым «золотым» проектом, был послан в сторону Elance и иже с ними.
    • –1
      Каждый думает, что только у него заказчики никакие, но в большинстве своем все одинаково

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.