Редактор Habrahabr, Geektimes
0,0
рейтинг
2 мая 2013 в 16:45

Разработка → Как роботы-автомобили Google «видят» мир?



Помнится, на меня произвел огромное впечатление фильм «Терминатор-2», именно эта часть. Особенно нравились кадры, где модель Т800 анализировала мир (тот же момент с отниманием одежды и мотоцикла, например). Оказывается, в наше время ситуация ненамного отличается и в случае с реальными роботами (правда, не таких совершенных, как Т800, само собой). На днях попалось на глаза видео с презентацией «видения мира» роботами-автомобилями корпорации Google.

Эти автомобили используют для анализа окружающей среды огромное количество сенсоров, включая лазеры, радары и прочее. Отдельно стоит отметить, что автомобиль собирает около гигабайта данных в секунду, само собой, анализируя эту информацию, причем достаточно быстро. При появлении препятствия автомобиль реагирует практически моментально, что говорит о высокой скорости работы системы управления авто.

Вот само видео с демонстрацией работы системы:



А вот более подробная презентация:



Via Bill_Gross + Dvice
marks @marks
карма
170,2
рейтинг 0,0
Редактор Habrahabr, Geektimes
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (74)

  • +4
    Впечатляет
    • +3
      самое удивительно это то что этот человек на виде (Себастин Тран) на своих онлайн курсах о том, как это всё делается рассказывал! AI-classes это было круто!
  • +6
    Очень интересно посмотреть как гугломобиль справлялся бы с нашими ямами на дорогах. Не иронизирую. Наверняка алгоритм это учитывает, но прямо «так и чешется» увидеть его на наших весенних дорогах.
    • +1
      Особенно где-нибудь в глубинке не самом благополучной)
    • +63
      Над этой проблемой работает группа из Boston Dynamics
    • +9
      Ямы бывают везде. А вот про снег и отсутствие разметки они уже прямо сказали — не решили эту проблему.
      • +1
        Когда большое кол-во машин будет оснащено таким оборудованием, я думаю повысится детализация навигационных карт. На них и можно будет делать виртуальную разметку. Да и машины наверное будут как то обмениваться информацией.
        • +1
          А что касается ям в черте города. Их так же можно собирать в базу и отправлять городским службам. Так же можно составить публичный рейтинг дорог и пусть Администрация города Х думает почему у них самые плохие дороги, в то время когда им было выделено хреновую кучуг денег из бюджета на ремонт дорог в прошлом году.
          • +1
            rosyama.ru/
            Товарищ Навальный уже позаботился об этом.
          • 0
            И вот эти господа: goodroads.ru/
      • 0
        То есть туда просто так кучу логических правил не загонишь.
    • 0
      Ага, особенно в таких «обычных местах» где один или несколько цветов светофора не работают (или работают неправильно), или где движение идёт не совсем по правилам и т.д. Ну и хотелось бы посмотреть на его алгоритм объезда ям на наших дорогах в действии.
      • +2
        Кстати, а если он попадёт в место, из которого не может выехать по ПДД? Предположим въедет в тупик, на выезде из которого висит «кирпич». Или въедет на кольцевую, с которой всегда запрещён поворот? Он нарушит правила, начнёт звать на помощь, или предпримет что-то ещё?
        • +4
          «Бдзинь», — сказала пила.
          «Ааааа!», — сказали мужики.
          • +2
            … да, это тоже вариант: дать ему дорогу, которая официально является дорогой, а на самом деле шириной в метр. И это единственный выход. Или давать ему знаки, которые по всем параметрам должны расшифровываться, но на деле — нет. К примеру, ограничить скорости, в котором написано "π * 10", или "Серёжа". Поставить на него самого мигалки и сирену, и смотреть, как он будет судорожно искать ту машину, которую должен пропустить… Опять же, как он поступит, в случае, если местность будет меняться? Угол здания переползёт вбок; дорога выползет из-под него, а на диагональном светофоре будут отображаться совсем не те цвета…

            *Больше не буду сидеть в покрашенном не проветренном помещении*
            • 0
              А давайте использовать капчу вместо обычных знаков? Например ограничение скорости чтоб узнать — надо убрать помехи и решить уравнение.
              • 0
                … чтобы по знакам могли ездить только роботы…
                • +10

                  (Извиняюсь за качество, раньше в GIMP'е не работал)
                  • +1
                    Шика-арно! С Вашего позволения, утащу.
                    • 0
                      Ну, если тащить, то хотелось бы хоть швы заретушировать… Этож на коленке сделано!
                      … ну, хотя, коли нравится, тащите…
            • +2
              Вы тестер, да?
              • 0
                Иногда да…
              • 0
                Это называется «угадайте страну по комментариям» :)
                • +1
                  Я из Латвии. Очень приятно.

                  P.S. А вот родина у нас, возможно, одна.
  • 0
    Судя по видео, автомобиль смотрит вперед примерно на человеческую безопасную дистанцию для данной скорости. Понятно что для реакции автомата этого более чем достаточно для движения в потоке. Но этого недостаточно для обгона с выездом на встречку. Так что ждемс…
    • 0
      В идеале транспортные потоки должны быть такими, чтобы обгона с выездом на встречную — не было. Так что это, на мой взгляд, далеко не основная цель разработчиков (если вообще такая есть).
      Главная цель — обеспечить 100% безопасность передвижения со стороны автомобиля.
      • 0
        Пример спланированных траспортных потоков — маршрутный траспорт. Почему бы уже не начать тестировать систему на маршрутном транспорте? На текущем уровне развития они уже могут легко ставить такую систему на трамваи. Почему они этого не делают?
        • 0
          В Москве вроде как уже тестируют автоматический трамвай: 1 канал.
          Сам я, правда, его ни разу не встречал на улицах города.
    • –2
      Есть ещё много ситуаций, которые нельзя обработать автоматически.

      Старый пример относительно гугломашинки:
      Выбежит на дорогу ребёнок в жёлтой куртке — делай что хочешь, хоть в кювет, хоть соседнюю машину оботри, но объедь.
      Выбежит собака — что ж, полный кузовной ремонт дороже замены бампера.

      Но даже эта дилемма не означает, что развивать технологии не нужно.
      • +3
        Я вас наверное разочарую, но гугломобили не ездят со скоростями при которых нужно обтирать соседнюю машину либо сбивать собаку.
        В отличии от человека он «смотрит» не только вперёд но и по сторонам.
        Если много близстоящих препятствий он банально сбрасывает скорость до минимально допустимой.
        И если выбежет внезапно из-за машины пешеход/ребёнок/собака он так же банально остановится, дождется когда препятствие исчезнет и поедет дальше по своим незатейливым делам.
        Он не топит, не пьет за рулем, между скоростью и оптимальным маршрутом робот в отличии от человека полагающегося исключительно на скорость, выберет единственно верный кратчайший путь, и возможно приедет быстрее лихача.
        Реальные проблемы с которыми могут эти машинки столкнуться это люди. В целом технология отличная и при переходе большинства на нее, будет спасено огромное количество жизней.
        • 0
          Ну конечно блин. У меня есть навигатор ТОМТОМ из серии ГоуЛайв с сим картой с онлайн режимом с информацией о пробках, с последними картами — то есть как бы вроде бы все как надо. Нахожусь я в европе. Ни разу, повторюсь, НИ РАЗУ навигатор не провел меня так, чтобы я приехал быстрее или удобнее.
          Всегда абсолютно он ведет меня к цели через нечто, что либо не является дорогой, либо через дворы с нерегулируемыми равнозначными перекрестками, либо еще через какую либо ересь. Это просто невыносимо, как он еще цел — я не знаю, выкинуть эту бесполезную железяку хотелось не раз и не два. Особенно в Барселоне с ее многоуровнемыми невозможными развязками.
          То есть вот я и думаю, что роботы они такие же тупари на дорогах.
          • 0
            Насчет ТомТом я такого же мнения, маршруты которые он строит — очень неоднозначные. У себя в Москве пользуюсь Navitel, а на простых маршрутах — Яндекс.Навигатор.
      • 0
        Извините, но я вам поставил минус за «Выбежит собака — что ж, полный кузовной ремонт дороже замены бампера.»
        Ни одна железка не стоит жизни невинной собаки (если она не напала на вас).
    • 0
      А безопасная дистанция для человека и робота не сильно отличается — в формуле динамического габарита даже если время реакции будет равно нулю (мгновенно), то всё равно будет дистанция в десятки и сотни метров на высоких скоростях. Законы физики-с.
  • 0
    Можно троллить гугломобили, вешая фальшивые светофоры
    • 0
      Людей можно троллить точно так же :)

      Раньше водителям немало крови портили вывески магазинов Дикси — издалека вывеска выглядит точно как кирпич (красный круг, белый блок в центре). Сейчас дикси вывески поменяли.
  • +4
    Я всегда думал, что гугломобиль видит примерно так.
    image
  • +3
    А если два гугломобиля встретятся на узкой дороге, как они будут разъезжаться?
    • +6
      Методом бросания костей определят кто будет уступать дорогу, очевидно же…
      • +4
        То есть, умельцы выпустят хакнутую прошивку, с которой тебя всегда будут пропускать вперёд ))
        • 0
          А кто будет так делать, тот получит по наглой рыжей морде тому сломают кости! )))
    • +4
      Если повзёт, то CSMA/CA, если нет, то CSMA/CD
      • 0
        Боюсь, CD грозит заменой бамперов… ;)
  • 0
    Рано нам еще о робомобилях думать… Путь доведут до ума гордость отечественного автопрома, ну и дороги подлатают.

    • +2
      Упаси БГ Лада-Робот.
  • +22
    У меня стойкое дежа вю или про это уже стопицот раз писали, в частности на Хабре?
    • +6
      У меня тоже такое впечатление. Причем слово в слово видел эту статью не больше года назад.
  • 0
    В каждом автомобиле лидар. Пока их мало, они не мешают друг другу.
    Но если все авто станут автономными, придётся менять систему зрения на пассивную?
    Или будет разделение ролей — один подсвечивает, остальные смотрят, потом меняются.
    Или все авто будут шарить «локальную карту», каждый будет вносить уточнения в общую картину.
    • +1
      Вероятное положение принятого сигнала с лидара можно очень точно предсказывать, так что фильтр калмана отсечёт большинство ложных сигналов. Если не поможет, можно модулировать свой сигнал псевдослучайной последовательностью, что позволит различать свои и чужие лучики. Это избавит от коллизий уже практически 100% надёжно, но порядочно усложнит устройство приёмника. Засветка приёмника возможна только при прямом попадании луча одного лидара в приёмник другого. Но это не сильно помешает ориентированию, просто на крышах соседних машинок будут большие дыры.
      • 0
        Дыры в компьютерной модели, или физические? :)
    • 0
      Мобильные телефоны же справляют с десятками и сотнями сигналов в одной точке, а тут оптический диапазон — ещё больше вариантов модуляции.
  • +3
    Интересно, как он проезжает нерегулируемые перекрестки в центре города где пешеходы идут почти непрерывно и чтобы проехать надо просто ехать ооочень медленно, но ехать — причем уступая пешодам, но не всем — иначе просто не проедешь или будешь стоять 10-15 минут, пока не будет просвета для проезда.
    • +1
      стоять 10-15 минут

      это
  • +4
    Это самая крутая и нужная штука за всё начало XXI века. Пусть мы в космос не полетели, на флайерах не летаем, то хотя бы самодвижущиеся повозки будут теперь полностью автономными.
    Слава роботам!
  • 0
    Два дня назад в Маунтин-Вью Владимир Долгов показал нам эти видео в рамках проекта «Google self-driving car». Cool…
    • 0
      Потом еще показал одну из таких машин — классные кстати.
  • 0
    Как роботы-автомобили Google «смотрят» на мир
  • +7
    Ещё со времен первого Терминатора и, кажется, Короткого замыкания, не понимал, зачем автономным роботам визуализация данных с сенсоров, да ещё с «дополненной реальностью» в виде GUI, включая чуть ли не диалоговые окна с yes/no.
    • 0
      Наверняка обработка данных у них идет в чистом виде. Отрисовали и покрасили они их уже для видео.
    • +4
      Для отладки? В случае с автомобилем особенно желательно делать это не постмортем.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Вообще интересно, почему был разрешен поворот налево и одновременно разрешено было движение пешеходов.
      Но в реалии видеоролика гугломобиль поступил верно — если бы он дальше стоял и ждал прохода пешеходов, то ему сначала мешали бы эти пешеходы, потом встречный поток, потом опять пешеходы, потом еще что-нибудь и т.д. По российским правилам положено ехать так (в США может быть по другому, но думаю что также).
      • 0
        Вы в Питере не бывали? Там все перекрестки так сделаны (ну может почти все), месяц ходил по улицам, шарахался от нагло поворачивающих на пешеходов авто.
  • 0
    Я бы согласился ехать со скоростью 5-10 км/ч, если учесть, что всю заботу о вождении на себя возьмёт компьютер.
    Со временем алгоритмы будут оптимизироваться и скорость будет расти.
    • –1
      То есть, каждый день добираться на работу и обратно не 1 час, а 4 часа?
      А спать когда?
      • +1
        Спать как раз в машине, по дороге на работу :)
        • 0
          Тогда зачем уезжать домой вообще? :)
      • +1
        В Ростове-на-Дону, максимальное расстояние от спального района до промышленного центра 10-13 км. Т. е. час то на то и выходит в среднем.
    • 0
      Может тогда уж лучше автоматический трамвай/автобус со скоростью 100км/ч и нормальными сидячими местами для всех :)
  • 0
    По моему опыту, часто бывает что водители жестами или иногда криками разруливают в некоторых ситуациях. Интересно как же гугломобиль поведеть в таких ситуациях.
    • 0
      Особенно в ситуации, когда нерегулируемый перекресток и стоят 4 автомобиля со всех сторон :)
  • 0
    На первом видео человечки «розовые» и «голубые» — машинка пол человека различает? :)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.