Пользователь
0,0
рейтинг
22 июля 2013 в 14:07

Дизайн → Компьютерные интерфейсы в кино

Много интересного и полезного может перенять дизайнер интерфейсов из sci-fi фильмов. В разные годы компьютерные системы в фильмах отражали представления и стереотипы о дизайне будущего, зачастую опережая появление прототипов схожих устройств.

История


Фильмы 30-и-более летней давности трудно сегодня воспринимать всерьез, т.к. большинство систем будущего выглядело в лучшем случае так («Чужой», 1979):



Можно понять, как представляли себе компьютеры будущего 40 лет назад: много лампочек, кнопочек и ни намека на тач-управление. Еще несколько кадров из того же фильма:





Еще один фильм 1979 года — "Star Trek: The Motion Picture" (первый полнометражный) отражает такие же представления:



"Доктор Кто", 1984:



Примерно то же было в фильме Стенли Кубрика "Космическая Одиссея 2001" 1968 года, кнопочки-лампочки:



Справедливости ради, отмечу, что в этом фильме впервые появилось нечто похожее на планшет, о чем был пост на Хабре:



Компьютерная индустрия быстро росла, и в скором времени в кино появились интерфейсы, на которые можно смотреть без слез и сегодня. Например тач-интерфейс в фильме "Star Trek: The Next Generation", 1987 года:



Следующий этап интерфейсов в кино наступил с появлением фильма "Особое мнение" с Томом Крузом в 2002 году. Главный герой с помощью специальных перчаток легко управлялся с 3D-интерфейсом:



Игровой контроллер Kinect для Xbox 360 был впервые представлен в 2009 году.

В современных фильмах мы видим большое количество вариаций на тему интерфейсов будущего, но большинство сводится к большим 3D- или тач-устройствам, эффектным сине-зеленым схемам и текстам на черном фоне и характерному клику («чик-чик» или «пиу»). Примеры из фильма "Прометей" 2012 года:







Конечно, любой человек, не слишком далекий от дизайна, заметит, что даже в самых высокобюджетных блокбастерах создатели уделяют слишком мало внимания разработке интерфейсов и особенно правдоподобности данных на экранах компьютеров и других устройств. Но нельзя не отметить, что как и в любых художественных произведениях в жанре фантастики (в частности книгах), в кинофильмах авторы нередко опережают прогресс, предсказывая появление новых технологий.

Полезное


  • Kit FUI — коллекция интерфейсов не только из кино, но и других «Fake User Interfaces» из телесериалов, рекламы, короткометражек и т.д.
  • Sci-Fi Interfaces — блог об интерфейсах в научно-популярных фильмах
  • Accessmaincomputerfile.net — коллекция скриншотов с интерфейсами из фильмов
  • Интервью с дизайнером Shaun Yue, работавшем над над фильмами «Skyfall», «Prometheus», «The Dark Knight» и другими.
@grokru
карма
407,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Дизайн

Комментарии (78)

  • +16
    Почему вот на этом кадре habrastorage.org/storage2/a6a/841/ba1/a6a841ba117e0779cd6e7d1477a230c9.png пририсован интерфейс какого то старкрафта (или чего то близзардоподобного)?
    • +6
      Видимо автор не играл в Старкрафт, да и Прометей смотрел не особо внимательно. А картинку взял из гугла по запросу «прометей интерфейсы» или что то типо того.
  • +4
    Я просто оставлю это здесь twitter.com/tproger/status/358490221224013824
    • +6
      Еще такое было, но это тема про взломы.
      habrastorage.org/storage2/a02/19d/d16/a0219dd16924ee5b64047d286b927bc8.jpg
      • +2
        Сериал «Революция», исходный код программы управления секретным бункером:



        На самом деле — кусок либы OpenBR

        Скрытый текст
        Neighborhood getNeighborhood(const QStringList &simmats)
        {
            Neighborhood neighborhood;
        
            float globalMax = -std::numeric_limits<float>::max();
            float globalMin = std::numeric_limits<float>::max();
            int numGalleries = (int)sqrt((float)simmats.size());
            if (numGalleries*numGalleries != simmats.size())
                qFatal("cluser.cpp readGalleries incorrect number of similarity matrices.");
        
            // Process each simmat
            for (int i=0; i<numGalleries; i++) {
                QVector<Neighbors> allNeighbors;
        
                int currentRows = -1;
                int columnOffset = 0;
                for (int j=0; j<numGalleries; j++) {
                    cv::Mat m = BEE::readSimmat(simmats[i*numGalleries+j]);
                    if (j==0) {
                        currentRows = m.rows;
                        allNeighbors.resize(currentRows);
                    }
                    if (currentRows != m.rows) qFatal("cluster.cpp::getNeighborhood row count mismatch.");
        
                    // Get data row by row
                    for (int k=0; k<m.rows; k++) {
                        Neighbors &neighbors = allNeighbors[k];
                        neighbors.reserve(neighbors.size() + m.cols);
                        for (int l=0; l<m.cols; l++) {
                            float val = m.at<float>(k,l);
                            if ((i==j) && (k==l)) continue; // Skips self-similarity scores
        
                            if ((val != -std::numeric_limits<float>::infinity()) &&
                                (val != std::numeric_limits<float>::infinity())) {
                                globalMax = std::max(globalMax, val);
                                globalMin = std::min(globalMin, val);
                            }
                            neighbors.append(Neighbor(l+columnOffset, val));
                        }
                    }
        
                    columnOffset += m.cols;
                }
        
                // Keep the top matches
                for (int j=0; j<allNeighbors.size(); j++) {
                    Neighbors &val = allNeighbors[j];
                    const int cutoff = 20; // Somewhat arbitrary number of neighbors to keep
                    int keep = std::min(cutoff, val.size());
                    std::partial_sort(val.begin(), val.begin()+keep, val.end(), compareNeighbors);
                    neighborhood.append((Neighbors)val.mid(0, keep));
                }
            }
        
            // Normalize scores
            for (int i=0; i<neighborhood.size(); i++) {
                Neighbors &neighbors = neighborhood[i];
                for (int j=0; j<neighbors.size(); j++) {
                    Neighbor &neighbor = neighbors[j];
                    if (neighbor.second == -std::numeric_limits<float>::infinity())
                        neighbor.second = 0;
                    else if (neighbor.second == std::numeric_limits<float>::infinity())
                        neighbor.second = 1;
                    else
                        neighbor.second = (neighbor.second - globalMin) / (globalMax - globalMin);
                }
            }
        
            return neighborhood;
        }
        
        

        • +1
          Биометрия для бункеров норма :)
          • 0
            Не спорю. И интерфейс вполне ничего. Жаль только, что подсветки нету.
    • +4
      Это криптостойкая система военного образца
  • 0
    В новых фильмах совсем все футуристично. Думаю эти интерфейсы можно классифицировать. Например: Осязаемые голографические, сенсорные и т.д. Хотя если сравнивать бортовые приборы кораблей/самолетов с подобными в фильмах можно заметить некоторые схожести, чаще всего в системах наигации.
    • +1
      Не во всех. В «Аватаре», как ни странно, есть один момент, где оператор комбайна смотрит через монитор, как главный герой изо всех сил бьёт камеру. Так вот, в этот момент на экране оператора высвечивались три кнопки: «Play», «Вперед» и «Назад» в яблочном стиле. А действие фильма разворачивалось в 2154 году.
  • +20
    «Следующий этап интерфейсов в кино наступил с появлением фильма „Особое мнение“ с Томом Крузом в 2002 году. Главный герой с помощью специальных перчаток легко управлялся с 3D-интерфейсом:»
    Дык, подобное было куда раньше, еще в Джонни Мнемонике в 95 году.
  • +3
    Насчет «Особое мнение», не слишком ли интерфейс перегружен жестами — махать руками в течении целого дня будет как-то затруднительно, тем более в таких масштабах и это после перехода с тач-устройств? Я понимаю — визуальная составляющая, управление мыслями очень трудно визуализировать, в кино делаются интерфейсы не с практичной точки зрения, а с визуальной, чтобы смотрелось ярко и эффектно!
    • +1
      Махать руками в течении дня наверняка утомительно. Но есть варианты и похуже — в свежем фильме «Тихоокенский рубеж» управление боевыми роботами осуществляется 2 операторами изнутри робота. С них снимают движения рук, ног, удары и т.д. Вот уж где употеешь %)
      • +1
        1989 год, кино «роботы джокс» (по крайней мере, это название было в переводе, который я смотрел в кино будучи совсем маленьким.
        Операторы сидят двигаются в роботах, обвешанные проводами :)
        • +2
          Robot Jox.
          У нас в кинотеатре он шёл под названием «Роботы-бойцы». Я его тогда раз 5 пересмотрел :)
        • +1
          Типичный, кстати, пример переводов той эры, когда многие выражения и сокращения в американском варианте английского, были игнорированы или исковерканы переводчиками.

          В оригинале «Robot Jox», сленговое сокращение от «Robot Jocks», т.е. «Robot Jockeys» — жокеи / наездники роботов.

          Не сами роботы борются друг с другом — у них нет искуственного интеллекта, а их «жокеи». Точнее, это даже не роботы, а силовые костюмы.
  • +18
    Большая картинка про Star Trek


    9gag.com/gag/aD0321B
    • +4
      Кстати вот не понятно, что на картинке 1973. Там какая то ошибка. Если имелся в виду мобильный телефон и Мартин Купер, то почему там не его фото и телефон. Если именно похожий телефон — то год неправильный.
    • +5
      Чего? Телефон-жаба в 1973 году, да еще с камерой???
      • –1
        Кхм, телефон раскладушка 1973 года (да понятно что не было, это иллюстрация) много кого будоражит, а планшет от эппл вас не смутил?
        • 0
          Так с планшетом дата правильная.
          • 0
            Т.е. до 2010 планшетов не было?
            • +1
              Т.е. айПад появлся в 2010 году. А «телефон-жаба» явно не в 1973. Вот что смутило.
              Имеется ввиду максимально близкая к фантазиям реализация, если уж придерживаться такой модели.
              • +1
                Читайте эту картинку не буквально, а в том плане что в стартреке некое средство связи в руке, а в 73 оно (не раскладушка, а именно мобильное средство связи) появилось в жизни. Т.е. картинки просто иллюстритуют событие на основе наиболее понятных и частых образов, вместо iPad там вполне бы мог быть Newton, но его мало кто воспримит сейчас, а iPad — всем ясно что планшетник.
                Ну да бог с ним, а то уже пошли минусовать из-за одной картинки — не к добру это.
                • 0
                  Идея понятна, только реализация все же не очень последовательна и цифра 1973 выбивается из ряда. Если речь именно о сходстве форм-факторов и габаритов, то лучше просто заменить 1973 на 2003 или другой год из нулевых, когда такие жабы были популярны. Тем более что это сочетается с остальными показанными разработками 21 века.
  • +4
    А вот небольшой видеоролик про интерфейсы из «Обливиона». Просто очень круто.
  • +3
    Незаслуженно забыли интерфейсы в фильме «Аватар».
  • +3
    Дабы не кидать по одному — вот целый блог посвященный таким интерфейсам
  • +1
    Из последних фильмов запомнился не столько интерфейс, сколько техническая его реализация из фильма «Тихоокеанский рубеж». Где интерфейс представлялся сенсорно-голографической поверхность, но для получения цветного изображения использовалось три голограммы из трех цветов, располагающиеся одна под другой на расстоянии.
  • +1
    Также рекомендую для просмотра инфографику «50 Years of visionary Sci Fi Computer Interface Design» (произведённую Glow New Media).
  • +1
    еще забыли «Final Fantasy: Spirits Within» 2001 года выпуска с их интерфейсами-голограммами с обратной тактильной связью. Их бы я поставил до «Особого Мнения», да и «Особое мнение» не стал бы называть следующим этапом, как ранее пометили, из-за «Джонни Мнемоника»
  • +1
    А как же интерфейсы Тони Старка из железного человека?

    пс. Может кто знаком с комиксами, как там они (интерфейсы) представлены?
  • +7
    много лампочек, кнопочек и ни намека на тач-управление.

    Как и 40 лет спустя www.gillesvidal.com/blogpano/cockpit1.htm
    • +10
      И это правильно, потому как нащупать кнопку или дернуть ручку можно при тряске, в темноте, и будучи ослепленным горячим паром, или что там обычно в космических кораблях свистит и вырывается из труб.
    • 0
      Полностью согласен! Самолеты и прочие летающие объекты еще долго будут с множеством кнопочек лампочек и т.п. А если что и появится современное то это скорее будет футуристичный концепт, либо не большая серия.
    • 0
      А где штурвал, собственно, который в фильмах при посадке все главные герои усиленно тянут на себя?
      Или сейчас самолеты управляют тем джойстиком слева и справа?
      • +1
        Все эйрбасы с джойстиками. А штурвалы тянут на себя в американских фильмах с боингами.
    • 0
      Видно хабраэффекта владельцы сайта не ожидали :)
  • 0
    Чего то ты совсем забыл про кинофантастику СССР. Например первый плоский монитор появился еще в Планете бурь в 1961 году. (художник Павел Клушанцев — statehistory.ru/1515/Pavel-Klushantsev---chelovek--kotorogo-schital-svoim-uchitelem-Dzhordzh-Lukas--master-kombinirovannykh-syemok-i-rezhissyer-sovetskogo-kosmicheskogo-kino/
  • +9
    Перескочили не хило так в 2002 год. А как же «Газонокосильщик»?
  • +14
    Следующий этап интерфейсов в кино наступил с появлением фильма «Особое мнение» с Томом Крузом в 2002 году. Главный герой с помощью специальных перчаток легко управлялся с 3D-интерфейсом:

    Это было еще раньше. Например в Джонни Мнемоник, 1995.

    Кстати, привет, Google Glass :)
    • +4
      Google Glass появились раньше, а именно в 1989г.
      image
      • +2
        Юный техник 12 1989

        image
      • 0
        Вообще-то, в 2015.
        • 0
          Очевидно, по отношению к нашей реальности — в альтернативном 2015, и скорее всего с тем отличием, что в этой их ветви континуума Док посадил БГ на паровоз времени и увез куда-то очень далеко от ПК и интернета еще до того, как тот выпустил первый Windows:)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Согласен. При управлении звездолетом, когда глаза заняты отслеживанием ситуации вполне неплохо иметь под пальцами ощущаемую клавиатуру.
    • 0
      Я тоже не хочу. Проводные технологии — старье, даешь беспроводные:)
  • +2
    Забавно, что интерфейс, с которым работает Warf в Star Trek 1987го года довольно сильно напоминает реально существовавшие именно в то время «цифровые» приборные панели автомобилей.
    Например, вот тут можно посмотреть на digital dash автомобиля Pontiac Firebird Trans Am. В те годы это был довольно популярный среди автопроизводителей способ подчеркнуть футуристичность автомобиля.
    • 0
      LCARS. Из Star Trek времен TNG, где как раз большинство интерфейсов единообразно оформлено этими сенсорными кнопками, выросло нечто вроде Gnome HIG. Для фанатов есть всякие transformation pack'и для телефонов, планшетов и прочих устройств.
      В «Вояджере», кстати, есть эпизод где один из персонажей устав от всех этих современных тач-панелей при первой возможности — строительстве шаттла — оформляет его UI олдфажными ручками и переключателями в духе TOS =)
  • +1
    В фильмах/книгах и нет цели показать правдоподобие. Средний человек просто не сможет взять и перескочить половину века и воспринять идеи о которых он даже не мыслил. Поэтому приходится ограничивать количество революционных отличий от сегодняшнего дня, чтобы не перегружать мозг.
    И это актуально не только в сторону будущего, но и в сторону прошлого. Все «понятия» адаптируются к понятиям современного человека.
    • –1
      Если насчет будущего смысл подобного искажения реальности еще можно понять, то за подобное отношение к истории отрывал бы головы.

      Пример: современная «адаптация» детской книжки Нестайко «Тореадори з Васюківки», где школота из села в 1963 году приезжает в Киев и пьет там кока-колу и слушает какую-то леди гагу. Повбывав бы.
  • +1
    image
    • +5
      Вполне обычный KDE
      • +2
        Плазма упала?))
        • +1
          Больше напоминает Konqueror 3.x, в котором плазмою и не пахло, с запечатленным не совсем смертельным BSOD Windows 3.x
          • 0
            Там написано не Windows, а ndowsWi
  • +9
    Я ожидал увидеть хотя бы 15-20 примеров, описание как они эволюционировали, какие-то курьёзы, а тут 6 примеров и конец статьи.
  • +1
    Экран из фильма Доктора Кто похож на скрин Элиты :)
    • 0
      Сама Элита похожа на «Одиссею 2001 года»
  • 0
    Немного напомнило наши задачи.
    Когда мы делаем игры (клиентские), то сталкиваемся с задачами по реализации элементов игрового интерфейса (через который персонаж взаимодействует с игровым миром). И тут мало показать красивые штуки и спецэффекты, надо ещё чтобы при этом чтобы они несли полезную информацию, учитывали психофизиологию (эффекты туннельного зрения, особенности переферийного зрения). И тут хватает проблем как сделать «красиво/удобно», но в реалиях фэнтези- или фантастического сюжета.
  • +3
    А вот интересный список на офсайте nmap, там собирают появления этой утилиты в фильмах. Потому что консоль как интерфейс будет всегда :)
    upd, ссылка не вставилась: nmap.org/movies/
  • +1
    Mark Coleran нарисовал приличное количество интерфейсов для голливудских фильмов
    coleran.com/gallery-category/film/
  • +2
    Фильм «WarGames», 1983 год. Главный герой через сеть общается с военным компьютером WOPR и сам того не подозревая, чуть не начинает ядерную войну. Очень здорово показано общение с компьютером через консоль. [О фильме в wiki]


    Скрытый текст




  • +1
    В фильме «Cube Zero» засветился интересный интерфейс, чем-то похожий на тачскрин, но со специальными перчатками, похоже, подключенными напрямую к нервной системе. Понимаю, описание сумбурное, но это надо видеть. Впрочем, как и весь фильм толком не объяснить, его надо смотреть.
  • 0
    Интерфейс в «Хакерах».
    image
    • 0
      Кстати говоря о «Хакерах».
      Там же товарищ системный администратор (имени не помню) и безопасник Plague сидят за огромной тач-панелью. GUI, посредством которого они перемещаются по системе тоже забавен. Объёмные фигуры в форме параллелепипедов. Тоже достаточно своеобразные интерфейсы.

      Единственное не понял, зачем Plague одевает каждый раз гарнитуру. Геймерская привычка что ли? :)
  • –1
    Самое правдоподобное что я видел это взлом базы данных в картине «Девушка с татуировкой дракона».
    Очень похоже на реальный взлом.
    alizar писал об этом
  • +1
    А как же альтернативные теплые ламповые интерфейсы и железо из «Авалона»? :)

    Картинки





  • +2
    Туманность Андромеды, 1967

    image

    Источник изображения: Советская кинофантастика
  • +3
    А мне вспоминается незабвенный клип Almost Unreal от Roxette: www.youtube.com/watch?v=El7GVPUl-r0 — там как-то там плавненько все сделано было, что, в общем, похвально.

    P.S. Терминатора вообще забыли. С его-то выбором ответа человеку за дверью из списка! )))
  • +2
    Не тачем единым сыт человек.

    Интерфейсы управления кораблями, корабельными орудиями — должен быть тактильным.
    Мониторы могут быть голографическими, всякие информационные задачи могут быть по касанию воздуха или поверхности монитора.
    Но самое главное всё равно делается материальным.
    Посмотрите современные элементы управления самолётами, кораблями.

    Поэтому зря придираетесь к аналоговым кнопкам из фильма «Чужие».
    В качестве эксперимента попробуйте слепой метод печати на клавиатуре iPad'a.
  • +2
    Как-то совсем забыли про интерфейс Матрицы)

    В принципе, суть любого UI в том, чтобы за минимальным количеством элементов скрыть максимум информации, представить данные в удобном виде с максимально возможной плотностью. В Матрице мы видим апогей данной тенденции:
    image
    Глядя на это облако иероглифов оператор видел здания, людей, летящего Нео и наверняка много чего еще интересного)
  • +1
    Я в своё время не увидел там больше, чем кучу иероглифов, хираганы и катаканы + латиницы. (Да и сейчас не вижу). Было странно видеть достаточно качественный фильм с не проработанной, такой часто встречающейся мелочью. Особенно после собственных алфавитов всяких TES III.
    • +1
      А это и не алфавит — это коды каких-то событий в матрице, представленные значками алфавитов.
  • +1
    В сериале Strike Back есть чемоданчик, перехватывающий переговоры чиновников. Все перехваченные видео и аудио сигналы передаются на Java Script с использованием jQuery.

    Картинка

    Собственно код тупо скопипастили из файла /wp-admin/js/post.dev.js стандартной поставки Wordpress.
  • 0
    >>Примерно то же было в фильме Стенли Кубрика «Космическая Одиссея 2001» 1968 года, кнопочки-лампочки

    У него и тач есть и айпады
  • 0
    Это не из кино, но мне очень нравится концепт рабочей среды 10/gui. 10gui.com/video/

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.