Pull to refresh
VK
Building the Internet

Юзабилити-лаборатория: опыты на людях и для людей

Reading time4 min
Views22K


Что это? Указатель лазерного прицела? Программа, погружающая пользователя в гипноз? Ответ под катом…
Пятый этаж, небольшой кабинет. Перед монитором сидит молодая девушка, облепленная датчиками. Все ее действия фиксирует камера, а в соседней комнате за происходящим следят несколько наблюдателей. Она напряжена. Впрочем, похоже, ее не смущает пристальное внимание. Дело в другом: на мониторе разворачиваются боевые действия, в которых она — один из главных участников. Обстановка накаляется…


Сегодня для тестирования реакций и эмоций человека используются различные методы, благодаря которым можно не только зарегистрировать сам факт наличии эмоционального возбуждения у испытуемого, но и определить его интенсивность, а также принадлежность к той или иной эмоции или переживанию.

Всем известны такие традиционные методы, применяемые в детекторах лжи (полиграфах), как регистрация частоты пульса, изменения влажности кожи, частоты дыхания, изменения давления на сиденье. Однако эти инструменты не позволяют достаточно точно определить, КАКИЕ эмоции испытывает человек.

Они лишь помогают зафиксировать сам факт. И применяются уже новые технологии, относящиеся к технологиям нейромаркетинга, позволяющие, без хирургического вмешательства (испытуемые вздохнули с облегчением), сканировать электромагнитные поля в различных областях мозга.

Для этого применяются внешние устройства с датчиками, которые располагаются на голове и других частях тела, регистрирующие слабые электромагнитные сигналы, возникающие при испытании им различных эмоций. В ход идут и датчики дыхания, а так же датчики, фиксирующие направление взгляда (ведь нужно точно знать, куда смотрел человек, и какая реакция за этим последовала).

Специальные алгоритмы расшифровывают полученные данные и представляют наблюдателю информацию о том, какие же эмоции на самом деле испытывает человек в том или ином случае.

Вы можете спросить, к чему такие сложности, ведь человек сможет и словами сказать, что ему нравится, а что нет? Частично это так, однако, когда речь идёт о миллисекундах и непроизвольных реакциях (тем более в таких динамичных виртуальных средах как игры), то важно зафиксировать каждый момент, каждую эмоцию, которые сопровождают игровой процесс.

Не многие знают о том, что в Mail.Ru Group существует юзабилити-лаборатория, где проекты проходят тесты на удобство, понятность и интуитивность. На очередное тестирование мы заглянули в лабораторию с фотоаппаратом.
Далее — небольшой репортаж о том, как проводилось юзабилити-тестирование шутера Warface (фото аппаратуры прилагается).



Для тестирования в лабораторию приглашают добровольцев с различным игровым опытом: среди испытуемых и казуальные, и хардкорные геймеры. Каждому из них предстоит сыграть в Warface под наблюдением. Отслеживаться будет всё, от действий в игре и комментариев до направления взгляда и физиологических показателей. Основная цель исследования — понаблюдать за тем, как человек ведет себя, начиная знакомство с игрой, выявить сложные для опытных и неопытных игроков моменты и удачные решения.

Мы пришли к началу. Первым на Таню надевают датчик дыхания, опоясывающий грудную клетку. Датчик должен быть закреплен достаточно туго, чтобы фиксировать реакцию, но не вызывать дискомфорта.



Затем вскрывается пакет с датчиками, которые будут отслеживать сердцебиение и кожно-гальваническую реакцию — изменение сопротивления кожи. Сопротивление изменяется в зависимости от того, насколько активно потеет испытуемый, а это, в свою очередь, отражает эмоциональные реакции.



Пакет, между прочим, пришел в лабораторию прямо из Калифорнии. Мысль о калифорнийских пляжах вызывает у нас легкий приступ зависти и кожно-гальваническую реакцию. Справившись с ним, мы продолжаем наблюдать за процессом.
Датчики крепятся на указательный и безымянный пальцы левой руки…



На лоб…



За уши…



…на запястья…



…и подключаются к аппарату.



Такие аппараты для электрофизиологических исследований используются в медицине, а еще их можно применять как детектор лжи. Правда, сегодня эта возможность нам не понадобится.
Всё! Татьяна готова к тесту.

Далее по плану — калибровка встроенного в монитор датчика eye tracker.





На мониторе появляется красная точка на белом фоне; Тане нужно наблюдать за ее перемещениями по монитору. После калибровки оборудование сможет точно отследить направление взгляда.



За калибровкой следует раунд контрольных вопросов, проверяющих реакции на нормальные раздражители в спокойных условиях. Это последний этап подготовки; теперь можно приступать к самому тесту.

Чтобы не мешать Тане, мы перемещаемся в кабинет, где сидят наблюдатели. На фотографии можно заметить, что тонированного стекла между кабинетом и тестовой частью лаборатории нет — вместо этого в комнате, где проводится тест, установлена камера. Все происходящее транслируется в режиме реального времени. На мониторе наблюдателей — изображение с рабочего стола Татьяны. По экрану мечется точка, указывающая направление его взгляда. Самого респондента видно в окошке в углу экрана. Кроме того, мы слышим все, что он говорит.

В действии: на этом фото произошла небольшая рокировка — на снимке в углу экрана можно видеть уже не Таню, а Настю — нашу сотрудницу, тестирующую систему.





Добровольцы проделывают тот же путь, что и игроки вне лаборатории: заходят на сайт, регистрируются, скачивают дистрибутив, устанавливают, проходят обучение и идут в бой. Таким образом, вместе с игрой тестируют еще и ее сайт с форумом.

По итогам тестирований в лаборатории составляется отчет, где собраны наблюдения за поведением игроков, список проблем с которыми они сталкиваются, их замечания и впечатления.

В ходе теста Warface подтвердилось предположение, что большинство респондентов сразу скачивают игру, не изучая сайт. Правда, иногда к сайту возвращались на то время, пока игра устанавливается. Некоторые заходили на сайт после первого игросеанса. В основном игроков интересовали скриншоты и видеоролики.



Между прочим, выяснилось, что игрокам на сайте не хватает роликов с геймплеем. Игроки отмечали, что видеодневников разработчиков для знакомства с игрой недостаточно, и, кроме того, хочется себя чем-то занять, пока скачивается и ставится клиент. На заметку всем геймдевам: не забудьте выложить на сайт побольше медиаматериалов — роликов реального геймплея и скриншотов!

По результатам тестирования мы сделали вывод, что нужно и вот прошло полгода и мы наполнили сайт видеодневниками

P.S. В нашей лаборатории тестируются не только игры:



P.P.S. В юзабилити-лаборатории есть вакансия специалиста по UX-исследованиям
Tags:
Hubs:
+36
Comments27

Articles

Information

Website
vk.com
Registered
Founded
Employees
5,001–10,000 employees
Location
Россия
Representative
Миша Берггрен