Пользователь
0,0
рейтинг
27 июля 2013 в 01:29

Разное → Дуальная система образования в Германии — что это такое и с чем ее едят из песочницы

В своей статье хочу рассказать о все более становящейся популярной в Германии системе получения высшего образования – речь пойдет о так называемом дуальном обучении. На хабре я не нашла ни одного упоминания про это, а т.к. система очень интересная и практически незнакомая для жителей России и стран СНГ, я решила написать про нее подробно, т.к. в свете последних событий эмиграционные настроения становятся все более популярными возможно, кто-то заинтересуется и захочет попробовать. Я сама учусь по такой системе на специальности прикладная информатика, закончила на данный момент 4 семестра, так что все написанное будет из личного опыта.
image

Концепт


Итак, что же это – дуальное обучение? Это такой вид учебы, который подразумевает получение теоретических и практических знаний одновременно. Проще говоря, вы учитесь и работаете. И, естественно, вам за это платят деньги. Но обо всем по порядку. Видов дуальной учебы в Германии на самом деле очень много и про такое обучение часто говорят в контексте получения среднего профессионального образования (Ausbildung), нас это интересовать не будет, т.к. визу иностранцу под Ausbildung получить практически невозможно. Мы сконцентрируемся именно на получении высшего образования.
«Дуальность» обучения заключается в том, что вся учеба делится на практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в течение всего периода обучения. Теория – это классические занятия в университете, которые длятся в среднем 3 месяца и проводятся непосредственно в университете: лекции, семинары, проектные работы, экзамены в конце семестра. Все это нам знакомо. Самое интересное начинается на практическом триместре. Практику вы проходите на предприятии, с которым у вас заключен контракт на обучение. При этом вам дается хорошая возможность получить непосредственное представление о рабочих процессах на фирме, набраться реального опыта, всюду суя свой нос и поучаствовать во внутренних проектах. Цель – научить вас действительно что-то делать.
В идеальном мире на практике вы активно применяете полученные в университете теоретические знания, на самом деле выполнить это на 100% не всегда получается, однако теоретические знания, как известно, никогда не бывают лишними. Практика длится также в среднем 3 месяца, затем она сменяется теорией и так далее, по кругу. Как правило, особенно это распространено в крупных фирмах, во время практических семестров вы работаете не только в одном отделе, а проходите несколько, в зависимости от плана вашей учебы.
По окончании 3-годичного обучения у вас будет диплом бакалавра (B. Sc, B.A., B.Eng – в зависимости от специальности), с 210 ECTS кредитами а также определенный практический опыт в наличии, что существенно облегчит вам жизнь как новоиспеченному выпускнику: предприятию впоследствии не нужно будет тратить время на вашу «вработку». Кроме того, как правило, фирмы заинтересованы в перенятии вас на постоянную ставку сразу же после учебы – иначе зачем им нужно было бы тратить столько денег на ваше обучение?
Кстати, затрагивая финансовую сторону. Вся учеба, включая теоретическую часть, оплачивается предприятием, на котором вы работаете. Зарплата очень сильно зависит от фирмы-партнера, но, как правило, в области IT она очень достойная(естественно, по студенческим меркам) и растет вместе с годом обучения. За счет очень плотного графика обучения каникул у дуальных студентов как таковых нет, но зато есть оплачиваемый отпуск, который можно взять во время практической части. У меня он составляет 30 рабочих дней в году.

Учеба в дуальном университете


Дуальную учебу предлагают несколько университетов в Германии, здесь речь пойдет об одном из наиболее крупных и популярных дуальных университетов с несколькими филиалами на юге Германии — Duale Hochschule Baden-Württemberg (DHBW), а конкретнее о DHBW города Mannheim, в которой я, собственно, и учусь. Полный список специальностей с пометкой о том, где конкретно они преподаются можно посмотреть здесь

Моя специальность называется Angewandte Informatik (прикладная информатика) со специализацией International Business Competence. Вот так выглядит наш учебный план (ахтунг, немецкий!). За счет специализации многие лекции у нас преподаются на английском языке — его знание подразумевается изначально. Кроме того, не могу сказать, что какая-то область у нас преподается в большем/меньшем объеме, на мой взгляд, присутствует оптимальный баланс и теоретической, и практической, и технической информатики и прочих дисциплин.
В то время как моя специализация предполагает дальнейшее развитие в области консалтинга и работу в интернациональных проектах, на нашем факультете также есть направления в Mainframe Computing и Betriebliches Informationsmanagement (что-то вроде управления информационными процессами на предприятии). Кроме того, в DHBW Mannheim преподается Informationstechnik– информационная техника (более техническое направление, ближе к электротехнике) и Wirtschaftsinformatik — экономическая информатика, которая, несмотря на небольшой перевес в области IT, официально относится к факультету экономики.

Также, что вообще характерно для всего университета, помимо классических преподавателей лекции у нас читает большое количество работающих специалистов, т.е. те, у кого есть большой практический опыт, но нет постоянной ставки в университете. Этот момент должен быть оценен двояко, на мой взгляд, и может быть сравнен с лотереей – качество лекций и преподаваемого материала очень сильно зависит от личности человека, т.к. действительно умело передавать свои знания удается не всем. Однако в любом случае, это несомненный плюс, что люди делятся знаниями и опытом применения технологий, которые активно используются на практике, а не были описаны в учебниках несколько десятков лет назад.
Другой пункт, который характерен как минимум для нашей специальности – это присутствие в учебном плане очень большого количества групповых/проектных работ, которые должны развивать навыки работы в команде. Групповые проекты несомненно присутствуют и в классических университетах, но не в таком количестве. За прошедшие 4 семестра мы сделали больше 10 совместных проектов, при этом группы каждый раз формировались по-новому, в среднем от 2 до 6 человек в группе. Часть из проектов шла вместо обязательного экзамена в конце семестра, часть – просто как дополнение к экзамену.

Кстати по поводу экзаменов. Специфика учебы в DHBW, естественно, накладывает отпечаток на проведение экзаменов. За счет жесткого предопределенного учебного плана на экзамены выделяют одну-две недели в конце семестра. В течение этого времени может быть написано от 5 экзаменов и выше, причем некоторые из них – модульные, т.е. по сути вы пишете не один, а сразу два или три экзамена в один день друг за другом. Некоторые модули сдаются лишь в конце учебного года – в мае мы писали сдвоенный экзамен по прикладной математике и статистике, преподавать которую начали еще в сентябре прошлого года, т.е. в начале 3-го семестра. Нередки случаи, когда в конце нечетного семестра студенты пишут 3-4 экзамена, зато в конце четного вас поджидают все 10 и больше. Бесспорно, учеба очень напряженная и некоторые не выдерживают и либо уходят сами, либо же вылетают, не сдав экзамены. Любой экзамен можно пересдать один раз. Третий, последний, шанс дается всего лишь один раз в учебный год и только по одному предмету, в этом случае экзамен сдается устно. На данный момент нашем курсе осталось 36 человек из первоначальных 42. На курсе на год младше нас ситуация еще печальнее, к концу первого года там осталось чуть больше половины студентов. И это при том, что «случайных» студентов за счет жесткого отбора у нас практически не бывает. This is spartaaaaaaaa!!

Так, теперь к практике. Четкого и конкретного плана для проведения практического семестра университетом не предусмотрено, есть лишь общие требования, чтобы студентов не использовали для варки кофе или же копирования ненужных документов, а давали задания, соответствующие уровню подготовки. Вообще каждая компания решает индивидуально чем она будет занимать студента в зависимости от текущих проектов и интересов студента.
Я работаю на предприятии, фокус деятельности которого напрямую вообще не связан с IT, но где же в наше время без информационных технологий? Во время моих предыдущих практик я работала в отделе технической инфраструктуры – сервера, сети, телекоммуникации и т.д. За это время поняла, что это не совсем то, чем я хотела бы заниматься в последствии. В следующие практики буду менять отдел. Кстати, большущий плюс дуальной учебы заключается в том, что во время практического семестра можно примерить на себя будущую сферу деятельности и посмотреть «твое» это или нет и при необходимости скорректировать специализацию так как нравится. Для молодых зеленых студентов, слабо представляющих, что их потом ждет на работе, мне кажется, это очень актуально.
Кроме того, во время практик студенты пишут отчеты, которые они позже сдают в университете в рамках учебного плана. В общем и целом, как уже было описано выше, практика тесно интегрирована в университетскую программу.
Очень часто, при наличии зарубежных филиалов, компании предоставляют своим студентам возможность провести одну из практик за границей. В данный момент я прохожу практику в филиале нашей компании в США, дотягиваю свой английский до приличного уровня.
В целом впечатление от учебы положительное. Учиться нелегко, но при наличии достаточной мотивации и стараний вполне возможно получать хорошие оценки.

Поступление


Для тех, кто заинтересовался, привожу наиболее существенные условия для поступления:

1.Наличие права на получение высшего образования в Германии(Abitur)
Первым пунктом является наличие допуска к высшему образованию в немецких университетах. Из-за разницы количества лет в обучении в немецких и российских школах простое наличие аттестата зрелости вкупе со сданным ЕГЭ не приравнивает автоматически выпускников российских школ к немецким абитуриентам. Минимум, необходимый для признания вашего права учиться в ВУЗе в Германии, это два законченных курса университета. Уже полученное в России/СНГ высшее образование приравнивается, как минимум, к немецкому абитуру и дает право на изучение любой специальности с нуля.
Конечно, как и везде, здесь есть свои нюансы и исключения, После одного законченного курса университета, вы имеете право поступать в немецкий колледж предвузовской подготовки (Studienkolleg) и проучившись там год, получить допуск на определенные специальности – технические, экономические, языковые и т.д. Попасть в такой колледж, минуя курс российского университета, могут и выпускники школ, получившие золотую или серебряную медаль.
2. Контракт с фирмой-партнером DHBW
Контракт на обучение также является одним из определяющих факторов при поступлении в DHBW. При его наличии зачисление в университет является формальностью, при этом вся необходимая работа выполняется предприятием, заключившим с вами договор.
В общем, самый главный отбор будущих студентов проводится непосредственно предприятиями-партнерами. Их спектр очень разнится – начиная от никому не известных маленьких и средних фирм, известных только в определенных кругах, и заканчивая крупнейшими мировыми концернами, такими как IBM, HP, SAP, Daimler, Siemens и т.д. Куда вас возьмут и возьмут ли вообще, зависит целиком и полностью от вашего таланта и умения себя подать. Шансы попасть на крупные предприятия есть у каждого, «по блату» просто так никуда не возьмут.
3. Знание немецкого языка на уровне, позволяющем учиться в немецком университете (B2-C1)
Естественно, для учебы в Германии необходимо знать немецкий (кэп передает привет). Наиболее распространенными сертификатами, подтверждающими владение языком являются TestDaf и DSH. Для тех, кто не владеет немецким языком в достаточной мере, существует возможность учиться на так называемом интернациональном факультете. Вот здесь
и здесь есть несколько примеров специальностей. Возможно, в других отделениях DHBW список таких предложений шире. Обучение проводится полностью на английском языке, плюс в программу входит обязательное изучение немецкого. Предприятий, предлагающих такой интернациональный вариант учебы гораздо меньше, но они есть. И судя по тому что написано на их страницах там уже учатся ребята из России и стран СНГ.

Из личного опыта


Начинать обучение в российском вузе и бросать его через какое-то время мне очень не хотелось, поэтому я решила не терять время и подавать документы в вышеописанный колледж предвузовской подготовки сразу после школы, благо золотая медаль имелась в наличии. Поступила я в колледж города Гейдельберга, где, проучившись год, получила свой немецкий абитур. Изначально я планировала поступать в другие университеты, но, совершенно случайно узнав о возможности дуального обучения, решила таки попробовать свои шансы, заодно поднабраться полезного опыта, походив по собеседованиям.
Первый, и наверное, самый важный совет, которым хочется поделиться – это подавать документы заранее. Например, сейчас уже вовсю идет набор на начало обучения осенью 2014 года на средних и крупных фирмах, прием заявок от конкурсантов начинается в середине весны/начале лета за год до учебного старта и заканчивается самое позднее в конце осени. Чем раньше вы подадите заявку, тем лучше для вас.
Т.к. я узнала о дуальной учебе относительно поздно – в январе того года, в котором я хотела поступать, а ждать еще целый год у меня просто не было возможности, то выбор фирм, имеющих свободные места на этот год, у меня был очень сильно ограничен. Однако мой боевом настрой было просто так не сломить. На сайте университета я нашла список фирм, которые еще имели свободные места на этот год. Актуальность этого списка – вопрос отдельный, но нужно было с чего-то начинать. В некоторые интересующие меня фирмы я писала напрямую и спрашивала, остались ли у них еще свободные места. Такое происходит чаще всего в том случае, когда будущие студенты, уже подписавшие контракт, по каким-то причинам отказываются от договора и места снова освобождаются.
В общем и целом после подготовки документов я отправила около 15-20 заявок. Большинство фирм отреагировало очень быстро, последовали приглашения на очный тур/собеседование, на некоторые места пришел отказ, т.к. уже не было свободных мест, где-то просто не хотели приглашать меня.
Очный тур в зависимости от фирмы бывает очень разным. Где-то вас просто приглашают на личное интервью и задают вам каверзные вопросы, более крупные предприятия устраивают несколько отборочных туров, начиная с онлайн-теста, за которым следует Assessment Center (AC), на котором вы должны показать себя во всей красе, и заканчивается все (если дойдете) одним или несколькими личными интервью. Комплексность всего этого действия зависит от масштабов фирмы.
Мне было проще ездить на собеседования т.к. я уже находилась в Германии. При подаче документов из-за границы нужно либо позаботиться о получении шенгенской визы на время собеседований либо же договариваться о прохождении интервью по скайпу (не вариант в случае крупных концернов). Я побывала на нескольких интервью и AC, какие-то были успешные, какие-то я благополучно провалила, но опыт приобретенный от всего этого – бесценен.
Главное с чего нужно начать, на мой взгляд, это избавиться от пессимистических мыслей на тему «Я иностранец с корявым немецким, куда я суюсь, у меня изначально нет шансов» и т.п. Мой немецкий на момент хождения по собеседованиям, несмотря на давно сданный языковой экзамен, был далек от идеального, однако ни меня ни потенциальных работодателей это не смущало. В конце концов я даже оказалась в ситуации, когда я могла выбирать из фирм, с кем я хочу делать свою дуальную учебу.
В общем, подводя итоги: подавайте документы как можно заранее и в большое количество предприятий, где-то вам обязательно улыбнется удача .

В Заключение


Классические немецкие университеты достаточно часто подвергаются критике за сухую теорию и отсутствие передачи практических знаний. Однако во всем есть свои плюсы и минусы. Обычная учеба в немецком университете, на мой взгляд, менее стрессовая т.к. вы получаете вашего бакалавра за положенные три года, при этом у вас есть стабильные каникулы, в то время как дуальные студенты получают ту же самую теорию за 1,5 года в университете. За счет этого нагрузка во время учебы в разы больше по сравнению с обычной учебой.
В университете нередки случаи, особенно на первых семестрах, когда на лекции в огромном зале сидит несколько сотен студентов, преподаватель читает свой материал, практически не взаимодействуя с аудиторией, да и при таком количестве студентов это невозможно. Никто вас не знает в лицо. В дуальных университетах за счет того, что курсы формируются небольшие, максимум 30-35 человек, обстановка более «школьная» и приближена, скорее, к российским университетам, нередко преподаватели знают вас по имени. Они более активно общаются с курсом и у вас больше шансов задать вопрос, если вы что-то не поняли.
С другой стороны классические университеты предлагают больше свобод как в выборе учебного плана, так и в плане посещаемости. В свою очередь дуальная учеба стабильно оплачивается, по окончании обучения у вас практически лежит в кармане трудовой договор и имеются неплохие шансы продвижения по карьерой лестнице.

Дуальная учеба престижна и популярна в Германии, однако и конкурс на нее стабильно высокий. Однако лишь недавно (с 2010 года) иностранцы получили официально подтвержденное право учиться в этом университете, ранее требовалось получение согласия биржи труда и разрешения на трудовую деятельность. У меня были долгие и нудные разбирательства с ведомством по делам иностранцев по этому поводу, в конце концов моя настойчивость взяла верх.
Если вы планировали эмиграцию обучение в немецком университете, как вариант можно рассмотреть дуальную учебу, формально по статусу иностранные студенты «обычных» вузов ничем не отличаются от дуальных студентов-иностранцев, единственное, что за счет контракта с фирмой вам будет гораздо проще решать вопрос с подтверждением финансового обеспечения.

Буду рада, если моя информация будет вам полезна.
Юля @julia_hd
карма
17,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разное

Комментарии (21)

  • +6
    Не знаю, как «я-то в советские времена о-о-о-о», но в 2000-х годах подобная схема была задействована на факультете питерского политеха, где я учился. Я застал уже конвульсии, но идея была такая: был создан целый факультет, назывался «Институт Интеллектуальных Систем и Технологий» (привет, если кто оттуда!). Видимо, почти полностью был на балансе ХК «Ленинец» — близкий к авиационной оборонке холдинг. Курса с 3-4 начинались практические занятия — можно было выбрать близкое душе направление и влиться на несколько лет в какой-нибудь коллективчик. Толковых ребят, знаю, допускали до вполне реальных работ.
    Разве что денег в наше время уже не платили =), а в районе 2005 года факультет и вовсе закрыли, т.к. студенты конечно не шли по окончании универа работать в ХК Ленинец. Причины все вы знаете. =( Но, повторюсь, немецкая идея, imho, не такая уж и инновационная.
    • +3
      нет, она не инновационная, но она работает, успешно работает :)
  • +1
    Большое спасибо за статью.
    Позвольте расспросить – я имею диплом бакалавра по технической специальности – «автоматизация тех-процессов» одного из национальных технических вузов в Украине, очень расстроен качеством преподавания, рассматриваю Германию как один из вариантов для получения степени Магистра. Откуда начать черпать информацию о программах для иностранных студентов, как понимать разницу в ученых степенях разных стран? Котируется ли мой Бакалавр в Германии? Реально ли найти программу со стипендией? Чего ожидают от иностранных студентов?
    Заранее спасибо.
    • +2
      Для начала вам нужно проверить, «признается» ли ваш диплом в Германии — здесь он должен иметь статус "+". Продолжать учебу после бакалавра можно по той же специальности на мастере (так в Германии называется следующая ступень после бакалавра) либо же учиться «с нуля» по другой специальности.
      Учеба практически во всей Германии бесплатна, не считая пары сотен евро в семестр на орг. расходы и проездной, но основным препятствием для большинства иностранных студентов для получения визы и последующего ВНЖ становится необходимое подтверждения наличия 8000 евро в год на обучение. Как гарантия финансового обеспечения подходит и поручительство немецкого гражданина, это как вариант, если есть хорошие знакомые в Германии.
      Первую информацию может дать вот этот ресурс. Читать раздел FAQ и алгоритм поступления в немецкий вуз. Там я, кстати, тоже описывала свой процесс поступления. Также недавно услышала про этот сайт. Все там не читала, но на первый взгляд описано все достаточно неплохо.
      Стипендий предлагается очень много, в том числе и для иностранцев. Почитайте про DAAD. Стипендию получить тяжело, но возможно.
      Данные выше ссылки должны прояснить большинство вопросов. Если возникнут еще — обращайтесь!
      • 0
        Большое спасибо за развернутый ответ.
  • +1
    Вопрос такой, что бывает со студентами, у которых подписан контракт с какой-то фирмой, но они не сдали экзамены и вылетели досрочно? Обязаны ли они возвращать деньги потраченные на их обучение или какую-то часть? Что подразумевает типичный контракт вообще, я так понимаю вы обязаны отработать энное число лет на данной фирме после обучения.
    • 0
      Те, кто вылетает досрочно, не имеют больше права учить такую же специальность по всей Германии. Можно учить схожую. Например, если учили прикладную инфоматику, можно пойти на экономическую. Деньги в этом случае фирме не возвращаются, в стандартном договоре этого и так не стоит, а в приложениях к нему, которые индвидуально делаются фирмами, я нигде такого не встречала, хотя видела несколько, вообще такая практика не распространена.
      Вот так выглядит договор на факультете техники, вот так — на факультете экономики. Там все стандартно — указываются ваши данные, зарплата по годам обучения, отпуск, стандартные обязанности фирмы и студента.
      В индивидуальных дополнениях фирмы указывают дополнительные условия — например, что они вам перенимают стоимость проездного, орг. расходы и налоги на обучение (которых, кстати, и так уже нет в Baden-Württemberg). Также распространено указывать, что если студент в течение двух лет по окончании обучения уходит по собственному желанию, он должен возместить фирме затраченные на него налоги на обучение — раньше это было 500 евро в семестр, но сейчас, как я уже написала выше, их отменили. Зарплату, естественно, никто не возвращает. Вообще, это условие встречается далеко не во всех фирмах, но встречается. Если же фирма сама не может вам ничего предложить после учебы, то вы так и так свободны.
  • 0
    Спасибо за статью, интересно было прочитать.
    Такой вопрос: правильно ли я понимаю, что вы, закончив этот ВУЗ (дуальную систему), будете полноценным бакалавром, который может легко учиться дальше в классической магистратуре (или, как вы сказали, на мастере)?
    • 0
      Да правильно. В Германии под словом магистр понимается нечто другое, отсюда и путаница. Российский магистр равнозначен немецкому мастеру. Сроки обучения также разнятся. Бакалавр в Германии получают за 3 года, т.е. 6 семестров (не только у нас, но и во всех университетах и фахххохшуле), Мастер длится 4 семестра — 2 года, но многие в университетах растягивают учебу на несколько лет, т.к. конкретно нигде не говорится, что ты обязательно должен закончить учебу в эти сроки.
      Бакалавр, полученный в DHBW дает право на получение мастера в любом классическом университете или же фаххохшуле по этой же специальности, причем у вас даже может быть небольшое преимущество, т.к. дуальные студенты, за счет того, что учеба считается интенсивной, получают 210 ECTS пунктов, в то время как выпускники университетов — 180. Возможно, какие-то предметы зачтут, но этот вопрос решается индивидуально с интересующим ВУЗом. И дабы не быть голословной — я знаю лично людей, которые закончив DHBW, учатся сейчас на мастере в «классическом» университете.
      • 0
        Интересно, что у вас ECTS что-то значат. У нас кредиты (как я понимаю, это эквивалентные вещи) ставят для галочки.
        • 0
          В зависимости от этих кредитов рассчитывается количество часов на лекциях. И также они важны при поступлении на мастера, если специальность не абсолютно такая же, а смежная: очень часто ВУЗы требуют чтобы в программе бакалавра было как минимум определенное количество часов по определенным предметам — тогда специальность считается эквивалентной и можно подавать документы на поступление.
      • 0
        Извение но вы вводите в заблуждение. Учеба на бакалавра длиться не шесть семестров а от шести до семи, а на магистра от трех до хетырех. Также с введением новой системы (бакалавриат-магитратура) сроки появились, затенуть учебу можно но курс (модуль) надо сдать как максимум за 4 семестра (сроки для бакалавриата т.к. с магистратурой не знаком).
        Также учеба в институте (как вы выразились фаххохшуле) приносит те же 210 балов.
        А еще такая (совместная) система в многих кругах цениться меньше нормального иститута, ведь теории намного (да это так) намного меньше.

        А вообще многое зависит от ВУЗа и даже от предмета, в некоторых ВУЗах разница между обучением бакалавров сильно отличаеться от обучения дипломантов, а в других избавелись только от второй стажировки.
        • 0
          Про университеты и фх я писала очень обобщенно, специально не вдаваясь в детали, дабы не путать всех. Regelstudienzeit cогласно Википедии на бакалавре составляет 3-4 года, меня это даже удивило т.к. в основном, я встречала 3 года. Если учеба включает в себя 7 семестров (что чаще всего подразумевает включение в учебу практического семестра), то выпускники получают 210 кредитов, а не 180. В общем, все сильно зависит от университета.
          Про максимум 4 семестра — это тоже очень индивидуально и решается самим ВУЗом.

          Насчет ценности обучения — каждый сам решает, что ему нужно: обучение в элитном университете, лидирующем во всех рейтингах, с одним (и то под вопросом) практическим семестром либо же учеба в менее известном университете и постоянная практика, например, с IBM. Все это оценивается сугубо индивидуально. Если планируете после учебы пойти в науку — однозначно университет. В другом случае я бы 10 раз подумала :)
        • –1
          Будьте любезны, перечитывайте Ваши сообщения перед тем как нажать кнопку «Написать».
  • +1
    не знаю уж как в Германии, а в старом добром МИРЭА в конце девяностых были «базовые кафедры» при почтовых ящиках и производных, типа Информзащиты. все студенты инженерных специальностей распределялись по ним и участвовали в обычной работе. Где-то это было профанацией, а где-то ребята занимались делом и потом быстро росли. Из параллельной группы несколько ребят как раз трудились и очень даже успешно. При этом как помню утром на лекциях, после 12 — в конторе и один-два дня полностью в конторе.
    А дальше уже каждый для себя сам решал, сникерсом торговать или инженером учиться.
  • +3
    Это же МФТИ чистой воды!
    • 0
      Поступил в 92-м, уже такого не застал. Или ещё не застал. Или это только я не застал, не знаю.
      • 0
        У Вас не было базовой практики?

        У всех с 4 курса, а у кого и раньше, часть учебной недели на базе, а часть в институте. Научная работа в действующих НИИ, НПО или высокотехнологичных компаниях. Лекции на базах читают научные сотрудники, которые исследуют то, о чем рассказывают.
        • 0
          Полностью согласен, примерно так всё и есть. Кстати, насколько я знаю у всех раньше 4го курса это начинается, иногда значительно (у нас на третьем например, а где-то и почти с самого начала).
  • 0
    В СССР были такие заводы-втузы. Тоже, наверное, можно назвать дуальными.
  • 0
    Для обучения Software engineering годится.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.