31 июля 2013 в 15:53

Кто такой этот продакт-менеджер? перевод

Продакт менеджмент — это одна из тех профессий, которой сложно дать четкое определение (относится к любой организации), частично в виду того, что в каждой компании эту работу делают по-разному. Не так давно я общался на тему «кто такие продакт-менеджеры?» со своими друзьями, которые только начинают работать на данном поприще, а также с теми, которые уже добились определенных успехов в этой сфере. Сейчас я хочу поделиться с вами этим опытом.

Основной обязанностью продакт-менеджера является: Помогать своей команде (и компании) доставлять необходимый продукт своим потребителям.

Если разбить этот процесс на более мелкие составляющие:

1. Помогать своей команде


Лучшие продакт-менеджеры тратят все свое время на самые приоритетные вещи, которые помогают работе их команды.

Главным образом, это касается: (а) координации – необходимо убедиться в том, что команда эффективно планирует, принимает решения и работает сообща с четко поставленными целями и задачами; а также (б) взаимодействия – заботы о том, чтобы каждый понимал, что происходит, когда и почему, особенно сейчас, в условиях неизбежных перемен.
Сноска
«Под «командой» я подразумеваю определенное количество людей, работающих совместно как над разработкой самого продукта, так и всех остальных, участвующих в его продвижении, включая дизайнеров, инженеров, работников по обеспечению качества и отвечающих за техническую документацию, а также отделы маркетинга, развития клиента, технической поддержки, юридический т.д.

Многие считают, что продакт-менеджер это исполнительный директор или тот, кто «пишет» спецификацию; однако я думаю, что подобное мнение искажает влияние и полномочия продакт-менеджера. Лучшие команды создают такие рабочие условия, при которых команда ощущает свою причастность к проекту, и где каждый вносит свой вклад и имеет возможность озвучить свои предложения и идеи. Лучшие продакт-менеджеры координируют принятие ключевых решений задействовав каждого члена команды, они несут ответственность за выявление разногласий, устранение простоев, и нахождение общего решения (или по крайней мере убедиться в том, что все вовлечены в процесс). Это вовсе не означает, что нужно делать то, что продакт-менеджер считает правильным. Я не хочу сказать, что у продакт-менеджеров не должно быть собственных хороших идей, но цель заключается не в том, чтобы найти команду, которая просто выполняет, что им было сказано. Вместо этого, лучшие продакт-менеджеры строят процесс на основе совместного принятия решений, в котором задействованы все члены команды.

С тактической точки зрения, помощь вашей команде часто заключается в том, чтобы записывать и резюмировать заметки после долгого совещания, или написание спецификации, которая отражает в письменной форме согласованные и запланированные командой действия. Частенько замечал, что написание хорошего отчета может занять больше времени, чем само совещание. И, зачастую, работать вместе с людьми из вашей обширной команды означает собирать фидбеки, делиться планом действий, делать все, чтобы никакие препятствия или ловушки не позволяли команде сворачивать с намеченного пути — доставлять продукт потребителю. В Twitter’е мы называли это «вовлеченность всех групп в расширенную команду «ACT SOLID»
ACT SOLID
Сокращение от Аналитика (Analytics), Коммуникации (Communications), Надежность/доверие (Trust), отделы Поддержки (Support), Операций (Ops), Юридический (Legal), Международный (International), Дизайнерский (Design).

В то время, как инженеры пишут код, а дизайнеры разрабатывают внешний вид и графику, продакт-менеджеры не придают осязаемых характеристик конечному продукту. Однако, в конечном счете, я верю, что успех команды и продукта зависят от эффективности продакт-менеджеров.

2. (и компании)


Будучи продакт-менеджером, вы обязательно должны понимать общие цели и задачи компании, а также то, как ваша команда согласуется с общим видением. Лучшие продакт-менеджеры, с которыми мне довелось встречаться или работать отлично это понимали – они часто обращались к видению основателя и делали все, чтобы то, над чем работала их команда, помогло им приблизиться к реализации этой цели. Они могли четко сформулировать, как достижение поставленных целей и показателей относительно их продукта может помочь общей стратегии компании. И они считали, что их команда должна работать на благо всей компании, совместно с другими командами, а не просто делать то, что они сами считали важным. Одну вещь я всегда пытаюсь выяснить у кандидатов при собеседовании на позицию продакт-менеджера: это как часто они соотносят свое собственное видение с общим видением компании, в частности, видением основателя, исполнительного директора или вице-президента их группы. Так же, как и в случае с помощью своей команде, я не утверждаю, что у продакт-менеджеров не должно быть собственных хороших идей, однако они должны быть в состоянии реализовывать свои идеи в соответствии с основным видением и целями компании, а также заручиться поддержкой вышестоящих по должности коллег.

3. доставлять


На самом деле нет ничего важнее доставки продукции своим потребителям. Вы можете быть отличным помощником для своей команды при создании клевых вещей, поиске нужного продукта или реализации общего видения, но все это будет иметь значение, только если в результате всего этого вы поможете вашей команде выпустить продукт на рынок. Великие продакт-менеджеры осознают эту тонкую грань между разработкой правильного продукта и выпуском его на рынок. Команды постоянно должны тестировать, испытывать свои продукты, прислушиваться к фидбекам, однако в любом проекте наступает такой момент, когда команда должна заявить, что продукт готов, в достаточной степени (хотя, конечно же, он никогда не будет готов на 100%). Команды с четкими целями и задачами, и хорошим пониманием потребителя, и того, что ему нужно, смогут найти необходимые компромиссы. Обычно хороший продакт-менеджмент способствует данному процессу.

4. необходимый продукт


Доставка важна, однако лучшие продакт-менеджеры также помогают команде сделать правильный продукт. Создавать что-то, чего еще нет — это всегда весело, но не всегда это заканчивается успехом. Однако именно это и является задачей команды — быть креативной и придумать оригинальное решение, которое будет олицетворять необходимый продукт и решать нужды потребителя. Хорошие продакт-менеджеры хорошо чувствуют, что правильно, а что нет, они также умеют прислушиваться к фидбекам тестеров и тех, кто опробовал продукт. Они отлично улавливают суть идеи основателей и руководства, и делают все, чтобы продукт ей соответствовал.

Что еще важнее, как только доставка состоялась, лучшие продакт-менеджеры могут выяснить, является ли доставленный продукт «тем самым». Они должны тесно взаимодействовать с командой с тем, чтобы убедиться в измеримости основных характеристик продукта, а также в том, что можно получить ответы на нелегкие вопросы о том, пользуются ли люди на самом деле продуктом или нет. После того, как продукт доставлен, они тщательно изучают полученные данные и помогают команде выяснить, какие части работают, а какие нет; затем совместными усилиями быстро разрабатывают план по улучшению и дальнейшим испытаниям.

5. своим потребителям


Самой сложной частью в разработке любого продукта является формулировка его основного назначения использования, то есть описание того, кто будет пользоваться продуктом и почему. Лучшие продакт-менеджеры выступают в качестве адвокатов для своих потребителей и представляют их интересы почти на каждом совещании, на котором принимаются решения относительно продукта.

Это требует глубокого понимания вашей целевой аудитории: в чем заключаются их трудности и проблемы; и каким образом ваш продукт принесет им ценность и удовлетворит их запросы. Хорошие продакт-менеджеры постоянно прислушиваются к фидбекам потребителей, будь то проверка удобства использования, встреча с потребителями в поле, чтение писем технической поддержки или твитов, или работа с людьми из вашей компании, которые занимаются этим ежедневно. Но самые лучшие впитывают всю эту бесценную информацию и преобразуют ее в видение продукта, которое помогает команде быть уверенной, в том, что она делает действительно необходимый продукт.

Абсолютная истина заключается в том, что нет такого продукта, который бы удовлетворял всех; это непрерывный процесс постоянного развития и улучшения продукта. Самые лучшие продакт-менеджеры это те, кто, засучив рукава, помогают своей команде совершить это путешествие.

Кто разделяет основные принципы, изложенные в данной статье, — напишите в личку. Нам нужны такие люди в команду Яндекс.Браузера.

Перевод выполнен в рамках летней школы стартапов Tolstoy Summer Camp и проекта MetaBeta.
Перевод: Josh Elman
Михаил Томшинский @tomshinsky
карма
90,0
рейтинг 0,0
Самое читаемое Разное

Комментарии (22)

  • +2


    Иллюстрация к статье несколько убогая. Почему только Tech + Business + UX? Лично мне ближе и понятнее вот эта ромашка.
    • 0
      А по-моему все очень в тему. По-крайней мере, для меня, как для UXа, который занимался своим IT бизнесом и хорошо знаком с технологиями :)
      • 0
        И какой Product вы manageрили? Ведь можно просто быть UXом, заниматься своим IT бизнесом и хорошо знакомым с технологиями, но не управлять никаким продуктом.
    • 0
      Может быть потому что в Tech, Business и UX можно вписать все указанные разделы Вашей иллюстрации? Это общепринятые общие разделы, простите за некоторую тавтологию. А так же потому, что продукт-менеджер не внедряется в рабочие процессы большинства из перечисленных разделов?
      • 0
        А куда тогда по вашей схеме вы впишете «Legal», который является внешней средой для «Business»? Или по вашему бизнес определяет в каком правовом поле ему развиваться и напрямую воздействует на государство?
        • 0
          Простите, бизнес воздействует на государство?
          Для меня категория бизнес — это всё, что не относится к разработке продукта и его поддержанию с технической точки зрения, а именно продажи, маркетинг, финансовое обеспечение организации, и да, правовая поддержка тут. Это так называемые подразделения обеспечения, они ничего не производят, а занимаются бизнесом, если угодно.
          • 0
            Ок. На самом деле все, что вы говорите конечно же правильно. Но давайте смотреть на контекст переводной статьи. Автор берется объяснить, что такое «Управление продуктом». Смотрим его схему в отрыве от текста и в центральном треугольнике пишем фразу «Who you are?» Вы ответите на этот вопрос однозначно — «Product manager»? Сильно сомневаюсь.

            Может я конечно и придираюсь, мой подход более академичный и когда мы читаем «Product management» студентами СПбГЭТУ используем именно вышеуказанную ромашку.

            • 0
              Так, стоп. Цель статьи — донести, кто такой менеджер продукта. И, как ни странно, к управлению продуктом, он имеет очень общее и несколько далёкое отношение. Это мой опыт и живой пример текущего проекта.

              Скажите, пожалуйста, Вы как Вы описываете эту роль студентам? Как человека, который в итоге отвечает за продукт и его жизнь, то есть глава всех глав?
              • 0
                В отпуске я прочитал небольшую книжку Поппендик Мэри, Поппендик Том. «Бережливое производство программного обеспечения: от идеи до прибыли» М.: Вильямс, 2010. Так там крайне удачно проводятся параллели с автомобильной отраслью на примере Тойоты. У них продакт-менеджером выступает главный инженер конкретной модели, например Приуса. И он не только наиболее техничный спец, знающий все нюансы производства, но и тонкий маркетолог и прошаренный финансист. Он в конечном итоге отвечает за успех модели на рынке. Является ли он при этом главой всех глав? Скорее всего нет, но за ним решающее слово и максимальная ответственность.
                • 0
                  Да, я согласен, очень точная аналогия. Именно поэтому я вообще мечтаю работать в области машиностроения (:
                  В общем то да, продукт-менеджер должен уметь очень многое, чуть ли не всё сразу, но в его роль не входит руководить всем. Ровно как и главный инженер отвечает за модель в целом, за её потребительские свойства и качества, но на деле производством руководят менеджеры проектов, так что я склонен считать, что за развитие продукта отвечает ПМ, а продукт-менеджер лишь помогает развиваться продукту в нужном русле, без углубления и принятия на себя функций управления конкретными этапами производства.
                  Отсюда и моё поддержание столь общей схемы: «Всё обо всём, но в общем».

                  Простите за масло масляное, с утра тяжело формировать мысли. И спасибо за хорошую наводку на литературу, обязательно прочитаю.
  • 0
    «Помогать своей команде (и компании) доставлять необходимый продукт своим потребителям»

    А я всегда думал, что основная задача любого сотрудника — приносить компании прибыль. А тут вот как оказывается, продакт-менеджер заботится о потребителях. Ну надо же, какая щедрость!
    • 0
      Прибыль — это цель продукта. Но цель != задача сотрудника. Счастье пользователей тоже приносит прибыль, пускай косвенно.
    • 0
      В долгосрочной перспективе получение прибыли компании невозможно без заботы о потребителях. Это — основа маркетинга.
    • 0
      Приносить компании прибыль — это задача топ менеджмента. У инженеров не стоит такая задача, и не может стоять — они не знают приносят они прибыль или убытки компании. И даже если топ менеджмент расскажет инженерам прибыльна или убыточна компания, это никак не скажется на задачах инженера, разве что на мотивации.
  • 0
    Продукт — менеджер? Может проджект -менеджер?
    • 0
      Вещи разные, как коробочное ПО и заказная разработка. Хотя в рамках продуктовой разработки могут отдельные уникальные проекты.
    • 0
      Всё верно. На очень больших проектах появляется необходимость разделять нагрузку с ПМ, так и появляется продукт-менеджер.
      Грубо: продукт занимается генерацией идей, проджект — их исполнением.
  • 0
    Я бы еще добавил умения дифференциации и позиционирования продукта. Касательно Яндекс.Браузера, я думаю, это крайне важная часть на достаточно развитом рынке. Продакт-менедежер должен знать преимущества и недостатки продуктов конкурентов. Это также является еще одной входной информацией для него при формировании видения продукта.

    Также продакт-менеджер должен иметь сильную позицию при реализации необходимого продукта. Он не должен идти на поводу у команды или руководства. В случае, если та или иная фича оспаривается кем-либо в ходе разработки и она критична, продакт-менеджер должен уметь аргументировано отстаивать её. Но и при этом быть готовым отступить от прежнего видения, если вдруг появляются обоснованные на то причины. Это сложно, если продакт-менеджер сильный лидер, но он должен уметь понимать и принимать свои ошибки и корректировать свои действия, не боясь потерять лицо.
  • 0
    Я бы еще добавил. Продакт менеджер это хаб, он должен стать центром по доступу к информации в компании. ПрМ должен знать о том, где что находится, управлять конфигурацией продукта. При этом есть большое различие межде Проджект Менеджером и Продакт Менеджером и различия эти лежат в корне понятия проекта, который есть всегда конечное действие с конкретным продуктом. В то время как продукт все время растет, его нужно поддержать и развивать и это операционный момент.

    ПрМ это как директор компании, он должен уметь делать все и быть мастером на все руки, понемногу в каждой области. Продукт рассматривается как отдельная компания, свой уровень матрицы в компании. ПрМ должен быть прежде всего предпринимателем который умеет применять принцип гранулярности и работать на стратегическую, тактическую и операционные горизонты.
  • 0
    Мы в CDNvideo тоже не отказались бы от такого продукт-менеджера, который описан в статье. Но найти такого чрезвычайно сложно. Поэтому даже в больших российских компаниях функции продукт-менеджера часто по факту выполняет генеральный директор.
    • 0
      Это неизбежно и предсказуемо (ген. директор). Одна из трактовок продакта – «ген. дир. конкретного продукта».
  • 0
    Для тех, кто еще путает продакт-менеджмент и проджект-менеджмент и мешает все в кашу, рекомендую свою статью-манифест: dotkompot.ru/2013/01/product-no-project/

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.