Пользователь
0,0
рейтинг
5 августа 2013 в 13:14

Разработка → Зачем МГТС двигает PON из песочницы

Здравствуйте, я инженер МГТС и меня очень заинтересовал пост об уязвимостях в Wi-Fi роутерах, используемых для абонентов по технологии PON. Поскольку новые пользователи не могут писать комментарии, пишу сразу пост со своими соображениями по этой теме.

Сразу хочу сказать, что PONом я по своей работе (по счастью) не занимаюсь, но зато имею возможность пообщаться с теми людьми, которые с ним связаны. Обязательно передам им информацию из поста и попрошу высказать свои соображения. Правда, есть серьёзные опасения, что результат будет незначительный. Китайское клиентское «железо» закупается вагонами, конфигурация заливается конвейерным способом, а включением абонентов занимаются «негры», то есть, извините, представители подрядных организаций, причём за такие деньги, за которые ни один штатный сотрудник даже с места не сойдет.

Поэтому хочется коснуться немного другой темы. Зачем вообще МГТСу нужен этот PON со всей его дороговизной и ненадёжностью? Почему такая истерия с этим всем? Да, прогрессивная технология, да, хорошая скорость и конкурентные преимущества. Но, по моему мнению, корень немного в другом. Он имеет название и юридическое лицо — ЗАО «МГТС-недвижимость».

Информации про эту компанию мало, о её создании в прошлом году упоминали вот такие небольшие заметки. А между тем с момента создания эта компания стала одним из крупнейших владельцев недвижимости в Москве! Миллион квадратных метров, это, знаете ли, не шутки. На первом месте по объёму — Мега с Икеей, а у них всего два. Компании «МГТС-недвижимость» принадлежат все здания АТС в Москве, а это несколько сотен капитальных зданий. Большинство из них — каркасный железобетон, шесть этажей по пять метров, из которых легко делается двенадцать обычных этажей. Грех не воспользоваться таким ресурсом при нынешних ценах на недвижимость. Тем более что истинный владелец всего МГТСа (а также МТСа, Башнефти и прочих газет-пароходов) — АФК-Система давно мечтает передвинуться с 28-го места в рейтинге владельцев московской недвижимости куда-нибудь повыше.

Однако есть небольшая неприятность, большую часть здания занимают эти противные телефонные станции с их работниками. Однако это проблема решаемая. Оборудование большей частью устаревшее, его давно уже надо было менять. Процесс перехода на «цифру» начался ещё при СССР, с традиционным перерывом на 90-е, но из-за огромных объёмов и непрерывного прогресса он закономерно отстаёт. Ещё совсем недавно в некоторых местах на АТС можно было найти исправное оборудование на радиолампах! Однако сейчас появился дополнительный стимул. Тот объем оборудования, который 40 лет назад занимал пять этажей, уже 20 лет назад умещался на два, а сейчас — в одну комнату.

Процесс переоборудования станций вовсю идёт. Одной из первых начали разбирать АТС-921, по адресу Новый Арбат, д.2 (что неудивительно). Часть зданий переоборудуют в гостиницы, например. Причем эти гостиницы уже давно работают. На одной из АТС в районе Нагорной в бывшем автозале стоят плотными рядами нары для гастарбайтеров…

Честно говоря, я раньше не представлял масштабов трагедии. Ну, думал, перенесут всё оборудование на первый этаж, как уже делали, а остальное — под офисы, пёс с ним. Но сейчас всё чаще слышу от осведомленных людей, что МГТС вообще планирует отказаться от зданий АТС! Полностью! Конечно, формально они уже год как не принадлежат оператору, но пока еще там осталось главное — кроссы.

Что такое кросс? Это помещение на первом этаже, куда приходят все медные кабели района. Каждая квартира имеет прямое соединение через пару медных проводов с кроссом. Раньше это и было главным преимуществом МГТС, поскольку для включения быстрого интернета через ADSL не надо ничего строить, надо всего лишь поставить модемы с двух сторон, упрощенно говоря. Сейчас, к примеру, в бешеных темпах делается видеонаблюдение по всему городу и на избирательных участках. Это, собственно, делает МГТС по старой меди. Но медь уже не в моде, в моде оптика. Поэтому процесс ухода со старой схемы идёт вовсю. Например, вы же слышали, что МГТС предлагает по ADSL какие-то очень большие скорости, 10 МБит/с, 20 МБит/с? На самом деле через простую медную пару, даже если кабель проложен не при Хрущёве, а при Брежневе, столько просто не пройдет. Секрет в том, что до РШ (распределительный шкаф дома) интернет идет по оптике, возле РШ стоит DSLAM, а по технологии ADSL работает только короткий отрезок, не дальше чем до соседнего подъезда и на нужный этаж. При такой схеме никакая АТС уже не нужна, достаточно дотянуть оптику до узла включения в интернет, которых может быть мало и которые гораздо компактнее.

Что в этом плохого? Ну, блэкауты, например. На прошлой неделе пропадало электричество на северо-востоке Москвы, без питания остались Медведково, Свиблово и Бабушкинское. Питание подали, а вот домашний интернет МГТС заработал далеко не сразу, потому что множество DSLAMов просто зависли. Несколько десятков домов. Инженеры потом несколько дней ездили по шкафам перегружать карты…

В общем, мне очень жаль былой надежности телефонной сети. Когда-то каждая АТС была стратегическим объектом, у каждого работника станции был именной противогаз, а весь подвал здания занимала оргомная батарея аккумуляторов. Даже при полном отключении всего электропитания в городе связь продолжала работать несколько часов. А после памятного блэкаута 2005 года возле основных телефонных узлов поставили дополнительные дизель-генераторы. Кстати, помните что тогда было? Отключилась добрая половина Москвы, в том числе станция М9 на улице Бутлерова, где находится один из главных узлов обмена трафика России и сервера крупнейших местных интернет-ресурсов. Даже на севере, где было питание, интернет был скорее мёртв, чем жив.

Теперь при новых блэкаутах, которые попросту неизбежны, телефонной связи, не говоря уже об интернете, не будет ни у кого. Да, кто-то купил бесперебойник домой, некоторые узлы имеют резервные батареи, но работающей сетью то что останется уже не назовёшь. А возвращаясь к нашим PONам нельзя не заметить, что топология «дерево» этой перспективной оптической сети является самой ненадежной из возможных вариантов, пучок оптических сплиттеров делает невозможным определение места обрыва кабеля при помощи оптического рефлектометра, не говоря уже о других недостатках.

Так что лично я постараюсь как можно дальше держаться от PON и как клиент, и как специалист (кстати, скидок за домашний телефон мне никаких не предлагают и без колебаний отключают его в случае задержки оплаты). Но старой сети всё равно уже не будет. Для самых упорных клиентов в подвале дома поставят оборудование, которое будет выдавать традиционный аналоговый сигнал, а всю медь вытащат из канализации сдадут в металлолом.

Что вы там говорите, 3 миллиона абонентов? По сколько они платят, по пятьсот рублей в месяц? А некоторые и того меньше. Только подумайте, чистая прибыль ОАО «МГТС» за 2012 год — 9 с половиной миллиардов рублей, а активов у ЗАО «МГТС-недвижимость» по нынешним расценкам — приблизительно на 140 миллиардов!

Ребята, какая связь? Связь — это не актуально. Освободите помещение, пожалуйста.
@telefonist
карма
57,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (214)

  • +9
    Хм. Так если уже есть оптика в доме — почему не завести сразу ethernet в квартиру? Зачем нужна еще одна прослойка в виде adsl?
    • +8
      Ну так для ethernet надо кабель тянуть, а для ADSL — не надо. Прокладка кабеля — самое сложное и дорогое дело в связи.
      • 0
        А зачем мне телефонный кабель, если 4х жильный кабель 5й категории стоит примерно тех же денег?
        • +21
          Так телефонный проложен уже, в квартиру заведен и аккуратно сверху заштукатурен.
          • –1
            :) Я о том же :) Это все идиотизм (интересно, меня теперь засудят за это слово?).

            Кстати, сии технические отверстия в перекрытиях по технике пожарной безопасности штукатурить запрещается. Поди только дурным жильцам объясни.
  • –1
    >Например, вы же слышали, что МГТС предлагает по ADSL какие-то очень большие скорости, 10 МБит/с, 20 МБит/с?

    Интересно что они отвечают на резонный вопрос о том что технология ADSL имеет ограничение на downstream 7 Мбит/c и upstream — 1,4 Мбит.с.
    Насколько я помню по роутеру дома у родителей, у МГТС далеко не ADSL2+ (который на downstream'е максимально выдает 12Мбит/с)
    • +8
      ADSL2+ по стандарту до 24Мбит/с на прием
    • 0
      ADSL2+ AnnexM в теории разгоняется до 24 на вход 3.5 на выход, лично удавалось получать стабильные 20\2.5, которые были понижены до 7\2 для уменьшения пинга до 12-15мс
    • 0
      12Мбит/с — это ADSL2, ADSL2+ — это 24 Мбит/с (по крайней мере, так д-линк в спецификациях своих модемов пишет)
    • 0
      ADSL — До 2х мегабит на upstream и до 12 мегабит на downstream.
      В ADSL2+ расширен диапазон частот нисходящего канала и пропускная способность увеличена до 24 мегабит.

      Фактически в канале связи используется нечто вроде Модов (узких частотных диапазонов). Если в каком-то диапазоне есть сильные помехи — данные из них выбрасываются. Поэтому ширина канала сужается и итоговая скорость падает.

      Это я к тому, что 7 мегабит может быть физически недостижимой скоростью. Я видел и существенно хуже…
      • 0
        Из моей практики, по типичному проводу в пару километров 2 Мбит/с — считай повезло.
        • 0
          У меня АТС в 3х км и 8Мегабит без проблем.
          У друга АТС была в 1 Км и 2 Мбит работали еле еле. Я настоял на замене кабеля от модема до распределительной коробки и теперь 8 Мегабит без проблем.

          Беда если проводку в колодцах заливает весной :) Это да :)
          • 0
            — Я настоял на замене кабеля от модема до распределительной коробки
            Бесплатно?? У нас вроде согласны менять, но только если за свои деньги.
            • +1
              Я свой кабель сам менял на своей стороне — через несколько этажей просто протянул витую пару до коробки. После этого никаких разрывов.
        • 0
          у меня примерно 1км до АТС — коннект ~20Мбит на ADSL2+ стабильный.
  • +2
    Все это чрезвычайно уныло… похоже надо обратно ставить антенны на крышу от раций. Чтобы при очередном блэкауте хоть какая-то связь была. Хотя бы с тем же МЧС или соседом по району… мне почему-то кажется, что в таком раскладе даже если сотовые операторы и останутся работать на генераторах, то сети будут перегружены.
    • +1
      В случае полного блэкаута, как в Нью-Йорке, действительно, кроме раций и не будет ничего. И то если запас батареек будет…
      • +1
        Вы не совсем правы — у военных еще останется Искра.
        Кстати вопрос, как к инсайдеру и вообще по теме топика и перехода на цифру — при мне Искра имела шлюзы в МГТС.
        Начнутся ли проблемы совместимости, даже если шлюзы до сих пор существуют? Шлюзы еще работают, или я уже зря переживаю?
        • 0
          Насчет Искры не знаю, к сожалению.
  • +16
    Вас за такую статью по голове могут не погладить, если узнают, кто вы такой конкретно. Инсайдерская информация, нет?
    • +26
      Ну по ссылкам все официальное, кстати. Но инсайд имеется, да. Не знаю уж, может для многих это и не новость все, но на всякий случай прошу Хабр меня не выдавать. ;)
      • +1
        в Петербурге тоже ставят PON-ы. И любой грамотный человек, закончивший технический ВУЗ, в общем-то понимает, что будет при выключении электричества с устройством, которое в квартире включается в электрическую розетку. Так что секрет, который вы раскрыли, немного полишинелевский :) Однако очень хорошо, что написали: больше людей задумается о проблеме. Уверен, что и в других крупных городах уже происходит или скоро произойдет то же самое. И важно понимать, что (пока?) xГТС не ставит бесперебойники во всех узлах связи (я был уверен, что ставит, а проблема, стало быть, не решается простым UPS дома).
        • +3
          у меня на прежнем адресе PON заставили поставить. Причём практически в принудительном порядке. Сначала (года полтора) были разговоры и звонки. Потом позвонили — назначайте время, придём стаивть. Если не хочу «отключим телефон». При этом — практически не нужный мне интернет за 30 рублей — типа комплекти и всё такое, по другмоу оформить не можем. А не хотите — «отключим телефон». После этого возненавидел эту контору люто.
          К тому же — PON модемы, помимо проблем при отсутствии электричества, имеют чисто проблемы связанные с тем, какого они качества, увы. Регулярно (раз в месяц-два) — приходилось ребутать роутер. Ибо зависал. Гудок вроде и есть — но реакции никакой на номер, и к нам не дозвониться.Из техподдержки было одно слово — если ребут помогает — то не к нам. Вините китайцев.
          Одно хорошо — переехал, а по новому адресу — старая добрая медь. И в планах дома не стоит — то есть ещё год-два-три жизни спокойной при старом добром телефоне и витухе от нормального провайдера.
          • +2
            Насколько помню законодательство, все эти «отключим телефон» — не более чем пустые угрозы, ибо при вашем отказе от оптики они обязаны продолжать предоставлять услугу по меди до тех пор, пока для этого существует техническая возможность.
          • 0
            Объянимте мне пожалуйста, вот зачем вам нужен телефон МГТС? Мобильного не хватает?
            • 0
              Поддерживаю. Главный вопрос с очевидным ответом. НЕ нужен.
              • 0
                Многочасовые женские переговоры способны выйти за лимиты «безлимитных» мобильных тарифов.
                • 0
                  Честный безлимит с прямым городским номером за 395р/месяц. На 100р дешевле чем МГТС. Можно взять с собой.
                  skylink.ru/msk/main/plans/mobile/unlim2010.html
                • 0
                  Ради такого случая можно перейти на скайп или избавиться от жены
  • 0
    Но с другой стороны оптика ftth занимает значительно меньше места в стояках (проблема знакома пожалуй всем провайдерам), да и обрывы оптики в многоквартирном секторе — вещь крайне и крайне редкая.
    • 0
      Объективно, кроме PON нет способов привести оптику в каждую квартиру, так как иначе придется строить такой же кросс на многие тысячи волокон объемом в целый этаж станции. Но обрывы кабелей бывают всегда и везде. Делает джамшут ремонт, а там какой-то проводок висит мешается…
      • 0
        Да, в вашем случае плохо, что джамшуты работают. Что говорить, у нас монтажники из разных провайдеров знают друг друга и случаев с резьбой оптики нет. Вот в частном секторе другое дело — пьяные шумахеры на копейках = угроза для опор.
        • +6
          Какие «монтажники знаю друг друга», у нас уже не счесть случаев:
          — меняли трубы, порвали оптику к дому.
          — копали хз. что, порвали ковшом оптику (другую) к дому.
          — соседу запретили класть в общем коридоре короб по стене от щитка, он со злости болрагкой распилил насквозь вертикальные каналы слаботочки (в виде труб шли с этажа на этаж).
          — еще одни соседи вешали что-то на стену, взяли сшиком длинные анкера и бур, пробили ту же слаботочку.
          • –3
            Не впадайте в крайности
            • +4
              А? Какие крайности, я сидел без интернета на прошлой квартире по пять-семь раз в год, из них самый долгий срок — 43 (сорок три, прописью) суток подряд. Провайдер, естественно, каждый день говорил, что починят за 2-3 дня.
              Так что теперь у меня дома два проводных провайдера (один чере подвал, второй через крышу) и два 3G модема разных провайдеров. И хотя тут спокойнее, но пару раз в год, то на одном затык, то на другом.
              И я отдаю себе отчет, что блэкаут не выдержит ни один, в отличии от старого телефона, который теперь то же меняют на оптику по всему городу.
              • –2
                Эти проблемы к пону не относятся, ибо погода меняется, водители засыпают, телефоны тонут, машины бьются и так далее. А вам видимо не повезло, живете в аномальном доме. Если все так, как вы говорите — остается только посочувствовать, по всей видимости проблем менеджмент вашим провайдерам не знаком. И это в Питере.
                • +1
                  К пону это относится так, что его так же будут резать в куче мест между, будут отключать питание на промежуточных узлах и т.п. то есть отказоустойчивость снизится до уровня обычного/среднего интернет провайдера.
                  Не, у меня есть провайдер в третьем месте (у родителей), где инет отсутсвует раз в год и не более чем на день, но я понимаю, что это «просто повезло», и так бывает вовсе не всегда и не везде.
                  Так, что определенную грусть я от нововведений, все же испытываю.
                  • +1
                    Активных промежуточных узлов нет, есть ваш терминал и есть поновская башка, стоящая у провайдера, промежуточные узлы — это сплиттера, пассивные ветвители.
                    • –2
                      Как минимум у тебя остается оконечное оборудование, которое не работает без электричества.
                      • –1
                        будут отключать питание на промежуточных узлах

                        Вам так хочется доказать свою правоту?
                        • 0
                          Это что за перевод темы?
            • 0
              Ну-ка минусующие объясните, что из перечисленных пунктов хабраюзером easy_john — проблемы пона?
              Медный кабель рвется, сосед всё также распилит любой кабель, а не только оптику, соседи с буром просверлят также все провода, а не избирательно поновские.
              Все эти бытовые проблемы — не проблемы пона.
              • +2
                — медный кабель можно скрутить руками самому (например, если кто-то кривыми руками порвал кабель), а можно даже соединить вполне надежно и профессионально, причем нужный разъем дешев, его можно носить с собой и легко купить
                — оптика выглядит менее привычно для низкоквалифицированных рабочих, поэтому у нее выше риск быть оборванной (IMHO, я просто предполагаю — могу здесь ошибиться)
                — не связано с PON'ами напрямую, но при прокладке нового кабеля в доме часто не убирают старые кабели => остается меньше места в стояках, загромождаются шкафы на этажах => снижается общая надежность, так что оптика по факту не заменяет медь в стояках и в стояке оказывается меньше места, а не больше, как вы написали в изначальном комменте.
                • 0
                  Посмотрите на толщину кабеля shop.nag.ru/catalog/01919.Opticheskij-kabel/08679.FTTH/04684.SNR-FOCD-F-01, сравните с utp. Домов, в которых utp не протащить по стоякам более чем достаточно, а ftth лезет как по маслу. То, что монтажник не убирает старый кабель — не проблема пона. Я не призываю всех переходить на пон, а лишь говорю, что easy_john не прав, перекладывая бытовые проблемы с соседями на пон. То, что для кого-то новые технологии кажутся непривычными — не значит, что они плохие. Это происходит всю историю человечества. Кто-то не желает принимать новое и начинает негативить. Не валите все проблемы в одну кучу без разбора.
                  • +2
                    Про соседей я с вами согласен. И теоретически, если все делать по уму (старый кабель демонтировать, новый проложить), разумеется — да, вы будете правы. Но на практике так часто не делают: мир неидеален. Поэтому ftth проложат в том же стояке, где уже лежит медь (а то и рядом — я такое видел). И бардака в кабельном хозяйстве подъезда только добавится.

                    Я полностью согласен с тем, что это — не проблема технологии, а проблема ее неграмотного или неквалифицированного применения, или проблема неуместной в этом случае экономии денег. И надо заставлять xГТС прокладывать новый кабель как положено, и ставить бесперебойники везде, где надо, чтобы связь всегда гарантированно была. К сожалению, именно этого и не делают, как следует из текста поста. Зато Связьнадзор и Потребнадзор занимаются блокировкой сайтов :(
  • +2
    Я так понимаю, не только МГТС переходит на PON, но и другие города тоже. У нас в Новосибирске Сибирьтелеком (бывший НГТС) тоже пару лет уже этим занимается. А у нас цены на недвижимость всё же не Московские. Так что, наверное, всё же дело не только в ней.
    • +1
      Не только. Но я про PON слышал чуть ли не 20 лет назад, но последние пару лет такая бурная активность на эту тему, которую иначе сложно объяснить
      • –1
        В Чите и Иркутске тоже активный переход на PON
        Работаем с вневедомственной охраной, для которой выпил меди большая головная боль.
        Не ищите заговоры, просто ростелеком активно настроился на модернизацию сети.
        • +1
          На деградацию сети.
    • +1
      МГТС и Ростелеком. Сибирьтелекома больше нет. РТ съел.
    • +1
      кроме цен на недвижимость, автор забыл указать стоимость содержания таких обширных владений. это все расходы и непрофильные активы для СТК.
      кстати НГТС, той же породы будет что и МГТС. Ж-)
      на счёт стоимость недвижимости, важно не какова стоимость квадрата, а сколько этих квадратов освобождается, одно только Орджаникидзе 18 чего стоит.я смотрел сколько недвижимости продал наш любимый СТК за прошлый год, там суммы контрактов просто дикие.
      мы ставили обоурдвание в узлах связи по сибири, 70% автозалов просто пустуют, ибо они уже не нужны. а девать их некуда, ибо никому не надо.
  • +3
    помоему нормально и логично. Скорость больше, места занимает меньше, при этом меньше надежность в случае вырубания электричества.
    Ну и ладно, всё-таки основное использование интернета это не связь при ЧП, а с МЧС кто особо бдителен может и по рации связаться.
    • +5
      Ну понятно что прогресс не остановить, но жаль что во всём что подвержено прогрессу это происходит ценой снижения надежности и долговечности — от связи до автомобилей.
      • +4
        Возьмем например замок средних веков и сегодняшнюю картонную хрень. Замок надежней, красивей и романтичней.

        Но не хватает на всех замков, нехватает земли, большинство не готовы платить за натуральные материала и 10-ную перезакладку по прочности, а ещё сквозняки и проблемы с отоплением. Тем более не факт что надежность уменьшается (чуть ниже упс предлагают подключить) то есть то что надежность снижается (если она снежается, я не в курсе) то это не внутренее свойство PON, а приоритетов людей его использующих.
        • 0
          вот тут вы правы на 100%: проблема новой технологии не в том, что технология плохая, а в том, что ее начинают применять не так, как разработчики планировали и рекомендовали. Естественно, если к каждому устройству, задействованному в работе по технологии PON, поставить бесперебойник и/или генератор с достаточным запасом топлива, то надежность снизится незначительно. Снижение тогда будет только за счет увеличения количества элементов, теория надежности учит, что чем больше частей в системе, тем менее она надежна.
    • 0
      Не подскажете ли навскидку, по какой именно радиостанции (диапазон, характеристики, пример конкретной модели) и на каких частотах простой гражданин, проживающий в Москве, может связаться с МЧС так же гарантированно, как и набрав 01 с городского телефона или 112 с мобильного? В случае, если из-за отключения света гавкнется телефония по оптике, а GSM сети будут перегружены?
      • 0
        В любой сибишке есть аварийный канал. На рации частенько вынесен на отдельную кнопку.
  • +1
    С блекаутами все не так плохо: вы можете посадить свой ONT на UPS, а между ONT (у вас) и OLT (на АТС) нет ни какого активного оборудования. Подозреваю, что бесперебойное питание на АТС МГТС обеспечит — вы даже без интернета остаться не должны.
    • +1
      Ну вот сейчас подавляющее большинство подъездных DSLAM не имеют бесперебойного питания. Инженеры мечтают упсы поставить, а бухгалтеры отвечают что это слишком дорого. Да и поставишь их сейчас — через два года батареи массово посыпятся. Так что есть подозрение, что и на АТС не все будет гладко с бесперебойным питанием. Если, повторюсь, вообще будет такая вещь как АТС…
      • +4
        Так у GPONа тут как раз плюс! У него нет активного подъездного оборудования. Вырубился свет в подъезде — сдох DSLAM, у вас нет телефона. А оптика прямым проводом от вас до оборудования провайдера, которое не у вас в подъезде, а обслуживает внушительную площадь и может быть относительно дешево посажено на бесперебойное питание, включая дизель.
        • 0
          Очень надеюсь, что так все и будет.
    • +8
      А кто этот UPS купит?
      Телефон через GPON превращается в тыкву именно в тот момент, когда он больше всего нужен ибо мало-ли по какой причине блэкаут случился, а тут ни скорую ни пожарных не вызвать.

      Традиционная проводная телефония же просто работает всегда. Как минимум в доме, где я живу за 26 лет проводная телефония ломалась только два раза да и то по причине пожаров, когда лапша просто сгорела в огне. Падающая раз в пару месяцев и во все праздники сотовая связь ни в коей мере не сможет быть заменой традиционной телефонии по надежности в чрезвычайных ситуациях (а глобальный блекаут даже района — это уже ЧС).
      • +2
        Недавно по зомбоящику услышал, что если случится глобальный блекаут по Москве, то выехать из москвы смогут 20% жителей, остальные завязнут в пробках из-за отсутствия регулирования дорожного движения. Ни скорая, ни пожарные, ни военные по дорогам не проберутся. Вот это меня действительно напугало. Уничтоженная система ГО побуждает разрабатывать собственные планы эвакуации из города. Вы знаете где Ваш ближайший эвакуационный пункт? Нет? Вам не страшно?
        • +1
          То, что описали Вы и то, когда сработает мой сценарий — это ситуации, различающиеся по уровню опасности для населения на порядки.
        • +6
          Зачем ви смотгите зомбоящик?

          Выехать из любого города в случае глобального катаклизма сможет лишь малая толика населения, потому что дороги всегда проектируются, исходя из ТМО и повседневной нагрузки. Никто не строит транспортную систему в расчёте на Исход евреев и великое переселение народов. Система ГО тут ни при чём.

          Алсо, какой смысл ехать из Москвы в случае глобального блэкаута? Если вы способны ехать, значит, блэкаут не такой уж глобальный, надо брать ружжо и идти, кхм, за покупками. Где ваше ружье и ближайший магазин, знаете, надеюсь? :-)
          • +2
            Алсо, какой смысл ехать из Москвы в случае глобального блэкаута?

            На дачу, в деревню и т. п., поближе к земле (читай — продуктам) и воде. Через сколько дней в современном мегаполисе начнутся эпидемии, если не будет работать водопровод и канализация?
            • +1
              AFAIK через пару недель. Как раз достаточно, чтобы транспортная истерия прошла. Главное, чтобы ещё оставалось на чём ехать :-)

              Крупные скопления народа на автомагистралях в любом случае опасней. Продуктов в городе на 2 недели должно ещё хватить.
              • +1
                Если власти не будут ничего делать (поднимите руку кто думает что они останутся мужественно наводить порядки?), в городе наступит локальный трындец. Почитайте любые художественные книжки про апокалипсис, например довольно легкое чтиво цикл Андрея Круза «Эпоха мертвых» — там есть некоторое примерное описание происходящего бедлама во время безвластия и смуты. У вас просто не будет двух недель, замочат раньше. Или придется самостоятельно грабить.
                • 0
                  Вот решение! К чёрту революцию!

                  P.S. Сам я не в Москве, и тут я за город легко пешком за час уйду.
      • 0
        > А кто этот UPS купит?
        Я купил. Заодно и роутер с телефонной базой запитал, к интернету он мгтс не хочу подключаться.
        • +2
          А большинство не купит и будет внезапно удивляться почему ничего не работает, когда до этого с полсотни лет всегда работало. В этом и минус технологии для телефонии.
          Неправильно это, перекладывать вопросы надежности предоставления услуги на клиентов.
          • +1
            точнее говоря, неправильно перекладывать вопросы обеспечения безопасности на неинформированных потребителей услуг. МГТС в описанном случае ведет себя как типичная коммерческая лавка периода дикого капитализма, т.е. думает только о прибыли. А вот государство в лице регулятора (Минкомсвязь, Госкомнадзор и пр.) должно бы вначале разработать, спланировать и обеспечить схему бесперебойной работы связи — как стратегического ресурса — а потом выдавать разрешение на всю эту модернизацию. Но это — сферическое государство в вакууме, реальность такая, как она есть. — Ваш КО :)
            • 0
              Даже на информированных неправильно ибо бытовой UPS может непредсказуемо сдохнуть в любой момент, а за бесперебойниками на АТС следят по регламенту.

              Непонятно, зачем нужно дополнительное планирование, если все уже было и работало много лет, пока в погоне за сиюминутной прибылью данную инфраструктуру не начали разрушать.
              • 0
                У бытового упса самое слабое место — батарея. Просто меняем её раз в 3 года и не паримся.

                Аналоговый телефонный аппарат может точно так же сдохнуть, как и UPS и ONT.
                • 0
                  1) Сравните цену на батарею и цену на аналоговый телефон.
                  2) Срок службы батареи раз в 5 меньше чем у телефона, при этом 15-и летний телефон продолжает работать и неизвестно когда почит в бозе.
    • 0
      На моем ONT производства Huawei есть даже разъем для внешней батареи.
  • +12
    Всегда считал что телефон через медь будет работать всегда, при любых форс-мажорных обстоятельствах. Но прочитав вашу статью понял, что зря я плачу за мгтс трубку, которой не пользуюсь.
    • +1
      Ну пока еще работает и некоторое время будет работать. Но сколько — неясно.
      • +1
        если вы говорите, что стояли целые этажи аккумов, а сейчас их убирают. То не дай бог чё случится, мобильная связь не работает, а гтс без питания от АТС. И всё связи нет. Тока костры разводить (самый худший вариант)
        • +4
          Ну обычно для узлов делают бесперебойное питание, но я вижу, что сейчас для МГТС главное — скорость и объемы строительства, есть опасения как бы батарейки не ставили в самую последнюю очередь.
          • +1
            Вот вот.
    • +2
      А часто ли сейчас в квартире найдешь стационарный пассивный телефонный аппарат? У всех давным-давно радиотрубки, которые точно также вырубятся при блэкауте. Вот конкретно у вас есть стационарный аппарат?
      • +1
        Я как раз использую самый обыкновенной телефон который запитывается от АТС, только для таких случаев.
        • +3
          Столь предусмотрительные люди как вы и UPS поставят.

          Я же, например, уже давно телефона без питания от сети не видел.
          • +1
            UPS есть)) но для nas. Отец военный связист, поэтому у меня такой «пунктик» по наследству.
        • +2
          обыкновенной телефон который запитывается от АТС
          Вот еще одна статья расходов, которая сильно сокращается у хГТС, особенно при нынешнем росте тарифов! Жаль только, что при этом счета за связь не снижаются…
      • 0
        у меня — есть.
      • 0
        Я думаю, что у большинства есть. Телефон с полностью радио-трубками я лично только у себя на работе в живую использовал.

        Лично у меня два телефона в параллель с проводными трубками в разных комнатах и одна радио-трубка где-то по остальной части квартиры дрейфует пока заряжена :)
        • +2
          Надо голосование что ли запустить, может я правда ошибаюсь? Я лично не видел в Мск проводных телефонов в квартирах уже лет 10.
          • +1
            Ну наверняка люди держать их не на видном месте. Когда я жил в Норильске, блэкауты районного/квартального масштаба у нас случались регулярно, и в таком случае из кладовки извлекался проводной аппарат для звонка в аварийную службу.
            • 0
              Вот, как раз для этого они и нужны))
  • +1
    С другой стороны, сейчас надежность домашнего интернета и телефонной связи не так важна: есть резервный канал интернета в виде 3/4G.
    • +5
      Так блэкаут такая штука, при которой валится все. А на сотовую сеть будет такая нагрузка, что хорошо если на смс ресурсов хватит.
      • +8
        Вспоминая прошлый блекаут в Питере — сотовые операторы молодцы. Встало все, кроме них.
        • 0
          Видимо, учли 2005 в Москве, тогда наоборот, всё лежало.
      • +1
        Самая ли большая проблема при блэкауте — отсутствие интернета? Блекаут в крупном городе не будет долгим (долго — это несколько дней), а на время выхода из строя оборудования в доме можно использовать мобильный интернет. Интернет может исчезнуть и не по вине блекаута: у моего провайдера где-то раз в пол года-год сходит с ума коммутатор, который может перезагрузить только ответственное лицо, плохо доступное по выходным. Приходится пользоваться мобильным интернетом. Это неудобно, но возможно.
    • +3
      Зря вы на это надеетесь. Живу около Волги, неподалеку дачи москвичей, МТС-интернет перестает работать каждые выходные в течении всего года и летом круглые сутки. Связь работает, но хреново.
    • +5
      Вот только этот резервный канал при проблемах свалится одним из первых. И речь как раз таки о том, что если случится ЧС, то люди останутся без связи (без вызова скорой, без возможности позвонить родным и т.п.), а вовсе не из-за того, что пропадет развлекуха или работа через инет…
  • +2
    Сегодня скоростной интернет актуальнее стабильной проводной телефонной связи. А в случае крупного инфраструктурного сбоя важнее быстрее добежать до магазина за водой и продуктами, чем звонить по стационарному телефону, на другом конце которого, скорее всего, будет занято.
    • +5
      А в магазине энергии нет, кассы не работают — извините, закрыто. А все палатки Собянин прикрыл…
      • +4
        Ваша правда. Тогда остается сесть на телефон и позвонить в службу психологической помощи :)
        • 0
          Психологическая помощь может понадобиться если УДАСТСЯ дозвониться при неработающей связи :)

          Но, думаю, при форсмажорах будет обеспечен подвоз воды, еды и медикаментов, да и во многих магазинах перейдут временно на «бумажный» учёт.
          • +5
            Фильм «2012» в нас вселил веру, что сотовая связь работает даже когда под улетающим самолетом уходят под землю города и страны. Так что все будет норм ))
          • +1
            Хороший вопрос, кстати. Если есть ощутимая вероятность того, что навернутся стратегические электроснабжение (а с ними и водоснабжение, теплоснабжение и связь), то стоит ли рассчитывать на снабжение водой, едой и лекарствами?

            Магазины на бумажный учет не перейдут. В больших магазинах ходить с фонарем за каждым покупателем? А чеки как распечатывать, ибо налоговой насрать на проблемы индейцев. Ну и купить то кроме воды и круп будет нечего. Почти всё требует хранения в холодильниках.

            Во время блэкаута зимой 2010 (ледяной дождь) когда не работало ничего, я «на раёне» даже экипажей ППС не видел.
            • 0
              Если мы решили обмениваться примерами, то в Красногорске в 2006 году, когда рванула насосная станция, подвоз воды обеспечили всему городу.
            • 0
              то стоит ли рассчитывать на снабжение водой, едой и лекарствами?

              Вроде как есть «закрома Родины» (Росрезерв) основная задача которых именно такое снабжение. Питьевой водой вероятно снабдят. Но для мегаполиса самое страшное, по-моему, неработающая канализация.
              • 0
                Канализация чаще всего работает самотеком. Проблемы будут на очистных сооружениях, которые без энергии работать не будут.
                • +1
                  Без электричества вода не будет поступать в дома. Нечем будет заставить работать канализацию «самотеком».
                  В случае жары — все будет очень плохо, через несколько дней город будет смертельной ловушкой.
                  • 0
                    Да… Об этой стороне цепочки я не подумал… Потенциально подвозимой питьевой воды действительно может не хватить для нормальной работы канализации.

                    Через несколько дней без электричества в городе вышеобсуждаемые телефоны могут уже не понадобиться (потребуется централизованная односторонняя связь — оповещение), а на случай локального пропадания света на более короткий срок на ограниченных территориях пусть даже в район города полноценная неперегруженная связь будет гораздо нужнее чем все остальное перечисленное в этой ветке (скорую пожилым людям вызвать, сообщить куда следует о застрявших в лифтах людях и для других подобных задач).
                    • 0
                      > Об этой стороне цепочки я не подумал…
                      У нас новый дом, на этажи выше 8-9 вода подается нагнетателями в самом доме. При отключении электричества встает все: нет воды, нет света, нет газа (в дома выше 10 этажей не подводят в принципе), нет отопления, канализацию нечем наполнить.
                      Квартира, где не работает ничего.

                      > а на случай локального пропадания света на более короткий срок на ограниченных территориях
                      Это да, но ведь скорее всего они то работать и не будут, т.к. нечем запитать оборудование.
                      • +3
                        Если мой склероз мне не изменяет, то в общем случае уже выше 5-6 этажа требуются насосы судя по нормальному давлению в магистрали, хотя могу и ошибаться.

                        Кто они? Традиционная телефония будет работать пока не сядут аккумуляторы и не кончится солярка на АТС. PON умирает сразу так как нет питания на квартирных терминалах.

                        Немного статистики, за 25 лет существования дома где я живу стационарный телефон не работал только два раза по причине физического выгорания кабелей в вертикальной кабельной шахте соответственно в двух пожарах. Ни один известный мне провайдер интернета и сотовой связи такую надежность обеспечить не мог. Самое продолжительное отключение электричества в районе где я живу на моей памяти было часов на 5 и АТС тоже была задета, так как она буквально через пару домов находится, но и тогда стационарный телефон продолжал полноценно работать.
                      • 0
                        насчет газа, живу в 14 этажном доме и у меня газ на кухне, дом постройки 80 года
                        • 0
                          Интересно, ни разу не видел. А город какой?
                          • 0
                            Челябинск
                            • 0
                              Челябинск
                              Тогда не удивительно :)
                              • +1
                                почему?)
                              • 0
                                У меня в Питере в 14-этажной точке постройки 75 что-ли года тоже газ есть. Как бы вообще это всё — неудивительно. Мног знаю прнимеров и 10-12-14-16 этажных советских домой, полностью газифицированных. Вероятно, требования по газификации пошли уже после 90-х
          • +2
            За «бумажный учёт» (вернее, невыдачу чека) налоговая может выписать штраф в 40 тысяч.
            • 0
              Может. Однако, за чеком можно попросить потом зайти или выписать ручками, а придираться при настоящем форсмажоре не будут. Хотя, конечно, при кратковременных проблемах со светом никто заморачиваться не будет, просто будет перерыв в работе магазина, оно и правильно.
              Правда, я не имел ввиду крупные магазины.
              • 0
                Слишком много «но» при вполне явном геморрое. Если даже после блекаута разморозившиеся продукты снова заморозили и продавали как ни в чем не бывало. В магазине витал запах мертвых пельменей.

                А палаток, в которых можно было бы купить воды и доширак с каждым днем все меньше.
                • 0
                  В Москве их нет вообще, представляете?
                  • 0
                    Вы видимо о какой-то другой Москве, палаток всё еще довольно много…
                    • 0
                      Я об обычной Москве, которая нерезиновая. Остались палатки только определенных типов — печать, мороженое, проездные билеты, иногда табак. У меня возле дома теперь вообще магазинов нет, только супермаркет в пятнадцати минутах в один конец.
                      • 0
                        Странно, у меня под боком продуктовый и хозяйственный магазины, а в переходе метро ларьки на любой вкус(Домодедовская). Но закупаюсь обычно в супермаркете, банально удобней.
          • 0
            > да и во многих магазинах перейдут временно на «бумажный» учёт.
            Если учесть отсутствие освещения, сигнализации и охранной системы, а также множество полудиких мигрантов… Через пару дней блэкаута учитывать будет нечего.
      • +1
        В уважающем себя магазине все кассы стоят на бесперебойниках. Простой магазина — это настолько тяжелые потери для владельца, что они согласны платить за всё, лишь бы касса была автономной.
        PS: Кстати по этой причине не прижились решения, где касса — тонкий клиент либо все кассы имеют общую БД с центральным сервером.
        • 0
          т.е. дорогие автономные кассы — ОК, а запитать от бесперебойника кассы на тонких клиентах, пару switch'ей и сервер — не ОК? Или просто никто не думал об этом заранее, поэтому электрическая сеть не разделена на розетки «от бесперебойника» и «от обычной сети»?
          • 0
            Сервак упал — всё, сушите весла, все кассы встали разом. Значит надо резервировать сервак. Экономия на тонких клиентах даже для небольшого магазина — не столь значительная сумма чтобы рисковать. Тем более основная стоимость РМ — это торговое оборудование а не компьютер с жестим диском или без.
            Получается что никаких профитов владельцу это не несет. Удобнее только во внедрении и разработчикам.
            • +1
              да, согласен. Хотя у меня есть, что возразить: один сервер на FreeBSD у меня имел в 90-е годы uptime больше 3-х лет, и это при том, что он был собран на коленке из самых обычных компонентов, в супермаркет можно и получше сервер поставить, с 2-мя блоками питания, ECC RAM и дисками в зеркале. И удобство тонких клиентов еще и в том, что они централизованно обслуживаются и администрируются, а также быстро масштабируются. Anyway, было интересно узнать точку зрения реальных потребителей. Спасибо.
              • +1
                Да мы в свое время угрохали кучу ресурсов, делая кассовое решение с центральной базой для магазинов. Пользуются единицы из тысяч. Остальные предпочли offline с регулярным обменом данными между кассой и АСТУ.

                И да, с точки зрения и разработки и сопровождения тонкие клиенты куда удобнее, но бизнес решает иначе :)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +1
      Вот и я о том, экономическая целесообразность — это главное.
      • +5
        Для частной конторы так и есть. Но у нас ведь есть гос.органы, которые должны следить за тем, чтоб в таких стратегически важных областях не приносили в жертву надежность и безопасность в погоне за прибылью. Подавляющее число телефонных городских сетей и построенных на их базе сетей ШПД принадлежит государству. Было бы очень логично и правильно если бы Связьинвест (читай Минкомсвязи) выкупил МГТС целиком и сделал его частью Ростелекома. Тогда можно было бы проводить грамотную модернизацию сетей связи без оглядки на мгновенную выгоду. Но увы судя по последним новостям они наоборот собираются Ростелеком распродавать и это очень печально.
  • +2
    А как с охраной квартир дело обстоит? Ведь, если не ошибаюсь, вешалось на телефонный кабель?
    • 0
      Приборы охраны могут и через GSM и через Интернет данные гонять.
      • +4
        Могут. Сейчас как дело обстоит? Как ставить-снимать в этом случае? И меняют всем оборудование?
        • 0
          Сейчас есть приборы и с несколькими каналами действующими в порядке очередности, например инет + gsm очень удобненько.
          При полной потере связи с постом охранка может ставиться\сниматься и в офлайн режиме.
          Охранной компании, по большому счету, все равно. Любой прибор за ваши деньги.

          Сам не специалист по ОПС, «ключи подавал» что называется.
          • +2
            Все же это вариант для тех, кто подключает новые объекты. Как это работает в случае, если абонент давно подключен. Поставят завтра абоненту этот gay pron , GPON, и останется клиент без охраны. Согласованности то никакой между организациями. А охранникам, как справедливо замечено, все равно. Пока переподключат, обучат. Заранее же никто не позаботится.
            И думаю найдется достаточное количество уязвимостей. И социальных и технических.

            Короче, всем у кого квартира стоит на охране стоит обеспокоится заранее.
          • +1
            А что вы всё про компании да про компании?
            Как Вам ФГУП «Охрана» (от МВД)? Там никакими приборами и не пахнет, постановка и снятие с охраны — по звонку. И панели с кодом нет. Геркон на дверь и жуткий аналоговый «ФОБОС» в качестве лампочки с кнопкой.
            • +1
              Я про него видимо. Когда массово сработает во время смены оборудования — экипаж приедет. А потом забьет ездить. Ну вы поняли.
    • 0
      Уже на двух квартирах в Питере переделывали охрану. По-разному. В одном случае — в управляющий блок в подъезде ставили переходник с PON, и подводили разводку через него (скидывались все жильцы с сигналкой в подъезде, обошлось (в питере) где-то в 20к на подъезд, стоимость не зависит от кол-ва подключаемых ). В другом — человек поставил прибор, работающий через GSM. И тоже без проблем.

      Правда, когда я подключал в последний раз в своей квартире — в озране слышал много нареканий про GSM датчики. Прикол в том — что могут терять связь, особенно если прибор стоит в прихожей — сила приёмника походу слабая, и связь может теряться. Вот както так — жаловались люди мол «ухожу на работу — минут 1- не могу поставить — прибор ругается тчо нет связи. А что будет, если связи не будет если меня нет и кто-то войдёт?»
      • 0
        Плюс наверняка элементарно глушится.
  • 0
    Эх, не зря с сибишкой обзавёлся после того как этот самый GPON в квартиру завели :-)
    • +1
      А мы ещё «до». И ПОНовцев послали лесом. Ибо нефиг. В смысле, не пустили.
      • +1
        Ниже уже ответил. Повторюсь — а смысл? Медяшку уберут скоро. Так что логичнее перейти и искать преимущества с недостатками, параллельно изучая беспроводные олдскульные методы голосовой связи :-)
        • 0
          Отказались от городского телефона вообще, а не отсрочили отказ, просто послав монтажников.

          Расторгли договор с МГТС, другими словами. Если не хотеть быть рядовым потребителем Triple Play от МГТС — переход лишён смысла. Городской телефон — либо SIP от любого провайдера, либо СкайЛинк с прямым номером +7 495 — абон.плата за безлимит по Москве на 100р дешевле МГТС. И хочешь — в стационарном телефоне используешь номер, хочешь — в автомобильном, хочешь — в «трубке» в кармане. Выбор устройств за Вами. Интернет? 2 проводных провайдера для стабильности.
          Зачем при таком раскладе может понадобиться переходить? Интересна сама возможная причина.
    • +1
      а насколько реально с ее помощью связаться со скорой помощью, пожарными или полицией? Переговоры на частоте полиции у нас вообще-то запрещены (т.е. раньше можно было купить разлоченную рацию, но я полагаю, что полиция за разговоры на ее частоте может обидеться).
      • +1
        В Москве раньше была Служба спасения на гражданском CB диапазоне. Через них можно было вызвать экстренные службы… если докричишься до диспетчера. Это ведь не телефон, слабый сигнал переносной рации могут не услышать. Жива ли эта служба сейчас — не знаю. Чтобы связаться с полицией, нужна радиостанция совсем другого диапазона, и вы правы — в обычное время за такое по головке не погладят. А в случае ЧС — если докричитесь, то, полагаю, ответят. Но надо еще знать как, кого и на какой частоте вызывать — не все там так просто, как кажется.
        • +1
          Немного не в тему PON, но прямо до слезы напомнили, про службу спасения)

          Радиоконтроль

          Никто в точности не знает, что это за служба. То ли она принадлежит Комитету, то ли МВД. То ли предназначена для пеленгации нелегальных радиостанций, то ли следит, чтобы никто не ругался матом на служебной волне. Некоторые даже не верят в ее существование. Но легенды о ней живут.
          Случилось как-то старшему лейтенанту Иванову оказаться за 70 километров от города с разбитой машиной, важными сведениями и одной маломощной рацией. Понимая, что надежды никакой, он все же пытался связаться с кем-нибудь. Эфир был девственно пуст. Лишь легкое шуршание указывало, что рация работает.
          Совсем отчаявшись, он воззвал: «Служба радиоконтроля! Если слышите меня, сообщите в управление: срочно требуется помощь. Я нахожусь...» Он потом утверждал, что услышал в ответ совершенно четкую фразу: «Нашел себе прислугу!» Но это, скорее всего, выдумка.
          А вот правдой является то, что у дежурного по управлению раздался звонок, и некто пересказал все, что сообщил в эфир Иванов. Помощь пришла вовремя. Иванов так и не узнал, кого поблагодарить за связь, поэтому он просто высказал благодарность в эфир на той же волне. Ответа ждать не стал…

          (С) Н.Н.Федотов. Милицейские байки. Вторая сотня
  • +3
    Интересная статья. Собрали все воедино и теперь все ясно.
    Про гостиницы в АТС уже много раз говорилось за последние года полтора на разных ресурсах… Да и логично представить, что 5 этажей сейчас помещаются в 1 комнату…
    Больше волнует нестабильность и плохая отказоустойчивость такой схемы связи… Хотя у меня дома стационарного телефона давно нет.
    • +2
      Хм. На многих АТС есть объекты спецсвязи. Очень хочу посмотреть либо на убеждение силовиков снести их во имя высоких технологий, либо посмотреть на процесс заселения постояльцев, особенно заморских :)
      • 0
        При том, что хозяин МГТС ходит в кремль без приглашения, а всех глав силовиков по очереди практически за руку ловят… Уверен силовики высокие технологии полюбят всей душой. :)
  • +3
    Надо бы государству контролировать телефонию — стратегическая же вещь, ещё недавно считалась естественной монополий. Пусть контролируют качество, надёжность, время простоя.
  • +7
    А у нас в Латвии VDSL достаточно широко используется, по сути для жителей частных домов в городах это чуть ли не единственный способ получить приемлемую скорость.
    image
    В многоквартирных домах повально оптика, а в частные дома пока не тянут, хотя за ~1800-2500$ могут и подключить.
    DSL на фоне оптики стал совсем неприличным, так что в городах стали массово менять медь на оптику до АТС, а дальше, если состояние и длина линии позволяют, меняют абоненту модем и за 35$ в месяц подключают ему VDSL 20/5.
    Из конкурентов ближе всего пока что LTE, но сам от VDSL наверное не скоро откажусь.
  • +1
    Умножил 3млн абонентов на 500 рублей и 12 месяцев. Получил 18 млрд только от этой абоненки в год. Ваша цифра — 9млрд прибыли. Вполне сравнимые цифры и без недвижимости, если вспомнить про дополнительные услуги и корп. сектор.
    • +2
      9 млрд — чистая прибыль, 18 — это выручка.
      • +2
        Вот я и пишу, что если прибавить прочие услуги, включая юридических лиц, вполне можно получить 9 млрд прибыли. Сомневаюсь, что упомянутые нары с гастарбайтерами принесут сравнимую прибыль.
        • 0
          Так в том и дело, что те миллиарды от абонентки никуда не денутся. Прибыль от недвижимости — дополнительный профит. Затраты на замену АТС все равно будут, устаревшее оборудование так или иначе менять придется.
  • –1
    Не, ну оптоволокно конечно хорошо, особенно если прям в каждую квартиру. А если еще локалку МГТС замутить (типа свободный обмен трафика между абонентами МГТС на полной скорости канала), будет ваще рулез, имхо. А если еще и ипы выдавать белые или хотя-бя за натом, но имеющие доступ из-вне, то можно хоть свой датацентр открывать прям в квартире на каком-нить дешевом ноуте -)))
    • 0
      Дык так и есть (про белые ип). Я в первый же день полез звонить узнавать у техподдержки как подключить услугу «статичный белый ип», мне удивлённо заявили что нету у них такого. В итоге посмотрел внешку, полез на неё через второго провайдера — коннект успешный, т.е. по-дефолту всё уже белое и пушистое статичное.
      • 0
        Упс, насчёт статического наврал. Только сейчас заметил что уже не тот что раньше был. Но то что белый — однозначно.
  • +2
    Да, GPON по сравнению с медью весьма не надежная вещь. И строят сейчас СПД в городах ориентируясь не на надежность, а на цену, это факт.
    Но согласитесь, владеть двумя типами железа для предоставления одних и тех же услуг- это совершенно глупая затея. И оптика до дома тоже дело хорошее, нужное и более перспективное.
  • –17
    Опять какая-то мистификация и теории заговора.
    я инженер
    Уж не позорили бы свою профессию.
    • +9
      Вроде бы ничего плохого или ошибочного telefonist не сказал. Объяснитесь)
  • 0
    Что-то я не понял оборота «Сейчас, к примеру, в бешеных темпах делается видеонаблюдение по всему городу и на избирательных участках. Это, собственно, делает МГТС по старой меди. Но медь уже не в моде, в моде оптика. Поэтому процесс ухода со старой схемы идёт вовсю»
    Видео делаем на медь, но сами же с меди и уходим, что-то не логично как то. Не объяснит ли мне кто-нибудь что имел ввиду автор?
    • 0
      Когда есть возможность включать по GPON — включают, но видеонаблюдение обычно надо срочно и десять тысяч точек в месяц, поэтому включают как получится. Чаще получается по имеющейся меди по SHDSL.
      • 0
        А я уж было подумал чт я invisible :) Спасибо, теперь всё понял!
    • 0
      К слову сказать, МГТС далеко не лидирует по видеонаблюдению в Москве. Подавляющее большинство точек было подключено по каналам Ростелекома (сеть Онлайм/НКС/НСС), на втором месте как ни странно — Акадо (Комкор).
      На избирательных участках — Ростелеком.
  • +7
    «Нет такого преступления, на которое не пойдёт капиталист ради 300% прибыли» ©
    • +1
      Если быть совсем точным, то в оригинале это звучало так: «при ста процентах прибыли, капитал попирает все существующие законы, а при трехстах нет такого преступления, на которое он бы не решился, хотя бы под страхом виселицы».
  • +13
    Я могу про PON сказать как житель небольшого городка и работник Ростелеком, который этим вопросом частично занимается. Я являюсь также абонентом этой сети.
    ADSL и GPON — это небо и земля. Стабильные 40 мегабит/с входящие и 20 мегабит/с исходящии (не считая проблем на сети, когда не хватает магистральных каналов, такое бывало несколько раз). Нормальная работа IPTV. Это всё GPON. Ну а ADSL — это технология для того, чтобы выжать максимум из имеющейся сети. Любой деффект кабеля и всё… ждите обрывов, низкую скорость. Также скорость падает при удалении от станции. В GPON удаление от станции может достигать 20 километров. Т.е. чтобы обеспечить связью наш город и относительно стабильным ADSL нужно примерно 5-7 станций. Для GPON достаточно одной станции.
    Сама сеть довольно надёжна, если не считать некоторого бардака с коммутацией внутри домов. Если бы не было диких темпов подключений и толпы «негров», то было бы лучше. Сейчас количество подключений резко упало и удалось привести сеть в порядок. Главное достоинство оптики — отсутствие активных элементов на участке между станцией и абонентом. На станции есть дизельгенератор и аккумлуяторы. У абонента нет ничего, кроме ONU… но если нет света, то ему, как правило, и не нужен интернет. Желающие могут подключить бесперебойник к ONU и пользоваться час WiFi (по крайней мере мой бесперебойник без проблем тянет столько).
    Гроза, как правило, не страшна. Достаточно отключать всё железо от розетки. Это вам не Ethernet, когда вышибает свич в доме и весь дом сидит без интернета пока не купят новую железку.
    Собственно говоря, GPON — мой выбор как абонента. Ну а стационарный телефон… мне не нужен. Достаточно прямого городского на сотовом для любителей старины.
    • +1
      В маленьких городах мобильные сети на новый год нормально работают?

      В теме не даром же писали про блэкауты. Стационарный телефон в Москве — это средство связаться, когда электричества нету длительное время и на крупной части города.
      • +1
        После прихода оптики в город позвонить из города легко, междугородних каналов так много, что их даже убирали. Интернет вроде круглосуточно работает, но недавно были проблемы с шириной канала. Расширили в два раза. Пока хватает. Скоро ещё в несколько раз расширят при модернизации.
        Звонить когда нет света проще по сотовому. Не знаю как у других, но у того же Ростелекома базовые станции какое-то время работают на аккумуляторах, если света нет длительное время, то привозят генераторы. Как минимум одна станция в городе будет работать на дизеле. А в нашем городе она закроет процентов 60-80 города. Но, думаю такое может случиться только в том случае если город отключат весь от электроснабжения. За свои 30 лет жизни я такого в городе не встречал.
        Кстати, тот же GPON будет питаться в любом случае от какой-то из линий электропередач, аккумуляторов или дизельгенератора. Эта технология простреливает практически весь город от одной, кроме самого удалённого района (у нас город примерно 17 километров по берегу реки протяжённостью). Точнее даже может и дотянуться, только модули на станции другого типа приёмо-передающие нужны. Собственно говоря у нас там нет даже телефонов, только сотовая.
        • +2
          Звонить когда нет света проще по сотовому.

          Только вот минимум раз в год перерывы связи по несколько часов в сетях того-же Ростелекома это не редкость, да и сотовая сеть крупного города ляжет раньше от перегрузки, чем от разрядки батарей на БС (что мы наблюдаем во все крупные праздники, когда стационарная телефония в пределах города продолжает работать, а сотовая связь ложиться даже в пределах города).

          Для интернета и телевидения — да, GPON — это очень хорошая технология и наверное самая лучшая из имеющихся на текущий момент, но для телефонии — это откат в каменный век по надежности сервиса первой необходимости (о чем говорит тот факт, что именно в телефонной сети есть экстренные номера типа 01 и т.д.) ибо стационарный телефон работает пока есть питание на АТС, а GPON требует еще обеспечить бесперебойное питание на все абонентские терминалы. Сотовая сеть тоже требует заряженного телефона даже там, где она есть, а есть она далеко не везде даже в крупных городах-миллионниках (длиной 70+ км).
    • 0
      ADSL и GPON — это небо и земля. Стабильные 40 мегабит/с входящие и 20 мегабит/с исходящии (не считая проблем на сети, когда не хватает магистральных каналов, такое бывало несколько раз). Нормальная работа IPTV. Это всё GPON. Ну а ADSL — это технология для того, чтобы выжать максимум из имеющейся сети.

      А вот и нет. У меня ADSL от стрим был около 3-х с лишним лет и, представляете, ни единого разрыва, ничего, что обычно бывает с ethernet провайдерами.
      • +1
        Вам повезло. У меня тоже ADSL работал несколько лет, а потом стал периодически обрывать, хоть и редко. ТВ работало стабильно только при снижении скорости по линии. Вот и приходилось выбирать, либо ТВ и интернет на 8 мегабитах (со включенным ТВ всего 3-4 остаётся), либо 17 мегабит/с. ADSL тоже хорошо, но при наличии GPON я лично выбираю второе.
    • 0
      Мой осознанный выбор как абонента — провайдер, предоставляющий все три услуги по меньшей цене, чем РТ. И пофиг на связь, во время блэкаута можно пешком кругом дойти (на крайняк в окошко покричать чтоб помощь вызвали)). В принципе я бы остался с, тогда еще, УСИ — смена номера и всё такое — , но adsl уже реально напрягал, кабельное по нему так и не заработало, а этот ваш gpon им оказалось интереснее предоставлять в новостройках. Мой хрущебный дом так до сих пор и не охвачен, хотя оптика РТ через весь город проходит буквально в паре домов отсюда. Вот МТС и домру отчего-то посчитали нас достойными оптики, чему несказанно радуюсь более трёх лет как.
  • +3
    А мне PON мил как раз тем, что при отключении электроэнергии я не остаюсь без связи (и интернета), в отличии от всяких других нищебродских операторов, которые используют активное оборудование на чердаке, а на ИБП денег жалеют.
  • +2
    Кажется, если радиооператоры не будут тупить, то, как только надежность «новой прогрессивной» схемы работы, описанная в статье, вылезет (а это будет неизбежно), радиолинки (особенно бекапные) получат еще большую популярность.

    Кто там кричал еще недавно, что SIP — это ненадежно? Судя по статье, надежности телефонии в Москве угрожает не этот протокол, а (вдуматься!) сама телефонная сеть. Когда лягут каналы, попробуй еще докажи, кто ненадежнее, «провод» или SIP :)
  • +4
    Спасибо Вам за этот пост.
    Первая встреченная солидарность на хабре.

    Ничуть не жалею, что отказались от трёх номеров МГТС по всем трём адресам. От первого — после смены кода на 499, от второго — после очередного подорожания, от третьего — после настойчивого задалбывания своим PONом.

    К слову, что ещё сильно не хватает МГТСу — культуры обслуживания.
    «Личный кабинет» на сайте зачаточный. Чтобы сменить тариф с безлимитного на повременный или наоборот, требуется идти с паспортом (sic!) в телефонный узел.

    Платежи зачисляются минимум сутки, не смотря на наличие возможности сообщить Сбербанку размер выставленного счёта к оплате. Т.е. информация о задолженности в реальном времени есть, а прохождение платежей — явно оффлайн.

    Завышенные цены и последние подорожания — умолчим.
    О подрядчиках-гастарбайтерах и обилии ничего-не-знающих и ни за что не отвечающих девушек в службе поддержки тоже.
    О качестве «падучего» интернета, уступающем бывшему Стриму, а по удобству подключения, оплаты, контроля расходов — и нынче среди аутсайдеров — тоже умолчим.

    Но полностью соглашусь с расхожим в блогах мнением, что в 130-летней истории МГТСа наступили «тёмные времена».
    Поезд ушёл. Одни яйца остались. Тухнуть.

    Извините, наболело.
    • 0
      А смысл отказываться? Через год-два медь всё равно отключат. У меня городской телефон оочень редко используется, так что согласился на GPON без колебаний. Хотя когда-то давно приходилось пользоваться Стримом и помню весь их геморр с техподдержкой и прочим.

      Интересно было шустрость интернета проверить. До этого у меня был Билайн в качестве основного провайдера плюс Цифра-один — в качестве резервного. Месяц погонял МГТСный на топовом тарифе (200 мегабит/сек) — красота полная, в реале 160-180 мегабит даунлинк тянет (те же торренты, например). Само собой, обычно столько и нафиг не надо, но всё равно приятно :-) Так что от цифры1 уже отказался, билайн пока оставил вторым провом, всю домашнюю электронику перевёл уже на МГТСный канал. Итого уже три месяца прошло с момента подключения — полёт нормальный, «разрывов не было». Ну а если вдруг появятся — в течении пары минут верну всё обратно на Билайн, проблем не вижу.
      • +1
        > А смысл отказываться?
        Тут уже появляется большой выбор из конкурирующих провайдеров и далеко не факт, что выберут МГТС с PON. Я вот сейчас плачу 200р за 20 мбит/с по витухе + адекватная техподдержка + нормальный кабинет пользователя + никуда не надо бегать с паспортом + ещё некоторые бонусы. А сама контора находится в нескольких кварталах от меня. Зачем мне сдался этот PON? Мериться с кем-то мегабитами?
        • –1
          Да я ж не уговариваю, я делюсь своими впечатлениями. С техподдержкой проблем вроде не было (пока), в кабинет ещё вроде ни разу не заходил, с паспортом никуда вообще не ходил (с монтажниками оформитель сам приходил), оплата как раньше за обычный телефон (т.е. с банковской карты). А мегабиты… приятно когда надумал какое-нибудь кино посмотреть, поставил на закачку, чай попил — двадцатигиговый фул хд рип уже скачался.

          Ах да… потом я блюрей-диски покупаю, если кино понравилось :-)
          • +2
            Ну как же не уговариваете?
            Обычно чем больше фирма (в т.ч. провайдер), тем меньше в ней человеческого облика. Всё жутко забюрократизировано. Плюс крупные федеральные провайдеры бегут впереди паровоза и блочат всё по первому чиху. Так что скоро вы на 200мбит/с будете гулять только между kremlin.ru и er.ru.
            • –1
              Вот как раз Билайн у меня и любил все блочить по первому чиху :)
              Мелкие провы арендуют каналы у больших, а соответственно будет то же самое заблокировано. Так что скоро все только на er.ru будем ;)

              Я просто искренне не понимаю того как народ сознательно не хочет нормальный канал. Я как вспомню свой первый домашний недиалапный инет (Стрим на 128К) так сразу ищу у провайдера тариф пошустрее :) Эт у меня перебор, согласен, но вот на старом канале Билайна я очень прочуствовал разницу от перехода с 10 мегабит/сек на 80 (с учетом того что там же и иптв, и куча компов/ноутов/плантешов одновременно в сети и доча мультики на ютубе смотрит и жена сериалы на сайтах). Так что реально обрадовался гпону в шкурной надежде что наконец-то никто не будет мешать.

              А насчет блокировки — прокси никто не отменял, да и серверок в германии арендую…
              • +1
                > Мелкие провы арендуют каналы у больших, а соответственно будет то же самое заблокировано.
                У меня ничего не блокируется в отличие от Билайна. И сотрудники провайдера говорят, что до последнего будут этого избегать.

                > Я просто искренне не понимаю того как народ сознательно не хочет нормальный канал.
                Народ понимает, что кроме канала есть ещё и сервис, который может съедать кучу времени и нервных клеток. Я вот звоню в поддержку и трубку тут же снимает вменяемый сотрудник. Живой! А в Билайне минут 15 будешь слушать пургу про USB-модемы и IPTV и ждать сотрудника. А можно и не дождаться в случае больших аварий.

                > там же и иптв, и куча компов/ноутов/плантешов одновременно в сети и доча мультики на ютубе смотрит и жена сериалы на сайтах
                Семьи нет, ТВ не смотрю. 20 мбит на один ноут по мне вполне достаточно.
  • 0
    С текущей интернетизацией нет ни какой проблемы подключится к двум, а то и трем провайдерам одновременно :)
    • +2
      Ой не наа-адо… Не думайте, что во всех городах всё так же, как у вас.
      • 0
        Так я нигде не говорил про «все города». Название организации МГТС как бы намекает на один конкретный город…
  • +2
    Ситуация с МГТС печальна, увлекательна, но не уникальна. К сожалению лозунг «Связь — любой ценой» уходит в прошлое. Ростелеком подобным же образом «укрупняется». Причём сокращают именно тех, кто «на земле» работает, зарплаты падают, в результате в бригадах остаются предпенсионеры да недавние выпускники ПТУ которые RJ-45 от RJ-11 отличить не в силах. Аварийную бригаду собрать уже проблема.
    Года два назад приезжие бригады опутали весь город этой самой оптикой и чуть не насильно, запугивая начали пенсионеров «окучивать». Ставьте оптику, а то телефон отберём! А много-ли старику надо? Переключались, да.
  • +2
    В освобождении недвижимости от перехода на новые технологии — ничего особо плохого нет, наоборот: больше предложение — ниже цены в длительной перспективе.

    А экономия на аккумуляторах — это уже вопрос, лежащий совершенно вне технологических частностей.
  • 0
    Автор вроде как в негативном ключе всю эту инсайдерскую информацию подает. Да, безусловно, уровень надежности несколько упал, но согласитесь, проводной телефон в настоящее время сильно потерял в своей актуальности. Тем более сотовые вышки все имеют резервное питание на много часов. А сколько проживут древние прогнившие аккумуляторы в ламповых АТСках?
    Если посмотреть с другой стороны — очевидно что менеджмент компании принял абсолютное верное и экономически обоснованное решение. Еще и проявил волю в его реализации.
    • +3
      Вы хоть раз были в аккумуляторной на АТС в крупном городе?
      Этим занимается отдельная служба, в обязанности которой стоит проверка и поддержание в рабочем состоянии резервного питания. Более того, часто питание переходит полностью на батареи и дизель для проверки готовности, просто Вы этого не замечаете и не знаете об этом.
      Никто не спорит, что это этого можно запитать и оборудование PON. Вопрос в том сохранятся ли эти аккумуляторные после того, как компания стала частной, т.к. содержание стоит больших денег. PON он как бы сбоку :)
      • –1
        Ну хорошо, хорошо. Теплые ламповые АТС в пять этажей и полный подвал аккумуляторов — это хорошо :)
        То что компания стала частной — наверное выходит за рамки статьи. Но раз уж это частный бизнес, и решения он должен принимать как частный бизнес. И тут к менеджменту нет никаких вопросов абсолютно.
        • +1
          Частный бизнес, который во первых монополист или почти монополист, а во вторых занимается стратегической отраслью должен принимать решения строго в пределах инструкций и регламентов и думать, как зарабатывать на сопутствующих вещах, а не на качестве основной услуги.
          • 0
            Тогда предоставьте пожалуйста ссылки на инструкции и регламенты, которые нарушает МГТС этим решением.

            >> думать, как зарабатывать на сопутствующих вещах, а не на качестве основной услуги
            Понятно ваше негодование как потребителя, но вы сами только что написали что МГТС — монополист. Соответственно мнение потребителя основной услуги его не очень-то беспокоит — он никуда не денется. А вот как зарабатывать — точно не должен решать потребитель. Это бизнес, ничего личного.
            • +2
              есть такой федеральный закон «О связи». Ст. 52 п.1 этого закона гласит: «Оператор связи обязан обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб...». А еще есть Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 284 от 06 декабря 2012 «О внесении изменений в приказы Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам применения оборудования и построения телефонной сети связи общего пользования», в котором сказано: «В целях обеспечения бесперебойного функционирования средств связи, входящих в состав узлов связи, точек присоединения сети связи, базовых станций фиксированного абонентского доступа, а также базовых станций сети подвижной радиотелефонной связи и сети подвижной радиосвязи, используются резервные автономные источники питания, обеспечивающие при нарушении внешнего электроснабжения функционирование указанных средств связи в составе сети связи не менее 4 часов при нагрузке, соответствующей часу наибольшей нагрузки.»

              Жирный шрифт в цитатах — мой.

              Если МГТС (или любой другой *ГТС) круглосуточного доступа не обеспечивает и бесперебойники к активному оборудованию не ставит или забывает в них аккумуляторы менять, то с таким оператором надо массово судиться.

              Можно еще почитать дискуссию на тему установки PON'ов без должного резервирования электропитания в Петербурге.
              • –1
                Спасибо что привели нормативные документы.

                Правда из статьи я не вижу причин для беспокойства — никакой информации о наличии или отсутствии резервного питания нет. Конечно же они должны его обеспечивать.
                • +1
                  Абонентские терминалы резервным питанием не обеспечиваются.
                  • 0
                    А где в законе про абонентские терминалы?
                    • +1
                      Как минимум он подходит под следующие категории:
                      входящих в состав узлов связи, точек присоединения сети связи

                      и
                      базовых станций фиксированного абонентского доступа


                      Ибо абонентский терминал — часть сети оператора, а не абонента.
                      С этим кстати никто не спорт, но в договорах пытаются юлить, что работать будет только при наличии электричества у абонента и при выполнении прочих не имеющих отношения к закону ограничений.
                      • 0
                        Ну что ж, хороший повод посудиться.
                • 0
                  Постараюсь сформулировать:
                  1. По факту 1й пункт очень часто не выполняется
                  2. Большая вероятность что пункт с резервированием питания тоже будет отброшен. Т.е. резервирование будет, но на крайне короткий период времени. Ну и с дизельными генераторами тоже все становится весьма мутно, если мы принимает тезис, что АТС упраздняется.
                  Секрет в том, что до РШ (распределительный шкаф дома) интернет идет по оптике, возле РШ стоит DSLAM, а по технологии ADSL работает только короткий отрезок, не дальше чем до соседнего подъезда и на нужный этаж. При такой схеме никакая АТС уже не нужна, достаточно дотянуть оптику до узла включения в интернет, которых может быть мало и которые гораздо компактнее.

                  Что в этом плохого? Ну, блэкауты, например. На прошлой неделе пропадало электричество на северо-востоке Москвы, без питания остались Медведково, Свиблово и Бабушкинское. Питание подали, а вот домашний интернет МГТС заработал далеко не сразу, потому что множество DSLAMов просто зависли. Несколько десятков домов. Инженеры потом несколько дней ездили по шкафам перегружать карты…

                  Конечно большинство комментариев тут основывается на домыслах, но домыслы как минимум подкреплены наблюдениями из жизни (кто-то пользуется, кто-то строит) и эти наблюдения могут быть сформулированы в определенные опасения.
                  • 0
                    Постараюсь сформулировать:
                    не совсем понятно при чем тут конкретно технология PON. Если это не выполняется — это халатность. Да надо подавать в суд и выигрывать. Но сама технология доступа тут при чём? Где гарантия что старые АТС с медью соответствуют всем требованиям?
                    • 0
                      Чтобы старые АТС соответствовали требованиям надо поставить только одну систему бесперебойного питания и как показывает практика они на АТС есть. Чтобы новая система соответствовала требованиям нужно поставить систему бесперебойного питания каждому абоненту в квартиру, чего никто не делает.
                      • +1
                        Чтобы старые АТС соответствовали требованиям надо поставить только одну систему бесперебойного питания
                        Ага, и принудительно обеспечить каждого абонента пассивным стационарным телефоном, запретив в договоре его отключать.
                        • 0
                          Все телефоны, у которых есть проводная трубка пассивные. А по моим личным наблюдениям полностью радиотелефонов все-же меньшинство по крайней мере среди множества наблюдаемых мною телефонов.

                          Но это не отменяет того, что телефонный аппарат к сети оператора отношения уже не имеет и у абонента есть техническая возможность использовать использовать услуги связи даже при отсутствии электричества, так как сигнал в проводах есть.
                          • 0
                            А по моим личным наблюдениям полностью радиотелефонов все-же меньшинство по крайней мере среди множества наблюдаемых мною телефонов
                            Может это в Перми так, но, тут речь конкретно про МГТС. Как я уже писал, давно не видел в квартирах москвичей проводных аппаратов.

                            Но это не отменяет того, что телефонный аппарат к сети оператора отношения уже не имеет
                            Вы, уважаемый, запутались в собственных показаниях:
                            Ибо абонентский терминал — часть сети оператора, а не абонента.
                            • 0
                              Может быть и так. Наблюдений в других городах у меня нет. В гостиницах правда чаще наблюдаются телефоны с проводной трубкой :)

                              В собственных показаниях запутались Вы. Абонентский терминал PON — это коробочка с одной стороны которой оптический ввод, а с другой RJ-11, RJ-45(8P8C) и т.д. Разговаривать через нее физически не возможно ибо она просто продвинутый медиаконвертор с некоторыми дополнительными функциями.

                              А вот уже в эту коробочку и подключается телефон, компьютер, телевизор и другое оборудование, которое к сети связи уже не относится и находится в зоне ответственности абонента.
                        • +1
                          Не совсем так. Технология это обеспечивает, остальное — на усмотрение абонента.
                          Случай из жизни: когда в Питере одно время часто отрубали электричество, а в ходу были уже новомодные радиотрубки, я доставал с антресолей старый добрый кнопочный телефон (с автонабором и прочими плюшками кстати) и подключал его к розетке.
                          В случае с ONT у Вас нет выбора.

                          Сорри не обновил коментарии :)
                          • 0
                            ОК, тут соглашусь. Действительно выбора нет, абонентское устройство в любом случае должно быть с питанием.
  • 0
    Нет так давно поставили шкаф с конвернетрами в подъезде, теперь находиться на первом этаже невозможно из-за гула вентиляторов внутри него.
    • 0
      Вы можете обратиться в ТСЖ с письменным заявлением о превышениях норм шума. Но вообще странно, не слышал про такие проблемы )

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.