Сколько раз вы заплатили за ноутбук с windows, которую снесли сразу после покупки?

    image
    картинка для привлечения внимания

    4 года назад несколько человек добились возможности возврата ОС.

    Однако воз и ныне там:
    • по прежнему за счёт одного товара — ЭВМ, продвигается другой товар — право на использование программного обеспечения (ПО), заметьте не само ПО является товаром, а именно право им пользоваться;
    • процедуры возврата этого «права пользоваться» трудоёмки, неудобны или вовсе не выполняются;
    • процедур отказа от приобретения этого «права пользоваться» — не существует;
    • лицензионные соглашения на ПО, по сути, являются договорами аренды, в которых не декларирована стоимость «права пользоваться»;
    • Microsoft и другие поставщики ПО прячутся за коммерческую тайну при заключении договоров с поставщиками ЭВМ.


    Когда уже мы (IT-сообщество, потребители) заявим о своём праве не быть обманутыми?

    Ведь в магазине при покупке картошки, продавец, пытающийся впарить ещё и масло (которое дома и так есть) с «правом пользоваться» им, будет незамедлительно послан/поставлен на место!
    И вы пойдёте домой именно с картошкой, без ненужных масла, табуретки, прибора для коррекции биотоков и «правами пользоваться». Не так ли?

    Так почему мы, молча, отстёгиваем заработанные трудом деньги, оплачивая «право пользоваться» ПО, которое тут же уничтожаем за ненадобностью?

    Ведь налицо нарушение прав потребителя!

    Закон о Защите Прав Потребителей, статья 16 п.2:
    Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.


    Предлагаю:
    1. обязать поставщиков ЭВМ, предоставлять, поставляемые в составе ЭВМ, коммерческие программы на правах shareware — т. о. пропадает необходимость в проведении процедуры удаления ПО, при этом сохраняются возможности продвигать ПО без нарушения прав потребителя.
    2. обязать поставщиков ЭВМ оформлять «право пользоваться», на поставляемые вместе с ЭВМ коммерческие программы, в виде отдельного товара с декларированием стоимости, который можно добавить или убрать при покупке ЭВМ;
    3. обязать продавцов ЭВМ декларировать «право пользоваться» в магазине в виде отдельного товара с отдельным ценником.


    Дополнения/исправления принимаются, позднее оформлю «инициативу» на РОИ. (почему вычеркнул — см. UPD3)

    UPD1: В ходе обсуждения выяснилось, что некоторые не пытаются вникнуть в суть предлагаемого и требуются пояснения.

    Пояснение по пункту 1

    Я:
    • НЕ предлагаю запретить поставщикам предустанавливать ПО — пусть ставят какое им угодно ПО.
    • НЕ предлагаю обязывать поставщиков удалять ПО — пусть оно остаётся предустановленным;

    Суть данного пункта — закрепить право удалить/оставить ПО за потребителем (способен потребитель удалить или нет — не важно, он может получить такую услугу как на стороне, так и в магазине или от поставщика в виде функции удаления.

    Пояснение по пунктам 2 и 3

    Сегодня покупая ПК с предустановленным ПО, потребитель вынужден сразу оплачивать «право пользоваться» этим ПО, безотносительно того, нужно это «право пользоваться» ему или нет.

    Возможность отказаться от не нужных «прав пользоваться» становится доступной, лишь после совершения акта покупки и потребитель вынужден тратить своё время, нервы, преодолевать непонимание, незнание продавцов, доказывать что он не лох, для возврата своих средств.

    Вот тут и кроется обман — большинство людей ценит своё время и нервы и предпочитает плюнуть на скрытый, именно скрытый платёж.

    Возврат происходит, постфактум:
    сначала вас/нас обворовали, впарив ненужное, а затем вы/мы должны искать способ вернуть назад свои деньги, затратив ещё более ценное — время. Т.е. по факту нас обкрадывают дважды, сначала воруют деньги, затем воруют время!

    Однако, логичнее было-бы избежать оплаты ненужных, конкретному потребителю, «прав пользоваться» в момент покупки ПК, а не после неё, со всем вытекающим.

    Процедура-же возврата нужна тем, кто приобрёл «права пользоваться», но в последствии решил, в разрешенный срок, по каким-либо причинам, отказаться от оплаченных ранее «прав пользоваться» и предустановленных программ.

    Что касается декларировании цены — ведь должно быть ясно, что ЭВМ и лицензия на программы являются совершенно разными товарами:
    • приобретая ЭВМ потребитель получает его в собственность и волен творить с ним что угодно (естественно в рамках закона);
    • приобретая «право пользоваться» программой — потребитель заключает лицензионный договор с производителем программы, по которому обязуется использовать программу, согласно условиям определённым в лицензионном договоре, при этом, обычно, потребитель не получает программу в собственность, а лишь становится временным пользователем программы на [не]определённый срок, что вообще-то подпадает под понятие «аренда» в отношении которой в договоре должна быть декларирована стоимость, так же, эта стоимость, по идее, должна декларироваться исходя из публичности договора (Гражданский кодекс РФ (Часть 1), Статья 426.) и должна быть одинаковой (хотя юристы могут за это швырнуть в меня тапком).


    Что касается Apple и её продукции — не могу определить насколько правомерно поставлять разные товары одного производителя в одном комплекте, но насколько мне известно, Apple декларирует стоимость операционной системы и включённого в него ПО, не предоставляет права отказаться от своего предустановленного ПО на ЭВМ своего производства. И думаю пока Apple не занимает монопольного положения, это её право объединять свои товары на своих условиях. Хотя опять же не знаю насколько это соответствует законам РФ.

    UPD2:
    О впаривании

    То какие компоненты производитель решил поставить в технически сложное устройство — его выбор.
    Но!
    Аппаратные части ЭВМ идут по одному договору купли-продажи и передаются мне(потребителю) в собственность в виде одного неделимого товара по единым условиям определённым в договоре.

    Предустановленные-же программы поставляются по совершенно другим лицензионным договорам с другими, разнящимися условиями и не передаются мне в собственность!

    Под впариванием я в первую очередь подразумеваю именно продажу совершенно разных товаров, разных производителей, на разных условиях(!), за одну сумму, без её детализации и возможности отказаться от одного из этих товаров в момент приобретения (а не после него).

    UPD3:
    В свете последних событий вокруг петиции об отмене 187-ФЗ, ныне считаю РОИ не эффективным способом воздействия на сложившуюся ситуацию. Как показывает практика, обращение в ФАС более эффективно.
    Метки:
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 281
    • +5
      Good guy Lenovo предлагает даже топовые модели ноутбуков в варианте без винды. Пример.

      Инициативу поддержу, хотя себе купил ноут специально с Win7Pro.
      • –2
        1) На Lenovo свет клином не сошёлся.
        2) Lenovo единственная компания которая ввела процедуру возврата ОС прямо в магазине.
        3) Личное право. Однако при наличии ранее купленной коробочной версии Win7Pro для стационарного ПК, Вы бы стали покупать ещё одну при смене ПК на ноут?

        • +9
          Ложь. Я месяца два бодался с Ульмартом за возврат денег за виндоуз — воз и ныне там. То ли Ульмарт мудаки, то ли майкрософт, то ли Леново.
          • 0
            Нет, не ложь. Процедуру ввели. По остальному сказал в топикстартере:
            процедуры возврата этого «права пользоваться» трудоёмки и неудобны.

            Хотя наверное стоит добавить — не выполняются.
            • –7
              Ульмарт долб#$бы, Ниграсофт мудаки, Леново хорошие
              Инфа 100%
              • 0
                Ulmart? Скорее всего магазин, потому что в другом, менее крупном магазине, мне вернули деньги без проблем. Написал заявление, через полторы недели пришёл, показал отсутствие венды, забрал деньги и ушёл.
                • 0
                  Ноут какой фирмы?
                  Не только Lenovo возврат денег делает.
                • 0
                  Я не пытался с вами спорить, а добавил полезной информации в топик.
                  • 0
                    Да фиг там. Бодался с плеер.ру, в итоге был послан в сервисный центр. Сервисный центр сказал — месяц будут стикер срывать. В итоге плюнул и снес сам.
                    • +7
                      Магазина хуже плеер.ру я не знаю, так что, не удивительно.
                      • –1
                        А чем он таким плох? Да, я был у них в магазине на автозаводской один раз — это полный треш. Но при заказе через интернет — мне совершенно все равно, кто будет везти заказ, лишь бы цена была адекватной.
                        • +4
                          Почитайте отзывы хоть на маркете. Там весьма распространена практика впаривания бу вместо нового, у них дофига серого товара. С порога они заявляют, что не соблюдают и не собираются соблюдать ЗоЗПП и за то, чтобы они начали соблюдать закон вам предлагается заплатить. Но и это не гарантирует вам сервис. Раз в полгода-год они меняют юрлицо с отказом от гарантийных обязательств и т.д. За счет этого цена ниже на 3 копейки. Но ну ее нафиг, такую экономию.
                          • –2
                            А что плохого в сером товаре, если об этом честно сообщается?

                            >>С порога они заявляют, что не соблюдают и не собираются соблюдать ЗоЗПП и за то, чтобы они начали соблюдать закон вам предлагается заплатить.

                            Это вы сами додумали. Я всегда отказываюсь от «страховки».
                            • +5
                              То, что они называют «страховкой» и за что предлагают заплатить, они обязаны делать бесплатно.
                              • –4
                                Кому обязаны? :) Просто ребята нашли ещё один поинт для заработка — молодцы.

                                «16-ти дневное покрытие риска производственного брака»
                                Коротко о сути услуги:
                                Услуга была введена исключительно по многочисленным просьбам наших постоянных клиентов, которые дорожат своим временем. Суть услуги заключается в возможности обмена неисправного товара, поломка которого наступила по вине производителя и не связана с нарушением правил эксплуатации, на точно такой же (включая модель, цвет, объём памяти и другие характеристики, влияющие на цену товара) в течение 16 дней со дня покупки, без осуществления экспертизы товара в специализированном центре. Мы работаем строго согласно законодательству РФ, и услуга не ущемляет Ваших законных прав, услуга позволяет сэкономить Ваше время.

                                А вот как по закону ozpp.ru/schemes/norubs/8659/index.html
                                Замена на товар аналогичной марки или Замена на товар другой марки: Обычно — 7 дней, если необходима проверка качества — 20 дней, если товара нет в продаже — 1 мес.
                                • 0
                                  Коротко о сути услуги:

                                  Развод на деньги. Проводить экспертизу — это право, а не обязанность продавца. В других магазинах, товар меняют сразу (или отдают деньги, если аналогичного товара нет в наличии), проверку качества делает сервисмен при сдаче товара и за это не требуют доплатить.

                                  А вот как по закону

                                  Почитайте про обязанность предоставить аналогичный товар.
                                  • 0
                                    Нет ни какой обязанности предоставлять аналогичный товар. Обязанность возникает только в случае, если потребитель прямо потребовал предоставить аналог.

                                    Просто вы хотите видеть хороший сервис — и я с вами согласен. Но в реальном мире часто встречается обычный сервис.

                                    >>Проводить экспертизу — это право, а не обязанность продавца. В других магазинах, товар меняют сразу (или >>отдают деньги, если аналогичного товара нет в наличии), проверку качества делает сервисмен при сдаче товара и >>за это не требуют доплатить.

                                    Это право, сопряженное с затратами времени. И тут уж кто во что горазд — кто-то сразу оценивает и меняет, кто-то действительно берёт тайм-аут на эксперитизу.
                                    У нас свободный рынок — пользуйтесь услугами магазинов с более лучшим (на ваш взгляд) сервисом.
                                    Я ни когда не покупаю это самое «покрытие рисков».
                                    • 0
                                      Так мы тут про свободный рынок и т.д. и говорим. mbr написал, что в этой шараге его культурно послали на фиг. Я лишь написал, что в этом, так сказать, магазине отношение к потребителю никакое и что они пытаются налюбить покупателя по всем фронтам. Со мной почему-то стали спорить.
                              • +1
                                А что плохого в сером товаре, если об этом честно сообщается?

                                Об этом не сообщается, они не идиоты, чтобы прямо писать, что занимаются контрабандой.
                                Вот пример:
                                www.pleer.ru/_36245_Nikon_Nikkor_AF_S_DX_50_mm_f18_G.html
                                www.pleer.ru/_66185_Nikon_Nikkor_AF_S_50_mm_f18_G.html
                                • +1
                                  Кто вам сказал о контрабанде? Серый товар — ввезённый в обход официального представителя вендора. Чёрный товар — контрабанда типа айпада растаможенного под видом зелёного горошка или вообще не растаможенного.
                                  Серый товар как правило не обслуживается официальными СЦ, эти риски берёт на себя продавец (ну и в какой-то степени покупатель). Вот и всё.
                                  Цивилизованный вариант названия «серый импорт» — «параллельный импорт». Явление крайне не приятное для официальных барыг, потому что они теряют часть прибыли. Пытаются с этим бороться с помощью законов о защите интеллектуальной собственности — типа неправомерное использование торговой марки и прочий такой бред.
                                  Почему-то наличие серого товара в американских магазинах ни кого не смущает, наоборот это повод сэкономить. А у нас из этого трагедию делают.
                                  Вот вам пример из крупнейшего фотомагазина:
                                  серый www.bhphotovideo.com/c/product/766516-GREY/Nikon_2199_AF_S_Nikkor_50mm_f_1_8G.html
                                  белый www.bhphotovideo.com/c/product/766516-USA/Nikon_2199_AF_S_Nikkor_50mm_f_1_8G.html
                                  • +2
                                    Почему-то наличие серого товара в американских магазинах ни кого не смущает, наоборот это повод сэкономить. А у нас из этого трагедию делают.

                                    Никто трагедий не делает. Если бы плеер.ру исполнял взятые на себя обязательства, вопросов бы не возникало. А я был свидетелем двух попыток заставить эту шарагу исполнить свои обязательства и знаю о чем пишу. Если не верите мне (имеете полное право), почитайте отзывы на маркете.

                                    Для себя я вывод сделал. Ни ногой туда, даже если альтернатива будет — покупка товара в полтора раза дороже в интернет-магазине в Монголии с доставкой почтой России на ездовых баранах. А в целом, мы ушли от темы.
                              • 0
                                В законе о защите прав потребителей есть отдельный пункт насчет технически сложного товара. Увы. Гарантийные обязательства предоставляет производитель, мне магазин побоку. На серое и б/у можно напороться почти в любом магазине.
                                • 0
                                  Даже технически сложный товар можно вернуть в первые 2 недели, если обнаружен недостаток, а в случае дистанционной торговли в течение недели безо всяких недостатков (если ничего в ЗоЗПП не поменялось, некогда смотреть).
                                  • 0
                                    Хотелось бы все-же пруфов, ибо именно из-за этих проблем и введен термин «технически сложный товар». Т.е. нельзя вернуть железо, если в софте баг: любой софт их содержит.
                                    • +1
                                      «В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
                                      обнаружение существенного недостатка товара;
                                      нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;»
                                  • 0
                                    Гарантийные обязательства предоставляет производитель, мне магазин побоку.

                                    По закону вы можете предъявить претензии производителю или магазину на ваш выбор.

                                    На серое и б/у можно напороться почти в любом магазине.

                                    Нормальный магазин не торгует серым товаром, а если торгует бу, то специально указывает и дает скидку, а не пытается выдать за новый.
                                    • 0
                                      > а если торгует бу, то специально указывает и дает скидку

                                      А Вы сами подумайте, что происходит с товаром по манибэку? Если не двигать б/у под видом нового — любая контора разорится.

                                      Иначе можно:
                                      1. Покупаем товар
                                      2. Возвращаем по мани-бэк
                                      3. Покупаем этот же товар как б/у.
                                      • 0
                                        Некоторые не разоряются. Я предпочитаю покупать там.
                                        • 0
                                          2.1 Сидим мониторим когда же в продаже появится
                                          • 0
                                            Что за мани-бэк? Технически сложные товары нельзя вернуть, если он просто вам не понравился или не подошёл под цвет мебели. Только в случае неисправностей.
                                            • 0
                                              Можно вернуть, если покупка была осущеставлена дистанционным способом (интернет-магазин) в течение 7 дней с момента покупки, при условии сохранения внешнего вида.
                                              • 0
                                                Вот, например из условий одного магазина:
                                                Для физических лиц

                                                Условия обмена и возврата товара надлежащего качества, приобретенного:

                                                — через интернет-магазин

                                                Вы вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 (семи) календарных дней в соответствии со статьей 26.1. Закона РФ «О защите прав потребителей».

                                                Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид (в том числе ярлыки, пломбы, упаковка и т.п.), потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара (кассовый и товарный чеки, гарантийное обязательство).

                                                При отказе от переданного Вам товара надлежащего качества в течение указанного выше срока, стоимость оказанных услуг, включая услугу по доставке, — не подлежит возврату.
                                                • 0
                                                  А, не знал. В случае обычного магазина точно нельзя (если за последние несколько лет не пересмотрели закон)
                                                  • 0
                                                    В обычном нельзя, вы правы.
                                                • 0
                                                  Продавец или производитель могут ставить более лучшие условия для покупателей. Хуже нельзя, но запретить им добовольно днлать мани-бек тоже нельзя :)
                                                  • 0
                                                    Разумеется. Но такие бывают? :)
                                                    • 0
                                                      Бывают. Пару раз даже злоупотреблял этим, беря видяху или мать «до зарплаты», а потом меняя с доплатой на более дорогую.
                                                • 0
                                                  Я просто оставлю это здесь www.just.ru/discount/hardware/
                                          • +1
                                            А как вы думаете, почему в этой шараге цены самые низкие, даже среди интернет-магазинов обычно?
                                    • 0
                                      Yoga 13 без win8 я не нашел.
                                      • 0
                                        У него драйвера есть (были на февраль 2013) только для Win8. Пришлось вернуть…
                                        • +2
                                          На Wifi отреверсили и сделали модуль ядра. Есть в git github.com/lwfinger/rtl8723au, в ядро войдет на ранее 3.12. 3.8.13 + Gentoo + KDE4.10 работает на ура. Единственное, что я пока не осилил, как запустить gravity sensor, но оно мне особо и не нужно. В остальном — летает на ура.
                                          • 0
                                            Сколько часов автономной работы?
                                            • 0
                                              Точно не засекал. 50% ушло за 3-4 часа серфинга на 60% яркости.
                                      • 0
                                        Покупаю ноутбуки исключительно с DOS-системой, благо имеется возможность. Не скажу за всех, но вроде у топовых производителей всегда имеется вариант без системы.
                                      • +3
                                        Для большинства конечных пользователей (далеких от IT) это хорошо, что стоит система. Купят они комп, а он дальше BIOS не загружается, и что им делать?
                                        А для IT — сообщества это конечно минус…
                                        Надо тогда продумать какой-то вариант, что бы ПК запускался… а там уже сделать варианты установки разных ОС, или просто не активированную версию Windows ставить… но опять же большинство простых пользователей не знают даже как купить её… Ну или как сейчас делают — продают ПК и ноутбуки или без системы или с Linux на борту, но такие надо найти, т.к. их процент крайне мал…
                                        И кажется это не то предложение, которому место на «РОИ», имхо.
                                        • +7
                                          а) для большинства конечных пользователей вполне приемлемо будет купить ПК и право на использование ПО предустановленного на ПК;
                                          б) не надо никаких вариантов установки разных ОС, поставщик/производитель ЭВМ сам пусть решает с чем поставлять;
                                          в) если каждый день в момент продажи очередного ПК нарушается Закон РФ, то инициативе самое место на РОИ.
                                          • 0
                                            Простите, но из топика не понятно, какая статья какого закона нарушается. Без такой ссылки инициатива выглядит неподтвержденной. Может добавите в топик?
                                            • +3
                                              Предположу, что речь идет о нарушении Закона о защите прав потребителей:

                                              Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
                                              2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
                                              • +4
                                                Закон о Защите Прав Потребителей, статья 16 п.2

                                                Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
                                                • +3
                                                  Если я правильно все понимаю, эта статья запрещает продажу в формате «купите у нас вот этот товар, иначе не продадим вот тот». То есть, нельзя продавать РАЗНЫЕ товары, ставя приобретение одного обязательным условием приобретения другого.

                                                  Поэтому у нас не продают телефоны с контрактом оператора (точнее, продают мало и только в каких-то хитрых случаях). Потому что нельзя поставить приобретение контракта условием для приобретения телефона.

                                                  А если компьютер+ОС продаются как единый товар, нарушения этой статьи нет. Ведь ОС в данном случае такая же часть товара, как сменный модуль памяти или сменный винт.

                                                  Примерно как шуруповерт продавать вместе с дополнительным аккумулятором, но как единый товар с одним ценником.
                                                  • +1
                                                    Немножечко не так.

                                                    Если один товар комплектуется другим товаром от другого производителя, то нельзя продавать данный товар, без возможности отказа от приобретения второго товара.

                                                    Именно так у нас и продаются «брендированые» телефоны от ОПСоСов, телефон, ровно как и симка с тарифом являются их «продуктом». А вот продать какой-нибудь СГС4 с тарифом уже нельзя — телефон не их «продукт», он их «товар».

                                                    С ОС конечно не так однозначно, в судебной практике обычно руководствуются параметром работоспособности товара. Т.е. ведь без винта ноутбук работать не будет, ровно как и без оперативки или процессора.

                                                    Отсутствие же ОС не влияет на работоспособность — ноутбук будет работать, так что нельзя говорить что это часть «товара».
                                                    • +1
                                                      Тут вопрос — кем выполняется комплектация?

                                                      В примере с телефоном комплект собирает продавец (допустим, оператор связи или магазин).

                                                      В примере с ноутбуком продавец получает законченный «продукт» от компании-производителя. Там стоит материнская плата от самой компании-изготовителя (допустим, ASUS), матрица от Samsung, модули памяти от Kingston, ОС от Microsoft и еще чего только там нет. Но для конечного продавца это все — законченный «продукт». Продавец не вносит в него изменений и продает как единый объект.

                                                      Вот если продавец скажет — «продадим вам ноут только если вы купите у нас отдельно коробочную ОС» или «продадим только если купите контракт на сервисное обслуживание» — они будут неправы.
                                                      • +2
                                                        «Отсутствие же ОС не влияет на работоспособность — ноутбук будет работать, так что нельзя говорить что это часть «товара».»
                                                        Без ОС он точно так же работать не будет. Пользы будет ровно столько же, сколько от компьютера без HDD.
                                                        • +4
                                                          А как же LiveCD/USB? Вполне оно работостпособно и без HDD и без ОС.
                                                          Ах, да, еще есть такая штука — сетевая загрузка.
                                                          • 0
                                                            Всё это так полезно в хозяйстве, действительно. Все только так на ноутбуки и смотрят.
                                                            • 0
                                                              Причем здесь хозяйство, в своем хозяйстве можете хоть под ножку стола ноутбук подкладывать, но магазин должен вам предоставить возможность проверить его и озаботиться наличием элеткричества и загрузочной флешки.
                                                              Телевизоры вот тоже приходится ходить с флешкой выбирать, чтобы все проверить, а в идеале надо еще и антенну с собой таскать, т.к. как иначе проверить как эфирные каналы принимаются.
                                                              Вас же не удивляет, что вам предоставляют розетку куда воткунть проверяемый товар. Почему бы не предоставить и флешку тестовую?
                                                              • 0
                                                                Тестовая флэшка будет нести в себе все известные дрова, чтобы работало всё?

                                                                Я просто не понимаю, чем вам не нравится вариант «покупая ноутбук, на кассе сказать „можно отказаться от ОС“ и вам её удаляют и меняю сумму в чеке»?
                                                                Даже на Хабре, судя по опросу, больше 60% людей используют Windows. А среди обычных пользователей этот процент ещё больше. Почему вы так выступаете против предустановленной Windows?
                                                                • 0
                                                                  Пункт «удаляют» не нужен, пусть оставляют неактивированной.
                                                        • +3
                                                          Спорно, что «ноутбук будет работать» — «гудеть и мигать лампочками» и «работать» — не одно и то же.
                                                          Мне лично OEM Windows категорически не нравится. Но современный компьютер без ОС — это не конечный продукт, а лишь существенная его составляющая. IMHO устройство в обычном розничном магазине должно продаваться готовым к работе, в частности компьютер с предустановленной полноценной ОС (Linux, Windows).
                                                          Тем более, реальная стоимость Windows в составе ноутбука — рублей 400 в потолке.
                                                          Это примерно как вернуть проводки, комплектующие BluRay проигрыватель: многим они по длине не подходят, производитель у них явно сторонний, а купить нормальный кабель отдельно стоит других денег ;-)
                                                          • –1
                                                            Сколько-бы оно не столило, хоть рубль, какая разница, как впаривается товар, он влюбом случае впаривается. И потом сказал же о в п.2 — коммерческая ОС и остальной предустановленный коммерческий софт должен предоставляться на правах shareware. Если человек решил отказаться от приобретения «права пользоваться», то ПК остаётся с ОС и ПО которые он может оплатить когда ему удобно, а не когда его принуждают это сделать при покупке железки.

                                                        • 0
                                                          >А если компьютер+ОС продаются как единый товар, нарушения этой статьи нет. Ведь ОС в данном случае такая же часть товара, как сменный модуль памяти или сменный винт.

                                                          Нет, не часть товара. После покупки ноута Винда мне не принадлежит, у меня есть всего лишь «право использования» (т.е. услуга), на которую заключается отдельный договор. Вы не заключаете отдельный договор на модуль памяти или винт, это все идет как часть товара «ноутбук», по одному и тому же договору купли-продажи. Винда — отдельная услуга, а никак не часть товара.
                                                          • +1
                                                            Аналогично с телефонами, автомобилями, другой современной техникой — покупаете железо и право пользования софтом для встроенных в него компьютеров. Если развивать идею ТС, то и при покупке Мерседеса или Айфона нужно иметь право отказаться от предустановленного софта.
                                                            • 0
                                                              Нет, не аналогично. Покупая автомобиль я не заключаю отдельный договор на пользование софтом (никакого EULA и т.п). И с проблемами с софтом я иду к производителю автомобиля, а не к производителю софта.

                                                              Автомобиль — единый товар, переходящий в мою собственность по единому договору. «Инфа 100%» — я как раз покупал новый автомобиль 2 недели назад.
                                                              • +1
                                                                Вы владеете исключительными правами на софт в нем установленный? Имеете право его распространять, модифицировать и т. п.?
                                                                • 0
                                                                  Речь же не о исключительных правах.
                                                                  И кстати модифицировать — имеет право. Распространять — не имеет права.
                                                                  • +1
                                                                    «Софт в моей собственности» означает для меня «я владею исключительными правами на софт».
                                                                    • 0
                                                                      Исключительными правами вы станете владеть, если будете являетесь автором или вам такое право будет передано автором (отчуждение).
                                                                      • 0
                                                                        Я в курсе. Потому фраза «софт, на девайсе находящемся в моей собственности, тоже в моей собственности» мне реже глаз, если человек не приобрел исключительные права.
                                                                        • +1
                                                                          Но так ведь такое владение и есть собственность.
                                                                          Исключительное право, потому и стоит обособленно, поскольку определяет не только право владеть экземпляром.
                                                                  • 0
                                                                    >Вы владеете исключительными правами на софт в нем установленный? Имеете право его распространять, модифицировать и т. п.?

                                                                    Нигде не сказано, что не имею. Значит, имею (в рамках действующего законодательства, но без каких-либо дополнительных ограничений).
                                                                    • 0
                                                                      В рамках действующего законодательства очень много ограничений по умолчанию.
                                                                      • +1
                                                                        В любом случае, это ни разу не «аналогичный» случай. В случае ноута и Винды это два разных продукта, поэтому я имею полное право отказаться от одного из них, если он мне не нужен, и мне не имеют права на основании моего отказа не продать мне тот товар, который мне нужен (ЗЗПП, Статья 16, п.2).
                                                                        • 0
                                                                          Вы уверены, что это два разных продукта, а не один программно-аппаратный комплекс?
                                                                          • 0
                                                                            Что это за «комплекс» такой, у которого одна часть вам принадлежит, а другая — нет?
                                                                            • 0
                                                                              Обычная практика: железо — собственность, софт — право пользования.
                                                                              • +1
                                                                                >Обычная практика: железо — собственность, софт — право пользования.

                                                                                То есть 2 разных товара по двум разным договорам: один по договору купли-продажи, другой по договору об аренде.
                                                                                Снова смотрим ЗЗПП, Статья 16, п. 2 :)
                                                                            • +3
                                                                              Почитайте же наконец статью old.computerra.ru/offline/2009/767/398115/
                                                                              Там все главные мысли очень хорошо сконцентрированы. В том числе и про ваш выдуманный «программно-аппаратный комплекс». Нет, серьезно. Прежде чем что-то говорить, разберитесь в вопросе. Почитайте…
                                                          • 0
                                                            Добавил.
                                                            • 0
                                                              Ссылались бы уж на конкретную статью тогда. Закон большой.

                                                              А еще мы тут с другими хабрапользователями как раз обсуждаем, на сколько корректна ссылка именно на ту статью закона о правах потребителей. По ходу дела, при продаже ноутбука как законченного изделия, ОС является его неотъемлемой составной частью и требовать ее изъятия причин нет.

                                                              Если бы вам навязывали покупку ОС как отдельного товара (купите коробочную ОС, иначе ноут не продадим), это было бы нарушением закона о правах потребителей. А пока оснований говорить о нарушении этого закона не находится.

                                                              P.S. В топике вы приводите правильный пример — если вас заставляют к картошке купить масло, то продавец нарушает закон. Но если вы хотите купить готовый комплект (картошка + масло в одной упаковке), то странно требовать масло вынуть и деньги за него вернуть.
                                                              • 0
                                                                Пожелание учтено.

                                                                ОС не является не отъемлемой частью ноутбука и это подтверждается наличием в продаже ноутбуков без ОС.

                                                                Комплект картошка+масло в одной упаковке без разделения цены — нарушение того-же закона о защите прав потребителя — продвижение одного товара за счёт другого товара.
                                                                • 0
                                                                  А что скажете про массово продающиеся наборы вида «дезодорант + гель для душа + шампунь»? Все в одной коробке с одним ценником как единый товар.

                                                                  Я бы уж тогда говорил о том, что ноутбуки могут поставляться в комплекте с ОС или без нее. Но так как в магазин они приходят как единое изделие (ОС ставят в магазине), то и разделять комплект магазин не должен.

                                                                  Производитель может собирать такой комплект или поставить его компоненты (ноут и ОС отдельно) — как вы говорите, в продаже есть ноутбуки без ОС. Это его право и нарушения какого-либо закона я тут не вижу. Если вас не устраивает такая ситуация, было бы корректно, с вашей стороны, говорить не о нарушении существующего закона, а о необходимости внесения изменений в закон.

                                                                  Но, раз уж процедура возврата денег за ОС есть, внесения изменений в закон не требуется. Все и так работает.
                                                                  • +1
                                                                    Скажу тоже самое, если цена на отдельные товары не декларируется, то нарушается тот же закон.

                                                                    Процедура возврата не работает, воспользоваться данной «услугой» обременительно, ещё дороже чем деньги я ценю время, которое я вынужден затратить выполнение этой процедуры.

                                                                    Пожалуйста пусть прозводитель собирает какой угодно комплект, но не обязывает меня покупать совершенно разные товары, разных производителей в одной упаковке.

                                                                    Собственно говоря, меня вполне устраивает, что например Apple поставляет свою ОС со своими ЭВМ, т.к. это полное право производителя ограничить применимость другого другого ПО на своём же железе, до тех пор пока он не не монополист.

                                                                    Мне не неустраивает ситуация при которой один производитель ЭВМ, не декларирует стоимость «права пользоваться» предустановленным ПО другого производителя, попутно ущемляя меня в праве отказаться покупать лицензии на предустановленное ПО без того, что-бы отказываться от покупки аппаратуры и нет никаких технических причин не дать мне это делать, только маркетинговые желания поставшика обуславливают такую необходимость.

                                                                    Одно дело когда мне не нравятся конфеты с ликёром — технически сложно извлечь ликёр из конфет. И другое дело с ПО — технически не сложно НЕ вводить серийный номер.

                                                                    • 0
                                                                      Так я не понял, в чём разница между макбуками и другими ноутами у вас?))
                                                                      Везде вроде бы удалить можно, везде такая поставка — решение производителя.
                                                                      • 0
                                                                        Для RNZ существенно, что разные производители железа и софта. Решит Aplle выделить софтовое подразделение в отдельное юрлицо и точно так же его маки перестанут устраивать.
                                                          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                          • 0
                                                            Думаю вариант с неактиврованным Windows'ом вполне уместен. Т.е. продавец-консультант может просто предлагать активировать систему прямо на месте за отдельную денюжку или же поставить убунту за символическую плату. Покупателю это особых неудобств не составит, а вот продавцы врят ли обрадуются, ибо покупатель поняв что ОС может обойтись ему в ощутимую сумму (например, для моего ноутбука сумма составляла почти 5 процентов, само собой эти деньги были получены мной обратно) с высокой вероятностью от активации откажется.
                                                            • +1
                                                              Обычный покупатель вполне согласен доплатить пять процентов за то, что компьютером можно будет пользоваться сразу после доставания из коробки.
                                                              • 0
                                                                Обычный покупатель где? Если в России или Украине, то у нас и школьник винду поставит. А у тех, кто этого не сумеет, всегда есть знакомые, которые смогут поставить винду. И по цене для наших стран — ощутимо.
                                                                • +1
                                                                  Вы переоцениваете сегодняшних школьников. Лет десять назад так и было, наверное, но не сегодня. Ко мне на практику часто ходят студенты-айтишники второго-третьего курсов (колледж, институт) — так они обычно не знают, как винду ставить. Ограничены интернетом и офисом. Из десятка в этом году только один что-то умел и чем-то интересовался.

                                                                  А знакомые, во-первых, тоже хотят денег, вполне сравнимых со стоимостью ОЕМа, во-вторых, скорость реакции у них не мгновенна.

                                                                  Так что купить комп без ОС за 30 тысяч и тратить день-другой и 1000 рублей на знакомых или купить комп за 31500 и пользоваться сразу — большинство выбирают второе. Исключение — только если тех самых знакомых просят помочь с покупкой. И вот они-то начинают возмущаться в магазине «а чего это у вас установлена неправильная винда!» :)
                                                              • +1
                                                                > за символическую плату

                                                                Ну да, конечно.

                                                                Особенно любопытно будет посмотреть на лучи любви к продавцам от людей, не ставших ни активировать винду, ни удалять.
                                                              • +3
                                                                Нередко ещё FreeDOS встречается.
                                                                • 0
                                                                  Но не на мощных конфигах. В своё время искал что-то типа асуса n-серии, но без предустановленной винды. В общем, на топовом железе не нашёл.
                                                              • +14
                                                                Лет 8 назад, когда я ещё работал консультантом в магазине (правда в другом отделе), большинство ноутов шли вообще без предустановленной ОС. При покупке проблем вообще не было: если покупатель говорит, что систему не надо, сам поставлю (или мне знакомый поставит) — нет вопросов. Если мнётся и не знает, что это такое, продавец молча накатывает образ приратки с предустановленным софтом (тоже пиратским, тогда это было в порядке вещей), и отдаёт довольному клиенту. А за небольшую сумму (или красивые глазки :) ) ещё оставшееся место на диске фильмами и музыкой забьёт.

                                                                Так же и сейчас будет: просто сказать клиенту, что либо он получает кирпич с чёрным экраном за N рублей, или рабочую вещь за N+K. Думаю, реакция будет однозначной: или клиент в курсе, или доплачивает K рублей.
                                                                • 0
                                                                  Не надо «кирпич». Лучше «полуфабрикат» ;)
                                                                • +2
                                                                  То, что продается без системы или с linux на борту, чаще всего ущербно по другим параметрам (например, мало памяти). И еще надо преодолевать нежелание или неспособность магазинов распространять ноутбуки с системой, отличной от Windows. Например, некоторое время назад я искал в магазинах Dell XPS 13 Developer Edition (который с Ubuntu) — его просто не было, а были только варианты с Windows. В одном магазине мне сказали: «мы, конечно, можем заказать его из Москвы специально для Вас, но так как это штучный заказ, то и оплачивать его пересылку придется как штучный заказ, т.е. выйдет 90 тыс. руб. (что вдвое выше „номинальной“ цены)».
                                                                  • +1
                                                                    Так может именно и надо преодолеть это самое нежелание или неспособность?
                                                                    Попытаться привлечь внимание пользователей к тому что они покупают — например, пусть цена за OS будет крупными цифрами указана.
                                                                    Т.е. сразу, конечно, ничего не изменится, но если ничего не предпринимать, то никогда ничего не изменится и вместо выбора у мне придется покупать те вещи которые выбрали за меня (и, похоже, что за вас тоже).
                                                                  • 0
                                                                    Естественно, удобство пользователя (даже того, кто собрался купить комп с windows) не должно страдать ни коим образом. И технически это не должно быть затратно.
                                                                  • +1
                                                                    Вопрос именно в деньгах за ОЕМ версию? Не в самом принципе навязывания продукта?
                                                                    Нам кажется идеологически более правильно было бы выступать с позиции навязывания продукта и отсутствия выбора среди конкурентов. Тем более похожий успех уже был в европе, когда МС заставили давать браузеры юзеру на выбор.
                                                                    Тем более что наличие выбора было бы реально полезным пользователям. Кто-то ознакомился бы с альтернативными ОС и как минимум имел бы более широкий кругозор.

                                                                    С точки зрения денег все еще упирается в цену ОЕМ версии. 10 баксов вроде бы, при цене коробки в районе 200? Большинству по фиг, червонец можно отстегнуть просто «что бы было», а большинство текущих возвратов ИМХО идут из-за принципа, а не из-за денег именно из-за небольшой суммы. Плюс МС никто не мешает снизить эту сумму до 0 и тогда бороться за наличие выбора у пользователя (а не просто за возврат денег) будет еще сложнее… впрочем учитывая что ОЕМ версии это еще и часть рекламы и подсаживания юзера на МС — они вообще могут приплачивать за покупку компа с предустановленной виндой:)
                                                                    Поэтому если говорить глобально. Мы бы вообще предложили уравнять ОЕМ версии с обычными с точки зрения цены, т.е. предустановленная или нет, а пользователь имеет право вернуть за нее те деньги, которые заявлены за боксовую версию на сайте производителя. Тогда это было бы интересно. И в какой-то мере это логично, ОЕМ версия функционально не отличается от боксовой.
                                                                    • +3
                                                                      ОЕМ версия отличается от коробки очень сильно. Во-первых, она жестко привязана к компу, а коробку можно переставлять. Во-вторых, и это главное, вся поддержка ОЕМ ложится на установщика (производителя компа. Коробку поддерживает МС. Так что по цене они никак не могут быть равны. Я понимаю вашу жадность — хочется слупить с продавца 200 баксов за то, что реально стоит 10. Но если это и произойдет (не дай бог), то исключительно за счет повышения цены компа на эти самые 200 баксов.
                                                                      • 0
                                                                        Мы бы вообще предложили уравнять ОЕМ версии с обычными с точки зрения цены, т.е. предустановленная или нет, а пользователь имеет право вернуть за нее те деньги, которые заявлены за боксовую версию на сайте производителя. Тогда это было бы интересно.
                                                                        А вас не смущает, что разница в цене одной и той же модели с ОС и без ОС как раз эти $10? $10 — это реальная цена OEM версии.
                                                                        Я выбрал себе ноут на 10 дороже с ОС.
                                                                        • –1
                                                                          Да мало ли, если на ценнике будет 2 цены, и не будет никаких реальных заморочек, то почему бы не сэкономить 10$?
                                                                          Это как купить с ковриком для мышки или без.
                                                                        • +1
                                                                          Надо учитывать, что у производителя/поставщика ЭВМ, тоже есть права, и он вправе ставить на свою продукцию любое ПО. Он не вправе вынуждать нас приобретать это ПО, но вправе предоставить возможность оценить это предустановленное ПО и просто обязан оставить за потребителем выбор: купить это ПО или не купить.
                                                                        • +12
                                                                          Я отчасти согласен с вами. Но хочу заметить, что ваше сравнение с продавцом картошки не совсем корректно. Производители ноутбуков не могут продавать голое железо, это был их выбор и решение продавать именно с той или иной операционной системой, потому что по другому их не продать. Я могу дать вам немного другое сравнение. Я не люблю изюм. Таких, как я, думаю, не так много. Если булочка вкусная и в ней изюм — мне приходится его выковыривать. Должен ли я просить производителей куличей возврат денег за изюм, который я не ел?
                                                                          • +5
                                                                            сравнение с продавцом картошки не совсем корректно. Производители ноутбуков не могут продавать голое железо
                                                                            Сырую нечищенную картошку тоже есть нельзя, afaik…
                                                                            Должен ли я просить производителей куличей возврат денег за изюм, который я не ел?
                                                                            Хорошее сравнение. Но юзюм это неотъемлимая часть продукта. Правильнее было бы сравнивать с упаковкой, imho, иначе как бы такое сравнение не довело бы ситуацию до той точки, когда кроме винды на ноут ничего другого и не поставить будет, uefi к тому же как бы намекает…
                                                                            • +1
                                                                              Сырую нечищенную картошку тоже есть нельзя, afaik…

                                                                              Но можно купить все компоненты и собрать свой собственный ноутбук :) Я просто хотел намекнуть, что здесь можно найти хорошее сравнение и в пользу покупателей, и в пользу производителей.
                                                                              когда кроме винды на ноут ничего другого и не поставить будет

                                                                              Это чисто мое ИМХО по этому поводу. Тут дело, мне кажется, как всегда не в том, как легко это осуществить. А в том, что, когда товар продается, а после ломается, кому-то за него нужно отвечать. Предположу, что у производителей ноутбуков есть контракты с фирмой Microsoft, которая обязауется выпускать патчи/апдейты на операционную систему, а так же у них есть уверенность, что Microsoft никуда не денется в течение пары лет. В случае продажи ноутбука с Linux — кому-то нужно будет его поддерживать. Сама компания, выпускающая ноутбук, вряд ли будет это делать. На данный момент есть достаточно крупный игрок от Linux мира — это canonical (ubuntu), который, скорее всего, может брать на себя ответственность за операционную систему (и вроде, уже есть ноутбуки, поставляющиеся с ubuntu). Теперь нужен спрос, чтобы это все развивалось. Посмотрим, что будет.
                                                                              • +4
                                                                                кратко — не надо относиться к пользователям как к идиотам
                                                                                подробно:
                                                                                Зачем вы за пользователя делаете выбор в пользу Ubuntu, может он Хакинтош (в России он ведь законен?) хочет или Red Hat или Win.
                                                                                Вся идея в том, чтобы пользователь стал грамотным потребителем (он ведь считать умеет, чтобы знать сколько ему сдачи в магазине требовать) и понимал сколько денег за что он платит, и довольно быстро возникнет вопрос «а какого черта я должен покупать предустановленную windows, если этот комп для браузера + кино?»
                                                                                Т.е. нужно именно отменять сложившуюся ситуацию с отсутствием выбора OS ну или требованием ЯВНОГО указания цены, это чтобы все поняли суть проблемы.
                                                                                По поводу гарантии — проблем никаких не должно быть. Железная часть должна быть также как и сейчас на гарантии у производителя железа. А софт — на производители софта. А то, что никакой производитель софта уже давно не хочет на себя брать никакие гарантии просто станет новым откровение для покупателя (вспомнилось «а если нет никакой разницы, зачем платить больше?» (С) Дося, кажется).
                                                                                • +2
                                                                                  Я признаюсь вам честно. Я хочу быть тем тупым пользователем и не задумываться, куда мне стоит звонить, если где-то что-то отвалилось. Я не хочу подписывать несколько гарантийных условий на ноутбук, а потом звонить и разбираться, кто именно мне должен чего и как чинить.

                                                                                  Да, я хочу иметь выбор, примерно, как на телефонах/планшетах, покупать практически все что угодно и в любых комбинациях. Но я точно не хочу покупать по отдельности железо, а потом сидеть читать рекомендации от операционной системы и гадать — подойдет ли она или нет. А если окажется, что не совсем совместима, как я ожидал — мне продавец железа скажет «упс, а мы свои гарантийные обязательства выполняем, все работает».
                                                                                  • +2
                                                                                    А кто вас заставляет? Покупайте с предустановленной ОС. Просто оставьте и другим людям выбор, которые хотят приобрести без оной.
                                                                                    • +1
                                                                                      Так ведь предложенная инициатива "обязывает поставщиков ЭВМ" продавать ноутбуки без предустановленной ОС — либо неактивированной, либо активируемой продавцом-консультантом, и т.п. Варианта «продавать как ноуты с предустановленной активированной системой, так и без неё» автор не предусмотрел. Вероятно, он хочет заставить всех покупателей предпринимать дополнительные действия при покупке или после неё — даже тех, кому необходимо, чтобы «всё работало прямо сейчас» — потому что старый ноут сломался, а проект ждать не будет.
                                                                                      • +1
                                                                                        Поэтому хотелось бы, чтобы перед публикацией инициативы автор обсудил её с сообществом.
                                                                                        • +1
                                                                                          Спасибо, это я и имел ввиду.

                                                                                          Еще я боюсь, что, если такой закон выпустят, то все чего мы увидим на рынке в России: вместо 100 вариантов разных ноутбуков, у нас будет 5 вариантов, каждый из которых будет соответствовать законам в России. Ну и будут огромные задержки между тем, когда новые ноутбуки будут выходить на мировом рынки, и когда будут приходить в Россию. На сколько я понимаю именно из-за российских законов в России не продают iPhone в день его выхода.

                                                                                          И еще один момент. Этот закон будет требовать от производителей ноутбуков дополнительных затрат, связанных с тестированием, лицензированнием и т.п. Откуда, думаете, они возьмут эти деньги? Правильно, они повысят цену на товар. То есть сейчас ноутбук стоит $510, когда $10 — это цена операционной системы. Начнут вам продавать за $550 без нее и за $560 с ней, где $50 будет наценка за потраченные ресурсы на лицензированние.
                                                                                          • 0
                                                                                            А с чего вы решили, что без? Да пусть будет что угодно предустановленно, суть в том чтобы перестали обязывать оплачивать лицензии на этот софт. Процедура возврата нужна тем кто, по каким-либо причинам решил отказаться от использования после покупки в разрешенный для возврата период. Но так же нужна возможность сразу отказаться от оплаты лицензий, без всяких процедур возврата.
                                                                                        • 0
                                                                                          Вы просто хотите остаться невежественным. Это нормально — все хотят. И я тоже абсолютный идиот во многих областях. Те из них, которые я не считаю актуальными, меня не напрягают (типа выживания в тайге в первобытных условиях, незнания клингонского языка и прочее). А вот если я чувствую недостаток знаний в тех областях, что меня (хотя бы периодически) касаются, у меня закрадываются подозрения — не пытаются ли меня обмануть люди, услугами которых я пользуюсь.
                                                                                          Т.е. мы вынуждены чему-нибудь доверять: либо своим знаниям/умениям (но к сожалению всему не научиться), либо исполнителям. И во втором случае я хочу, чтобы кроме рыночных отношений с исполнителем (производителем, продавцом и прочими) и был еще и защищен (как законопослушный гражданин) некоторой законодательной базой (права пользователя, свобода выбора, честная конкуренция...).
                                                                                          Поэтому чтобы позволить себе не напрягаться (оставаться невежественными) по поводу компов мы должны сначала переломить ситуацию в свою (пользовательскую) пользу, потому что текущую ситуацию я считаю неблагополучной/несправедливой.
                                                                                          ЗЫ не понял по поводу смартфонов/планшетов — там все гораздо хуже, чем в десктопах (в конце прошлой недели поднимали тему на хабре). А то что нет никаких гарантий — это УЖЕ так (прочитайте какое-нибудь EULA)! и с этим уже надо бороться!
                                                                                          • 0
                                                                                            Эээ, как это вы меня записали в невежественные. Я говорю только о различии между тем, когда я покупаю товар с одной гарантией и с двумя. В случае, когда больше двух гарантий — меня один из производителей может посылать к другому, а второй посылать к первому.
                                                                                            Аналогия этому — это мобильные операторы и сотовые телефоны, или интернет и роутер. У меня были случаи, когда мне приходилось доказывать, что а) это не связь гавно, а телефон гавно б) это не роутер говно, а интернет говно. В США мне телефон дает сотовый оператор, а интернет провайдер дает мне роутер. Что бы не случилось, мне теперь просто нужно сказать «не работает», а им уже нужно разбираться почему.
                                                                                  • –1
                                                                                    Как сказал, edogs — сырую, нечищеную картошку, тоже есть нельзя.
                                                                                    В вашей метафоре с кексом рассматриваю изюм как BIOS.
                                                                                    • +1
                                                                                      Картошка — это компонент блюда. Блюдо — это ноутбук. В ресторане вам не понравится, если вам для супа не принесут ложку, ведь так? Конечно, я предполагаю, что есть малый процент людей, которые носят в рестораны с собой свою собственную любимую ложку. Эти люди даже посчитали и хотят, чтобы из цены за блюда вычли все, что связано на расходы с ложкой (покупка новой, мойка ложки, ресурсы официанта, затраченные на перемещение ложки на/со стола).
                                                                                      • +3
                                                                                        Ну ведь за ложку с вас не берут плату (хотя частично все же может входить в стоимость самого продукта, но это один целый продукт).
                                                                                        Если делать аналогию с блюдом то так что: Вы заказали борщ к примеру, и вам предлагают (за отдельную плату) пару кусочков хлеба. Но вы в праве отказаться от хлеба и не платить за него. И в чеке у вас будет два продукта (борщ и хлеб). Аналогично и с ноутбуком и ОС, только тут изначально не предлагают вам выбор.
                                                                                        • 0
                                                                                          Во многих ресторанах отказаться от хлеба нельзя. Но люди продолжают туда ходить.
                                                                                          • +2
                                                                                            Верю что есть такие рестораны, просто хотел сказать что аналогия с ложкой не совсем верна, так как ее мойка и транспортировка к вашему столу входит в стоимость, но не является отдельным продуктом.

                                                                                            Ведь к примеру в кинотеатре после покупки билета я не могу потребовать часть денег обратно так как не хочу что бы за мной убирали после сеанса, так как я не крошил и не мусорил, но уборка после сеанса все равно входит в стоимость билетов :)
                                                                                            • 0
                                                                                              Ложка — это интерфейс между едой и человеком для приема пищи.
                                                                                              Операционная система — это интерфейс взаимодействия пользователя с компьютером.

                                                                                              Я не понимаю, каким образом вы относите ложку к отдельному продукту от блюда. Я могу использовать разные ложки (ответ да)? Я могу, вообще, обойтись без ложки (это будет неудобное обращение с блюдом, но да)? У нее могут быть разные производители (да)?

                                                                                              Уборка кинотеатра — это услуги. Сравнивайте с 3D очками, которыми вам дают в кино. Можно ли вычесть их из билета?
                                                                                              • 0
                                                                                                Вы вполне можете принести ложку с собой, например из гигиенических воззрений и отказаться от предоставляемой в ресторане ложки. Понятно что стоимость права пользоваться предоставляемой ложкой, а так же стоимость работы повара, посудомойки и официантов будет размыта где-то в стоимости блюд. Вы же таким образом платите за услуги. В случае порчи предоставленной ложки Вы обязаны будет заплатить её полную стоимость. И Вы можете сменить ресторан, т.к. нет монопольного положения. Но самое главное, что в ресторане Вы произведёте оплату только после, того как воспользуетесь ложкой, а не до этого.
                                                                                                Более правильная метафора — какой-нибудь ролтон с вилкой в упаковке, но всё же вилка и лапша сильно отличаются от софта и ЭВМ, так что метафора слишком уж «неравноценна».
                                                                                            • 0
                                                                                              Если цена на хлеб не объявлена в меню, то это тоже нарушение прав потребителя.
                                                                                      • +3
                                                                                        Только если бы доказали, что производитель изюма устроил мировой заговор монополию на булочки и мешает маленьким честным пекарням печь булочки по собственному рецепту :)
                                                                                        • +1
                                                                                          А у вас есть доказательства, что какая-то компания мешает маленьким производителям операционных систем поставлять их операционные системы пользователям? :)
                                                                                          • 0
                                                                                            Есть, смотрите дело в ФАС — вторая строчка топикстарта.
                                                                                            • 0
                                                                                              Не вижу доказательства. Не вижу, каким образом, компания, которая производит операционную систему, мешает другим маленьким компаниям делать то же самое.
                                                                                              • 0
                                                                                                Если компания имеет монопольное положение на рынке, то она обладает «рычагам» для оказания давления в свою пользу, поэтому и требутются вмешательства антимонопольных служб. И повсеместное продвижение одного товара (ПО), за счёт другого товара (ЭВМ) и есть один из «рычагов» подавления конкуренции.
                                                                                        • +6
                                                                                          Ага, а автомобили без огнетушителя и знака аварийной остановки спокойно продаются (в то время как эксплуатация без этих вещей запрещена).
                                                                                          • –1
                                                                                            Но без руля вам же машину никто не продает? Операционная система — это не дополнительная делать или услуга, это интерфейс взаимодействия.
                                                                                            • 0
                                                                                              Технически ОС — набор программ, которые могут выполняться на ЭВМ.
                                                                                              Интерфейсом между оборудованием и этим набором программ является встроенная в ЭВМ программа BIOS/EFI, производящая инициализацию и проверку оборудования и передающая управление(т.е. запускающая) программу инициализации ОС.
                                                                                              • +1
                                                                                                Считать загрузчик интерфейсом несколько спорно, но даже если считать, то ОС лишь интерфейс более высокого уровня, а то и того же, но запускающийся хронолоически позже
                                                                                                • 0
                                                                                                  Пусть так, пусть спорно.
                                                                                                  Однако ОС и другое предустановленное на накопитель ПО и ЭВМ с встроенным BIOS поставляются на разных правах («аренда» и владение).
                                                                                                  А автомобиль и его встроенный софт на одних и тех же (владение).

                                                                                                  • 0
                                                                                                    Думаю, что и в автомобиле на софт «аренда», а не владение.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Технически и BIOS — это программа.
                                                                                                  А фактически можно обратиться и к Wikipedia за определениями BIOS и Operating System:

                                                                                                  en.wikipedia.org/wiki/Operating_system
                                                                                                  ru.wikipedia.org/wiki/BIOS
                                                                                                  • 0
                                                                                                    Да, но BIOS всё же идёт, как компонент аппаратной платформы, поскольку реализует инициализацию аппаратуры на стадии её включения.

                                                                                                    И между прочим, я так же считаю, что производители аппаратуры нарушают моё право, блокируя или затрудняя возможность по замене BIOS на произвольную, но это пока выходит за рамки темы.
                                                                                          • 0
                                                                                            Как раз задумываюсь о покупке нового ноутбука, и в который раз возникает желание возвратить деньги за Microsoft ® Windows (TM). Но догадываюсь, что меня снова поджидают мучения и сложности. РОИ, конечно, хорошо, но будет ли такая инициатива действовать на производителей США?
                                                                                            • +8
                                                                                              Да хоть из Монголии. На территории РФ действуют законы РФ.
                                                                                            • +1
                                                                                              Я только однажды купил ноутбук с Windows 7. Но когда она понадобилась для игрушек не смог воспользоваться лицензией, т.к. серийник, наклеенный на корпус ноутбука попросту стёрся к тому времени.
                                                                                              • 0
                                                                                                FYI: На OEM'овские компьютеры можно ставить OEM'овскую Windows 7 используя универсальный OEM серийник от Microsoft.
                                                                                                Кстати, многие OEM уставочные диски уже имеют этот серийник в инсталяции.
                                                                                                • +1
                                                                                                  Можно. Но только придётся форматировать весь диск. Без этого установочные диски не ставят систему. В принципе можно временно поставить другой диск, поставить туда систему, и вытащить из неё серийник… По моему проще взломать.
                                                                                                  • +2
                                                                                                    Все правильно. Что бы установить Windows надо что бы на диске было место. Можно форматировать или делать партицию для этого.
                                                                                                    Зачем вытаскивать серийник если установка Windows не предполагается? У меня на моих Windows машинах серийник не совпадает с наклейкой, так как в Windows свой OEM номер, который я использую на всех OEM компьютерах.
                                                                                                    А если нужен номер без установки (только зачем он тогда нужен?), то на диске обычно он в специальных файлах прописан — например, unattended.xml, boot.wim или типа того в зависимости от редакции Windows.
                                                                                                    • 0
                                                                                                      А как-же установка Windows в vhd (vhdx в win8)?
                                                                                                      Правда, кажется, роль hyper-v будет недоступна.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Я не уверен что на лицензионном уровне это можно делать с OEM версией. Но если можно, то для этого достаточно перекинуть SLIC/SLP из BIOS'а хоста на BIOS виртуальной машины.
                                                                                                • 0
                                                                                                  Кстати, именно серийник обычно в последнюю очередь стирается. :)
                                                                                                  Хотя некоторые производители наконец-то просекли, что это происходит и прячут наклейки под пленку (у моего асуса так).
                                                                                                  • 0
                                                                                                    У меня ноутбук Asus K50AB. Всё наклейка читается, кроме самого ключа.
                                                                                                    • +1
                                                                                                      Lifehack по установке Windows на GPT применительно к Windows 8.1 Preview
                                                                                                      У меня Win8 Pro шла в комплекте.
                                                                                                      Потом я решил сделать чистую установку Windows 8.1 Preview. Без замечательных программ от Lenovo.
                                                                                                      Я скачал RW, прочитал серийник прямо из BIOS. На наклейке на моём ноутбуке нет серийника.
                                                                                                      Сделал установочный USB Flash c GPT (запустил diskpart, сменил таблицу разделов на GPT, отформатировал раздел в fat32).
                                                                                                      Secure boot не отключал, хотя в интернете везде пишут, что надо.
                                                                                                      После установки win8.1 pro c публичным ключем (он одинаковый и для Win 8.1 Pro и для Enterprise) я запустил slmgr /ipk мой-ключ-из-bios
                                                                                                      И только потом я подключил интернет к ноутбуку
                                                                                                      Эта операция дала мне доступ к приложениям Lenovo в Store (Пользователям без правильного серийника они не видны. Если зайдете в Store раньше, чем введете родной ключ — очистите кэш Store, помогает, проверял).
                                                                                                      • +1
                                                                                                        Кстати, одна из причин, почему даже предустановленный Windows на ноутбуке приходится сносить и ставить чистый — горы мусора с комплектом бестолковых программ.
                                                                                                  • +1
                                                                                                    Я на все свои и проходящие через мои руки ноуты с наклейками леплю скотч — вот вам, проклятые буржуины (тут картинка с фигой)
                                                                                                  • +5