Web Architect at Icons8
17,5
рейтинг
22 августа 2013 в 10:25

Разное → Есть ли в вашей компании электронная база знаний?

Каждый сотрудник является носителем определённых знаний — это могут быть знания по технологиям, по архитектуре, технические контакты, навыки, текущее состояние разработки, планы на перспективу и ещё много чего. Это всё составляет базу знаний (knowledge base).
Знания в электронном виде — это документация на продукты в нескольких форматах (для разработчиков, для тестировщиков, для техподдержки, для конечных пользователей), документация на технологии и техники разработки, списки технических и деловых контактов, история переписки, приказы, объявления и прочее.

Думаю, не сильно совру, если скажу, что перенос знаний в электронную форму не практикуется. Потому что нет опыта, это не принято, нет технических средств, на это не выделяют время и другая тысяча причин. Получается, большая часть всех этих знаний хранится в головах сотрудников или, может быть, в блокнотах, но не на электронных носителях. Передать такие знания сложно.
А может быть я не прав?



Из википедии:
Главная цель создания таких баз — помочь менее опытным людям найти уже существующее описание способа решения какой-либо проблемы.


Один из сценариев того, как я вижу себе работу с базой знаний:
Вася уходит в отпуск, Петя его частично заменяет. К Пете с технической проблемой обратился старый клиент Иван Иванович, который до этого общался с Васей. Может ли Петя посмотреть переписку Ивана Ивановича с Васей, определить текущее состояние их переговоров или историю технической проблемы? Может ли самостоятельно найти в базе знаний ответ и решить проблему Ивана Ивановича.

Или вот такой: Вася стал крут и его повысили или даже перевели в другой филиал. Петя будет работать вместо Васи. Стало быть Пете надо знать, чем занимался Вася, на чём остановился, к чему всё должно было прийти.

Третий вариант: расширили штат администраторов, Вася и Петя — джуниоры, устроились на работу с разницей 2 недели. А техлидер отправлен на месяц на курсы повышения квалификации и может по телефону или в скайпе рассказать технические подробности работы, но рассказывать одно и тоже два раза ему не хочется.

А вот самый неприятный для компании вариант: Вася уволился, у него заканчиваются две недели отработки, а Петю на замену ему ещё не нашли. Имеющиеся сотрудники не обладают квалификацией Васи либо заняты срочными задачами, от которых невозможно отвлечься. В общем, ушёл Вася.

В результате это только кажется, что человек — винтик и незаменимых нет. По навыкам — да, можно найти человека с такими же навыками. Новый программист будет уметь программировать, аналитик — пользоваться Microsoft Visio, офис-менеджер — принимать почту. А с точки зрения объёма корпоративной базы знаний будет потеря. Новый программист сделает всё на руби, системный аналитик спроектирует новые модули без учёта имеющихся технических решений, офис-менеджер забудет поздравить коллег с днём рождения :)

Однажды я наблюдал, как за 2 месяца компанию покинули около 30% коллектива, а именно менеджеры и технический отдел. Лично мне, разработчику веб-приложений на ASP, пришлось заняться техническими вопросами IP-телефонии уровня трассировки пакетов Radius и дебагом кода на С++. Я не смог найти аргументов и уверенности в голосе, чтобы отказаться. И почти ничего не запомнил из того, что мне уходящие попытались передать за 4 часа непрерывного потока сознания. Стал ли я квалифицированным специалистом за 4 часа? Могу ли я полноценно заменить их и хотя бы устранить текущие технические проблемы, а тем более развивать направление разработки?

Лично меня это беспокоит. Я хочу положиться на своих коллег, хочу, чтобы даже в сложных вопросах они были способны заменить меня. И аналогично хочу быть им надёжной опорой. Иначе это может привести к такой ситуации, как перенос отпуска на неудобное время, или в случае цейтнота придётся заниматься двумя-тремя проблемами одновременно. Поэтому с согласия руководства проводится накопление информации об исследованиях, технических решениях, протоколы переговоров, даже виде-записи переговоров, документацию для разработчиков и пользователей хранят в wiki. Не самое удобное место для хранения медиа-информации (фактически это всё аттачменты к статьям), но уже лучше чем ничего.
По результатам работы проводятся обмен опытом, междусобойчики, семинары. Не так часто и не по всем вопросам, как хотелось бы, но это лучше, чем вообще ничего.

А вы делитесь своими знаниями?
Практикуется ли в вашей компании накопление знаний в электронном виде?

Проголосовало 158 человек. Воздержался 221 человек.

Предоставили ли вам доступ к базе знаний на новой работе?

Проголосовало 144 человека. Воздержалось 185 человек.

Собираете ли вы свои знания для других?

Проголосовал 221 человек. Воздержалось 150 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Павел Волынцев @copist
карма
28,0
рейтинг 17,5
Web Architect at Icons8
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разное

Комментарии (13)

  • 0
    Интересная тема, но, по-моему, в опросе многовато вариантов ответов на каждый вопрос. Достаточно было бы «типичных» трёх — «Да», «Нет» и «Да, но с оговорками». Не говоря уже о том, что второй вопрос, по сути, дублирует первый. Легче тыкнуть «воздержаться» и посмотреть результаты голосования.

    Что же касается темы статьи, то база знаний, безусловно — очень важная вещь. И, я считаю, документирование не должно быть частной инициативой, на которую тратится личное время самих сотрудников. Хотя бы просто потому, что запись в такой базе должен прочитать и критически оценить как минимум один человек кроме автора — иначе будет сложно оценить её полноту — часто бывает так, что какие-то вещи, кажущиеся автору очевидными, на самом деле таковыми не являются.

    Помимо этого, с ростом такой базы растет и запутанность структуры. И база сама по себе становится «проектом», который надо поддерживать и контролировать, иначе получится очередная помойка, ковыряться в которой нет ни времени, ни желания.

    На предыдущей работе(провайдер интернета) у нашего отдела(IT) весьма приличный объем знаний хранится в trac-wiki. Особенности разных железок, клиентских роутеров, VoIP-шлюзов, версий прошивок и многое, многое другое — все это хранится там и экономит ребятам из отдела огромную кучу времени.
    • 0
      Я перечислил практически все варианты «Да, но с оговорками» из личного опыта. Эти «но» бывают такие интересные :)
    • 0
      Мне кажется, специалисты в IT — это единственные, кто может свои знания перенести в электронный вид и самое главное владеет инструментами для этого. А также могут эти инструменты создавать.
      • 0
        Я думаю, не только.
        Например, взять тех же продажников и менеджеров по работе с клиентами. Обычно, используемые ими для классификации и хранения информации инструменты далеко не оптимальны. А довольно большая часть информации вообще не структурирована, и передается чуть ли не устно. Например, личные характеристики клиентов («Иван Иваныч из Лотуса по утрам агрессивен, а секетарь Петра Семеныча из Медеи любит горький шоколад»).
        Другое дело, что я плохо представляю себе начальника отдела продаж, который решит использовать базу знаний. Тут, понятно, IT-специалисты в авангарде.
  • +1
    Я вам не скажу за всю Одессу… Но я заметил, что люди не слишком любят делиться знаниями поскольку теряют конкурентное преимущество перед другими сотрудниками.
    • 0
      Я читал "Как стать ведущим разработчиком" и, в частности, согласен с утверждением «Зрелые разработчики прокачивают мастерство и квалификацию окружающих».

      Не любят делиться знаниями те, кому делиться нечем. Как только знаний станет больше, чем сил и времени эти знания применять — они начнут делиться.
      • 0
        Не любят делиться знаниями те, кому делиться нечем. Как только знаний станет больше, чем сил и времени эти знания применять — они начнут делиться.


        Я понимаю, что мое мнение обусловлено моим географическим местонахождением, но позвольте с вами не согласиться. Более того, не желая обидеть более взрослых сотрудников (>45), замечу, что именно они в большей степени отказываются передавать свои знания более молодым сотрудникам.
        • 0
          Вот потому в опроснике есть пункт "… и попутно не забудь всё, в чём разобрался, записать куда-нибудь". Я пишу для себя, а когда накапливается — делюсь.

          Вот если бы я ещё мог поделиться знаниями по администрированию юниксов, а то мои фрагментарные знания спецов бесят :(
          Из-за моего поста про настройку дебиана меня отправили в глубокую карма-яму :(
          Пришлось перевести в черновики

          Чёртовы системы. Любая инструкция действует ровно 1 месяц, потом срочно устаревает. То репозитории исчезли, то версии не совместимы, то зависимости появляются новые — сам ещё ни разу по своей инструкции дважды сервер настроить не мог. Каждый раз приходится выискивать что-то новое.
    • 0
      Некоторые делятся за деньги :) Из них получаются отличные консультанты
    • 0
      Может быть если новичку сделать концентрированное вливание из корпоративной базы знаний, наружу начнёт выплёскиваться что-нибудь ценное, что знает только новичок :)?

      Как бы смешно не звучало, но мне кажется, что современные IT технологии, особенно в web, движутся исключительно силами новичков. Они не стесняются применять то, о чём знают только по наслышке. В результате получается неплохо.
  • 0
    * ошибся уровнем
  • 0
    У нас в основном разработчиками используется Вики + документы собираются на общей шаре. Буквально недавно начали целенаправленно развивать базу знаний (категоризация, упрощение поиска, обновление данных), архив переписок разработчиков и даже создавать обучательные курсы. Но это в основном продвигается силами (и пинками) пары человек.

    Но когда смотришь на результат, то страшно завидуешь новичкам — им практически ничего делать не надо, все готово для изучения.
  • 0
    Всё регламентировано и этим все пользуются. Более того, есть ежемесячная задача по актуализации документов в зоне ответственности каждого руководителя/менеджера.

    Компания — провайдер на 800 человек персонала.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.