Pull to refresh

Изменения в структуре знания

Reading time4 min
Views60K
Я пишу эти строки в надежде получить комментарии от участников сообщества – что-то может показаться всем читающим очевидным, однако при ближайшем рассмотрении изменения становятся крайне пугающими, и, не побоюсь этого слова, вызывающими.

Начало


Количество информации в мире постоянно растет. Если верить хотя бы исследованиям Университета Южной Калифорнии, то получается вот что: в 1986 году соотношение цифровой и аналоговой информации было 2,62 к 0,02 в пользу аналога. Где-то после 2001-2002 года цифровая информация сравнялась, ну а к 2007 уже повально лидировала с объемом 276,12 к 18,86.

И я ощутил эту разницу на себе, в гораздо более понятных цифрах. В 2000 году я млел от плеера Samsung Yepp с объемом памяти в 32 мегабайта, треки на который я закидывал при помощи LPT-кабеля. Ты мог либо закинуть несколько треков в хорошем качестве, либо пару альбомов в очень плохом.

А уже в 2009 году я пользовался iPod Classic объемом в 160 Гигабайт. Разница в 5 с лишним тысяч раз за 10 лет.

Однако у информации есть одна важная особенность – она не теряется в процессе копирования. Поэтому общий объем информации в мире окружает всех нас. И можно ли применять к окружающему миру подходы 2000 года? В целом, можно. Хотя это только так кажется.

Про книги


Да, давайте вспомним книги. В далеком примерно 1999 году я отдавал за книжку по Visual Basic (вроде 6.0) примерно 500 рублей. Это было приобретение если не года, то уж точно нескольких месяцев. Книжка зачитывалась до дыр, и часто запоминалась. Почему?

Ответ, на самом деле, очень простой – ведь книжек было доступно не так много. Я понимаю, что это может быть моя личная особенность, но в целом, книги были куда как более редким товаром. И электронных книг тогда не было. Толком.

Так вот, почему книги запоминались? Потому что у них был совершенно ужасный индекс. Если я помнил, что в книге пишется о чем-то, то я не мог это быстро найти. Конечно, я мог потратить очередные 15-20 минут на поиски, но это было печально. Нужно было либо помнить относительно точно, до главы, либо придумывать другие способы индексации (клейкие штучки для бумаги были тоже дорогие).

Чтение сегодня


В итоге, сегодня я не просто являюсь обладателем огромного количества книг, каждая из которых доступна мне практически моментально. Еще в этих книгах я могу запросто искать, что является недоступным для любителей теплых, ламповых, простите, бумажных книг. Конечно, они говорят о том, что ничто не заменит бумагу, но люди компьютерного века как раз не склонны цепляться за эти предрассудки.

В итоге, кроме поиска, который дает мне огромные возможности, я получил еще одну вещь. Я читаю быстрее. На самом деле.

Почему быстрее? Ну потому что у книг теперь есть крутой индекс, который всегда с ними – поиск по словам. И если я читаю главу в книжке, однако мне она не нужна сейчас, мне достаточно просто запомнить, о чем там.

Это словно создание индекса поисковой машиной. Или как добавление ссылки в закладки. Называйте как хотите, но это вполне отвечает вызовам века: какие-то там психологи говорят о том, что в голове мы можем держать не более 5-7 предметов. Возможно, люди древности с радостью держали в голове названия 5-7 книг. А для современного человека скоро станет проблемой держать в голове место, куда он кинул зарядное устройство от очередного гаджета.

Это может казаться ужасным, но это логично. Информации стало больше, поэтому вместо книги я загружаю в голову ссылку. Забиваю рабочий стол ярлыками. «В этой книжке написано, какие приемы можно использовать для ускорения загрузки сайта», окей, мне хватит. Надо будет – вернусь.

Но послушайте, разве не это же произошло со всеми нами? Я давно уже не сохраняю дистрибутивы тех программ, которые использую: они обновляются слишком часто для того, чтобы это хранилище дистрибутивов было хоть сколько-нибудь актуальным. Думаю, Вы поступаете аналогично.

Знания


Ладно, ладно. Все, что я написал выше, совершенно понятно каждому. Но вызов, о котором я хочу поговорить, лежит чуть-чуть в другой плоскости.

Видите ли, если с 1986 года ситуация встала с ног на голову, то где же будет голова завтра? Если мы продлим и усугубим тенденцию; если мы будем достаточно безрассудны в своих заблуждениях; если мы достаточно перегнем палку, то скоро станет очевидной формула:

Все знания будут доступны каждому.

Не находите в этом ничего пугающего? А я нахожу.

Дело в том, что тогда ломается сама структура передачи человеческого знания, которая существовала веками. А у нас тут за какие-то 15 лет все резко поменялось. Судите сами.

Все преподаватели строят свой контроль знаний на определенных ограничениях, зачастую совершенно искусственных.

«Ты должен уметь решать квадратные уравнения» — ну да, это умеет даже программируемый калькулятор.
«Ты должен знать таблицу умножения» — ну да, это умеет даже обычный калькулятор.
«Ты должен уметь писать» — ну да, именно поэтому я уже часто забываю, когда я последний раз брал ручку в руки.

Вызов


Короче говоря, получается так, что знания утрачивают свою сакральную роль. То есть, само знание не становится самоцелью, теперь не нужно заставлять студента-медика заучивать кучу слов на латыни – приложение для iPad с радостью покажет ему название вот этой конкретной кости на трехмерной модели с подробным описанием. Вам еще не страшно? А мне уже да.

Что проверять? Что контролировать? Обладание знанием перестает быть постоянным. Хочешь испечь вкусный пирог? Иди и загрузи в голову рецептик. Потом забудешь, потому что их так много.

Но еще раз, что проверять? Какое мерило знания выбрать в обществе, где само обладание знанием уже не есть проблема?

Я уже склоняюсь к тому, что само по себе образование должно быть одной и большой лабораторной работой, которая должна показывать студенту множество маленьких отрезков на большом пути из А в Б. Но боюсь это может устареть еще до осознания этого. Потому что…

…некому


И это уже пугает. Потому что зарубежные технологии (достаточно глянуть на историю HTML) создавались состоящими в открытых списках рассылках людьми. Сегодня можно вернуться и проследить, как шел процесс и кого он привел к чему. А у нас? Что, кто-то стенографирует на заседаниях этих идиотов из министерства образования?

А учителя? С ними бы и обсудить то, что нам нужно многое изменить, но как обсудить? Совершенно верно, интернет бы в помощь, но большая часть из них не умеет набрать и килобайта текста.

Да, до поры и до времени можно позволить себе игнорировать происходящее, но мне уже трудно себе представить преподавателя-пенсионера, который принимает экзамен у студента с Google Glass. Вернее, представить несложно, но смешно. Да-да, разумеется, мы запретим им Google Glass. И еще много чего запретим.

Спасибо, что прочитали. Это недостаточно связное повествование, может быть. Но я буду крайне благодарен, если Вы сможете показать этот пост преподавателю или человеку из образования. И дать хоть какие-то комментарии.
Tags:
Hubs:
+48
Comments194

Articles