Интернет-активист, лидер «РосКомСвободы»
0,0
рейтинг
27 августа 2013 в 12:47

Администрирование → Минкомсвязь перетряхнёт рынок операторов

image

Напомню, что ранее Хабр буквально взорвал пост «Как закрыть Интернет в России», в котором до широкой публики были донесены ближайшие и отдалённые планы Минкомсвязи.
Министерство разработало тезисную концепцию под наименованием «Развитие мультисервисных сетей связи общего пользования Российской Федерации», в которой представило, скажем так, интересное видение развития рынка и будущей инфраструктуры операторов связи.
Страшно-интересно стало всем (нужное подчеркнуть).
И поэтому вся IT-отрасль и существенная часть интернет-общественности с нетерпением ждали, когда же представители Минкомсвязи дадут подробные разъяснения по своему видению «нового дивного мира». Это произошло 22 августа на круглом столе в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Мне удалось поприсутствовать на данном мероприятии, попасть на которое, кстати говоря, оказалось не так и сложно — просто надо было знать, что оно вообще будет и отправить запрос на участие.

image

Итак, как и ожидалось, на круглом столе был полный аншлаг, в программке значились аж 55 фамилий участников, среди которых были все и представители (топы) «большой пятерки» (Ростелеком, Транстелеком, МТС, Вымпелком, Мегафон) и регуляторы рынка (Роскомнадзор, ФАС) и контентщики (РАЭК, Яндекс) и топ-менеджмент средних и небольших операторов, аналитики, адвокаты, юристы, СМИ.
Одним словом утро не обещало быть томным.

Если сделать отступление, то основными моментами, чем были обеспокоены участники рынка и интернет-общественность в преддверии это встречи было:
1) грядущее глобальное перераспределение рынка операторов связи и разделение их на федеральных и обычных (ФОС и ОС):

image image image
(картинки кликабельны)

2) усиление монополизации рынка единственным (по некоторым оценкам) федеральным оператором;
3) агрессивное решение проблемы высокоскоростной «последней мили» (или по-другому устранение цифрового неравенства) за счет непомерных возлагаемых затрат для небольших провайдеров;
4) концентрация регулирующих рынок рычагов у аффилированных с государственными структурами у будущих федеральных операторов;
5) возрастание цены за трафик вследствие всего вышеперечисленного, что в результате скажется на конечной цене стоимости интернет-услуг для абонента;
6) ну и самый горячообсуждаемый в интернет-среде момент — это передача трансграничного трафика целиком и полностью в руки федеральных операторов связи.

И вот на круглом столе позицию Минкомсвязи представляли и защищали советник Министра связи Элдар Разроев и замминистра Денис Свердлов.

Чтобы не заниматься самоцитированием, рекомендую с подробным ходом докладов, выступлений и дискуссии, а также видеозаписями внимательно ознакомится в соответствующем обзоре на портале «НАГ»

Здесь я приведу слайды с круглого стола, которые по-прежнему на текущий момент являются эксклюзивом, выжимку со встречи и послесловие/комментарии/реакция от других участников встречи.

Итак, Элдар Разроев представил доклад «Тезисы концепции развития мультисервисных сетей связи общего пользования РФ»:


(презентация)

А аналитик компании «Эрнст энд Янг» Юрий Гедграфов наглядно показал, как может сказаться на отрасли тезисная концепция министерства: «Регулирование мультисервисных сетей: возможное влияние на участников рынка»:


(презентация)

Сухая выжимка по круглому столу:
1) Все участники рынка (и большие операторы тоже) недовольны видением развития сетей связи от Минкосвязи.
2) Регуляторы (Роскомнадзор и ФАС) имеют много критических замечаний к текущей концепции развития.
3) Внезапно — Ростелеком чуть ли не жестче всех раскритиковал тезисы, заложенные в концепцию.
4) При построении нового принципа взаимодействия, старая схема тоже остается.
5) Как долго будут действовать и продлеваться лицензии по старой схеме взаимодействия — четкого ответа дано не было.
6) Кто сейчас владеет трансграничным трафиком — в будущем его не будут отнимать, но только если оператор не выберет новую схему взаимодействия.
7) Не дан четкий ответ — нужно ли во все города свыше 100 тыс. населения (а в перспективе и от 8 тыс.) тянуть именно «кабель» или можно использовать и «спутник».
8) Государство не будет инвестировать в инфраструктуру развития и построения сетей связи, но будет инвестировать в спрос, выкупая излишние мощности свежепостроенных каналов.
9) Сильно разнятся оценки по количеству будущих федеральных операторов: кто-то утверждает, что ФОС будет явно один, кто-то говорит о «большой пятёрке», а Минсвязь настаивает, что их количество вполне может быть и порядка 10.
10) Тоже самое по стоимости вхождения в состав ФОС, по разным оценкам она будет в диапазоне от 0 долларов до 1 млрд тех же вечнозеленых.
11) В концепции сильно сжаты сроки, нет экономического обоснования, мало аналитической проработки, такая ее реализация может негативно повлиять на всю экономику страны.
12) Контенщикам (Яндекс, Google, MailRu и т.д.) как существенным выгодоприобретателям от развития сетей связи настоятельно рекомендовано поучаствовать в их строительстве.
13) Неизбежный рост стоимости услуг для абонента, как результат огромных наложенных государством на операторов затрат по будущей концепции.

Одним словом, новые пояснения представителей Минкомсвязи какие-то моменты прояснило, а какие-то еще усугубило всеобщее непонимание.
А по факту — целостной концепции нет. Отрасль настоятельно просит Минсвязь все же дать качественную аналитику и проработанную программу.

Можно проследить реакцию в СМИ после данной встречи:

(линк) «К чему приведет появление федерального интернет-провайдера?»
(линк) «Изменения интернет-регулирования в России привели экспертов в тупик»
(линк) «Параллельный мультисервисный»
(линк) «Концепция Минкомсвязи была раскритикована Ассоциацией документальной электросвязи (АДЭ)»
(линк) «Срок закрытия границы для интернет-провайдеров не установлен»
(линк) «Концепция в мешке»
(линк) «Бизнес боится мультисервисных сетей»

Также интересен тот факт, что министр связи Никифоров ни разу нигде не прокомментировал ни саму концепцию, ни реакцию отрасли и общественности на неё.

Зато один из разработчиков концепции Элдар Разроев дал пояснения после того, как пошла реакция в сети по его докладу.
У кого есть аккаунт в фейсбуке — могут воспользоваться предложением советника министра:
«Я на одни и те же вопросы отвечаю по нескольку раз. Если честно притомило. Предлагаю сделать это „у меня на стене“, чтобы уже не повторяться. Задаете вопрос — я отвечаю. Только пж без лирики, и максимально лаконично.»
Также в ФБ развиваются 2 интересные дискуссионные ветки по теме с участниками-«тяжеловесами» отрасли, где можно вписаться и предложить свои тезисы и комментарии видным игрокам и регуляторам рынка связи: РАЗ и ДВА.

Одним словом, дискуссия и обсуждение продолжаются, а мы все ждем обещанную от Минкомсвязи подробную аналитику и дорожную карту.
Для вас что-либо прояснило разъяснения и доклад Минкомсвязи?

Проголосовало 1316 человек. Воздержалось 798 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Артем Козлюк @Temych
карма
171,5
рейтинг 0,0
Интернет-активист, лидер «РосКомСвободы»
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Администрирование

Комментарии (48)

  • +7
    Где комментарий проголосовавшего за первый пункт? Мы тоже хотим понять!
    • +17
      Я ответил за предпоследний пункт, но кажется мне, что лейтмотивом отвечавших на первый пункт было одно слово. «Распил».
      • 0
        Интересен еще такой комментарий Вартана Хачатурова (Минсвязь):
        «Про инвестиции в инфраструктуру есть простое соображение. Нам довольно быстро стало ясно, что давать госденьги в CAPEX — это лучший способ сделать так, чтобы их разворовали. Следовательно, надо стимулировать спрос: например, закупкой доступа в Интернет для госорганов или разработкой дешёвых абонентских устройств и их субсидированием. Обязательство операторов строить там, где они бы сами не строили — вполне нормальная для регуляторов вещь. Тот же спектр в нижнем диапазоне во всех развитых странах дают под лицензионные условия обеспечивать покрытие в регионах с малой плотностью населения.»

      • 0
        А просто мотивом – поржать. Я потому и поставил.
        По факту – вопросов становится только больше.
    • 0
      Проголосовал за первый пункт, тк мне явно кажется, что смысл – создание этакого Великого Русского файрвола. Если будет один самый главный провайдер, у которого все будут закупать трафик/каналы, то можно будет контролировать весь интернет в стране, то же будет, что и Белтелеком в моей Беларуси. Но это во мне немного параноик говорит. Второй вариант: хорошенько попилить деньги. Тоже вполне вероятный. А может и вообще все вместе.

      6) Кто сейчас владеет трансграничным трафиком — в будущем его не будут отнимать, но только если оператор не выберет новую схему взаимодействия.
      Это как бы намекает, что отнимать то не будут, но вот если сильно захочется – найдут нужные нарушения и либо отожмут бизнес, либо таки заставят присоединиться.

      P.S. В общем, это чушь полная, просто монополизация рынка. Еще не так давно ставил друзьям и знакомым Россию в пример по поводу интернета и его цены и скорости, но сейчас едва ли поворачивается язык радоваться за вас, друзья. Одно только вижу: нужно сопротивляться, писать петиции, заявления в органы, создавать шумиху в СМИ и тд, пока это еще вообще возможно.
      • 0
        Ну они говорят, что уверены в том, что трансграничных провайдеров будет не менее 5, а скорее всего с десяток.
        Что тоже все равно не радует.
      • 0
        На мой взгляд, все эти неясности, натянутости и явные глупости не позволяют сказать, что прям всё понятно, но спасибо за комментарий!
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +3
      > Правильно — на уровне ФОС режется адрес сайта и все готово. Не претендую на истину, но другого обоснования у меня нет этой гнилой идее.

      А как же распилить на внедрение DPI (так называется «правильная технология блокировки», да?) для всех операторов? Какая откатоемкая отрасль, вы что! Такое никто убивать не будет.
    • +2
      Единый рычаг управления куда лучше, чем много маленьких.
      • +2
        Гарантировано закрыть неугодный ресурс вне страны можно только отключив страну от интернета целиком!
        Вот они и хотят обеспечить этот механизм за наши же деньги.
      • 0
        На примере Египта и Белоруссии это уже было понятно…
      • 0
        Прикольное высказывание по теме:
        Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ:
        — Не думаю, что эта идея реалистична. Но если такое случится, хотелось бы узнать, какими устройствами будут сбивать аэростаты Google и других компаний, которые все равно будут раздавать иностранный трафик всем. Мне также не верится в существование файервола. Я считаю, что Россия достаточно коррумпированная страна, так что любой разговор о файерволе здесь закончится пэйволом. Отечество вне опасности, коррупция спасет Россию!
        Ъ
  • +15
    Отсутствие четких мыслей, аналитических исследований больше напоминает профнепригодность, нежели злой умысел.
    • 0
      Или большую спешку под действием каких-либо внешних обстоятельств
      • +2
        Одно другого не исключает.
  • +2
    И что с решением по этому вопросу? где на этот раз подписыватся что против? провайдеры не собираются подать в суд на ФАС за создание монополии и за игнорирование этого факта?
    • 0
      Насчет прямой подачи в суд не слышал, но на самом круглом столе присутствовал представитель ФАС, которому ряд операторов делали отсылки («обращаю внимание ФАС»).
      Да и само ФАС высказалось в том ключе, что видит в текущих тезисах концепции ограничение конкуренции и межоператорского взаимодействия.

      Сложилось впечатление, что кое-кто очень влиятельный стоит за вбросом такой концепции от Минкомсвязи.
      • +4
        > кое-кто очень влиятельный стоит за вбросом такой концепции от Минкомсвязи
        Господа П. и М. прочитали новости про то, что некий господин Б.О. может читать любой мейл любого гражданина Самой Демократической Страны. И не только мейл, и не только гражданина.
        Господа П. и М. позвонили (возможно, независимо друг от друга) господину Н. и спросили: «А мы так можем?»
        Господин Н. вытянулся по стойке смирно и отрапортовал: «Через год — сможем, стоить это будет… хотя, нет. Стоить это не будет: пусть платят операторы».
        • +3
          А может они на самом деле просто хотят чтобы каждая бабушка в Анадыре и Оймяконе имела ШПД?
          И могла поучаствовать в становлении электронной демократии в России?
          (у самого навернулись слёзы...)
          • 0
            В Анадыре интернет хороший, был, работал.
            А у каждой бабушки в Оймяконе уже десять лет как спутниковый интернет, ибо нарушать конституционное правомалых народов на свободный доступ к информации нельзя, а то якуты обидятся ещё.
            Так что вряд ли.
            • 0
              В Анадырь обяжут тянуть широкий канал, оценочной стоимостью 4 млрд руб. (по оценке Транстелекома).
              Это было озвучено все на той же встрече.
          • +1
            То бишь, если я не бабушка из Салехарда, то продолжать мне сидеть на своём adsl?
            • +2
              В перспективе и все дедушки в нас.пунктах 8+ тыс.

              Вспомнилось

  • +1
    Да причём тут монополия?

    Вы посмотрите без розовых очков на ситуацию: государству надо иметь нормальный СОРМ. Почему американцы читают весь интернет, а мы даже свой не читаем?

    Кривобоко и непрозрачно, реализовав его подобной схемой, оно его получает.

    Такая активность означает, что технологии прослушки трансграничного «окна» или «окон» уже созданы или близки к созданию.

    А там как повезёт: от «великого китайского файёрволла» до «рунета», физически ограниченного большым национальным сегментом Сети — рукой подать.
    • 0
      Но у них хороший довод-прикрытие: мы устраненяем «цифровое неравенство» среди населения и занимаемся развитием сетевой инфраструктуры.
      • +4
        Знаем мы их «благие намерения»! Пошли они в localhost! Лучше пусть ФАС и Минкомсвязи начнут работать и следить за нормальной конкуренцией на рынке, а не так, как было в недавнем топике на Хабре про начинающих провайдеров, которых загнобили и убедительно просили не лезть в это дело, что они даже боялись раскрывать детали где и с кем это происходило, а все запросы отправленные в соответствующие органы регуляторов исправно спускались на все тот же местный уровень!.. Тогда, глядишь, и цифровое неравенство сократится и тарифы отрегулируются…
    • +1
      > Да причём тут монополия?
      При том что обладая монополией проще провести все что им надо и СОРМ и цензуру и цены отрегулировать как надо. А то бюджет совсем пустой.
      • +1
        Эээ… а вы понимаете, о чём пишете? Какие цены? Какой бюджет? С населения за интернет? Да это потребность такого далёкого уровня необходимости, что надеяться на доходность с неё никто в здравом уме не станет. Хотя, по степени возврата денег в вложенного, с массовой заменой жилищного фонда не сравнится, тут ROI на порядки прозрачнее и точнее считается, это да.

        Если посмотреть ближе к реальности, то ситуация примерно такая. Нефтедоллары сформировали огромную подушку Стабфонда и прочих Заначек для Национальной безопасности. Естественно, к этим бабкам тянутся все, кому не лень. Правда, денег столько, что проекты нужны мощные, большие. Это — капстроительство и модернизация инфраструктуры, а если её нет, а «время требует» — инфраструктуру можно «создавать в соответствии с требованиями заказчика». Самый лутший заказчег в нашем правительстве — безопасники; вот от них заказ и пришёл, это очевидно.

        Ничего угрожающего в этой ситуации нет. И «валить» — тоже неизвестно, надо ли.

        Если не вдаваться в критику действующей власти (любая власть несовершенна), а смотреть на проект как на элемент в системе безопасности государства, то здравый патриот своей страны лишь поднимет шляпу.

        А вот то, что янки дораскачивают лодку со своими финансовыми пузырями и политикой слива «плохих долгов» в экономики всей планеты — угроза серьёзная. И Россия, у которой нет долгов перед другими государствами, есть Стабфонд (который позволил «проскочить» первую волну финансового кризиса 2008), а теперь появится собственная «кнопка обеспечения сетевой автономности» — очень даже неплохое прибежище, «если рванёт».

        Плохо другое — модернизируют страну избирательно и «под заказчика», а не по воле народа.

        Что, может быть, в текущей ситуации, и не требуется. Кто ж его знает, как там оно сверху-то…
    • +1
      Американцы аккуратно читают через дырочку. А русскому медведю, чтобы прочитать, надо сломать библиотеку, нагадить в центре и всех выгнать.
      • –1
        Какие молодцы американцы. Даже шпионят лучше этих дурацких русских.
        • +2
          Американцы просто жестко нарушают приватность своих и чужих подозреваемых, а русские делают вроде что-то такое же, только попутно ломают техническую и экономическую модель своего интернета за счет своих же пользователей.
    • 0
      А с чего вы взяли, что у государства нет нормального СОРМ? Провайдеры молчат, но ко всем ним рано или поздно приходят ребята и вынуждают поставить.
  • 0
    маленькая поправка — Денис Свердлов не заместитель министра, а тоже советник.
    Т.е. по факту концепцию министерства показывали… советники… Т.е. люди, не отвечающие ни за что…
    • 0
      Вы знаете, я конечно, извиняюсь, но на пруф-пруфовиче он ещё (?) значится как заместитель министра.
      Брал инфу о его должности оттуда, в программке встречи его не было, а сам (насколько я помню), он не представлялся.
  • +1
    По ходу в заголовке опечатка — «я» вместо «а»:)… и картинка символизирует.
    • 0
      Боюсь даже показывать развитие сюжета по картинке.
      Там уже штанишки отлетели в сторону, поэтому

      под спойлер
      image


  • +2
    Мне дык очевидно, что готовят страну к большому файрволлу. Развитию инфраструктуры связи мешает одна проблема — государство. Цифровое неравенство создано самим государством. Жесткое безмозглое зонирование (местные, внутризоновые и мгмн операторы) без учёта специфики региона — основная причина.

    Привожу свой пример. Крупный район на севере. 200тыс. кв.км. Порядка 20 тыс жителей население. Протяжённость с севера на юг порядка 900 км. Райцентр находится на севере края. Основной транспорт внутри района — вертолёты. Летом — по реке на моторах…

    Построена сеть на спутниковом оборудовании iDirect. 70% траффика ориентировано в краевой центр. 15% на райцентр 15% внутрирайонная связь. Здравый смысл говорит, что разумней приземлять весь трафик в краевом центре и отдавать зоновый траффик уже там. Благо hub стоит именно в краевом центре. Польза от этого всем. Зоновый оператор здорово экономит на трафике, альтернативный оператор серьезно повышает качество связи за счет того, трафик идет в один скачёк. И у спутникового оператора сеть серьезно разгружается.

    Но по закону я должен весь трафик аггрегировать в райцентре и там уже отдавать в зоновому оператору через зоновое присоединение в райцентре. Регулятор не разрешил делать точку присоединения местной телефонной сети района в краевом центре, хотя присоединяться предполагалось к зоновому оператору и именно на зоновом уровне.

    Зато существенник Ростелеком (тогда еще Сибирь-телеком) поставил хаб вообще в другом регионе (в Иркутске) и болтом ложил на зонирование. Мол их внутренняя корпоративная сеть. Развивать сеть дальше райцентра он не собирался и не собирается. Мол, не рентабельно…

    Дефицит спутникового ресурса, безумный ценник на ресурс и непрекращающийся маразм ГПКС'а — это тоже предмет «гордости» глубокоуважаемого министерства.

    В общем борьбу министерства с конкуренцией на слаборазвитых территориях можно признать успешной. На стенке Эльдара Разроева ничего по этому поводу нет, кстати…
    • 0
      На стенке Эльдара Разроева ничего по этому поводу нет, кстати…


      Да, у него стенка закрыта для сторонних записей не от друзей. Уточню, что он имел ввиду под этими своими словами тогда.
      Я могу задать ваш вопрос ему, если хотите.
  • 0
    Господа (и дамы), мне стыдно это озвучивать, но бабла они хотят! Бабла! В смысле, что доходы от нефти в перспективе не стабильны, а они хотят за счет налогов доходы бюджета (со смеми вытекающими последствиями) увеличить
  • 0
    Может ли быть связано ограничение на трансграничную передачу трафика с возможным ростом серьезных кибер-атак в перспективе?
    Быть может таким образом государство хочет ограничить «attack surface» на инфраструктуру в будущем?
    • +3
      В игре «Сто к одному» вы бы смогли открыть самую непопулярную строчку.
      • 0
        Тонко)
      • 0
        И все таки. От кого исходит такая идея известно конкретно?
        • 0
          Вот как только Никифоров что-то прокомментит по теме — можно будет сделать предварительные выводы о том — от кого идея.
          Пока все очень мутно.
  • 0
    Простите, но от прочтения уже названия на ум знаменитая цитата приходит — «Я перетрахивал свой парламент и буду перетрахивать.»

    Бр-р-р-р. Ввели бы статью «за непрофессионализм на госслужбе», что ли?! )
  • 0
    Кстати, еще это, как ни странно, хороший знак. Фигни вокруг творится много, но если даже гос компании (Ростелеком) против — значит, дело сдвинулось с мертвой точки. Государство просто не может действовать против гос.компаний. Ну, это как воровать у себя из правого кармана, с целью положить в левый.
  • 0
    Завтра вот такое мероприятие состоится по теме:
    «29 августа 2013 года в 12:00 в Digital October состоится отраслевой круглый стол, посвященный обсуждению Концепции развития мультисервисных сетей связи общего пользования Российской Федерации»
    Будем ждать подробных разъяснений к разъяснениям)
    Пойду.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.