Пользователь
29 августа 2013 в 10:59

Разработка → Поисковые системы Китая



Как и обещал в предыдущих статьях, сегодня мы поговорим о китайском рынке поисковых систем и его главных игроках, а также немного затронем особенности китайского SEO. За основу взяты мои исследования для одного инвестиционного фонда, а также опыт работы и мнения экспертов в этой сфере.

Китайские поисковики


Для начала рассмотрим главных игроков на этом рынке. Последние несколько лет структура рынка не сильно изменялась, можно сказать, что рынок поделен между «монополистом» Baidu, который занимает две трети «пирога», и всеми остальными. К 2013 году ситуация сложилась следующая:


Youdao

Небольшой поисковик от крупного интернет-портала NetEase (网易, 163.com). Начинался, как онлайн-словарь с офлайн-версиями для ПК и телефонов. Я сам лично не видел живых людей, которые пользуются этим поисковиком, но ящик на 163.com был в свое время для многих китайцев первой электронной почтой. Сейчас NetEase еще известна своими онлайн-играми. Скорее всего трафик берется с этих основных направлений компании. Раньше Youdao был партнером Google, пока последнего не выкинули с китайского рынка. Теперь партнером стал Qihoo.com, но на доле Youdao это пока никак не сказалось.

Yahoo.cn

Многострадальный Yahoo. Началось все с попыток стать медиа-порталом, но до 2013 года дожил только поиск (совсем недавно была отключена почта и сервис музыки). Как известно, в стратегических партнерах значится Alibaba. При этом особых активных действий со стороны Alibaba Group по его продвижению не наблюдается. Но кто знает, может быть это «черная лошадка»? Кажется, при желании Ма Юнь1 может вытащить Яху хотя бы в Топ-5.

Bing.cn

Относительно молодой для китайского рынка поисковик, за плечами которого стоит Microsoft. Тем не менее, даже наличие такой поддержки не дало Бингу выстрелить. Качество поиска на китайском отвратительное. Даже местные представители компании заявляют, что у Bing есть шанс занять узкую нишу английского поиска для китайских пользователя (намекая на то, что Baidu по-английски ищет плохо). Тем не менее, некоторые эксперты говорят, что у Microsoft есть рычаги, чтобы быстро изменить ситуацию путем продвижения поисковика через свои продукты (например, через Internet Explorer).

Google.cn



Про конфликт Google с китайскими властями, и его последующий крах сказано и написано немало. Поисковик продолжает терять свою долю на китайском рынке. По мнению моих коллег-экспертов, сейчас Google в Китае пользуются: а) «гики» и люди, работающие в международной торговле; б) для размещения рекламы adwords/adsense и привлечения иностранных клиентов; в) часть пользователей телефонов на Android (доля на рынке мобильного поиска — 7.5%).

Исправится ли ситуация в ближайшее время? Сказать сложно, но пока я своим клиентам не рекомендую обращать внимание на Гугл для продвижения в китайском интернете.

Soso.com

Поисковик от интернет-гиганта Tencent (腾讯), создателя популярного мессенджера QQ и WeChat (微信), социальной сети QQ Zone, QQ Games и многих других проектов. С этих же продуктов и приходит основной трафик. До 2009 года использовал технологию поиска Google, сейчас упоминания об этом везде удалены. В мобильном поиске занимает второе место (14-15%).

Sogou.com

Третий по популярности поисковик в Китае. Им владеет крупный интернет-портал Sohu (搜狐), в него же инвестировал средства вышеупомянутый Ма Юнь (имеет 16% акций). Быстро набрал свою долю из-за продуктов Sohu, в том числе: Sogou Input (搜狗输入法) — умную систему ввода иероглифов, и безопасные браузеры на основе Chrome и IE. Но самое интересное, что недавно подтвердились слухи о покупке Sogou компанией Qihoo, владельцем «поисковика №2».

So.com

А вот и доказательство того, что даже на такой монополизированный рынок поисковиков, как китайский можно прорваться, имея смекалку и «немного» денег. И, хотя компанию окружают многочисленные скандалы о «нечистой» игре с конкурентами и инвесторами, победителей не судят. Их поисковик So.com вышел на арену в 2012 году, а сейчас он владеет 17% рынка. Как же такое получилось?

Основатель поисковика компания Qihoo 360 (奇虎360) — разработчик программного обеспечения, известная своими антивирусными продуктами, магазином мобильных приложений и многочисленными надстройками. Но самое главное, их ПО нацелено на многомиллионную аудиторию владельцев пиратских копий Windows в Китае. Программы «360» позволяли устанавливать обновления ОС, обходя проверку подлинности, и делали компьютер относительно безопасным заменяя IE6 на свой Safe Browser. Естественно, с этими надстройками страницей по умолчанию становился сайт Qihoo, а вместе с ним и главный поиск. Неудивительно, что 80% поискового трафика на Qihoo идет из приложений (браузера и тулбара), и только 20% напрямую с сайта so.com и других каналов.

Сейчас Qihoo продолжает расти, сотрудничает с Google и Nokia в области мобильного поиска и планирует выход на рынки других стран (несколько месяцев назад шел активный найм иностранных сотрудников в компанию). А после покупки конкурента Sogou можно ожидать рост доли в Китае еще на 8-10%.

Baidu.com

Ну и, наконец, главное блюдо — Baidu.com. По разным оценкам им пользуются от 65 до 80% интернет-пользователей Китая. История и описание всех веб-сервисов компании заслуживает отдельной статьи. Так, только в сфере поиска у них более десятка продуктов (а еще свои проекты в Японии и Индонезии). И не будет большой ошибкой сказать, что весь «китайский SEO» закручен вокруг Байду. Поэтому предлагаю на этом закончить описание игроков и перейти к рассказу об особенностях поисковой оптимизации в Китае.

SEO в Китае: индексирование в Байду


Несколько советов для быстрого попадания сайта в индекс Байду:

Убедитесь, что у вас качественно
  • сделанный сайт с грамотным китайским языком (английские сайты тоже индексируются, но намного хуже). Есть robots.txt и там все хорошо (пропишите адрес на Sitemap там же).
  • Предложите сайт на индексацию здесь.
  • Заведите аккаунт в Байду и зарегистрируйте свой сайт на странице Baidu Zhanzhang (аналог Google Webmaster или Яндекс.Вебмастер), подтвердите права на владение и отправьте XML-карту сайта в разделе Sitemap (не перепутайте с разделом 死链提交 — это карта «мертвых ссылок» для удаления из индекса).
  • Запаситесь терпением, на индексацию может уйти от 2 до 4 недель.

А теперь детали:

В предыдущих статьях уже рассказывалось, что Байду на порядок хуже индексирует сайты, расположенные на иностранных серверах. Официальная позиция такая: Baidu индексирует, а затем ранжирует сайты по многочисленным параметрам, в том числе по скорости ответа сервера. А для многих не секрет, что в Китае для иностранного трафика выделен небольшой канал. Поэтому если хотите попасть в индекс быстрее и быть выше — перенесите сайт в Китай, или как минимум в Гонконг.

Обзаведитесь ICP-лицензией для сайта. Официально: ее наличие не влияет на индексацию. Но на практике ICP помогает Baidu быстрее решить хороший сайт или плохой (если одобрен правительством = хороший), и ставит его быстрее/выше.

Позиционирование и рейтинг в Baidu

Вкратце можно сказать, что как и с другими поисковиками, оценивается множество параметров: уникальность и качество контента, количество внешних ссылок и рейтинг ссылающихся сайтов, «плотность» ключевых слов и так далее. Пожалуй, только с плотностью дело тут обстоит несколько свободнее: если в Google/Яндекс за большое количество ключевиков на «сантиметр» текста можно получить «банхаммером», то Baidu на это смотрит проще. А самую главную роль в ранжировании играет link-building и количество внешних ссылок.

Сразу стоит отметить, что SEM и платная реклама в Байду (Baidu PPC, 百度推广) никак не влияют на индексацию/позиционирование. Но так как у Baidu нет никакой совести и рекламные площади находятся сверху выдачи, снизу, сбоку и посередине (еще совсем недавно они почти никак не отличались от обычных результатов, но сейчас у них другой фон), то этот момент очень важно не упускать. Можно вложить в SEO сотни тысяч юаней и оказаться на первом «органическом» месте, но это будет пятое (а недавно и десятое) место сверху от платных результатов. Некоторые эксперты говорят, что 80% пользователей не знают, что это проплаченные результаты. А те, кто знает, по инерции кликают в середину или в нижние результаты. Но не тут-то было, даже нижние результаты можно купить.

Если сравнить «теплокарты» (heat map) страниц результатов Google и Baidu, то мы увидим, что в Google активно кликают на первые три строчки. В Байду же большое количество кликов размазано по центру и нижним строчкам.



Вообще за Baidu давно сложилась репутация с одной стороны активного проправительственного цензора, а с другой монополиста в поиске, чья выдача продана более чем наполовину. Сейчас по этому поводу негодуют в основном «гики», но и среди обычных интернет-пользователей начинает расти недовольство. Байду старается потихоньку исправлять репутацию, но конкуренты не упускают возможности как-то на этом факте сыграть.

***


Тут, пожалуй, остановимся и оставим место для второй части о SEO и SEM в Китае (для хаба-оффтопика). Жду ваших комментариев, дополнений и вопросов, на которые мы ответим в следующей части.

Примечания


  1. Ма Юнь (马云, Jack Ma) — основатель китайских ecommerce-гигантов Alibaba.com, Taobao, Tmall, платежной системы Alipay и многих других проектов.
Александр Мальцев @mayuxi
карма
104,2
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (18)

  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +1
      Там вообще довольно странный поиск по-русски, а связанно это с природой китайского языка, где каждый знак (иероглиф) равен какому-то значению. Так и Байду при поиске какого-нибудь «хабрахабра» может выдать результаты, где буквы этого слова просто встречаются в абзаце.

      • 0
        С Вейбой чет они API прирутили второй раз зарегаться не осилил… Был акк там было открыто приложение тестовый режим, постил через него вейбу… ты не видел что нибудь подобное ttyter.pl консольный клиент для вейбо?
        • 0
          Не, эта тема далека от меня. Ничего такого не видел и таким не занимался.
  • 0
    Локальные ссылочные биржи, типа Sape в Китае есть?
    Есть ли у Baidu аналог ТИЦ/PR?
    Учитывает ли Baidu при ранжировании пользовательские факторы или учитывается только ссылочное?
    • 0
      Есть так называемые «союзы вебмастеров» или «биржы вебмастеров» — 站长交易 или 连接交易. Не знаю насколько будет корректно тут на них ссылки давать. Поищите лучше по моему кейводру в байде.

      У Байду тоже есть свой рейтинг, его посмотреть можно используяю Байду.Вебмастер или другие инструменты, типа: tool.cnzz.cn/ или tool.seowhy.com/

      Пользовательские факторы учитываются мало, насколько я знаю.
  • 0
    Товарищи-сеошники, а кто-нибудь знает, есть ли у китайских собратьев пузомерки?. Кто-нибудь уже пробовал там делать ИМ/прокладки?
    • 0
      Что такое «ИМ/прокладки» не знаю, а пузомерки есть. См. комментарий выше, там ссылки в том числе на них есть.
      • 0
        ИМ — интернет-магазин, прокладки — сайты, созданные для привлечения пользователей на различные ПП.
        • 0
          Я работал на уровне менеджмента в этом направлении. Вообще это мероприятие может быть дорогим, если делать все по «белому»: получение соответствующих лицензий, подключение Alipay и так далее.
  • 0
    Это да. Ни добавить, ни убавить. Без 文库,知道,百科 и еще двадцати пяти подобных сервисов было бы гораздо хуже.
    • 0
      Про эти сервисы я рассказывать намерено не стал, т.к. не сильно касаются темы статьи. Но к ним я обязательно наведаюсь за интервью и экскурсией по штаб-квартире. Только через пару месяцев, в ближайшее время ждите фото-отчет и интервью про Alibaba Group.

      Недавно, кстати, брал интервью у CTRIP, читали?
      • 0
        Нет, не читал, к сожалению.
        А насчет ctrip — по моему скромному мнению, лучше 去哪儿网 нет ничего( по крайней мере для внутрикитайских переездов)
        • 0
          Про CTRIP я написал, т.к. брал у них интервью и рекомендую почитать. С ценами у них не очень, наверное пользуются своим брендом уже.

          А вот у Цюнара зато сущий ад с юзабилити. Пока до реальной цены дойдешь она может увеличиться на процентов 20-30%, да и часть агентств вообще после 18:00 по Пекину не работают. Хотя раньше он мне нравился, но после того как поработал в онлайн-тревеле, сильно в них разочаровался.

          По цене и удобству мне нравятся trip.taobao.com, ну или сайты авиакомпаний, для которых у меня уже есть членские карточки и скидки. Там же можно попасть на веб-тарифы.
  • 0
    А вот и интересное обновление: «Компания Yahoo покинула китайский»

    Новостной и пользовательские сайты компании Yahoo в Китае на выходных были закрыты. В августе Интернет-компания закрыла в Китае свой сервис электронной почты. С сегодняшнего дня Web-сайты Yahoo China переадресуют пользователей на сайты под управлением китайской Alibaba.

    Ранее в компании заявляли, что уход с китайского рынка — это часть текущей операционной стратегии компании, направленной на концентрацию усилий компании на наиболее перспективных и важных для нее направлений. В самой Yahoo пока не прокомментировали полное закрытие сервисов компании в КНР.

    Аналитики говорят, что на китайском рынке Yahoo сталкивалась с очень значительной конкуренцией. Сейчас на рынке КНР доминируют в основном местные игроки, такие как Sina, Tencent или Baidu, сообщает CyberSecurity.
  • 0
    А есть ли в Китае онлайн сервисы по проверке позиций в Baidu и других поисковиках? Насколько эта услуга вообще востребована? Есть ли аналог wordstat.yandex.ru? И еще вопрос какие крупные SEO агентства есть на рынке Китая?
    • +1
      Их-то полно, для байду — это тот же index.baidu.com, но тут вопрос в том, если вы сами не смогли вбить в байду 百度指数 и перейти по ссылке, то как вы будете им пользоваться?
      Там куча страшненьких картинок и совсем нет буковок


      Под спойлером — статистика по запросу «Пекин», кнопочки для запросов со стационарных\мобильных терминалов, детализация запроса «Пекин-налоги», «Пекин-страховки», рост интереса за месяц и куча инструментов.
      • 0
        Огромное спасибо! Это именно то, что нужно.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.