АбраКодастр
23,2
рейтинг
31 августа 2013 в 08:43

Разработка → Записки iOS разработчика: Делимся опытом, часть 1

imageЗдравствуйте, дорогие читатели Хабра!

Я разрабатываю приложения под iOS и Mac OS. Уже около года занимаюсь фрилансом и, переходя от клиента к клиенту, начал замечать, что в задаче разбираюсь одиножды; а при появлении похожего заказа, просто использую уже разработанные ранее модули. В серии статей «Записки iOS разработчика» я постараюсь осветить некоторые часто встречающиеся в заказах аспекты; напишу подобие шпаргалки, прочитав которую, вы сможете быстро и безболезненно внедрить новую технологию в свой проект. Мои заметки ни в коем случае не претендуют на глубокое понимание процессов, но описывают легкий способ закончить заказ в срок.

Содержание:

  1. Часть 1: Работа с Файлами; Шаблон Singleton; Работа с Аудио; Работа с Видео; In-App Purchases
  2. Часть 2: Собственные всплывающие окна (Popups); Как использовать Modal Segue в Navigation Controller; Core Graphics; Работа с UIWebView и ScrollView
  3. Часть 3: Жизнь без Autolayout; Splash Screen; Работа с ориентацией девайса в iOS 6+; Сдвиг содержимого UITextField
  4. Часть 4: Google Analytics; Push Notifications; PSPDFKit; Вход в приложение через Facebook; Рассказать друзьям — Facebook, Twitter, Email
  5. Часть 5: Core Data; UITableView и UICollectionView

Работа с Файлами


Многие начинающие iOS разработчики натыкаются на следующую проблему: приложение корректно работает в симуляторе, но отказывается работать или работает некорректно на реальном устройстве. Одна из возможных проблем состоит в том, что приложение активно использует файловые ресурсы, неперенесенные в папку документов приложения. Политика Apple такова: вы не можете менять файлы приложения. Единственное место, где можно развлечься — это папка документов. Читать вы можете отовсюду (в рамках своего приложения), а вот писать только в папке документов.
Значит, при первом запуске, нужно перенести все документы для записи в папку документов! Запросто! Начнем с создания файла Config.h, добавим следующую строчку в Your_App_Name-Prefix.pch (этот файл автоматически добавлен во все файлы вашего проекта):

#import "Config.h"

Отлично! Теперь все, что есть в Config.h, есть и во всем проекте! Давайте заполним этот файл:

#define pathToApplicationDirectory [[NSBundle mainBundle] bundlePath] // Путь к папке приложения
#define pathToDocuments [[[NSFileManager defaultManager] URLsForDirectory:NSDocumentDirectory inDomains:NSUserDomainMask] lastObject] // Путь к документам

#define pathToSettings [[pathToDocuments URLByAppendingPathComponent:@"settings.plist"] path] // Путь к файлу настроек
#define pathToPopups [[NSBundle mainBundle] pathForResource:@"popups" ofType:@"plist"] // Путь к файлу со всплывающими окнами

Все это делается исключительно для нашего с вами удобства в будущем (работать с файлами мы будем много и хорошо бы избавиться от магических строк).
Теперь можно приступить к копированию файлов в папку с документами. Файлы settings.plist и popups.plist мы будем часто изменять, так что пункт с копированием необходим. Добавим следующий код в наш application: didFinishLaunchingWithOptions:

// Я юзер, а не лузер, так что перемещу ресурсы к документам!
[self placeResourcesToDocumentsDirectory:@{
     @"settings" : @"plist",
     @"popups" : @"plist"}];

И, конечно же, сам метод placeResourcesToDocumentsDirectory:

Жми меня!
/*!
 Метод, копирующий файлы из словаря в папку с документами
 /param Словарь с именами файлов 
 */
- (void)placeResourcesToDocumentsDirectory:(NSDictionary *)resources {
    // Проверим один из файлов, вдруг скопировано уже
    if (![[NSFileManager defaultManager] fileExistsAtPath:pathToSettings) {
        
        for (NSString *fileName in [resources allKeys]) {
            NSString *extension = resources[fileName];
            
            NSURL *storeURL = [pathToDocuments URLByAppendingPathComponent:[NSString stringWithFormat:@"%@.%@", fileName, extension]];
            NSURL *preloadURL = [NSURL fileURLWithPath:[[NSBundle mainBundle] pathForResource:fileName ofType:extension]];
            NSError *error = nil;
            [[NSFileManager defaultManager] copyItemAtURL:preloadURL toURL:storeURL error:&error];
        }
    }
}

Вот и все! Как просто оказалось переместить файлы в нужную папку, не так ли? А получать доступ к файлу и работать с ним можно вот так:

NSMutableDictionary *settings = [NSMutableDictionary dictionaryWithContentsOfFile:pathToSettings];
settings[@"isThisAppCool"] = @YES;
[settings writeToFile:pathToSettings atomically:YES];

Шаблон Singleton


Это скорее небольшой сниппет, который может облегчить вам работу с одиночками.
Singleton.h:

Жми меня!
<...>
// Упростим доступ к синглтону
#define coolSingleton [Singleton sharedSingleton]

@interface Singleton : NSObject
+ (Singleton *)sharedSingleton;
<...>

Singleton.m:

Жми меня!
<...>
@implementation Singleton

+ (Singleton *)sharedSingleton {
    static Singleton *sharedSingleton = nil;
    static dispatch_once_t onceToken;
    dispatch_once(&onceToken, ^{
        sharedSingleton = [[self alloc] init];
    });
    return sharedSingleton;
}
<...>

Здесь все просто. Во-первых, мы упростили одной дефиницией работу с синглтоном. Во-вторых, есть один статичный объект класса Singleton. В-третьих, по вызову метода класса sharedSingleton мы получим либо уже существующий объект, либо инициализируем новый. Всегда будет только один объект класса Singleton. В-четвертых, наш синглтон потокобезопасен (спасибо danilNik и AndrewShmig за подсказку!).

Работа с Аудио


Здесь нам придется поработать с классом AVAudioPlayer из фреймворка AVFoundation. Принцип действия прост: создаем объект класса AVAudioPlayer с именем определенного файла, подготавливаем его к воспроизведению и запускаем, когда нужно. Создадим простой синглтон, который и будет содержать все наши аудиоплееры. У нас будет два аудиоплеера: один для фоновой музыки, второй для воспроизведения звука нажатия кнопки.

Посмотрим на SimpleAudioPlayer.h:

Жми меня!
#import <Foundation/Foundation.h>
#import <AVFoundation/AVFoundation.h>

#define audioPlayer [SimpleAudioPlayer sharedAudioPlayer]

@interface SimpleAudioPlayer : NSObject
@property (nonatomic, retain) AVAudioPlayer *backgroundMusicPlayer;
@property (nonatomic, retain) AVAudioPlayer *buttonSoundPlayer;

+ (SimpleAudioPlayer *)sharedAudioPlayer;

@end

И на SimpleAudioPlayer.m:

Жми меня!
#import "SimpleAudioPlayer.h"

@implementation SimpleAudioPlayer

static SimpleAudioPlayer *sharedAudioPlayer;

+ (SimpleAudioPlayer *)sharedAudioPlayer {
    static SimpleAudioPlayer *sharedAudioPlayer = nil;
    static dispatch_once_t onceToken;
    dispatch_once(&onceToken, ^{
        sharedAudioPlayer = [[self alloc] init];
    });
    return sharedAudioPlayer;
}

- (id)init {
    self = [super init];
    if (self) {
        [self initAudioPlayers];
    }
    return self;
}

/*!
  Метод, инициализирующий аудиоплееры
 */
- (void)initAudioPlayers {
    NSURL *fileURL = [[NSURL alloc] initFileURLWithPath:pathToBackgroundAudio];
    self.backgroundMusicPlayer = [[AVAudioPlayer alloc]
                        initWithContentsOfURL:fileURL error:nil];
    [self.backgroundMusicPlayer prepareToPlay];
    self.backgroundMusicPlayer.numberOfLoops = -1;
    
    fileURL = [[NSURL alloc] initFileURLWithPath:pathToButtonAudio];
    self.buttonSoundPlayer = [[AVAudioPlayer alloc]
                              initWithContentsOfURL:fileURL error:nil];
    [self.buttonSoundPlayer prepareToPlay];
}

Вот и все. Дефиниции путей к аудиофайлам можно прописать в Config.h. Стоит отметить, что мы указали отрицательное число для количества повторений фоновой музыки. Если вы установите отрицательное число у этого свойства — то аудиофайл будет повторяться бесконечно. То, что надо! Так же не стоит забывать о методе prepareToPlay — если подготовить все аудиоплееры, как только приложение запущено, то не будет маленькой задержки перед первым воспроизведением аудиофайла. А пользоваться нашим аудиоплеером можно вот так:

[audioPlayer.backgroundMusicPlayer play];
<...>
[audioPlayer.backgroundMusicPlayer stop];

Работа с видео


Поработаем немного с фреймворком MediaPlayer. Фактически, следующий код можно добавить даже в метод viewDidAppear:

NSURL *url = [[NSURL alloc] initFileURLWithPath:pathToMovie];
MPMoviePlayerViewController *movieController = [[MPMoviePlayerViewController alloc] initWithContentURL:url];
[self presentMoviePlayerViewControllerAnimated:movieController];
[movieController.moviePlayer play];

Этот код просто показывает видеофайл по данному URL. В видеопроигрывателе от Apple уже есть все нужные кнопочки, чтобы видеопроигрыватель закрыть. Так что четыре строчки выше — минимальный набор символов для включения видео в ваше приложение.

In-App Purchases


Ну, и самое интересное на сегодня: фреймворк StoreKit! Правда, работать мы будем не напрямую с ним, но с MKStoreKit. Огромное спасибо MugunthKumar за великолепный фреймворк!

Все просто: отредактируйте файл MKStoreKitConfigs.plist под ваши нужды (там все интуитивно понятно) и используйте следующий код для проверки покупок:

if ([MKStoreManager isFeaturePurchased:@"me.identifier.coolapp.somesinglefeature"]) {
// Юзер уже купил эту фишку! Нужно ее ему отдать!
}
if ([MKStoreManager isSubscriptionActive:@"me.identifier.coolapp.somesubscription"]) {
// Вау! Да мы можем тянуть деньги ежемесячно, еженедельно, ежедневно! Но сегодня юзер уже заплатил, отдадим ему заслуженную плюшку
}

Для осуществления покупок используйте следующее:

[[MKStoreManager sharedManager] buyFeature:@"me.identifier.coolapp.somesinglefeature" 
                                onComplete:^(NSString* purchasedFeature, 
                                             NSData* purchasedReceipt, 
                                             NSArray* availableDownloads) {
     NSLog(@"Юзер купил: %@", purchasedFeature);
 }
                               onCancelled:^ {
     NSLog(@"Юзер отказался покупать :( печально.");
 }];

Заключение


Вот и все на сегодня. Эта часть была пилотной, в следующих статьях будем рассматривать примеры поинтереснее. Например, как создать такое всплывающее окно, чтобы наш клиент мог изменять его поведение прямо в .xib файлах, без вашего участия.

Обо всех ошибках и неточностях статьи прошу писать в мой хабрацентр.

P.S. Если вы хотите сотрудничать со мной, то мой профиль есть на одной из крупных бирж фрилансеров.

Стоит ли продолжать серию статей «Записки iOS разработчика»? Выразите свое мнение в комментариях.
Nikita Kolmogorov @backmeupplz
карма
14,0
рейтинг 23,2
АбраКодастр
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (30)

  • +1
    Спасибо! Хотя тут сплошные синглтоны, но для быстрой разработки маленьких проектов пойдет — я сам так делал.
    Снипет для синглтону сразу режет глаз. Уже давно пользуюсь потокобезопасным определением синглтона через GCD:

    + (id)sharedManager {
        static MyManager *sharedMyManager = nil;
        static dispatch_once_t onceToken;
        dispatch_once(&onceToken, ^{
            sharedMyManager = [[self alloc] init];
        });
        return sharedMyManager;
    }
    • –1
      Но в таком случае разве объект не будет обнуляться с каждым вызовом sharedManager?
      Можно изменить Singleton.m следующим образом:

      <...>
      @implementation Singleton
      
      static Singleton *sharedSingleton;
      
      + (Singleton *)sharedSingleton {
          if (sharedSingleton == nil) {
              static dispatch_once_t onceToken;
              dispatch_once(&onceToken, ^{
                  sharedSingleton = [[Singleton alloc] init];
              });
          }
          return sharedSingleton;
      }
      <...>
      
      • +2
        static же.
        • +2
          Спасибо за пояснение! Почитал про static, все стало понятно :)
          Поправил текст статьи, плюсанул в карму :)
          • 0
            И так можно.
            Где-то в includes.h

            // macros for singletone creation
            #define DEFINE_SHARED_INSTANCE_USING_BLOCK(block) \
            static dispatch_once_t pred = 0; \
            __strong static id _sharedObject = nil; \
            dispatch_once(&pred, ^{ \
            _sharedObject = block(); \
            }); \
            return _sharedObject; \
            
            


            Потом там, где нужно

            #pragma mark - get Instance
            +(ILStateManager *)sharedManager
            {
            	DEFINE_SHARED_INSTANCE_USING_BLOCK(^{
            		return [[ILStateManager alloc] init];
            	});
            }
            
            
  • +2
    Продолжайте делиться опытом!
    Хоть для меня новое было только MKStoreKit (еще не работал с микротранзакциями), но все же, может еще что нибудь новое увижу.
  • +4
    Это все конечно интересно, но Вы лучше расскажите о фрилансе. Где и как Вы находите клиентов? На сколько они адекватные? Какие подводные камни в ремесле фрилансера к контексте iOS/MacOS разработчика и т.п.
    • 0
      Интересный комментарий :)
      Работаю на elance.com, клиентура пока что только там. Все абсолютно адекватные, пичкают бонусами и платят хорошие деньги (а может это просто я так работаю). Подводные камни? Думаю, такие же, как и во всех других сферах фриланса :) Порой сложно работать дома. Если хорошо знать свое дело, деньги будут :)
      • +1
        Спасибо за информацию. Видел Ваш профайл на elanсe. А еще такие моменты интересны — железо (мак мини, хакинтош и т.п.), девайсы (iPhone, iPad и т.п.), Apple Developer Program, сколько часов в неделю работаете, уровень английского (я надеюсь не с СНГ работаете), сколько уходит времени на поиск заказчиков?
        • 0
          Macbook Air 2012, iPhone 5, iPad Mini. Лицензия на разработку есть. Работаю примерно 25 часов в неделю, час стоит $20. Уровень английского оцениваю как высокий, учусь в UBC. На поиск заказчиков уходит 1-2 дня.
          • +1
            Бесценно! Спасибо еще раз. Air хватает? Я думал подтармаживать будет…
            • 0
              Подтормаживает иногда, но утилита «Free Memory» спасает.
              • +1
                Мне в последнее время стало казаться, что это как раз из-за нее подтормаживает, поэтому благополучно снес ее. Вроде лучше стало, но не существенно.
                • 0
                  Подтормаживает обычно только тогда, когда эта утилита чистит память :)
                  При работе с iOS симулятором — очень спасает
  • +2
    Поделись, какие фреймворки используешь, кроме cocos2d и box2d если используешь их )

    Можешь написать о сроке реализации своих проектов?

    Тоже хотел фрилансить, но пока боюсь ) с одной стороны в фрилансе свобода, с другой стороны, работая на дядю есть стабильная зарплата.
    • +2
      Работая на дядю есть и «стабильный пендаль», которого нету когда работаешь дома. Для меня вот это более важно. :)
    • 0
      Какие придется, такие и использую :) А так, разобраться в различных фреймворках типа PSPDFKit или Phonegap не состовляет трудности.
      Срок реализации зависит от задачи. Я сам себе дядя с пендалем
  • +1
    Хороший пост, жду продолжения :)
  • 0
    Скажите, а вы слышали о такой вещи как Объектно-Ориентированное Программирование?
    • +3
      Любитель религиозных войн?
      • +2
        Нет, не любитель. Просто достали такие советы, люди на таком учатся, потом пишут проекты в этом стиле, а эти проекты приходится поддерживать, и это очень сильно напрягает.
    • +1
      Можете указать на ошибки в моем ООП-фу?
      • 0
        Все ваши магические строки прекрасно прячутся в *.m файл класса в котором инкапсулируется вся логика (чтение, запись, etc.)
        Кроме того, не понимаю зачем использовать словари для хранения настроек, если можно создать полноценный класс, с пачкой методов, а внутри спрятать логику, опять таки. Может быть в будущем вы решитесь использовать NSUserDefaults, вместо велосипеда с файлами.
        Singleton — это скорее антипаттерн, чем паттерн приносящий пользу. Какой смысл создавать объекты которые используются пару раз, а висят в памяти постоянно? Если вам нужно из сотни мест достучаться до одного и того же объекта, то возможно у вас косяк в архитектуре.
        Ну и дефайны. Зачем? Чем вас не устраивают константы?
        • 0
          Учту, спасибо.

          1. NSUserDefaults использую обычно, но здесь была просто прихоть клиента — использовать plist файлы. Плюс любую настройку клиент мог сам изменить в папке документов приложения.
          2. Ох уж этот постоянный холливар насчет синглтонов :) иногда это хорошее решение для архитектуры, иногда нет.
          3. Дефайны, константы, компилятору же все равно, разве нет? Поправьте, если я не прав. А клиенту проще видеть привычные #define в своем проекте.
          4. Магические строки использованы исключительно для упрощения примеров. При желании, программист сам от них избавится.
          • 0
            1. Можно использовать [NSUserDefaults registerDefaults:[NSDictionary dictionaryWithContentsOfURL:configurationSettingsFileURL]]
            3. define можно передефайнить или сделать undef, а константу — нет
            • 0
              1. Спасибо, не знал.
              3. В том то и дело, что дефайны можно передефайнить. Скажем, захочет клиент где-то передефайнить только в одном месте — берет и передефайнивает (гипотетически). Бывает по-разному, когда-то нужно использовать дефайны, а когда-то константы
  • +1
    Хорошо, а если более предметно? Что именно в коде не так?
  • +3
    Как фрилансер, думаю сюда надо добавить ещё CocoaPods, очень удобная вещь во многих смыслах и, в частности, в вопросе переиспользумого кода.
    • 0
      С CocoaPods еще не работал, поэтому не могу добавить ее в свои статьи :( Но вы можете написать свою статью!
  • 0
    [removed double comment]

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.