Пользователь
0,0
рейтинг
3 сентября 2013 в 19:21

Разработка → Что нам стоит байк построить?

image

К этому топику я шел два долгих года. Сейчас даже не верится, что прошло столько времени, но бег его неумолим. Возможно, Хабр не самое подходящее место для таких публикаций, далеко не IT, но мне хочется, чтобы те, кто заинтересуются темой, не повторяли моих ошибок. И, возможно, на основе моего опыта у кого-то из интересующихся получится что-то значительно лучше, чем у меня. Я буду только рад. Тема электротранспорта очень популярна среди IT-шников, и не зря.

TL;DR — за два года маленькая команда из 2 человек (я как «строитель», и мой московский друг как главный конструктор) сумела спроектировать раму и механику дорожного электробайка, а так же построила его первый прототип. Собственно, на КПДВ — именно этот самый прототип, да. Видео тестовых покатушек — в конце статьи.

Если вам интересна история его создания — прошу под кат.


Beginning...


Давным давно, в далекой далекой галактике… В общем, мне всегда трудно давались вступления к чему-то большому, о чем я хочу поведать, ну да черт с ним. 3 года назад занесла меня жизнь в достаточно примечательное сообщество, в котором, с одной стороны, собрались люди, достаточно здравомыслящие и разумные, чтобы думать о глобальных изменениях, а с другой стороны — как обычно, весьма ленивые и долгие на подъем. В общем и целом все уперлось в банальный факт — все говорили, обсуждали, решали, спорили, строили интриги-скандалы-расследования, ссорились, мирились, доказывали друг другу что-то, но ничего, ровным счетом ничего не делали для того, чтобы идеи глобального изменения жизни к лучшему хоть как-то начали осуществляться.

Но, с другой стороны, в каждом сообществе есть хорошие люди со схожими интересами. Именно там я познакомился с моим нынешним другом и, как это теперь сложилось, партнером по увлечению. Достаточно быстро нашлись общие точки и обширные, интересные темы для обсуждений. Мой друг, как и я, уже пришел к выводу о «праведном бездействии» всех окружающих, и уже понемногу у него, как и у меня, начался процесс отхода от активного участия в сообществе. В общем, все было как раз во время.

В один из тех давних вечеров ко мне пришла внезапная идея создать что-то руками, да не простое «что-то», а четырехколесное, вполне себе самопередвигающееся транспортное средство. Такая себе молния, от постоянных размышлений «Доколе будем сидеть?» моментально переводящая мысли в русло «Черт! Это же круто! Это то, что нужно сделать! Не медля ни секунды!» Достаточно быстро были найдены книги по строительству реплик Lotus Seven Колина Чепмена, закуплена необходимая литература и я отправился в долгие раздумья, как и что делать, с чего начинать, какой инструмент нужен. К слову будет сказано — на тот момент из инструмента у меня было несколько отверток и плоскогубцы. Все. С таким набором не то что автомобиль — два провода дома скрутить тяжело. Да и сам я по себе ни разу не железячник. Самый обычный погромист, на Хабре больше известный своим диким увлечением canvas'ом и Javascript'ом.

Само собой, через несколько недель активных раздумий, подбора донора, проектирования и переделки разных вариаций пространственной рамы, рычагов подвески, разноса всех систем, перепланирования, чтения умных книжек, советующих никогда в жизни не браться за постройку чего-то своего (и я, если честно, теперь абсолютно поддерживаю это мнение, но, с другой стороны, слава монстру, что 2 года назад не нашелся второй я, который смог бы меня отговорить) все свои мысли о том, что нужно куда-то двигаться, я стал аккуратно доносить своему товарищу, с которым мы, на тот момент, почти каждый день были на связи и частенько созванивались. Даже были забавные моменты, когда супруга начинала меня в шутку ревновать к «московскому другу».

Как ни странно, мое предложение заняться чем-то было встречено с воодушевлением и мы, очертя голову, бросились в исследования.

2 Years before release

Наш план был прост до безумия — построить что-то, что могло управляться человеком и передвигаться благодаря собственной силовой установке. Как раз в это же время в нашей команде гиков в офисе начали блуждать подобные же настроения, благо практически все — либо с автомобилями, либо мечтающие приобрести. Мне в руки попала замечательная книжка «Build your own sports car on a budget», поэтому в качестве основы я и Рома (мой московский друг) выбрали именно такую компоновку: пространственная рама на основе родстера Lotus Seven, силовая установка с какого-либо донора, доводка и запуск. Но, как бы хорош ни был наш план — суровая реальность каждый день накладывала свою лапу на все наши потуги. После того, как закончили формирование рамы, подобрали нужного донора, рассчитали по минимуму все затраты, мы пришли к выводу, что просто не потянем по деньгам строительство настолько серьезного агрегата. Шутка ли, одни только шарнирные головки подходящей прочности обходились в 30-40$ штука, а их нужно было, без учета потерь, как минимум 8 штук.

Еще одна массивнейшая проблема, ставшая перед нами двоими в полный рост — у нас катастрофически не хватало опыта. Теперь я прекрасно осознаю, зачем молодых инженеров отправляли на несколько лет в цех, работать рядом с мастерами, смотреть на станки и впитывать в себя производство. Причина этого — банальное отсутствие каких-либо навыков по механической и температурной обработке металлов. По себе я очень долго замечал, что в редакторе, глядя на заготовки, практически не чувствуется сложность, с которой эти детали потом будут изготавливаться. Вся модель представляется типичной картонкой, которую можно согнуть-сломать-изменить как только душе угодно, и углы, допустим, 15,28 градуса — да легко! Сколько раз после я ловил себя на мысли, что зря не просился к дядькам на СТО, просто посмотреть и попробовать… Пальцев всех рук и ног не хватит.

Да и обслуживание ДВС'ов для меня и Ромы было темным лесом. Нет, конечно же, мы достаточно быстро нашли необходимую теорию и литературу, но тренироваться и смотреть на результаты было решительно не на чем. При этом пугало то, что приобретая базовые знания предметная область по каждому двигателю — это отдельная песня, нарабатываемая годами, а мы себе такого позволить совершенно не могли. Уж слишком горячие головы и молодые сердца, нам нужен был результат, и чем быстрее, тем лучше!

image
Один из первых образцов, который мы желали получить

Само собой, практически каждый день мы были в фазе активного поиска. Шальные головы рассматривали даже всякую экзотику типа водородных ячеек… И именно в этот момент кто-то из товарищей забросил мне ссылку не evtv.me. Электрический привод произвел эффект разорвавшейся бомбы в наших головах. Даже не перечисляя все его достоинства нас, прежде всего, обрадовал минимум необходимых деталей, минимум обслуживания и возможность Direct Drive'а, т.е. прямого подключения двигателя к заднему мосту без коробки, только через редуктор. И это нас двоих очень впечатлило. Никто не знал, что после этого о ДВС мы и думать перестанем и заразимся электрической болезнью до конца дней своих. Но эта болезнь, на самом деле, весьма приятна.

Но проблема цены и добавившаяся к этому проблема с аккумуляторами никуда не ушла и не исчезла. Нам все так же катастрофически не хватало ни денег, ни опыта, и что-то с этим нужно было делать. Найдя в сети несколько калькуляторов для тягового расчета транспорта мы достаточно быстро выяснили, что в зависимости от веса и поперечного сечения транспорта необходимая мощность и момент разнятся достаточно значительно. И каким-то волшебным образом и я, и Рома пришли к выводу, что начинать нужно совершенно не с автомобильной рамы и не с родстера. Для получения элементарнейшего опыта работы с металлом мы решили собрать обратный трайк. Отказались от пространственной рамы, оставив плоскую ферму, первые пробы решили испытать с обычными гелевыми аккумуляторами от упсов, достаточно быстро нашли «подходящий», как нам казалось, двигатель на 1250 ватт мощности с одном из корейских велокомплектов и спроектировали все это в единую конструкцию.

На все подготовительные этапы мы потратили, в общей сложности, несколько зимне-весенних месяцев и к Апрелю прошлого года вышли к проекту, готовому примерно на 80% по необходимой для постройки базе. Оставалось дело за малым.

Let the show begin

Месяц ушел на поиски подходящего гаража. В итоге нашли двухэтажный бокс на два автомобиля, правда, без какого-либо ремонта. Голый песочек на полу, хех. Впрочем, мы не сильно требовательные и нам этого вполне хватало. Приобрели сварочный аппарат и порошковой (флюсованной) проволоки к нему, и еще на месяц или больше я зарылся в мелкое оформление гаража, обустройство, сборку всяких столов-стульев, приобретение необходимого инструмента и расходников. В общем, наш комплект, собранный на текущий момент, не такой уж и большой по объему. Дрель, маленькая болгарка, точило, труборез, сварочный аппарат, китайский «фрезерный» хоббийный станочек и ручной инструмент. В это же время один из знакомых отдал мне свои старые диван с креслом и журнальный столик, так что в гараже появилась даже небольшая мягкая зона отдыха. В этот же месяц я учился сварке. Ютуб — воистину великая вещь для этого, столько образовательных материалов и людей, которые готовы делиться своими практиками на видео, я, наверное, не находил больше нигде. Мне давно говорили, что в основе своей обучение трудовым специальностям и тытруба просто созданы друг для друга, что либо ты смотришь видео, либо долго и нудно ищешь доброжелательного мастера, который будет готов возиться с тобой, пока ты хоть чему-то не научишься, но я отмахивался. И оказался не прав. На личном примере я сам себе подтвердил, что мало-мальски варить по видеоурокам можно.

Попутно я и Рома окончили Mit'овский курс 6.002 и стали чуть более подкованы в вопросе электрических цепей и нагрузочному расчету всех электрических внутренностей. Сама по себе электрическая схема оказалась простой — 8 аккумуляторов, соединенных в блок 4s2p, 48V, 18Ah, 18кг вес, все это подается на вход контроллера, на выходе — подключение к двигателю и ручке акселератора. Сам двигатель, контроллер и все, что к нему прилагалось — корейский набор для преобразования велосипеда в электроцикл (http://www.cyclone-tw.com/order-1chain.htm, на тот момент мы брали наиболее мощный из доступных — 1200W / 48V, сейчас появилась версия на 1650W). Для испытаний — самое то. Начиная с конца июня мы погрузились в постройку рамы, заказ точеных деталей ( к слову — безумно дорогая штука по сравнению с ценой железа, то), обучение всем премудростям резки, сварки, обработки стали во всех возможных и невозможных проявлениях, подготовку для себя подручных средств и приспособлений (оба рабочих стола со стальными столешницами в гараже сварены мной). Подходящий металл с доставкой нашелся на одной из металлобаз с доставкой веселым водителем Ашотом на раздолбаной газели.

К концу постройки пришли к выводу, что порошковая проволока — полнейшие, дорогущие ласты и уг, лучше ничего ею не варить, либо уж если совсем ничего нет (в поле у березы от генератора). У местных дядек в гараже купил заправленный углекислотный баллон и договорился подвезти его ко мне в гараж. О том, как мы с товарищем затягивали его на второй этаж по лестнице — это отдельная песня, которую пришлось провернуть еще и в этом году. Удовольствие не из лучших. Довольно долго промучался с рулевым управлением — не получалось точно и правильно вырезать, а затем сварить поворотные кулаки и почти месяц ждал консольные втулки на «передний» мост. И после этого долго искал веломагазин, в котором их заспицуют. Но я таки заслужил несколько уважительных взглядов, когда веломастеру в руки попали две идеально выточенные стальные втулки с цельными «звонкими» стальными же осями диаметром 15мм.

Попутно приходилось решать мелкие конфликты дома, я успел порядком поднадоесть супруге, поскольку практически все выходные проводил в гараже. Сейчас я ей искренне благодарен, что она до их пор терпит все мои выходки и стойко переносит мое отсутствие дома. Все завертелось достаточно плотно, и я уже не обращал внимания на миллиард мелких проблем. Если раньше мне казалось, что сгонять на рынок в другой конец города и прикупить какую-нибудь нужную мелочь — это подвиг, то сейчас у меня поездкой начиналась практически каждая суббота. Постоянно не хватало креплений, болтов, гаек, мелких листов железа, огрызков, проволоки, дерева, трубок, прутов, переходников, креплений… Этот список можно продолжать бесконечно. Как только начинаешь что-то делать — всегда, всегда какой-то мелочи не хватит и нужно либо с этим мириться, либо заниматься перфекционизмом и растягивать проект «до лучших времен» на годы и годы…


Процесс сборки рамы трайка, картинки кликабельны

Конструкция рулевого управления у меня тогда вызывала наибольшее смятение. Точно варить я так и на научился, и процесс сборки рулевого больше был похож на адовы муки и уговоры бычка родить котенка, но мы таки справились. С тормозами было решено особо не заморачиваться и на передние колеса поселилась пара Avid Juicy 5, установленные прямо на поворотные кулаки через приваренные к ним пластины, подвеска отсутствовала как класс. Не доствточно продуманная конструкция сборки крепления двигателя вызвала у меня просто монструозную бурю эмоций, после чего любая ошибка в проекте у меня начала стойко ассоциироваться с фразой «Точилка намоделил, #%&#@!». Решение использовать BMX-овое колесо оказалось ошибкой — момента двигателя при передаточном числе зубьев 7/9 не хватало, чтобы динамика движения была хоть сколько нибудь приемлемой и мы не спалили двигатель, поэтому пришлось менять заднюю втулку с BMX-драйвера на обычную обгоную муфту (freewheel) на 24 зуба. Повысив таким образом момент, считай, почти в 3 раза, мы смогли добиться приемлемых результатов. Финальным аккордом была сварка подставки под кресло, монтаж самого кресла и финальная сборка и соединение электрической цепи нашего аппарата.

22 сентября, после вечерней попытки прокатиться обнаружили проскакивание звеньев цепи под нагрузкой. На следующий день, с утра, я быстро профрезеровал из кусочка стального уголка крепление под натяжитель цепи, мы его успешно приварили и выехали на тест. И теперь тест таки удался.

Пару дней с Ромой мы были просто в эйфории. То, что мы так долго обсуждали, проектировали, переделывали, из-за чего спорили и ссорились — наконец-таки начало жить! Это было просто непередаваемо. Всю следующую неделю я посвятил мелким доводкам и катанию по окрестным дворам. Пугал бабушек и мирно гуляющих мамочек глупыми опросами как проехать на школьный стадион, или где можно развернуться. Но это было очень весело и незабываемо! Даже не знаю, на что же это похоже… Первозданная радость творения, когда начинает работать то, о чем ты так долго думал и что так долго делал, гордость за проделанную работу, пусть и не очень качественную, но крепкую и цельную, удовольствие от простых покатушек, взрывы адреналина на спусках… Уфф, описывать всю гамму эмоций можно бесконечно. Но это нужно пробовать, никакие слова не передадут того, что чувствуешь в этот момент.


Финальная поделка. Картинки кликабельны.

Brace yourself! Winter is coming!

Постепенно мы, все же, вернулись в обычное рабочее русло и, по итогу, нашли очень, очень большое множество проблем, которые практически ставили крест на дальнейшей доводке именно этой рамы. Первое, и самое главное — просто огромный вес. Профильная труба 60х30х3 была не просто тяжелой — она оказалась монструозной и неповоротливой, поднять раму самому было очень тяжело, а когда добавлялись аккумуляторы — пиши пропало. Один я даже за хвост свой трайк подымал с усилием. Отсутствие подвески мы постарались, как можно, скомпенсировать сдвоенным слоем толстого пороллона на сиденье в чехле из кожезаменителя, и это помогло. По крайней мере, пятая точка и спина после покатушек болела не так сильно ^_^ Ну и проблема в силовой установке. Ее явно не хватало под такой вес, двигатель несколько раз перегревался и отключался, откровенно слабый запас хода и свинцовые аккумуляторы — все это было ужасом и не давало текущей раме ни капли надежды на продолжение банкета.

Итоговые характеристики, которых мы добились:
Пробег: 30-35км
Макс. скорость: 40км/ч
Веc: > 60кг


Общее описание конструкции


маленькая поездочка

Именно с этого момента начинается история байка на КПДВ. В один из вечеров, после очередного перепланирования рамы и тогда, когда мы добавили подвеску и активно искали новый силовой агрегат, мне на глаза попалась ссылка на американские электробайки Stealth. «Рома, черт подери, у меня есть идея! Мы же свободно можем сделать такой же байк буквально за пару месяцев! И мне будет весьма приемистый транспорт кататься на рынок. Это нужно сделать, ей богу!» Конечно Роман, уже тогда достаточно сильно повернутый на трайках и усвоивший прошлые ошибки, воспринял мою идею без воодушевления и в целом был против, но я настоял на своем и мне таки удалось его убедить сделать для меня эскизный проект. И нашей целью, в итоге, стало не просто строительство байка. Мы решили собрать байк достаточно мощный для того, чтобы не чувствовать себя ущербным при въезде на горку (трайк с весом водителя >80кг в горку ехать отказывался, да и меня с моим птичьим весом в 58кг тащил не особо охотно) и вместе с этим подготовленный для поездок на расстояния >50км.

К этому моменту я достаточно сильно зарылся в чтение endless-sphere.com и уже прекрасно знал, что именно нам нужно в плане силового агрегата. Не смотря на заоблачную стоимость, мы остановили свой выбор на решении, которое, на текущий момент, является самым мощным из доступных для велосипедов. Строить свой байк мы решили на снове Мотор-колеса Greyborg Cromotor, он же Hubzilla. Версия mk2, которая в тот момент находилась в продаже, была заявлена как двигатель с максимальной постоянной мощностью в 6КW и пиковой — 10KW. В общем — за глаза. Для большего же расстония мы решили попробовать китайские аккумы NCR18650B, благо, я вышел на надежного поставшика.

Идею с изготовлением обтекателя для трайка мы отложили до лучших времен. Неотапливаемый гараж совершенно не позволял что-либо делать внутри, просто дичайший холод. Поэтому все зимнее время мы занимались планированием и сборкой средств.

Примерно зимой нас с Ромой посетила, как нам казалось, гениальнейшая идея — а что если взять, и блоки для батарей не просто заказать, а распечатать самим? 3d-принтеры уже достаточно стабильная и распространенная вещь, печатаемый ABS-пластик достаточно крепок для наших нарузок. В общем, why not? Конечно же, не ошибается тот, кто ничего не делает, но теперь я точно знаю, что дальше с RepRap'ами свяжусь только потому что изучил их конструкцию руками вдоль и поперек. Но я бы не советовал начинать свое знакомство с принтерами, будучи нацеленным на какой-то конкретный результат. Не получится. Так же, как это не получилось у меня.

Приобретя комплект для сборки в Blomker Industries и собрав свой MendelMax достаточно точно практически с первых же дней печати мы столкнулись с проблемами, которые не смогли решить до сих пор. Любая большая заготовка норовила отлипнуть по краям и сгибалась в дугу. Наши заготовки были достаточно длиными — 176мм в длинну, и именно святая вера в «рабочую область» нас очень сильно подвела. Детали портились, даже будучи приклеены цианоакрилом прямо к столу, на котором они печатались. При этом дело не быстрое, потратить впустю несколько часов, чтобы получить брак в итоге — не очень приятно. Я заработал синдром неоконченной печати и начал просыпаться в 3-4 утра, проверять принтер, и ложился спать дальше. Все выходные проходили перед этой дурной железкой в надежде, что очередное изменене настроек чем-то поможет, но все мои надежды и тактики, советуемые на форумах, просто не работали. Принтер как печатал образцы, которые невозможно использовать — так и продолжал печатать, совершенно не обращая внимания на все мои потуги. Попутно я умудрился полностью сточить болт с нарезкой в экструдере, несколько раз перепаивал контакты, истратил почти 2кг ABS-пластика, ловил глюки софта под макось…


MendelMax 1.5 во всей красе. Плохо только то, что так и не взлетел как положено.

Один из таких глюков положил крест на дальнейших попытках использовать принтер. В одну из ночей, когда я задолбался ждать результата и ушел спать, мой принтер включил столик для нагрева заготовки и… Pronterface выпал в кору. При этом принтер сам по себе остановил печать, но не выключил нагревательные контуры. С утра же я уселся подсчитывать потери. В потерях оказалась в основном электроника — от температуры заклинило один из шаговых двигателей, выгорело 2 контура управления, экструдер превратился в плавленое месиво. Epic Fail стоимостью почти 900$.

New Future

Остатки принтера отправились на шкаф, но эта неудача нас не остановила. Начиная с марта месяца мы стали собирать все необходимые компоненты, поскольку часть проектирования и общего расчета была уже, практически, закончена. Мы умудрились приобрести двигатель, закупили все необходимые аккумуляторы двумя партиями по 100 штук с разницей в 2 месяца, дождались приезда контроллера из США и в конце августа наступило, наконец, время сборки всего комплекта, который мы приобрели. В течение этого же месяца мы дождались широкий обод и резину под него из Германии и еще примерно неделю искали мастера, который сможет правильно наспицевать двигатель на колесо. Больше десятка мастеров по разным магазинам просто отказывались, мотивируя это всем чем угодно. Но я таки нашел магазин, в котором мне помогли, пусть это и стоило в 3 раза дороже обычного, но я был готов заплатить и больше, лишь бы мое колесико наспицевали. У этих же мастеров приобрел в последствии все детали для сборки рулевого управления и собрал переднее колесо.

Остальные велокомпоненты (вилку, амортизатор, тормоза) удалось приобрести через барахолку x-bikers.ru. Проблем с покупкой и получением не возникло в принципе, но это, скорее, заслуга тех, кто продает.

В общем и целом, все было в сборе и я стал больше выходных проводить в гараже. Забрав всю проточку (рулевой стакан и гильзу под подшипники для крепления маятника) разметил и разрезал все отрезки под раму, сварил ее, принялся за маятник… И уже после сварки понял, что двигатель просто не влезает. Мы ошиблись буквально на 5мм, не взяв в учет фланцы под обгонную муфту и дисковый тормоз, и из-за этого пришлось на новый лад «изобретать велосипед». Обсудив проблему с Ромой, я аккуратно подрезал трубы, отогнул каждую на 5 градусов и проварил то, что прорезал, попутно добавив сверху два ребра жесткости, проходящих через шов сварки. Ответное крепление для двигателя решилось путем такого же загибания листа 5мм толщиной. В этот же момент у меня закончился газ, что затормозило сборку еще примерно на неделю и маятник дособирался уже после заправки.


Сборка рамы и маятника

Отработав раму и добавив крепления для амортизатора определились, что пружина 350x3.25 оказалась слабой, и нужно что-то больше. Закинул объявление на тот же x-bikers. Очень странная ситуация, но пружин для велосипедных амортизаторов вообще не найти в Украинских веломазагинах. Есть только амортизаторы уже в комплекте с пружинами, что при наличии аморта на руках меня совсем не устраивало. Подходящую пружину пришлось заказывать на чайнике (сленговое название chainreactioncycles.com). Но нужная пружина, спасибо добрым людям с форума, нашлась примерно через месяц после того, как я забросил сообщение в тему продажи и обмена пружин. Ее пока и поставил.

По многочисленным советам друзей и знакомых, которые оценивали раму, доварил в сочленениях труб дополнительные косынки для увеличения прочности, запрессовал подшипники в узел крепления маятника и получил от токаря свою ось, которую после пришлось доводить напильником и 1000-ной наждачной бумагой, так как она просто не желала входить в подшипниковый узел, как я планировал. Настало дело за малым — собрать и закрепить блоки аккумуляторов. Для этого я подготовил небольшой ручной сварочный аппарат для точечной сварки на переменном токе, успешно его испытал и сварил все аккумуляторы в блоки по 14 штук.

Попутно приобрел в одном из хоббийных магазинов подходящий по всем параметрам под мои нужны зарядник — Hyperion 720 Super DUO3, а так же вышел на дочку запорожского завода радиоэлектронных приборов и забрал у них тестовый образец лабораторного БП 30V/40A. Уже после я понял, что такой мощный блок питания нужно было приобретать, но во время приобретения я все-таки сильно сомневался. Как показал первый заряд, суммарный ток заряда в 32 ампера — это не шутки.

Отдельной ремарки достойны американские продавцы деталей и компонентов. Настолько подробного описания того, что я получу, со всеми возможными и невозможными схемами и описаниями я не получал нигде до этого. Мало того, когда я заказывал контроллер — продавец перед отправкой снял небольшой ролик с тестированием именно моего контроллера, выложил его на тытрубу и прислал мне, как подтверждение работоспособности. Я был в этот момент, мягко говоря, удивлен такому уровню сервиса. По получению контроллера проверил серийники с видео — все совпало. И, главное — ребята, продающие за бугром, очень отзывчивы и готовы помочь с проблемами, возникающими в процессе настройи и запуска.

В процессе сборки меня ждала еще одна неприятная новость. Нет, даже две новости. Первая, не самая печальная, но достаточно неприятная — никелевая лента шириной 5мм оказалась слишком узкой и тонкой, поэтому, как переходное решение, я решил допаять толстого проводника под высокий ток, что породило за собой следующую проблему — аккумуляторы просто не влезли в подготовленные для них формы. Да, сами формы я нарезал в одном из киевских рекламных агентств из прозрачного ABS-пластика, после склеил и получил достаточно крепкую конструкцию. Все блоки должны были быть разделены проставками в 5мм толщиной — их пришлось профрезеровать на 3мм для того, чтобы проводники свободно размещащись и таки дали возможность собрать весь компаунд.

Вторую новость мы выяснили уже после того, как собрали всю конструкцию в боевое состояние. Сделаю небольшую ремарку о том, как же мы пришли к аккумуляторам NCR18650B. Для того, чтобы не обделаться и не отмывать сиденье после первых тестов мы с Ромой решили начать использовать двигатель в самом щадящем режиме — 48 вольт. При этом, по паспорту, двигатель потребляет до 40А по ровной поверхности и до 60А на 10% подъем. Т.е, получается, через каждый из 14 блоков должен проходить максимальный ток до 60А, что в переводе на одну ячейку — 4,28А. Максимально допустимый ток потребления для NCR18650B — 2C, т.е. до 7,5 ампер. У нас было меньше, что радовало, так как батарейки не будут подвергаться значительной деградации при эксплуатации. Но главная засада состояла в том, что на каждой из ячеек стоял свой контур защиты, ограничивающий ток через элемент на 1,5А. После первых испытаний я и мой друг Дима, с которым мы часто зависали в гараже и который мне помогал возиться со всеми увлечениями, почувствовали явный запах горелой электроники, после чего все блоки пришлось перебирать и снимать с каждого элемента эту защиту. К слову сказать — на некоторых ячейках выгоревшие схемы просто замкнули цепь, высадив аккумуляор почти в ноль. Пришлось заменять их из «ремкомплекта» на 10 ячеек, дополнительно приобретенных про запас.

В этот же момент я таки нашел украинского продавца никелевой ленты, чему был несказанно рад. Буквально на следующий день после заказа мне свалился целый килограмм ленты 175х0.1, чего вполне хватало полностью накрыть весь батарейный блок и оставить язык для подключения к соседним аккумуляторам. В общем и целом так этот компаунд я и собрал, выбросив проставки и просто склеив весь пластиковый бокс цианоакрилом.

The Final Cut




Этапы финальной сборки

Первые тесты прошли буквально пару дней назад. Как раз во время финальной сборки ко мне в гараж заехали друзья перебрать одному из них RS-овскую вилку, и заодно посмотреть, что же у меня получилось.

Версия 0.12 alpha таки поехала, и поехала очень бодро. Примерно так же, как я и ожидал. Не сильно резво, как мотоцикл, но для обучения и первичных тестов — просто идеально. Мы слегка не дотянули до года с момента запуска предыдущего прототипа. В пару месяцев уложиться никак не получилось, но это уже было и не важно. Главное — мы таки добились своего, наш велосипедик поехал своим ходом и после испытаний и обкатки по гаражам все воскресенье я ходил счастливый, как слон после хорошей мойки и полировки.

Как резюме — электротранспорт можно и нужно строить, испытывать и смотреть в будущее.

Примерные ТТХ, которые мы имеем сейчас на руках:
Вес: около 50кг (вес двигателя — 14кг, вес аккумуляторов — 12кг)
Запас хода: 80-100км (примерно 45Ah c рекуперацией)
Макс. скорость: до 50км/ч по ровной поверхности
Ход подвески — 160мм сзади, 120мм спереди

Финансовые затраты:
Аккумуляторы: 200 штук NCR18650B, около 1700$ двумя поставками из Китая
Двигатель: Greyborg Cromotor Mk2, 565$
Контроллер: LYEN 18Fet, вместе с ним покупался шлейф для программатора и акселерометр — 265$
Вилка: RockShox Argyle 302 2009 года, новая, 280$
Амортизатор: Fox Van R, б/у 130$
Тормоза: Avid Elixir 5R, комплект перед+зад с роторами, 180$
Заднее колесо: заказ на custom-cycles.de, вместо со спицами 200$
Переднее колесо: 80$
Оснастка рулевого управления: 60$
«Исходники» рамы: 50$
Токарные детали: 120$
Cycle Analyst: 170$
Зарядное устройство: 375$
БП для зарядного устройства: 300$

Вроде ничего не забыл.

Итоговая себестоимость вышла, мягко говоря, заоблачная. Супруге заметку лучше не показывать ^_^. И все это благодаря тому, что мы пытались брать самое лучшее из доступного и не останавливались на полумерах. Есть много путей сделать байк дешевле и практичнее, но для этого прийдется корректировать ТТХ — уменьшать дальность, регулировать мощность. В общем, отходить от изначальной идеи «сверхдальнего байка». И это, так или иначе, придется делать, так как с такой себестоимостью о каких-то далеко идущих планах даже заикаться не приходится.

Plans

Пытливый читатель уже успел заглянуть в теги поста и увидеть там Open Source.

И не зря. Долго обдумывая с Ромой наши планы на будущее мы пришли к выводу, что все-таки стоит брать курс на открытость и свободное распространение.

Поэтому, после того, как финальный, т.н. «предсерийный» образец покинет наши пенаты — мы опубликуем все чертежи, расчеты, схемы сборки, планы наших сварочных стапелей и всю карту техпроцессов на github под MIT-лицензией. Все это будет обильно сдобрено нашими советами и ремарками, так что, я думаю, собрать в гараже на коленке реплику такого байка не составит проблемы.

На текущий момент наш маленький коллектив занимается испытанием того, что получилось. Мне нужно выбраться на ровную поверхность и проверить данные по дальности, настроить Cycle Analyst, выклеить из стекловолокна обтекатель и защитить байк от дождя. В планах чуть дальше — сборка новой рамы, перенос аккумуляторов ниже, обучение аргонной сварке, замена аккумуляторов, повышение напряжения и смена основных компонентов. Как минимум хочу поставить модную двухкоронную вилочку. Без нее совсем не хорошо.

И таки да, я не могу сейчас объективно оценить, чего же мы добились. Пока что мы получили очень, очень дорогую игрушку, которой нужна доводка, как воздух. Но нам есть от чего отталкиваться, и это меня очень радует.



Если вы дочитали до этих строк — спасибо. Простыня получилась впечатляющая, да. Но мне очень хотелось поделиться своей радостью с гиками, которых я с удовольствием читаю каждый день. Еще раз огромное спасибо моему партнеру Ромке, ты хоть и дурной, но очень клевый, и моей супруге Леночке за титаническое терпение.

Stay tuned!
@kibizoidus
карма
183,6
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (208)

  • +11
    Круто.
    Поставил "+" за титанический труд, но всеже хочу подсказать пару моментов, на которые Вы наверно не обратили внимания:
    1. Велосипед с вменяемой обвеской — 400 — 600 у.е.
    2. Комплект: Электроколесо 250 у.е., акумуляторы, например на багажник, и внутрь рамы можно 2-3 штуки вкинуть, это на выбор. Долларов по 200-300.
    3. Багажник 5у.е. на барахолке можно найти
    Все.
    • +12
      Все это очень хорошо, вариант отличный, мы с другом тоже об этом думали, но есть одно маленькое но.
      Сейчас двигатель выдает процентов 35-40 от того, на что он способен.
      Двигатель из комплекта за 250у.е. будет работать на пределе и не будет «ехать» совершенно.
      Этот байк создавался не только как сверхдальний вариант, но и как способ весело прокатиться по окрестностям. Не насиловать двигатель, не докручивать педалями, а именно катить в свое удовольствие. И это не сравнится с двигателем за 250 у.е. из велокомплекта, вы должны это понимать.
      • 0
        Чтобы раскрутить на 100%, придется использовать какие-то батареи конденсаторов или ионисторов и заряжать их перед рывком, нет? Существуют ли аккумуляторы не слишком большие и тяжелые, но позволяющие использовать двигатель на 100%?
        • +1
          Ну почему же? Нет. Вполне хватит тех же LiFePO4 на большие токи. Они позволят выжать из двигателя максимум.
          • 0
            Не обязательно 250W, на велосипед можно и киловатт поставить: velosamara.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=37724

            Прошу прощения, попутал 250 у.е. и 250 Ватт. Но со ссылкой все равно можно ознакомиться.
      • –2
        Можно выжать из двигателя больше, поставив коробку передач.
        • 0
          Проблема в том, что для этого нужно, считай, проектировать новый двигатель, если это мотор-колесо ^_^
        • +5
          Одним из преимуществ электромотора перед ДВС и является то, что ему не нужна коробка передач.
          • –7
            Вы это Tesla скажите.
            • +4
              в Тесле нет коробки передач.
              • 0
                Да, виноват. Просто про отсутствие коробки не пишут. Пишут «одноступенчатая». Как-то не обращал внимания.
                • +1
                  фильм о заводе Tesla Motors и основные преимущества электромобилей:

                • 0
                  Троллейбусы вспомните. Там тоже нету КПП.
                  • +3
                    Там куча шелкающих релюшек.
                    • 0
                      В современных уже только пищащий преобразователь.
  • +1
    А ячейки из 14 аккумуляторов не убьют сами себя со временем? Разный саморазряд, разное внутреннее сопротивление, начнут друг друга заряжать-разряжать постоянно.
    • +1
      При условии зарядки с балансировкой — не убьют. (Указанный зарядник при правильном подключении умеет следить за зарядом каждой пачки батарей). Но могут быстро (несколько месяцев) износиться из-за частых циклов заряда/разряда, низких температур и больших токов.
      • 0
        Я имел в виду не влияние ячеек друг на друга, а влияние друг на друга 14 аккумуляторов, соединенных параллельно.
        • +4
          Износ от таких колебаний будет довольно незначительным — аккумы из одной партии с почти одинаковым сопротивлением + точечная сварка, позволяющая держать напряжение на всей пачке одинаковым даже при больших токах. Важнее следить, чтоб не разряжались ниже 2.5в и не использовать на морозе
          • 0
            Именно так. Вы ответили то, что я хотел написать.
          • 0
            Могли бы вы объяснить или дать ссылку где прочитать почему использование аккумуляторов на морозе нежелательно?
            • 0
              Литиевые при температуре ниже 5°C теряют до 40% своей емкости, при минусовых — более 60. Ссылки с телефона трудно доставать, гугл поможет.
            • 0
              Напряжение проседает сильнее, батарейка быстрее садится. На самом деле всё не так страшно даже при -15 (нагреется быстро), просто у нас в сибири и под -45 бывало.
              Реальные отзывы и испытания можете посмотреть тут forum.fonarevka.ru/showthread.php?t=6886
  • +1
    Года 2 назад здесь был пост про самосборный электробайк из китайских почтовых закупок. Поиском не находится…
    • +16
      Мой. habrahabr.ru/post/102000/

      На данный момент — рукоятка газа обломилась и починена при помощи эбоксидки. Рукоятки тормоза рассыпались. Я использовал только на заднее колесо. Когда рассыпалась правая из комплекта, я использовал левую поставив её вверх ногами. Позавчера и её поменял — тоже рассыпалась. Фара с замком тоже давно выкинута.

      Батарея куплена новая 20A вместо 10A. Точно проезжает больше 70 км. Дальше не ездил на одном заряде.

      Общий вывод — с минимальным уходом и мелкими ремонтами продолжает работать.
      • +2
        Да, спасибо за ценную информацию, ваш пост мы обсуждали очень очень долго. Но пришли к выводу, что это — не наш вариант.
  • 0
    Эпично. А что, авиамодельные LiPo не подходят? Ну и рекуперация — правильная идея
    • 0
      Подходят, но они, к сожалению, при больших токах довольно слабые по объему. Но этот вариант мы активно рассматриваем и, я думаю, все-таки найдем ему применение.
      • 0
        Каждый W*h 20С липольки будет примерно в 2 раза тяжелее, чем у 18650. Зато они плоские, и нааамного более эффективные в плане отдачи тока. Даже не сильно дорогой 6A*h аккум с лёгкостью выдаст необходимые 60 ампер.
  • +3
    Не забывайте, что 18650 панасоники на 3400mah (по маркировке вроде они самые) надо заряжать не на 4.2v, а на 4.35 для достижения макс заряда (стандартный заряд в районе 2600mah).
    Но для больших токов всё же рекомендую LiFePO4 аккумы (тоже формата 18650) — они, конечно, намного менее емкие, но меньше изнашиваются, держат гораздо большие токи и работают при низких температурах
    • 0
      Да, про LiFePO4 мы думаем уже несколько месяцев. Тем более конструкция батарейных блоков будет меняться, так что — только в путь. Про 4,35V напряжения я в курсе, вычитал в спеках на ячейки, но за лишнее напоминание — спасибо.
    • 0
      Кстати LiFePO4 не обязательно брать в формате 18650, можно взять например WB-LYP40AHA (40А*ч, 3.2В) — по параметрам они держат 5000 циклов.
      • 0
        Нагуглил цены на алибабе:
        Battery pack: 51,2V-40Ah (16 cells): 864 $
        Battery pack: 64V-40Ah (20 cells): 1080 $
        Battery pack: 51,2V-60Ah (16 cells): 1296 $
        Battery pack: 64V-60Ah (20 cells): 1620 $
        Дешевле походу выходит, и токи держат нормальные…
  • +1
    Обалдеть!
  • +4
    тоже захотелось себе гараж…
    • 0
      Наш двойной бокс в аренду стоит очень дорого. Но гараж — это очень полезная в хозяйстве вещь.
  • –25
    Самый обычный погромист

    3 ошибки в названии своей профессии мне кажется перебором…
    • +22
      А может это не ошибка и человек зарабатывает погромами, а JS и байки — хобби? О_О
    • +6
      Я забыл тег <irony>, прошу прощения.
  • +6
    4500$ без малого за электро-велосипед. Хм.
    Но вы молодцы, что прошли такой путь самостоятельно.
    • +2
      Я постарался расписать во всех подробностях, почему так вышло. Но я согласен, цена заоблачная, и мы будем стараться снизить ее настолько, насколько это возможно.
      • +2
        Хорошие горные велосипеды стоят 3000-5000$. Это не сильно заоблачная цена.
        Заоблачная цена была у прототипа какого-то электро байка из Европы www.youtube.com/watch?v=6Tvg1CQRZGs… 60к евро, вот это заоблачная цена.
    • +4
      Не за велосипед, а за опыт.
  • +1
    Последний байк выглядит потрясающе! Конечно цена… но эффект куда круче!
    • 0
      Да, эффект непередаваемый. А после поездки вообще чувствуешь себя слегка обалдевшим и очень довольным.
  • 0
    ООООООП!!!
    • 0
      Yeap, он самый, репортин ин.
  • +11
    А мне вот такая идея понравилась: ставиться быстро и просто на любой велосипед, легко снял и понес на зарядку, а велосипед оставил припаркованым у офиса например. Очень впечатляющая емкость.

    • 0
      Я так и не понял: сколько пробег от одной зарядки средний? Мне не послышалось про 5 километров?
    • 0
      Да, крутая штука! Нужно будет себе обязательно приобрести.
    • 0
      Акцент… Я вижу русского на видео или мне кажется?
      Но идея просто супер:-)
      • 0
        Kaunas, Lithuania
    • +1
      Все недостатки таких двигателей ДВС в комплекте. Основной — плохая передача крутящего момента на колесо.
    • 0
      А как на счет КПД?
      Получается, что расстояние которое проходит колёсико на моторе, токое же, как если бы оно ехало прямо по земле.
    • 0
      Что не понравилось — скомпоновано так, что стремится оттолкнуть себя от колеса, а не прижаться к нему, нужно дополнительно с силой прижимать этот агрегат к колесу…
  • +2
    блин посмотрел на ваш трайк)
    опять вспомнил про такую штуку) и опять ее захотел. чехи делают — но дороговато для просто хочу))
    image
    • 0
      Один из наших проектов «в стол» на текущем этале — как раз лигерад с электроприводом. Думаю, в ближайшие годы появится и он.
    • 0
      А чем чешская эта штука лучше обычного велосипеда, в чем преимущества?
      • 0
        Он аэродинамичнее, быстрее, развивать и поддерживать скорость за счет посадки значительно легче.
      • 0
        аэродинамика в основном на скоростях свыше 30-35км/ч
        • 0
          В лежачем положении такую скорость все-таки развить легче.
    • 0
      Вот только держать равновесие на таком аппарате кажется сложнее. Если на велосипеде я спокойно мог на ходу отпустить руль, и продолжительное время так ехать (в том числе и с поворотами), то как это сделать на лигераде — я фиг знает. К тому же падать на нём тоже как-то страшновато.
    • 0
      Как на таком на светофорах останавливаться?
  • +1
    * Хабзилла весит 10.5кг без колеса, а не 14кг.
    * Батарея из 18650 к такому мотору совершенно не в тему. Да ещё за такие деньги :facepalm:. Можно было за вдвое меньшую сумму набрать литий-полимера в два раза больше по ёмкости и в 5 раз лучше по токоотдаче. Будет брать любые горки и троллить мотоциклы со светофора :)
    В общем, заходите на электротранспорт.ру, похвастайтесь :)
    • 0
      14Кг — колесо в сборе с двигателем. Одна камера весит 860 грамм, как думаете. сколько по весу выходит все остальное?
      С ячейками согласен. Проблема с литий-полимером еще и в том, что места для такого количества аккумов просто нет, и вес, все-таки, у них порядочный. А горки он и сейчас берет на ура, сегодня как раз проверял.
      Чуть попозже похвастаюсь и там, спасибо за наводку.
      • 0
        Ну, у Вас написано «вес двигателя — 14кг» что сразу же вызвало внутренний протест :) Я так и подумал, что это вес заспицованного и зарезиненного колеса.

        В такую раму литий-полимера влезет вполне порядочно, у меня короб шириной 12см и занимает весь треугольник (12см потому что каретка 129мм), но народ ездит и с коробом шириной 14см и больше (в верхней части треугольника), не мешает педалировать. В такой объём легко влезет киловатт*час и больше, этого вполне хватает на дневные перемещения по городу (стандартная вилка «тише едешь дальше будешь»). Ещё есть такая мода крепить аккумулятор на двухкоронную вилку в кейсе «Пеликан», туда вообще масса лития влезет.

        При высоком внутреннем сопротивлении и больших токах, что характерно для всех элементов 18650, существенная часть ёмкости уходит в потери на внутреннем сопротивлении. Тут уж либо мотор ставить попроще (например, MAC), или аккумулятор менять, а так комбинация смотрится несбалансировано. На Крошке народ топит по 110 км/ч и больше, а с такими батареями даже со светофора не втопить как следует :)
        • 0
          На самом деле просто забыл добавить пунктик о том, что вес со спицовкой и покрышкой.

          ИМХО киловатт-час — мало. Но это, конечно, мое мнение, да и затраты энергии на больших скоростях растут экспоненциально.

          На счет несбалансированности — согласен, над этим будем работать.
  • 0
    Крошка с моторезиной конечно смотрится отлично.
    Но в целом все выглядит не очень сбалансированно.

    Батарея слабовата несмотря на емкость — сами пишете, что потенциал крошки не раскрыт.
    Про стоимость батареи скромно промолчу.

    Зарядник такой крутой смылса брать нет. Для балансировки хватает imax за 50$, а для зарядки лучше использовать бмс и обычный китайский зарядник на конечное напряжение. Легче, проще и дешевле.

    Не понятен смысл самоварной рамы.
    К примеру, в Чоботаровской раме решается основная проблема — размещение аккумов. Вам же пришлось навешивать по бокам, как на ашанах без треугольника.

    P.S.
    А трайк красив.
    • +1
      Да, я понимаю, что все выглядит несбалансированно и, в общем-то, не так кошерно, как могло бы выглядеть.
      Но это, считай, мой первый опыт конструирования двухколесной техники. Деньги, действительно, больше вкладывались в опыт.

      Про батарею я уже писал, я понимаю, что мы сейчас очень сглупили с ней, но мы исправимся ^_^

      По заряднику — я очень не люблю ждать. Потому и брался именно такой.

      Смысл самоварной рамы — полностью раскрыть в будущем потенциал двигателя, не волнуясь за механическую прочность конструкции и не рискуя ее развалить на хороших ухабах.

      Можно ссылку на раму? Интересно очень. Я, если честно, очень слабо связан с сообществами любителей, так что буду очень признателен.

      P.S.
      Спасибо, в следующем году, с подвеской, нормальным двигателем и обтекателем будет вообще отличный.

      • +1
        • 0
          Да, красивая рама, но выглядит как разжиревший Bomber. Уже видел видео с ней на тытрубе, спасибо за наводку.
          Вы, кстати, не в курсе, механическая прочность маятника расчитывалась?
  • 0
    Мега-круто! Вы молодцы.
    Макс. скорость: до 50км/ч
    Если будете форсировать двигатель дальше, то вы покинете «велосипедный» сегмент и плавно войдете в «мотоциклетный». На таких скоростях, да при массе агрегата в полцентнера, стоит подумать о замене вилки и тормозов на более мощные.
    • 0
      Да, вы правы, нужно увеличивать кастор, ставить двухкоронку и менять тормоза. Все это будет, только немного позже.
      • 0
        А в обратную сторону не думали? Купить Yamaha DT50 лохматых годов за безценок, например, и электрофицировать? Плюсы: кошерная эндурная подвеска, малый вес. Минусы: таки переделка вместо разработки с нуля.

        п.с. Привет землякам! =) С радостью бы напросился в гараж на распитие чего-то не сильно крепкого. ;)
        • 0
          В обратную сторону — все-таки вес будет слишком большим. Для этого нужны другие двигатели, другая силовая установка… В общем, совершенно другой ракурс работ.

          Заходите в гости, отписался в личку, буду раз знакомству ^_^
          • 0
            Давайте посчитаем. Вес порядка 85 кг. Скинем мотор (понятия не имею сколько он весит, пусть 15 кг), бак с банзином (6-7кг), навесное (3-5 кг), щитки, которых у вас нет, кстати (~5 кг), получим около 50 кг рама + вилка + колеса + достойная подвеска и премлемые тормоза. При этом, пасспортная мощность 6л.с. что равно ~ 4,4 кВт. Учитывая мой мертвый мотор (да, я владел DT50 4 месяца), у меня было и того меньше. И хватало!

            Правда, была КПП…

            Каков итоговый вес вашего аппарата без навесного?

            п.с. Еще раз спасибо за приглашение =)
  • +1
    Основательный подход, но мне кажется можно было раму и не варить, вот тут умелец собрал электровел за пару килобаксов с разгоном до 100 км/ч, на основе заводской рамы.
    • 0
      Да, хотелось именно этого. Основательности и последовательности. До сих пор не уверен, нужно ли было на самом деле.
      Умелец, кстати, весьма приукрасил ТТХ крошки, но его байк я видел. Очень достойная работа. Но у каждого свой путь.
      • 0
        Почему приукрасил? На электротранспорте маньяков постоянно вливающих мощи в 2-3 раза больше номинала порядком. И даже в 250Вт редукторники до 2квт вливают.
  • 0
    А где бы руками пощупать?
    • 0
      Всегда рад видеть гостей славного города Харькова ^_^
      • 0
        Не гость, а коренной житель)
        • 0
          Оу, простите великодушно. Тогда проблема «посмотреть» вполне решаема малой кровью.
          Отписался в личку.
  • 0
    У меня на работе товарищ тоже собрал электровелик с похожими на ваши характеристики. Весит велик примерно 35 кг, скорость под 60 км/ч, на полном заряде 100км, рекуперация.
    Но! Важное отличие — у него есть ещё и обычные педали, которыми можно пользоваться при желании.
    • 0
      А можно посмотреть на него? Пожалуйста, поговорите со своим товарищем, очень интересно.
      Обычные педали — одна из проблем механики, как только решим — появятся и они.
      • +1
        Вот ЖЖ Сергея:
        the-wr.livejournal.com/
        Вот его канал в ТыТрубке: www.youtube.com/watch?v=EEVy4ilgeP8&list=UUTu3RHg_fym6BcMiMBsZkjA

        • 0
          Спасибо, просмотрю на досуге.
      • +7
        Раз уж меня сдали… :)

        image

        Самый дешёвый двухподвес за 12 тыщ
        Cromotor на задней оси
        Infineon 18x4110
        Дрянные китайские LiFePO4 ячейки 10Ah в конфигурации 24s2p = 92V 20Ah (~1.6 kWh)

        Ток ограничил в контроллере на 50А, иначе ячейкам уж совсем плохо :)
        Получается 3.5 кВт в пике, что даёт максималку в 70 км/ч.
        Расход «по городу» со скоростью 45 км/ч порядка 20 Втч/км — 80 км от полной зарядки :)

        Фотки сборки
        image

        image

        image

        image

        image

        image

        image

        image

        image

        image

        image

        Здесь предыдущая ревизия с батареей 48V в раме, сейчас ещё и ящик на руле висит, что в сумме даёт 92V.


        • +1
          Компактно батареи разместил!
        • 0
          Да, вас спалили со всеми потрохами ^_^
          На 70 с велосипедным кастором не страшно?
          Отличная работа, буду перенимать опыт.
          • 0
            Страшно :) Поэтому езжу в основном 45 км/ч, 70 использую когда надо всяким скутерщикам показать кто на дороге хозяин ^_^ или со светофора первым стартануть =)

            Затусите на форуме электротранспорта, там сразу найдёте вагон единомышленников с тележкой набитых шишек :)
            • 0
              45? Круто, я больше 35 стараюсь не гонять, правда у меня шасси с 20"-колёсами без амортизаторов…
              • 0
                я на обычном хардтейле 45 гонял — но немного, зато с сыном на пассажирском месте. регулярно 35-40. Дружбан однажды до 60 разогнался, но не справился с управлением и встретился с дорожным знаком, а велосипед — бетонным забором :))))

                К чему я это всё? довольно странно выглядит видео с испытаний без панамы и защиты колен и локтей.
        • 0
          А что за двуподвес за 12к, который от таких скоростей не разваливается? Хочу себе такой.
          • 0
            www.bikemaster.ru/catalog/velosiped_iron_horse_warrior_3_1_2011.html

            Оп-оп, уже 10к ;) Берите скорей ;)
          • 0
            Да они в принципе все какое-то время не разваливаются;-) У меня был простой Stels Pilot 410 (раз есть мотор, то зачем шасси со скоростями?), гонял на нём полтинник, спёрли, развалиться за два сезона не успел.
        • 0
          а что за АКБ такие гигантские? Первый раз вижу.
          • 0
            Это ячейки Highpower (кажется), полученные расковыриванием полумёртвых китайских батарей.
            Вообще довольно популярный размер.
        • 0
          Круто. Сколько в сумме обошлось?
          • 0
            Порядка 80к
        • 0
          На последней фотке стражи интересуются не взрывное ли устройство?
          • +1
            Да :) А потом на айфон фотографировали.
          • 0
            так оно реально больше на пояс шахида похоже, чем на батарейки :))))
    • 0
      имея запас хода 100 км, зачем ему еще и педали?
      • 0
        Ну и это тоже, но все-таки педальный привод как дополнителньая опция — весьма неплохо.
      • 0
        Думаю, из принципа «на всякий случай», как запаска в машинах возится.
        Мне он, кстати, продал свой старый электробайк, тут мотор чуть слабее и он в переднем колесе, рекуперации нет, и аккума хватает на 20-40 км (в зависимости от режима «полный газ» или «средний режим»). Так вот у меня бывали случаи, когда забываю дома зарядить аккум — типа «до работы на завтра хватит», а на обратном пути домой аккму бац и садится :) Ну, правда у меня нет датчика емкости батареи.
        • 0
          Да, именно так. На всякий случай.
      • +3
        как зачем? лениво ими крутит на скорости под 70кмч вызывая баттхерт всех окружающих.
    • 0
      Прикольный велосипед!
  • 0
    почему задний привод? При такой мощности безопаснее и эффективнее было бы все-таки передний.
    • 0
      Ствндартные вилки совершенно не расчитаны на усилие скручивания от двигателя. Да и не найду я вилку с расстояние 150+ мм для установки такого двигателя. Ставить двигатель на переднее колесо — на самом деле очень плохая идея. И совершенно небезопасная.
      • 0
        Почему небезопасная? На видео видно, что уже на 40% мощности вел срывается с траектории (без навыков это гарантированное падение).
        Не зря же подавляющее большинство автомобилей теперь переднеприводные — именно для сохранения управляемости.
        • 0
          Большинство автомобилей переднеприводные ради удешевления и лучшей компоновки. Занос заднего колеса на велосипеде ничем особо не чреват (неужели ни разу не разворачивались на месте, заблокировав заднее колесо?), а вот с передним такие шутки кончаются обычно падением.
          • +1
            Посмотрите на эндуро-покатушки на мото. 110-120 кг байка о 30-50 лошадях. Занос заднего колеса — штатный маневр, помагающий(!) в управлении.

            (ошибся уровнем коммента, пардон)
          • 0
            Простите мой дилетансткий вопрос, но чем передний привод на автомобиле дешевле? Привод на поворотные колёса, да ещё с дифференциалом, — дешевле? Реально интересно было бы узнать обоснования такого тезиса…
            • +1
              Дифференциал есть по-любому, но при переднем приводе он интегрирован в корпус КПП, а при заднем для него нужен отдельный корпус.

              Далее если рассматривать вариант с независимой задней подвеской, то задний привод будет дороже на карданный вал и его крестовины/ШРУСы, и корпус редуктора/дифференциала. Так как задние колёса подвижны относительно кузова и корпуса редуктора, то им точно так же нужно 4 ШРУСа и 2 привода, как и при переднем приводе.

              Если же рассматривать вариант с задним мостом (как у подавляющего большинства дешевых старых заднеприводных машин), то ШРУСы не нужны, но всё равно: кардан, 2-3 крестовины, мост и полуоси дадут примерно ту же цену, что и передний привод.
              • 0
                Интеграция дифференциала с КПП — это хорошая идея…

                Вариант с независимой задней подвеской я не рассматривал, он мне не приходил в голову, он однозначно самый сложный. Независимая задняя подвеска в «чисто пассивном» варианте намного проще, чем в «приводном».

                Насчёт выбора между задним мостом с отдельным корпусом + кардан и четырьмя ШРУСами — ну тут, по-моему, «зависит от уровня культуры производства», ШРУС всё-таки сложнее кардана… Плюс сложность, минус лишняя работа, лишний вес и, может быть, простая ремонтируемость (и то последнее под вопросом — ШРУС сложнее произвести, но не заменить)…

                Спасибо, интересно было ознакомиться.
                • 0
                  Культура и там и там нужна — кардан надо делать очень точно (ну или точно балансировать), иначе он вибрировать будет.
                  Мостовая подвеска ходит без ремонтов дольше, но у неё же помимо веса ещё ходовые качества на скорости отвратительны.
                  • 0
                    Разница между заднеприводным и переднеприводным автомобилем всё больше напоминает мне в «идеологическом» плане разницу между переднеприводным и заднеприводным мотовелосипедом;-) — или удобнее ездить или проще собирать и чинить…
            • 0
              Экономим минимум карданный вал с двумя шарнирами, задний мост и упрощаем заднюю подвеску вплоть до Н-образной балки. Дифференциал одинаково нужен как для передне- так и для заднеприводных автомобилей. Также экономится куча места в салоне и багажнике. Достигается это ценой 4 ШРУСОВ для передаци вращения на управляемые колёса. На сколько я понимаю, главное — компактность (обратите внимание, что первыми на передний привод массово перешли небольшие и дешёвые автомобили, а некоторые большие (такие как Mercedes и BMW) до сих пор остались на заднем).

              Опоздал, уже почти то же ответили
              • 0
                4 ШРУСа — это, как я понял, как два кардана, только сложнее и дороже. Но зато полная ликвидация заднего моста и упрощение задней подвески…
        • +1
          Автомобиль, в отличие от велосипеда, не падает на бок сам по себе;-)
    • +1
      передний привод будет пробуксовывать, центр тяжести находится ближе к заднему колесу.
      • 0
        Пока не по льду, это не смертельно…
      • 0
        И в гору будет забираться очень интересно — переднее-то колесо разгружено почти полностью :)))
    • 0
      Имея опыт эксплуатации передне- и задне-приводного мотовелосипеда, скажу, что передний привод — это цирковой экстрим. Надо больше опираться на руль, «отзывчивость» руля сильно зависит от скорости (наверное, на самом деле от тяги привода), езда напоминает езду с 6-килограммовой сумкой, повешеной на руль — в общем, можно, но только если очень надо. В обледенелое время года ездить вообще практически нереально: переднее колесо проскользнёт «вперёд» и из-за этого ускользнёт «вбок», «вовне» поворота, по крайней мере на 20" колёсах, — и, всё, падаешь. Хотя на простом велосипеде с 16" колёсами в общем приемлемо езжу по снегу и обледенению. Хотя встречал зимой чела на 26" переднеприводном мтотовеле, но, наверно, на 26" переднее колесо просто поворачивается на меньшие углы… Хотя изобретатель моего мотопривода говорил мне что-то про шиповку колеса 4-мм-выми комбо-винтами… Передний привод проскальзывает на каждой яме в асфальте (особенно весело подбрасывает перед при въезде на 10-см-вый бордюр), на обледенении первый же проскок влечёт потерб контакта переднеого колеса с дорогой и падение (потеря контакта заднего колеса с дорогой в общем не так страшна).

      Но плюсы тоже есть: 1) свободный багажник (правда на 20" мало помогает), 2) моторное и педальное колёса не совпадают, что повышает надёжность — в частности, после обрыва спиц (который бывает обычно сзади) не начинается «восьмёрка» моторного колеса, что у меня при заднем приводе быстро проводило к обрыву приводного ремня, и вообще «разведение» вело- и мото-части есть плюс для надёжности и ремонтируемости 3) привод перед глазами, отклонения работы видны сразу, можно быстрее поправить.
      • 0
        Теперь понятно, признаю свою неправоту.
    • 0
      У меня нет опыта езды на электровеле вообще, и на переднеприводном в частности, но мне кажется Въезд на поребрики на таком — то ещё удовольствие.
      С другой стороны, наверное, ему их и не придётся пересекать, так как электробайку место на проезжей части.
      • 0
        Никакой разницы по сравнению с обычным — все также выдергивается руль переносом веса тела и колесо поднимается в воздух.
        • 0
          Но при этом оно же тяжелее, 6 кило всё-таки — тоже вес. Хотя, как я уже выше писал, опыта общения с подобной техникой нет.
  • 0
    Вы просто молодцы, жду историю про сборку полноценного электромобиля!:)
    • 0
      Спасибо, я думаю, вы ее обязательно увидите.
  • +1
    www.youtube.com/watch?v=7PIe105-P-c
    Развлекались подобным. Собрали за три дня. На свинце, правда. Запас хода получился в районе 50 км, максималку на свежей батарее видели 50км/ч.
    • 0
      По ровной дороге. Хороший результат. Не забрасывайте это дело. Очень перспективное направление на самом деле.
      • 0
        Следующую итерацию есть смысл делать уже с учетом полученных результатов, а это будет весьма не дешево и достаточно долго. Слишком много увлечений, за всем сразу не успеваю. Но наверное к этому вернусь.
        А вам удачи и успехов.
        • 0
          Спасибо, будем стараться сделать следующие ревизии более качественнее и красивее.
  • 0
    Отлично провели время!
    Если планируешь аргоновую сварку, значит рама дюраль. Кстати, от друзей давно слышал про титановые рамы, что на заказ делют в Москве. Легче рама при той же прочности — больше запас хода и лучше динамика!
  • –2
    Все ждал в посте хоть какую-то связь с ИТ, подозревал, что в самом конце появится плата удаленного управления машиной, но… Может, в следующей итерации?

    • 0
      В следующей итерации, скорее всего, будет описание перешивки контроллера и съем данных с Cycle Analyst'а. Вот там IT и железок — хоть отбавляй ^_^
  • 0
    А на ДОП'ы на нем можно?
    • 0
      А что такое «ДОП», если не секрет?
      • 0
        дороги общего пользования. Там в ПДД, емнис, какое-то ограничение по мощности для электроциклов было.
        • 0
          4КВт ограничение в ПДД. 50 кубиков, либо 4КВт.
          На дороги можно, нужно только добавить поворотники, стопы, передний свет и зеркала. Сделаю все это в ближайшую неделю.
  • +1
    Порадовала статья. Сам вот уже 2.5 года на 750-ваттном(примерно 1 л.с.) электромоторе от Golden Motor:

    image

    В то время ценник на кит был порядка 800 евро. Китайцы уже подхватили технологию, глазом не успеем моргнуть, как электровелосипеды и электромобили будут повсеместны.
    • 0
      Я надеюсь — местные кулибины таки успеют запрыгнуть на подножку убегающего поезда и будут радовать нас современными разработками так же резво, как и китайцы. Но это уже философия на самом деле. Спасибо за добрые отзывы, рад, что вам понравилось.
      • 0
        Разработка такого мотора — дело рук как раз местного кулибина Шкондина. Он же поначалу и производство в Китае налаживал.
  • +1
    Круто! Жму руку, мужик! Отличный апарат! Прочитал на одном дыхании.
  • +2
    Офигеть ребята вы крутые! У меня столько вопросов)))

    Начнем с малого:

    Если не секрет, почему вы выбрали мотор — колесо а не двигатель, прикрепленный к раме с цепной передачей? Ведь при использовании тех же велосипедных передач можно использовать двигатель меньшей мощности не потеряв при этом в динамике, но снизив вес как двигателя так и аккумуляторов. Думали ли вы над таким вариантом и почему его отбросили?

    Рассматривали ли вы вариант не разрабатывать полностью раму, а, например, взять готовый даунхильный двухподвес и модифицировать маятник под ваши нужды чтобы впихнуть туда колесо?

    Еще интересно, как по вашим ощущениям после испытаний, какой мощности двигателя достаточно будет для любых горок? Понятно что 6 kw едет отлично)) но хотелось бы что — то попроще.

    • 0
      Bofeili делают ровно то, о чем вы говорите. Мне вариант с двигателем в колесе больше по душе, по очень очевидной причине. Поясню, у меня мотор 750W, мощность обычного человека примерно 100W, т.е. мотор в 7.5 раз сильнее ног. Стандартная цепь, переключатель скоростей, звездочки расчитаны на человека, поэтому мотор вероятнее всего что-нибудь из этих составляющих поломает, пусть не сразу.

      Вот видео, чтобы было понятнее о чем я:
      • 0
        Как-бы да, это одна из причин. Для нормального цепного привода от навесного двигателя как минимум нужны мотокомпоненты и секвенталка, велопривод очень быстро выйдет из строя.
      • 0
        Даа… при заклинивании цепи что-нибудь порвет в велосипеде :)
      • 0
        да, на видео ситуация выглядит не радужно. Проблема в том, что мне не подходит мотор — колесо по стилю катания, боюсь что дропов оно не выдержит, а педалировать в крутую гору немого лениво)).
        К тому же я не стремлюсь к большим скоростям по прямой, для меня важно чтобы двиг тянул в крутую гору, пусть и не быстро но стабильно и при этом как можно меньше потреблял энергии чтобы вся эта конструкция мало весила но при этом могла проехать километров 100 на одной зарядке чтобы даже педали можно было убрать))
        Такие вот запросики)
        Если же ездить по городу или просто по прямой тогда, конечно, однозначно мотор-колесо
        • 0
          Вы, вероятно, шутите на счет «не выдержит дропов...»
          • 0
            возможен ли вообще дроп с 10-12-килограммовым мотор-колесом?
            • 0
              мне кажется как минимум один дроп возможен всегда)))
          • +1
            Вообще — то нет, не шучу.
            Во первых, вес этого двигателя, исходя из спецификаций:

            The weight of the previous motor was 22.4lbs (10.18kg), the new version is a little heavier at 24 lbs (11kg).

            получается достаточно сильный дисбаланс в плане развесовки и непонятно как этим всем управлять.

            Во вторых, с таким весом при вылете хотя бы с 2 — х метров и приземлении на каменистую поверхность, не говоря уже про плоскость и асфальт, как минимум обычным велосипедным спицам сразу придет капут, как максимум двигатель не факт что продержится долго так как как он не рассчитан на ударные нагрузки.

    • 0
      Для меня (75 кг) 1kW — достаточно для любых горок. Забавно наблюдать лица наблюдающих за тобой пассажиров автобуса на подъеме, когда я его обгоняю не крутя при этом педали :)
      • +1
        На крошке сейчас максимальная мощность ограничена напряжением и батареями, в среднем он выдает 2,5 KW. Будем усовершенствовать дальше и посмотрим, что из этого выйдет. Думаю, в будушем на горку с ускорением — очень даже легко.
      • 0
        Мощность движка у велопривода НПО «Карманный транспорт» — 2 hp, т.е. 1,4 kW. Подозреваю, это реклама — в описании триммера, откуда его берут, написано 1,25. Учитывая что это бензомотор => мощность полностью почти никогда не используется, в отличие от электро, то практически одинаково. Кстати, у них есть ещё и «полторашки» — как раз бензокиловаттники. Преимущество по сравнению с электро — только вес и пробег…
    • 0
      limonte ответил за меня. Электродвигатель — серьезное испытание для велосипеда, не каждый DH его выдержит, не говоря уже о простых дорожных велосипедах. Да и рамы, в основном, никак не расчитаны тянуть 50кг собственного веса + 60-80кг веса пассажира.

      Поэтому пришли к собственной конструкции. В даунхильных подвесах, кстати, такая же проблема с размещением аккумов, как и в текущей раме — некуда ^_^

      По моим ощущениям даже сейчас двигателя вполне достаточно для любых горок. Как раз вчера испытывал 15%-ный уклон. Идет ровно, примерно на 40 км/ч с едва заметным ускорением, но и не чувствуется какого-либо насилования двигателя.
      • 0
        Вы не думали использовать вот такую компоновку?

        image

        Мне кажется что в таком случае проблема места для аккумуляторов решилась бы достаточно легко) сюда их можно напихать немеряно без ущерба для внешнего вида

    • 0
      Этот двигатель практически бесшумен. Для велосипеда это, по моему, довольно важно.
  • 0
    Кстати, да, удобная вещь, к примеру во Вьетнаме сейчас, количество электровелосипедов местами стало даже больше чем обычных великов (особенно популярны среди молодежи — english.vietnamnet.vn/fms/society/69910/electric-bicycles-new-favorite-of-the-youth.html) и соответственно станции подзарядки на каждом шагу, что очень удобно.

    Аккумулятор обычно крепиться снизу между между сиденьем и задним колесом, если батарея садиться — можно крутить педали (к примеру вот — www.vn.all.biz/img/vn/catalog/3725.jpeg)
  • 0
    В Екатеринбурге вот такие продают в заводском исполнении, в живую видел, ничего так, и педали есть Eltreco Air Volt GLS где то за 38000 руб www.mobiba-ural.ru/electrovelosiped
    • 0
      Интересная штука… Но, как всегда, очень слабенький двигатель.
  • 0
    Big Apple _очень_ неуверенно держит в пыльном повороте. Учитывая повышенные вес и отсутствие защитных дуг — сменить срочно!
    • 0
      Спасибо, постараюсь в ближайшие дни сменить.
      Я вообще хотел hookworm поставить, но не нашел их в городе.
      • 0
        Хукворм максимум 2.5" бывает. У вас вроде сзади под 3.5" ширина, не? Но он офигенный для города, правда.

        Кстати, можете попробовать в ободе насверлить дырок, как триалисты делают — может неплохо сказаться на динамике разгона.
        • 0
          Переднее — 2,5, все правильно. Хукворм я себе уже заказал на чайнике, жду вот.
          Спасибо за советы, попробую. нужно только найти нормальную станину для установки обода под фрезер. Сверлить дрелью совсем не хочется.
    • 0
      А что уверенно держит в пыльном повороте?

      Я вот вчера на 20" (в смысле, колёса) на скорости меньше 20 км/ч очень зачётно разложился… Кстати, тоже на электровелике :) правда, серийном.
      • 0
        Big Ben / Little Big Ben заметно лучше держат. Если ездить по паркам, то лучше ее ставить. Есть и бежевая и коричневая.
  • 0
    Вам прямая дорога на Kickstarter =)
    • 0
      Пока еще очень рано. Но за наводку спасибо.
  • 0
    И таки да, я не могу сейчас объективно оценить, чего же мы добились.

    А кайф уже не в счет?
  • 0
    Тоже хотел себе електро двуподвес, а в итоге купил питбайк :)
    Счастья гораздо больше
    cs9231.vk.me/v9231796/1a1c/y1ZmMMflETg.jpg
    • 0
      Каждому свое ^_^
      • +2
        К слову, KTM делает електро кроссачи 45-60 минут ада на колесах
        www.youtube.com/watch?v=T-AzDZt1IcM
        И, конечно, есть спорты и прочая елктро радость в промышленных масштабах.
        • 0
          Да, я уже давно на них засматриваюсь. Но доступны к покупке они будут только в 2014-м. А подобные Zero стоят от 8 тысяч у.е., + дотавка и растаможка… Уффф, просто не вытяну по деньгам такую сумму сразу.
          • 0
            Справедливости ради, половина этой суммы была потрачена на не пойми что :) И оно никогда не будет выглядеть нормально, сопли из проводов, изолента и т.д. Иначе цена девайса будет куда больше 8куе
            • 0
              Ну это вы зря на самом деле. Вот увидите, у нас все получится в лучшем виде ^_^
        • 0
          Вот это да! Кажется я только-что нашел, что я хочу для покатушек в лесу :)

          Кажется больше не будет противоречия между тем что я люблю природу, тишину и эндуро-мотоциклы :))
          • 0
            Зная как рвет электровел я с трудом представляю как оно на таком агрегате будет.
            • 0
              Ну, вот вой троллейбуса куда гуманнее тарахтения любого спортивного ДВС. )
              • 0
                Мотор-колёса питаемые синусом — вообще беззвучны.
    • 0
      Сколько весит девайс? В квартире на 5 этаже без лифта реально хранить?
      • 0
        60-70 в зависимости от производителя, размера колес и т.д.
        Спустить легко, а вот поднять… Одному наверно только, если движком помогать) или сильно хотеть.
        • 0
          Пичалько… мне 26 кг таскать в руках было напряжно, с гормональной противоаллергической мазью начался даже «синдром теннисного локтя», а тут 60…
  • 0
    Остановлюсь на вашей первой попытке.

    Мы конструировали трайк по похожей схеме, но педальный. Вес итоговый был в районе 20-25кг включая мегадлинные цепи, не самый легкий набор звезд и полноразмерные колеса. Делали мы его из дюралюминиевого пластин 1.5-2мм толщиной. Поищу фотки когда буду дома. Скреплялось все заклепками.

    Важный нюанс у трайка в том, что бы колеса поворачивали и одновременно наклонялись в сторону поворота. Иначе нагрузка на оси большая и легко сломать. Но как оказалось этого легко достичь :)

    В итоге на педалях держать 50кмч было легко, а вот подъемы в горку занятие не самое простое из-за передаточного числа (там 7 скоростей, но из-за длинной цепи есть промежуточная передача) и лежачей позиции :)

    Так давно было, ностальгирую )
    • 0
      Поищите фоточки конечно, будет очень интересно посмотреть на конструкцию.
      С подруливанием колес мы пока ничего не решили, остановились просто на установке колес под углом (развал около 5 градусов)ю
      • 0
        Вы можете просто наклонить вертикальные ступицы поворотных колес на пару градусов в направлении кормы. Это даст нужный эффект при повороте :)
        • 0
          На самом деле мы так и сделали ^_^
  • 0
    Мы тут с другом надумали сделать кросскантрийный аналог Solowheel'а, отсуда такие вопросы к уважаемому топикстартеру и хабровчанам:
    1. Насколько отзывчивы стоковые моторы? Есть ли ощущение задержки между поворотом ручки газа и откликом мотора?
    2. (очень важно!) Во всех ли контроллерах присутствует функция реверса?
    • 0
      Занятная идея.
      1. Ручка акселератора собрана на датчиках холла и регулирует подаваемую мощность в зависимости от угла поворота. Зависимость эта, как показала практика, нелинейная. Т.е. ручка проворачивается где-то на 90 градусов, начало движения на самых маленьких оборотах начинается градусах на 30, но отзывчивость — очень четкая. Т.е. если сразу провернуть ручку на максимальный угол — сразу же получите отдачу от двигателя без задержек. Не знаю, как в других акселераторах, но у меня так. Покупал вместе с контроллером вот здесь — www.lyen.com/
      2. Нет, не во всех. Скажем так — в большинстве контроллеров ее просто нет. Свяжитесь напрямую с дядечкой Ляо Льеном — я думаю, он вам более детально подскажет, как в его модифицированных гиперионах сделать реверс.
      • 0
        Большое спасибо:) А почему именно Льен?
        • 0
          При прочих равных эти контроллеры относительно недорогие, уже подготовлены для работы с крошками, легко модифицируются, их не сложно обслуживать и перешивать под другие настройки, есть целый пучок дополнительных опций. Но я, пока-что, серьезно в тему контроллеров не вдавался. Зимой буду исследовть вопрос более серьезно и посмотрим, что из этого получится.
      • 0
        Я тут подумал, что раз мотор — обычный бесколлекторный трехфазный, то и контроллер для него хоббийный вполне подойдет. (Вводим, к примеру, «Brushless controller reversible» на Ebay). Что скажете?
        • 0
          Можно попробовать, но контроллеры сами по себе не дорогие, это сродни экономии на спичках.
          Более подробно не могу рассказать, так как сам еще плаваю в вопросах контроллеров, но как только выясню все подробности — обязательно расскажу.
  • 0
    Ребят. Что-то вы перебрали с аккумуляторами. Можно связаться с заводами и сделать любые lipo под необходимые вам условия (ну в пределах физики конечно). Любая емкость, любая токоотдача, любой корпус. Собственно мы для моделей так заказываем. Если интересно — кидайте характеристики — я узнаю ценник в Китае ну и собственно доставку.
    • 0
      Это все наша любовь к гигантомании. Быстрее, выше, сильнее… Когда втягиваешься — остановиться сложно.
      Спасибо огромное, у нас уже тоже есть прямой, проверенный поставщик прямо с завода. Но за лишнюю наводку буду благодарен.
  • 0
    У нас в городе девушка ездит на вот таком аппарате — damer.ru/index.php/elektrovelosipedy/ecobike-hummer
    • 0
      Для девушки — отличный выбор!
  • 0
    Че на ХарьковТуристе не выложили? Там самое место такому.
  • 0
    Дайте пожалуйста ссылку, у кого покупали аккумы?
  • 0
    На Instructables появился еще один аналогичный проект, конечно, не такой впечатляющий как Ваш, но, вдруг, что-то полезное для себя найдете (справа сбоку есть ссылки и на другие проекты)
  • 0
    Прокатился вчера на этом аппарате. Первое впечатление: это мототроллейбус! Весьма интересный получился аппарат. Спасибо автору за тест-драйв =) Если будут нужны более детальные впечатления — спрашивайте, поделюсь.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.