Пользователь
0,0
рейтинг
11 сентября 2013 в 17:19

Разное → Построение карьеры в большой организации. Tips&tricks из песочницы

Захотелось поделиться с сообществом собственными наблюдениями на тему карьерного роста технаря.


Информация основана на опыте в больших западных конторах, которые делают реальные продукты. Всё изложенное ниже не претендует на абсолютную истину.

Начнем сначала: вы свежий выпускник тех. вуза. Вам 22-23 года, вся жизнь впереди и она прекрасна. В этом прекрасном будущем есть, скорее всего, есть жена-модель, дом – полная чаша, несколько машин, и первый миллион к 30 годам.

Карьера представляется немного смутно, но в целом, понятно: начинаем активно и качественно работать, нас, несомненно, замечают и продвигают. Множество фильмов и книг именно так нам и обещают: много и хорошо работай –> и всё будет хорошо.

Вы устраиваетесь на работу, ваше звание — инженер или разработчик. У вас появляются коллеги. Почти все они старше вас. И тут вы, возможно, заметите, что на таком же уровне, как и вы, есть очень пожилые люди. Прямо 30-40 летние мужики, может даже 50ти летние “стариканы”. И многие из них тоже закончили похожие вузы, и многие совсем не дураки, но как-то не сложилось с карьерным ростом…

Получается хороший вуз, диплом, интеллект, работоспособность, хорошее первое рабочее место – далеко не гарантия того, что вы вырастете в иерархии.

Что же нужно для того чтобы “расти”?


Для начала выбрать направление. Их на самом деле не очень много. Я бы сказал только три:

  • А) Техническая стезя => главный инженер, архитектор. Ответственен за технические решения и понимание того что нужно сделать. Постоянный поиск «наименьшего зла», поиск баланса (никаких идеальных решений). Много разговоров и борьбы за уменьшение технического долга.
  • Б) Управление людьми => менеджер людей (тим лид, груп лид). Ответственен за развитие людей и их продуктивность, решение внутренних конфликтов, разговоры о зарплате, увольнения, прием на работу и т.д.
  • В) Управление проектами=> менеджер проектов. Конечная ответственность за продукт. Планирование и умение плану следовать и заставить других. Принятие решений при неполной информации. Умение быть спокойным под стрессом.


Стоит осознать, что каждая следующая ступенька в карьере приносит плюшки в виде большей зарплаты, но она приносит и больший геморрой. Поэтому вначале стоит выяснить, а насколько вообще вырастет доход? Может это даже не покроет расходы на успокоительное и антидепрессанты?: )

Но допустим, что действительно, вам будет приносить удовольствие следующая ступенька. (Это на самом деле необходимое и самое важно условие!) Как туда попасть?

Сначала развенчаем миф о том, что «туда попадается упорным трудом, который, несомненно, заметят и оценят»


Для этого поставьте себя на место своего менеджера (человека с пункта Б.) У него таких как вы человек 30. У него свои начальники, свои цели, бюджеты. Он физически не может знать в деталях о том, что и как вы делаете. Теперь подходит конец года и надо решать вопрос об оценке работников, продвижений, и повышений зарплат. Первое что делает менеджер – смотрит в разнарядку по оценкам. Для кого-то это будет новостью, но в больших конторах сверху спускается норма: сколько % работников должны остаться на своём уровне, сколько получить повышение зарплаты, сколько переведено в следующую группу, а сколько получить выговор. После этого он смотрит на то, что ему точно известно о работниках: все отзывы от других людей и особенно менеджеров.

Это самый главный аргумент в повышении и понижении: что о вас говорят другие!


Вы можете быть супер-спецом и отлично делать свою работу, но если это незаметно снаружи – ваша оценка будет «нормально, ничего особенного». Вы можете вкалывать на 20 часов в сутки и получить за это вот такой комментарий: «Я вижу, что ты очень много работаешь. Другие успевают всё сделать за нормальное время. Мне кажется, что у тебя очень низкая эффективность, раз тебе нужно настолько долго задерживаться». (это не теория, это из реального опыта)

Резюме: для повышения нужна положительная обратная связь от коллег менеджера, а ещё лучше от начальника менеджера.


Ваши реальные трудовые успехи – второстепенны. Особенно если кто-то другой смог их «обналичить». Пример: вы сделали/решили/спасли, а кто-то другой разослал письмо с этой новостью высокому менеджменту. Вот и всё! Теперь его имя будет ассоциировано с успехом, а ваше (которое упоминалось в письме) будет забыто, потому что высокий менеджер прочитал только тему письма и запомнил того, кто послал.

Другой важный момент: вы пытаетесь расти в большой организации -> много людей вокруг. Вам нужно научиться вести себя с ними, так чтобы не раздражать, а в идеале нравиться и быть уважаемым. Поэтому умение поддержать беседу, внимательно слушать, незаметно сказать комплимент, прочитать и выразить невербальные сигналы гоооораздо более важно для карьеры, чем изучение новомодной однодневное технологии. Тоже самое относится к внешнему виду и опрятности. Старайтесь одеваться и выглядеть так выглядят люди на той позиции, к которой вы стремитесь. Это же будит древние инстинкты типа «он — свой».

Кстати, об инстинктах, их нельзя игнорировать и нужно знать себя. Если ты — «омега», и метишь в группу где все настоящие «альфы» => нет смысла. Даже если туда попадешь, счастья не добавиться. Вывод: надо стараться «прокачивать» признаки альф: не опускать глаз, говорить медленно, не суетиться, держать плечи расправленными, не сутулиться, не оправдываться.

Чем выше вы будете подниматься, тем больше будет играть роль политика. Такие вещи как: никогда не идите на собрание обсуждать важный вопрос, если вы знаете, что там нет ваших союзников. Не надейтесь, что вы сможете всех переубедить на этом собрании. На самом деле до собрания, вы должны со всеми с глазу на глаз обсудить тему, получить от большинства согласие. И сама официальная встреча будет только формальностью. Если вы это не сделаете, а ваш соперник сделает, то вы будете реально обескуражены как ваши идеальные логичные аргументы разбиваются простым «нет» от руководства.

Ещё один момент: бойтесь застоя. Как только вы начинаете, довольно легко получить положительную динамику. От джуниор к обычному инженеру – легко. Надо стараться сохранить положительный вектор, если видно, что динамика остановилась и нет шансов развить (не доверяют ответственные задания) => меняйте группу, отдел, начальника. Застрять на плато легко и после нескольких лет на нём => выбраться почти невозможно. Именно так и получаются старые девелоперы, которые не словили волну и будут сидеть на своих местах до пенсии. И это ужасно. Из-за того, что если контора накроется медным тазом, то найти работу снаружи на такой же уровень зарплаты будет сложно. Ведь сидя на одном месте ваша зарплату худо-бедно, но растет. Вы становитесь экспертом в продукте своей фирмы (это учитывается в вашей зарплате), но если конторы не станет, то этот ваш опыт — никому не нужен. И вы станете конкурировать с гораздо более молодыми людьми, согласными работать за меньшие деньги. И эти молодые будут знать не только те технологии, что знаете вы, но и много новых. Если же вы на позиции, которую физически нельзя доверить молодежи – то вы гораздо более защищены при переходе в другую контору.

Поэтому это подводит нас к следующему пункту- ваш начальник. Внимательно на него смотрите, чувствуйте есть ли «клик». Если нету, если он на вас смотрит просто как на «ресурс», который более-менее хорошо работает на своем месте – роста не будет. Ваш менеджер должен промоутить вас, если он этого не делает – меняйте менеджера.

UPDATE к последнему пункту: нет смысла ругаться с менеджером. Даже при уходе. Он же будет давать вам хорошую рекомендацию, а если уйдете со скандалом => никому от этого лучше не будет

Вот как-то так. Надеюсь кому-то поможет.
@Alexnn
карма
32,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разное

Комментарии (96)

  • +4
    Вам нужно научиться вести себя с ними, так чтобы не раздражать, а в идеале нравиться и быть уважаемым.

    ИМХО, в рамках контор на «советском пространстве» — это аналог диалогов в курилке?

    Любопытно узнать, есть ли такой опыт у кого-либо?
    «Много ходили курить (кофе пить и тп.) — я много говорил, меня часто уважительно слушают — карьера пошла быстрее».
    • +22
      Любопытно узнать, есть ли такой опыт у кого-либо?

      Есть. Успешный. Но только до той поры, пока внутренняя брезгливость не выплеснется за пределы уровня внутреннего комфорта.
      Дело в том, что с одной стороны — вроде бы ты «понял жизнь», имеешь какую-то должность, какую-то власть и какие-то деньги. С другой, отчетливо ощущаешь себя козлом (тут ближе термин «паразит», но от него тянет пролетарскими проповедями), выезжающим за счет нормальных специалистов, которые делают твою работу — просто потому, что не понимают, как устроена система.

      Жить с этим ощущением в голове трудно, поэтому приходится выбирать из трех вариантов. Самообман, биохимия (алкоголь-наркотики-итакдалее), или прекращение такой вот жизни по карьерным «понятиям».
      • 0
        внутренняя брезгливость

        Да? Частое неформальное общение в рабочее время с менеджерами дало хороший карьерный рост, но побудило чувство «паразита» и «нечестной игры» по отношению к коллегам?
        • +11
          Много моментов. В общем говоря, люди невольно подстраиваются под свое окружение (которое в бюрократичных организациях довольно мерзкое). Наблюдал со стороны, как люди приходившие в одну и ту же крупную контору либо сбегали через месяц даже на менее привлекательные условия, либо оскотинивались.

          з.ы. Это не поголовное явление, есть редкие исключения с порядочными и квалифицированными коллективами.
          • 0
            Поддерживаю
            И в итоге получается команда в которой человек человеку волк, из отборных редисок.
            Работа в таких местах очень вредна для здоровья.

            Внутренняя брезгливость возможно появиться только если у человека есть хотя бы немного совести. Если у человека совести нету то ему все равно.

            К примеру жизнь свела по работе с человеком у которого уровень лицемерия зашкаливает.
            Он сделает все возможное и будет поддакивать даже на противоположные суждения в течении одного часа — чтобы создать хорошее впечатление о себе. Которое ему нужно сразу же использовать чтобы занять денег в долг и не вернуть и так далее.

            Удивила у него прорвалась такая фраза:
            — я обращаю внимание только когда меня называют мудаком очень близкие люди, а так ничего страшного.

            Положительный человек конечно бы постарался не позволить чтобы его так называли и чтобы быть естественно тоже.
      • –3
        Если смотреть на «менеджерские» должности, то ничего плохо в том, что человек умеет общаться с другими — нет. Да и повысить по идее проще, того кого знаешь чем «серую мышь».

        Опять же общение не значит подхалимаж, именно подахлимаж может быть неприятен самому «повышаемому». Впрочем как и его боссу, но это зависит от босса. :)
      • 0
        Высокая производительность труда позволяет «вытягивать» ситуацию «один с сошкой — семеро с ложкой»… У кого к чему душа больше лежит…
      • +1
        Ох как же вы четко все описали! Не поленился залезть в карму, поставил бы 10 плюсов если бы мог! Когда я понял, что бухаю все больше, и чувство вины зашкалило — пришлось радикально менять работу, снова стал девелопером, и еле-еле, но вылез из плато.
    • 0
      Хотя бы на уровне Карнеги. Больше спрашивать людей о них самих. И слушать их рассказы. Люди это любят.

      С уважением — сложнее. Надо реально чем-то помочь.
      • +2
        Я думал, что Карнеги уже хороший уровень. Есть что-то покруче?
        • 0
          Лучше Карнеги только Анти-Карнеги
          Я очень давно (тогда еще интернетов не было) прочитал несколько книжек Карнеги и визжал от восторга при чтении.
          Потом прочтиал (тоже в бумажном варианте) Анти-Карнеги. Визжал еще громче.
        • +1
          Стивен Кови
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      но в них могут закрыть целое направление и по размеру изменений в личной жизни сотрудников это может быть подобно развалу.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • –9
    Получается хороший вуз, диплом, интеллект, работоспособность, хорошее первое рабочее место – далеко не гарантия того, что вы вырастите в иерархии.

    Что же нужно для того чтобы “расти”?

    АДЕКВАТНОСТЬ
    • +1
      Спорный вопрос. У каждого своё понятие адекватности. Далеко не всегда у всей команды это определение совпадает.
      • 0
        главное чтоб совпадало с понятием у людей принимающих решения…
    • +2
      Понятие растяжимое. Растут, кстати, зачастую люди которых бывает трудно назвать адекватными. Просто потому что остальные сидят и тихо работают свою работу.
  • +34
    Черты характера влияют важную роль. Многим просто не суждено вырости далеко наверх — как ни старайся, ибо не тот тип личности. Попытки переломать свой характер во взрослом возрасте либо бесплодны, либо ведут к перенапряжению (представьте себя электроном в атоме — тяжело жить на более энергетическизатратной орбите: веротянее что рано или поздно упадёшь на то место, которому соответстуешь).

    То, что я наблюдал в личном опыте — это два самых типовых варианта:
    1. У человека есть склонность лезть наверх карьерной лестницы и он там оказывается со временем, особо даже и не читая все эти многочисленные руководства
    2. Человек читает тонны статей, но у него так и не получается.

    Есть и ещё один вариант… Нечастый. Человек начинает изучать себя и свой внутренний мир — и многие приходят к пониманию того, что цель «как сделать карьеру в жизни» — это не та цель, которая им на самом деле нужна — а нужна им на деле цель «прожить жизнь счастливо». Дальше уже уже всех по-разному складывается, индивидуально.

    В целом же по статье — ну написано вполне неплохо, никаких особых ошибок нет, хотя и особо нет ничего сверхнового.
    • 0
      Мне кажется что к последнему, нечастому варианту, все рано или поздно приходят. Главное чтобы работа приносила отдачу и была интересной.
    • +10
      Мой внутренний мир говорит мне: «Друг, эти попытки лезть на верх. Зачем? Будешь тратить время на управление, политику, принятие важных решений, движение капитализма вперед, постоянное напряжение, стресс, реализовывать непонятные для тебя цели компании, противоречить себе, поднимать ЧСВ. Для чего? Разве это правильно? Правильно ли жить как белка в колесе? Тебя туда бросили, а ты крутишь, крутишь и не знаешь зачем. Найди занятие, которое будет делать тебя счастливым. Но как ни крути — деньги нужны. Посчитай, сколько тебе нужно для жизни. Создай пассивные источники дохода. Не можешь? Устройся на работу парттайм, удаленно, да как угодно, но не проводи на ней много времени. Развивайся в том, что тебе нравится. Находи единомышленников. Попробуй влиять на мир локально, задумайся, как ты можешь это сделать глобально. Мы ведь живем в удивительное и увлекательное время, но забываем об этом.»
  • +5
    Читая статью, радовался, что работаю в компании, где кроме программистов вообще больше никого нет (Есть тим лид, он же «босс», но он большую часть времени тоже пишет код)
    • +9
      Ссылку в студию.
      • +1
        Для девяти заплюсовавших, из личного сообщения R0ckwi11 (из-за кармы не может часто писать комменты):
        ссылки нет, компания peaksoft, город Минск
        один клиент — studymode iic (studymode.com) — образовательные проекты
        • 0
          Эх, в Питере бы такую фирму или хотябы в Москве :-)
  • +12
    Я правильно понял, что можно вообще не работать, главное много говорить, с нужными людьми?
    Офигительный совет для технического специалиста на техническом сайте.
    • +28
      Это не совет, это правда жизни. Хотя всё очень сильно зависит от вашего непосредственного руководства.
    • +23
      Сформулирую по-другому: если не говорить с нужными людьми, а только работать, то ничего не получится. Но об этом и автор статьи пишет.
    • +3
      можно вообще не работать
      Можно в конце концов вообще (практически) не писать код — знаю такой пример. Участие в обсуждениях, peer review и прочее подобное — остаётся.
    • +3
      > Я правильно понял, что можно вообще не работать, главное много говорить, с нужными людьми?
      Да, так и происходит переход программиста на следующий уровень.
      Со временем замечаешь, что строк кода за день пишется всё меньше, слов говорится всё больше, и зарплата растёт далеко не на 10% в год.

      Единственное, я бы на Вашем месте не стал противопоставлять «работать» (писать код) и «говорить» (менеджерское).
      Управленческая/проектная работа — тоже работа, и я знаю немало IT-менеджеров, которые в пятницу вечером за бутылкой-чего-нибудь с ностальгией вспоминают то счастливое время, когда они «просто писали код».
      • +1
        И чего тогда туда лезть, чтобы «вспоминать с ностальгией счастливое время»?
        • +3
          Виной тому погоня за большей зп, как минимум. Возможно, еще на мозг давят стереотипы — типа «к 30 годам ты должен стать начальником».
          • +1
            Высокая менеджерская зарплата — миф. Более того, менеджерские зарплаты намного более ограничены — с жёсткой вилкой. А программист может получать сотни тысяч долларов в год, если он уникальный специалист. Менеджер не будет получать такую зарплату никогда. Менеджер сможет заработать сопоставимые деньги только если выйти на уровень Chief Officer и заработать на акциях.
            • 0
              Речь идет не о менеджере, а скорее о техническом директоре. Зарплата программиста, пускай даже уникального, не сравнится с окладом CTO.
              • +1
                Я тут быстро проверил по Glassdoor, и вот что оказывается. Зарплаты CTO находятся в районе 170-190 тысяч в год. А если посмотреть на зарплаты сениоров в IBM и Intel, например, то они легко достигают 170-180 тысяч в год. Как минимум сравнимые зарплаты. Ну и плюс есть отдельные уникумы, которые не напрягаясь получают 400 тысяч в год. Как тот чувак, что написал покерный движок на Erlang'е, который теперь все используют (извините, имя забыл).
        • 0
          Так пока не залезешь — этого не поймешь. И слушать никого не будешь.
    • +1
      У меня был коллега, который так и делал: общался с нужными людьми, устраивался на работу, ничего не делал и через полгода уходил. В моей компании зарплату он получал в 1,5 раза выше моей. Думаю, что если бы он хотя бы немного работал, то мог бы еще расти.
  • +3
    Ох, не повезло мне :)
    У нас в городе нет крупных it-компаний,
    поэтому карьерный рост выражается только в том, что где-то раз в 3 года меняешь место работы :)))
    С каждым левел`ом растет ЗП, меняются инструменты работы, коллектив, а все остальное — в принципе, тоже самое :)
    • +7
      В городах с крупными it-компаниями (я говорю не только о рунете, а вообще) ситуация абсолютно та же самая.
  • +2
    Читали «Менеджер мафии»? Если нет, советую. Найдете много полезного.
    • 0
      Кто автор? А то книг с таким названием множество.
  • +3
    Ужас какой… Довелось поработать в относительно крупной российской компании (400+ сотрудников) — больше такого счастья не хочется. Все индивидуальные вопросы решаются по 3-4 месяца, а в результате никому ты не нужен там.

    Куда лучше в небольших группах, где каждый специалист ценен по-своему. Там и работа эффективнее и вопросы решаются сильно оперативнее. Попасть туда сложнее, но и работать намного приятнее, без этой дурацкой «политики».
    • +2
      Опять же не меряйте все компании под одну гребенку. Я знаю как минимум несколько крупных компаний где это не так. И знаю маленькие где так.
      • +1
        Не буду спорить. Выразил мнение в контексте данного хабратопика и собственного небольшого опыта. Наверняка в том же Яндексе дела сильно лучше для разработчика, но к нему и эти «tips & tricks» неприменимы.
        • +7
          Эти Tips & Tricks, если рассмотреть их обобщенно, применимы к любым видам коммуникаций между людьми. Если смотреть на это не в разрезе «Ваши реальные трудовые успехи – второстепенны. Особенно если кто-то другой смог их «обналичить»», а более позитивно.

          Даже если вы работаете в коллективе где никто не будет обналичивать ваши успехи (мне например очень повезло с коллективом), то все равно нет ничего плохого в том, чтобы «много людей вокруг. Вам нужно научиться вести себя с ними, так чтобы не раздражать, а в идеале нравиться и быть уважаемым». Нужно вообще стараться нравиться людям. Не в смысле делать это специально или льстить на каждом шагу, но хотя бы вести себя прилично, не хамить, помогать, прилично выглядеть, не обналичивать чужие успехи опять же, не творить беспредел :-). Это банальные правила взаимодействия между людьми. Я знаю достаточно примеров людей, которые пренебрегают этими простыми правилами, в том числе иногда я сам не поступаю разумно, а поддаюсь ненужным эмоциям.

          А общаться с людьми надо. Хотя бы чтобы понимать что они от вас хотят, а они понимали что вы хотите, какие у вас и у них планы и виды на будущее. И не важно это ваш менеджер или просто ваш товарищ или ваша жена.

          Про собрания опять же. Ну тут все очевидно. Вы знаете, я в первый раз испытал культурный шок, когда мне было лет 16 и я пошел вместо отца на ежегодное собрание гаражного кооператива. Цели никакой не было, так послушать, записать что решили. Я не мог прийти в себя еще несколько дней. Казалось бы, кооператив на 200 гаражей, что там может случиться? НО! Интриги, попытка свержения председателя и «государственного переворота» инициативной группой, дебаты между претендентами (с криками и лозунгами), голосование в два тура, попытки внести в повестку дополнительные «неудобные» вопросы, агитация, предвыборные обещания, черный пиар, три раза чуть до драки не дошло. Вот такая вот штука политика. И не важно в большой вы компании или в маленькой или вообще где угодно, но надеться что вы можете прийти к группе людей и сказать «делаем так» и все с вами согласятся просто утопия.

          Однажды я собирал своих друзей покататься в парке на велосипеде, собралось человек 10, которые разделились на два лагеря «ехать до парка на метро» и «ехать до парка на электричке». Вот такой простой вопрос, вызвал кучу споров, десятки аргументов с обоих сторон и решения не было, пока я не «обсудил с глазу на глаз» этот вопрос с несколькими людьми, убедив их сменить точку зрения и под давлением массы убедил остальных. Вопрос, который казалось бы никому не важен, потребовал кучи обсуждений, привлечения сторонников и «подковерной игры».

          Я могу привести еще кучу разных примеров. Все эти бирки «большая компания» «маленькая компания» полная чушь. В какой бы компании вы не работали, вы работаете с людьми, и чаще всего с очень ограниченным кругом людей, и удовольствие получаемое вами от работы будет зависеть от этих людей, от вас и от вашего умения наладить с ними позитивный контакт.
          • +2
            Очень категорично. Каждому своё. Мне такое неинтересно. Общаться с людьми нужно. Но заниматься этими социальными играми «кто кого» — увольте. В прямом смысле.
            • +2
              Бытует мнение, что достаточно быть незаменимым специалистом, и можно быть засранцем. Особенно многие так считают насмотревшись «Доктора Хауса». Вот только весь сериал его спасают от самого себя друзья и сверхлояльные главврачи. Так что перефразирую известное высказывание: «Если вы не придете в социальные игры — социальные игры придут к вам».
              • 0
                >>«Если вы не придете в социальные игры — социальные игры придут к вам»

                На эту тему есть очень крутая книжка — Барбара О'Брайен. «Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: операторы и вещи». Там вообще говоря про женщину, больную шизофренией (точнее говоря, она заявляется как автобиография — история о том, как автор пережила шизофрению, но выкарабкалась), но во многом она завязана именно на социальные взаимодействия (не всегда приятные) в рабочем коллективе. Читается очень легко и интересно, советую ознакомиться
              • 0
                Ну если быть действительно незаменимым специалистом, то можно позволить себе быть засранцем. Проблема в том, что многие подражающие нарушают причинно-следственную связь. Пытаются быть засранцами, считая, что остальное приложится ;)
                • 0
                  Незаменимый специалист — ситуация крайне нездоровая, особенно если он засранец. Наличие такого сотрудника — серьезный вопрос к руководителю. Потому что простуда у одного человека может парализовать работу компании на пару недель, а несчастный случай заставит всех разойтись. Таких рисков любой бизнес старается всячески избегать, например, запрещая нескольким программистам с одного проекта лететь в одном самолете. «Фактор автобуса» называется, насколько я помню.

                  Засранец, от которого нельзя избавиться — заноза в жо прыщ под мышкой не только для руководителей, но и для сотрудников. Не имея возможности прямо повлиять на ситуацию они будут вредничать и подгаживать по мелочи так, что специалисту будет крайне сложно что-либо сделать в компании.

                  Так что если человек засранец, ему лучше это в принципе не афишировать. Неважно кто это — вахтер, специалист или гендиректор.
                  • 0
                    bus fuctor — это всё же число людей, которое должен сбить автобус, чтобы разработка остановилась.
          • +1
            с велосипедами — не ясно, что мешало 2 группам добратся до парка разными маршрутами. Ведь в итоге, кататься будут все равно все в парке
      • 0
  • +6
    Начали с хорошей классификации направлений роста, а продолжили только как расти в «менеджера». Архитектору совсем не обязательно общаться с коллегами в курилке, например. Зато очень важно сколько раз он выступает на профильных конференциях в год, что о нём говорят великие и признанные гуру в его области. Насколько он следит и вовлечён в передовой край CS. Ну и насколько он способен управлять архитектурой проекта.

    Конечно бывают исключения, архитекторы выросшие «менеджерскими» методами. Но такие ничего кроме жалости не вызывают: пишут раз в пол года письма в стиле «отступы должны быть по 4 пробела и никаких табов!» и на этом весь их дизайн архитектуры проекта заканчивается. Конечно какое-то время они получают хорошую зарплату архитектора, но потом их выпинывают и больше они работу найти не могут. Простым программистом работать разучился, а архитектором такого не возьмут.

    Так как хабр сайт технический, я думаю многие выбрали бы технический путь роста. И вот таких людей я бы предостерёг от роста на «политике».
  • +7
    Хорошо в небольшой компании, где некуда расти — можно заниматься любимым делом вместо разговора разговоров и всякой политоты.
    PS
    Статья понравилась
  • +4
    На моей практике повышения были исключительно при смене работы. Имхо, пытаться продвинуть себя — это пустая затея. Как только ты начинаешь продвигаться по служебной лестнице, ты становишься зависимым от компании и начинаешь пытаться удержаться в ущерб твоего собственного мнения. Программеры имеют достаточно высокие зарплаты, чтобы не париться о «служебной лестнице»
  • +4
    В целом по делу, но не хватает таких вещей, как:
    — Лояльность. Да, пример с 50-летними мидлами показателен, однако часто бывает важно оказаться в нужном месте в нужное время, а для этого необходимо кого-нибудь подсидеть заслужить доверие и ждать, пока не появится возможность к продвижению.
    — Нетворкинг. Бесит это слово… как и сами нетворкеры, но без этого шансов мало, чоуж.
    — Флексибилити. Еще одно словечко, от которого передергивает аж. Встречал людей вроде бы и не глупых, но совершенно неприемлющих чужое мнение (в простонароде козлы), благо выше TL их не встречал.
    — Инициативность. Задачу доверяют тому, кто доказал свою способность с ней справиться. Наказуемо правда, да.
    • 0
      пример с 50-летними мидлами
      Если чел пишет на Java, он сегодня по-любому не может иметь больше чем 15-летний опыт;-). Знаю 38-летнего мидла, который не хочет «расти» в менеджера чтоб не утратить скиллы, начинал он в 29 лет после второго в/о.
  • +1
    В общем, показано, что нужно уметь не (с)только работать, но и во время работы заниматься плясками, прыжками, акробатикой, футболом, игрой «а ну-ка отними», борьбой под ковром и прочими спортсменствами и иметь хорошую дыхалку;-)
  • +11
    Если ты — «омега», и метишь в группу где все настоящие «альфы» => нет смысла. Даже если туда попадешь, счастья не добавиться. Вывод: надо стараться «прокачивать» признаки альф: не опускать глаз, говорить медленно, не суетиться, держать плечи расправленными, не сутулиться, не оправдываться.


    Еще нужно рычать как животное, иначе карьерного роста не видать.

    image
  • +11
    Простое правило. Ответственность не дают, ее берут. Берешь ответственость — появляются плюшки. Не берешь ответственности — плюшек не будет. Такое, чтобы люди брали ответственность и ничего в итоге не получали мне лично не встречалось. Это всегда вознаграждается, так или иначе.

    И реально, мало кому есть дело, какой вы на самом деле спец. Но всем есть дело до того, что ты сделаешь то, что обещаешь и тогда, когда обещаешь.
    • +3
      Очень поддерживаю. Причем исходя из своего опыта: попав как то на совещание к одному крупному заказчику, внес там пару предложений по вопросам совсем не касавшимся моих с ними дел, после этого они стали подстраивать совещание под мои приезды. Так же для себя я усвоил следующее:
      1. Нужно уметь принимать решения и нести за них ответственность
      2. Нужно уметь находить нестандартные решения
      3. П.1 и п.2 нужно уметь делать быстро между делом. Например: сидишь и пишешь на C# какую либо задачу, к тебе подходит сотрудник и спрашивает совета либо озвучивает проблему из совсем другой области (тут на нас метеорит падает, у главбуха что то не то с балансом, твою машину по ошибки за долги увез эвакуатор, в какую страну поедем на новогодних каникулах) и нужно быстро выдать самое лучшее решение.

      Если у вас есть способности по всем трем пунктам, рост не заставит себя ждать, т.к. вас де факто будут считать человеком к которому можно обратиться для решения проблем. Понятно что это достаточно сильно изматывает, для моего мозга самой трудоемкой задачей является быстрое переключение из одной области в другую, от этого сильнее всего устаю, но в тоже время кайф от этого тоже неслабый. Встречался я с 40-50 летними программерами, нормальными спецами, но они не хотят грузить себя такой фигней, т.к. у каждого свои запросы, и я не считаю это недостатком, если бы все были начальниками — кто бы работал тогда. Не каждый, ведь, фрезеровщик становится начальником цеха, а потом директором завода, так и тут.
      • +3
        В итоге задолбают вопросами и понавесят обязанностей, а повышения не дождетесь (конечно, не всегда, но несоизмеримо чаще, чем в вашей ситуации). Поэтому правильная стратегия для желающего стать руководителем противоположна:
        1. Не берите ответственность, а раздавайте. Потом вы всегда сможете кого-то обвинить или подставить, а сами останетесь чисты.
        2. Не советуйте, а спрашивайте советы. Этим вы не только поднимете к себе отношение как к человеку, уважающему других, но и всегда сможете свалить вину на советчика.
        • 0
          Это смотря как себя поставишь
        • 0
          Вижу мнения мастера и мнение политика. Сама статья — рекомендации, как стать грамотным политиком. Политиканом, я б сказал. Аж передёргивает, если честно.
    • 0
      Взять ответственность — это практически означает взять власть.
    • 0
      Но всем есть дело до того, что ты сделаешь то, что обещаешь и тогда, когда обещаешь
      Важный момент — если таки не сделал, что обещал и когда обещал — спокойно и в полной мере принимаешь на себя ответственность за косяк. Даже если где-то в глубине души считаешь что кругом все виноваты.
  • +11
    Хорошая статья.
    После нее лишний раз убеждаюсь в выражении «большая компания => большой сортир»
  • 0
    Неприятно, но верно. Удручает, когда так вот лицом прям тыкают.
    Мораль — чтоб не сгнить совсем, пиши в стол. Делай что-то свое и для себя. И чтоб обязательно было по кайфу, иначе смысла нет.
    • 0
      Мало того, из такого «pet project» может получиться что-то дельное. Bootstrapping приносит гораздо меньше стресса и больше удовольствия.
    • 0
      Делать для себя — тренировка и опыт, в том числе и управленческий, если проект большой…
  • +8
    "… И тут вы, возможно, заметите, что на таком же уровне, как и вы, есть очень пожилые люди. Прямо 30-40 летние мужики, может даже 50ти летние “стариканы”. И многие из них тоже закончили похожие вузы, и многие совсем не дураки, но как-то не сложилось с карьерным ростом…"

    Во-первых, 30-40 лет — далеко не пожилые люди, а люди самого продуктивного возраста — жизнь более-менее состоялась, опыт большой, юношеский максимализм преодолён и т.п. С 50-летними тоже осторожнее нужно быть — многие из них могут то, чего 22-23-летнему юноше и не снилось.
    Во-вторых, не поверите, но далеко не все хотят быть начальниками, менеджерами, главными инженерами, архитекторами. Многим нравится то, что они делают, они делают это с удовольствием и считают такое положение дел нормальным. И развиваются они, но, грубо говоря, не вверх, а в глубь.
    В-третьих, не могут все быть руководителями, кто-то должен и работать. Если будут работать только молодые-зелёные, то не будет качества выполненных работ — опыта-то нет, а амбиций — хоть отбавляй, но иногда это мешает.

    Как-то так.
    • 0
      >Во-первых, 30-40 лет
      да я не спорю. Самому 38 :) Я просто больше на молодежь ориентировался. И мне в 22 казалось, что 40 — это очень взросло

      >Во-вторых
      Поверю. Статья для тех, кто точно думает что начальничество принесет радость и счастье. И для кого-то это действительно так. Но может они не знали о некоторых моментах, которые в статье. Я сам в 22 — не знал.

      >В-третьих
      Тоже верно.

      И статья же не о том как прожить полную счастливую жизнь :) Счастье и карьера может и коррелируют, но не сильно.
      • +1
        Парни, почитайте iWas про Ствена Возняка — офигенная книжка, которую написал настоящий инженер!

        Так вот, он там очень четко рассказывает, что можно быть богатым и счастливым, оставаясь инженером, занимаясь любимым делом, и не влезая в эту менеджерскую клоаку.

        P.S. А перед ней рекомендую «Хакеры — герои компьютерной революции», эти две книги прикольно пересекаются во времени.
        • 0
  • 0
    По моему мнению, в большинстве отраслей не получится развиваться в одном из трех направлений. Может быть перекос в одном из них, но представить главного инженера без опыта управления ни людьми, ни проектами, как-то не получается. Расти можно в двух направлениях — либо вглубь, либо ввысь. И то, и другое сложно, но вглубь более предсказуемо.

    Что я имею в виду. Стать в 40-50 уникальным специалистом-исполнителем доступно каждому. Литература, собственные эксперименты, общение в кругах профессионалов, самодисциплина, в конце концов, дадут результат. Может быть те, кому 20-22 и будут смотреть на Вас с недоумением, но сами-то Вы понимаете, к чему шли. Это развитие вглубь.

    А есть развитие вверх. Начинается оно так же, но с какого-то момента приходится побороть себя и перестать на 100% вникать в технические детали. Есть исполнители, и это нормальная ситуация, когда исполнитель в своей нише значительно превосходит начальника. Главное — не отставать и на уровне тезисов отслеживать технические нововведения. При этом уже приходится задумываться об общении с Заказчиками, о решениях по персоналу, о нормативах и требованиях, материальной оснащенности — о тех вещах, которые при нормальном управлении, не должны волновать тех, кто осуществляет производственный процесс.
  • +5
    >>Именно так и получаются старые девелоперы, которые не словили волну и будут сидеть на своих местах до пенсии. И это ужасно.

    Не переживайте за них — большинство из них счастливы, потому, что всю свою жизнь занимаются любимым делом, в отличие от тех, кто, поднимаясь вверх по карьерной лестнице, в какой-то момент обнаруживают, что живут чей-то чужой жизнью, тратя свою жизнь на пустые разговоры, интриги, подсиживания (не вы, так вас), лизоблюдство перед вышестоящием начальством, невыносимо-скучную-рутинную работу состоящую из отчетов и показателей, засиживание до поздна на работе (потому что ОН еще не ушел и может устроить неожиданное совещение), перешагиванием через себя — потому, что «Так Надо». Эта ли та жизнь о которой Вы мечтали? Эта ли конечная цель и смысл вашей жизни?

    И когда, в определенный момент, Вы проиграете очередное сражение (какому-нибудь «менеджеру» пришедшему даже не из айти) или, пропустив очередной день рождения своей дочери, скажите «Хватит», или же перейдете дорогу Своему человеку из верхов — Вы в полной мере осознаете, что по сути, за пределами Вашей организации Вы особо никому не нужны. И всё потому, что большинство крупных компаний стараются сами выращивать своих менеджеров (а зачастую и архитекторов) и все хорошие места уже заняты.

    И в тоже время, уволившийся из вашей компании девелопер, найдет работу уже через 3 дня с зарплатой в два раза выше чем была у него в вашей организации и, даже возможно, более высокой чем была у Вас и — это Ужасно! Ужасно! — он будет продолжать заниматься своей любимой работой, строками своего кода создавая целые миры. И что самое ужасное — он будет Это делать в домике на горе, в пяти минутах езды от лучшего пляжа Таиланда и всё потому что физическое присутствие девелопера на работе уже превратилось в архаизм — чего нельзя сказать о менеджерах.

    Подняться вверх совсем не сложно — сложнее не потеряв квалификацию найте в себе силы, чтобы спуститься вниз — туда, где тебе по-настоящему ХОРОШО.
    • 0
      Я согласен с первым абзацем. И поэтому упомянул в статья, что «а вы точно уверены, что вам это надо?»

      И в тоже время, уволившийся из вашей компании девелопер, найдет работу уже через 3 дня с зарплатой в два раза выше чем была у него в вашей организации

      Но вот 3м абзацем — не соглашусь. Большинство старых девелоперов не найдут работу даже на текущем уровне зарплаты, не говоря о повышении.
      Слишком много конкуренции с молодыми. Если на рабочем месте просто надо писать рутинный код, ничего особенного. То кого взять? Свежего выпускника, из которого можно растить своего архитектора (из вашего второго обзаца) или человека лет 50, который неожиданно просит в 2 раза больше денег чем вчерашний студент?
      • 0
        Как правило, хороший 50-летний разработчик стоит 5 вчерашних выпусников и не только по качеству работ и производительности, но, увы, и по цене. Плюс, у такого человека будет чему поучиться всей команде.

        Что касается вчерашних выпускников — детскими болезнями становления они переболеют не раньше чем лет через 5, оставив после себя шлейф откровенного говнокода, поддержка которого обойдется намного дороже разработки.

        Да, после 5 лет это будет уже состоявшийся специалист, но его потребности денег будут совершенно другие и, к этому времени он, наверняка, покинет вашу компанию: в первую очередь из любопытства, во вторую — чтобы сбросить ярлык «вчерашнего выпусника» и перейти на новый уровень з.п.
        • 0
          Вопрос — кто привлекательнее в качестве работника: выпускник 5-10-летней давности, переболевший детскими болезнями, или 50-летний разработчик…
          • 0
            Здесь уже больше зависит от личности конкретного человека и его опыта в нужных вам сферах. Еще зависит от команды: к примеру, команду из выпускников 5-10-летней давности неплохо разбавить 50-летним разработчиком и наоборот.

            Хотя, признаться, у Вас вряд ли будет эта дилемма, потому как великовозрастных программистов совсем немного и они чаще всего работают на проектах со старыми и проверенными технологиями (С++, Oracle), а молодые, больше, гонятся за новыми технологиями.
      • 0
        Да вы шутите что-ли?! У человека лет 50-ти как минимум лет 25-30 опыта работы!
        Или вы думаете 9 свежих выпускников родят вам продукт за 1 месяц?
      • 0
        >>Большинство старых девелоперов не найдут работу даже на текущем уровне зарплаты, не говоря о повышении.

        Давайте я буду говорить о том, что конкретно знаю — сейчас в Штатах рекрутеры (конкретно наша компания) выбиваются из сил, чтобы найти разработчиков. Я писал об этом в своем посте.

        И какой вы думаете один из критериев? Правильно — "5+ years of experience", потому как компания у нас небольшая, продукт нужно создавать прямо сейчас и ни времени, ни денег на воспитание «своего» архитектора у нас просто нет.

        И таких компаний в шататх — тысячи! И всем нужны разработчики, а вот менеджеры как-то не очень. Менеджеров мы наняли буквально за месяц, а девелоперов не можем найти вот уже больше, чем пол-года.

        При таких условиях на рынке, я даже искать работу не буду — она меня сама найдет (рекрутеры долбят постоянно) и разумеется с повышением зарплаты
    • +1
      >>Именно так и получаются старые девелоперы, которые не словили волну и будут сидеть на своих местах до пенсии. И это ужасно.

      Хе-хе, не словить «волну» описанного в посте дерьма и до пенсии заниматься любимым делом, зарабатывая больше менеджеров — это не ужасно, это счастье! ;)
      • 0
        Тут немного другое — автор в качестве цели ставит карьерный рост, не задумываясь зачем он ему нужен как таковой, а в комментах многие пытаются доказать, что сама карьера это всего лишь некий инструмент для достижения, чего более высшего. Вот только чего? Мне бы было интереснее узнать, кто к чему стремится. Может даже стоит статью написать на эту тему, приводя в пример свой опыт
    • 0
      -Не переживайте за них — большинство из них счастливы, потому, что всю свою жизнь занимаются любимым делом…

      Мне иногда кажется, что они сидят на этих местах не потому, что довольны ситуацией, а потому что поменять ее уже себе дороже или нет такой возможности.
      • 0
        А вы спросите. Я как-то спросил у одного дядьки (50+) чего он сидит на позиции простого Java-программиста. И он мне честно ответил. Причина была в том, что у компании есть футбольное поле и он очень любит футбол. И действительно, он играл на поле от полутора до трёх часов в день. Разумеется никакими овертаймами он это время не компенсировал. Я только один раз слышал чтобы он распрашивал у другой компании в том стиле как обычно интересуются в плане перехода туда. И у той другой компании тоже было футбольное поле у офиса.
        • 0
          Разумеется никакими овертаймами он это время не компенсировал.

          Если при этом он успевал в срок выполнить всю свою работу, то о компенсациях времени, по моему мнению, не может быть и речи.
          • 0
            Я это и имел в виду. Он мог работать 8 часов и делать больше, соответственно продвигаться выше. Но выбрал работать по 4 часа, делать столько, сколько надо, а остальное время тратить на то, что на самом деле нравится.
            • 0
              Из делать больше совершенно не следует продвигаться выше… Я бы даже сказал, что бездумное делать больше будет только мешать продвигаться выше…
  • +1
    Не очень понятно, что считать успешным построением карьеры. Должность, деньги, почет и уважение?

    Если цель должность, то стать руководителем проекта (т.е. по факту компании) можно в идеальном варианте за один шаг. Выше должности просто нет.

    Объем зарабатываемых денег определяется точно не на рабочем месте, а в процессе взаимодействия с людьми. Ну хотя бы тупо выяснить, а что же на самом деле представляет ценность и за что готовы платить, какие задачи приоритетнее и почему.

    А люди все разные, со своими закидонами. Общаться — не запросы к API писать. Не всегда комфортно. Гораздо приятнее выкинуть это все из головы и оттачивать владение технологиями, в надежде что «заметят» профессионала. Необходимость общения не зависит от размера компании и наличия компании.

    Лично моя позиция заключается в том, что понятие карьеры из цепочки должностей как лестницы к лучшей жизни — это обман доверчивых граждан. Правильнее (имхо) переходить к существенно более сложным проектам, завершая предыдущие. Увеличение масштаба задач несовместимо с отсиживанием в тепленьком местечке и очень бытро выносит за рамки языка программирования и технологий программирования.
  • 0
    Спасибо, статья понравилась.

    -Вам нужно научиться вести себя с ними, так чтобы не раздражать, а в идеале нравиться и быть уважаемым.

    Теперь ждем статью как сварливому программисту перестать раздражать других.
    Или как поддержать беседу для хакеровчайников.
  • 0
    Вы зря разделяете управление людьми и управления проектами. Нельзя управлять проектом и не управлять людьми.
    • 0
      В точку. Только в современном мире от менеджера проекта требуют обычно красивую диаграмму Ганта да «стрессоустойчивость».
  • 0
    в большинстве случаев: успешная карьера — положенная на плаху ее же личная жизнь

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.