Пользователь
13,6
рейтинг
26 сентября 2013 в 02:04

Дизайн → Проектировщик интерфейсов: кто именно нужен компаниям

В последние несколько лет проектирование интерфейсов начало приобретать немалую популярность. Отечественные компании, чей бизнес так или иначе связан с компьютерами и интернетом стали понимать, что просто «дизайна» в том понимании, в каком он употребляется у нас уже недостаточно, нужно не только красиво, но и удобно. В результате мы видим немалое количество вакансий с такими словами в описании, как UX, UI, UCD, usability и всё в таком духе.

Мне время от времени приходилось мониторить рынок труда в этой сфере. Сначала чтобы понять какие компетенции востребованы и чему стоит учиться. Потом я искал работу проектировщиком, а теперь помогаю искать ещё одного-двух к нам в отдел.
У меня сложилось некоторое понимание, кто же такой проектировщик интерфейсов и чего ждут компании от среднестатистического специалиста, и вот возникла идея провести небольшое исследование, чтобы количественно отобразить свои наблюдения, а заодно и поделиться с вами.

Статья может быть интересна в первую очередь тем, кто только начинает осваивать проектирование интерфейсов и веб-дизайн, чтобы понять чему нужно учиться, дабы соответствовать ожиданиям работодателя. Более опытным коллегам может быть интересно чего сейчас требует рынок и какие скиллы следует подкачать, чтобы оставаться на волне. Работодателям статья, возможно, поможет определиться и более четко сформулировать, кого же в действительности они хотят нанять.

Цель исследования

В ходе анализа я хотел понять:
  • востребованность проектировщиков интерфейсов на рынке труда;
  • какой уровень зарплаты на данный момент актуален;
  • компании какого типа больше всего нуждаются в проектировщиках;
  • какие обязанности обычно входят в должность;
  • какой опыт и какие знания необходимы специалисту;
  • какие условия труда предлагают кандидатам и какими плюшками их заманивают.

Источники данных

Для анализа были взяты вакансии с сайта hh.ru, т.к. именно его я чаще всего просматривал. Сначала я собирался проанализировать 100 резюме, но просмотрев 30, понял, что данные уже часто повторяются и решил остановиться на 40.
Подобное исследование я делаю впервые и совсем не претендую на объективность и полноту, но надеюсь, что общее положение дел мне всё-таки удалось показать.

Вакансии для исследования

Я обращал внимание на такие заголовки:
  • ux/ui-designer;
  • проектировщик интерфейсов;
  • юзабилити-специалист ;
  • дизайнер-проектировщик;
а так же производные от перечисленных названий и различные их сочетания.
В рамках этой статьи всех специалистов для простоты я буду называть проектировщики.
Так же стоит отметить, что вся статистика сформирована исключительно на основе описаний вакансий, многие вещи работодатели подразумевают, но явно не указывают, поэтому значение каких-то составляющих может быть занижено.

Востребованность профессии

Поиск по словосочетанию «проектировщик интерфейсов» выдал мне 120 вакансий в России, из них я и выбрал первые 40. Среди них было много повторяющихся в разных городах, поэтому реальная цифра будет меньше.
Для сравнения, поиск по запросу «web-дизайнер» выдал мне 1027 результатов.

В перечисленных городах многие вакансии так же повторяются, поэтому я решил привести относительные показатели, а не конкретные цифры.
image
Распределение вакансий по городам России

Здесь никаких сюрпризов. С очень большим отрывом лидируют Москва и Санкт-Петербург. В регионах проектировщики нужны, но крайне редко. Причина на мой взгляд в том, что такие специалисты нужны в основном в продуктовые команды, разрабатывающие веб-сервисы, приложения, десктопные программы (подробнее об этом ниже). А эти команды сосредоточены в основном в Москве и Питере, отсюда и такая статистика.
Кстати, в региональных веб-студиях тоже есть проектировщики, но, насколько мне известно, это единичные случаи.

Уровень зарплаты

Зарплата у проектировщиков интерфейсов и ux-дизайнеров сравнима с другими специалистами it-отрасли, например програмистами, и конечно эти цифры больше отражают состояние зарплат в столице. Поэтому настоящий специалист в этой сфере уж точно не пропадет, по крайней мере если будет жить и работать в Москве.
image
Уровень зарплаты проектировщика интерфейсов

Сферы деятельности

Я попытался понять, в каких сферах деятельности больше всего востребованы проектировщики.
Продуктовые компании — это компании, чей основной бизнес и есть интернет-проект (продукт). Я не стал делить их на подкатегории, т.к. уж очень разнообразные сферы встречались. Исключение составили игры, поскольку это отдельная своеобразная индустрия, а так же медицина, где попадались как интернет-проекты медицинской тематики, так и программное обеспечение для медицинских приборов.
Приятно в ряду компаний видеть банки, работающие над улучшением сайтов, интернет-банкинга и мобильных приложений. Так же видно, что интернет-магазины всё больше начинают заботиться о состоянии интерфейсов своих сайтов.
image
Распределение вакансий по сферам деятельности

Типы платформ

В целом, эта статистика отражает общее состояние и тренды в развитии различных платформ и типов устройств.
Лидируют, как и ожидалось, сайты и веб-приложения. На пятки вебу наступают мобильные приложения и возможно начинающим проектировщикам уже сейчас стоит уделять больше внимания мобильным приложениям, а старичкам начинать посматривать в эту сторону, чтобы в будущем не остаться без куска хлеба.
Так же стоит отметить потребность в проектировщиках под специфические типы интерфейсов, такие как терминалы, автомобильные навигационные системы, интерактивное телевидение. Вот интересно, сколько в России людей с адекватным опытом в подобных проектах?
image
Распределение вакансий по типам платформ

Требования к кандидатам

Я не стал помещать сюда требования по опыту, поскольку оно присутствует почти в 100% вакансий. В большинстве случаев работодатель ориентируется на опыт работы в 2-3 года по профилю деятельности. Работников с небольшим или отсутствующим опытом приглашали всего на две вакансии.
Наличие портфолио так же интересует большинство работодателей. В отклике на вакансию просят предоставить от 3 до 10 примеров лучших работ. Многие работодатели говорят о необходимости выполнить тестовое задание, а в паре вакансий оно даже было описано.

Итак, из сорока вакансий большинство содержало следующие требования:
image
Требования к проектировщикам, описанные в большинстве вакансий

Как мы видим, фотошоп продолжает оставаться программой №1 для всего, что имеет отношение к визуализации. Из программ прототипирования чаще всего упоминают Axure, но в большинстве случаев это не жесткое требование и у вас есть право предложить замену. Я например, использую Fireworks, который у меня работает за обе вышеупомянутые программы.
Среди популярных требований находятся и те, которые сопутствуют основной работе проектировщика: знание методологий проектирования, умение общаться с людьми и “понимание юзабилити”.
Нередко встречается необходимость знать английский. В основном, это требование представительств международных компаний, либо работающих с иностранными заказчиками. А вообще, специфика нашей работы такова, что английский хотя бы на уровне чтения спец. литературы знать нужно.
Интересно также, что художественное образование оказалось предпочтительнее технического. По крайней мере, среди тех, кто это явно указал.

Обязанности

Теперь посмотрим, чем же предстоит заниматься проектировщику интерфейсов.
Понятное дело, проектированием интерфейсов, об этом прямо заявило большинство работодателей. Я не хочу тут поднимать рассуждение должен ли проектировщик уметь рисовать финальный дизайн, но вторая строчка диаграммы даёт нам ответ на этот вопрос. 27 работодателей из 40 хотят, чтобы проектировщик делал не только прототипы, wirefrmes, sketches и т.п., но и прорисовывал их окончательный вид. Причем, помимо дизайна интерфейсов и продумывания UX, проектировщик иногда должен уметь рисовать промо-страницы, баннеры, листовки, иконки и даже иллюстрации. Тем не менее, во многих компаниях проектировщик работает в паре с графическим дизайнером.
image
Основные обязанности проектировщика интерфейсов

Дополнительные требования

Несмотря на то, что не всегда проектировщик интерфейсов должен заниматься графическим дизайном, мы видим, что иметь художественный вкус ему очень не помешает.
Я например, не раз встречал практику, когда в штате есть только проектировщик, а графического дизайнера нанимают временно на проект, чтобы он отрисовал основные страницы и элементы, а проектировщик на их основе уже делал финальные макеты остальных страниц. Тут как раз и пригождается художественный вкус и знание фотошопа.
Так же немалым плюсом будет опыт верстки или хотя бы понимание, как устроены веб-страницы, какие у них есть возможности и ограничения.
Два последних требования тоже касаются технологий и оба относятся к вакансиям игровой индустрии.
image
Дополнительные требования к проектировщику

Условия работы и разные заманухи

Уж не знаю, насколько определяющими в принятии предложения о работе являются теннисные столы, чаи, плюшки и молодой, сплоченный коллектив, но обо всём этом в it традиционно говорят очень многие. Отрадно, что часто пишут про “белое” трудоустройство и хорошую мед. страховку. Интересно, как дело обстоит на практике?
Зная нелюбовь it-шников рано просыпаться, многие готовы сдвигать рабочий день на час-три вперед.
Кто-то готов возить сотрудников на профильные конференции и раздавать книги, кто-то оплачивать спорт зал и обучать английскому, некоторые заманивают сотрудников макбуками, офисом класса «А» и бесплатным питанием.
image
Условия труда для проектировщика

Выводы

Проанализировав 40 вакансий, я заметил некоторую закономерность, разграничивающую вакансии по должностным обязаностям, требованиям и опыту. Рынку нужно два типа людей:
1. Проектировщик с навыками графического дизайна
Он знает наизусть Купера, Раскина и Нильсена, умеет вытягивать из людей информацию и превращает её в продукт, которым удобно пользоваться, что сможет подтвердить, проведя юзабилити-тестирование. Виртуозно владеет Axure и ему подобными, но и готов в фотошопе нарисовать макет на основе гайдов и готовых элементов.

2. Графический дизайнер с навыками проектирования
Для него каждый пиксель имеет значение. Он знает наизусть Ководство и советы Горбунова, тусует на Dribbble и Behance. Он рисует отличные кнопки и формочки, знает как сделать легкий и информационный дизайн, но в то же время понимает что значит удобно, а что нет и может предложить элегантное решение для интерфейсной проблемы.

А вообще, на мой взгляд, проектировщика или UX/UI дизайнера хорошо описывает фраза, найденная в одной из просмотренных мной вакансий: «разыскиваем крутого логика с художественным вкусом».

А чем у вас занимается проектировщик интерфейсов и кого вы ищете на эту должность?
Павел Оларь @Polar
карма
23,0
рейтинг 13,6
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Дизайн

Комментарии (31)

  • 0
    Странно, что Photoshop требуют. Обычно UI в векторе рисуют. Не помню когда последний мне присылали PSD-файлы. А когда присылали раньше, это практически всегда выливалось в кучу ненужных взаимодействий с приславишим — размер поменять, подвинуть и т.д.
    • +3
      Лет 10 в Photoshop рисую интерфейсы. Есть же аля вектор там. Тяни сколько хочешь.
      • 0
        Понятно. Век живи век учись. Никогда такого в фотошопе не присылали. Обычно только кучу растровых слоев.
        • 0
          Я рисую в иллюстраторе, но перед отправкой часто «тюнингую» в фотошопе, добавив формочек-картинок. А так да, это не первая необходимость, но и не знать, работая с графикой, стыдно.
          • +1
            Эт да, стыдно, я согласен. Но я ожидал увидеть на той диаграмме в первой строке не Photoshop, а Fireworks.
            • +2
              Я бы тоже с радостью ожидал его увидеть, но реалии таковы. Проблема Fireworks ещё и в том, что Adobe этой весной отказалась от его дальнейшего развития. Но, смотря на альтернативы, я думаю, что его текущих возможностей ещё долго будет хватать с головой. Пока конкуренты выйдут на достойный уровень.
              • +1
                Это была очень печальная новость. И удивительная. Такой продукт замечательный закрыли. Зачем? Почему? Кто виноват и что делать?
                • 0
                  Официально вроде сообщалось, что в других продуктах есть вся функциональность FW, поэтому нет необходимости дублировать. Отчасти он похож на InDesign и многие команды проектирования используют его, но все же InDesign изначально рассчитан на верстку печатных изданий.
                  • 0
                    Будем надеяться, что другие компании используют момент и выпустят достойную замену. В таких ситуациях начинаешь очень хорошо понимать все преимущества OpenSources-решений.
              • +2
                Вот чесалось Адобу в одном месте его покупать чтобы потом закрыть продукт. Гады…
    • 0
      В мобильном дизайне только Photoshop, реже Sketch.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Вакансия на hh — хорошо, но в половине собеседований вживую признавались, что им хотелось бы иметь универсала. Ходи спрашивай, проектируй, потом фотошоп, частичное участие в вёрстке и ОТК.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +2
        Как говорил мой начальник: так и делать ты будешь что-то одно в один момент времени.
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Один универсал всегда лучше двух отдельных людей. И с точки зрения оплаты труда и с точки зрения получения конечного результата. Специализация в ИТ не панацея по увеличению эффективности труда, как на заводах, а ровно наоборот — неизбежное зло, т.к. технологии слишком сложные и осваивать их долго.
      Это с позиции менеджмента, который понимает в разработке.

      Да, дизайнеру кодить это уже слишком. Но вот совмещение с версткой сплошь и рядом. Это приводит к тому, что он начинает выдавать реальные макеты, а не то, на что потом разработчик убьет пол года, к.к. дизайнер не подумал о презренных технологиях в тот момент, когда это делал.
      • +1
        Один универсал всегда лучше двух отдельных людей.

        Это может быть так, если проекты и задачи не сложные. Есть же предел восприятия информации, дизайнер не сможет быть постоянно в курсе новых технологий, как и верстальщик в случае с дизайном.
        Развитие индустрии чаще всего влечет за собой углубление специализации и разделение труда. Сравните, например, со строительством — на этапе создания проекта есть архитектор, проектировщик, и даже художник-конструктор. А на этапе реализации проекта уже другие спецы.
      • 0
        С позиции менеджмента, который понимает в разработке, должно быть очевидно, что два отдельных человека ускоряют процесс и диверсифицируют риски, но стоимость продукта увеличивается.
        Использование одного универсала дешевле, чем двух узких спецов, но давайте тогда справедливо сравнивать стоимость двух универсалов и двух спецов, а потом еще и качество продукта сравним.

        По опыту, при разделении труда получается хороший процесс, если всегда есть новые и сложные проекты. Для одного проекта всегда хватит универсала.
  • 0
    Ну это логично. Во-первых, по-настоящему крутых ux-спецов, которые понимают причины поведения пользователей, а не просто следуют правилу 7+-2, в нашей стране можно по пальцам пересчитать.
    А, во-вторых, дорого держдать в команде axure-джедая, когда его может от части заменить дизайнер-универсал с мозгами.

    Если продукт выходит на действительно массовый рынок — там да, нужна команда проектировщиков. Но пока он локален, вполне хватит и думающего рисовальщика.
  • 0
    Печально, что нужен фотошоп, а умением пользоваться карандашом и доской никто не интересуется.
    • 0
      или логикой, например. или здравым смыслом. зато «художественный вкус»:-)
  • 0
    Спасибо за статью. А я сейчас, как раз активно ищу работу проектировщиком, но не в Москве а Штатах (Бостон) и столкнулся с другой сложностью — подавляющее большинство вакансий требуют не только «логики и рисования» но и программирования (Javascript, PHP и т.д.). Т.е. компании хотят, еще большей универсальности, чтобы интерфейс был не только спроектирован, оформлен, но и внедрён.
    Практически все компании требуют серьезного понимания методологии проектирования и владения специализированным ПО (Visio, Balsamic, Axure...), фотошоп отдельно почти не упоминают, часто пишут Adobe Creative Suite в комплексе.
    Абсолютное большинство требует высшего образования в сфере связанной данной тематикой (у них тут вообще к образованию гораздо серьезнее относятся).
    Минимальный опыт — около 5 лет.
    Очень востребованы специалисты работающие с мобильными платформами.
    В общем, мне почти не попадаются вакансии с не большими, не жесткими требованиями — все хотят продвинутых опытных (ведущих) специалистов.
    Уровень заявляемых зарплат в данной области (в районе Бостона) начинаетcя от 70000$/год, средняя около 90000$/год, верхняя планка доходит до 160000$ (отсюда откусят 10-20% налог).
    В соседнем штате РодАйленде (100 км от Бостона) UX/UI-Дизайнеры практически не нужны.
    Конкуренция судя по всему весьма высокая.
  • 0
    В нашей группе сейчас 6 UX дизайнеров. Ни рисовать, ни программировать никто из них не умеет, но этого и не требуется. За визуалы отвечаю я (GUI дизайнер), программируют инженеры. UX дизайнеры работают только с программами прототипирования и украшают свои прототипы ровно настолько, насколько позволяют эти программмы. Никаких Адоби.
    • +1
      А покажете что в итоге получается?
      • 0
        Мы делаем приложения не для широкой продажи, а для узких групп специалистов. Маркетинг узко сфокусирован, выкладывать скиншоты и т.п. в интернет у компании нет необходимости (по крайней мере, пока). Соответственно, по корпоративным правилам, я должен спрашивать разрешения начальства на публикацию любых материалов. Сейчас не хочется поднимать этот вопрос, может быть — в следующем году…
        • 0
          Время пришло!
          • 0
            Хорошо, я буду помнить, что есть интересующиеся :)
            • 0
              Все еще интересуемся =)
              • 0
                По-прежнему проблема в том, что на скриншоты попадают данные не для широкой публики. На мокапах данные не реальные, а симуляция, но нет уверенности, что можно показывать саму структуру данных. В течение лета попробую подсобрать материалы из тех, что попроще…
              • 0
                Увы, процесс пошел хуже, чем я предполагал. На заданный начальству вопрос о размещении скриншотов и видео в интернете получен такой ответ:

                «Это действительно не простой вопрос, поскольку для этого мы должны были бы обращаться в отдел корпоративных коммуникаций для получения правового визирования.
                Поэтому мой совет — НЕ публиковать никаких скриншотов или видео никакого из наших интерфейсов.»

                По общему тону письма я понял, что этот совет накрывает даже мои мокапы.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.