Пользователь
0,0
рейтинг
7 октября 2013 в 23:19

Разработка → Геолокация – как на нас зарабатывают

Хотим мы этого или нет, но сбор информации о наших перемещениях приобретает промышленные масштабы. Гаджеты стали нашими незаменимыми спутниками, а одновременно, и маячками, пишущими нестираемую истории всех наших передвижений.

Стоит сразу отметить, что речь идет не только о смартфонах или планшетах, но также и простых сотовых телефонах. Ведь для определения текущей локации достаточно их сигнала.

Так как же используется данная информация? Если отбросить разговоры о всемирном заговоре и тотальной слежке, то самым распространенным является предоставление геотаргетированной рекламы. Т.е. рекламы, которая доставляется в нужное время и в нужное место. Например, зная, где вы сейчас находитесь, можно отправить рекламное сообщение: “Только сегодня и только для вас, три суши по цене двух!”, и указать суши-бар, который находится как раз на пути вашего следования.

Еще более ценной представляется не чистая информация о том, кто и где находится, а статистический анализ данной информации за определенное время. Например, рекламу суши можно сделать еще более эффективной, если отправлять ее только тем, кто целый день провел в дороге (это легко понять по истории перемещений). Эти люди с большой долей вероятности голодны. Анализ можно усложнять сколь угодно, выявляя шаблоны поведения. Возвращаясь к предыдущему примеру, чтобы сделать рекламу суши убийственно эффективной, можно еще больше сузить целевую аудиторию, оставив только тех, кто любит суши (это легко понять по истории перемещений и посещаемых заведений за последнее время).

Системы, способные распространять такую эффективную рекламу, существуют еще пока в зачаточном виде, но уже существуют.


Повышает стоимость геоинформации и ее анализ совместно с другими данными. Например, Google имеет возможности перекрестного анализа семантики поисковых запросов пользователей и их локации. Для тех, кто не знает, самая популярная в мире мобильная платформа Android принадлежит Google.

Еще один способ монетизации геоинформации – управление поведением пользователей. Очевидно, что в данном случае провайдер информации может получить максимальное вознаграждение от поставщика непосредственно товара или услуги. Как это работает, я проиллюстрирую на простом примере автомобильных навигаторов. В эпоху «до умных навигаторов», знающих о текущей дорожной обстановке (пробки, ремонтные работы и т.д.), люди колесили по дорогам, в основном, привычными изъезженными путями. Теперь же доля тех, кто едет туда, куда ведет навигатор, неуклонно растет. И действительно, это удобно. Но едете вы, зачастую, неизвестным маршрутом. А на этом маршруте есть множество различных заведений, в том числе и суши-бары. Дальше, думаю, все понятно.

Мировой рынок информации о геоположении пользователей в настоящее время оценивается в $10 миллиардов и является одним из самых быстрорастущих. Основной спрос формируется в сегментах рекламы и ритэйла.


Кто осуществляет сбор геоинформации?


Естественным образом, главным игроком на рынке сбора геоинформации являются сотовые операторы. Они имеют огромные преимущества перед другими, а именно:
— большой охват аудитории,
— отсутствие необходимости во внедрении каких-либо серьезных технологических новшеств для сбора геоинформации, так как эта информация уже собирается (иначе бы связь просто не работала),
— невозможность пользователей по своему желанию ограничить использование информации о своем местоположении.

Далее в рейтинге влиятельных игроков на рынке сбора геоинформации можно разместить производителей мобильных платформ, предоставляющих встроенные сервисы геолокации (в этот список попадают все известные мне современные платформы). Однако, недавний скандал вокруг Apple сильно сузил их возможности. Теперь пользователи устройств могут включать и отключать функции геолокации на своем устройстве по своему усмотрению.


И замыкают тройку лидеров разнообразные геолокационные сервисы типа Foursquare, автомобильных навигаторов, мобильных сервисов знакомств и т.д.

Список тех, кто имеет возможность сбора геоинформации, этой тройкой, конечно же, не ограничивается (есть еще, например, WiFi-сети), но их возможности, скорее всего, будут встроены в экосистемы крупных игроков.


Защита частной жизни


Это – самый щепетильный вопрос.

С одной стороны, по закону, все данные о перемещениях пользователей, которые собираются и обрабатываются, должны быть обезличены. Но как это проконтролировать?

С другой стороны, информация не просто собирается, а обрабатывается и анализируется. В процессе анализа выявляются такие интересные закономерности, о которых люди до сих пор не имели ни малейшего понятия. Встает вопрос о том, что является этичным, а что нет?

С третьей стороны, конечно же, любая компания, осуществляющая сбор любой информации о пользователях, будет пытаться сделать это наиболее корректно, поскольку есть такое понятие как репутационные издержки, которые могут оказаться очень высоки.


На нас зарабатывают, а что мы получим взамен?


На мой взгляд, гораздо больше.

В скором времени реклама станет угадывать наши потребности с абсолютной точностью, и мы начнем ее воспринимать не как отвлекающую и назойливую, а как полезную и даже необходимую. Я полагаю, что скоро произойдет качественный переход рекламы в новое состояние.

Мобильное устройство станет незаменимым личным помощником и секретарем. Дополненная реальность расширит наше сознание и наполнит жизнь новыми красками (этой теме я планирую посвятить отдельную статью).

Уже сейчас активно ведутся разработки сервисов безопасности, основанных на геолокации пользователей и принципах взаимопомощи, которые повысят безопасность человека и общества удивительным образом. В экстренной ситуации человек сможет, нажав тревожную кнопку в смартфоне (или на отдельном брелоке), мгновенно привлечь внимание окружающих и получить быструю помощь от специальных служб.

Еще пример – поиск свидетелей ДТП. Каждый желающий сможет запросто отправить сообщение с просьбой откликнуться тех, кто был во время ДТП поблизости. А можно эту возможность экстраполировать со случая «здесь и сейчас» на случай «в любое время и в любом месте».

Уже совсем скоро в Германии летающие дроны будут использоваться для экстренной доставки реанимационного оборудования. Аппарат сможет доставлять дефибриллятор к человеку, у которого остановилось сердце, максимум за 10 минут с момента получения вызова. Это в перспективе сможет спасать миллионы человеческих жизней ежегодно.

В настоящее время разрабатывается множество локационных сервисов призванных улучшить нашу жизнь. Сделать ее более интересной, комфортной, безопасной. А что из этого выйдет, поживем – увидим.
Пользуетесь ли вы геолокационными сервисами?
51%
(520)
Пользуюсь
18%
(186)
Пользуюсь смартфоном/планшетом, но не пользуюсь геолокацией
25%
(255)
Специально отключил геолокацию на своем смартфоне/планшете
6%
(60)
Специально не пользуюсь ни смартфонами ни планшетами, чтобы за мной не следили

Проголосовал 1021 человек. Воздержалось 156 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

@Albrt
карма
25,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (34)

  • 0
    Да, геолокационные сервисы — палка на двух концах, но я думаю в цивилизованном государстве это будет удобно, уже сейчас есть Google Now, а у Apple телефоны подсказывают время в пути (он предполагает когда вы поедите домой с работы), так что это скорее благо, чем зло, но конечно, должен быть рубильник который позволит всё это отключить.
    • 0
      Отключить то можно, но придется пожертвовать частью функционала.
      • 0
        гм, я имел ввиду отключить именно эту функцию т.е геотаргетирование
      • 0
        Если кто-то решил отключить часть функций — значит эти функции ему просто не нужны. В чем жертва?
        • 0
          Мне нужно знание местоположения время от времени, но я хочу, что б данные сливались куда-то об этом. Приходится время от времени включать GPS, а его запуск занимает время.
  • +12
    Буквально месяц назад пришла реклама с номера PROMO: Приглашаем вас в фитнесс центр… адрес:… телефон:… Мы находимся рядом!
    И реально этот адрес находится с тем адресом, где я проживаю. Позвонил по телефону, попросил отключить рассылку и спросил откуда данные (соответствия номера мою телефона и адреса), сказали что данные от Мегафон. Мой тикет в мегафон до сих пор открыт…
    • 0
      Это в Москве было?
      • 0
        Да.
    • +2
      Это официальная услуга Мегфона и мегалабса. :(
      2.2 рубля за 1 смс. Вот прайс ru.scribd.com/doc/174554435/
      • +1
        Написал в Роскомнадзор, прислали ответ, что указнные данные не являются персональными.
  • +2
    А чего вот гугл закрыл свой локатор? Такой прекрасный сервис был.
    • +3
      Пессимист в моей голове говорит, что гугл не всегда действует, чтобы тебе было удобно. Иногда он делает, чтобы было удобно гуглу. Раньше данные собирались непрерывно и ты мог ими удобно пользоваться. Теперь данные всё также собираются непрерывно, но этим пользуется только гугл — для заманивания в Google+ и для доставки тебе рекламы.
    • +2
      Локатор закрыли, но положение друзей можно смотреть в Google+ с телефона, а историю своих перемещений по адресу maps.google.com/locationhistory
      Так что, по большому счету, ничего не изменилось
      • +1
        Да, о том, что они закрывают сервис, но не закрывают технологию они писали в пресс-релизе. Но теперь это сложно использовать. Раньше в гугл картах была кнопка: локатор. И я сразу видел своих друзей на карте, очень удобно. А сейчас где? Это как-то через Г+ делается?
        • 0
          Сам часто пользовался часто в браузере локатором.
          Теперь, похоже, это можно делать только на телефоне в приложении Google+, а вот почему не оставили ни одного варианта, как посмотреть друзей на карте из браузера необъяснимо.
          • 0
            есть в Г+ ссылка едва видная на странице — Сейчас здесь
  • +4
    Нет ответа: «а у меня нет смартфона/планшета». Особенно не нужен — вот и не покупаю. Ноутбук, например, есть, даже если он не насущная необходимость (правда, подешевле подыскал, именно потому, что не насущный). Читалка — вещь очень нужная в транспорте. А в смартфоне большой выгоды не вижу, основные мои сценарии работы — кроме разве что навигации — покрываются читалкой, мобильником, фотоаппаратом и ноутбуком. Первые два при мне всегда.

    К тому же мои кривые лапы понимают только очень хорошие сенсорные экраны.
    • –1
      Гугл знает о вас по подключениям к Wifi сетям.
      • +2
        У меня, например, ни в читалке ни в телефоне нет ни вайфая ни гугла ;)
      • 0
        Чтобы он знал, кто-то должен передавать гуглу как минимум MAC-адрес WiFi. Браузер (не Хром)?
        • 0
          Для получения доступа к данным об устройстве (чтобы идентифицировать пользователя) поисковики делают собственные браузеры. Получить какие-либо данные через сторонний браузер либо проблематично, либо невозможно.
  • +2
    Мне нравятся геолокационные сервисы. Проблема рекламы решается AdBlock'ом. Правительственной слежки со стороны США мне пока бояться незачем. Других проблем я не вижу.
    • +5
      Вопреки расхожему мнению, слежкой занимается не только правительство США :)
    • +1
      Когда (или если) слежки надо будет бояться — прятаться будет уже поздно :)
      Правда, я и сам живу пока, как «неуловимый Джо» (в смысле считаю, что нафиг никому не нужен)
  • +7
    В скором времени реклама станет угадывать наши потребности с абсолютной точностью, и мы начнем ее воспринимать не как отвлекающую и назойливую, а как полезную и даже необходимую.


    Увы, не думаю.
    Задача рекламы — не рассказать тебе то, что интересно, а заинтересовать в том, чего ты еще не слышал, заставить купить, потратить деньги.
  • +1
    Возникает проблема слепого доверия внешнему небесполезному источнику информации, хорошо раскрытая в нескольких фантастических произведениях.

    Два простых примера:


    Более сложный пример:

  • 0
    В скором времени реклама станет угадывать наши потребности с абсолютной точностью, и мы начнем ее воспринимать не как отвлекающую и назойливую, а как полезную и даже необходимую. Я полагаю, что скоро произойдет качественный переход рекламы в новое состояние.

    Да-да. Я каждый день проезжаю мимо десятков (если не сотен) магазинов, ресторанов, спорт-клубов и т.д. А теперь представьте, что с каждого магазина и т.д. приходит рекламное смс. В таком случае, моим первым действием будет поставить блокировщик сообщений и настроить его, чтобы смс и другие сообщения принимались только от номеров в контакт-листе.
    Если в идеале, то стоит сделать отдельный сервис по рассылке рекламы для тех потребителей, кому он нужен. Кто хочет получать информацию о суши-барах, пусть подписывается на соответствующую рассылку. Рассылать спам всем — только раздражать людей.
    • 0
      Суть в том и заключается, что реклама будет значительно эффективнее за счет угадывания потребностей. Т.е. те, кому суши не нужны, таких сообщений и не получат.
      • 0
        Как рекламодатель узнает, нужна ли мне в конкретный момент реклама суши? Я могу проезжать мимо ресторана на работу/с работы/по рабочим вопросам/по каким-то другим делам, не имея никакого желания туда зайти. Если в такие моменты мне будут приходить сообщения «Посетите наш ресторан», то это меня будет только раздражать, даже если я в принципе люблю суши.
        • 0
          Видимо, так:
          рекламу суши можно сделать еще более эффективной, если отправлять ее только тем, кто целый день провел в дороге (это легко понять по истории перемещений). Эти люди с большой долей вероятности голодны.

          Однако, ваше раздражение всё равно будет оправдано, так как такой сервис движется в сторону вы–все–как–дети–вам–всегда–надо–напоминать–что–когда–и–где–кушать (и не только кушать, совсем недавно была здесь статья, после прочтения которой возникло ощущение что людей держат за скот постоянно напоминая что им надо делать). Вот правда, совсем не хочется такой опеки.
          • 0
            Нет, дело не совсем в том. Просто я считаю, что невозможно узнать, чего хочет человек, пока тот сам об этом не заявит. Даже если я провел целый день в дороге, это не значит, что у меня будет время (или желание) зайти в ресторан. Очень много нюансов, которые придется учитывать и не все из них учесть реально.
            Скорее всего, такая система рекламы (с учетом геолокации) будет. Но я сомневаюсь, что будут делать очень сложную систему по отбору предпочтений потребителя. Рекламодателям надо донести информацию о себе как можно большему числу людей, а рекламщикам — получить как можно больше денег от показа рекламы. В итоге, мы получим тонны спама и будем вешать на смартфоны блокировщики рекламы, вроде адблока в браузере.
  • 0
    На правах IMHO:
    не только проблема доверия (это о посте Mithgolа). При всём том, что развитие технологий – это несомненное благо для человечества при правильном применении, их развитие явно опережает развитие общей (средней) культуры человечества. Впрочем, это не есть что–то совсем плохое, и уж точно не то ради чего технологии стоит прекратит развивать, это лишь говорит о том что сейчас есть дисбаланс между тем что технологии могут, и для чего они реально используются (или будут использоваться, когда станут доступны). И это проблема образования и воспитания – их развития явно отстаёт. Отсюда и настороженность к тому что все мои перемещения, де–юре анонимные, где–то там будут храниться и кому–то доступны. Также, строчки
    Дополненная реальность расширит наше сознание и наполнит жизнь новыми красками

    мне неизменно отсылают к «Хищные вежи века» Стругацких и, как подтверждение, к некоторым видеороликам в статье на Хабре.
  • +1
    Господи, как мне осточертели уже эти благие намерения тех, кто о нас заботится. Если ты захочешь дать мне немного счастья — отдай его им. Оно им нужнее.
  • 0
    Вот оно, то светлое будущее, когда лихорадочный поиск туалета и его отсутствие, с лучами доброты покажет рекламу ближайшего магазина с памперсами.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.