Цикл зрелости технологии (Hype cycle) Gartner — при внедрении новой системы на предприятии

    image
    В 1995 году исследовательская компания Gartner предложила hype cycle — кривую зрелости технологии, графически представляющую стадии, через которые проходит технологическое новшество в ходе своего становления.

    Данный феномен наблюдается при появлении любой новой техники, будь то появление планшетов на рынке или внедрение новой CRM системы на предприятии.

    Про то как эта кривая работает в части электроники, написано много статей.

    А вот как она работает в ходе внедрение новой системы в организации?

    Давайте посмотрим…

    Как можно видеть, кривая состоит из пяти фаз:

    1. «Запуск технологии» — первая фаза цикла: технологический прорыв, запуск проекта внедрения, который обещает желанные цели и решение многих проблем (хорошо если не всех)
    2. «Пик завышенных ожиданий» — общественный ажиотаж приводит к чрезмерному энтузиазму и нереалистичным ожиданиям. Успешное применение технологии возможно, но обычно неудач больше, чем успехов.
    3. «Нижняя точка разочарования» — технология не в состоянии соответствовать ожиданиям и быстро гасит энтузиазм. Начинают появляться разные «уважительные» причины, которые препятствуют ходу проекта.
    4. «Склон просвещения» — тут начинаются встречи, пересмотры некоторых идей или задач, корректировки хода проекта, иногда многие задачи, которые казались важными и нужными в начале, тут отметаются, но появляются смежные задачи, которые обнаруживаются в ходе проекта и решение которых дает больше преимущества для организации.
    5. «Плато производительности» — преимущества технологии становятся очевидными и признаются всеми. Технология стабильна и эволюционирует во второе и третье поколение. Окончательная высота плато зависит от того, насколько широко технология применяется.

    Эта кривая может также и погубить проект. Если в самом начале проекта, людям дали слишком высокую планку ожиданий, то после п.2, падение может быть такой силы, что становится не совместимым с жизнью для этого проекта.

    Также в районе п.4 существует еще одна засада, которая называется «Проверка на прочность» (описание этой стадии см в книге Монстр перемен), ее суть в том что ситуация может выглядеть как «все проблемы позади и у нас все получилось», но это самая опасная ситуация, если мы смотрим только глазами и слушаем ушами. Тут важно подключить статистику. Взять какой то ключевой показатель для новой технологии и мониторить его. В начале там будет полная аритмия и он будет скакать как кардиограмма больного сердца, затем он либо упадет и это будет сигналом падения проекта, либо стабилизируется и пойдет на улучшение.

    Если мы внедряем CRM систему, то это может быть количество открытых сделок с разрезом по маркетинговым каналам или воронка продаж. Если мы внедряем системы управления производством или услугами, то это может быть объем произведенных операций и/или доля операций выполненных в срок. Если мы создаем базы знаний, то это может быть посещаемость базы знаний (читаемость) и/или количество новых материалов (наполняемость). Важно не оставлять новую технологию без мониторинга, т.к. очень велика вероятность остановки сердца и вроде бы успешно закрытый проект, в реальности не дает результатов в организации.
    • +11
    • 17,7k
    • 4
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 4
    • +2
      В точном переводе — «цикл шумихи». Потому что сначала именно что шумиха, а потом — реальное использование.
      • +1
        Если мы говорим о железках и СМИ — то да.
        Но когда технология внедряется в организации, там нет железок о которых можно шуметь и СМИ.

        Там есть раздутые ожидания и затем их обман.
        Как в таком случае дать точный перевод? :)
        При этом сам термин подходит. И «цикл зрелости» — тоже подходит, хоть и не буквальный перевод.
        А вот «цикл шумихи» — подходит слабо, особенно для малых организаций.
        В крупных организациях как правило да, шумиха может быть вокруг новой CRM.
        Но суть все равно в другом… в ожиданиях и их обмане.
      • 0
        Уж очень график похож на обычную функцию мотивации.
        Почитали бы «Водопадную теорию мотивации и интеллекта» глава про функцию мотивации и ее уравнение — сэкономили бы время =)

        Картинка из нее:
        image
        • +1
          Коллеги, здравствуйте,

          На самом деле данная кривая и ее разные варианты взяты из классической теории управления.

          image

          1) Степень затухания — показывает, насколько сильно затухают колебания.
          2) Перерегулирование — показывает, насколько сильно регулируемая величина в процессе регулирования отклоняется от установившегося значения.
          3) Статическая ошибка (e) — показывает, на сколько отличается задание и установившееся в результате регулирования значение
          4) Время регулирования (tр) — время, через которое отклонение регулируемого параметра от установившегося значения не превышает 5%.

          image

          Соответственно любой процесс или даже свойство всей системы (отдела, компании, отрасли) можно рассматривать как объект управления с управляющими воздействиями, планируемым значением (уровень продаж, степень мотивации), отклонениями и возмущающими воздействиями (вывод нового продукта конкурентами, увольнение сотрудника).

          Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.