Проектировщик интерфейсов
0,0
рейтинг
29 октября 2013 в 22:05

Дизайн → Юзабилити фудкорта

image

Полагаю, многие из хабрачитателей частенько ходят в торговые центры и трапезничают там. Это вполне разумно, ведь на одном этаже почти каждый может найти себе фастфуд по вкусу, быстро поесть и продолжить заниматься покупками. Но я не поверю, если вы скажете, что ни разу не стояли там в длинных очередях наперевес с сумками, что меню всегда было доступно и понятно, что столы никогда не шатались и всегда были чистыми. В этой статье я поделюсь своими идеями о том, как в современном, во многом не удобном фудкорте, можно создать положительный пользовательский опыт, а также увеличить пропускную способность и выручку кафе.


Приведенные в статье идеи ни в коем случае не претендуют на роль идеального решения для фудкорта, подходящего для всех. Кроме того, идеи не подкреплены масштабными исследованиями или точными математическими расчетами.

Меня всегда удивляло откровенное несовершенство существующих фудкортов. Проходят годы, но ничего кардинально нового в этой сфере не появляется. Поэтому я выношу на суд хабра идеи, которые, на мой взгляд, помогут исправить ситуацию к лучшему.


Недостатки фудкортов

Возьмем в качестве наглядного примера типичный фудкорт типичного торгового центра в Москве. “Макдак”, “Крошка Картошка”, “Теремок”, “Восточный базар” и еще пара-тройка фастфудов известных брендов. В зале напротив всех этих отделов стоят одинаковые столики, где-то неподалеку есть туалет. В зал приходят люди с тележками, сумками и пакетами, кто-то с детьми, кто-то всей семьей. Вот о таком фудкорте в статье пойдет речь.

Все недостатки подобного фудкорта, которые я и несколько опрошенных респондентов смогли вспомнить, объединены в таблицу. Все просто: вверху — более критичные проблемы, внизу — менее критичные. Столбцы в таблице — это этапы взаимодействия клиента с фудкортом:



Теперь рассмотрим, как можно было бы улучшить опыт использования на каждом этапе взаимодействия.

Этап 1. Выбор и заказ еды

Лично меня на этой стадии больше всего раздражает необходимость стоять в очереди. Согласитесь, в очередях приятного мало, особенно, когда ты обвешан сумками, опаздываешь на сеанс в кино и в коляске плачет ребенок. Очевидно, что при большей пропускной способности каждого отдела, то же количество людей проходило бы быстрее. Давайте разберемся, какие факторы отрицательно влияют на пропускную способность:
  • Клиенты обычно заранее не знают, что хотят заказать и долго думают, стоя уже у кассы
  • Работники, собирающие заказы, загружены неравномерно и часто они же стоят на кассе
  • Расчет наличными до сих пор очень популярен. По карте оплата, как правило, проходит быстрее


Получается, что если бы клиенты очень быстро или вообще заранее сообщали бы кафе свой заказ, а сам заказ собирался бы очень быстро или, опять же, заранее, то это позволило бы существенно увеличить пропускную способность и сократить очереди до минимума. Таким образом, нужен некий интерфейс, территориально расположенный вне очереди в кафе, который позволил бы клиенту сделать заказ и отправить его в кафе на формирование.

В первую очередь, необходимо напротив каждого отдела фудкорта поставить по терминалу с сенсорным экраном, на котором можно было бы сделать заказ (при необходимости, сделать заказы сразу в нескольких кафе фудкорта), получить чек, оплатить его в кафе и сразу же (или достаточно быстро) получить заказ, который работники уже начали собирать, как только терминал начал печатать чек.

image

Взаимодействие с этим терминалом пользователей происходит следующим образом. Клиент заходит на фудкорт, видит небольшие очереди, видит несколько свободных терминалов, подходит к одному из них. Обращает внимание на рекламный блок: там написано, что тем, кто заказал через этот терминал, дают напиток в подарок. На тачскрине терминала пользователь сначала выбирает одно из доступных кафе, затем еду, после чего получает чек, по которому на кассе этого кафе у него примут оплату и выдадут еду. Я на скорую руку собрал интерактивный прототип, чтобы проиллюстрировать свои слова (кликабельные области в прототипе помечены красными точками).

Могут возникнуть ситуации, когда очереди образуются еще на этих терминалах (например, после сеанса в кино), или же клиент хочет сделать заказ сильно заранее, чтобы точно не ждать. Для этого необходимо интерфейс терминалов продублировать в мобильном приложении (для начала достаточно будет и универсального мобильного сайта, который бы корректно отображался на всех современных платформах).

image

Структурно мобильный интерфейс будет примерно таким же, как и на терминале. Вся разница будет заключаться в том, что после выбора заказа чек не распечатывается, а отображается на экране. На кассе клиент показывает работнику кафе экран телефона, с которого работник перебивает в кассовый аппарат четырехзначное число — номер заказа — и сообщает клиенту сумму к оплате.

Вот так, с помощью нехитрой автоматизации, можно существенно сократить очереди на фудкорте. Теперь я опишу еще несколько мелких улучшений на данном этапе.

Сейчас иностранец ничего не сможет самостоятельно выбрать, потому что почти во всех кафе меню только на русском. В мобильном приложении и в терминале поддерживается смена языка интерфейса на английский. В висящем над кассами и в “бумажном” меню все названия должны быть продублированы на английском. Например, в Тайланде и Китае уже давно признали, что иностранцы тоже люди им тоже нужно как-то питаться, поэтому почти во всех кафе можно найти меню с английским переводом. Чем мы хуже?

image

Также надо учесть, что не всякий кассир в российском фудкорте распознает заказ, произносимый клиентом на английском, поэтому, кроме перевода, необходимо добавить в меню порядковые номера позиций:

image

Сейчас, непосредственно перед оплатой, клиенты видят на экране кассы только итоговую сумму. Тут приходится либо положиться на честность работника кафе, либо пересчитать в голове. Это неудобно. Хорошее решение уже используется в некоторых сетевых фастфудах: небольшой экранчик кассы, обращенный к покупателю, заменяется на полноценный многострочный ЖК-дисплей, на котором видна не только общая сумма, но и весь заказ в деталях, т. е. таблица со столбцами “наименование”, “количество”, “сумма” плюс реклама, стимулирующая заказать больше:

image

Последней нерешенной проблемой данного этапа взаимодействия является проблема с тележками. Посетители часто приходят в фудкорт прямо с тележками, потому что их больше негде оставить. Это очень неудобно: тележки мешают другим в проходах, а иногда люди просят соседей последить за их тележками, пока они стоят в очереди или бегают в уборную.

image

В общем, лишняя головная боль. Проблема частично решена в некоторых “Ашанах” охраняемыми парковками тележек. Там специально обученный дядя берет твою тележку, выдает номерок и паркует ее в огороженную зону. Параллельно он присматривает за остальными тележками. Все было бы здорово, только вот эта парковка расположена обычно у выхода из “Ашана”, а фудкорт — парой этажей выше в другом конце торгового центра. Придется в любом случае вернуться к «Ашану» за своей тележкой. Неудобно. А еще в таких парковках всегда большие очереди как на сдачу тележки, так и на получение. Да и, в целом, кроме «Ашана», я таких парковок нигде больше не видел. Что делать?

Очевидно, что перед входом на фудкорт должна быть отдельная парковка тележек. Очередь на парковки можно минимизировать, позволив людям самим парковать тележку. При этом, за такой парковкой должен тщательно следить ответственный охранник. Чтобы минимизировать возможность угона тележек, парковочные места должны быть разделены ограждением, передняя часть которого открывается с помощью ключа. Ключ должен идти в сопровождении брелока, на котором обозначен номер парковочного места.

Для того чтобы люди, подходя к парковке, сразу видели, какие места свободны, можно предусмотреть яркие флажки с написью “Свободно”, которые поднимаются над парковкой тележек, если ключ вставлен в замок. Вы итоге получаем такое взаимодействие:
  1. Посетитель подходит с тележкой к рядам парковки. Кое-где над парковкой видны флажки с надписью “свободно”
  2. Посетитель подходит к этому месту, открывает ограждение, забирает себе ключ
  3. Как только ключ вынимается из замка, флажок “свободно” падает
  4. После обеда, посетитель возвращается к парковке, находит свою тележку, открывает ключом перегородку и оставляет ключ в замке (флажок “свободно” поднимается, как только ключ вставляют в замок)


Итак, с этапом выбора и заказа еды мы разобрались:
  • Системы онлайн-предзаказа позволят людям в спокойной обстановке выбрать еду, изучив все подробности блюд, и минимизируют очереди на фудкорте.
  • Иностранцам поможет меню на английском с пронумерованными позициями.
  • Покупатели смогут видеть детали заказа на дополнительном экране кассы.
  • Удобная парковка для тележек перед входом на фудкорт минимизирует число людей с тележками на самом фудкорте.




Этап 2. Оплата и получение заказа

Проблемы этого этапа — сложность выйти из очереди с подносом и необходимость ставить сумку на пол или держать ее на весу в момент оплаты. Для решения этих проблем, нужно немного доработать стойку, на которой стоят кассы и пространство перед ней. На самом деле тут все очень просто: для сумок нужна прочная узкая полка (узкая, чтобы об нее не бились коленками, подходя вплотную к кассам), а для организации очереди — разметка и полу и\или разделительные столбики:

image

Итак, остается решить проблемы, связанные с подготовкой к приему пищи и самим процессом приема пищи.



Этап 3. Подготовка и прием пищи

Проблемы этого этапа можно разделить на три направления, по которым мы сейчас будем делать улучшения:
  1. Эргономика столов
  2. Инфраструктура зала (розетки, свч, дезинфекторы для рук)
  3. Эргономика зала, в котором стоят столы


Эргономика столов

В первую очередь, я хотел бы обратить внимание на такой простой элемент фудкорта, как стол. Казалось бы, что тут можно сделать не так? Приведу примеры из жизни:
  • В фудкортах часто ставят круглые столы. Круг — это крайне не оптимальная форма: локти во время приема пищи постоянно свисают и соскальзывают вниз, на круглый стол умещается меньше подносов, чем на квадратный. Люди часто приходят поесть компанией и иногда составляют столы. Составленными круглыми столами пользоваться неудобно
  • Столы очень часто шатаются. Ну не умеют у нас ровно класть пол. У китайцев, которые делают эти столы, видимо, с полом все хорошо, и они не предполагают, что пол может быть неровным
  • Чаще всего столы делают на четверых, поэтому люди, которые приходят одни, садятся по одному за стол. В итоге места всем может не хватить.
  • Некоторые не любят есть с подноса: они переставляют еду на стол, а сам поднос убрать некуда
  • За двухместным столиком двоим людям с подносами очень тесно, за четырехместным — четверым


Почти из всех проблем напрямую следуют весьма очевидные решения:

image

К сожалению, такие столы мне пока ни разу не встречались. Поясню, в чем профит:
  • Прямоугольная форма позволяет добиваться получения оптимальной площади при составлении нескольких таких столов. Углы чуть скруглены ради из соображений безопасности
  • Размер стола позволяет свободно разместить четыре подноса
  • Стол стоит на одной опорной ноге вместо двух или четырех, благодаря этому за стол удобнее садиться сбоку. Это позволяет уменьшить расстояние между длинными сторонами соседних столов в зале
  • Те, кто не любит есть с подносов, теперь могут составить еду на стол, а сам поднос убрать под стол, положив его на специальные направляющие (задвинув, как ящик в тумбочку). На направляющие с обоих сторон стола помещается по два подноса, плюс остается зазор для пальцев (чтобы удобнее было вынимать)
  • В опорную поверхность стола на мелкой резьбе вкручены четыре маленькие ножки. Их можно подкручивать сверху отверткой, подстраивая таким образом стол под неровности пола. Т.к. столы иногда сдвигают, эти “настройки” могут сбиться, но, полагаю, это лучше чем ничего


Также, кроме стандартных столов на четверых, в зале должны присутствовать стойки с высокими стульями для одиночек — это позволит разместить в зале больше людей.

Инфраструктура зала

Теперь рассмотрим детали, которые могут являться достаточно критичными для отдельных категорий посетителей.

Для меня, например, всегда важно, чтобы были розетки: ноутбук долго не держит, а поработать за чаем с пирожным хочется. Большие столы на четверых снабжать электричеством совсем не обязательно: за ними обычно едят увлеченные разговорами компании или семьи. А вот на местах для одиночек розетки не помешают. Оптимально сделать розетки над поверхностью стола, чтобы не приходилось нагибаться и чтобы было удобно заряжать телефоны. Универсальные (помним об иностранцах) и компактные розетки с usb здесь будут как нельзя кстати:

image

Еще у людей есть потребность мыть руки перед едой. Туалет чаще всего далеко. В него либо лень идти, либо не хочется оставлять вещи без присмотра — в общем, по разным причинам, многие не моют руки перед едой в фудкорте. Решение — развесить по территории зала спиртовые дезинфекторы. Датчики определяют момент, когда человек заносит в дезинфектор руки, и включается дозированное опрыскивание спиртом:

image

Разумеется, существует масса более грубых и дешевых реализаций. Например, в виде висящей на стене коробочки без датчиков и уже с механическим дозатором.

Многие приходят в фудкорт с детьми. Для таких посетителей необходимо предусмотреть микроволновые печи, в которых они могли бы разогревать детское питание. Дети очень чувствительны к температуре своей пищи, поэтому микроволновка “для мам” должна иметь четкую и простую установку температуры и времени:

image

Я долго пытался подобрать микроволновку, ориентированную на цели посетителей фудкортов, но безуспешно. Механические поворотные регуляторы (см. картинку выше) хороши, но шкала времени линейна в диапазоне от 0 до 10 мин (т.е. очень сложно задать небольшое время с точностью до 5 секунд) и нет режима разморозки (когда задаешь массу и время определяется автоматически). В цифровых интерфейсах эти проблемы решены, но такие СВЧ перегружены избыточными функциями, в которых можно разобраться только дома, обложившись инструкциями. В итоге я понял, что интерфейсы микроволновок — это тема отдельной статьи.

Эргономика зала

Теперь соберем вместе в едином пространстве описанные выше улучшения и учтем направления, по которым посетители приходят на фудкорт:

image

На схеме я показал небольшой фудкорт “своей мечты” на 178 посадочных мест: 40 столов по 4 места и 16 мест с розетками для одиночек. Перед входом предусмотрено 48 парковочных мест для тележек, за которыми присматривают два охранника. Фудкорт можно линейно масштабировать во всех направлениях при потребности в большей нагрузке.

Основная масса людей приходит из гипермаркета: они паркуют свою тележку перед входом на фудкорт и идут кушать, подходя по широкому проходу между столами к линии кафе. Поток людей из бутиков попадает сразу к кафе и, к сожалению, будут обедать со своими пакетами и сумками: я пока не придумал рентабельного способа организовать пространство для безопасного хранения сумок.

По периметру зала развешено 6 дезинфекторов для рук. При большей емкости фудкорта можно повесить дополнительные дезинфекторы на стены и торцевые части терминалов. Родители могут разогревать детское питание в двух микроволновках, стоящих на столиках в углах зала. На столике имеется небольшое свободное пространство, на которое можно поставить банку с детским питанием и подготовить ее к разогреву.

Вернемся к таблице с проблемами фудкортов:



Как видно, все перечисленные проблемы охвачены вариантами решений, задача выполнена. Также хочу отметить, что при разработке проектной документации необходимо учитывать потребности людей с ограниченными возможностями. Например, согласно нормативам, высота стойки заказов в кафе не должна превышать 80 см.

Итог

В статье был предложен ряд идей, реализация которых, предположительно, позволила бы улучшить опыт использования фудкорта, повысить удовлетворенность клиентов и посещаемость кафе. Часть проблем решают системы предварительного заказа и парковка тележек. Ряд небольших доработок, таких как дополнительный экран на кассе, полки для сумок и разметка около стойки кафе, дезинфекторы и удобные столы также повышают уровень комфорта. Некоторые решения нацелены на специфические потребности аудитории, но, при этом, их реализация тоже крайне желательна — это микроволновые печи, универсальные розетки с usb, места для одиночек, дублирование меню на английском для иностранцев и полозья для пустых подносов под столом.

Да, кое-что из перечисленных решений уже внедрено в некоторых фудкортах. Но систематического подхода к улучшению опыта использования мне встретить так и не довелось: либо руки негде помыть, либо очереди в 20 минут, либо еда на стол не умещается. А ведь многие решения до смешного просты и недороги. Пора бы прогрессу уже добраться и до фудкортов.

Климентий Булыгин @Klimentij
карма
28,0
рейтинг 0,0
Проектировщик интерфейсов
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Дизайн

Комментарии (152)

  • +2
    но шкала времени линейна
    На фото как раз нелинейная шкала.
    • 0
      Спасибо, исправил. Имел в виду линейность с основном диапазоне (0-10 мин).
  • +3
    На кассе клиент показывает работнику кафе экран телефона, с которого работник перебивает в кассовый аппарат четырехзначное число — номер заказа — и сообщает клиенту сумму к оплате.

    В макдаках бывает ходят с «КПК» и спрашивают заказ заранее, выдавая листочек…
    Я бы хотел полностью сделать заказ из своего телефона и оплатить карточкой онлайн, подойдя к кассе — у меня бы просто сосканировали QR код, и выдали заказ.
    • +3
      Не знаю как в других, но в свежепостроенном Маке в моем городе(Брянск) есть нечто похожее на банкомат, где можно без очереди заказать и оплатить картой.
      Тоже неплохо
      • 0
        И в Краснодаре в маках такое есть. Подходишь, набираешь заказ, оплачиваешь картой и идешь искать столик, садишься и смотришь пока номер твоего заказа не появится. Подходишь к отдельной барышне и забираешь, предъявив чек.
    • 0
      В европе много где уже только терминалы стоят там, и всего 1 касса для тех кто особо не хочет ими пользоваться.
      • 0
        Недавно был в Маке в Париже. Там стоит 6-8 терминалов, но все ровно были огромные очереди во все 6 нормальных касс. Могу сделать скидку на туристов, которые не желали пользоваться терминалами (французский не все знали), но тем не менее… очереди были огромны даже из местных. К этому надо приучать — например делать скидку 3-5%, если заказал через терминал.
        • 0
          Там везде есть возможность выбора языка прямо на первом этапе, english, spanish, german
        • 0
          Во Франции вообще интересная ситуация с информатизацией. Во многих фастфудах ставят такие терминалы, но люди всё равно идут на обычные кассы. Причем туристы пользуются как раз терминалами, там есть англицкий и другие языки.
    • 0
      Или просто сообщить номер заказа тот что пишут на листочке в маке. а для заказа выделить отдельную вай-фай сеть связанную с внутреним сервером заведения.
  • +9
    С одной стороны «Когда программисты придут к власти, целые министерства будут заменены на небольшой скрипт».
    С другой стороны можем получить вот такой вот овер-инжинеринг.
  • +1
    В новых макдоналдсах уже введена такая система с терминалами — добавляешь еду в корзину на терминале с тачскрином, оплачиваешь картой, получаешь чек с номерком и идешь высматривать его на экране, наподобие выдачи товара в Юлмарте, только быстрее. Никакого общения с персоналом, удобно. Но когда это еще до остальных сетей дойдет…
  • +3
    Познавательная статья, спасибо! Заметил, что фудкорты в Икее решают большинство описаных проблем. Надеюсь, везде они выглядят одинаково, сейчас же речь идет о Швеции. Там тоже есть парковки для тележек, к счастью, охранник не нужен, т.к. сам фудкорт находится внутри магазина и опасаться за не оплаченый товар нет смысла.

    Проблема с очередями решается длинными столами обслуживания, где можно взять как готовую еду и десерты, так и попросить насыпать горячее у обслуживающего персонала, затем по пути следования у самого выхода будет касса, где не нужно одновременно держать и поднос, и сумку, везде есть удобные поручни.

    Для семей предусмотрены тележки, на которые можно поставить до 4 подносов и удобно катить за собой.

    Ах да, перед входом в зону фудкорта стоят терминалы, где можно как минимум посмотреть меню и что-то выбрать. Увы, не пользовался, так что не знаю, можно ли там еще и оплатить ее.

    Размещение столов у них не такое строгое, как на Ваших картинках, но тоже в основном прямоугольной формы и расчитаны на 4 подноса, есть еще и более длинные, человек на 6.
  • +3
    Сделал заказ с терминала, его начали собирать,… повторил N раз, ушел.
    • +1
      Так его там же может и оплатить нужно будет? Вы так же можете в drive-through назаказывать и уехать
      • +1
        Автор предлагает опцию «оплатить при получении».
        Можно сделать так, что заказ принимается при вставленной банковской карточке, но с нее читается только номер, без оплаты.
        У DDOS-еров второй раз заказ не принимают. Но паранойи не особо меньше.

        В заказе с машины, как я понимаю, развернуться проблематично, ты уже на односторонней дорожке (это я по фильмам сужу).
        • +2
          Таким же образом вы можете назаказывать пиццы соседу, который вам не нравится :) еще и постоянно с разных номеров заказывать!

          В drive-through одностороннее движение, но никаких ограничений нет — можно просто уехать.
        • 0
          Если вставляется карта, то и деньги надо списать. Это как минимум быстрее (чтобы не вставлять 2 раза).
          • –1
            Нужно её «засосать» и выдавать обратно вместе с заказом.
            • +6
              На дне тарелки с борщом
              • +2
                Будет стимул доесть, ага.
        • +18
          А еще в солонку кто угодно может что угодно насыпать через дырочки, или украсть всю соль! :-}
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • 0
          А почему нельзя оплатить прямо на терминале?
    • 0
      Так можно и у кассы сделать заказ, его начнут собирать, а потом отказаться оплачивать. У Мака полностью готовый продукт, они его другому клиенту отдадут. А вот в Сабвэй или в Теремке заказ готовят под клиента.
  • +2
    Спасибо за статью! Особенно соглашусь с разделом про эргономику столов. Очень жаль, что при планировании фудкортов обо всем этом почему-то не думают.
    Интересно проверить на практике идею с терминалам. У меня есть подозрение, что пропускная способность многих кафе ограничена скоростью сборки заказов, а не скоростью работы кассиров. Т.е. будет собираться практически такая же очередь, только из тех, кто ожидает заказ. Сейчас происходит какая-то регуляция: человек видит очередь в одном кафе, поэтому выбирает другое. Ну или соглашается стоять в очереди. Может оказаться, что в системе с терминалами все будут делать заказы в более популярном кафе, из-за чего очереди туда даже вырастут.
    Конечно, можно на экране терминала показывать количество человек, ожидающих заказ в каждом из доступных кафе, но это едва ли лучше чем то, что сейчас. Это я все к тому, что когда людей много и все хотят есть в одном и том же месте, мало что можно сделать.
    • +8
      Обо всем об этом думают. Советую почитать про инфраструктуру ресторанов быстрого питания и их уловки.

      Место должно быть достаточно неудобным, чтобы человек долго в кафе не задерживался и освобождал место новому клиенту.
      • 0
        Место должно быть достаточно неудобным, чтобы человек долго в кафе не задерживался и освобождал место новому клиенту.
        В ресторанном-то дворике? Там отдыхают между покупками, дольше посидят — больше магазинов осилят.
        • 0
          Чуть ниже в комментариях я привел ссылку на гуглопоиск статей про маркетинг ресторанов быстрого питания.

          Как думаете, сколько времени, в среднем, человек проводит на фудкорте? Поверьте мне, этого времени хватает только на покушать, но не отдохнуть.

          Посмотрим с другой стороны: вы — владелец торгового центра в России. Что вам выгоднее: чтобы люди сидели в фудкортах и отдыхали или чтобы они постоянно перемещались по торговому центру?

          «Дольше посидят — больше магазинов осилят» — это ошибочное мнение для торговых центров в России.
          • 0
            Чуть ниже в комментариях я привел ссылку на гуглопоиск статей про маркетинг ресторанов быстрого питания.
            Там про заведения с собственными залами. К тому же, МакКафе ломает этот тренд.
            Как думаете, сколько времени, в среднем, человек проводит на фудкорте? Поверьте мне, этого времени хватает только на покушать, но не отдохнуть.
            У вас есть статистика? По моему опыту хождения большой семьёй или в компании с девушкой на каблуках, фудкорт — это передышка в забеге по магазинам.
            Посмотрим с другой стороны: вы — владелец торгового центра в России. Что вам выгоднее: чтобы люди сидели в фудкортах и отдыхали или чтобы они постоянно перемещались по торговому центру?
            Между постоянным перемещением людям нужно и посидеть — отдохнуть, подкрепиться, собраться с мыслями. Иначе бы фудкортов и не делали.
            «Дольше посидят — больше магазинов осилят» — это ошибочное мнение для торговых центров в России.
            Если есть такая статистика, то не стану спорить.
    • 0
      Т.е. будет собираться практически такая же очередь, только из тех, кто ожидает заказ.

      В защиту терминалов: после заказа в терминале, люди не идут сразу на кассе вставать в очередь на получение. Они ожидают готовности своего заказа где-то в сторонке, а на кассу идут уже те, чей заказ сформирован. Заказ просто оплачивается, обслуживается следующий клиент.
      • 0
        Это в случае электронной очереди. В Макдональдсах, например, бывают люди, которые ходят вдоль очереди с мобильными терминалами, принимают заказы и выдают бумажку с номером, которую потом нужно отдать кассиру, и он начнёт собирать заказ, не дожидаясь, пока вы придумаете и перечислите, что хотите взять.
        • 0
          Да, безусловно — это тоже ускоряет процесс, но я в своем ответе имел в виду именно стационарный терминал.

          А так и вы тоже правы. Я такое тоже встречал.

          Ужас как много я оказывается в мак ходил) столько вспомнил :D
  • +2
    Климентий, браво! Титаническмй труд, и все по делу. А столы такие были бы еще очень к месту в столовках бизнес-центров.
  • 0
    Напиток в подарок кстати никто не будет давать, это один из самых маржинальных продуктов.
    • +1
      ага, именно по-этому в продвинутых сетях напитки безлимитны, оплата за стаканчик (макдональдсы на родине, Ikea у нас)
      • +2
        Да, именно высокая маржинальность позволяет по цене 1 стакана наливать безлимитно воду. Да, и попробуйте выпить больше 2х стаканов колы :)
        • +1
          согласен
        • 0
          Можно брать один стаканчик на двоих с девушкой ;-)
          • 0
            именно по этой причине в России такой сервис не оказывается в Макдональсе))
      • 0
        В нашей Икее напитки оплачиваются же. А то, что никто не контролирует сколько и сколько раз посетитель себе нальёт, так это потому, что Икеа не сетевой ресторан, а сетевой магазин и отнюдь не продуктовый.

        Нельзя их сравнивать.
        • 0
          такая система работает во всех сетевых ресторанах на их родине. Это наши проблемы, что только ikea дошла до этого
          • –1
            Ещё раз: ikea — не ресторан, они зарабатывают на другом.
            Такая система работает на родинах сетевых ресторанов именно на фудкортах?
            Какую вы видите в этом проблему?
            • +1
              В KFC и Carl's Junior так же было в России, в т.ч. и в фудкортах. Потом в фудкортах перестали.
              • 0
                Но это же не проблема
                • +1
                  Это ответ на «именно на фудкортах». Второй вопрос я не трогал.
                  • 0
                    Да, спасибо. И простите, я просто не заметил что переписывался выше не с вами.
  • +2
    В самом большом аэропорту Таиланда, Суванапуме, где пассажиропоток ок 50 млн. в год, фудкорт реализован следующим образом: на входе стойка, на которой тебе меняют деньги на чеки с номиналом 5, 20, 50, 100 местных рублей. Дальше по кругу идут стойки с едой. Супы, основные блюда, десерты, напитки. Все блюда хорошо видно. Берешь поднос и идешь, выбирая что тебе хочется. Сразу получаешь еду и отадешь чек. Когда круг завершен садишься за столик в центре. Потребляешь. Оставшиеся чеки меняешь на выходе. В местах, где клиенты более постоянны, бесплатно выдают магнитную карту, на которую ты можешь класть деньги и потом оплачивать у стоек с едой.
    • +1
      Это на самом деле старомодный и неоптимальный вариант, с бумажными купонами. В чуть более продвинутых, например в фудкортах в торговых центрах Tesco-Lotus или BigC есть пластиковая карточка, которую получают на входе, положив на нее какую-то сумму, потом расплачиваются с нее же, карточка многоразовая, если ходишь часто, то можно не сдавать, а пополнять все ее одну. Даже, кажется, небольшой овердрафт в несколько рублей позволен. Если хочешь снять остаток — в тех же кассах можно карту сдать, забрав остаток.
      • +1
        Даже не знаю что вам сказать на это. Почитайте мой комментарй еще раз, что ли :)
  • +1
    Автор! В дополнение к моему комментарию выше приведу ссылку на гугл.

    Во многих статьях рассказываются «уловки» маркетинговой стратегии сети McDonald's. Те же приемы применяют и другие рестораны быстрого питания.

    Поэтому такая ситуация с мебелью, розетками, музыкой и расположением мебели\проходов.

    Никто не будет улучшать инфраструктуру фаст-фуда в торговых центрах потому, что попросту упадет прибыль :) (разве что можно поставить терминалы — это да).
    • –7
      Благодаря этим «уловкам» фастфуды на фудкортах теперь все больше теснятся более приличными точками типа суши или пиццерий с официантами, где с розетками и все остальным всё в порядке. Когда рядом с забитым маком, за перегородкой находятся свободные диванчики суши-бара — уважающий себя клиент уплывет туда, оставив маку только конченых студентов и спиногрызов, жаждущих хеппи-мила или чего их там в этом маке привлекает. Так что придется ему либо уходить в сторону Западного Бирюлева, либо апгрейдиться. Вон уже «красный» дизайн повсеместно обновили на «зеленый», где как-никак удобнее, а также маккафе пооткрывали.
      • +3
        Ну, смотрите: вам нужно быстро перекусить, но больше 200 рублей тратить не хотите.

        Возможно вы, с вашим доходом, и пойдете в суши-бар с диванчиками, а вот среднестатистическому русскому обывателю проще пойти и покушать в макдаке\сабвее\восточном базаре.

        Как вы думаете: кто делает выручку больше и занимает меньше места (ближе к образу идеального арендатора) — сабвей на фудкорте или суши-бар рядом?

        Еще вопрос: откуда в том суши-баре свободные места и почему фудкорт забит? Может дело в спросе?

        Пожалуйста, приводя статистику или примеры в области маркетинга, никогда не ссылайтесь на личное мнение и на себя, как идеальную статистическую единицу.

        Пока средний уровень зарплат в России (не забывайте, что работники IT — это некая интеллектуальная элита) не вырастет в 2-3 раза, подобная схема с неудобным потоковым фастфудом будет работать, как часы, изо дня в день.
      • 0
        в фудкорты ооооооооооочень долго не допускали макдоналдс, пока бургеркинг туда не пришел. Угадайте почему не пускали
        • 0
          Это в мире или в наши фудкорты?
          • –1
            у нас еще лет 5-6 назад нельзя было обнаружить макдоналдс в фудкорте, остальная еда тупо не соответствовала уровню и не продавалась бы
            • +1
              Это не правда.
  • +1
    «Восточный базар» стал типичным на фудкортах ДС?

    Половина статьи далека от будней индустрии гостеприимства. К примеру, если с терминалами и годная идея (хоть в тех же «Восточных базарах» и нежизнеспособная), то зачем по вашему могут понадобиться розетки и удобные столы на фастфудных фудкортах? Или как масшабировать «фудкорт мечты», уж не за счет ли тех квадратных метров, что удачно сдаются в аренду?
    • 0
      Тут следует прояснить понятие «удобный стол», с чьей точки зрения он должен быть удобным — для самого фастфуда, позволяя разместить больше клиентов на квадратный метр, или для отдельного клиента. Квадратный стол, предложенный автором, по сравнению с круглым явно улучшает и тот показатель, и другой — собственно, поэтому в стационарных маках редко теперь встретишь круглые столы внутри помещений.
      • +14
        Автор думает, что у задача ресторана вкусно, быстро и удобно кормить всех подряд, любыми путями. А это совсем не так.

        Для фастфуда не важно сколько человек помещается на общем фудкорте единовременно, ему важна выручка. В стационарных Маках другие столы, потому что там они их могут поставить.
        Тотальная оптимизация очередей в оголтелом режиме может не иметь смысла, т.к. производительность кухни ресторана на единицу времени конечна и на то, чтобы в раз накормить роту не расчитана. Как и трудовые возможности смены по сбору заказов.

        Сдается мне, что автор продемонстрировал типичное программерское поведение: решает задачу, возможно надуманную, имея поверхностные знания о предмете. Развел целую теорию с графиками и презентациями построеную на ошибочных данных.
        • 0
          Я все-таки думаю, что автор рассматривают эту частную задачу как необходимое условие для прибыльности в условиях конкуренции.
          И вообще если бы не «типичное программерское поведение», то мы бы до сих пор видели только мейнфреймы и то по телевизору.
          Наверняка сам алгоритм мака, когда его только проектировали, представлялся по тогдашним меркам еще более радикальным решением, которое противоречило практике тогдашнего ресторанного бизнеса. И тем не менее оно взлетело. Почему бы не допустить, что некая квази-фастфудовская сеть типа «Челентано» не возьмет на вооружение стратегию, противоположную маку, и добьется с ней успеха? (В принципе, челентано у нас так до сих пор и держит позиции шире всяких маков — вплоть до районных центров, мак в такие джунгли не совается:))
          Автор как раз очень качественно мыслит согласно стратегии голубого океана, другое дело, что в наших краях ее реализацию затрудняют прочие факторы, среди которых чуть ли не главный такой вот пофигизм и пессимизм — «не взлетит».
          • 0
            Я все-таки думаю, что автор рассматривают эту частную задачу как необходимое условие для прибыльности в условиях конкуренции.


            Мы уже знаем что это не так.

            Автор как раз очень качественно мыслит согласно стратегии голубого океана, другое дело, что в наших краях ее реализацию затрудняют прочие факторы, среди которых чуть ли не главный такой вот пофигизм и пессимизм — «не взлетит».


            «пофигизм и пессимизм» это как раз с точки зрения «типичного программерского поведения», тут же на деле, это называется опыт. Что подтверждает толпа разорившихся горе-сетевиков.
        • 0
          >> т.к. производительность кухни ресторана на единицу времени конечна и на то, чтобы в раз накормить роту не расчитана
          Да ладно, можно подумать они сейчас работают на пределе своих возможностей!
          • 0
            Поверьте: предел — есть! )
            • 0
              Я не высказывал сомнение, что предел есть. Я сказал, что работают они не на этом пределе.
              • 0
                А к чему вы это сказали?
                • 0
                  К тому, что оптимизация очередей в любом случае будет иметь смысл, потому что они не работают на этом пределе.
                  • 0
                    Вы верите в то, что можно оптимизировать ноздря в ноздрю без перекосов с превышением этих пределов?
                    Разумная избыточность ресурсов, которая сейчас присутствует, комфортнее.
                    • +1
                      Превышение этих пределов ни чем не грозит. Просто устранение одного бутылочного горлышка, обнажит другое бутылочное горлышко, более широкое. Фастфуд как не обслуживал абсолютно всех, так и не обслужит. Зато общая пропускная способность увеличится. Соответственно — плюс в прибыль.
                      • 0
                        Совсем ничем? Необходимость стоять в двух очередях вместо одной? При том, что рядом конкурент с другой моделью?

                        Вы действительно думаете, что конкретному ресторатору более интересна общая пропускная способность и общая выручка, нежели своя. Дайте угадаю — у вас нет своей сети фаст-фуд ресторанов и опыта в отрасли не имеете, верно?
                        • 0
                          >>Совсем ничем? Необходимость стоять в двух очередях вместо одной? При том, что рядом конкурент с другой моделью?

                          Не совсем понимаю, откуда еще одна очередь вырисовалась.

                          >>Вы действительно думаете, что конкретному ресторатору более интересна общая пропускная способность и общая выручка, нежели своя.

                          Идея с общими терминалами для нескольких фастфудов действительно плоха.
                          • 0
                            Вторую очередь создаст кухня, которая не успевает готовить оплаченные заказы.

                            Идея с терминалами не плоха, просто её нельзя реализовывать в лоб.
                            • 0
                              >> Вторую очередь создаст кухня, которая не успевает готовить оплаченные заказы.

                              А первая тогда где?
                              • 0
                                Первая к терминалам же.
                                • 0
                                  Ну так терминалы же не заменяют кассы, а дополняют. Не хочешь — не пользуйся терминалом.
                                  • 0
                                    Ну так это не отменяет вторую очередь.
                            • 0
                              — случайно продублировал --
                        • 0
                          Дайте угадаю, у вас есть своя сеть фаст-фуд ресторанов?
                          • 0
                            У меня есть опыт открытия и эксплуатации более сотни сетевых ресторанов, как фаст-фуд, так и tabled-services. Существенная часть этих ресторанов до сих пор работает как раз на фудкортах.
                            • 0
                              Тем не менее вы могли использовать свои знания и опыт не для того, чтобы пытаться обесценить написанную статью, а для того, чтобы дополнить и углубить. Ведь в любом случае здравые зерна в ней есть.

                              А то в результате получилось, что это «надуманная задача», которую решает «имея поверхностные знания о предмете.». И вообще чего высунулся!

                              И еще:

                              Задача наверно надуманная для самих фастфудов. Ведь в этой задаче есть часть — как сделать удобнее для людей. Забота. Но что такое забота для бездушных фастфудов? Пустое слово, которым можно прикрыть свои намерения еще больше денег снять с людей. И вы, как послушный инструмент этой системы попытались задвинуть обратно высунувшегося и непонимающего «конъюнктуру рынка». Как будто кроме прибылей в этом мире ни чего больше нет

                              Ведь по сути была попытка именить мир к лучшему. Привнести в него заботу, и попытаться показать, что это может быть выгодно самим фастфудам.

                              По крайней мере я вижу так
                              • +1
                                Если хотите проявлять заботу и получать фан от «я кормлю людей лучше всех на свете» — откройте семейный ресторан. Сетевой бизнес — это прежде всего бизнес.

                                И вы ошибаетесь в моих намерениях обесценить статью. Просто она написана с позиции пионера в розовых очках.

                                Как вам объяснить-то, это как бухгалтер вам будет советы давать, мол зачем вы сервера в серверной держите да ещё на кондеи тратитесь, поставьте стойки на улице при входе — там их ветром будет обдувать.

                                У сетевиков есть деньги и люди чтобы думать об этом. А уж раздавать подобные советы какому-нибудь Макдональдсу с его фантастическими инвестициями в исследования и маркетинг, университетом гамбурологии в Иллинойсе и т.п. Я даже теряюсь какие тут опыт и знания надо применить чтобы «дополнить и углубить»

                                Я не задираю нос, но мне это так видится.
                        • 0
                          Вы действительно думаете, что конкретному ресторатору более интересна общая пропускная способность и общая выручка, нежели своя.
                          Зато она, вполне вероятно, больше интересна администрации ТЦ, владеющей самим кортом.
                          • 0
                            У администрации ТЦ нет интереса в разорении арендаторов.
                            • 0
                              Почему они будут разоряться от введение системы единого резервирования и электронной очереди по фудкорту? Посетители уйдут к… кому, если система действует на всех?
                              • 0
                                Дополнительные инвестиции во внедрение этого дела — опустим.

                                Потому что, если люди не будут быстро есть и сваливать освобождая места, то выручка упадёт. К примеру я, если вижу что с местами облом, в очередь не встаю, а ухожу с фудкорта в обычный ресторан.
                                • 0
                                  Так электронная очередь, вроде как, и нацелена на то, чтобы люди меньше задерживались.
                                  • 0
                                    В интересах ресторатора чтобы больше людей ему платило, ему я не соседнему коллеге по отрасли.

                                    Как электронная очередь нацелена на то, чтобы люди меньше задерживались за столами?
                                    • 0
                                      Меньше задерживались на корте. В интересах ресторатора чтобы остальные разорились, а он там один стоял, это не аргумент в пользу того, что электронная очередь не нужна.
                                      • 0
                                        В интересах ресторатора чтобы остальные разорились, а он там один стоял

                                        Это вы сами придумали — я такого не утверждал.
                                        • 0
                                          Это я сказал. Вы не согласны? «Чтобы все платили только ему, а не соседям», означает, что либо соседей нет, либо они разоряются.
                                          Но с чего бы им уходить к другим из-за введения единой (для всех!) электронной очереди — непонятно. У всех ведь она та же самая.
                                          • 0
                                            Не согласен. Вы не понимаете как работает и зачем нужен фудкорт.

                                            Вы также не понимаете, что технически нельзя ввести электронный заказ для всех ресторанов на фудкорте из-за технической разности их работы (к примеру из-за наличия таких вещей как «буфет»), из-за тысяч других мелочей которые ловко делаются в голове у программистов, но не реализуются на практике в виду объективных обстоятельств.

                                            «Чтобы все платили только ему, а не соседям» — эту фразу тоже вы придумали, а не я сказал.

                                            Правращение банального олдскульного проверенного механизма с одной очередью в квест с двумя, борьба с умниками, которые будут парами вставать сразу в обе очереди тем самым увеличивая общую продолжительсноть стояния в очереди для других, непредсказуемость, либо предсказуемость геморроя и ещё куча разных факторов. И вот мы уже видим, как у кого-то падает выручка на фудкорте. И кому это может понадобиться?

                                            Или покажите мне того продвинутого владельца ТЦ, который своим арендаторам скажет: Ребята, я тут придумал отличную идею — на моём фудкорте теперь будем работать вот так!
                                            Причём для этого ему придётся отвалить кучу бабосов и реализовать проект, в котором надо будет проинтегрировать зоопарк учетных систем, и изменить отлаженные процессы пула рестораторов на экспериментальные и отладить их!

                                            Эти рестораны дешевле и проще будет просто закрыть или сжечь!
                                            • 0
                                              Вы также не понимаете, что технически нельзя ввести электронный заказ для всех ресторанов на фудкорте из-за технической разности их работы (к примеру из-за наличия таких вещей как «буфет»), из-за тысяч других мелочей которые ловко делаются в голове у программистов, но не реализуются на практике в виду объективных обстоятельств.
                                              Я не обсуждал эту часть. Речь шла только о том, будет ли лучше или хуже, если такую систему, всё-таки, внедрят. А не о том, можно ли и легко ли её внедрить — это уже потом, после оценки последствий можно оценивать, что больше — расходы на внедрение, или выгода(?) от него.
                                              «Чтобы все платили только ему, а не соседям» — эту фразу тоже вы придумали, а не я сказал.
                                              ок, ваша цитата (точная):
                                              В интересах ресторатора чтобы больше людей ему платило, ему я не соседнему коллеге по отрасли.
                                              Что вы под ней подразумевали? Заодно расшифруете «ему платило ему я не соседнему». Может, я неправильно этот кусок понял.
                                              Правращение банального олдскульного проверенного механизма с одной очередью в квест с двумя, борьба с умниками, которые будут парами вставать сразу в обе очереди тем самым увеличивая общую продолжительсноть стояния в очереди для других
                                              Вы понимаете, что поставить 30 терминалов самообслуживания занимает места и текущих расходов меньше, чем 10 касс? И что очереди в них, таким образом, не будет никогда? Откуда вы вообще берёте эти дополнительные очереди от увеличения количества точек приёма заказов?
                                              • 0
                                                Вы действительно не понимаете разницу между «платили ему, а не соседу» и «платили только ему, а не соседу»?

                                                Вы понимаете, что поставить 30 терминалов самообслуживания занимает места и текущих расходов меньше, чем 10 касс? И что очереди в них, таким образом, не будет никогда?

                                                Не понимаю — нарисуйте.

                                                Откуда вы вообще берёте эти дополнительные очереди от увеличения количества точек приёма заказов?

                                                Приём заказа — не вся цепочка. И не самая долгая по времени и затратам.
                                                • +1
                                                  Вы действительно не понимаете разницу между «платили ему, а не соседу» и «платили только ему, а не соседу»?
                                                  Объясните. Я плачу Васе, а не Пете. При этом я плачу только Васе, иначе нельзя сказать «а не Пете».
                                                  Не понимаю — нарисуйте.
                                                  Давайте по размерам прикинем: ящик для денег занимает примерно 0.5м×0.5м.
                                                  + место на стойке сбоку от кассы для того, чтобы класть деньги/карточки, терминал для карт и т.д. → 0.5м×0.8м
                                                  + место, чтобы выдвигать ящик. → 1м×0.8м
                                                  + место для кассира → 1.5м×0.8м =1.2м².
                                                  Теперь терминал: вот, первый попавшийся в Гугле платёжный терминал. Размеры:
                                                  Размеры высота 1445мм, ширина 500мм, глубина 388 мм. пол — ширина 636мм, глубина 406мм.
                                                  Итого, если считать по рамке по полу, выходит 0.636×0.406≈0.26м². В 4.6 раза меньше. Если добавить туда и туда по полметра для покупателя, выйдет 2м×0.8м=1.6м² VS 1.1м×0.4м=0.44м² — почти в 4 раза меньше.
                                                  Всё верно?
                                                  P.S. Место под очередь к кассе и к терминалу не учитываем, т.к. цель — поставить столько терминалов, чтобы работать без очередей, но если ставить ряд касс, то за ними нужно будет оставить ещё место для прохода вдоль касс.
                                                  P.P.S. А двойное ожидание, кстати, и так на фудкортах частенько — в Carl's Junior, например, всегда, т.к. заказ готовят под вас, а не заранее, а на кассе только дают номерок и стаканчики.
                                                  • 0
                                                    Объясните. Я плачу Васе, а не Пете. При этом я плачу только Васе, иначе нельзя сказать «а не Пете».

                                                    Вы неправильно рассуждаете, не «я плачу», а «мне платит». И не «платит», а «платят». Потому что Вася строит бизнес не в расчёте на конкретно вас, меня или любого другого отдельно взятого потребителя, а на массы. Поэтому фразы «платят Васе» и «потребители платят только Васе» — различаются существенно.

                                                    Заплативший вы или я Васе, а не Пете — в выручке Пети роли не сыграют.
                                                    Если же доля перетока петиных покупателей к Васе примет более массовый и стабильный характер, то если Петя не Макдональдс, падение выручки он заметит. Есть большая доля людей, которые всегда пользуются одним-двумя брендами (например. только Мак) и в другой им и в голову не придёт сунуться и даже попробовать.

                                                    1. Пользоваться терминалами с площадки 63х50 — невозможно. Если поставить в ряд, то одновременно смогут сделать заказ только анорексичные хистеры, а если взять обычных людей, в зимней одежде, да ещё и с сумками с покупками…
                                                    А когда вы не один, а с детьми?
                                                    А если компанией — по очереди не будете же к терминалу подходить?
                                                    И вот ещё фраза автора «Также хочу отметить, что при разработке проектной документации необходимо учитывать потребности людей с ограниченными возможностями.»

                                                    2. Понаставив терминалы вы съедаете драгоценные посадочные места фудкорта — нельзя просто взять и понаставить сколько угодно терминалов.

                                                    P.S. Место под очередь к кассе и к терминалу не учитываем, т.к. цель — поставить столько терминалов, чтобы работать без очередей, но если ставить ряд касс, то за ними нужно будет оставить ещё место для прохода вдоль касс.

                                                    3. Неверная постановка. Нет такой цели. Цель, которую вы заявляете, это сократить время ожидания от подхода до получения заказа. А т.к. в более-менее ненагруженное время очередь сейчас настолько мала, что не доставляет неудобств, либо традиционный подход не проигрывает во времени варианту с терминалами, то рассматривать следует только время когда посетителей реально много. А значит будут очереди и в терминалы. Люди ленивы и в массе не очень умны когда на расслабоне, необходимость выполнять массу операций самостоятельно даёт порой такие результаты (вспоминаем шутку «Почему в очереди к банкомату человек перед тобой всегда — самый тупой?»). Очереди будут и скорее всего хорошие.
                                                    И, к слову, кол-во касс нельзя бесконечно увеличить, т.к. место у вас ограничено, а ещё нужна витрина.
                                                    P.P.S. А двойное ожидание, кстати, и так на фудкортах частенько — в Carl's Junior, например, всегда, т.к. заказ готовят под вас, а не заранее, а на кассе только дают номерок и стаканчики.

                                                    4. Не знаком с брендом, сколько там касс выдают звенья на вторую очередь? Что будет когда вторая очередь будет пополняться с трёх десятков терминалов?

                                                    Итого:
                                                    Давайте представим, что по каким-то причинам, скорее всего они будут связаны с наркотическими веществами, известные в узких кругах товарищи собрались в кабаке, там прочитали этот пост, проникнулись тезисами и решили: Молодец парень! А давайте реализуем на фудкорте в Мега-Химки!
                                                    Закрутились корпоративные жернова и о-па, все повнедряли, персонал переучили, косяки исправили, персонал переучили, переучили ещё раз и ещё раз. И вот после месячного простоя фудкорт снова открывается в новом улучшенном формате! Бинго!
                                                    И что же мы видим?

                                                    Всё работает как часы было задумано!
                                                    Покупатели, что аз Ашана оставляют тележки в специально отведённых местах идут к 30 терминалам терминалам — отстаивают там очередь, в случаях если попадаются на их беду в это время сразу несколько бабок с внуками, то возможно огромную, далее идут за заказом. А там ещё одна очередь, тоже не маленькая, примерно такая же, как была раньше в кассу, если не больше…
                                                    И вот, счастливый момент — заказ получен. Покупатель двигается к столикам. А там…
                                                    А самих столиков стало столиков на половину или две трети меньше! Ведь у нас теперь есть чудо-инновации: место для парковки тележек и три десятка терминалов с их очередями.
                                                    Хотя нет, чего это я? Русский менеджмент из Икеа (ей принадлежит Мега) ведь тоже упоролся на той встрече, поэтому под это дело демонтирован круглогодичный каток! Садится за столик, достаёт специально для этого купленную 15 минут назад в Оби отвёртку и подкручивает ножки, ведь если пол кривой, то кривой он везде по разному и ему хочется сидеть за нормально расположенным и не качающимся столом. Попотчевав, он замечает розетку. Презрительно переглядываясь с грустными голодными ожидающими с полными подносами, он достаёт ноутбук!..

                                                    Худо бедно, чертыхаясь этот продвинутый пароход работает.
                                                    пару недель, глядя на финансовые результаты, региональные менеджеры втихаря достают из чулана обычные кассы и начинают принимать заказы ещё и по-старинке. Через месяц это делают все рестораны фудкорта. Инновации саботируются!

                                                    Спустя квартал (хотя это долго, но мы же фантазируем) кокс заканчивается и группа известных в узких кругах товарищей судорожно пытается вспомнить, кто из них это дело предложил? Никто не сознаётся!

                                                    Ещё пару недель это дело как-то живёт, потом происходит закономерное: фиксируются убытки, всё возвращается назад и живёт хорошо дальше!

                                                    В цитате ниже я не верю тут не единому слову:
                                                    Итог

                                                    В статье был предложен ряд идей, реализация которых, предположительно, позволила бы улучшить опыт использования фудкорта, повысить удовлетворенность клиентов и посещаемость кафе. Часть проблем решают системы предварительного заказа и парковка тележек. Ряд небольших доработок, таких как дополнительный экран на кассе, полки для сумок и разметка около стойки кафе, дезинфекторы и удобные столы также повышают уровень комфорта. Некоторые решения нацелены на специфические потребности аудитории, но, при этом, их реализация тоже крайне желательна — это микроволновые печи, универсальные розетки с usb, места для одиночек, дублирование меню на английском для иностранцев и полозья для пустых подносов под столом.

                                                    Да, кое-что из перечисленных решений уже внедрено в некоторых фудкортах. Но систематического подхода к улучшению опыта использования мне встретить так и не довелось: либо руки негде помыть, либо очереди в 20 минут, либо еда на стол не умещается. А ведь многие решения до смешного просты и недороги. Пора бы прогрессу уже добраться и до фудкортов.


                                                    Тут кто-то писал, что если допустить до власти программистов, то пару министерств заменят скриптом. Я вас умоляю — накроется всё медным тазом. Потому что в жизни не получается нахаляву отладиться в виртуальной машине.
                                                    • 0
                                                      Если же доля перетока петиных покупателей к Васе примет более массовый и стабильный характер, то если Петя не Макдональдс, падение выручки он заметит. Есть большая доля людей, которые всегда пользуются одним-двумя брендами (например. только Мак) и в другой им и в голову не придёт сунуться и даже попробовать.
                                                      Так в чём проблема-то? Почему, вдруг, они начнут перетекать, и от кого к кому? Почему они уйдут от Пети к Васе, а не наоборот — от Васи к Пете? Почему это должно кого-то разорить?
                                                      Есть большая доля людей, которые всегда пользуются одним-двумя брендами (например. только Мак) и в другой им и в голову не придёт сунуться и даже попробовать.
                                                      Как это связано с электронной системой заказов и перераспределением покупателей? И что, по вашему, изменится в этом после её введения? Будут точно так же первым делом тыкать в свой Мак, и всё.
                                                      1. Пользоваться терминалами с площадки 63х50 — невозможно. Если поставить в ряд, то одновременно смогут сделать заказ только анорексичные хистеры, а если взять обычных людей, в зимней одежде, да ещё и с сумками с покупками…
                                                      Так а сколько, по-вашему, достаточно? Вы только критикуете цифры, а ни одной своей ещё не привели. Ок, давайте возьмём 0.5м², достаточно будет? 1.7м² VS 0.76м².
                                                      2. Понаставив терминалы вы съедаете драгоценные посадочные места фудкорта — нельзя просто взять и понаставить сколько угодно терминалов.
                                                      Учитывая, сколько места вдоль стен там пропадает впустую (разделители между «ресторанами», и т.д., там часто и так ставят терминалы оплаты или банкоматы), места должно быть достаточно. Тем более, что не будет нужно столько места под очереди к кассам.
                                                      3. Неверная постановка. Нет такой цели. Цель, которую вы заявляете, это сократить время ожидания от подхода до получения заказа. А т.к. в более-менее ненагруженное время очередь сейчас настолько мала, что не доставляет неудобств, либо традиционный подход не проигрывает во времени варианту с терминалами, то рассматривать следует только время когда посетителей реально много. А значит будут очереди и в терминалы.
                                                      Уж вряд ли при тройном количестве касс очередей не станет радикально меньше, если они вообще останутся.
                                                      И, к слову, кол-во касс нельзя бесконечно увеличить, т.к. место у вас ограничено, а ещё нужна витрина.
                                                      Ну, во-первых, бесконечно и не нужно, а во-вторых, витрина не так и нужна — половина, если не больше, резидентов фуд-кортов вполне обходятся одними только лайтбоксами, которые вполне заменяются интерактивным экраном.
                                                      4. Не знаком с брендом, сколько там касс выдают звенья на вторую очередь? Что будет когда вторая очередь будет пополняться с трёх десятков терминалов?
                                                      Касс разное количество бывает. Я видел от одной-двух, до десяти, кажется. Если спрос будет таким бешеным, что превысит объём существующего количества касс, я думаю, они только обрадуются. Они себя позиционируют примерно как премиум-бургеры, очередей как в Мак я там не видел.
                                                      Итого:
                                                      Давайте представим
                                                      …и далее ни одной причины. почему сама по себе электронная очередь с единой точкой заказов приведёт к снижению оборотов и прибыли.
                                                      • 0
                                                        Так в чём проблема-то? Почему, вдруг, они начнут перетекать, и от кого к кому? Почему они уйдут от Пети к Васе, а не наоборот — от Васи к Пете?

                                                        Если бы на такие вопросы всегда можно было бы однозначно ответить — жизнь стала бы проще.
                                                        Почему это должно кого-то разорить?

                                                        Очевидно же: выручка падает — Вася/Петя закрывают этот ресторан. Это не IT-стартап, где работают в минус годами, а потом приходит гугл и покупает за 100500 миллионов.
                                                        Как это связано с электронной системой заказов и перераспределением покупателей? И что, по вашему, изменится в этом после её введения? Будут точно так же первым делом тыкать в свой Мак, и всё.

                                                        Моё утверждение основано на том факте, что пальцем ткнуть проще, чем зайти в другой ногами.
                                                        Так а сколько, по-вашему, достаточно? Вы только критикуете цифры, а ни одной своей ещё не привели.

                                                        Приведённые цифры мне кажутся недостаточными, о чём я аргументированно и высказался. Не вижу причин ввязываться в расчёты вашей теории.
                                                        Учитывая, сколько места вдоль стен там пропадает впустую (разделители между «ресторанами», и т.д., там часто и так ставят терминалы оплаты или банкоматы), места должно быть достаточно. Тем более, что не будет нужно столько места под очереди к кассам.

                                                        Я думаю, что утверждение «сколько места вдоль стен там пропадает впустую» основано на теории, что владелец ТЦ и рестораторы глупее нас с вами и не могут толком спланировать площадь. Я в этом не уверен.
                                                        Кроме того, вы снова забываете про очереди на получение заказов.
                                                        Уж вряд ли при тройном количестве касс очередей не станет радикально меньше, если они вообще останутся.

                                                        Последнее сомнительно. Т.к. время заказа на терминале по сравнению с кассой в среднем увеличится. Очереди будут, и на терминалах и на выдаче.
                                                        Ну, во-первых, бесконечно и не нужно, а во-вторых, витрина не так и нужна — половина, если не больше, резидентов фуд-кортов вполне обходятся одними только лайтбоксами, которые вполне заменяются интерактивным экраном.

                                                        Расскажите свои советы по оформлению ресторана на фудкорте Макдональдсу, Бургеркингу или любому другому глобальному франчайзи. Они несомненно им покажутся полезными и они сразу внесут корретивы в брендбуки и франчайзинговые пакеты.
                                                        Касс разное количество бывает. Я видел от одной-двух, до десяти, кажется. Если спрос будет таким бешеным, что превысит объём существующего количества касс, я думаю, они только обрадуются. Они себя позиционируют примерно как премиум-бургеры, очередей как в Мак я там не видел.

                                                        Мой комментарий выше отлично подойдёт и к этому пункту.
                                                        …и далее ни одной причины. почему сама по себе электронная очередь с единой точкой заказов приведёт к снижению оборотов и прибыли.

                                                        А на мой взгляд — вполне себе рабочий сценарий, который показывает как и почему это работать не будет.
                                                        • 0
                                                          Если бы на такие вопросы всегда можно было бы однозначно ответить — жизнь стала бы проще.
                                                          Очевидно же: выручка падает — Вася/Петя закрывают этот ресторан. Это не IT-стартап, где работают в минус годами, а потом приходит гугл и покупает за 100500 миллионов.
                                                          Блин, да вы просто говорите, что оно будет так, потому что будет так. А почему — непонятно, но будет. Прото утверждаете и ничем не аргументируете.
                                                          Моё утверждение основано на том факте, что пальцем ткнуть проще, чем зайти в другой ногами.
                                                          В другой идти не сложнее, чем в этот. Опять же, вот столько лет мимо ходили, а тут вдруг передумают? И никогда другого не пробовали, а тут у них «глаза раскроются»? И уйдут они ото всех к ??? и все разорятся, а один ??? будет стоять, но и тот разорится потому что ???
                                                          Приведённые цифры мне кажутся недостаточными, о чём я аргументированно и высказался. Не вижу причин ввязываться в расчёты вашей теории.
                                                          Вы же утверждаете, что места под терминалы не хватит. Обоснуйте.
                                                          Я думаю, что утверждение «сколько места вдоль стен там пропадает впустую» основано на теории, что владелец ТЦ и рестораторы глупее нас с вами и не могут толком спланировать площадь. Я в этом не уверен.
                                                          Оно пропадате впустую потому, что кассу там не поставить.
                                                          Кроме того, вы снова забываете про очереди на получение заказов.
                                                          Для выдачи заказа не нужно кассы. А ждать можно где угодно, у нас же, вроде бы, электронная очередь?
                                                          Последнее сомнительно. Т.к. время заказа на терминале по сравнению с кассой в среднем увеличится. Очереди будут, и на терминалах и на выдаче.
                                                          Только вместо одной кассы можно ставить 4 терминала, используя в т.ч. места, не подходящие для кассы.
                                                          Расскажите свои советы по оформлению ресторана на фудкорте Макдональдсу, Бургеркингу или любому другому глобальному франчайзи. Они несомненно им покажутся полезными и они сразу внесут корретивы в брендбуки и франчайзинговые пакеты.
                                                          Пардон, вы давно их видели-то вживую? Как раз в них-то витрин и нет. Только лайтбоксы с картинками.
                                                          Фото
                                                          imageimageimage

                                                          А на мой взгляд — вполне себе рабочий сценарий, который показывает как и почему это работать не будет.
                                                          Сценарий пока выглядит как «Сделали, все проблемы решили, но выручка магически упала, хотя посетителей не меньше, и покупают они не меньше».
      • 0
        Опора у предложенного стола маленькая. Первый же поднос с бургером опрокинет его.
        • 0
          Можно просто оставить одну ногу и расширить опору
  • +11
    Клиент с ноутбуком == смерть фастфуду :) Этот человек со своей чашкой кофе (ну или даже обедом) занимает много места и времени, которые можно использовать для бизнеса.
    • 0
      Если так, то зачем фастфуды привлекают таких клиентов халявным вайфаем?
      • +1
        Я думаю, что из-за телефонов. Или просто ради рекламы с надеждой, что вы туда на 4 часа не зайдете.
      • +2
        Маки еще здоровой едой привлекают, и что?
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          • +2
            А с чем вы сравниваете?
          • +1
            Просто не стоит запивать жирную картошку и бургеры леденющей колой, что бы у вас кусочки застывшего жира не плавали в желудке.
      • 0
        Связан с большими ТРЦ и вайфаем :) — последняя тенденция — как раз в зоне фудкорта лишать вайфая посетителей — слишком много ноутбучников с кофе образуется.
      • 0
        Не привлекают там где не надо, если не ошибаюсь в охотном ряду в маке нет вайфая.
    • +1
      Поэтому заботливые владельцы Макдональдса иногда просто выключают розетки (столкнулся с этим в Москве, на Китай-Городе) и эффект нивелируется :)
    • 0
      Поддерживаю, розетки в топку.
  • +1
    Зачатки такого модернизирования встретил как-то раз у нас в макдаке на пулковском шоссе в «ЛЕТО». Там стоял аппарат в котором я формировал заказ, получал чек и шел с ним на кассу, на чеке номер как в Юлмарте и цена, кажется была. Над кассами и стойкой выдачи монитор, где высвечиваются готовые заказы (большими буквами !!!). Люди ожидают в зале, не у касс, так что в очереди толкаться не нужно. У касс только оплата и получение готового заказа.

    Единственный минус в том, что пользовались таким аппаратом далеко не все, некоторые люди, как всегда, стояли в очереди, тупили у касс, выбирали долго и т.д. Скорее всего, это из-за того, что такая практика новая, не все в курсе, кто-то просто пользоваться не умеет. Во-вторых аппарат был всего один, у него была небольшая очередь.

    Эти проблемы можно было бы решить разделением окна выдачи и кассы. Кассу поставить отдельно. Все кто не в курсе, как пользоваться автоматом будут ходить туда, а ожидать в кучке со всеми. Конечно, в итоге все научаться пользоваться аппаратами и очереди станут меньше.
  • 0
    Когда вы упомянули пункт про заказы из разных отделов, я сразу подумал о том, что можно сделать общую очередь с кассами на все отделы, а в самих отделах по чеку забирать заказ, как в старых советских магазинах.
  • 0
    На тему перевода меню, Тайланд туристическая страна и там это необходимо. Почему в мультикультурных и мультиязыковых странах типа США меню не переводят, например на русский и китайский языки, как самые популярные в мире?
    • 0
      а в Латвии вот переводят, можно купить билет в кино полностью на русском языке (язык билета, кино там вообще не переводят)
      • +1
        Насколько мне известно, русский язык хотя и не является официальным, но наиболее широко использует в Латвии.
    • +2
      Таиланд!!!
      • 0
        Простите
  • 0
    Это все хорошо, но слабых мест это не убавляет. В макдаках и так все это есть, а остальным это не нужно. Посчитайте место, которое займут «клетки» для тележек, а это прямая упущенная выгода. Столы круглые потому что при предложенной схеме будут постоянно появляться заторы и передвигание одного стола создаст проблему для всего зала, именно поэтому обычно столы на 4 и круглые, так не сильно важна схема их расстановки и их можно двигать без ущерба проходимости.

    Ну и есть маркетинг — от принятия решения перекусить до получения заказа должно быть минимум шагов, а если человеку нужно поставить телегу, подойти к терминалу, постоять в очереди за заказом, то это все точки «схода» покупателя, а так если он в очереди и очередь движется со сносной скоростью, то он ее достоит и никуда не денется.
    • 0
      от принятия решения перекусить до получения заказа должно быть минимум шагов, а если человеку нужно поставить телегу, подойти к терминалу, постоять в очереди за заказом, то это все точки «схода» покупателя, а так если он в очереди и очередь движется со сносной скоростью, то он ее достоит и никуда не денется.
      Вы пробовали это на себя примерить? Скорее он никуда не денется, если уже сделал заказ без очередей, и ждёт его исполнения (и вообще как-то некрасиво — заказал и сбежал), чем если увидит километровую очередь, в которой будет час стоять.
  • –14
    Я против свч, особенно для детского питания, так как микроволны превращают некоторые аминокислоты из молока в нейротоксичные и Д-изомеры — это оружие геноцида какое-то получается.

    Можно использовать мини-печи.
    • +5
      Пруф, пожалуйста. И много ли младенцев так нагеноцидили?
      • –1
        Пруфов видимо не будет — где читал не помню, скорее всего в оффлайне. Добавил статью в закладки и если найду пруф, то отпишу.
        С другой стороны пруфов, что СВЧ безопасны я тоже не видел, так что и рисковать, по крайней мере собой и своими детьми, не буду.
        • +3
          Знаете, жить тоже небезопасно, большинство живших людей впоследствии умерли:(.
          Об «опасностях» СВЧ-печей, опыт использования которых насчитывает десятилетия, трубит та же братия, что и об опасностях ГМО, мясоедения, прививок и прочих «неестественных» достижений человеческой мысли. Мракобесы, иными словами. Я знал одного такого шизоида, он еще уверовал в календарь майя-2012.
          Почитайте лучше вместо этой дури хороший учебник по физике, что ли.
          • 0
            Большинство? По-моему, умерли все люди, когда-то жившие). Кроме Цоя, конечно.
            • +1
              Мы с вами не умерли и неизвестно, умрём ли. Так что да — большинство.
              • 0
                «почти все»
    • +1
      Насколько я знаю, СВЧ просто разгоняет молекулы воды. Но если кому-то не нравятся микроволновки он не обязан их использовать. А я бы вот не взялся творожок разогревать в печи — долго.
    • +2
      Вы, случайно, ГМО не боитесь? Особенно, разогретые в микроволновке. Я ради интереса спрашиваю, достаточно часто эти фобии живут вместе.
      • 0
        Наоборот, я сторонник генной модификации.
        • +1
          Странно тогда, а у вас на самом деле, имеются пруфы? Ссылки на исследования какие-нибудь, которые подтверждают то, что микроволны действуют на аминокислоты молока не лучшим образом.
          • 0
            Ага, я нашёл вместо автора:
            rassenia.narod.ru/Intstati/mikrovolnovki.html
            ))

            Не то чтобы это прям реферируемый научный журнал, конечно…
            • 0
              Особенно вот это понравилось:
              Российские учёные также обнаружили снижение питательности пищи при воздействии на неё микроволн от 60 до 90%!

              Слово в слово цитата кого-то из недавних ГМОфобов, только соответственно про ГМО:)

              Кстати, в СССР микроволновки отнюдь не были запрещены, а даже производились:)
              • 0
                А ещё в самом конце:
                Подготовлено по материалам статьи Энтони Вэйна и Лоуренса Ньювелла, Христианский Институт Права, США


                Ладно, уговорили — сдаюсь. Но, всё равно, немного побаиваюсь.
  • +6
    Чтобы столы не шатались, достаточно использовать три ножки, а не четыре.
  • +3
    И кстати есть мнение что при личном общении с кассиром он тебе впаривает больше чем ты хотел заказать изначально. Соусы там всякие, колу и прочее. Мне кажется это одна из причин почему неохотно переходят на терминалы самообслуживания.
    • 0
      впаривать всякие доп штуки можно с экрана точно также как в веб магазинах:
      — заказал пиво, а оно тебе «сухарики в придачу со скидкой 5 руб»
      — положил в корзину памперсы, а оно тебе — купи две пачки и съэкономь сотку
      И если это происходит до получения товара, то получается гораздо выгоднее, чем слушат что-либо от кассира, ведь не надо бегать туда-обратно за второй пачкой памперсов, оно уже в заказе.

      www.youtube.com/watch?v=0snqscnEC3g
  • –3
    А вы что добиваетесь этим постом?
  • +5
    «Спиртовые дезинфекторы» — какая прелесть!
    Представляю группы гипервентилирующих бомжиков рядом с этими устройствами…
    Это шутка. Пользуюсь иногда таким методом, действительно удобно.
    Но… Салфетки пропитанные с механической подачей не проще ли и дешевле будут?
    Кстати, не надо ли отдельное разрешение на такой агрегат? Всё-таки спирт…
    • 0
      > Кстати, не надо ли отдельное разрешение на такой агрегат? Всё-таки спирт…

      Можно (и, в общем-то, нужно) использовать более эффективные антисептики, тот же хлоргексидин например (водный или водно-спиртовой раствор).
  • 0
    Главная проблема макдака в том, что в «час пик» они не успевают готовить достаточно самых популярных блюд. Я периодически слышу что-то типа «пару минут придётся подождать». Да, они всё круто устраивают, но даже их силы ограничены. Ещё одна проблема, что если я одновременно заказал что-то, чего надо ждать, и, скажем, макфлурри, то им приходится либо делать макфлурри до бургера и тогда пока я жду оно греется, либо после — и тогда мне надо ждать ещё и его.
  • +1
    Все классно. Но оплачивать нужно при заказе с терминала/телефона, а в заказе указывать ориентировочное время, когда подготовить заказ.
  • +2
    Что не придумывай, а одиночки все равно будут занимать столы на четверых) У нас принято «плевать» на всех людей вокруг)
    • 0
      А группы будут занимать стол, чтобы потом не искать, в итоге занимая его и до, и после того, как получили заказ.
  • +1
    Зачем туда тянуть телегу? Разгрузи в машину и иди налегке дальше.
  • 0
    Я долго пытался подобрать микроволновку, ориентированную на цели посетителей фудкортов… нет режима разморозки...

    Вы своё чадо свежемороженой рыбой кормите? Что вы на фудкорте размораживать собрались?
    • +2
      Видимо, купить в Ашане замороженную готовую еду, и есть её на фудкорте.
  • 0
    Заходил в Burger King в Будапеште. После еды у меня есть привычка убирать за собой. И в этот раз машинально взял поднос и понес его к стойке. Ко мне подошел мужчина который видимо занимается уборкой подносов и очень сердобольно начал объяснять что я не должен этого делать и что он сам все уберет.
    В России мне обычно за это говорили спасибо. Там видимо все строже.
  • 0
    — Выдавать дезинфицирующие салфетки вместе с заказом, чтобы не ходить до санитайзера. Плюсы — лишнее напоминание о гигиене, дозированный расход, нет лишних перемещений, всем привычно.
    — Маленькие столики должны быть ближе к линии выдаче заказа, большие — дальше. Одиночки осядут на свободных маленьких столах, а большие компании будут вынуждены пройти чуть дальше. У вас противоположный вариант — большие столы будут заниматься первыми.

    О чём ещё стоило бы подумать:
    — Комплексное перепроектирование не должно ограничиваться линией касс. Кухня — одно из основных узких мест. В приведённой концепции это кандидат на узкое горлышко №1. Нужен концепт, позволяющий по требованию масштабировать кухню.
    — Почему бы не делать заказ и оплату с телефона, через соответствующее приложение от владельца ТЦ (одно на всех)?
    — Как вам такая идея родом из Японии. Ленточный конвеер с готовыми блюдами по периметру или в центре зала заведения. Расчёт только на выходе по количеству и цвету тарелочек. Почему такой метод работает с горячими суши, но не может работать с другими видами фастфуда? Тут есть свои плюсы и минусы, но возможно плюсов больше? Это кстати классический вариант для суши-фастфуда.
  • 0
    Мне понравилась статья, вы серьёзно подошли к делу, приятно было почитать. Но позвольте немного покритиковать / дополнить вас. Вроде бы в комментариях нижесказанного не было.

    Во-первых, наличие терминалов не решает вопрос с сумками в руках. Думаю, стоит добавить к прототипу полочку или крючочки. Особенно, если надо расплачиваться в терминале.

    Во-вторых, вариант столов с подобной ножкой, возможно, неудобно будет передвигать для составления вместе (ещё и ножки пообломаться могут, если волоком таскть). Так же могут возникнуть проблемы с задвигаемыми подносами — в нынешней реализации требуется некоторое количество места сбоку (на длину подноса) чтобы можно было начать вставлять поднос. Возможно, более простым вариантом будет сделать полочки «лицом к клиенту» (как для клавиатур на некоторых компьютерных столах) — если сделать их повыше, то будет проще прятать поднос, засовывая его под углом.

    В-третьих, я бы всё же оставил кучку столиков для двоих — точно не скажу, но спросом пользоваться должны, думаю. В крайнем случае, опять же, их можно сдвинуть.

    В-четвёртых, полочки у раздач можно сделать частично утопленными в стойку (сделать нишу в стойке) — это позволит им быть шире (всегда раздражали 10-сантиметровые полочки, на которые пытаешься уместить большой пакет). Ещё, кстати, можно вдоль очереди (не думаю, что получится полностью от них избавиться) сделать что-то вроде поручня в подставкой, на которую можно опереть сумки, пока двигаешься в очереди. Кстати, а чем вам для решения проблем с сумками не нравится стандартная идея с запираемыми шкафчиками, как в супермаркетах?

    В-пятых, возможно, стоит продумать что-то вроде урн и удобства убирания мусора со столов — у вас в статье этого нет, но момент довольно важный, имхо. Впрочем, на первый взгляд в вашем плане с этим проблем возникнуть не должно.
  • 0
    Дубликат.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.