Pull to refresh

Исследование рынка труда интернет-разработчиков

Reading time3 min
Views17K


Привет, Хабр!

Наверное, самый частый вопрос у менеджеров в IT — «Где взять программистов?». Для эйчаров вообще каждое новое открытие вакансии разработчика — это суровый вызов, независимо от региона или технологической платформы. Давайте разберемся, что происходит и как исправить ситуацию.

Статистика: бурный рост и нехватка людей


Последнее время отрасль разработки программного обеспечения в России уверенно растет. Оборот в Еnterprise-разработке вырос за 2012 год примерно на 12%, а интернет-рынок прыгнул на целых 30% (Cnews, РАЭК). За счет чего растут обороты в отрасли? Инфляция составляет всего 6,6%, а рост цен — 7% (Минэкономразвития, Прайм). Откуда остальные 5-25%? Частично за счет внедрения ноу-хау по оптимизации рабочих процессов, но, по большей части, за счет наращивания объема оказываемых услуг.

Краткое примечание про инфляцию: да, на мой взгляд, она влияет на рост оборотов рынка в валютном эквиваленте, потому что из-за нее растут зарплаты людей и ставки специалистов, по которым агентства продают человеко-часы клиентам.

Чтобы делать больше проектов, нужно нанимать больше людей. Давайте оценим, сколько программистов работает в одной только России: по разным оценкам в 2010 году численность разработчиков составляла от 70 000 до 350 000 (Microsoft, АПКИТ, Взгляд). Оценка в 350 тысяч выглядит более адекватной, поскольку по разным данным в мировых лидерах по количеству программистов — США и Индии — в этой сфере трудится примерно по 3 миллиона человек.

Допустим, с 2010 года количество разработчиков росло со скоростью в 10%: все-таки, есть еще инхаус-разработка, которая в рейтинге Cnews не учитывалась. Таким образом, по состоянию на 2013 год в России должно быть примерно 460 тысяч разработчиков. А в следующем году понадобится около 46 тысяч новых специалистов.

Где брать разработчиков?


Где взять 46 тысяч программистов? Согласно исследованиям IBM и АПКИТ отечественные ВУЗы обеспечивают лишь около 85% объема, необходимого IT-отрасли. Кроме того, постоянно идут споры о низком качестве подготовки студентов, большую часть которых приходится переучивать на рабочем месте. Допустим, бизнесмены слишком нагнетают обстановку, и ВУЗы хотя бы на 70%, но закрывают нужные объемы. Остается почти 14 тысяч человек.

Еще меньше надежд на молодое поколение остается после взгляда на график рождаемости и смертности в России за 1990—2009 годы.



Поскольку среднему выпускнику ВУЗа около 20-22 лет, ближайшие 5-7 лет количество молодых инженеров будет только уменьшаться.

Придется восполнять недостаток специалистов двумя способами:
— переквалификацией людей из других профессий;
— повышением квалификации существующих разработчиков до нового уровня.

Есть, конечно, потенциальный третий вариант — быстро завести в страну много иностранных специалистов. Но что-то мне подсказывает, что это быстро не получится. За 11 лет работы в IT иностранцев я видел только в роли инвесторов или менеджеров материнской международной компании.

Причем тут интернет?


Мы в РИКе вряд ли сможем в ближайшее время выйти на 14 тысяч человек в год (МГТУ им. Баумана со всех факультетов выпускает около 3 тысяч). Но мы можем исправить ситуацию хотя бы в сегменте разработчиков интернет-проектов.

План такой:
  1. Провести сбор данных о потребностях интернет-компаний в разработчиках;
  2. Опубликовать общий отчет и итоги анализа;
  3. Подготовить образовательные программы повышения квалификации разработчиков.
  4. Предоставить игрокам рынка большую скидку.


Кратко поясним. Во-первых, мы не нашли в интернете ни одного исследования рынка труда интернет-разработчиков (простите за тавтологию). Это уже достаточно большой пробел, который стоит восполнить. Руководители бизнеса и представители образовательных компаний должны ориентироваться в том, что происходит на рынке труда. Как минимум, это поможет наладить диалог между бизнесом и образовательными учреждениями, чтобы обучающие программы были максимально приближены к реальности.

Во-вторых, по итогам исследования мы планируем подготовить программы повышения квалификации, которые максимально отвечают потребностям рынка. А участникам исследования мы готовы сделать приличные скидки на обучение специалистов. Это возможно благодаря сильному сокращению затрат на маркетинг: не будет надобности в тестировании курса на предмет его необходимости, не будет надобности в затратах на рекламу. Это позволит дать цену на 20-30% ниже обычной.

Такой подход в зрелых оффлайн-отраслях работает уже давно: компании объединяются для закупки оптом больших партий товаров или услуг. Меньше затрат на маркетинг для продавца, ниже цена для оптового покупателя, ниже цена для конечного потребителя при сохранении качества. Выигрывают все.

Вы можете принять участие в первом исследовании рынка труда интернет-разработчиков.
Заполнить форму можно здесь

Спасибо за внимание!
Tags:
Hubs:
+10
Comments24

Articles

Information

Website
kursrik.ru
Registered
Founded
Employees
2–10 employees
Location
Россия